Научная статья на тему 'Вариативность систем аффективных пар газетного текста как способ удовлетворения информационных потребностей разных аудиторных групп'

Вариативность систем аффективных пар газетного текста как способ удовлетворения информационных потребностей разных аудиторных групп Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
125
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФФЕКТИВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ / АФФЕКТИВНАЯ ПАРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сафонов Андрей Владимирович

Статья посвящена исследованию возможной связи между системами аффективных пар (как выражением аффективных противоречий) и удовлетворением информационных потребностей аудитории печатного слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вариативность систем аффективных пар газетного текста как способ удовлетворения информационных потребностей разных аудиторных групп»

УДК 070.15

Андрей Владимирович Сафонов

Челябинский государственный университет

ВАРИАТИВНОСТЬ СИСТЕМАФФЕКТИВНЫХПАРГАЗЕТНОГО ТЕКСТА КАК СПОСОБ УДОВЛЕТВОРЕНИЯИНФОРМАЦИОННЫХПОТРЕБНОСТЕЙ

РАЗНЫХАУДИТОРНЫХГРУПП

Статья посвящена исследованию возможной связи между системами аффективных пар (как выражением аффективных противоречий) и удовлетворением информационных потребностей аудитории печатного слова.

Ключевые слова: аффективное противоречие, аффективная пара, информационные потребности.

По мнению М. В. Загидуллиной, «информационная потребность представляет собой осознанный запрос к источникам информации (знаний), связанный с возникновением дефицита той или иной информации (знания) в практической деятельности личности» [2. С. 63].

Социологическое исследование, направленное на выявление информационных потребностей аудитории показало, что в пределах Челябинска, наибольшей популярностью пользуются такие печатные издания, как газеты «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Челябинский рабочий».

На наш взгляд, лидерство этих изданий обусловлено тремя основными причинами:

1. Политематичность (тематическая палитра сообщений - от политических тенденций до новостей шоу-бизнеса).

2. Широкая география (новости от международного охвата до событий муниципального значения).

3. Специфика подачи новостей, связанная с формально-содержательными, а также композиционно-стилистическими аспектами журналистских текстов.

Два первых фактора обуславливают лидерство в электоральных предпочтениях изданий «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда» относительно газеты «Челябинский рабочий». Первые два издания наряду с региональной вкладкой предоставляют обширный спектр общероссийских и международных новостей, тогда как «Челябинский рабочий» ориентирован, в основном, на региональное поле. Вкладка «Новой газеты» в пятничный номер «Челябинского рабочего» расширяет географический спектр информационного поля, однако сосредоточена в рамках политической тематики, тогда как потребности аудитории гораздо разнообразнее.

Не менее значимым фактором, влияющим на предпочтения аудитории, является и специфика организации текста. Контент-анализ номеров названных газет в контексте концепции аффективных противоречий Л. С. Выготского, разработанной относительно произведений искусства, но, на наш взгляд, применимой и к журналистским текстам дает объяснение лидерству изданий, сочетающих (в разных пропорциях) элементы качественной и бульварной прессы. К тематико-стилистическим чертам изданий такого типа можно отнести следующие.

1. Подчеркнутая ориентация на понятные всем частные («семейные») ценности. Как ни парадоксально, бульварная пресса по своему содержанию оказалась гораздо консервативнее качественной журналистики, культивируя предельно четкие, лубочные, телесериальные представления о добре и зле (мы не берем в расчет откровенно желтые издания, которые, кстати, серьезным спросом у читателей не пользуются). Минимум полутонов, а значит сильнее воздействие от аффективных перепадов черного и белого, плохого и хорошего, высокого и низкого, доброго и злого.

2. Акцент на звездность. Газеты подобного типа создают культ успеха. Отсюда - выраженный интерес к частной жизни звезд.

Это отчасти объясняет относительную пе-риферийность в электоральных предпочтениях традиционно качественных общественно-политических изданий в силу их тематической ориентированности на относительно узкий сегмент аудитории.

Для контент-анализа мы взяли по одному номеру газет «Аргументы и факты» за 30 мая 2012 года, «Комсомольская правда» за 31 мая 2012 года и «Челябинский рабочий» за 1

июня 2012 года. Выбор номеров обусловлен следующими критериями. Во-первых, именно в этот период (май-июнь 2012 года) проводилось исследование электоральных предпочтений. Во-вторых, у ежедневных газет «Челябинский рабочий» и «Комсомольская правда» были выбраны итоговые за неделю номера (так называемый формат «толстушки»), чтобы иметь возможность проводить сопоставления номеров одного, еженедельного, формата, к тому же сочетающих информацию международной, федеральной, региональной и местной тематики.

Под аффективной парой мы понимаем результат аффективного противоречия (термин взят у Л. С. Выготского), суть которого заключается в создании за счет специфики текстовой организации неких энергетических полей, оказывающих психологическое воздействие на читателя, вызывая у него интерес как к тексту в целом, так и к отдельным его фрагментам. Можно выделить несколько видов аффективных пар. Ключевой для нашего исследования является пара «незнание / узнавание факта». Тематическая вариативность пар данного вида, на наш взгляд, позволяет изданиям расширить целевую аудиторию, удовлетворив по максимуму ее информационные потребности.

Анализ контента номеров трех названных газет дает возможность выявить как общие тематико-стилистические черты, характерные для всех этих изданий, так и специфические особенности. К общим можно отнести такие черты как опора на персоналии (упоминание, цитирование влиятельных, или просто известных персон), внимание к прикладному аспекту (утилитарному значению приводимых в текстах сведений), внимание к социально-политической проблематике, наличие познавательной информации, культивирование определенных ценностных установок, использование диалоговых отношений с читателем, развлекательная информация и креативистская форма подачи.

