Научная статья на тему 'Гипертекстуальность современного мышления'

Гипертекстуальность современного мышления Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1303
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / SOCIETY / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION / ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / HYPERTEXTUALITY / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / VIRTUAL REALITY / КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / INTERTEXTUALITY / СИМУЛЯКР / SIMULACRUM / CLIPPING CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Звездина Анна Александровна

Новая коммуникативная среда налагает свой отпечаток на виды общения. Информация становится фрагментарной, клиповой. Знания складываются из разрозненных обрывков. Клиповость является продуктом гипертекстуальности как способа коммуникации. Гипертекст разрушает детерминированность и однозначность бытия и его понимание. Гипертекстуальность это свойство современного мышления и бытия, и, таким образом, новое мозаичное сознание вытесняет традиционное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYPERTEXTUALITY OF MODERN THINKING

New communicative environment has a specific effect on the types of communication. Information becomes fragmented and clip-like. Knowledge is formed from disjoint scraps. Clipping is the product of hypertextuality as a method of communication. Hypertext destroys the determinacy and unambiguity of being and its understanding. Hypertextuality is the property of modern thinking and being. This is the way how new mosaic consciousness displaces traditional one.

Текст научной работы на тему «Гипертекстуальность современного мышления»

Реализация имперфекта в гибридных речевых стактиках

Гибридные тактики Имперфект Характер высказывания (как результат применения речевых тактик) Характер общения

Тактика просьбы + тактика запроса информации маргинальное значение (имперфект вежливости): действие ориентировано на настоящее или ближайшее будущее некатегоричная общение формальное

Тактика просьбы + тактика упрека маргинальное значение (ирреальный имперфект): действие ориентировано на настоящее некатегоричная общение формальное

Тактика предположения + тактика запроса информации + тактика упрека прототипическое значение: прошедшее незаконченное действие (имперфект намерения) категоричная общение неформальное

Тактика убеждения + прием формирования эмоционального настроя прототипическое значение: прошедшее незаконченное действие (имперфект намерения) категоричная общение неформальное

сказывания некатегоричными при формальном общении и категоричными при неформальной коммуникации. Значения имперфекта также меняется: в некатегоричных высказываниях используются маргинальные значения имперфекта, а в категоричных - прототипи-ческие.

Итак, исследование имперфекта с позиций дискурсивного анализа стратегий и тактик позволяет по-новому взглянуть на данную проблему и выявить прагмасемантический аспект в использовании имперфекта участниками коммуникации в дискурсе современного испанского языка.

Статья поступила 26.01.2015 г.

Библиографический список

1. Конрад Р. Вопросительные предложения как косвенные речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1985. Вып. 16. C. 349-384.

2. Florez W. F. Volvereta. Navarra: Salvat Editires, 1983. 182 p.

3. Грайс П. Логика и речевое общение //Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1985. Вып. 16. С. 217-237.

4. Florez W. F. Volvereta. Navarra: Salvat Editires, 1983. 182 p.

5. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты. М.: Гнозис, 2004. 390 с.

6. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Едиториал УРСС, 2003. 284 с.

7. Формановская Н. И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М. : Рус. яз., 2002. 216 с.

8. Фирсова Н.М. Грамматическая стилистика современного испанского языка. Имя существительное. М.: Высш. шк., 1984. 272 с.

9. Madrid J. Mujeres & mujeres. Madrid: Alfaguara, 1996. 148 p.

10. Шаховский В. И. Языковая личность в эмоциональной коммуникативной ситуации// Филологические науки. 1998. № 2. С. 59-65.

11. Vargas Llosa M. Una historia no oficial. Madrid: Espasa calpe, S. A., 1999. 444 p.

УДК 316.776.23

ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

© А.А. Звездина1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Новая коммуникативная среда налагает свой отпечаток на виды общения. Информация становится фрагментарной, клиповой. Знания складываются из разрозненных обрывков. Клиповость является продуктом гипертекстуальности как способа коммуникации. Гипертекст разрушает детерминированность и однозначность бытия и его понимание. Гипертекстуальность - это свойство современного мышления и бытия, и, таким образом, новое мозаичное сознание вытесняет традиционное.

Ключевые слова: общество; коммуникации; гипертекстуальность; виртуальная реальность; клиповое сознание; интертекстуальность; симулякр.

