Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИМИТАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИМИТАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные методы обучения / традиционная форма обуче-ния / ИКТ / имитационные игры / ролевые игры / взаимодействие / моделирование ситуаций

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темирова Джамила Хасановна

В статье рассмотрены способы активизации образовательного процесса на основе выстраивания диалоговых форм взаимодействия участников образовательного процесса. В частности определены специфика имитационных игр в решении ряда учебных задач, такие как: развитие профессиональных компетенций обучаемых, стимуляция творческого мышления обучаемых, развитие необходимых социальных навыков обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИМИТАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Б01: 10.24412/с1-37095-2024-1 -44-48

Темирова Д. Х.

доктор философии по филологическим наукам, доцент,

Бухарский государственный университет, г. Бухара

СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИМИТАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, традиционная форма обучения, ИКТ, имитационные игры, ролевые игры, взаимодействие, моделирование ситуаций.

Аннотация. В статье рассмотрены способы активизации образовательного процесса на основе выстраивания диалоговых форм взаимодействия участников образовательного процесса. В частности определены специфика имитационных игр в решении ряда учебных задач, такие как: развитие профессиональных компетенций обучаемых, стимуляция творческого мышления обучаемых, развитие необходимых социальных навыков обучаемых.

Изменение роли образования в обществе, происходящие коренные изменения в его системе обуславливают требование разработки активных методик преподавания учебных дисциплин в высших образовательных учреждениях, совершенствования методологии обучения. Возросла роль информационно-коммуникативных средств, но, несмотря на широкие возможности ИКТ, их эффективность высока лишь в случае использования информационных материалов на основе оптимальных интерактивных методов, интеллектуальных технологий и разнообразных концепций обучения.

Интерактивное обучение, как один из способов восприятия материала, базируется на выстраивании диалоговых форм взаимодействия участников образовательного процесса. Такая форма обучения позволяет учащимся формировать навыки совместной работы. Не меняя конечную цель и основное содержание об-

Занкиевские чтения

разовательного процесса, такой способ обучения изменяет традиционные транслирующие формы на коммуникативные, основанные на постоянной интеракции и взаимопонимании.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

Пассивная - учащийся выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);

Активная - учащийся выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

Интерактивная - основанная на взаимодействии.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают конструирование жизненных ситуаций, репрезентацию ролевых игр, совместный подход в решении проблем. Обязательным условием положительного результата такой модели обучения является исключение доминирования одного из участников учебного процесса или какой-либо идеи. Такой подход позволит перевести обучаемого из разряда «объект воздействия» в «субъект взаимодействия», что позволит ему принять активное участие в процессе обучения, используя свой индивидуальный маршрут. Для решения поставленных задач, решения профессиональных проблем как в учебном процессе, так и на практике и применяются разнообразные интеллектуальные имитации, организационно-деятельностные игры. Каждая из них имеет свою специфику, цели и задачи, структуру, а также этапы подготовки и проведения.

Рассмотрим подробно одну из технологий. Имитационная игра - один из сложных методов обучения, так как требует одновременного использования разнообразных интерактивных приемов обучения: дебатов, мозгового или синекти-ческого штурма, анализа конкретных ситуаций, подготовку кейсов и др. Применение имитационных игр позволяет решить ряд учебных задач, такие как: развитие профессиональных компетенций обучаемых; формирование умений по работе и анализу специальной литературы; стимуляция творческого мышления обучаемых; выработка способности практически оценивать различные точки

зрения, определять оптимальные пути их сопоставления; привитие навыков поиска и отбора наилучшего варианта решения. А также - развитию необходимых социальных навыков и выработке правильной самооценки.

