Научная статья на тему 'ДЕЛОВАЯ ИГРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ДЕЛОВАЯ ИГРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТАКТИКА ДОПРОСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горляков Петр Юрьевич, Дроздова Татьяна Валентиновна

Рассматриваются возможности применения деловой игры в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Обосновывается необходимость более широкого применения деловой игры как средства индивидуализации обучаемых и их подготовки к эффективной профессиональной деятельности. Обращается внимание на эффективность совместной коммуникативной деятельности студентов в ходе решения профессиональных задач. Применение деловой игры в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе способствует раскрытию творческого потенциала студентов, создает внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка и оказывает положительное влияние на образовательный процесс в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горляков Петр Юрьевич, Дроздова Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОВАЯ ИГРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

УДК 811.111 ББК 81.2

П.Ю. Горляков, Т.В. Дроздова

ДЕЛОВАЯ ИГРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Рассматриваются возможности применения деловой игры в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Обосновывается необходимость более широкого применения деловой игры как средства индивидуализации обучаемых и их подготовки к эффективной профессиональной деятельности. Обращается внимание на эффективность совместной коммуникативной деятельности студентов в ходе решения профессиональных задач. Применение деловой игры в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе способствует раскрытию творческого потенциала студентов, создает внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка и оказывает положительное влияние на образовательный процесс в целом.

Ключевые слова:

деловая игра, иностранный язык, интерактивное обучение, коммуникативные следственные действия, педагогические технологии, тактика допроса.

Горляков П.Ю., Дроздова Т.В. Деловая игра в процессе обучения иностранному языку студентов юридических специальностей // Общество. Среда. Развитие. - 2021, № 1. - С. 108-111.

© Горляков Петр Юрьевич - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой иностранных языков, Санкт-Петербургский имени В.Б. Боб-

кова филиал Российской таможенной академии, Санкт-Петербург; e-mail: pug@spbrta.ru © Дроздова Татьяна Валентиновна - старший преподаватель, Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации, Санкт-Петербург; e-mail: 9405566@mail.ru

О

3

ю О

Приоритетным направлением развития и формирования российского образовательного пространства является повышение уровня отечественного образования и профессиональной компетентности выпускников. Важным вкладом в повышение эффективности образовательного процесса стало утверждение новой версии государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) по различным направлениям подготовки - ФГОС ВО 3++, ориентированных на профессиональные стандарты. В том числе был принят ФГОС ВО - специалитет по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», что предполагает огромную работу по созданию общих профессиональных образовательных программ (ОПОП) в кратчайшие сроки и требует организации образовательного процесса в рамках существующего нормативного поля. При этом дисциплины по иностранному языку стоят в ряду обязательных дисциплин при реализации программы специалитета. Это, в свою очередь, подразумевает пересмотр подходов, методов, приемов и учебно-мето-

дического обеспечения при выстраивании учебного процесса.

Реализация этой идеи невозможна без разработки и внедрения инновационных педагогических технологий в процесс обучения иностранному языку, что поможет оптимизировать сам образовательный процесс и повысить качество преподавания дисциплины за счет применения интерактивных форм обучения, которые характеризуются высокой коммуникативной возможностью, ориентированы на личность студента, обеспечивают мотивацию и раскрывают творческий потенциал обучающихся. В статье рассматриваются возможности использования деловой игры, степень ее эффективности и создания интерактивной среды в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

Наличие профессиональной проблемы и поиск путей, в том числе неординарных, ее решения составляют суть ситуации делового общения и деловой игры. Деловая игра -это активный метод обучения, предполагающий имитационное моделирование различных аспектов профессиональной де-

ятельности обучаемых и обеспечивающий «условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствования их иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения и предметом изучения». [6, с. 256]. Имитационное моделирование предполагает построение модели, воспроизводящей процессы профессиональных действий, условий и динамику их выполнения с целью поиска новых способов решения возникших проблем в пределах отведенного хронометража.