1Звездина Анна Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии, тел.: 79526237909, e-mail: zwezdina_53@mail.ru

Zvezdina Anna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, tel.: 79526237909, e-mail: zwezdina_53@mail.ru

HYPERTEXTUALITY OF MODERN THINKING A.A. Zvezdina

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

New communicative environment has a specific effect on the types of communication. Information becomes fragmented and clip-like. Knowledge is formed from disjoint scraps. Clipping is the product of hypertextuality as a method of communication. Hypertext destroys the determinacy and unambiguity of being and its understanding. Hypertextuality is the property of modern thinking and being. This is the way how new mosaic consciousness displaces traditional one. Keywords: society; communication; hypertextuality; virtual reality; clipping consciousness; intertextuality; simulacrum.

Информационное пространство современного общества значительно отличается от того, что окружало человека 70-х-80-х гг прошлого века главным образом тем, что в жизнь людей входит виртуальная реальность. Новая коммуникативная среда, рождающаяся у нас на глазах (в первую очередь, в лице Всемирной компьютерной сети), налагает на прошлые виды общения свой неповторимый отпечаток. Мир электронного общения, как специфический объект специального научного исследования, имеет недолгую историю. В качестве представителей данного направления можно назвать имена Н. Лумана, М. Кастельса, М. Маклюэна, Дж. Семпси, А. Турена, Ю. Хабермаса, У. Эко и многих других современных исследователей. В их работах социум представлен как мир общения, в котором новые информационные средства становятся одним из важнейших инструментов ориентации человека в мире и взаимодействия людей друг с другом.

Виртуальная реальность принципиально множественна и требует от пользователя постоянного переключения на различные банки данных. В условиях неопределенности и асимметричности подобной коммуникации бесконечный набор коммуникативных структур каждый раз может быть выстроен по новому принципу - в соответствии с новой смысловой задачей. Построение текстов в таком виде социального общения неизбежно начинает осуществляться в парадигме мозаичности. Именно таким образом современный человек пытается совладать с чрезмерной смысловой избыточностью коммуникации в современном мире.

Под влиянием виртуальной реальности происходят структурные сдвиги и в рамках сознания. Сознание становится полифоничным. Полифоничность отличается от монологичности текста (дискурса) и диа-логичности «живых» обсуждений. Полифоничность как новый феномен сознания виртуальной личности связана с множественностью интерпретаций информационных контентов и с интерактивностью коммуникативного процесса в информационном пространстве. Другим основанием полифоничности является распределенность сознания виртуальной личности в информационном пространстве. Виртуальная личность, благодаря анонимности, имеет возможность одновременного занятия разных виртуально пространственных и личностных позиций, т.е. может одновременно участвовать в разных ветвях форума (разных форумах), порой отстаивая разные, в том числе и противоположные тезисы. Крайним выражением этого эффекта распределенности сознания виртуальной личности явля-

ется «расщепление» ее сознания и мышления.

Информация все более становится фрагментарной, клиповой, и мир в этом свете предстает как полотно, порванное на куски. В отсутствие единой целостной картины окружения человеку становится все сложнее ориентироваться в нем.

Понятие «клиповое сознание» сейчас используется достаточно широко. В отечественной науке первым употребляет термин «клиповое мышление» философ Ф.И. Гиренок, полагая, что понятийное мышление перестало играть важную роль в современном мире. В 2010 году культуролог К.Г. Фрумкин выделил пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление»: ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего; потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления; увеличение разнообразия поступающей информации; увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно; рост диалогичности на разных уровнях социальной системы.

Клиповость есть образ жизни человека, который вынужден постоянно хвататься то за одно, то за другое дело, - формула, вполне универсальная для современного человека. Доминирование прагматики в образе жизни, столкновение с реальной действительностью порождают ускорение ритма восприятия информации и разрушают однородность ее содержания, разбивая ее на множество разностильных фрагментов. Такое преобразование информационного поля, в котором обитает человек, заставляет его перестраивать свое мышление и восприятие, для него характерно быстрое переключение с одного фрагмента информации на другой. При этом типе сознания и мышления человек мыслит не понятиями, логосами и логическими связями, а, главным образом, ситуациями, картинками и эмоциями. Клипового человека интересует не столько существо происходящего события, сколько текущая ситуация. Такой тип мышления и сознания не отличается глубиной проникновения в существо событий, но зато он отличается большими скоростями пропускания через себя информации и готовностью быстрого ее обмена на деньги. Люди клипового сознания могут много читать, много времени проводить в Интернете, много общаться. Но они это делают, главным образом, не для того, чтобы глубже разобраться в окружающих событиях и явлениях, а для того, чтобы быть в курсе.

Обратной стороной клипового мышления, требующего своеобразной виртуозности и реактивности, является неспособность к восприятию длительной линейной последовательности - однородной и одно-стильной информации, в том числе книжного текста.

