Научная статья на тему 'Мировой опыт реализации механизма финансовой поддержки малого предпринимательства'

Мировой опыт реализации механизма финансовой поддержки малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
410
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / ФИНАНСЫ / ГОСУДАРСТВО / ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшина И.О.

В статье рассмотрен мировой опыт государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства (МП), выделены особенности и специфика этой деятельности в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт реализации механизма финансовой поддержки малого предпринимательства»

7 (31) - 2010

Финансовый менеджмент

мировой опыт реализации механизма финансовой поддержки малого предпринимательства

и. о. яшина,

аспирант кафедры финансов и кредита Е-mail: IOYashina@yandex. ru Московский городской университет управления правительства Москвы

В статье рассмотрен мировой опыт государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства (МП), выделены особенности и специфика этой деятельности в современных условиях.

Ключевые слова: механизм, финансы, государство, поддержка.

Многолетний опыт развитых и динамично развивающихся стран показывает высокую социально-экономическую значимость малого предпринимательства. Именно оно в значительной мере обеспечивает устойчивое и динамичное социально-экономическое развитие многих стран в условиях возрастающей конкуренции на мировых рынках. Каждое из успешных государств разрабатывает долговременную политику достижения стратегических целей социально-экономического развития общества и принимает соответствующие решения по привлечению к этой работе самой массовой и инициативной части населения, сформировавшейся в секторе малого предпринимательства. В этой связи государство предпринимает ряд правовых, организационных и других мер, стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие малого бизнеса в направлениях, соответствующих интересам общества. Поэтому представляется целесообразным показать опыт этих стран в использовании государственных средств и возможностей для поддержки малого бизнеса с целью выявления наиболее эффективных и применимых в российских условиях мер.

США. Государственная политика Соединенных Штатов Америки определена как всесторонняя поддержка МП и свобода, справедливая конкуренция, развитие частной инициативы для проявления всех потенциальных возможностей личности как основы экономического развития и национальной безопасности страны. Высший государственный орган, реализующий политику в этой сфере и ответственный за развитие сектора МП, — Администрация малого бизнеса (АМБ), создана в 1953 г., подотчетна только президенту и конгрессу (рис. 1). Организационно в структуру АМБ входит адвокатура и генеральная инспекция, однако их деятельность не зависит от руководства АМБ. Это дает им возможность осуществлять независимую оценку состояния малого и среднего предпринимательства (МСП), определять эффективность деятельности АМБ и предлагать конструктивные меры по совершенствованию методов и программ поддержки и развития МСП.

Государственная стратегия развития малого предпринимательства определена законом о малом бизнесе [PL 85-536; § 2] как всесторонняя поддержка всеми государственными организациями сектора малого бизнеса. Она осуществляется через базовую программу «7(а) Гарантийных кредитов» (Loan Guaranty). Программа является основным инструментом кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства в США, предоставляющим краткосрочные и долгосрочные займы начинающим и устойчивым, кредитоспособным предприятиям, которые не могут получить финан-

финансовая аналитика

проблемы и решения

Рис. 1. Структура государственной поддержки мп в СшА

сирование на приемлемых условиях из обычных финансовых источников.

В рамках этой программы Администрация малого бизнеса осуществляет финансовую поддержку малых и средних предприятий путем предоставления гарантий через свои партнерские кредитные институты. В 2009 г. предполагалось потратить в связи с мировым финансовым кризисом на развитие малого предпринимательства 28 млрд долл., что на 6 % больше, чем в 2008 г., а на программу 7а из этих средств выделено 17,5 млрд долл. (62 %).

По этой программе администрация в основном может предоставлять гарантии на суммы максимум до 750 000 долл. Уровень гарантирования в основном составляет 80 % от объема кредита суммой до 100 000 долл. или 75 % для кредитов свыше 100 000 долл. Кроме того, уровень гарантирования может достигать 90 % для кредитов до 100 000 долл. по «Программе экспортного оборотного капитала». Для кредитов менее 50 000 долл. норма ссудного процента может быть несколько выше. Кредиты предоставляются для оборотных средств на срок до 10 лет, а для приобретения основных средств — на срок до 25 лет.

