Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА'

ЭТАПЫ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП) / МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (МЧП) / ЭТАПЫ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глушков Д.В.

В данной статье рассмотрены основные этапы жизненных циклов проектов государственно-частного партнерства, их характеристики и способы оптимизации (на примере Российской Федерации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глушков Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF LIFE CYCLES OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS

This article discusses the main stages of the life cycles of public-private partnership projects, their characteristics and optimization methods (on the example of the Russian Federation).

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»

УДК 334.02

Глушков Д.В. студент магистратуры Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Ивановский филиал Российская Федерация, Иваново Научный руководитель: Бабаев Д. Б., к.э. н.

доцент научный сотрудник

ЭТАПЫ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-

ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные этапы жизненных циклов проектов государственно-частного партнерства, их характеристики и способы оптимизации (на примере Российской Федерации).

Ключевые слова: государственно-частное партнерство (ГЧП), муниципально-частное партнерство (МЧП), этапы жизненных циклов проектов государственно-частного партнерства.

Glushkov D.V. master's student Ivanovo Branch

Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration Russian Federation, Ivanovo Scientific adviser: Babaev D.B., candidate of economic sciences

docent research associate

STAGES OF LIFE CYCLES OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

PROJECTS

Abstract: this article discusses the main stages of the life cycles of public-private partnership projects, their characteristics and optimization methods (on the example of the Russian Federation).

Keywords: public-private partnership (PPP), municipal-private partnership (MPP), stages of the life cycles of public-private partnership projects.

Взаимоотношения государства и бизнеса, осуществляемые по принципу государственно-частного партнерства, регламентируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статьей 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ закреплен перечень объектов, в отношении которых могут быть заключены соглашения о государственно-частном партнерстве. В данный перечень входят объекты, в отношении которых необходимо разрабатывать поэтапный план реализации. Помимо разработки поэтапного плана выполнения самого проекта, необходимо обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ, для его реализации по принципу и условиям государственно-частного партнерства.

Жизненные циклы проектов государственно-частного партнерства отличаются некоторым своеобразием, в том числе и по этапам.

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 224-ФЗ можно выделить 5 основных этапов типичных жизненных циклов проектов ГЧП:

1. Разработка предложения о реализации проекта;

2. Рассмотрение и принятие решения о реализации проекта;

3. Проведение конкурса по определению частного партнера;

4. Заключение соглашения с победителем конкурсных процедур и сопутствующие действия, необходимые для реализации проекта (передача данных, имущества и т.д.);

5. Реализация проекта.

Рекомендациями по реализации проектов государственно-частного партнерства, разработанными Министерством экономического развития РФ, предлагается более расширенная версия этапов жизненных циклов проектов ГЧП:

1. Разработка проекта (частный партнер);

2. Разработка/рассмотрение проекта (публичный партнер);

3. Оценка проекта (уполномоченный орган);

4. Принятие решения о реализации проекта (Правительство РФ, Правительство субъекта РФ, Глава МО);

5. Публикация частной инициативы (публичный партнер);

6. Разработка и согласование конкурсной документации, проведение конкурса, заключение соглашения (публичный партнер);

7. Создание и эксплуатация объекта (частный партнер);

8. Контроль и мониторинг хода реализации проекта (публичный партнер).» [3.С.39]

«Идентификация» большего количества жизненных циклов проектов Минэкономразвития РФ обусловлена прикладным подходом к вопросу

реализации проектов государственно -частного партнерства, так как Министерство экономического развития РФ является Федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственно -частного партнерства. Другими словами Минэкономразвития РФ рассматривает жизненные циклы проектов, основываясь на практическом опыте.

С целью более достоверного описания этапов жизненных циклов проектов ГЧП необходимо рассмотреть данные с платформы «РОСИНФРА». «РОСИНФРА» - это цифровое решение, созданное для повышения качества подготовки инфраструктурных проектов и выстраивания эффективного взаимодействия между участниками рынка ГЧП. Платформа «РОСИНФРА» является рабочим инструментом, позволяющим автоматизировать ряд процессов, повысить эффективность, сократить трудозатраты и сэкономить время на начальных этапах жизненных циклов проектов.

