Э. В. ЗАУТОРОВА E. V. ZAUTOROVA
ведущим научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования
А. В. ВИЛКОВА A. V. VILKOVA
ведущий научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент
Характеристика профессиональной стрессоустойчивости сотрудников исправительных учреждений со сроком службы до пяти лет
The characteristics of professional resistance to stress of the staff of correctional facilities with five year service
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессиональной деятельности сотрудников исправительных учреждений, которая сопряжена с постоянным возникновением стрессовых ситуаций при выполнении служебных обязанностей. Представлены результаты эмпирического исследования с целью изучения уровня стрессоустойчивости сотрудников исправительных учреждений.
Ключевые слова: стресс, профессиональный стресс, стрессоустойчивость сотрудника исправительного учреждения, стрессогенный характер службы в исправительном учреждении.
Annotation. In the article the author considers questions of the professional activity of the staff of correctional facilities accompanied by continuous emergence of stressful situations when performing official duties are considered. The results of empirical research for the purpose of studying of the stress resistance level of the staff of correctional facilities are presented.
Key words: stress, professional stress, stress resistance of correctional facility employees, the stress nature of the service in correctional facility.
24
[email protected] www.or.fsin.su
В последнее время в индустриальном обществе отмечается ускорение темпа жизни, многими индивидуумами отмечается нехватка времени, давление необходимости постоянных достижений в учебной и профессиональной сферах, что способствует увеличению людей, находящихся в состоянии хронического раздражения и утомления. Чрезмерно сильное и длительное психологическое или физиологическое напряжение, эмоциональная перегрузка нервной системы приводят человека к стрессу, который может проявляться в дезорганизации его деятельности, нарушениях в поведении и других симптомах [1].
Свою профессиональную деятельность сотрудники исправительных учреждений (ИУ) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС) часто осуществляют в чрезвычайных ситуациях. Поэтому в настоящее время достаточно остро стоит вопрос об их профессиональном отборе и всесторонней подготовке, а также о профилактике и своевременном выявлении стресса, возникающего у менее подготовленных сотрудников в связи со стрессогенным характером их деятельности.
С исследованием деятельности в экстремальных условиях связаны работы по изучению семантического поля понятия экстремальной ситуации, психического состояния тревоги, стрессовых состояний, их механизмов, способов выхода из них и профессионально неблагоприятных состояний, а также психокоррекци-онной работы с последствиями этих состояний. Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907-1982). Началом утверждения основ теории стресса считают его знаменитую статью «Синдром, вызываемый различными по-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2019
вреждающими агентами», опубликованную в 1936 году. 74 строки этой статьи произвели глубокое впечатление на физиологов, врачей, естествоиспытателей, а затем психологов, социологов и других специалистов всего мира. Речь шла о том, что самые различные неблагоприятные факторы - холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекции адреналина, инсулина, чисто физические травмирующие воздействия, боль и многие другие - вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший у Г. Селье название «общий адаптационный синдром» (ОАС) [2].
В определении стрессоустойчиво-сти (Б. Х. Варданян, П. Б. Зильберман, К. К. Платонов, Я. Рейковский, В. С. Субботин и другие) подчеркивается, что стрессоустойчивость не сводима только к частой смене возбудимости и устойчивости эмоций, а представляет собой интегральную характеристику человека. А. А. Реан считает, что важным фактором социальной адаптации является социально-психологическая терпимость личности. Развитие социально-психологической терпимости предупреждает развитие когнитивного диссонанса, а следовательно, будет способствовать повышению стрессоустойчивости личности. Уровень самооценки и ее адекватность могут служить индикаторами и регуляторами стрессоустойчивости [3].
Каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями и реагирует на стресс по-своему. Профессиональный стресс имеет свои особенности в зависимости от рода деятельности, которой занимается человек, от конкретной профессии и возникает в процессе этой профессиональной деятельности. Под профессиональным стрессом понимают напряженное состояние работника, воз-
25
никающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью.