Общеизвестно, что самой характерной чертой телевизионного вещания является его «мозаичность». Она проявляется как в структуре каждого отдельно взятого канала, так и в системе просмотра программ. Зритель, оказавшийся перед экраном, попадает в ситуации, когда перед ним разворачивается некое «представление», где вне всякого смыслового стержня объединяются различные информационные блоки. При этом его сознание ориентировано не на созерцательность и анализ, а на ускоренное получение информации (будь то новостная передача или художественное произведение, которое должно тяготеть к короткому и быстротекущему действию, чтобы уступить место следующему информационному модулю). То обстоятельство, что через систему СМИ мы получаем поток обрывочных и случайных сведений, в результате чего, как правило, остаемся на поверхности явления, без критического его восприятия и вдумчивого осмысления, дало основание западному исследователю А. Молю назвать современную культуру тотально «мозаичной». «Мозаичность» в данном контексте является аналогом так называемого «клипового сознания». Эта культура ориентирует на развлечение, на поверхностное отношение к миру и формирует человеческий тип, в основе которого лежит особый, ослабленный тип мышления. Поэтому новое поколение изначально плохо приспособлено к тому, к чему были приучены поколения предшествующие, - к строгому рациональному мышлению. А Интернет-культура, в свою очередь, во многом размывает эталоны рационализма. Таким образом, и постмодернизм, ставший одной из основных мыслительных стратегий современности, появился как форма самозащиты от академической ментальности.

Причинами подобного состояния явились процессы, связанные с изменением картины мира, существующей в сознании современного человека, ибо старая картина перестала отвечать пониманию процессов, происходящих вокруг нас. Произошел своеобразный культурный взрыв, когда старая идеологическая модель начала противоречить реальности. Отсутствие адаптационных механизмов привело к феномену расщепленного сознания. Знания складываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры.

Современные процессы глобализации и информатизации объединяют мир именно через внедрение массовой культуры, а она порождает особый тип мышления - нечувствительный к всякого рода метатеориям, пытающимся создать единую и цельную картину мира. В этом еще одна причина того, что новое поколение изначально плохо приспособлено к строгому системному рациональному мышлению. Массовая культура, которую несет экран, все активнее размыва-

ет эталоны рационализма. Вместо традиционного, привычного рационалистического мышления приходит новое, основанное прежде всего на образном восприятии мира. Рациональное на экране преподносится в форме образов.

Новое мозаичное сознание вытесняет традиционное. По мнению Ф.И. Гиренка, теоретическое понятийное мышление уже не отражает реальности. Реальность состоит из клипов, следовательно, и мышление также должно быть клиповым. Наблюдаемый сегодня плюрализм и фрагментарность в знании - это свойство не науки, а изменившегося бытия.

С точки зрение Калмыкова А.А., клиповость не является базовым признаком, а лишь продуктом феномена более глубинной природы - гипертекстуальности

[3].

Гипертекст - текст, связанный ссылками с другими текстами. Впервые это понятие было введено Т. Нельсоном и Д. Энгельгардтом в середине 60-х годов прошлого века для определения Текста, фрагменты которого связаны с системой иных текстов, создавая возможность их прочтения в различных «направлениях» (произведение становилось мультисеквенци-альным). Гипертекст являлся формой организации такого материала, единицы которого представлялись не линейной последовательностью, а системой переходов к иным возможным элементам и новым связям. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя разные линейные тексты.

Близкое понятию «гипертекст» понятие «интертекст». Термин «интертекстуальность» был введен Ю. Кристевой для обозначения свойства, выражающегося во включении одного текста в другой. Интертекстуальность, понимаемая в этом смысле, означала расширение границ Текста, который изначально мыслился как принципиально «достаточно замкнутая» линейная структура. В результате «интертекстуальной операции» Текст становится нелинейным, «открытым», гетерогенным и множественным. Интертекстуальные связи устанавливаются также между произведениями изобразительного искусства, архитектуры, музыки, театра, кинематографа. Например, известный фильм К. Тарантино «Криминальное чтиво» почти целиком скомпонован из сюжетных, жанровых и изобразительных цитат - так, герой Брюса Уиллиса в этом фильме, выбирая орудие мести, перебирает такие виды оружия или предметы, могущие служить оружием, за каждым из которых стоит известный фильм или даже целый жанр.

Интертекст и гипертекст представляют собой системы текстов, отличающиеся друг от друга выраженностью связей между текстами. И интертекст, и гипертекст содержат ссылку на другой текст, но в первом случае эта ссылка присутствует имплицитно, а во втором - эксплицитно. Ссылка на своего предшественника в интертексте неразрывно связана с канвой всего повествования в целом, т.е. не может быть обойдена читательским вниманием. Ссылка в гипертексте не предполагает наличия прецедентного текста, она более «демократична», адресат может обратиться к ней, а может и проигнорировать.

