Научная статья на тему 'Специфика формирования социально-педагогической среды в коллективах сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы'

Специфика формирования социально-педагогической среды в коллективах сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
253
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / КОЛЛЕКТИВ СОТРУДНИКОВ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Поляков А.В.

В статье рассмотрены предпосылки необходимости формирования социально-педагогической среды коллектива сотрудников исправительного учреждения. Актуальность такого исследования обусловлена сформировавшейся в уголовно-исполнительной системе тенденцией к росту количества молодых сотрудников исправительных учреждений. Интенсивность служебной деятельности требует от молодых сотрудников быстрого «включения» в профессиональную деятельность и при этом не снижая ее общей эффективности. В таких условиях важным представляется обращение к коллективному ресурсу, которым можно управлять через формирование социально-педагогической среды коллектива. Социально-педагогическая среда сотрудников исправительного учреждения оценивается в соответствии с показателями, отражающими особенности организационной культуры и состояния климата внутри коллектива. Указаны некоторые возможности социально-педагогической среды в обеспечении эффективности адаптации молодых сотрудников к условиям служебной деятельности. В данном случае уровень сформированности социально-педагогической среды выступает важным условием адаптации молодых сотрудников. Важным является не только поучение профессиональных знаний, но и способность молодых сотрудников к коллективному взаимодействию и как следствие повышение уровня развития их профессиональных компетенций. Выявлены проблемные аспекты, решение которых обеспечит формирование социально-педагогической среды коллектива сотрудников исправительных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Поляков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования социально-педагогической среды в коллективах сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы»

Специфика формирования социально-педагогической среды в коллективах сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы

Поляков Андрей Викторович

начальник управления, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), ynpolyakova@yandex.ru

В статье рассмотрены предпосылки необходимости формирования социально-педагогической среды коллектива сотрудников исправительного учреждения. Актуальность такого исследования обусловлена сформировавшейся в уголовно-исполнительной системе тенденцией к росту количества молодых сотрудников исправительных учреждений. Интенсивность служебной деятельности требует от молодых сотрудников быстрого «включения» в профессиональную деятельность и при этом не снижая ее общей эффективности. В таких условиях важным представляется обращение к коллективному ресурсу, которым можно управлять через формирование социально-педагогической среды коллектива. Социально-педагогическая среда сотрудников исправительного учреждения оценивается в соответствии с показателями, отражающими особенности организационной культуры и состояния климата внутри коллектива. Указаны некоторые возможности социально-педагогической среды в обеспечении эффективности адаптации молодых сотрудников к условиям служебной деятельности. В данном случае уровень сформированности социально-педагогической среды выступает важным условием адаптации молодых сотрудников. Важным является не только поучение профессиональных знаний, но и способность молодых сотрудников к коллективному взаимодействию и как следствие - повышение уровня развития их профессиональных компетенций. Выявлены проблемные аспекты, решение которых обеспечит формирование социально-педагогической среды коллектива сотрудников исправительных учреждений.

Ключевые слова: сотрудники исправительных учреждений, коллектив сотрудников, социально-педагогическая среда, организационная культура, адаптация.

о

Е

£

СП

0

01 г

Коллективное взаимодействие в условиях экстремальности и интенсивности профессиональной деятельности сотрудников уголовно-

исполнительной системы (далее - УИС) является важным фактором эффективности функционирования системы в целом. Коллектив, в котором все его члены подчинены единой цели и находятся в постоянном взаимодействии, способен справиться с любой служебной задачей. Эффективное взаимодействие невозможно обеспечить без грамотно организованной профессиональной среды. Одной из важнейших функций профессиональной среды представляется ее влияние на успешную адаптацию молодых сотрудников к условиям служебной деятельности. В настоящее время в уголовно-исполнительной системе наметилась тенденция к «омоложению» личного состава, а значит встает вопрос об успешной адаптации молодых сотрудников к служебной деятельности в кратчайшие сроки. При этом молодые сотрудники должны не только повышать свой профессиональный уровень, но и органично включиться в коллективную работу.

