Научная статья на тему 'Специфика формирования смысложизненных ориентаций личности в условиях гуманитарного образования'

Специфика формирования смысложизненных ориентаций личности в условиях гуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
937
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Резцов А. С.

Рассматриваются особенности влияния гуманитарного образования на формирование смысложизненных ориентаций студентов. Смысл жизни представляется в качестве интегративного понятия, включающего духовно-нравственный, креативно-личностный и социально-прагматический компоненты. Предлагается аутентичное определение категории «смысложизненные ориентации личности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования смысложизненных ориентаций личности в условиях гуманитарного образования»

УДК 159.923.2 ББК Ю952

ГСНТИ 14.35.01

Код ВАК 13.00.01

А. С. Резцов

Коломна

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гуманитарное образование; смысл жизни; ценностные ориентиры; смысложизненные ориентации личности.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются особенности влияния гуманитарного образования на формирование смысложизненных ориентаций студентов. Смысл жизни представляется в качестве интегративного понятия, включающего духовно-нравственный, креативно-личностный и социально-прагматический компоненты. Предлагается аутентичное определение категории «смысложизненные ориентации личности».

A. S. Reztsov

Kolomna

SPECIFICS OF BUILDING PERSONAL LIFE ORIENTATIONS WITHIN EDUCATION PERTAINING TO THE HUMANITIES

KEY WORDS: education pertaining to the humanities; purporse of life; value orientations; personal life orientations.

ABSTRACT. The article describes the peculiarities of the influence of education pertaining to the humanities on the creation of life orientations of the students. The author defines purport of life as the integrative concept, which includes moral, ethical, creative, personal and socio-pragmatic components. Besides, the author suggests authentic definition of the concept «personal life orientations».

П

ринятое в современном мире деление на гуманитарное и естественнонаучное знание возникло в западноевропейской культуре в Новое время в связи с возникновением феномена науки. Именно с тех времен за естественнонаучным знанием закреплены такие характеристики, как абстрактность, дедуктивная выводимость теоретических положений, их экспериментальный базис. В то время как положения гуманитарного знания определяются не всегда четко и предполагают наличие субъективного компонента.

Современное, прежде всего гуманитарное, образование, формируя культуру мышления, дает возможность гибкой ориентации в быстро меняющемся мире, а человек при этом получает возможность свободного самоопределения, самореализации в социуме. Гуманистическое миропонимание связано с определенной системой ценностей и реализуется в отношениях человека к природе, обществу, самому себе. Ценности, утверждающие в человеке гуманизм, проявляются в способности развернуть свой внутренний духовный потенциал на основе приоритетов и смысложизненных ориентаций.

Вопрос о смысле жизни — вечный вопрос этики и культурного строительства. В нравственной практике идеал смысла жизни выступает в роли некоего абсолюта, объясняющего и оправдывающего другие нравственные ценности и нормы. Следовательно, процесс нравственного развития личности сопряжен с необходимостью обращения к вопросу о смысле жизни. Стремление выявить смысл собственной жизни есть самый существенный атрибут натуры человека, сущностная характеристика ее духовного компонента. Человек, ищущий ответы на животрепещущие онтологические вопросы, так же вечен в своих поисках, как вечны и сами вопросы.

В русской философии идеальный и абсолютный характер сферы ценностей определяется через понятие духовности, имеющей, по представлениям религиозных мыслителей, божественное

происхождение. Именно конструктивной мощью человеческой духовности обусловливается личностное и общественное бытие, понимаемое как неизбежность воплощения духовного в социальной жизни. Духовно-нравственное развитие личности осуществляется в процессе социализации и последовательного расширения и укрепления ее ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Выдающиеся мыслители прошлого (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Вл. Соловьев, Н. О. Лосский и др.) в своих исследованиях показали ценность жизненных начал — Духовности, Свободы, Личности, Творчества, на основе единства которых определяются смысложизненные ориентиры.