Платформа «РОСИНФРА» выделяет следующие этапы жизненных циклов проектов ГЧП:

1. Проектная идея;

2. Сбор данных и основных условий;

3. Анализ данных и структурирование;

4. Оценка и решение публичной стороны;

5. Конкурс и (или) подписание соглашения с частной стороной;

6. Прединвестиционные мероприятия;

7. Инвестиционные мероприятия;

8. Эксплуатация;

9. Завершение.

В рамках каждого цикла необходимы контроль, автоматизация и систематизация каждого цикла.

Структура жизненных циклов проектов государственно-частного партнерства для Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ выглядит следующим образом:

5. Реализация

4. Заключение соглашения с победителем конкурсных процедур и сопутствующие

действия, необходимые для реализации проекта.

1. Разработка предложения о реализации проекта.

2. Рассмотрение и принятие решения о реализации проекта.

.Проведение конкурса

по определению частного партнера.

Рис.1. Структура жизненных циклов проектов ГЧП по ФЗ

Если взять за основу структуру этапов жизненных циклов проектов государственно-частного партнерства для Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ и внести в нее корректировки, для проецирования жизненных циклов, отраженных в рекомендациях по реализации проектов ГЧП Минэкономразвития РФ то получим следующее:

7.Создание и эксплуатация

объекта.

8.Контроль и мониторинг хода

реализации проекта.

¡.Разработка проекта. 2.Разработка/ рассмотрение проекта.

5.Публикация частной

инициативы.

6.Разработка и согласование

конкурсной документации, проведение конкурса, заключение соглашения.

Проведение конкурса по определению частного партнера.

Рис. 2. Структура жизненных циклов проектов ГЧП (согласно рекомендациям Минэкономразвития РФ

Как мы видим, при наложении структурного вида жизненных циклов проектов ГЧП по рекомендациям Минэкономразвития РФ на структурный вид, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ, на 1 сектор стало меньше. Это связано с наложением функций жизненных циклов проектов и расширения влияния их за пределами рамок, как на

Диаграмме 1, для удобства сравнения схематично изображенной внутри большого круга. Исчезнувший на диаграмме сектор отсутствует лишь визуально. Функционально он разделен границей 4-ой и 5-ой позиций. Данное сравнение ни в коем случае не говорит о противоречии закону. Оно указывает на то, что при практическом подходе границы этапов жизненных циклов проектов могут менять свое положение.

Если же сравнить жизненные циклы проектов государственно -частного партнерства на платформе «РОСИНФРА» с Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ, то данная сравнительная структура буде выглядеть как на Рисунке 3.

Рис. 3. Структура жизненных циклов проектов ГЧП «РОСИНФРА»

Как мы видим, на Рисунке 3 основные вехи жизненных циклов проектов государственно-частного партнерства на платформе «РОСИНФРА» совпадают с Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ. Дополнительного внимания заслуживает первый жизненный цикл проектов ГЧП - «Разработка предложения о реализации проекта.», который разделен на платформе «РОСИНФРА» на 3 этапа и включает в себя: Проектную идею; Сбор данных и основных условий; Анализ данных и структурирование.

Исходя из полученных данных следует вывод о том, что при практическом подходе к реализации проектов ГЧП, а также при их автоматизации, количество этапов жизненных циклов будет разным.

Отсутствие эффекта дробления на мелкие этапы в мероприятиях, в которых основная задача возложена на публичного партнера, обусловлено

регламентными действиями и сроками, определенными законодательством РФ. В связи с данными факторами увеличение числа этапов жизненных циклов проектов ГЧП на этапе «Рассмотрения и принятие решения о реализации проекта» и «Проведения конкурса по определению частного партнера» является нецелесообразным.

Увеличение количества этапов жизненных циклов проектов государственно-частного партнерства обусловлено потребностью оперативного решения задач, что при автоматизации процессов и цифровизации позволит достичь максимальной эффективности в сфере ГЧП.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственно-частном партнерстве, муниципально -частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/

2. Министерство экономического развития Российской Федерации. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/

3. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/cd482f73c03b658fa97a2d844c7e39d9/metodic201 8.pdf

4. Государственно-частное партнерство: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Под ред. И. Н. Ткаченко. М.: Юрайт, 2019. - 188 с.

5. Борщевский, Г. А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. - 2-е изд, М.: Юрайт, 2020. - 412 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.