4. Де Бовуар, С. Второй пол.: Т. 1, 2 : пер. с франц. / С. Де Бовуар. - М. : Прогресс ; СПб. : Алетейя, 1997.
5. Ельникова, Г.А. Философия феминизма (альтернативные феминистские концепции социокультурного развития) / Г.А. Ельникова. - Белгород : Кооператив. образование, 2002. - 340 с.
6. Словарь гендерных терминов / ред. А. А. Денисова. - М. : Информация - XXI век, 2002. - 256 с.
7. Теория и история феминизма : курс лекций / под ред. И. Жеребкиной. - Харьков : Ф-Пресс, 1996.
8. Хрестоматия феминистских текстов : переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. - СПб. : Дм. Буланин, 2000. - 303 с.
9. Феминизм в общественной мысли и литературе. Антология / сост. Е. Трофимова. - М. : Грифон, 2006. - 400 с.
10. Феминизм: Восток. Запад. Россия : сб. ст. / РАН. Ин-т философии ; отв. ред. М.Т. Степанянц. - М. : Наука, 1993. - 243 с.
УДК 070
Е.А. Соколова, г. Шадринск
Женские медиаобразы-стереотипы в газете современного провинциального города
В статье рассматривается стереотипный образ женщины в городской газете российской провинции, опирающийся на представление о том, что самореализация современной женщины должна проходить в трех сферах: профессиональной, общественной и биосоциальной. Следовательно, женщина исполняет сразу несколько ролей, и эта «полифункциональность» выступает условием ее положительной оценки в провинциальной медийной прессе.
Полифункциональная женщина, гендерные стереотипы.
E.A. Sokolova, Shadrinsk
Feminine stereotypical images in the modern newspaper of a provincial
town
The article considers the stereotypical image of women in the local newspaper of the Russian provinces, based on the idea that the a modern self-made woman should pass through three areas: professional, biosocial and social. Therefore, the woman plays multiple roles, and this «multifunctional» is condition of its positive assessment in the provincial media press.
Keywords: polyfunctional woman, gender stereotypes.
Особенности провинциальной жизни российского общества накладывают определенный отпечаток на конструирование местной прессой медиаобраза женщины. Разработанный СМИ образ успешной женщины постепенно приобретает национальный характер. Так, Е.Л. Вартанова отмечает: «Умение выдающихся женщин гармонично соединять в своей жизни социальное и биологическое начала подаются СМИ обычно как национальная особенность, как свойство национальной культуры. Однако особенности
гендерной политики страны накладывают определенный отпечаток и на то, как СМИ конструируют национальный медиаобраз современной женщины» [4].
В России 21 века устоялось разделение социальных ролей, предписанных обществом женщине: одни уходят в профессиональную сферу, другие полностью отдаются семье и воспитанию детей, третьи пытаются совместить обе эти роли. Те, кто сделал ставку на профессиональную сферу, в свою очередь делятся на активных, «захватчиц» мужских позиций и подчиненных, тех, кто теряет в конкурентоспособности. Это происходит потому, что негативы послереформенной России подстегнули активность женщин и ее экспансию в мужской мир, с другой - экономическая динамика расширила возможности современной женщины при условии ее социальной и профессиональной активности. Средства массовой информации отразили этот процесс в полной мере, создав целый спектр женских образов: от политического лидера до проститутки [1-2]. Другие полностью отдаются семье и воспитанию детей, третьи пытаются совместить обе эти роли, поскольку современная жизнь требует от сильной, успешной женщины тратить силы и время на дополнительную деятельность, и пресса откликается на это, создавая медийный образ успешной женщины, занимающейся дополнительной деятельностью помимо основной работы и семейных обязанностей. Героиня приносит общественную пользу, заботится о сиротах, инвалидах, бездомных или животных, поддерживает слабых, защищает интересы обездоленных, вкладывает деньги в благотворительные проекты и т.п.
В зависимости от того, какая сфера в материале главенствует, можно выделить три базовых женских образа в газете провинциального города:
• Превосходный профессионал.
• Превосходная мать.
• Полифункциональная женщина (совмещающая черты двух предыдущих типов).