Специфический характер деятельности сотрудников ИУ обусловлен высокой вероятностью влияния на них ряда неблагоприятных факторов высокой интенсивности, таких как психическое напряжение в состоянии готовности, необходимость поддержания интенсивности и концентрации внимания, чтобы следить за изменениями обстановки, неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха работников, дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения, ответственность за результаты деятельности, опасность для жизни и другие. Все перечисленные факторы могут оказывать негативное влияние на физическое и нервно-психическое состояние сотрудников и, как следствие, снижать уровень их профессионального здоровья [4]. Экстремальные условия вызывают рассогласование разных систем организма и психики, возникает психологическая экстремальная напряженность всех сил, мобилизуются «буферные» резервы человека.
К первичным последствиям профессионального стресса относятся различные негативные психические состояния, возникающие в процессе и в связи с условиями профессиональной деятельности. Среди них состояния утомления и переутомления, эмоциональный стресс, психоневротические реакции, острые стрессовые расстройства, другие острые формы нарушения психической адаптации. Вторичные последствия возникают в результате неуспешных или неадекватных попыток преодоления дезадаптивного состояния, а также несвоевременности (а то и просто отсутствия) необходимых
реабилитационно-восстановительных и психокоррекционных мероприятий, недостаточной психологической поддержки со стороны значимого социального окружения (семья, коллеги, руководители). К ним можно отнести состояние профессионального выгорания, снижение работоспособности, посттравматические стрессовые расстройства, злоупотребление алкоголем, повышенную агрессивность, депрессивные состояния, явления профессиональной деформации личности, ауто- и гетероагрессив-ное поведение. Третичные последствия профессионального стресса объединяют в себе целую гамму социально-психологических (включая внутрисемейные) и организационных феноменов, отражающих общее снижение качества и эффективности социального функционирования как отдельного сотрудника, так и группы в целом. Это преждевременное увольнение со службы, текучесть кадров, ухудшение морально-психологической атмосферы в коллективе, дисциплинарные нарушения, внутрисемейные проблемы, социальная апатия и пессимизм, снижение удовлетворенности службой, повышенная конфликтность, а также суицидальные попытки [5].
С целью изучения характеристики профессиональной стрессоустойчиво-сти сотрудников ИУ (срок службы в ИУ до пяти лет, возраст преимущественно 25-30 лет - это стадия трудовой адаптации или вхождения в профессию) нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 32 сотрудника УИС, проходящие службу в исправительных учреждениях УФСИН России по Вологодской области. Критерием отбора испытуемых (выборки) послужил срок службы, а также уровень стрессоустойчивости личности (субъек-
26
[email protected] www.or.fsin.su
Таблица 1
Результаты диагностики сотрудников исправительных учреждений (срок службы до пяти лет) по методике «16 PF Р. Кеттелла» (форма С)
№ Фактор Среднее значение Стандартное отклонение
1. (А) Замкнутость - общительность 9,7 2,2
2. (В) Конкретное мышление - абстрактное мышление 4,2 1,2
3. (С) Эмоциональная неустойчивость -эмоциональная стабильность 9,6 2,1
4. (Е) Подчиненность - доминантность 6,0 1,3
5. (Р) Сдержанность - экспрессивность 6,2 1,4
6. (в) Низкая нормативность поведения -высокая нормативность поведения 9,0 1,7
7. (Н) Робость - смелость 9,8 2,1
8. (.1) Реалистичность суждений - чувствительность 6,3 0,9
9. (1_) Доверчивость - подозрительность 2,6 0,6
10. (М) Практичность - мечтательность 5,0 1,1
11. (И) Прямолинейность (наивность) -проницательность (искусственность) 6,1 1,4
12. (0) Спокойствие - тревожность 2,9 0,5
13. (01) Консерватизм - радикализм 6,3 1,6
14. (02) Конформизм - нонконформизм 5,8 1,5
15. (03) Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль 8,0 1,7
16. (04) Расслабленность - эмоциональная напряженность 3,7 0,6
тивная оценка собственных параметров личности респондентов).