В УИС существует система сопровождения молодых сотрудников в виде института наставничества. Вместе с тем, имеют место факты увольнения молодых сотрудников на первом году службу, что является негативным показателем служебной деятельности в целом. Для качественной организации института наставничества необходимо соблюдение ряда условий. Одним из таких условий является сформированная социально-педагогическая среда коллектива сотрудников.

К вопросам исследования возможностей социально-педагогической среды профессиональных (служебных) коллективов ученые стали обращаться сравнительно недавно, поэтому актуальность изучения социально-педагогической среды коллектива сотрудников исправительного учреждения как условия успешной адаптации молодых сотрудников весьма своевременно и актуально.

Возможности социально-педагогической среды разных видов коллективов представлены в педагогических исследованиях. Так, известные педагоги С. Т. Шацкий и А. С. Макаренко показали значение социально-педагогической среды коллектива при

организации воспитательного процесса несовершеннолетних. Современные исследователи указывают на то, что социально-педагогическая среда своим значением выходит за рамки только образовательного процесса, она представляется пространством развития личности, которое является системой регулируемых отношений в условиях конкретной деятельности (А.С. Воронин, В.И. Попова, В.С. Торохтий, Т.Н. Гущина и др.).

Формирование социально-педагогической среды сотрудников исправительных учреждений приобретают особое значение в связи с такими условиями служебной деятельности как возрастающий поток информации, повышенная сложность выполняемых задач. В такие условия молодой сотрудник должен войти своевременно и эффективно с одновременным повышением его профессиональных компетенций. Такая непростая задача сегодня возлагается на опытных сотрудников, которые выступают наставниками и в свою очередь также нуждаются в специальном обучении.

Таким образом, уровень развития социально-педагогической среды коллектива сотрудников исправительного учреждения является определенным показателем уровня организации служебной деятельности. Социально-педагогическая среда коллектива как социально-педагогический феномен играет особую роль как в достижении высоких результатов деятельности, так и в формировании уровня удовлетворенности сотрудников этой деятельностью.

Рассмотрим сущность феномена «социально-педагогическая среда» коллектива сотрудников исправительного учреждения.

В зависимости от поставленных целей и решаемых задач, социально-педагогическая среда определяется как:

- система условий организации жизнедеятельности человека, направленная на формирование его отношений к миру, другим людям [5,6];

- пространство развития личности, где отражается реализация знаний, умений, отношений в условиях конкретной деятельности [7,8];

- действительность, которая имеет пространственно-временную организацию объективного мира, внешнюю по отношению к субъекту воспитания и оказывающая влияние на его состояние и развитие [9];

Таким образом, социально-педагогическая среда представляет собой некоторую систему, компонентами которой являются условия воспитания, развития личности, объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование среды [8]. Создание, формирование социально-

педагогической среды способствует эффективной адаптации молодых специалистов. В свою очередь социально-педагогическая среда коллектива сотрудников ИУ имеет специфику, связанную, в первую очередь, с самой профессиональной деятельностью.

С позиций системно-деятельностного подхода социально-педагогическая среда рассматривается как система со своей структурой и как совместная

деятельность сотрудников. Специфика социально-педагогической среды коллектива сотрудников исправительного учреждения детерминирована видом совместной деятельности сотрудников. Социально-педагогическая среда служебного коллектива как система представляет собой совокупность, состоящую из взаимовлияющих показателей, таких как уровень мотивации сотрудников, степени их удовлетворенности взаимоотношениями в коллективе, системной оценки труда, системой поощрений, стилем руководства и т.д. Формирование социально-педагогической среды коллектива - это достаточно длительный процесс. Высокий уровень сформированности социально-педагогической среды является главным признаком стабильности коллектива, условием достижения высоких показателей деятельности, а также эффективной адаптации молодых сотрудников к условиям служебной деятельности.

Следует отметить, что сотрудники коллектива являются элементами социально-педагогической среды. И в связи с этим, в своей совместной профессиональной деятельности, в ежедневном взаимодействии сотрудники оказывают значимое влияние на формирование социально-педагогической среды, что проявляется в их эмоционально-психологическом состоянии.