Деловая игра включает целый комплекс интерактивных форм обучения, обладая специфическими характеристиками, «без наличия которых игра не может считаться деловой: моделированием в игре приближенных к реальным условий профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельности обучаемых (имитированием их); поэтапным развитием, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на ход последующего; наличием конфликтных ситуаций; обязательной совместной деятельностью участников игры, выполняющих предусмотренные условиями игры, роли; описанием объекта игрового имитационного моделирования; контролем игрового времени; системой оценки хода и результатов игры, заранее разработанной и используемой в данной игре; правилами, регулирующими ход игры; элементом соревнования» [6, с. 257].

Приведем пример деловой игры, проведенной в Санкт-Петербургской Академии Следственного комитета Российской Федерации в феврале 2021 года. В связи с ограничительными мерами из-за пандемии деловая игра прошла онлайн. В игре приняли участие 12 студентов, представители трех учебных групп.

Деловая игра "The Jessica Boynton Case" («Дело Джессики Бойнтон») представляет собой активную форму обучения иностранному языку студентов юридических специальностей. Игру рекомендуется использовать в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык». В соответствии с ФГОС по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, уголовно-правовая специализация, очной формы обучения, игра способствует формированию общекультурной компетенции ОК-11 - способность к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков.

Цель деловой игры заключается в разработке стратегии и тактики иноязычного общения в ситуациях, приближенных

к реальным условиям профессиональной деятельности.

В ходе игры «Дело Джессики Бойнтон» обучаемые решали следующие профессиональные задачи:

- соблюдение требований и обязанностей в соответствии с полученной ролью (следственная группа, свидетели, потерпевшие, подозреваемые);

- осуществление профессионального взаимодействия (например, при проведении допроса) с соблюдением субординации и этических норм;

- решение квалификационных задач с использованием накопленных знаний, навыков и умений;

- определение тактических положений организации и проведения допроса;

- формирование способностей профессионального понимания и решения основных проблем практики допроса;

- формирование навыка командной работы;

- формирование чувства долга и ответственности за проделанную работу.

Решение профессиональных задач учитывает коммуникативную направленность игры, предполагающую:

- овладение профессиональной терминологией и речевыми клише;

- развитие фонетического навыка (правильное произношение, интонация, пауза-ция);

- овладение речевыми интенциями;

- формирование стратегической компетенции при проведении иноязычного общения;

- формирование умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на иностранном языке;

- формирование умения ведения диалогического общения при непосредственном и опосредованном контакте.

При разработке деловой игры «Дело Джессики Бойнтон» использовался следующий алгоритм:

1 этап - организационный: разработка сценария, краткое описание игры, постановка целей и задач, распределение ролей, условия игры, инструктаж;

2 этап - актуализационный: реализация целей и задач игры, непосредственное проведение игры;

3 этап - рефлексивный: обсуждение итогов игры, самооценка, выводы, к которым приходят сами участники игры.

К разработке сценария предъявлялись следующие требования:

- материал должен быть фактологически выверен и по содержанию информационно емким;

3

ю О

- весь материал должен быть профессионально ориентирован, но в то же время не изобиловать излишними терминами;

- грамматический и лексический материал должен соотноситься со сформированной коммуникативной компетенцией игроков;

- последовательность действий участников определяется условиями проведения игры, но также предполагает вариативность самого сюжета и импровизацию игроков;

- мотивационная составляющая сценарного материала обеспечивает эффективность игровой деятельности участников и способствует аутентичности профессионального общения на иностранном языке.

Деловая игра «Дело Джессики Бой-нтон» основана на реальных событиях, которые произошли в городе Гриффин, Джорджия, США 15 апреля 2016 года.

