Научная статья на тему 'Специфика государственного регулирования деятельности предпринимательских структур в современных условиях хозяйствования'

Специфика государственного регулирования деятельности предпринимательских структур в современных условиях хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1338
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / PUBLIC POLICY / ENTREPRENEURSHIP / SMALL-SCALE BUSINESS SUPPORTING / GOVERNMENTAL REGULATION OF ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костинский В. С.

Целью данной статьи является выявление специфики государственного регулирования деятельности предпринимательских структур в современных условиях хозяйствования. В статье рассмотрены функции государства по регулирования предпринимательской деятельности, выделены ее сферы. Рассмотрены механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства, а также выявлены институциональные барьеры их инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF GOVERNMENT REGULATION OF ACTIVITY OF INTREPRENEURIAL ORGANIZATIONS IN MODERN CONDITIONS OF MANAGEMENT

The purpose of article is exposure of the specificity of governmental regulation of the entrepreneurial organizations in modern conditions of management. In this article, the state functions by the regulation of entrepreneurial activity are described. The spheres of entrepreneurial activity are marked. The supporting mechanisms of small-scale and middle business are described. The institutional barriers of innovative activity of smallscale and middle business are exposed.

Текст научной работы на тему «Специфика государственного регулирования деятельности предпринимательских структур в современных условиях хозяйствования»

СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

В. С. КОСТИНСКИЙ

Целью данной статьи является выявление специфики государственного регулирования деятельности предпринимательских структур в современных условиях хозяйствования. В статье рассмотрены функции государства по регулирования предпринимательской деятельности, выделены ее сферы. Рассмотрены механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства, а также выявлены институциональные барьеры их инновационной деятельности.

Ключевые слова: государственная политика, предпринимательство, поддержка малого бизнеса, государственное регулирование предпринимательства.

Функционирование любого государства непосредственно связано с выполнением публичных функций, т. е. воздействием на общественные процессы. Осуществление им публичной власти сочетается с его трактовкой как социальнополитической организации, реализующей свою деятельность в интересах общества. В последнее время в ряде стран государство стали рассматривать не столько в роли выразителя публичной власти, покровителя, сколько в виде публичной службы. Оно служит обществу и гражданам, их интересам подчинены все государственные функции [6]. Однако следует отметить, что сколько бы не абсолютизировалось и идеализировалось его значение, оно всего лишь аппарат, создаваемый обществом для решения каких-либо определенных целей.

Рассматривая государство с точки зрения теории управления, В. И. Кнорринг [4] указывает на то, что оно является сложной открытой системой, обладающей свойствами целенаправленной адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней среды и способностью к самоуправлению, саморегуляции своего развития. Управляющее воздействие государства, как высшей иерархической структуры, реализуется прямыми связями с управляемой системой. Только государство обеспечивает национальную оборону, охрану общественного порядка, развитие фундаментальных наук, единую систему энергоснабжения и топливной базы, реализует программы по защите окружающей среды. Государство как экономический субъект и распорядитель бюджетных

средств осуществляет прямое финансовое воздействие на особо важные отрасли экономики, стимулируя развитие целевых комплексных программ экономического развития и определяя в целом социальную политику. Контроль выполнения, адекватность реакции на управляющее воздействие определяются информацией, поступающей по каналам обратной связи.

При этом следует отметить, что ключевым фактором устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве России в целом, в каждом ее регионе, во всех сферах и отраслях воспроизводства, на каждом предприятии и в их объединениях. Поэтому необходим переход на предпринимательский тип воспроизводства на уровнях макро-, мезо- и микроэкономики. При этом следует помнить, что внутренним механизмом рыночного хозяйствования является конкуренция. Чтобы быть конкурентоспособными при современных производительных силах необходимо поставить на устойчивую основу их воспроизводство. Такой основой является непрерывное совершенствование производительных сил и производительных отношений на базе инновационного воспроизводства.