Для провинциальной прессы, ориентирующейся на читательскую аудиторию,
близкую к патриархальному мировоззрению, характерен образ превосходной матери, жены и хозяйки, окруженной домочадцами. Он опирается на стереотипные представления о женщине-труженице и матери большого семейства, развитые в советскую эпоху. Обязательно присутствие хвалебного отзыва о подворье или даче, где героиня проводит свободное от производственной работы время. Стереотипом становится образ женщины, исполняющей три роли одновременно: руководителя среднего звена, матери, жены и хозяйки, общественницы. Рациональное (интеллект, карьера и т.п.), замещается сферой чувств: авторы подчеркивают, что героиню любят дети, подчиненные (если речь идет о руководителе). Окруженная любовью и признанием близких, героиня показана счастливой и довольной жизнью.
Рассмотрим этот образ подробнее. Мониторинг газет малых провинциальных городов Курганской, Свердловской и Тюменской областей «Далматовский вестник» (Далматово), «Курган и Курганцы» (Курган), Пышминские вести (Пышма), «Сургутская трибуна» (Сургут), «Исеть», «Ваша выгода» (Шадринск) за 2013 и первую декаду 2014 гг. показывает следующее.
Газета провинциального города разрабатывает образ женщины, базируясь на жанрово-тематическом комплексе текстов о женщине: интервью с жительницей или гостьей города: предпринимательницей, актрисой, певицей, спортсменкой, содержащее рассказ о ее творчестве, достижениях, мировоззрении; корреспонденция о какой-либо
социальной проблеме, которая привязана к героине материала; комментарий эксперта по женским и нейтральным вопросам; эссе или житейская история о нелегкой женской доле с обязательным happy end и борьбе женщины за выживание в сложных жизненных ситуациях; фоторепортаж о местных красавицах-участницах конкурсов красоты.
Однако говорить о чистоте жанра журналистского текста, посвященного женщине, не приходится, и все чаще в журналистском рассказе о женщине сливаются черты таких жанров, как репортаж и рецензия, когда речь идет о новостях культурной жизни города; интервью и корреспонденция в тексте о горожанке, чем-либо выделившаяся из массы (она получила награду, выиграла в соревновании (не обязательно спортивном), возглавила предприятие или какой-либо Общественный фонд и т.п.); эссе и проблемная статья о горькой женской доле, если речь идет о социальных бедствиях; комментарий и интервью.
Как правило, образ женщины в прессе российской провинции связан с социально-культурной тематикой и преимущественно носят информационный характер. Материалы, затрагивающие драматические проблемы: (война, преступность, сиротство, другие проблемы) носят обычно аналитический характер.
Героиня этих материалов - местная жительница, горожанка, чем-либо выделившаяся из массы соотечественниц: она получила награду, выиграла в соревновании или конкурсе, возглавила предприятие или какой-либо Общественный фонд, посрамила коммунальщиков и т.п. Она максимально приближена к читательнице: живет такой же жизнью, как они, ходит по тем же улицам, у нее те же заботы. Поэтому процент доверия читательской аудитории к ней, ее жизненной позиции, ее образу достаточно высок.
Авторы акцентируют тему преодоления женщиной трудностей и препятствий, страдание выступает как обязательный элемент жизни героини: от тягот войны, событий 1990-х до низкого уровня жизни, плохих условий проживания и т.п.: «Когда спустились с самолетика Ан-2, пошли искать начальника, который нас почему-то не встретил. Как выяснилось потом, мы с ним разминулись. Так вот, на улице жаркий день, вокруг грязь, песок, и мы бредем со своими пожитками. Конечно, нашли мы его, а жилья для нас нет. Что делать? Новых сотрудников расселили в бараках, в которых они прожили почти полтора года. Все это время строили дома для себя» [11]. «Отец, как и два его брата, был призван на войну, с которой не вернулся. Было нелегко, но женщины всегда находили время и силы заняться рукоделием» [3]. Преодолев трудности, «отстрадав», наладив свою жизнь, героиня отдает себя служению людям, что становится ее базовой социальной ролью, на которой строится образ героини провинциальной газеты.
Местная пресса формирует представление о том, что главная жизненная ценность женщины - прежде всего, семья и труд, а также общественная работа или благотворительность. Во всех материалах более или менее подробно рассказывается о профессиональной деятельности героини, при этом упоминаются не столько сами достижения, сколько награды «Вера Ивановна Панасевич известный в округе человек. «Герой Социалистического Труда», «Ударник девятой пятилетки», «Почетный энергетик СССР» «Отличник энергетики и электрификации СССР», «Почетный гражданин ХМАО-Югры», «Почетный гражданин города Сургута». В настоящее время Вера Ивановна на общественных началах является руководителем культурно-досугового центра пенсионеров Негосударственного пенсионного фонда энергетиков «Профессиональный» [11].