Существуют специализированные программы финансирования малого и среднего предпринимательства, использующие ресурсы базовой программы 7а1. К таковым, например, можно отнести про-

1 Сайт Администрации малого бизнеса США. URL: http://www.

sba. gov/size/summary-whatis. html.

грамму «Микрокредиты». Средний размер кредита составляет около долл. 13 000 (максимальный размер 35 000 долл.). Он предоставляется для получения оборотного капитала или для приобретения инвентаря, оборудования и материалов, мебели, инструмента и оснастки. В рамках данной программы кредиты не могут быть использованы для погашения текущих задолженностей или для покупки недвижимости. Кроме того, следует отметить, что по итогам 2007 г. на микрофинансирование было выделено 46 % всех средств, направленных на программу 7а.

Италия. Здесь активизация развития малого и среднего предпринимательства началась с 1950-х гг. в связи с вступлением в нынешний Европейский союз, а также в целях дальнейшего экономического развития и обеспечения высокой конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке. С 2000 г. постепенно была значительно расширена компетенция регионов в правовом обеспечении предпринимательства, создании, развитии инфраструктуры и управлении ей. Поддержка МП выведена из-под непосредственного контроля соответствующих министерств.

Великобритания. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в рамках всей страны активизировалась с конца 1970-х гг. На данный момент в условиях мирового финансового кризиса правительство Великобритании 20 млрд ф. ст. резервирует для обеспечения государственных гарантий по банковским кредитам малому бизнесу. При этом власти готовы гарантировать возврат до 50 % каждого из таких кредитов. Кроме того, правительство выделит еще 1 млрд ф ст. для обеспечения государственных гарантий по кредитам микропредприятий. В этом случае оно готово гарантировать возврат банку до 75 % суммы выданного кредита.

Центральное правительство оказывает лишь ограниченную финансовую поддержку и предпринимает ряд мер для расширения круга источников финансирования, доступных для малых предпри-

7 (31) - 2010

Финансовый менеджмент

ятий (банки, финансовые фонды). Разрабатываются следующие программы: «Схема грантов» (выдача безвозмездных ссуд для реализации целевых проектов; максимальный грант в 45 тыс. ф. ст. может быть выдан на разработку технико-экономического обоснования внедрения новейших технологий), «Схема содействия в создании предприятий» (предусматривает финансовую помощь лицам, намеренным начать собственное дело), «Гарантирование кредитов» (нацелена на гарантирование государством кредитов малым предприятиям) и др.

Специальные программы обеспечивают финансовую помощь молодежи при создании или расширении бизнеса, подготовку предпринимателей в сфере малого бизнеса, помощь муниципальным властям в создании и развитии малого предпринимательства. Субсидирование процентной ставки не производится. Созданы фонды венчурного капитала, региональные и конкурентные фонды, с помощью которых правительство предоставляет финансирование малым предприятиям на конкурсной основе 2.

Для объединения разрозненных структур поддержки МСП и повышения их эффективности в 2000 г. было создано Национальное агентство обслуживания малого бизнеса (ОМБ) при министерстве торговли и промышленности. ОМБ определяет стратегию развития МСП, взаимодействует со всеми уровнями власти и управления страной, координирует деятельность всей государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса и активно сотрудничает с партнерскими и общественными организациями.

Германия. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях власти. Основными программами развития малого бизнеса в ФРГ являются:

• программа «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса»;

• программа «Стимулирование сбережений для открытия своего дела».

Первая программа обеспечивает финансирование малого бизнеса, вторая способствует открытию своего собственного дела, так называемых проектов start-up.

С целью разгрузки органов государственного управления ряд функций по поддержке малого и среднего предпринимательства передан специализированным банкам, таким как «Кредитанштальт

2 A comparative analysis of regulatory impact assessment in ten EU countries. Italian, Irish and Dutch Presidencies of the Council of the European Union. Dublin, May 2004.

фюр Видерауфбау», а также саморегулируемым организациям частного бизнеса, например торгово-промышленным палатам. Финансовая поддержка в равных долях выделяется на федеральном и земельном уровнях, преимущественно — в виде гарантий и поручительств специальных государственных финансовых институтов содействия малого и среднего предпринимательства.