Для того чтобы быть равным партнером в мировом хозяйстве и на мировом рынке, нужно сформировать предпринимательский тип воспроизводства в стране и ее регионах. Сам процесс создания и воспроизводства предприниматель-

ского типа невозможно формировать в отрыве от мирового хозяйства. Ибо современный уровень производительных сил таков, что нельзя быть конкурентоспособным во всех отраслях и сферах производства.

Нужно обосновано выбрать свою нишу в мировом рынке, используя свое преимущество в обеспечении теми основными и развитыми факторами производства, которыми располагает в данное время Россия в целом, ее регионы [7].

Государственное регулирование предпринимательской деятельности является важнейшим инструментом создания комфортных условий не только для успешной деятельности коммерческих структур, но и для обеспечения высоких темпов экономического роста и повышения уровня социально-экономического развития страны. При этом следует помнить, что целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда, и получение от этого оптимальных выгод. Заметим, что различные государства, безусловно, имеют свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добиваются их решения доступными им методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране [5].

Исходя из этого, рассмотрим специфику механизма государственного регулирования деятельности предпринимательских стуктур в современных условиях хозяйствования.

Заметим, что современные подходы к государственному регулированию предпринимательской деятельности позволяют выявить не только основные векторы развития страны, но и оценить тенденции принятия политических решений в условиях глобального экономического кризиса.

Отметим в этой связи, что по мнению А. М. Блудова, в теоретическом контексте государство традиционно осуществляет следующие функции по регулированию предпринимательской деятельности [1]:

- создает правовое поле для развития предпринимательской деятельности: разрабатывает необходимые законы и нормативные акты, определяет права собственности, а также обеспечива-

ет контроль качества предпринимательской продукции;

- обеспечивает национальную безопасность, а также безопасность осуществления предпринимательской деятельности;

- стабилизирует экономическое развитие посредством проведения соответствующей экономической политики;

- обеспечивает социальную защиту и выдает социальные гарантии наемным работникам путем установления минимальной заработной платы, пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице, оказания помощи малоимущим, индексации доходов населения в связи с инфляцией;

- принимает меры по защите конкуренции и ограничению монополистической деятельности;

- разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности;

- организует и контролирует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы.

При этом, отметим, что, по мнению А. И. Шлафмана, можно выделить сферы государственного регулирования предпринимательской деятельности соответственно видам рынков: товарный рынок, рынок ценных бумаг, валютный рынок и др. Являясь по сути ограничителем, регулятором отношений, государственное регулирование должно основываться на четких принципах. На первое место среди принципов государственного регулирования предпринимательской деятельности А. И. Шлафман [8] ставит принцип законности. Государственное воздействие на экономику может осуществляться только на основе законов, нормы которых должны строго соблюдаться в процессе такого воздействия. «Запрещено все, что не разрешено законом» - основополагающий принцип осуществления функций органами государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности, вытекающий из принципа законности. В случае нарушения норм, устанавливающих пределы и порядок государственного регулирования, органы и должностные лица, уполномоченные на такое регулирование, должны нести неотвратимую юридическую ответственность.

Заметим, что поскольку хозяйственноправовая концепция исходит из необходимости единого регулирования горизонтальных и вертикальных предпринимательских отношений, большинство принципов предпринимательского (хозяйственного) права одновременно выступает в качестве принципов государственного регулиро-

вания экономики и предпринимательской деятельности.

Принцип свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, предполагающий свободный выбор вида деятельности, контрагентов по договору, свободное определение условий договора, свободную конкуренцию, свободу деятельности на всей территории государства и т. д., должен строго соблюдаться и учитываться при осуществлении государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Это в полной мере относится и к другим принципам предпринимательского (хозяйственного) права. Перечислим их:

Принцип равенства форм собственности и действующих на их основе хозяйствующих субъектов. Принцип обозначен здесь в соответствии с тем, как это делают большинство авторов работ по предпринимательскому (хозяйственному) праву. Представляется, однако, что определение «принцип равенства хозяйствующих субъектов» более удачно, в первую очередь это своеобразный критерий для принятия соответствующих решений органами всех трех ветвей государственной власти. Данный принцип предполагает, в частности, отсутствие привилегий для каких-либо хозяйствующих субъектов в ущерб другим. Естественно, что имеется в виду равенство юридическое, а не экономическое.

