НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
А. М. БЛУДОВ
Статья посвящена анализу существующих подходов к государственному регулированию предпринимательской деятельности и поиску путей его совершенствования с учетом условий мирового финансового кризиса. Обосновано, что использование опыта Евросоюза в области создания социального предпринимательства будет способствовать минимизации последствий мирового финансового кризиса и развитию малого и среднего предпринимательства в России.
Ключевые слова предпринимательство, социальное предпринимательство, государственная политика.
Современные подходы государственного регулирования предпринимательской деятельности позволяют выявить не только основные векторы развития отечественной цивилизации, но и оценить тенденции принятия политических решений руководством страны в условиях глобального экономического кризиса.
В теоретическом контексте государство традиционно осуществляет следующие функции по регулированию предпринимательской деятельности:
- создает правовое поле для развития предпринимательской деятельности: разрабатывает необходимые законы и нормативные акты, определяет права собственности, а также обеспечивает контроль качества предпринимательской продукции;
- обеспечивает национальную безопасность, а также безопасность осуществления предпринимательской деятельности;
- стабилизирует экономическое развитие посредством проведения соответствующей экономической политики;
- обеспечивает социальную защиту и выдает социальные гарантии наемным работникам путем установления минимальной заработной платы, пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице, оказания помощи малоимущим, индексации доходов населения в связи с инфляцией;
- принимает меры по защите конкуренции и ограничению монополистической деятельности;
- разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности;
- организует и контролирует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы.
По оценкам Президента России Д. А. Медведева, развитие предпринимательства - и сейчас, и на будущее - является одним из главных приоритетов российской экономической политики. В этих целях государство и впредь намерено совершенствовать законодательную базу и административную систему, проводить сбалансированную налоговую политику и облегчать доступ к кредитным ресурсам [5].
Глобальный экономический кризис нанес мощный удар по российской экономике и еще далек от завершения. В целях минимизации кризисного воздействия Правительство РФ одобрило основные направления антикризисных действий на 2010 г., в соответствии с которыми важнейшим фактором обеспечения устойчивости оживления должно стать форсированное расширение базы экономического роста в первую очередь за счет появления новых предприятий малого бизнеса. В этих целях на 2010 г. скорректирована государственная программа поддержки малого бизнеса, расширен перечень видов поддержки, осуществляемой за ее счет. В поддержке малого бизнеса будут усилены модернизационные аспекты -центр тяжести будет смещен в сторону производственного сектора и поддержку инновационной деятельности компаний. В 2010 г. в полном объеме заработает программа кредитования малых предприятий, начатая в 2009 г. на базе открытого акционерного общества «Российский банк развития», а также механизм гарантийных фондов для кредитования малого и среднего бизнеса. Через банки-партнеры открытого акционерного общества «Российский банк развития» малый
бизнес получит не менее 100 млрд руб. кредитов, через механизм гарантийных фондов - не менее 80 млрд руб. Малый бизнес будет активно привлекаться к реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе для целей проведения энергоаудита предприятий.
Кроме того, будет продолжено совершенствование системы контроля и надзора за деятельностью малого и среднего бизнеса. Особое внимание будет уделено таможенному и налоговому контролю, а также деятельности правоохранительных органов в отношении малого бизнеса. Также прорабатывается вопрос о радикальном упрощении процедуры получения лицензии, о переходе на преимущественно уведомительный порядок начала собственного дела [4].
Вполне очевидным является и внимание центральных и региональных властей к поддержке деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса [2]. В этих условиях особое значение имеет оказание помощи инновационным предприятиям. Не случайно сегодня большинство антикризисных мер направлено на стимулирование инновационной активности, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). В условиях глобального кризиса требуется совершенствование поддержки инновационной деятельности МСП, особенно на региональном и муниципальном уровнях.
Основными видами поддержки инновационной деятельности МСП является информационное и методическое сопровождение получения финансовой поддержки, информационная поддержка по вопросам обучения, участия в ярмарках, выставках, а также проведение ярмарок, выставок, семинаров.
Но, вместе с тем, сегодня существуют значительные институциональные барьеры для инновационной деятельности МСП:
- недостаточное информационное оповещение о возможностях государственной поддержки, защите интеллектуальных прав, успешном опыте внедрения инноваций, методах и принципах ведения инновационной деятельности;
- недостаток свободных денежных ресурсов МСП, не компенсируемый финансовой поддержкой со стороны государства, высокие проценты за использование банковских кредитов;
- высокая стоимость нововведений и экономический риск, длительный срок окупаемости проектов, недостаток компетентных кадров;
- нечеткость и недостаточность налоговых льгот для инновационной деятельности. Это связано с высокой степенью контроля доминирую-
щими хозяйствующими субъектами напряженных ресурсов территории (энергоресурсов, основных фондов и др.), недостатком оперативной организационной и ресурсной поддержки со стороны региональных властей и местного самоуправления [1].
Кроме того, малые предприятия для осуществления инновационной деятельности нуждаются в информационной поддержке больше, чем средние предприятия. Это связано с ограниченностью финансовых и кадровых ресурсов для обращения к консалтинговым услугам по вопросам эффективной организации бизнеса, привлечения инвестиций, получения финансовой поддержки, обращения к патентному праву и защиты других прав интеллектуальной собственности: товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, коммерческих обозначений. Однако субъекты МСП ограничены в возможностях иметь в штате юристов и инновационных менеджеров, а в регионах недостаточно развит консалтинговый бизнес и предоставление консультаций государственными и муниципальными структурами.
