вертикальное участие:
формализованные инсшпиион альные структуры^ практики
горизонтальное участие:
объединения и практики
н еформали зов анные: слабо формали зовалные
Схема 2. Взаимосвязь между горизонтальным и вертикальным уровнями общественного участия
Однако необходимо отметить, что выделение этих видов участия как самостоятельных, не отрицает их взаимозависимости и динамического взаимодействия. Одни виды участия при определенных обстоятельствах могут перетекать в другие. [6]. Важно при этом учитывать, что сам запуск процесса институционализации общественного участия, его институциональная устойчивость зависит не только от инициирующих данный процесс индивидов и групп, но и от протекающих макропроцессов: сложившейся институциональной системы, конкретно-исторического и социокультурного контекста.
Литература
1. Холмская М.Р. Политическое участие как объект исследования. Обзор отечественной литературы. // Полис. -1999. -№ 3. - С. 170-176.
2. Carnegie UK Trust: The shape of civil society to come: report from the Inquiry into the Future of Civil Society in the UK and Ireland. - London: CarnegieUK Trust, 2007.
3. Hewton K., Giebler H. Patterns of Participation: Political and Social Participation in 22 Nations // Discussion Paper. SP. IV. - Berlin, 2008.
4. Cornwall A. Locating citizen participation. // IDS Bulletin. - 2002. - 33 (2). -pp. 49-58.
5. Бергман, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергман, Т.Лукман. - М.: Akademia-Центр, 1995.
6. Melucci, A. (1996) Challenging Codes: Collective Action in the Information Age. Cambridge: Cambridge University Press.
СПЕЦИФИКА ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЕ
Соколова Е.А., канд. филол. наук, доцент Шадринский государственный педагогический институт г. Шадринск, Россия
Статья посвящена рассмотрению некоторых особенностей функционирования гендерных стереотипов как особой группы стереотипов, бытующих в массовом сознании и понимаемых как упрощенное устойчивое представление о моделях поведения и чертах характера, соответствующее понятиям «мужчина» и «женщина», их социальным ролям и функциям. В качестве материала используются публикации провинциальных периодических изданий, выступающих как часть обширных средств массовой коммуникации и формирующих общественное мнение. Акцентируется внимание на то, что комплекс стереотипных образов в региональной прессе выступает, с одной
стороны, следствием растущей феминизации, а с другой - порождением бытующих в массовом сознании стереотипных представлений о гендерных ролях.
The article considers some of the functioning of gender stereotyping as a special group of stereotypes, to common in the mass consciousness and understood as a simplified view of sustainable patterns of behavior and character traits, corresponding to the concepts of «male» and «woman» and their social roles and functions. The material used publication provincial periodicals, acting as part of the extensive media and public opinion. Attention is drawn to the fact that the complex stereotyped images in the regional press advocates, on the one hand, the consequence of the growing feminization of poverty, but on the other - a product of the mass consciousness to common stereotypes about gender roles.
Исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук, в том числе - современной науки о журналистике. При этом разные науки и научные сообщества обладают разной степенью чувствительности к включению гендерной тематики в свое интеллектуальное поле [1]. Как отмечает Е.Л. Вартанова, в процессе глобальной трансформации гендер-ные роли россиян значительно изменились, породив целый комплекс серьезных противоречий, «смешав» традиционные отношения и вызвав волну неоднозначных оценок [2]. Проблемы взаимоотношения полов, дискуссии о положении мужчин и женщин, борьба женщин за гармоничные отношения с мужчинами, гендерный дисбаланс - в освещении этих вопросов большая роль отводится СМИ как главному инструменту отражения реальности.
В этой связи представляется актуальным научное осмысление путей и условий влияния СМИ на формирование адекватного гендерного мышления и установления гендерного равенства, тем более что современное общество характеризуется исследователями гендерных отношений как «общество гендерных конфликтов, накопившихся за всю историю человечества, общество, которое находится в процессе поиска гендер-ного взаимопонимания» [3, 223].
Сознание человека вообще не свободно от стереотипов, он «живет» и мыслит ими, т.к. они облегчают восприятие мира. Реальность воспринимается человеком сквозь призму стереотипов. Поэтому образы современников, их взаимоотношения, отношения к событиям подаются СМИ и воспринимаются их аудиторией с помощью стереотипов, выступающих, таким образом, инструментом создания текста и его прочтения. Следовательно, образы мужчин и женщин, их взаимоотношения, их социальные функции и роли создаются СМИ и воспринимаются аудиторией с помощью ген-дерных стереотипов.
Стереотипы в журналистике принято понимать как устойчивые обобщенные и упрощенные представления о явлениях действительности, носящие характер предрассудка и бытующие в сознании аудитории СМИ как самостоятельно выработанные или навязанные коммуникаторами, а также как способ восприятия и отражения журналистами окружающего мира в медийном продукте.