Сотрудники были продиагностиро-ваны с помощью многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла (форма С) [6], с помощью которого личность описывается 16 фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности. Форма С используется, когда время для проведения психодиагностики ограничено и существует необходимость работы с группой испытуемых. Адаптация формы С, а также разнообразные процедуры опре-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2019
деления надежности и валидности методики проводились с 1972 года на кафедре социальной психологии ЛГУ в исследовательской группе Э. С. Чугуновой под руководством И. М. Палея сотрудниками А. Н. Капустиной, Л. В. Мургулец и Н. Г. Чумаковой [7].
Рассмотрим результаты, полученные с помощью данной методики в группе сотрудников ИУ, срок службы которых в подразделении составляет до пяти лет (табл. 1). Представленные результаты получены в ходе первичного анкетирования.
Как видно из таблицы 1, сотрудники ИУ данной категории характеризуются по фактору 1 (А) «Замкнутость - общи-
27
тельность» как общительные, открытые, естественные, непринужденные, готовые к сотрудничеству; они легко могут приспособиться к новой ситуации, проявляют внимание к людям, часто стремятся к совместной работе, активны в устранении конфликтов в группе, могут идти на поводу у других, легки и непосредственны в установлении межличностных контактов. Возможно, это связано с нахождением на первой стадии этапа профессионализации, для установления контактов в новом коллективе им необходимо обладать социально одобряемыми качествами для принятия молодых сотрудников в коллективе ИУ.
По фактору 2 (В) «Конкретное мышление - абстрактное мышление» были получены средние значения с тенденцией к снижению. Это проявляется в конкретности и некоторой ригидности мышления, затруднении в решении абстрактных задач, сниженной оперативности мышления, недостаточном уровне общей вербальной культуры. Также сама деятельность не способствует развитию интеллектуального потенциала ввиду однообразия и монотонности выполняемых функций.
Сотрудники эмоционально устойчивы, выдержанны; эмоционально зрелы, спокойны, достаточно устойчивы в избранных интересах, работоспособны, могут быть ригидны, ориентированы на успех; им свойственны высокие моральные качества. Это проявляется в высоких результатах по фактору 3 (С) «Эмоциональная неустойчивость - эмоциональная стабильность». Как мы можем предполагать, данные качества молодых сотрудников помогут им достичь высоких достижений на пути по карьерной лестнице, о чем они мечтают при поступлении на службу.
По фактору 4 (Е) «Подчиненность -доминантность» у сотрудников со сроком службы до пяти лет отмечены средние результаты. Это может быть связано со спецификой службы в ИУ, то есть приказы, отданные вышестоящим лицом, должны выполняться беспрекословно и могут обсуждаться только после их выполнения. Также средние значения отмечены по фактору 5 (Б) «Сдержанность -экспрессивность» у сотрудников, для которых характерно некоторое проявление импульсивности и беспечности, постепенно снижающихся с годами, что можно рассматривать как свидетельство определенной эмоциональной зрелости.
По фактору 6 (О) «Низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения» у большинства испытуемых выражены такие качества, как добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость, развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность. Как нами упоминалось ранее, это связано с нахождением на стадии первичного становления, желанием приобрести, а в дальнейшем и развить профессионально важные качества, чтобы добросовестно выполнять свою работу.
Из данных, представленных в таблице 1, по фактору 7 (Н) «Робость - смелость» можно наблюдать высокие средние значения, характеризующие смелость, предприимчивость, активность сотрудника; они имеют эмоциональные интересы, готовы к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способны при
28 [email protected] www.or.fsin.su
благоприятных условиях принимать самостоятельные, неординарные решения, склонны к авантюризму и проявлению лидерских качеств. При этом сотрудники со сроком службы до пяти лет проявляют чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы. Им свойственны артистичность, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, утонченная эмоциональность. Это может быть связано с начальным процессом самоутверждения личности в профессии и ориентацией на значимые результаты в своей деятельности у данной категории опрошенных.