Широкое распространение гипертекст получил в работах французских философов и писателей-постмодернистов Дерриды, Женетта, Барта, Гваттари, Делеза. «Текст пронизан сетью бесчисленных, переплетающихся между собой внутренних ходов, не имеющих друг над другом власти; он являет собой галактику означающих, а не структуру означаемых... У него нет начала, он обратим... В него можно вступить через любой вход, ни один из которых нельзя признать главным... Вереница мобилизуемых им кодов теряется где-то в бесконечной дали». «любое решение будет случайным, как при броске игральных костей; этим сугубо множественным текстом способны завладеть различные смысловые системы, однако их круг не замкнут, ибо мера таких систем - бесконечность самого языка», - пишет Р. Барт [1].

В современной культуре освоение гипертекста как способа коммуникации обусловлено двумя взаимосвязанными тенденциями развития самой коммуникации. Первая тенденция связана с увеличением объемов информации и использованием компьютера в качестве средства коммуникации. Потоки информации образуют сложные пересекающиеся в пространстве и времени структуры. При расширенном воспроизводстве текстов прежние способы их сохранения и распространения перестают удовлетворять потребности общества. Компьютер постепенно внедряется в разные коммуникативные сферы, создаются устройства, позволяющие сохранять большие объемы текстов, обрабатывать и передавать их на большие расстояния, в частности, гипертекстовые системы. Вторая тенденция связана с нарушением целостности мировосприятия, возникновением множественных, дополнительных друг другу структур знания. Множество сообщений не укладывается в жесткие иерархические структуры, а складывается в мозаику. Подобные наслоения требуют гибких сетевых структур, например, таких, как гипертекст.

Новый тип текста принципиально меняет способ построения текстового пространства и пространства мышления - на смену одномерному тексту приходит многомерный электронный гипертекст. Он открывает иные «пространственные» измерения в плоской или, по крайней мере, в «декартовой системе координат». Новый текст, не теряя своих пространственных очертаний, обретает иное измерение, становится неисчерпаемым, ведь переключаться можно на текстовые нарративы совершенно разного рода. В этом, кстати, заключаются и его сила, и его слабость. Ибо бесконечность здесь скрывает его принципиальную бессмысленность, которая исчезает только тогда, когда появляется категория конечности. Человек, находящийся в бесконечном пространстве, становится бессмысленным путешественником, срастаясь с виртуальной гиперреальностью. Человеческое сознание, занятое бесконечной деконструкцией текстовых структур, приобретает симуляционные качества. Наблюдатель становится частью самого симулякра, а его точка зрения трансформирует и деформирует последний. Реальностью стал интернетовский гипертекст, который децентрирован по своей природе: идея централи-

зации неизбежно разваливается в бесконечности референтных ссылок. Что касается безграничности гипертекста, то масштабы виртуального пространства глобальной сети практически не знают никаких границ и барьеров.

В целом гипертекст - это то, что в действительности разрушает детерминированность и однозначность бытия и его понимание. Гипертектуальность - свойство и современного мышления, и современного бытия. Причем проявляется оно в основном в коммуникативных практиках, так как через них формируется картина мира современного человека. Иными словами, все большая доля того, что остается в сознании, поступает по информационно-коммуниктаивным каналам, а не является следствием собственного опыта. Эти каналы составляют конструкцию, имеющую гипертекстовую структуру. Особенность гипертекста как структуры заключается в способности, сохраняя сетевой характер, переходить в форму упорядоченной по смыслу последовательности высказываний, в форму текста. В то же время гипертекст открыт для новых элементов и траекторий, которые не нарушают, а лишь обогащают его структуру. В гипертексте субъект самостоятельно движется по цепочке гипертекстовых связей, создавая свою информационную модель мироздания, создавая свой смысл данной модели. Обычный текст, как правило, имеет автора. Гипертекст автора в традиционном понимании не имеет - у него множество авторов, причем для постоянно изменяющегося гипертекста авторский коллектив также постоянно меняется. Изменение статуса автора меняет и статус читателя: в гипертекстовой системе понимание часто сопровождается изменением компонентов или, как минимум, выбором пути просмотра, что является актом творчества. С помощью интернет-технологий пользователь способен самостоятельно конструировать все новую и новую реальность. В техническом отношении гипертекстовые технологии позволяют легко сочетать различные виды информации - обычный текст, рисунок, график, таблицу, схему, звук и движущееся изображение.