Неординарность такого рода игр заключается в том, что они построены на плодотворном общении играющих, на индивидуальном, а затем и коллективном принятии решений в условиях неопределенности, граничности ситуации или неполноты информации. Применяться они могут практически на любых курсах: литература, география, физика, химия и т. д. Данного рода игры стимулируют обучение деловому общению, умение вести переговоры, прогнозировать, выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнера, а главное, осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия. Обучение деловому общению происходит именно за счет многократного повторения технологий, где конструируются процессы обмена информацией, коммуникации, перцепции и осмысления, а также осуществляются командные и межкомандные дебаты.

Главная учебная цель имитационной игры состоит в том, чтобы участники в ходе игровых действий самостоятельно осознавали бы смысл и целесообразность коллективной деятельности, сотрудничества, поиска компромисса или консенсуса. Для деловых игр характерны жизненность и типичность конкретных ситуаций, рассматриваемых в ходе игры; регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры; скрытые резервы.

Имитационные игры имеют преимущество по сравнению с традиционным обучением, устраняя противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональных обязанностей, интегральным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам. Метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания. Игровой компонент содействует большей заинтересованности учащихся. Игра обогащена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах. Опыт, полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности.

Но для успешной реализации данного метода обучения необходимо выполнение определенных условий. Так на первом, подготовительном, этапе необходимо наиболее точно определить тему, цели, задачи и ожидаемые результаты проводимой игры. На этом же этапе создается имитационная модель, определяющая структуру игры, создаются рабочие группы/команды. На втором этапе, информационном, определяются роли каждого члена групп, выдается необходимый минимум ознакомительного материала. Третья основная фаза - выдвижение идей и стратегий для решения поставленной проблемы/ задачи, отбор наиболее перспективных, действенных из них на основе обсуждения ожидаемых результатов, фиксация в письменной форме предложенных решений. На четвертом этапе происходит обмен информацией между рабочими группами: выдвигающими идеи и стратегии, экспериментаторами и экспертами. Следующий этап -пленум, на котором каждая группа в лице одного докладчика предлагает возможные решения поставленной проблемы и предполагаемый результат применения стратегии на практике. Если в процессе рабочие группы не пришли к единому решению, роль третейского судьи берет на себя преподаватель. Этап оценивания игры включает в себя разбор результатов, определение «плюсов» и «минусов» предлагаемых решений, выдвижение предложений по устранению недоработок, обобщение и итоги.

В зависимости от поставленных целей могут использоваться другие структурные варианты игровых моделей. Важно достижение поставленной цели. Игры такого класса могут иметь самостоятельное значение, также использоваться в технологии «погружения» для раскрепощения участников и для определения лидеров.

Из сказанного выше, можно сделать вывод о том, что имитационные игры - это особый класс учебных, производственных, управленческих и развивающих игр, проектирующих модель среды и интеллектуальную деятельность участников, создающих многоаспектные условия для взаимодействия и коллективного принятия решений на основе индивидуальных подходов.

Список источников и литературы

1. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога. - М.: Академия, 2007. 368 с.

2. Деловая игра как метод активного обучении// Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2013. № 2. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hr-portal.ru/article/delovaya-igra-kak-metod-aktivnogo-obucheniya.

3. Болтаева М. Н. Деловая игра в обучении// Молодой ученый. - Чита, 2012. №2 (37). С.252-255.

DOI: 10.24412/cl-37095-2024-1-48-51

Абдуллина Л. Б.

кандидат педагогических наук, доцент,

Уфимский университет науки и технологий, г. Стерлитамак

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ИММЕРСИОННОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ключевые слова: чтение, читательская грамотность, иммерсионное чтение, работа над художественным текстом.

Аннотация. В статье рассматривается иммерсионное чтение как одна из эффективных инновационных технологий в образовательной среде. Определены педагогические условия применения данной технологии в процессе формирования читательской грамотности обучающихся на уроках литературного чтения.

В современной психолого-педагогической литературе особую актуальность получают вопросы, связанные с процессом формирования читательской грамотности обучающихся. К сожалению, как отмечают исследователи, престиж чтения среди подрастающего поколения крайне низкий, читательские умения носят деформированный характер, который обусловлен, прежде всего, влиянием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.