Нами было проведено исследование социально-педагогической среды в коллективах сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы. Для выявления показателей социально-педагогической среды нами были использованы «Тест организационной культуры учреждений уголовно-исполнительной системы» [10] и разработанная анкета, выявляющая субъективную оценку некоторых показателей социально-педагогической среды.

Для исследования были использованы следующие методы: анкетирование, сравнительный метод (сопоставление групп испытуемых с целью найти сходство и различия между ними), методы математической статистики.

Мы предприняли попытку выявить проблемные вопросы в формировании социально-педагогической среды коллектива. Для этого были опрошены сотрудники, имеющие высшее образование, стаж служебной деятельности более пяти лет, замещающие должности среднего и старшего начальствующего состава. Это сотрудники, которые могут выступать в роли наставника, и от которых во многом зависит уровень сформированно-сти социально-педагогической среды коллектива, в который придут служить молодые сотрудники. В исследовании приняли участие 46 человек. По возрасту выборка представлена следующим образом: 26-35 лет - 25 человек (54,36 %), 36 лет и более - 21 человек (45,64 %).

С помощью «Теста организационной культуры» были выявлены следующие показатели: оценка актуального (текущего) состояния организационной культуры, оценка качеств руководителя, оценка мотивации к работе, оценка степени сплоченности коллектива сотрудников, оценка функциональ-

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о

Е

СП

0

N

01 г

ного состояния сотрудников, оценка сформиро-ванности традиций, обычаев в коллективе и оценка общего уровня развития организационной культуры учреждения. Анкета по выявлению субъективной оценки показателей социально-педагогической среды содержит такие показатели как общее настроение сотрудников, стремление к общению друг с другом, уровень доброжелательности в коллективе, уровень реагирования на успех других сотрудников, степень принятия в коллектив новых сотрудников, уровень реагирования на общие неудачи в коллективе, уровень реагирования на присутствие руководителя, уровень неформального общения (обсуждение личных проблем и т.д.), уровень реагирования на неожиданный вызов руководителя, уровень коллективной ответственности в случае нарушения дисциплины одним сотрудником, тактичность в высказывании критических замечаний друг другу, уровень реагирования на неожиданное появление руководителя, уровень гласности в коллективе. Все оценки указанных показателей приводятся в «сырых» баллах - диапазон оценок по «Тесту организационной культуры» - от 10 до 40 баллов; по «Тесту субъективной оценки социально-психологического климата» - от 1 до 7 баллов.

Кластерный анализ результатов опроса позволил выделить три кластера (группы). Результаты кластерного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения показателей организационной культуры и социально-психологического климата в кластерах

Показатели 1 кластер 2 кластер 3 кластер

Оценка показателей среды 5,64 4,34 5,48

Общая оценка оргкультуры 39,03 26,67 32,89

Возраст 34,27 35,33 36,75

Стаж службы 11,43 14,08 13,24

В трех кластерах имеются незначительные различия в показателях климата, поэтому их интерпретация по уровням сформированности социально-педагогической среды нами произведена по показателям организационной культуры - 1 группа с высоким уровнем сформированности социально-педагогической среды, 2 группа со средним уровнем, 3 группа - с низким уровнем. Следует отметить, что сотрудники старше 36 лет и, как правило, с большим стажем службы оценивают организационную культуру ниже, чем более молодые сотрудники. При этом показатели климата не значительно снижаются. Можно утверждать о формировании профессионального выгорания у сотрудников 2 и 3 групп, на что указывает и сниженный уровень их мотивации [11, 12, 13].

Графический анализ результатов по трем кластерам представлен на рисунке 1. Основной особенностью во всех трех профилях организационной культуры является сниженный уровень организации процесса и условий работы коллектива относительно других показателей. Таким образом,

сотрудники во всех трех группах указывают, что наибольшее влияние на формирование организационной культуры оказывают взаимоотношения в коллективе и уровень развития профессионально важных качеств руководителя. Одна из основных особенностей организационной культуры в УИС -это строгая субординация в служебных взаимоотношениях. В свою очередь такое обстоятельство может снижать уровень самостоятельности сотрудников и как следствие - уровень их самоорганизации. При этом сотрудники не всегда адекватно оценивают свое место в системе служебных отношений, перестают проявлять свой потенциал, тем самым возлагая на руководителя часть своей ответственности.