Отсутствие структуры создает возможность из любой части текста перейти в гипертекст, а виртуальность стимулирует (симулирует) переход в особое психологическое состояние, виртуальное, идет виртуализация реальности, границы между текстами и смыслами, реальным и виртуальным теряются. Невозможно прочесть гипертекст целиком, это бесконечная Вселенная. Неопределенность и нелинейность, «не значащие разрывы» переходов создают некоторое новое качество, не вытекающее логически из формы и содержания текста, новый тип мышления: клиповый и фрагментарный. Если говорить об онтологии виртуальной реальности, то необходимо отметить, что она представляет собой ничто иное, как область симулякров. Именно симулякр приходит сегодня на смену тому, что было принято называть «художественным образом». Если интертекстуальность базируется на понятиях художественного образа, символа и т.д., то гипертекст ориентирован прежде всего на симулякр. Конечно, это не означает, что гипертекст

начисто лишен символа и образа, но именно идеологический дрейф, в который ложится гипертекст, во многом лишает его образности и символизма. Отсюда и появление абсолютно умозрительной замены - си-

мулякра как элемента бесконечного пространства, в котором подчас бессмысленно блуждает пользователь.

Статья поступила 20.01.2015 г.

Библиографический список

1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 14.

2. Гиренок Ф.И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека). М: Лабиринт, 1995. 201 с.

3. Калмыков А.А. Онтология коммуникации как социально-

антропологическая проблема // Вестник РГГУ. Серия «Политология. Социально-коммуникативные науки». 2007. № 1/07. С. 47-61.

4. Калмыков А.А. Гипертекст мышления и коммуникативное пространство // Человек. 2007. № 5. С. 122-129.

УДК 801

САМОСТЬ: ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ В ЯЗЫКЕ © Н.А. Корепина1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Исследуется категория самости в языке, устанавливается статус эгоцентрической категории самости в языке. Рассмотрена взаимосвязь категории самости с психологическими и философскими исследованиями, отмечается многоплановость понятия Я. Анализируется категория самости в языке и способы ее реализации посредством личного и возвратного местоимений, а также существительного. Ключевые слова: самость; эгоцентрическая категория; Я; антропоцентризм.

THE SELF: EGOCENTRIC LANGUAGE CATEGORY N.A. Korepina

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article deals with the category of Self, establishes the status of the egocentric category of Self in the language, considers its interconnection with some psychological and philosophical studies and shows the multi-aspect meaning of the concept of I. Analysis is given to the category of Self in the language and its representation means via personal, reflexive pronouns and nouns.

Keywords: Self; egocentric category; I; anthropocentrism.

Категория самости тесно связана с психологическими и философскими исследованиями Я, Self человека, где отмечается, что Я человека чрезвычайно многопланово. Исследование Л.Г. Александровой [1] подтвердило многоплановый характер Self, который позволяет представить человека, состоящего из множества Я. В человеке просматриваются как активная, познающая сторона, так и познаваемая, оценочная, образ самого себя, оценка своих качеств и особенностей, при этом Я сливается, с одной стороны, с понятием «личность», с другой - с понятием самосознания.

По общему определению, Я - это «духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой» [2].

Выражение «я сам», утверждающее тождественность говорящего самому себе (Я = Я), на самом деле весьма многозначно. Слово самость обозначает, прежде всего, некоторую индивидуальность, имманентную идентичность, которая сохраняется при всех изменениях окружающей среды, поддерживая и вос-

производя собственную структуру. Эта идентичность существует уже на уровне организма, который, как свидетельствует иммунология, безошибочно узнает свои и отторгает чужие клетки. Единство и преемственность психики индивида также покоятся на этом природном основании.

Но человеческое «Я» - явление не физического, а социального и психического порядка. Оно «связано в основном с осознанием противопоставления себя окружающему миру и с понятием преемственности сознания» [3] и выступает, прежде всего, как «субъект сознания, психических явлений в интегральной целостности» [4, с. 133]. Эта субъектность, сознательность «Я» как регулятивного начала психической жизни и мотивационного ядра личности часто обозначается латинским словом «Эго».

Саморегуляция поведения предполагает также наличие у индивида определенной информации о самом себе. Как заметил еще И. Кант, сознание самого себя уже заключает в себе двоякое «Я»: «1) Я как

1 Корепина Наталья Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей № 2, тел.: 89148720480, e-mail: cosmir@yandex.ru

Korepina Natalia, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for Technical Specialties no.

2, tel.: 89148720480, e-mail: cosmir@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.