Япония. Правительство оказывает лишь косвенную финансовую помощь малым и средним предприятиям (развитие инфраструктуры поддержки, создание различных фондов, проведение исследований и т. д.), большая часть которой распределяется через региональные, муниципальные и местные структуры поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом финансирование осуществляется непрямыми инвестициями, когда капитал предоставляется венчурным фондом под небольшие проценты отдельным малым и средним предприятиям; предоставлением гарантий погашения долга, когда правительство поощряет подписчиков облигаций компаний путем гарантирования части покупки продукции этих предприятий; прямыми инвестициями и путем непосредственной закупки префектурой акций данной компании.

Японское правительство постоянно выделяет примерно 0,13 % от расходной части государственного бюджета на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства3. Оно приняло решение выделить 16,7 млрд долл. на поддержку малого и среднего бизнеса, минуя банки. Японские государственные банки купят акции компаний из реального сектора экономики, тем самым правительство поддержит малый и средний бизнес, в котором заняты около 70 % всех работающих японцев. Страна идет по пути, проложенному Соединенными Штатами и Европой: государство напрямую помогло автомобильной промышленности, минуя банки и ссылаясь на недоступность денежных средств для предпринимателей.

Важной чертой деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства является значительный объем исследований по динамике развития предпринимательства, по распространению новых технологий в управлении и производстве. Результаты направляются на тиражирование опыта успешной деятельности предприятий. Такая работа осуществляется целым рядом исследовательских институтов.

Венгрия. Главными элементами государственной политики являются опосредованные эконо-

3 URL: http://www. mof. go. jp/english/budget/e20051224a. pdf.

финансовая аналитика

проблемы и решения

мические стимулы, снижение административной нагрузки (система «одного окна»), а также прямые преференции. Наряду с этим государственная поддержка малых предприятий осуществляется через систему специализированных финансовых организаций. Основным государственным финансовым учреждением в сфере поддержки предпринимательства является АО «Венгерский банк развития». К опосредованным экономическим стимулам можно отнести планомерное снижение налоговой нагрузки, упрощение бухгалтерской отчетности, льготное кредитование, субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам и предоставление банковских гарантий. В соответствии с приоритетами государственных целевых программ, частично финансируемых по линии Евросоюза, финансовая поддержка осуществляется в форме бюджетных дотаций.

В Венгрии развиты следующие государственные программы финансирования: программа «Микрокредит» (максимальный размер кредита составляет 25 тыс. евро на срок до восьми лет; в 2005 г. по этой программе 945 организациям выдано 3,5 млрд форинтов), кредитная карточка «Сечени» (максимальный размер 10 млн форинтов по упрощенной процедуре, в 2005 г. кредит был предоставлен более чем 20 тыс. предпринимателей на сумму 89,8 млрд форинтов) 4.

Польша. Тут разрабатываются различные государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Среди них программы микрокредитования, разработанные для финансирования микропредприятий, которыми банки предпочитали не заниматься. Микрокредиты представляют собой займы в размере от 500 до 5 000 евро, программы льготного кредитования для создания новых рабочих мест (кредиты могут быть получены через центры занятости и местные банки по субсидированной процентной ставке; правительство покрывает 50 % ставки дисконта Национального банка), программы предоставления государственных гарантий. Но парадокс в том, что компании, которые действительно нуждаются в наличных средствах, как правило, как раз и не могут подать заявку на получение гарантий, так как не имеют достаточного обеспечения.

Другим примером является Национальная программа предоставления гарантий по кредитам,

созданная по инициативе польского правительства и реализуемая через некоторое количество банков5.

Чехия. Малые и средние предприятия Чешской Республики, как и многих других стран, испытывают трудности с получением финансирования. Самые мелкие компании практически не имеют шансов получить кредит или гарантию, с малыми или средними предприятиями с хорошей кредитной историей более трех лет ситуация обстоит немного лучше. Достаточно хорошо развиты такие финансовые инструменты, как займы, гарантии, покупка уставного капитала. Еще большей популярностью пользуется лизинг.