Рисунок 1. Графический анализ показателей организационной культуры в трех кластерах

Графический анализ субъективных оценок сотрудников показателей социально-педагогической среды (Рисунок 2) показал, что респонденты во всех трех группах указывают на сниженный уровень коллективной ответственности и общего настроения. Причем в группе с низким уровнем организационной культуры показатель «коллективная ответственность» имеет уровень ниже среднего, что, безусловно, негативно сказывается на формировании социально-педагогической среды в целом. Следует отметить, что показатели коллективного взаимодействия - коллективная ответственность и реакция на общие неудачи в коллективе -имеют наибольшую тенденцию к снижению. Таким образом, сотрудники с увеличением срока службы как бы отдаляются от коллектива, а значит, при сопровождении молодых сотрудников не могут в полной мере использовать коллективный ресурс.

Анализ результатов исследования показывает, что в коллективах сотрудников исправительных учреждений существуют проблемы в формировании социально-педагогической среды.

Во-первых, намечается тенденция снижения показателей социально-педагогической среды, а затем их незначительного повышения в оценках сотрудников с увеличением их возраста, а значит, и стажа службы. У более молодых сотрудников эти оценки наиболее высокие. А ведь сотрудники, имеющие больший стаж службы, призваны делиться своим опытом с молодыми сотрудниками.

Следовательно, необходимо разработать такую систему наствничества, которая обеспечила бы не только эффективную адаптацию молодых сотрудников к служебной деятельности, но и «сохраняла» бы профессионально-педагогический ресурс коллектива. Во-вторых, возникает необходимость в создании системы обучения опытных сотрудников с целью развития их профессионально-педагогической компетентности, которая обеспечит не только высокий уровень сформированности социально-педагогической среды, но и позволит им обучать молодых сотрудников на более качественном уровне.

Рисунок 2. Графический анализ показателей социально-психологического климата в трех кластерах

Литература

1. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. М., 2006. 180 с.

2. Попова В. И. Внеаудиторская деятельность как социально-педагогическая среда образования студентов //Вестник ОГУ, 2003. № 4. с.119-123.

3. Торохтий В. С. Социально-педагогическая поддержка личности как проблема профессионального образования специалистов // Вестник РМАТ. 2015. № 4. С. 71-76.

4. Гущина Т. Н. Технологии педагогического сопровождения обучающегося в дополнительном и неформальном образовании: общее и особенное // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы второго этапа 15-й международной научно-практической конференции. 2017. С. 100-104.

5. Зубова Е. И. Воспитывающая среда как социально-педагогический феномен становления и развития личности // Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. -2015. - № 1. - с. 2981-2986.

6. Неценко О. В., Шакурова М. В. Среда и пространство как ресурс социально-педагогической деятельности // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе: материалы международной заочной научно-практической конференции / под редакцией Т. Т. Щелиной, Ю.Е. Болотина. - 2015. - с. 64-71.

7. Ульянова И. В., Алпатова О. Б. Специфика воспитательной среды образовательной органи-

зации МВД России // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - с. 541.

8. Лебеденко И. М. Воспитательная среда образовательного учреждения МВД России: авто-реф. дис. канд. пед. наук. - Москва, 2011. - 18 с.

9. Козырева Е. А. Социально-педагогическая среда в условиях университетского комплекса // Педагогический опыт: теория, методика, практика.

- 2016. - № 2 (7). - с. 21-24.

10.Распопин Е. В. Тест организационной культуры учреждений уголовно-исполнительной системы // Вестник кузбасского института. - № 2 (19).

- 2014. - с. 93-100.

11.Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. - СПб.: Сударыня, 2000. -28 с.

12.Freudenberger H. J. Staff burn-out // Journal of social issues. 1974. Vol. 30. Р. 159-166.