В обширном море стереотипов, представленных российской прессой, ученые выделяют особую группу - гендерных, связанных с репрезентацией отношений мужчин и женщин, еще недостаточно полно изученных современной наукой. Гендерный стереотип - это устойчивое обобщенное и упрощенное представление человека и масс о моделях поведения и чертах характера, соответствующее понятиям «мужчина» и «женщина», их социальным ролям и функциям, выработанное культурой и выраженное в визуальных и вербальных образах.
Исследователи пока не пришли к единому мнению относительно природы, характера и функционирования гендерных стереотипов, однако тревожные ноты в их
рассуждениях на эту тему заставляют полагать, что проблема использования гендерных стереотипов в журналистике требует внимания. Так, В.Ф. Олешко замечает, что большинство произведений, транслируемых аудитории средствами массовой информации, активно формирующих и насаждающих сегодня гендерные стереотипы, не имеют отношения к журналистике как к творческому процессу. Их можно отнести к пропагандистским выступлениям и деятельности в рамках PR, лоббированию интересов определенных групп и т.д. [4]. С другой стороны, стереотипные представления общества заставляют коммуникаторов пользоваться этим «языком», чтобы быть ближе и понятнее для своей аудитории.
Признав, таким образом, гендерные стереотипы своеобразным инструментом творчества (создание текста и его прочтение), можно говорить о двух группах стереотипов: отражающих реальное положение вещей (например, приниженное положение женщины в обществе, семье и т.п.) и не соответствующих действительности, часто использующихся как способ манипулирования (например, желаемое место женщины в обществе, проявление сексизма и т.п.).
Как выстроены гендерные стереотипы? С одной стороны, они построены по четким, хорошо прочитываемым логическим схемам (природой женщине предназначено рожать детей, следовательно, ее основная функция - материнство, воспитание детей, сфера - семья). С другой стороны, как справедливо отмечала К.Н. Ахмадеева, нельзя не увидеть эмоциональную сторону восприятия гендерных стереотипов [5]. Они определенно обладают мощным воздействием на сферу чувств, эмоции и желания, именно поэтому они так часто, охотно, прицельно и беспроигрышно используются в рекламе и скрытой пропаганде.
Исследователи сходятся в том, что гендерные стереотипы обладают мощным воздействием на массовое сознание, а в СМИ - ресурс манипулирования общественным мнением. Обладая огромными ресурсами воздействия на сознание людей, массме-диа манипулируют представлениями людей о том, какими следует быть женщине или мужчине, прибегая к набору гендерных стереотипов, которые продолжают существовать как один из ресурсов манипулирования общественным сознанием, причем, в провинциальной прессе «новые» стереотипы причудливым образом переплетаются с устаревшими.
Как показывает практика, провинциальная пресса пока не вполне готова к выполнению задач, связанных с созданием гендерного баланса и справедливости [3], поскольку растущая гендерная асимметрия в обществе искажает объективную передачу взаимоотношений полов, социальных ролей мужчин и женщин медиасредствами периферии. Это происходит по ряду причин, в числе которых - устойчивое следование коммуникаторов гендерным стереотипам в творческом осмыслении и отражении явлений действительности.
Особенности провинциальной жизни российского общества накладывают определенный отпечаток на конструирование местной прессой медиаобразов современных мужчины и женщины. Так, анализ выпусков газет «Курган и Курганцы» (г. Курган), «Троицкий вестник» (г. Троицк), «Исеть», «Ваша выгода» (г. Шадринск), «Вечерний Нефтеюганск» (г. Нефтеюганск), «Вечерний Челябинск» (г. Челябинск), «Златоус-товский рабочий» (г. Златоуст), «Тюменский курьер» (г. Тюмень) за 2010г. показывает следующее:
1. Растет «феминизация» редакторских коллективов. С одной стороны, это связано с тем, что мужчины уходят из сферы низкооплачиваемого труда, которую немедленно занимают женщины, а с другой - с тем, что, «одной из важных тенденций развития российского общества на ближайшие 50 лет является его неуклонная феминизация», - как справедливо отмечает Г. Г. Силласте, [6]. Женщины составляют большую 222
часть редакционных коллективов в региональных печатных изданиях, женщины разрабатывают как «женские», так и традиционно «мужские» темы, например, освещение политических и экономических событий. Региональные газеты и журналы все больше ориентируются на женскую часть населения и героями материалов выбирают женщин.
2. «Типично мужские» и «типично женские» темы и образы в них, в целом, сбалансированы, но в прессе малых городов присутствует тенденция небольшого увеличения объема «женского» материала, тематики и проблематики, что связано с растущей феминизацией.
3. Полностью отсутствуют такие стереотипные представления о назначении женщины, как «женщина - сексуальный объект», «женщина-подруга» и «женщина занимает подчиненное положение». Это, безусловно, связано с редакционной политикой изданий, основанной, с одной стороны, на гендерной грамотности, а с другой - на советских стереотипах «женщины-матери» и «передовой женщины, ответственной за производство».