«Наша жизнь получает нравственный смысл и достоинство, когда между нею и совершенным Добром устанавливается совершенствующаяся связь. По самому понятию совершенного Добра всякая жизнь и всякое бытие с ним связаны и в этой связи имеют свой смысл. Разве нет смысла в животной жизни, в ее питании и размножении? Но этот несомненный и важный смысл, выражая только невольную и частичную связь отдельного существа с общим добром, не может наполнить жизнь человека: его разум и воля, как формы бесконечного, требуют большего», — утверждает

В. С. Соловьев [8. С. 551].

По мысли Л. Н. Толстого, жизнь, лишенная смысла, не может получить санкции разума, она невозможна как разумная жизнь. Логический аспект проблемы состоит в том, что разум, отрицающий смысл жизни, отрицает одновременно самого себя. «Не было бы разума, не было бы меня и жизни. Как же этот разум отрицает жизнь, а он сам творец жизни?» [9. С. 29]. В качестве смысложизненных понятий Л. Н. Толстой рассматривает понятия Бога, свободы и добра. Человек, понимающий, что он бесконечно далек от

© Резцов А. С., 2012

совершенства, всегда будет стремиться к тому, чтобы находиться по отношению к другим в положении слуги, а не господина.

К. Д. Ушинский называл смыслом жизни обретение человеком счастья, которое он понимал не как удовольствие от «внешних удобств жизни», а как душевное и духовное самосовершенствование, осуществляемое благодаря развитию ума, воли и трудолюбия, благодаря формированию нравственных ценностей [10. С. 93].

Способность человека к осознанию смысла жизни Д. А. Леонтьев обозначает в качестве базовой личностной характеристики. По его мнению, составляющими феномена «смысл жизни» являются:

- смысложизненные ориентации — цели жизни, насыщенность жизни и удовлетворение от самореализации;

- локус контроля, проявляющийся в интер-нальности личности, уверенной в способности осуществлять контроль над собственной жизнью [4. С. 88].

По нашему определению, смысл жизни — интегративное понятие, в структуру которого, входят:

- духовно-нравственный компонент (духовное возрождение, преобразование мира, сохранение природы, продолжение рода, ответственное родительство, самоотдача, деятельность на пользу людям и обществу, любовь, дружба);

- креативно-личностный компонент (сохранение здоровья, самоактуализация, самореализация в творчестве, самообразование, самосовершенствование, акме, полнота жизни, жизнь ради жизни, гедонизм);

- социально-прагматический компонент (образование; профессиональный рост; карьера; материальное обеспечение; образ жизни, включающий качество жизни, стиль жизни, уровень жизни, условия жизни).

Ломка ценностных ориентиров современной молодежи вырисовывается среди еще не выработанной системы собственных нравственных социокультурных установок. Тем более что и изменившаяся жизнь (переход от административноплановых к рыночным механизмам) требует новых моделей поведения, и такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным», «чистая совесть важнее благополучия», ушли в прошлое, а на первый план выдвинулись такие, как «ты — мне, я — тебе», «успех — любой ценой». Прослеживается четкая ориентация на экономические ценности, связанные со скорейшим обогащением, а успешность определяется наличием дорогостоящих благ, славы, известности.

По мнению Г. Г. Силласте, ценность по своей психической сути представляет собой то, что собирает, интегрирует, дает личности цельность. В ценности личность обретает и сохраняет свою самотождественность. Поэтому можно сказать, что цена ценности всегда одна — вся жизнь [7. С. 89]. В сознании нынешней молодежи четко выражена мотивационная установка на собственные силы в реализации жизненных целей и интересов в духе новых условий рыночного хозяйствования, при этом стремление к материальному благополучию становится часто образом жизни.

Современная система образования ориентирует студенчество на самостоятельное обучение и

самообучение, развитие творческих способностей. Это проявляется в обобщении, критическом анализе, выработке знаний на основе предшествующего опыта. Однако молодежь не готова к таким индивидуальным шагам. Большинство не умеет самостоятельно вырабатывать суждения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, логически правильно мыслить, стройно и убедительно формулировать свои идеи, грамотно аргументировать выводы. Наряду с такими качествами, как предприимчивость, креативность, деловитость, оперативность, жизненный оптимизм, тесно уживаются грубость, равнодушие, леность, самоуверенность. Анализируя тенденции изменения структуры ценностей, Н. И. Лапин отмечает, что в современной России произошла их заметная модернизация. На 8-10% повысилась распространенность таких ценностей общества, как свобода, независимость, социальная активность, инициативность, в то же время снизилась распространенность ценностей традиционного общества — самопожертвование, следование традициям, вольность [3. С. 10]. Таким образом, Н. И. Лапин приходит к выводу о том, что произошла значительная рационализация смыслов жизнедеятельности наших современников.

