Научная статья на тему 'Специфика гипертекстуальности современной информационной среды'

Специфика гипертекстуальности современной информационной среды Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
302
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ТЕКСТ / ГИПЕРТЕКСТ / ЧТЕНИЕ / ПОНИМАНИЕ / СМЫСЛОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ДИСКУРС / INFORMATION ENVIRONMENT / TEXT / HYPERTEXT / READING / COMPREHENSION / SEMANTIC INTERPRETATION / DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шулер Ирина Владимировна

Статья посвящена выявлению сущностных и функциональных аспектов гипертекстуальности как ключевой особенности современной информационной среды, изучению проблемы классификации гипертекстовых источников информации, механизмов понимания и смысловой интерпретации их культурного содержания. Гипертекст рассматривается как форма коммуникации в обществе, ориентированном на множественные потоки информации, как структура организации знания, сознания и культуры, как средство актуализации творческого потенциала личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF HYPERTEXTUALITY OF THE MODERN INFORMATION ENVIRONMENT

The article discusses essential and functional aspects of hypertextuality as the key feature of the modern information environment. The author studies the problem of classification of hypertext information sources, the mechanisms of understanding and semantic interpretation of their cultural content. Hypertext is considered as a form of communication in the society focused on multiple data flows, as a structure of knowledge, consciousness and culture, as a means of creative fulfillment of a person.

Текст научной работы на тему «Специфика гипертекстуальности современной информационной среды»

УДК 316.7:004

Шулер Ирина Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Тюменского индустриального университета

СПЕЦИФИКА ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Shuler Irina Vladimirovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Humanities Department, Tyumen Industrial University

SPECIFIC FEATURES OF HYPERTEXTUALITY OF THE MODERN INFORMATION ENVIRONMENT

Аннотация:

Статья посвящена выявлению сущностных и функциональных аспектов гипертекстуальности как ключевой особенности современной информационной среды, изучению проблемы классификации гипертекстовых источников информации, механизмов понимания и смысловой интерпретации их культурного содержания. Гипертекст рассматривается как форма коммуникации в обществе, ориентированном на множественные потоки информации, как структура организации знания, сознания и культуры, как средство актуализации творческого потенциала личности.

Ключевые слова:

информационная среда, текст, гипертекст, чтение, понимание, смысловая интерпретация, дискурс.

Summary:

The article discusses essential and functional aspects of hypertextuality as the key feature of the modern information environment. The author studies the problem of classification of hypertext information sources, the mechanisms of understanding and semantic interpretation of their cultural content. Hypertext is considered as a form of communication in the society focused on multiple data flows, as a structure of knowledge, consciousness and culture, as a means of creative fulfillment of a person.

Keywords:

information environment, text, hypertext, reading, comprehension, semantic interpretation, discourse.

Современная информационная среда представляет собой исторически сложившуюся систему форм текстовой коммуникации. Появившаяся еще в Новое время метафора «книга Природы» подчеркивала существование текстуры, или сетки смыслов, определяющей сущность мира. Пространство культуры - мир природы, людей, идей, вещей - выступает перед человеком как текст, который говорит о себе в феноменах звука и тишины, цвета и пластической формы, жеста и поступка, в символах речи и письма. Создание человеческим мышлением смысловых сеток (моделей мира) закрепляется в понятии «мировоззрение».

В информационном обществе формируются качественно новые условия познания человеком мира. Они связаны с созданием и использованием не только совершенно новых текстов, образующих принципиально иное информационное пространство, но и с принципиально новыми технологиями формирования сознания. В связи с развитием системы телекоммуникаций наиболее распространенной формой представления информации становится гипертекст - буквально сверхтекст, отличающийся от обычного текста многомерностью. В условиях современной информационной среды гипертекст является «визитной карточкой» электронных технологий. Гипертекст являет собой особое пространство информации, преодолевающее формальную ограниченность отдельного текста и объединяющее его с другими отдельными текстами.

Несмотря на то что о гипертексте заговорили только в связи с появлением компьютерных технологий, идеи, лежащие в его основе, реализовывались задолго до появления Интернета. Одной из важнейших предпосылок возникновения гипертекста является общая тенденция к отходу от концептуальных систем, основанных на идее симметрии, централизации линейной последовательности явлений, к концепциям асимметрии, множественности путей развития и иерархии ассоциаций.

В ХХ в. идея многовариантности широко распространилась в различных гуманитарных областях, прежде всего в теоретических положениях французского структурализма, раскрывающих специфику современного мышления, которая в свою очередь отразилась в терминологии, связанной с гипертекстом. По мысли Ж. Деррида [1], тексты открыты для выявления значений, на функционирование языка всегда оказывает влияние некая парадоксальная структура с двойным значением дифференциации и сдвига, так называемая деконструкция. Каждый знак текста бесконечно указывает на другие отсутствующие знаки, деконструкция выявляет эти отсутствующие знаки, являясь знанием о незнании. Деконструкция противопоставлена деструкции - разруше-

нию. Латинское struere от которого происходит destruere и construere означает 'наслаивать, приводить в порядок'. Con в construere подчеркивает значение «план - замысел - искусство» [2]. Многомерность «я» и диалектичность текста, присутствие в нем нескольких голосов еще до постмодернистов были определены М.М. Бахтиным [3] как полифония, предполагающая двойственность как на уровне линейного развертывания сюжета, так и на вертикальном уровне «текст -текст». Внешняя гипертекстуальность проявляется в системе непосредственных ссылок на иные тексты, а внутренняя раскрывает аллюзии и необходимые стилистические приемы, такие как пародия, ирония и сатира, которые являются элементами фонового знания читателя и помогают ему понять произведение.