Таким образом, в современных обстоятельствах государство не может оставаться в стороне от проблемы оздоровления деятельности предприятий; более гибким и адаптивным должен стать процесс законотворческих инициатив, включая предложения со стороны как бизнес-сообщества, так и академической среды.
В современных российских условиях важное значение приобретает социальное предпринимательство. Поскольку социальное предпринимательство - это деятельность, нацеленная не только на получение прибыли, но и на решение острых проблем общества, миссия социального предпринимательства приобретает особую ценность в период экономического кризиса по следующим причинам:
- в кризис все социальные проблемы, как правило, обостряются и их решение становится жизненно важным для существования общества. Например, социальное предпринимательство способствует снижению безработицы среди наименее защищенных слоев общества, в частности инвалидов, что в сложных экономических условиях приобретает безусловную ценность;
- социальное предпринимательство способствует созданию благоприятной бизнес-среды, поддержанию в обществе в «тяжелые времена» необходимого духа предпринимательства, активной общественной позиции, инноваций, общественной солидарности, что создает хорошие предпосылки к более мягкому и своевременному выходу из кризиса.
В связи с вышеизложенным, трудно переоценить роль специализированных фондов, которые развивают и поддерживают идеи социального предпринимательства. Так, в Европе широкую известность получила деятельность «CSR Europe» -сообщества европейских компаний и организаций, объединенных общими принципами социальной корпоративной ответственности. На сегодняшний день в сеть «CSR Europe» входит 75 транснациональных корпораций и 25 органи-заций-партнеров. Одним из важнейших проектов «CSR Europe» является открытие 12 лабораторий по разным направлениям деятельности, в которых представители бизнеса, научного и образовательного сообщества объединили свои усилия для разработки наиболее удачных решений в сфере социального предпринимательства.
Поскольку в России социальное предпринимательство только начинает возрождаться, определенная государственная поддержка этому новому начинанию представляется необходимой. Форма поддержки может быть различной, включая, например, налоговые льготы и иные экономические преференции для предприятий и частных лиц, осуществляющих реализацию бизнес-идей социального предпринимательства.
Сегодня идеи социального предпринимательства завоевывают в России все больше сторонников. Примечательна инициатива Финансовой академии при Правительстве РФ, которая планирует в 2010 г. организовать конкурс среди студентов по разработке и представлению бизнес-идей в рамках социального предпринимательства. При условии поддержки со стороны бизнеса конкурс может дать хороший толчок развитию социального предпринимательства в России.
Таким образом, для развития сферы социального предпринимательства необходима кооперация усилий бизнеса, общественных и государственных институтов, ассоциаций и организаций. А само социальное предпринимательство как развитый общественно-экономический институт крайне необходимо для нашей страны не только для скорейшего выхода из экономического кризиса, но и для более успешного решения задач предстоящей модернизации [6].
В результате, весьма полезным может стать и европейский опыт государственной поддержки предпринимательства в условиях экономического кризиса. Так, малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, «вынуждает»
крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства. Поэтому в рамках Евросоюза осуществляется политика
поддержки малого предпринимательства, главная цель которой - сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.
Цели государственной поддержки малого бизнеса в Евросоюзе отличаются от целей, поставленных правительствами других государств:
- укрепление единого внутреннего рынка ЕС;
- устранение административных барьеров;
- унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества.
Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путем законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств [3].
Заметим, что к кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.
В условиях мирового финансового кризиса политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.
В разгар мирового экономического кризиса правительствами стран Европейского союза были приняты следующие меры по улучшению функционирования предприятий малого и среднего бизнеса:
- предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов;
- оказание (за невысокую плату или бесплатно) консультационных услуг и предоставлению научно-технической информации;
- разработка и реализация «Стратегических
планов развития», учитывающих специфические социально-экономические особенности региона: уровень экономического развития, специализацию промышленного и сельскохозяйственного производства, исторические и культурно-
этнические особенности территории;
- помощь безработным в организации своего бизнеса;
- создание справедливой конкуренции при минимизации налогов.
Таким образом, одной из важнейших задач в экономической жизни России должна стать поддержка предпринимательства и малого бизнеса со стороны государства. Серьезная поддержка малого бизнеса и предпринимательства позволит решить не только экономические, но и социальные проблемы в условиях глобального экономического кризиса. Кроме того, использование опыта Евросоюза в области создания социального предпринимательства будет способствовать минимизации последствий мирового финансового кризиса и развитию малого и среднего предпринимательства в России.
Литература
1. Гурунян Т. В. Поддержка инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса // Актуальные проблемы развития экономики современного предприниматель-
ства: сб. докладов по итогам Всерос. науч.-практ. конф. М., 2010.
2. Дынкин А. А. Мировой кризис - импульс для развития инноваций // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 4.
3. Жук А. Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризиса // Мировое и национальное хозяйство. 2009. № 3-4.
4. иКЬ: http://www.economy.gov.ru
5. иКЬ: http://www.kremlin.ru
6. иКЬ: http://www.nb-forum.ru
* * *
LINES OF DEVELOPMENT OF POLICY
OF GOVERNMENT REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY UNDER
CONDITIONS OF MODERN ECONOMY
A. M. Bludov
This paper is devoted to an analysis of existing approaches to the government regulation of entrepreneurial activity and search for ways to improve this regulation, taking into account the conditions provoked by the World Financial Crisis. It is substantiated that the use of experience of the European Union in the field of creation of the social entrepreneurship will favor both the minimization of consequences from the World Financial Crisis and the development of small-scale and mid-scale entrepreneurship in Russia.
Key words: entrepreneurship, social entrepreneurship, state policy.