Высшая школа в силу своего положения в институциональной системе не только раскрывает перспективы получения формального образования, но и выявляет поля реализации возможных жизненных стратегий индивида, формирования его человеческого капитала. Гуманизация образования представляется как процесс, в котором особое место отводится формированию ценностносмысловых образований личности и ее духовнокультурному росту (И. А. Абакумова, А. Г. Асмолов,

С. Л. Братченко, Д. А. Леонтьев, Г. В. Строй). Профессиональная подготовка студентов должна рассматриваться как путь к реализации собственного смысла жизни и гармонизации личности. Именно поиск смысла жизни способствует развитию внутреннего потенциала личности.

Смысложизненные ориентации являются главным фактором, способствующим социальнопсихологической адаптации студентов в период обучения. По данным опроса, приведенного в исследовании Е. В. Мартыновой, обращение студентов к проблеме формирования смысложизненных ориентаций способствует росту личной ответственности за построение своей судьбы, за реализацию своих способностей, за свое будущее и будущее своих детей [5. С. 9]. В ценностносмысловом самоопределении проявляется слитность знаний, представлений, убеждений, эмоциональных проявлений, деятельности человека, что обеспечивается рефлексией личностного опыта, обретаемого в познавательно-оценочной деятельности [2. С. 11]. Е. Ю. Антюхова определяет смысложизненные ориентации личности как результат самополагания субъекта в процессе его взаимодействия с эко- и социокультурным окружением [1. С. 9].

Мы рассматриваем смысложизненные ориентации в качестве личностного образования, характеризующего процессы самоактуализации и самосовершенствования, проявляющиеся в ходе реализации сформированных индивидом онтологических и профессионально-деятельностных стратегий.

Новые приоритеты в системе ценностей, ин- ную роль играют не только объективно сущест-

тересов и социальных норм у молодежи дают ос- вующие условия жизнедеятельности, но и после-

нову для дальнейшего отражения их в сознании, довательная система образования и пропаганды

поведении, активности и в конечном счете в со- новых прогрессивных ценностей.

циальном самочувствии. В этом процессе огром-

ЛИТЕРАТУРА

1. АНТЮХОВА Е. Ю. Социокультурные аспекты формирования смысложизненных ориентаций личности : дис. ...канд. философ. наук : 24. 00. 01. М. , 2004.

2. БОРЫТКО Н. М. Пространство воспитания : образ бытия. Волгоград, 2000.

3. ЛАПИН Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. 1995. № 5.

4. ЛЕОНТЬЕВ Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. М. : МГУ, 1992.

5. МАРТЫНОВА Е. В. Смысложизненные ориентации как фактор личностной подготовки студентов педвуза к

профессиональной деятельности : дис. .канд. психол. наук : 19. 00. 07. М. , 2002.

6. РОМАШОВА Л. О. Ценностные ориентации современной молодежи : Материалы 3-го Международного форума по интеллектуальной собственности. М. , 2011.

7. СИЛЛАСТЕ Г. Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации // Социс. 1995. № 10.

8. СОЛОВЬЕВ В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Вехи. 2000.

9. ТОЛСТОЙ Л. Н. Исповедь. В чем моя вера? // Полн. собр. соч. : в 90 т. Т. 23. М. , 1957.

10. УШИНСКИЙ К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 2. М. , 1974.

11. ШКИЛЕВ С. В. Смысложизненные ориентации как фактор социально-психологической адаптации студентов в процессе обучения в вузе : дис. .канд. психол. наук : 19. 00. 07. Белгород, 2006.

Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. И. А. Ахьямова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.