Гипертекст понимается как разновидность письменной коммуникации, специфически организованный письменный текст, реализуемый в компьютерной среде и отличающийся сегментацией и иерархической ассоциативной атрибуцией фрагментов. Для гипертекста характерны нелинейность письма и чтения, возможность многократного выбора развития и интерпретации сюжетного и тематического потоков. В общей системе культуры гипертекст призван выполнять адекватную трансляцию знаний и активизировать смысловую активность читателя. Гипертекст исполняет роль коллективной культурной памяти, обнаруживая способность к непрерывному воспроизведению и актуализации разных аспектов информации, вложенной в него.

Сложноорганизованный гипертекст, проявляя интеллектуальные свойства, становится равноправным собеседником, играющим активную и независимую роль в диалоге автора и читателя. В этом отношении особым глубоким смыслом наполняется метафоричное выражение «беседовать с книгой». Гипертекст представляет собой систему разнородных семиотических образований, в единстве которых существует исходное сообщение. Большие смыслопорождающие возможности обеспечивает гипертексту и алгоритм следования между структурной упорядоченностью текстовых фрагментов. Следовательно, гипертекст является генератором смыслов, как звено иерархической цепочки «индивидуальное сознание - текст - культура», охарактеризованной Ю.М. Лотманом [4].

В настоящее время существует несколько подходов к классификации гипертекстов, однако ни один из них не является общепризнанным. Выделяют три разновидности гипертекстов.

Первая представлена обычными линейными, одномерными текстами, оснащенными определенным, сравнительно небольшим количеством связей и ссылок. Подобные гипертексты напоминают традиционную книгу, в которой основной текст аналогичным образом содержит ссылки, обращающие внимание читателей на биографические справки, комментарии, переводы и пр. Отличие заключается в том, что такой гипертекст удобнее читать с экрана компьютера, к любой ссылке можно обратиться мгновенно.

Ко второй разновидности относятся письменные источники со сложными связями и различной степенью гипертекстовой глубины, однако их ключевой особенностью является наличие основного «тела текста» и единство смысловой направленности. Сюжет может уводить далеко от основной мысли, связи могут все усложняться, но автор, хоть и ненавязчиво, сохраняет ведущую смысловую линию. Проявление авторской и читательской свободы весьма велико, но читатель, в принципе, может удовлетвориться основной версией, не прилагая усилий к изменению определившейся траектории.

Третья разновидность гипертекстов является наиболее интересной. Подобные произведения создают необходимость участия читателя в построении осваиваемого им содержания, формируя интерактивность процесса. Посредством оригинальности и глубины гипертекстовых связей в таких текстах достигается эффект уникального прочтения. Философия, идеология и сюжеты одного и того же произведения могут кардинально различаться и по-разному интерпретироваться разными людьми.

Гипертекст реализует идею творческого и познавательного подхода к процессу чтения: он дает читателю свободу «передвижения» по отдельным интересующим его «узлам» текстового массива в нужном направлении и возможность организовать чтение, пользуясь связями и ссылками, указанными автором, а также создавая свои собственные связи. Читатель словно путешествует по тексту, ощущает себя его творцом и исследователем. Чтобы постичь содержание произведения уже с самого начала и на протяжении всего процесса освоения текста, читателю приходится принимать решение, делать осознанный выбор из многообразия вариантов, предлагаемых автором. Выбирая варианты развития сюжетной линии, он перевоплощается из человека читающего в человека, создающего свой путь в лабиринте ссылок, развязок и тупиков. Понимание гипертекста, таким образом, не сводится к чисто технологическим интерпретациям, оно направлено на выявление обобщенных технологически независимых свойств, обнаружение таких общих признаков, в которых ведущую роль играет концептуальная сущность, а электронный код гипертекста уходит на второй план.

Проблемы восприятия и смысловой интерпретации гипертекста связаны с особенностями его архитектуры, семантической иерархией, отсутствием традиционных для линейного текста понятий начала и конца, сетевой комбинацией, многообразными и разнопорядковыми отношениями между фрагментами текста, форматом его представления, интеграцией информации разного типа (текст, изображение). В процессе чтения гипертекста происходит синтаксическое и семантическое развертывание отрезка текстовой информации на основе индивидуального самостоятельного выбора читателя. Процесс понимания гипертекста оставляет в сознании читателя невербальный след и ведет к перестройке системы знаний. Выдвижение смысловых гипотез -ведущий механизм понимания - имеет ряд специфических особенностей в гипертекстовой среде. По сравнению с аналогичным линейным текстом в гипертексте имеется значительно большее количество пропусков, «лакун», как формальных, так и смысловых. Читатель вынужден искать или восстанавливать смысловые фрагменты в соответствии со своими способностями и потребностями - информационными, познавательными, эстетическими и др.

Гипертекстуальность современной информационной среды выступает не только формой презентации культуры информационного общества, но и результатом интеллектуальной и духовной деятельности каждого конкретного субъекта, интерпретирующего накопленный человечеством культурный опыт. Особый гипертекстуальный тип создания и восприятия письменной коммуникации, определяющий нелинейность, а следовательно, многогранность процесса чтения и письма, выступает как особое проявление современного дискурса. Результатом личностной интерпретации гипертекста становится семантическая сеть в рамках как замкнутой системы (книга, база знаний, мировоззрение), так и открытой, бесконечно развивающейся «информационной вселенной».

Ссылки:

1. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.

2. Штегмайер В. Жак Деррида: деконструкция европейского мышления. Баланс // Герменевтика и деконструкция / под ред. В. Штегмайера, Х. Франка, Б.В. Маркова. СПб., 1999.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1988.

4. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.