13.Morrow l. The burn-out of almost everyone // Time magazine. 21 september, 1981. 60 p.

Specificity of formation of socially-pedagogical environment in the team of employees of correctional institutions of penal system Polyakov A.V.

FPS of Russia

The article considers the prerequisites for the formation of the socio-pedagogical environment of the correctional institution staff. The relevance of this study is due to the tendency in the penitentiary system to increase the number of young correctional officers. The intensity of performance requires young staff to be quickly «integrated» into their professional activities without compromising their overall effectiveness. In such circumstances, it is important to appeal to the collective resource, which can be managed through the formation of the socio-pedagogical environment of the team. Socio-pedagogical environment of correctional institution employees is assessed in accordance with the indicators reflecting the peculiarities of organizational culture and climate within the team. There are some of the possibilities of socio-pedagogical environment in ensuring the efficiency of adaptation of young employees to the conditions of performance. In this case, the level of formation of the socio-pedagogical environment is an important condition for the adaptation of young employees. It is important not only to teach professional knowledge, but also the ability of young employees to collective interaction and, as a result, to increase the level of development of their professional competencies. The problematic aspects, the solution of which will ensure the formation of the socio-pedagogical environment of the correctional staff, are identified.

Keywords: correctional officers, staff, socio-pedagogical environment, organizational culture, adaptation. References

1. Voronin A. S. Slovar' terminov po obshchej i social'noj pedagogike. M., 2006. 180 s.

2. Popova V. I. Vneauditorskaya deyatel'nost' kak social'no-pedagogicheskaya sreda obrazovaniya studentov //Vestnik OGU, 2003. № 4. c.119-123.

3. Torohtij V. S. Social'no-pedagogicheskaya podderzhka lichnosti kak problema professional'nogo obrazovaniya special-istov // Vestnik RMAT. 2015. № 4. S. 71-76.

4. Gushchina T. N. Tekhnologii pedagogicheskogo sopro-vozhdeniya obuchayushchegosya v dopolnitel'nom i nefor-mal'nom obrazovanii: obshchee i osobennoe // Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah usto-jchivogo razvitiya: materialy vtorogo ehtapa 15-j mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 100-104.

5. Zubova E. I. Vospityvayushchaya sreda kak social'no-pedagogicheskij fenomen stanovleniya i razvitiya lichnosti // Sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. - 2015. - № 1. - s. 2981-2986.

6. Necenko O. V., SHakurova M. V. Sreda i prostranstvo kak resurs social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti // Teoriya i prak-

о о m n m

О m э m й А

S £ m

О

х О m

0

01 и А ы о m А X

s m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tika psihologo-social'noj raboty v sovremennom obshchestve: materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod redakciej T. T. SHCHelinoj, YU.E. Bolotina. -2015. - s. 64-71.

7. Ul'yanova I. V., Alpatova O. B. Specifika vospitatel'noj sredy obrazovatel'noj organizacii MVD Rossii // Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 5. - s. 541.

8. Lebedenko I. M. Vospitatel'naya sreda obrazovatel'nogo uchrezhdeniya MVD Rossii: avtoref. dis. kand. ped. nauk. -Moskva, 2011. - 18 s.

9. Kozyreva E. A. Social'no-pedagogicheskaya sreda v uslovi-yah universitetskogo kompleksa // Pedagogicheskij opyt: te-oriya, metodika, praktika. - 2016. - № 2 (7). - s. 21-24.

10. Raspopin E. V. Test organizacionnoj kul'tury uchrezhdenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Vestnik kuzbasskogo instituta. - № 2 (19). - 2014. - s. 93-100.

11. Bojko V. V. Sindrom «ehmocional'nogo vygoraniya» v pro-fessional'nom obshchenii / V. V. Bojko. - SPb.: Sudarynya, 2000. - 28 s.

12. Freudenberger H. J. Staff burn-out // Journal of social issues. 1974. Vol. 30. Р. 159-166.

13. Morrow l. The burn-out of almost everyone // Time magazine. 21 september, 1981. 60 p.

o w

N ei Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.