Принцип партнерства хозяйствующих субъектов, который применительно к вертикальным хозяйственным отношениям должен предполагать деловое сотрудничество субъектов, регулирующих хозяйственную деятельность, и субъектов, ее осуществляющих, их содействие друг другу в выполнении вертикальных хозяйственных обязательств. В свете последних внесенных в законодательство изменений данный принцип уже не является таким декларативным, как прежде. Таким образом, названный принцип предполагает сотрудничество сторон предпринимательского договора, добросовестную конкуренцию.

Принцип сочетания частных и публичных интересов. Оптимальное сочетание в экономике рыночной саморегуляции и государственного регулирования - один из важнейших аспектов эффективного функционирования национального хозяйства, поскольку, с одной стороны, частные интересы стремятся к максимальной саморегуляции, а с другой стороны, защита публичных интересов невозможна без государственного регулирования.

Принцип единства экономического пространства предполагает свободное перемещение товаров, работ, услуг и финансовых средств на

всей территории Российской Федерации. Усилия Президента РФ, направленные на построение единой вертикали исполнительной власти, во многом должны способствовать обеспечению действия названного принципа.

Принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Выделяется также принцип неприкосновенности частной собственности, но, с учетом указанного выше принципа равенства форм собственности, равным образом признается и защищается и государственная, и муниципальная собственность.

Также следует отметить, что среди принципов государственного регулирования предпринимательской деятельности называют принципы народовластия, разделения властей и т. д. Эти принципы являются конституционно-правовыми. Их обеспечение и реализация имеют существенное значение и для государственного регулирования предпринимательской деятельности, в первую очередь, для эффективного функционирования механизма такого регулирования.

Рассмотренные выше теоретические аспекты государственного регулирования деятельности предпринимательских структур позволяют нам выявить специфичные черты государственного административного влияния на функционирование коммерческих организаций и, на этой основе, определить ключевые направления государственной политики в области воздействия на малый и средний бизнес.

В этой связи отметим, что глобальный экономический кризис нанес ощутимый удар по российской экономике. Поэтому в целях минимизации кризисного воздействия Правительство РФ одобрило основные направления антикризисных действий на 2010 г., в соответствии с которыми важнейшим фактором обеспечения устойчивости оживления должно стать форсированное расширение базы экономического роста в первую очередь за счет появления новых предприятий малого бизнеса.

В этих целях на 2010 г. скорректирована государственная программа поддержки малого бизнеса, расширен перечень видов поддержки, осуществляемой за ее счет. В поддержке малого бизнеса будут усилены модернизационные аспекты -центр тяжести будет смещен в сторону производственного сектора и поддержку инновационной деятельности компаний. В 2010 г. в полном объеме заработает программа кредитования малых предприятий, начатая в 2009 г. на базе открытого акционерного общества «Российский банк разви-

тия», а также механизм гарантийных фондов для кредитования малого и среднего бизнеса [1].

Через банки-партнеры открытого акционерного общества «Российский банк развития» малый бизнес получит не менее 100 млрд руб. кредитов, через механизм гарантийных фондов - не менее 80 млрд руб. Малый бизнес будет активно привлекаться к реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе для целей проведения энергоаудита предприятий.

Кроме того, будет продолжено совершенствование системы контроля и надзора за деятельностью малого и среднего бизнеса. Особое внимание будет уделено таможенному и налоговому контролю, а также деятельности правоохранительных органов в отношении малого бизнеса.

Также прорабатывается вопрос о радикальном упрощении процедуры получения лицензии, о переходе на преимущественно уведомительный порядок начала собственного дела [9].

Вполне очевидным является и внимание центральных и региональных властей к поддержке деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса [3]. В этих условиях особое значение имеет оказание помощи инновационным предприятиям. Не случайно сегодня большинство антикризисных мер направлено на стимулирование инновационной активности, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства. В условиях глобального кризиса требуется совершенствование поддержки инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства, особенно на региональном и муниципальном уровнях.