Финансирование малых предприятий в Чешской Республике реализуется посредством различных программ, некоторые из них осуществляются Чешско-Моравским банком развития и гарантий (основная цель банка — кредитование и гарантирование инвестиционных проектов малых фирм), например:

• гранты можно получить по программам «Мар-кет» и «Капитал». Первая работает с субсидированной процентной ставкой и грантами. Цели второй — субсидирование и предоставление гарантий по инвестициям в венчурный капитал;

• в рамках программы «Гарантия» малые и средние предприятия могут получать займы по льготной процентной ставке и лизинговую гарантию. Льготные кредиты могут выдаваться как на инвестиционные, так и на операционные цели;

• программа «Технос» делится на три основных направления: новые производственные технологии, новые материалы и новые информационные технологии. Содействие выражается в предоставлении возвратной финансовой помощи в размере до 50 % стоимости проектов;

• программа микрофинансирования — выдача кредитов в размере 500—5 000 евро. Франция. Государственная политика направлена на создание и рост числа предпринимателей, экономическое развитие регионов и увеличение занятости, на активизацию инновационной деятельности, развитие электронного бизнеса и совершенствование системы обслуживания малых предпринимателей с целью обеспечения их экономической устойчивости и высокой конкурентоспособности на мировых рынках. Эта политика

4 Development of entrepreneurship and small and medium-sized enterprises In Hungary, Workshop on «The Role of SMEs in economy and practical lessons learned by transition countries in promotion of entrepreneurship», 1997.

7х"

5 Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе: трудности роста (середина — вторая половина 1990-х гг.). Библиотечка малого предпринимательства. Выпуск 3/ Ред. колл.: А. Ю. Чепуренко (общ. ред.), А. В. Авилова. М.: РНИСиНП, 1997.

69

Парламент Премьер-министр

1 _ 1 _ч ■

[

Министерство финансов, экономики и развития

Рис. 2. Структура государственной поддержки малых предприятий во Франции

отражена в пятилетних планах и программах, согласованных правительством с регионами, и финансируется последними в равных долях с привлечением средств из фондов ЕС и частного капитала.

Программы реализуются государственными и уполномоченными партнерскими организациями. Министерство финансов, экономики и промышленности (МФЭП) решает комплексно вопросы реализации национальной экономической и технической политики. Для этого учрежден «Банк развития МСП» и в МФЭП создан «Департамент по делам МСП, ремесленничества, индивидуального предпринимательства и связи с потребителями» (рис. 2).

Государственная стратегия развития малого предпринимательства Франции направлена на повышение гибкости, устойчивости и конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации экономики и ориентирована на выполнение следующих задач:

— совершенствование системы обучения и переподготовки специалистов для малых предприятий;

— стимулирование инновационной деятельности, помощь в трансферте новых и высоких технологий для повышения экспортных возможностей малых предприятий;

— улучшение взаимодействия государственных учреждений, партнерских и общественных организаций в целях эффективной реализации националь-

ных и европейских программ поддержки и развития малого предпринимательства;

— дерегулирование экономики и минимизация бюрократических процедур в предпринимательстве, приводящих ежегодно к потере до 9 млрд евро;

— всемерное развитие информационных технологий и электронного бизнеса как наиболее динамично развивающихся направлений деятельности.

Китай. В 2002 г. в стране был принят закон «О стимулировании развития малых и средних предприятий», который призван максимально уравнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросах доступа к современной технике, рыночной информации и финансированию. В стране активно развивается практика выдачи мелких обеспеченных кредитов, и в последние годы постоянно увеличиваются объемы кредитов, выдаваемых малым и средним предприятиям.

Финансирование малых предприятий в Китае осуществляется посредством различных программ и инструментов. Например, в июне 1999 г. Государственная комиссия по экономике и торговле издала «Руководство по созданию пилотных проектов по предоставлению гарантий по кредитам малому бизнесу». Затем она активно развивала создание гарантийных схем и сама предоставляла схемы непрямого финансирования малых и средних предприятий. В 2000 г. в 28 провинциях Китая действовало более 78 гарантийных фондов с общим размером капитала 4 млрд юаней (483 млн долл.). В настоящее время схема предоставления гарантий стала эффективным методом решения проблем финансирования малого бизнеса.