4. Популярными мужскими стереотипами на их страницах выступают: «босс» (как правило, руководитель среднего ранга, строгий, солидный, преуспевающий), «силовик» (как правило, представитель силовых структур, в его образе подчеркнута бру-тальность, высказывания не выходят за рамки законодательных текстов), «богема» (стереотипный образ, порожденный СМИ советской эпохи - деятель искусства местного значения, выражены неформальность мышления, речи, одежды), «счастливый фермер» (мелкий предприниматель, как правило, в сельской местности, изображен как хозяин надела земли в окружении помощников - членов семьи), «маргинал» (как правило, преступник, большое внимание уделяется началу его незаконной деятельности и условиям, в которых он превратился в деклассированный элемент). Стереотипные мужские образы в местной прессе отражают устойчивое представление масс о предназначении и социальных ролях мужчины в провинциальном обществе, где сильны патриархальные традиции, и журналисты прибегают к ним для облегчения понимания читателями своего представления о герое, олицетворяющем то или иное общественное явление.
5. Репрезентация образа женщины сводится к стереотипному изображению «женщины-матери», выражающими социоприродные функции матери в следующих вариантах:
• деторождение (дарительница жизни, продолжательница рода);
• воспитание детей (учительница, воспитательница, наставница);
• управление сообществом людей (семьей, хозяйством, коллективом),
6. Позитивные материалы о женщинах связаны со стереотипом «современная женщина успешна во всем».
Гендерные стереотипы связаны с изменениями, происходящими в мире: в советскую эпоху идеалом слыла так называемая «передовая женщина-мать», в постсоветскую - «сексуальная красотка как вариант женщины-вамп», в 2000-е годы - «женщина, успешная во всем: семье, работе, личной жизни». Это устойчивое представление о состоявшейся личности женского пола только недавно приобрело характер стереотипа. Появившиеся в конце 1990-х медийные образы женщины, преуспевшей во всех сферах жизни, с одной стороны, действительно отражали изменения, происходившие в мире, с другой - сделали ее жизнь еще более зависимой от предрассудков, царящих в обществе. «Успешная женщина» представляет собой комплекс стереотипов, связанных с обязанностями женщины, которая должна: иметь детей, быть хорошей домохозяйкой, сделать карьеру, обладать внешностью фотомодели и т.п.
Стереотипные образы в местной прессе отражают устойчивое представление масс о предназначении и социальных функциях женщины в современном российском
обществе, переживающим «патриархатный ренессанс», и журналисты прибегают к ним для облегчения понимания читателями своего представления о героине, олицетворяющей то или иное общественное явление. С другой стороны, журналисты «формируют реальность» в сознании масс и, используя устаревшие стереотипы, искажают действительность, затуманивают истинный смысл происходящего. Задача современной журналистики состоит в том, чтобы избегать их использования, ломать отжившие стереотипы-анахронизмы, осмысливать источник гендерного стереотипа, вырабатывать навыки оценки содержания и применения его в собственном творчестве, а также улавливать и запечатлевать то новое, что характеризует время и эпоху.
Литература
1. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии. [Электронный ресурс]. URL: http://club.fom.ru/books/002.ZDRAVOMYSLOVA.pdf (дата обращения: 14.03.2011).
2. Вартанова Е. Л., Смирнова О. В., Фролова Т.И. Гендерная проблематика в политических кампаниях: СМИ как индикатор гражданской культуры [Электронный ресурс]. URL: http://mediascope.ru/node/344 (дата обращения: 11.03.2011).
3. Смирнова О.В. Гендерная проблематика. Проблематика СМИ. - М.: 2008, -С. 223 - 238.
4. Олешко В.Ф. Есть ли пол у медийного творчества? Заметки на полях анкетного опроса, проведенного мужчиной //Журналист. - 2005. - 1.
5. Ахмадеева К.Н. Стереотипы как проблема гендерных исследований. [Электронный ресурс]. URL: http://vsk3.hse.ru/prog_sek/ (дата обращения: 14.03.2010).
6. Силласте Г.Г. Гендерная социология как частная социологическая теория: состояние, противоречия, социальные возможности и перспективы. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.edu.ru/data/471/599/1231/015.SILLASTE.pdf (дата обращения: 14.03.2010).
ОЦЕНКИ ЗАРУБЕЖНЫМИ ЭКСПЕРТАМИ ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕФОРМ В РОССИИ
Устинов В.А., аспирант Новосибирский Государственный Архитектурно-Строительный Университет (Сибстрин) г. Новосибирск, Россия
Статья представляет освещение либерально-демократических реформ России 1990-х годов сквозь призму оценок западных экспертов.
В 1990-е годы Россия предприняла попытки либерализации общественной и политической жизни страны. Эти реформы стали именоваться либерально-демократическими преобразованиями. Они связывались с «шоковой терапией» в экономике, начатой в начале 1992 году после распада СССР. Одной из важнейших целей реформ было формирование рыночной экономики и трансформация общества - создание среднего класса, на который государство могло бы опираться при реализации своих планов. Однако переход оказался сложным и не соответствовал предполагаемым ожиданиям: общество с сожалением относилось к происходящему, а слова «демократия» и «реформы» стали непопулярными для большей части населения страны. До