Основные участники событий:

Бойнтон Джессика - потерпевшая, 19 лет, мать двоих детей (возраст: 8 месяцев и 2 года);

Бойнтон Мэтью - муж потерпевшей, 21 год, сотрудник полиции;

Браунинг Меган - свидетель, соседка из дома напротив;

Мэтьюз Шейла - свидетель, владелец и редактор местной газеты The GRIP (Griffin's Regional Independent Press);

Хендерсон Вернон - свидетель, Медицинский директор, Отделение травм и интенсивной терапии Медицинского центра Атланты;

Сандерс Уилл - свидетель, водитель грузовика, следователь-фрилансер.

Краткое содержание. Бойнтон была найдена в луже крови в кладовой своего дома после того, как ее супруг, Мэтью Бойнтон, позвонил в службу 911 и попросил отправить в его дом патруль, так как жена прислала ему странное СМС-сообщение. Он также сообщил, что по дороге к дому слышал выстрелы. Под телом женщины был найден пистолет калибра 40, принадлежавший Бойнтону. Сам Бойнтон и его сослуживцы утверждали, что Джессика пыталась покончить с собой. Однако эта версия продержалась недолго, придя в себя, пострадавшая заявила, что ее пытался убить неверный муж. По словам знакомых этой пары, Джессика, узнав об изменах мужа, хотела развестись с ним. Но... почему-то выстрелила себе в голову.

Следствие установило, что в ночь попытки убийства коп отослал своей новой пассии, которая работает диспетчером, 68 СМС-сообщений. Причем одно из них отправлено за минуту до вызова полиции.

Расследованием этой «попытки самоубийства» занимается бюро расследований штата.

Правила. В деловой игре участвуют 12 человек. Из них 6 игроков представляют три следственные группы по 2 человека в каждой, которые должны провести допрос свидетелей и потерпевшей. Следственным группам предоставляется общая информация по делу, видеосъемка полицейского, прибывшего по звонку 911 на место преступления и материалы, содержащие первоначальные и производные доказательства по делу. Между остальными участниками игры (шесть человек) распределяются роли свидетелей и потерпевшей. Свидетели должны четко знать свои роли (но не выходить за ее рамки), реагировать на вопросы следователей, предоставляя полную информацию по делу в границах своей осведомленности. Следователи, в свою очередь, составляют предварительный список вопросов и определяют тактику допроса, учитывая ситуацию, задачи допроса, личностные характеристики допрашиваемых (возраст, пол, психотип). Роль ведущего игры также была поручена студенту. Исполнение ролей подразумевает не только использование вербальных средств (фраз, реплик, восклицаний, предложений), но и невербальных средств общения (мимику, жесты, направление движения глаз, поза, частота контакта, дистанция). Исправление ошибок в процессе игры не допускается, их обсуждение переносится на 3 этап - рефлексивный.

Следственным группам требовалось проанализировать ситуацию, которая сложилась к началу допроса потерпевшей, свидетеля (обвиняемого), с указанием причин ее возникновения. В соответствии с проведенным анализом ситуации следственные группы должны были определить круг задач, которые необходимо решить в процессе допроса. С учетом ситуации, задач допроса, индивидуальной характеристики личности допрашиваемых, а также иных факторов, влияющих на определение тактики допроса, следователи должны были остановиться на конкретных приемах допроса потерпевшей, свидетеля (обвиняемого). В конечном счете, каждая группа должна была составить предварительный список вопросов для каждого свидетеля и потерпевшей (обвиняемого).

В процессе проведения игры каждая следственная группа должна была опросить свидетелей и потерпевшую и задать им предварительно составленные и возникшие в процессе допроса вопросы, решить вопрос о достаточности или недостаточности содержащихся в них данных для решения отдельных задач допроса. К таким задачам в первую очередь относятся:

- установление и поддержание контакта с допрашиваемым;

- оказание воздействия на допрашиваемого для изменения его негативной установки;

- оказание помощи допрашиваемому, чтобы он смог вспомнить забытое и адекватно изложить свои показания;

- проведение оперативного анализа показаний для установления их правдивости и полноты.

