УДК 334.7
Гучаева М.М. студент 3 курса факультет «Экономика и управление» научный руководитель Болов А.А.
старший преподаватель кафедра «Управление» Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет
Россия, г. Нальчик
СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
МАЛОГО БИЗНЕСА
Аннотация: В статье рассматривается сущность, роль и формы государственно-частного партнерства. Характеризуется российская модель государственно-частного партнерства, а также его задачи и функции в условиях инновационного развития экономики РФ.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, малый бизнес, государство, инновации.
Guchaeva M.M. student, 3 course faculty of Economics and management
Russia, Nalchik Scientific adviser Bolov A.A.
Senior lecturer of the department «Management» Kabardino-Balkarian state agrarian University
Russia, Nalchik SPECIFICITY OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN IMPLEMENTING AN INNOVATIVE SMALL BUSINESS DEVELOPMENT STRATEGY
Annotation: The article discusses the nature, role and forms of state-private partnership. The Russian model of state-private partnership is characterized, as well as its tasks and functions in the context of innovative development of the Russian economy.
Key words: state-private partnership, small business, government, innovation.
Государственно-частное партнерство - схема реализации инвестиционных проектов (преимущественно, в области инфраструктуры) на взаимовыгодных условиях для бизнеса и государства. Государство получает функционирующий объект, экономя на финансировании его строительства или реконструкции, предприниматели - зарабатывают средства на последующей эксплуатации объекта.
Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
принят в 2015 г.
Но и до принятия этого закона в российской экономике было запущено и функционирует до настоящего времени более 300 проектов, организованных в соответствии с принципами государственно-частного партнерства. В их числе такие крупные проекты, как освоение Новой Москвы, Универсиада-2013 в Казани, Олимпиада-2014 в Сочи, Чемпионат мира по футболу-2018 и т.д.
В соответствии с российским законодательством к основным формам государственно-частного партнерства относятся:
- государственные контракты (в том числе - на управление и арендные договоры, а также на эксплуатацию и обслуживание);
- аренда;
- лизинг;
- государственно-частные предприятия;
- соглашения о разделе продукции (СРП);
- концессии. 89
Российская модель государственно-частного партнерства характеризуется следующим образом:
- четко определенная общественная направленность;
- консолидация различных ресурсов участников в соответствии с заранее оговоренными условиями;
- финансовые риски и достигнутые результаты (доходы, прибыль) распределяются между сторонами в заранее определенных пропорциях.
Лидером в государственно-частном партнерстве, как правило, является государство. При этом оно само не подключается к инициативным проектам бизнеса, а приглашает бизнес принять участие в общественно значимых проектах.
Государственно-частное партнерство играет значимую роль в системе организационно-экономических механизмов, обеспечивающих устойчивое инновационное развитие России. Это обусловлено целым рядом масштабных задач и функций, которые он выполняет:
1. Привлечение государством дополнительных ресурсов для модернизации, обслуживания и расширения производственной и социальной инфраструктуры.
2. Проведение структурной трансформации бизнеса, в частности, ориентация его на развитие инновационной экономики.
3. Обеспечение гибкости, мобильности и эффективности при реализации крупных государственных проектов (за счет характеристик, традиционно присущих бизнесу).
4. Достижение необходимого уровня либерализации экономики путем обеспечения баланса между приватизацией и государственным контролем за различными отраслями и секторами экономики.
89 Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция).
В связи с этим становление и развитие государственно-частного партнерства в инновационной сфере должно быть основано на следующих базовых принципах.
Во-первых, схема государственно-частного партнерства должна соответствовать основным целям социально-экономического развития страны и ее регионов, которыми будут определяться формы взаимодействия государства и предпринимательства.
Во-вторых, необходимо соблюдать принципы экономического равноправия и ответственности, то есть у всех участников реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства имеются равные права, в частности, определять варианты достижения целей, а также решения задач. Важное место здесь принадлежит распределению ответственности и обязанностей всех участников партнерства.
В-третьих, необходимо оптимально учитывать интересы: стратегические решения в рамках государственно -частного партнерства следует принимать с учетом интересов всех участников.
В-четвертых, необходимо концентрировать различные ресурсов и их источники за счет партнерства государства и предпринимательства в рамках основных направлений реализации инновационных проектов. При этом в качестве критерия отбора ресурсов следует рассматривать возможность получения максимального социального, экономического и инвестиционного эффекта.
В-пятых, реализация проектов государственно-частного партнерства необходимо направить решение как текущих, так и стратегических задач развития экономики всей страны и ее субъектов.
Для дальнейшего развития форм государственно-частного партнерства в РФ необходимо осуществить:
- выработку стратегии с использованием форм государственно-частного партнерства в соответствующих отраслях;
- разработку нормативно-правовой базы, которая регламентирует государственно-частное партнерство и обеспечит его надежное функционирование;
- разработку порядка мониторинга проектов, которые реализуются в рамках государственно-частного партнерства, а также защиты прав государства, отечественных и зарубежных инвесторов;
- введение адекватных схем и размеров тарифов за пользование объектами, которые построены в рамках государственно-частного партнерства;
- контроль в процессе реализации проектов государственно-частного партнерства над их экологическими последствиями.
Использованные источники: 1. Федеральный закон «О государственно -частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция). - т
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 182660. 2. Борщевский, Г. А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Г. А. Борщевский. — Москва: Издательство Юрайт, 2015. — 344 с.