По шкале 8 (I) «Реалистичность суждений - чувствительность» можно увидеть средние результаты. Сотрудникам присущи такие качества, как чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму. Можно предположить, что это связано с семейным положением, когда молодые люди определились с профессиональной деятельностью и начинают задумываться о построении семейного очага.
Личность с низкими оценками по фактору 9 (Ь) «Доверчивость - подозрительность» имеет следующие характеристики: открытость, уживчивость, терпимость, покладистость, свобода от зависимости, уступчивость. Личность характеризуется как добродушная, но при этом склонная к конформизму. Данный фактор отражает эмоциональное отношение к людям. Можно предположить, что данные результаты подтверждают наличие таких качеств, как открытость и доверчивость в большей степени у мо-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2019
лодых сотрудников в сфере «человек -человек», а также приспособление к субординации на службе, то есть необходимость соблюдения вертикальных отношений между начальником и подчиненным, а между сотрудниками в коллективе, стоящими на одной должности, - по горизонтали.
По фактору 10 (М) «Практичность -мечтательность» отмечены средние значения с тенденцией к снижению. Показатели характеризуют личность как недостаточно практичную, интересующуюся фактами, ее интересы сужены на непосредственный успех, может проявляться спонтанность, при этом она ориентирована на внешнюю реальность, общепринятые нормы, уделяет внимание мелочам, но иногда ей не хватает творческого воображения.
По фактору 11 (Ы) «Прямолинейность (наивность) - проницательность (искусственность)» показаны средние значения. Сотрудники не всегда умеют вести себя в группе, находить выход из сложных ситуаций. В общении не хватает дипломатичности. Возможно, это связано с недостаточным социальным опытом общения и опытом нахождения в разных жизненных ситуациях в силу своего возраста.
По фактору 12 (О) «Спокойствие -тревожность» сотрудники ИУ показали низкие результаты, что говорит об их беспечности, самонадеянности, жизнерадостности, уверенности в себе и своих силах, безмятежности, небоязливости, хладнокровии, спокойствии, отсутствии раскаяния и чувства вины. Возможно, это связано с небольшим опытом, недостаточно сформированными профессиональными навыками за тот период службы, когда осуществляется переход от адаптации к профессии до самоакту-
29
ализации в ней и последующего свободного владения профессией в форме мастерства.
По фактору 13 ^1) «Консерватизм -радикализм» у сотрудников со сроком службы до пяти лет высокие значения. Они характеризуются устойчивостью по отношению к традициям, сомнением в отношении новых идей, склонны к морализации и нравоучениям. У них выявлено преобладание ощущения дискомфорта в ситуациях, характеризующихся нестабильностью и непредсказуемым исходом.
По фактору 14 ^2) «Конформизм -нонконформизм» оценки высокие. Сотрудники, срок службы которых составляет до пяти лет, зависимы от мнения и требований группы, стремятся работать и принимать решения вместе с другими людьми.
По фактору 15 ^3) «Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» выявлены высокие средние значения, то есть сотрудники целенаправленны, имеют достаточно сильную волю, могут контролировать свои эмоции и поведение. Эти качества являются одними из самых важных в профессии сотрудника УИС и, как мы считаем, формируются в начале службы. Именно умение контролировать свои эмоции и поведение являются наиболее важными качествами при работе с осужденными в местах лишения свободы.
По фактору 16 ^4) «Расслабленность - эмоциональная напряженность» отмечается низкая оценка, которая интерпретируется как энергетическая спокойность и эмоциональная устойчивость, требующие при этом определенной разрядки. Иногда это состояние может превратиться в психосоматическое, так как нарушается равновесие, может
проявляться агрессивность (показатели стандартного отклонения говорят о вариабельности данных, что позволяет доверять результатам исследования).