Следственные группы провели анализ собранных доказательств, характеризующих личности потерпевшей и свидетелей (обвиняемого). Для составления индивидуальной методики допроса указанных выше лиц в ходе анализа необходимо было принять решение о достаточности или недостаточности собранных доказательств, которые должны быть четко аргументированы. Если доказательств не достаточно, следует указать, какие доказательства необходимо получить и какие процессуальные средства нужно для этого применить. Аргументацию доказательств и предъявление обвинения одному из допрашиваемых должно было оценить жюри.

Жюри избирается в нечетном количестве 5-7 человек (количество может варьироваться). В состав жюри входят студенты и преподаватели, ведущие дисциплины по профилю профессиональной деятельности и иностранному языку. На завершающем этапе организуется обсуждение итогов игры, в ходе которого они должны определить, какая из следственных групп станет победителем. Для определения победителей игры составляются критерии оценки следственных действий, результатом которой являются анализ коммуникативного поведения каждого игрока, профессиональная этика членов следственных групп, степень достаточности полученных доказательств в ходе допроса. Также оценивается речевое поведение и невербальное общение игроков. Рекомендуется проводить ви-

деозапись деловой игры для объективной оценки ее результатов.

В процессе игры следственные группы провели допрос свидетелей и потерпевшей. В ходе проведения коммуникативных следственных действий следственные группы пришли к единому результату, было предъявлено обвинение мужу потерпевшей.

На заключительном этапе участники вместе с членами жюри обсудили ход и результаты игры. Студенты отметили положительную мотивацию в процессе подготовки и проведения игры, проанализировали ситуацию до проведения допроса и в ходе следственных действий, высказали аргументы в пользу достаточности собранных в ходе допроса доказательств, дали оценку приобретенного опыта и знаний. Было замечено, что внедрение деловых игр и других интерактивных форм в образовательный процесс позитивно сказывается на учебе, стимулирует интерес к будущей профессии, повышает мотивацию к изучению иностранного языка как к средству межкультурного и профессионального общения и обладает неоспоримым преимуществом перед традиционными методами преподавания.

Исследование практики применения деловой игры в процессе обучения иностранным языкам в неязыковых вузах позволяет обосновать необходимость более широкого применения интерактивных форм обучения как средства индивидуализации обучаемых и их подготовки к эффективной профессиональной деятельности. Применение деловой игры в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе способствует раскрытию творческого потенциала студентов, положительно сказывается на поддержании мотивации студентов к изучению иностранного языка, и благотворно влияют на работу по самопознанию и самосовершенствованию и оказывает положительное влияние на образовательный процесс в целом.

Список литературы:

[1] Васина Н.В., Мищенко О.А. Деловые игры и игровые упражнения в учебном процессе : учеб.- метод. пособие - 2-е изд., пер. и доп. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. - 253 с.

[2] Доможирова М.А. Деловая игра в обучении профессионально-ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов / Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - СПб.: Санкт-Петербургский гос. тех. ун-т, 2002. - 18 с.

[3] Зельдович Б.З. Деловые игры в управлении полиграфическими и издательскими процессами : учеб. пособие. - М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2011. - 232 с.

[4] Комаров В.Ф. Деловая игра «Коррупция» - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2014. - 48 с.

[5] Корнейчук Б.В. Деловая игра в контексте постиндустриального развития // Инженерное образование. - 2018, № 23. - С. 124-129.

[6] Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабин-ская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. 5-е изд., стереотип. - Мн.: Высш. Шк., 1999. - 522 с.

[7] Пирозерская О.Л. Проведение деловой игры по дисциплине «Управление качеством». - СПб.: Университет ИТМО, 2019. - 45 с.

[8] Kim, J.B., Study on the Use of Serious Games in Business Education // LSU Doctoral Dissertations. 2471. -Louisiana: Louisiana State University and Agricultural and Mechanical College, 2015. - 160 p.

[9] The Effect of Simulations and Games on Learning Objectives in Tertiary Education: A Systematic Review / S. de Smale, T. Overmans, J. Jeuring, L. van de Grint. - Utrecht: Utrecht University, 2015. - 10 p.

3

\o О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.