Кроме того, правительство поддерживает создание пилотной схемы покупки акций новых компаний для привлечения капитала в предприятия, не являющиеся технологичными; оказывает поддержку высокотехнологичным компаниям через фонды венчурного финансирования.

Индия. Важнейшую роль в обеспечении финансовой поддержки сектора малого и среднего предпринимательства играет сеть специализированных

банков во главе с Индийским банком развития малого предпринимательства. Она оказывает прямую и косвенную финансовую поддержку малым предприятиям и одновременно координирует свои действия с другими финансовыми институтами6.

Для облегчения взаиморасчетов по поставкам крупным и средним предприятиям продукции малых предприятий государственная Национальная корпорация малых предприятий (NSIC) разработала финансовую схему ускоренной оплаты счетов. Малое предприятие оформляет передачу NSIC права требования оплаты по счету, акцептированному потребителем его продукции. Если предприятие-должник имеет хорошую репутацию и устойчивое финансовое положение, то NSIC из своих фондов в срок до 90 дней оплачивает за должника счет малому предприятию полностью или со скидкой на некоторую величину в зависимости от разницы в сроках оплаты по данному контракту7.

Анализ уровня развития малого и среднего предпринимательства в различных странах показывает, что России предстоит еще пройти значительный путь по реструктуризации своей экономики для перехода от системы крупного и во многом еще монополизированного производства к гармоничному сочетанию крупных, средних и малых предприятий.

Опыт многих стран показывает, что наиболее эффективно меры государственной поддержки малого предпринимательства реализуются через уполномоченный орган власти с выделением ему достаточного количества ресурсов и полномочий. В США это Администрация малого бизнеса, подчиняющаяся непосредственно президенту, в Японии — министерство экономики, торговли и промышленности, в Великобритании — Национальное агентство по обслуживанию малого бизнеса, в Польше — Департамент ремесленничества, малого и среднего предпринимательства, в Германии — Генеральный директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий, в Венгрии — Национальный совет по развитию предпринимательства, в Чехии — министерство промышленности и торговли, в Италии — Национальный совет по экономике и занятости, в Китае — Департамент малого и среднего предпринимательства и Китайский центр координации и кооперации бизнеса, в Индии — Организация развития малого предпринимательства.

В России также создана система подобных органов. На федеральном уровне это Министерство

6 URL: http://smallindustryindia. com.

7 URL: http://www. giac. ru.

экономического развития РФ, в Москве — департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Функции перечисленных структур схожи, и их основная задача ясна.

О социальной направленности программ развития малого предпринимательства в нашей стране свидетельствует только специализированная поддержка молодежного предпринимательства, хотя в большинстве зарубежных стран развита поддержка инвалидов, ветеранов и женского бизнеса. Более детальная проработка социального аспекта, представляется, расширит возможности для получения государственной финансовой помощи субъектами малого предпринимательства.

Для малого предпринимательства России, как и других рассмотренных стран, характерна общая проблема недостатка финансовых ресурсов у субъектов МП.

Как показал анализ, существующая сегодня система поддержки малого и среднего предпринимательства во многих странах мира с успехом выполняет весь спектр возложенных на него функций. В то же время для оценки возможного применения данного опыта в Российской Федерации на современном этапе необходимо учитывать финансовые и социальные проблемы, возникшие у малых и средних предприятий в результате последствий мирового финансового кризиса.

Большинство государств мира разрабатывают программы поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе финансовой, — как на национальном, так и на региональном уровнях. В соответствии со спецификой развития малого и среднего предпринимательства каждой из исследуемых стран приоритеты, расставляемые руководством государств, различны.

Список литературы

1. Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе: трудности роста (середина — вторая половина 1990-х гг.). Библиотечка малого предпринимательства. Выпуск 3 / Ред. колл.: А. Ю. Чепуренко (общ. ред.), А. В. Авилова. М.: РНИСиНП, 1997.

2. A comparative analysis of regulatory impact assessment in ten EU countries. Italian, Irish and Dutch Presidencies of the Council of the European Union. Dublin, May 2004.

3. Development of entrepreneurship and small and medium-sized enterprises In Hungary, Workshop on «The Role of SMEs in economy and practical lessons learned by transition countries in promotion of entrepreneurship», 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.