Специфика этих изданий заключается в степени и формальных особенностях выражения той или иной черты, что связано с особенностями выстраивания аффективных систем.

Обозначим особенности каждого из названных изданий. Один из лидеров электоральных предпочтений газета «Аргументы и факты» отличается следующими контентными характеристиками:

1. Повышенное внимание к прикладной информации. В одном номере удалось обнаружить 29 текстов такого характера. Это вполне соотносится с данными социологического исследования, свидетельствующими, что именно за утилитарными сведениями зачастую обращается к различным информационным площадкам (включая пространство Интернета) потребитель информации. Таким образом, «Аргументы и факты» удовлетворяют одну из наиболее ярко выраженных информационных потребностей читателей.

2. Создание эффекта прямого диалога с читателем. Значительная часть текстов представляет собой адресные ответы на вопросы читателей, либо подтверждение (опровержение) наиболее популярных слухов. Кстати, диалоговая форма, по нашему мнению, усиливает аффективность текста, что, с одной стороны, повышает степень его воздействия на аудиторию, с другой отвечает ее потребностям в интерактиве.

Названные элементы используются и двумя другими изданиями, однако они выражены в меньшей степени, чем у газеты «Аргументы и факты».

Ключевыми характеристиками «Комсомольской правды» являются рекреативность (значительная часть информации и по содержанию, и по форме подачи носит познавательно-развлекательный характер с акцентом на сенсационность), и повышенное внимание к жизни звезд (тогда как, например, в «Аргументах и фактах» выдерживается баланс между упоминаниями персон - субъектов политического действия, носителей культурных ценностей и героев масскульта). С одной стороны, это несколько сужает тематический спектр (акцент на звездности затмевает другие темы), с другой - усиливает аффективную природу текста за счет того, что современная знаменитость -некий симулякр героического. Соответственно, все с ним связанное вызывает интерес.

Ключевая особенность «Челябинского рабочего» - в возможности максимально использовать местный материал, выявляя проблемно-конфликтные поля и делая местную, региональную информацию самодостаточной, в отличие от региональных вкладок федеральных изданий, где она блекнет на фоне общенациональных событий. Аффективный потенциал местного материала может стать одним из факторов формирования общественных ценностей в конкретной территории и после-

дующего ее социального и культурного позиционирования.

Таким образом, при всей общности характеристик названных изданий, в зависимости от того, какая характеристика (набор характеристик) являются ключевыми, формируется свой вариант системы аффективных пар, способной привлекать внимание аудитории, воздействовать на ее сознание, не только сообщая факты, но и генерируя смыслы.

Список литературы

1. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб., 2000.

2. Загидуллина, М. В. Информационная потребность жителей провинциального мегаполиса в аспекте медиапотребления [Текст] / М. В. Загидуллина // Челябинский гуманитарий. -2012. - № 1 (18). - С. 63-71.

УДК 070.23(1-37)

Елена Александровна Соколова

Шадринский государственный педагогический институт

ОБРАЗЖЕНЩИНЫ В ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПРЕССЕ: ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

С позиций гендерного подхода в предлагаемой статье выделены функционирующие в прессе провинциальных городов России группы стереотипных представлений о назначении женщины и ее роли в обществе, а также определены и классифицированы типологические характеристики базовых женских образов по степени социальной активности, уровню социального статуса и долеучастия в социальных связях.

Ключевые слова: гендерные стереотипы, женские образы, региональная пресса, социальные роли.

Проблемы взаимоотношения полов, дискуссии о положении мужчин и женщин, борьба женщин за гармоничные отношения с мужчинами, гендерный дисбаланс - в освещении этих вопросов большая роль отводится СМИ как главному инструменту отражения реальности. Об этом пишут Н. И. Ажгихина, Е. Л. Вартанова, О. Здравомыслова, О. В. Смирнова, Т. И. Фролова и другие исследователи [2, 3, 5, 6]. В. Ф. Олешко доказывает, что гендерный дискурс СМИ представлен типологически, содержательно и компетентностно [9].

Обладая широким спектром возможностей воздействия на сознание людей, массмедиа крупных городов манипулируют представлениями людей о том, какими следует быть женщине или мужчине, прибегая к набору тендерных стереотипов. Так, в последнее время образ женщин в СМИ представлен разносторонне, но комплекс стереотипных представлений, связанных с положением женщины в обществе, семье, ее социальных ролях продолжает существовать. Об этом подробно и по-журналистски ярко пишет Н. И. Ажгихина в серии своих статей, посвященных женским образам в центральной прессе [1].

Сознание человека не свободно от стереотипов, он «живет» и мыслит ими, т.к. они облегчают восприятие мира. Реальность воспринимается человеком сквозь призму стереотипов. Поэтому образы современников, их взаимоотношения, отношения к событиям подаются средствами массовой коммуникации и воспринимаются их аудиторией с помощью стереотипов, выступающих, таким образом, инструментом создания текста и его прочтения. Следовательно, образы мужчин и женщин, их взаимоотношения, их социальные функции и роли создаются СМИ и воспринимаются аудиторией с помощью гендерных стереотипов.

Исходя из определения Б. Н. Лозовского [7. С. 248], стереотипы в журналистике можно понимать как устойчивые обобщенные и упрощенные представления о явлениях действительности, носящие характер предрассудка и бытующие в сознании аудитории СМИ как самостоятельно выработанные или навязанные коммуникаторами, а также как способ восприятия и отражения журналистами окружающего мира в медийном продукте.

В обширном море стереотипов, представленных российской прессой, ученые выделяют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.