Профессиональная деятельность рассматривается как продолжение семейной «То же можно сказать о ней самой: вероятно, преданность своему делу — одна из самых главных семейных ценностей Емельяновых» [9]. «В личном плане заводу тоже многим обязана, - с улыбкой замечает моя собеседница. - Здесь познакомилась с будущим мужем Петром Ивановичем Овечкиным. Позади уже 16 лет совместной жизни» [6]. В каждой публикации отмечается семейное положение героини, в большинстве материалов подробно рассказывается о ее родителях, муже, детях.
В последние годы много внимания журналисты уделяют историям об общественной работе современниц: домоуправительницы-общественницы, патронессы приютов для животных, председатели и члены разнообразных общественных и попечительских советов, и т.п. - эти роли набирают вес в медийной среде российских городов: «С июня 2010 г. Неонила Борисовна Юрьева возглавляет территориальный Совет ветеранов микрорайона «Центр-1», ведет работу с ветеранами по месту жительства, стремится приобщить их к посильной общественной деятельности. Накопленный ею богатый жизненный опыт, незаурядные организаторские способности позволили сплотить пожилых людей, выявить неучтенных пенсионеров» [10]. «Всю жизнь меня спасало искусство! (речь идет об актрисе народного театра) Именно оно всегда придавало сил, терпения, энергии, смысла, наполненности жизни. /.../Антонина Кузьминична в своём довольно преклонном возрасте легка на подъём, путешествует по разным городам, любуясь красотами нашей страны. По-прежнему верна своему театру и музыке» [5].
Таким образом, в провинциальной газете изображается женщина, действующая одновременно в трех направлениях: семья, профессия, общественная работа. Это обусловлено самореализацией современной горожанки в трех сферах жизни:
1. профессиональной сфере, связанной с деятельностью, ориентированной на создание общественных благ, выходящей за рамки семьи и превратившейся в профессиональную;
2. биосоциальной, связанной с деторождением, воспитанием ребенка, семьей;
3. общественной, вспомогательной, связанной с досугом, хобби, благотворительностью.
Именно поэтому в статьях городских провинциальных газет, посвященных женщине, героини проявляют себя во всех трех сферах одновременно: о чем бы ни шла речь, темы профессиональной деятельности, семьи и дополнительных интересов присутствуют в материалах в разных долях объема статьи. Так, если речь идет о профессиональных достижениях (основа), то обязательно одобрительное упоминание о семье и общественной работе (дополнение). Или, наоборот, если материал посвящен увлечению или благотворительной деятельности (основа), то в дополнение обязательно упоминание о семье и работе (дополнение). Например, в статье речь идет о девушке, освоившей изготовление прелестных искусственных цветов по новой технологии, упоминается о ее профессиональной деятельности: «Мне пока не удается заниматься только творчеством. Первую половину дня я трачу на общение с Америкой - я переводчик-фрилансер, а потом уже готова творить /.../ Поэтому у меня есть работа, где я получаю деньги, чтобы их хватало на любимое дело» [7]. Обязательно упоминание семьи, причем, функции жены изображены стереотипно: на вопрос журналиста «Семья не страдает от недостатка внимания?» Героиня отвечает: «Муж точно нет - я сажусь за работу только после домашних дел, так что он голодным не остается. Он рад, что я
нашла свое дело, что мне это нравится. И вообще, за то время, что мы вместе, он только поправился» [7]. Или в материале о местной рукодельнице после восторженного описания ее вышивок и кружевных салфеток идет пассаж, констатирующий социальный статус героини: «Я в Шадринск приехала в 1962 году, когда вышла замуж за шадринца. Целых 13 лет проработала воспитателем в детском саду, потом 27 лет -библиотекарем в геронтологическом центре «Спутник» [3]. В лидах журналисты прямо обозначают совмещение нескольких ролей в жизни женщины: «Сургутянам она известна как успешный преподаватель русского языка и литературы, победитель конкурса профмастерства «Учитель года-2003». Но Васьковская успела прожить несколько жизней. В одной из них она была горным инженером, начинающим перспективным ученым-исследователем, в другой - исполнителем песен известных бардов и собственных, создателем городского молодежного музыкально-поэтического объединения «Нескучный сад» [8].