Таким образом, в группе респондентов (сотрудники со сроком службы в ИУ до пяти лет) по некоторым шкалам показатели имеют высокие средние значения, но в наибольшей степени они выражены по шкале 1 (А) «Замкнутость -общительность» (возможно, это связано с благоприятной обстановкой в коллективе сотрудников ИУ, у них больше общих интересов, довольно давно сложился коллектив, в котором они проходят службу); по шкале 3 (С) «Эмоциональная неустойчивость - эмоциональная стабильность» (проявляется достаточная эмоциональная стабильность); по шкале 7 (Н) «Робость - смелость» (характеризуются смелыми, активными сотрудниками, готовыми к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах).
Наиболее низкие средние значения особенно ярко проявляются по шкале 9 (Ь) «Доверчивость - подозрительность) и представляют сотрудников как открытых и склонных к конформизму, что говорит о необходимости соблюдения вертикальных отношений между начальником и подчиненным; по шкале 12 (О) «Спокойствие - тревожность», что характеризует их беспечными сотрудниками, иногда тревожными, а также недостаточно имеющими опыт и необходимые профессиональные навыки.
Таким образом, сотрудники, находящиеся на стадии первичного профессионального становления личности (служба в ИУ до пяти лет), иногда ощущают недостаток энергии, испытывают тревогу. Это можно связать с периодом адаптации на службе, боязнью неправильных
30 [email protected] www.or.fsin.su
действий. Вместе с тем сотрудники ИУ выполняют сложные и порой опасные виды деятельности. Оставаясь в профессии, которая предполагает стрессовые ситуации, ситуации риска, связанные с принятием решений, человек развивает и усиливает этот профиль личностных черт и качеств, они становятся для представителей данной профессии профессионально значимыми.
Выявленная закономерность ценна тем, что она может способствовать разработке программ профилактики и повышения стрессоустойчивости сотрудников, срок службы которых в ИУ составляет до пяти лет, для своевременного выявления стресса, возникающего у менее подготовленных сотрудников в связи со стрессогенным характером их деятельности. Для повышения профессиональных возможностей человека в процессе служебной деятельности целесообразно использовать различные методы и формы воздействия на личность (игры, упражнения, тренинговые и другие задания [8, 9]), при этом желательно закрепление более опытных сотрудников за молодыми (институт наставничества).
Таким образом, профессиональная деятельность сотрудников исправительных учреждений УИС является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к такой интегральной комплексной характеристике, как стрессоустойчивость. В этой связи для повышения уровня стрессоустойчивости работника представляется важным и необходимым в рамках служебной подготовки прове-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2019
дение специально организованных занятий, которые направлены на развитие умений успешного противостояния воздействиям стрессовых факторов, совершенствование психических процессов мышления, создающих и удерживающих в сознании человека ощущения стресса. В результате у сотрудника ИУ будут формироваться определенные качества, которые сделают его более адаптивным и помогут пережить стрессовую ситуацию. Ф
1. Бабурин С. В., Зауторова Э. В. Особенности влияния стресса на учебную деятельность курсантов первого курса ведомственного вуза // Психопедагогика в правоохранительной деятельности. 2015. № 1. С. 47-50.
2. Селье Г. Стресс без дистресса. М. : Прогресс, 1979. 124 с.
3. Реан А. А. Психология личности. СПб. : Питер, 2016.
4. Анциферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-19.
5. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб. : Питер, 2006. С. 80.
6. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебн. пособие. Самара. : Изд. дом «Бахрах-М», 2001. 672 с.
7. Козлова Н. В. Характеристики самоактуализирующейся личности, находящейся на этапе профессионального становления // Юридическая психология. 2012. № 2. С. 19-23.
8. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб., 2002. 254 с.
9. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988. С. 10-133.
31