Основными видами поддержки инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства является информационное и методическое сопровождение получения финансовой поддержки, информационная поддержка по вопросам обучения, участия в ярмарках, выставках, а также проведение ярмарок, выставок, семинаров.

Но, вместе с тем, сегодня существуют значительные институциональные барьеры для инновационной деятельности малого и среднего бизнеса:

- недостаточное информационное оповещение о возможностях государственной поддержки, защите интеллектуальных прав, успешном опыте внедрения инноваций, методах и принципах ведения инновационной деятельности;

- недостаток свободных денежных ресурсов у малого и среднего предпринимательства, не-компенсируемая финансовая поддержка со стороны государства, высокие проценты за использование банковских кредитов;

- высокая стоимость нововведений и экономический риск, длительный срок окупаемости проектов, недостаток компетентных кадров;

- нечеткость и недостаточность налоговых льгот для инновационной деятельности. Это связано с высокой степенью контроля доминирующими хозяйствующими субъектами напряженных ресурсов территории (энергоресурсов, основных фондов и др.), недостатком оперативной организационной и ресурсной поддержки со стороны региональных властей и местного самоуправления [2].

Кроме того, малые предприятия для осуществления инновационной деятельности нуждаются в информационной поддержке больше, чем средние предприятия. Это связано с ограниченностью финансовых и кадровых ресурсов для обращения к консалтинговым услугам по вопросам эффективной организации бизнеса, привлечения инвестиций, получения финансовой поддержки, обращения к патентному праву и защиты других прав интеллектуальной собственности: товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, коммерческих обозначений. Однако субъекты малого и среднего бизнеса ограничены в возможностях иметь в штате юристов и инновационных менеджеров, а в регионах недостаточно развит консалтинговый бизнес и предоставление консультаций государственными и муниципальными структурами.

Таким образом, специфика государственного регулирования деятельности предпринимательских структур в современных условиях хозяйствования заключается в том, что государство не может оставаться в стороне от проблемы оздоровления деятельности предприятий, при этом более гибким и адаптивным становится процесс законотворческих инициатив, включая предложения со стороны как бизнес-сообщества, так и академической среды.

Литература

1. Блудов А. М. Направления развития государственной политики регулирования предпринимательской деятельности в современных экономических условиях // Социально-экономические явления и процессы. 2010. №3.

2. Гурунян Т. В. Поддержка инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса // Актуальные проблемы развития экономики современного предпринимательства: сб. докладов по итогам Всерос. науч.-практ. конф. М., 2010.

3. Дынкин А. А. Мировой кризис - импульс для развития инноваций // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 4.

4. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. М., 2007.

5. Минчаков И. М. Основные задачи и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности // Вестн. Тамб. ун-та. 2010. Вып. 1 (81).

6. Тихомиров Ю. А. Социальная ориентация административной реформы / отв. ред. Е. Г. Ясин. Кн. 3 // Модернизация экономики России: Социальный контекст: в 4 кн. М., 2004.

7. Топсахалова Ф. М., Топсахалов Р. А. Экономическая сущность и принципы государственного регулирования предпринимательства // Фундаментальные исследования. 2007. № 11.

8. Шлафман А. И. Организационно-экономические особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности // Известия ИГЭА. 2009. № 4 (66).

9. URL: http://www.economy.gov.ru

* * *

SPECIFICITY OF GOVERNMENT REGULATION OF ACTIVITY OF INTREPRENEURIAL ORGANIZATIONS IN MODERN CONDITIONS OF MANAGEMENT

V. S. Kostinskiy

The purpose of article is exposure of the specificity of governmental regulation of the entrepreneurial organizations in modern conditions of management. In this article, the state functions by the regulation of entrepreneurial activity are described. The spheres of entrepreneurial activity are marked. The supporting mechanisms of small-scale and middle business are described. The institutional barriers of innovative activity of small-scale and middle business are exposed.

Key words: public policy, entrepreneurship, small-scale business supporting, governmental regulation of entrepreneurship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.