Объединяет героинь провинциальной прессы позитивный настрой, подчеркиваемый журналистами в своих произведениях. Они показывают умение видеть в прошлом только хорошее, передают подчеркнуто оптимистичные заявления: «Все наладится» или «Да все хорошо!», акцентируют внимание на неослабевающем интересе к жизни: «Мне интересно!», - заявляют их респондентки, - «поэтому я не унываю, занимаюсь многими интересными вещами и не собираюсь стареть». Таким образом, в процессе стереотипизации накапливаются признаки, которые складываются в медийный образ полифункциональной женщины, и именно полифункциональность является условием положительной оценки женщины в провинциальной медийной сфере.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ажгихина, Н.И. А кони все скачут и скачут... Несколько штрихов к коллективному портрету современной журналистики: гендерный формат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ruj.ru/authors/azhgihina/08016.html. - 10.10.2015.
2. Ажгихина, Н.И. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа [Текст] / Н.И. Ажгихина // Гендерные исследования. - 2000. - №5. - С. 261-273.
3. Бекетова, Н. Волшебство ручной вязки [Текст] / Н. Бекетова // Ваша выгода. - 2013. - 19 февраля.
4. Вартанова, Е.Л. Женщины как «торговая марка»: россиянки и финки в стратегиях продвижения образа страны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazieva.ru/ru/conference/gender/. - 29.10.2015.
5. Вербицкая, О. Искусство жить помогает [Текст] / О. Вербицкая // Исеть. - 2013. - 27 февраля - 5 марта.
6. Голубева, Г. Душа болит, что нет ликерки [Текст] / Г. Голубева // Исеть. - 2013. - 30 января ; 5 февраля.
7. Ильиных, Д. Курганская мастерица создает цветы из необычного материала фоамирана [Текст] / Д. Ильиных // Курган и Курганцы. - 2013. - 9 сентября.
8. Ковальский, А. Моя гражданская позиция - в любви к своей Родине [Текст] /А. Ковальский // Сургутская трибуна. - 2014. - 10 апреля.
9. Мусина, В. Корифей курганского образования [Текст] / В. Мусина // Курган и курганцы. - 2014. - 31 января.
10. Неонила Юрьева — активистка и рукодельница [Текст] // Курган и Курганцы. - 2014. - 10 апреля.
11. Стройка, стройка - новостройка, или Как девчонки наш город возводили [Текст] // Сургутская трибуна. - 2014. - 8 апреля.
УДК 82-1
Ю.А. Шуплецова, Шадринск
Стереотипный идеал рыцарской любви и его отражение в лирике
М.И. Цветаевой
В статье раскрываются особенности формирования индивидуального поэтического стиля М.И. Цветаевой и роль влияния на него стереотипов рыцарской литературы, в частности идеала любовных отношений, заимствованных поэтессой в качестве образца.
Русский модернизм, поэзия, рыцарская литература
Yu.A. Shupletsova, Shadrinsk
The courtly love ideal and its reflection in Marina Tsvetaeva's poetry
The article indicates the peculiarities of Marina Tsvetaeva 's individual poetic style and the way the chivalry literature stereotypes influences it. The article focuses on the love affairs ideal stereotypes that the poetess uses in her works.
Keywords: Russian modernism, poetry, courtly literature.
Сформированный в эпоху средневековья культ куртуазной любви, бесспорно, оказал неоценимое влияние на восприятие этого чувства людьми последующих эпох. Тот стереотип, который оформился к XII веку, стал базой для оценки силы и качества любовных отношений. «В куртуазной литературе мужчина воспевает возлюбленную. Правила куртуазного поведения предписывали проявление рыцарской любви как преданное служение Даме» [3, с. 93]. Идеалом такого служения стала недосягаемость Дамы для рыцаря, которая первоначально ассоциировалась с Богоматерью и не требовала иного чувства, кроме поклонения. Но постепенно женщины, обретая черты идеализированной, но все же земной Дамы, рисуется мужчиной как жестокосердная особа. В чувство поклонения проникает элемент безответности, невозможности добиться взаимности, а отсюда развивается мотив страдания. Но эти страдания были для рыцаря желанны, поскольку давали возможность ему и окружающему миру оценить силу любви. Устойчивая схема «любовь - страдания - жажда страданий» в ее различных вариациях через трансформации в веках пришла и в русскую литературу эпохи модернизма, воплотившись в специфической форме в лирике одно из ярчайших поэтесс своего времени - Марины Ивановны Цветаевой, которая признана исследователями певицей любви.
Любовь для нее стала целью и смыслом жизни, оправданием всех ее поступков. Чтобы понять всю многогранность возвышенного чувства, наполняющего человека жизнью, обязательно пропитанного трагедией, приносящей страдание и боль, обреченного на расставание, нужно понимать те причины, послужившие толчком для формирования