Научная статья на тему 'Формирование смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи средствами масс-медиа'

Формирование смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи средствами масс-медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
309
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСС-МЕДИА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МАСС-МЕДИА / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ / MASS MEDIA / PEDAGOGICAL POTENTIAL OF MASS MEDIA / MEANINGFUL LIVE VALUES / MEANINGFUL LIFE ORIENTATIONS OF THE STUDENTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Резцов Артем Сергеевич

Анализируется влияние масс-медиа на процесс усвоения представителями современной студенческой молодежи смысложизненных ценностей. Автор обращается к определению структуры и содержания комплекса смысложизненных ценностей, актуальных для представителей российского студенчества, дает аутентичное определение понятий «смысложизненные ориентации студенческой молодежи», «педагогический потенциал масс-медиа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Резцов Артем Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The creation of meaningful life orientations of the students by means of mass media

The analyses of the mass media influence on the process of the development of meaningful life orientations within the contemporary students environment is presented. The author refers to the definition of the structure and contents of the complex of the meaningful life values, which are acute for the representatives of the contemporary Russian students environment and gives the authentic definition of the concepts: “meaningful life orientations of the students” and “pedagogical potential of mass media”.

Текст научной работы на тему «Формирование смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи средствами масс-медиа»

УДК 37.032 ББК Ч 426-268.4

ГСНТИ 14.35.01

Код ВАК 13.00.02; 13.00.01

Резцов Артем Сергеевич,

Аспирант, Институт социальной педагогики, Российская академия образования; 129626, г. Москва, ул. П. Корчагина, 7а; e-mail: itwasntme2008@rambler.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ МАСС-МЕДИА

АННОТАЦИЯ. Анализируется влияние масс-медиа на процесс усвоения представителями современной студенческой молодежи смысложизненных ценностей. Автор обращается к определению структуры и содержания комплекса смысложизненных ценностей, актуальных для представителей российского студенчества, дает аутентичное определение понятий «смысложизненные ориентации студенческой молодежи», «педагогический потенциал масс-медиа».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: масс-медиа, педагогический потенциал масс-медиа, смысложизненные ценности, смысложизненные ориентации студенческой молодежи.

Reztsov Artem Sergeevich,

Post-graduate Student, Institute of Social Pedagogy, Russian Academy of Science.

THE CREATION OF MEANINGFUL LIFE ORIENTATIONS OF THE STUDENTS BY MEANS OF MASS MEDIA

KEY WORDS: mass media; pedagogical potential of mass media; meaningful live values; meaningful life orientations of the students.

ABSTRACT. The analyses of the mass media influence on the process of the development of meaningful life orientations within the contemporary students environment is presented. The author refers to the definition of the structure and contents of the complex of the meaningful life values, which are acute for the representatives of the contemporary Russian students environment and gives the authentic definition of the concepts: “meaningful life orientations of the students” and “pedagogical potential of mass media”.

М

одернизация современного российского образования обусловливает необходимость решения задач, ориентированных на воспитание гуманного, творческого, готового к созидательной деятельности человека. Общая концепция жизни, отношение к окружающему миру в значительной степени проявляется в практической жизнедеятельности личности через формирование ее смысложизненных ориентаций.

Свои представления о смысле жизни молодой человек реализует в мотивах выбора профессии и трудовой деятельности, ценностном отношении к культуре, творчеству, к семье, к взаимодействию с другими людьми. На этом уровне смысл жизни конкретизируется в жизненной перспективе, включающей в себя образ желаемого будущего или конкретные жизненные планы, ориентированные на его реализацию.

В. П. Тугаринов определяет: «Ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или класса или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» (4, с. 261).

Смысложизненные ценности представителей современного студенчества актуализируются в гносеологических (знание, рациональное мышление), мировоззренче-

ских (мораль, целостное представление о природе, обществе, человеке, согласие со Вселенной), экономических (рынок, накопление богатства, потребительская и производственная ценность), политических (власть, лидерство, демократия, свобода, равенство, человечность), социальных (общественный порядок, безопасность, эффективное межличностное взаимодействие, справедливость), эстетических (красота, художественная гармония), этических (добро, достоинство, истина, ответственность, долг) категориях.

По нашему определению, смысложизненные ориентации студенческой молодежи - это результат их онтологического выбора, обусловливающего стремление и готовность к интериоризации смыслообразующих ценностей.

Современная студенческая молодёжь нуждается в обретении и укреплении позитивных, гуманных жизненных ориентиров в условиях агрессивной окружающей среды, характеризующейся утратой идеалов, разрушением исторической памяти, нивелированием религиозной культуры, искажением престижа профессий и т. д. Ей необходим опыт адекватного восприятия реальности и способности видеть положительную перспективу.

Одно из наиболее важных направлений педагогической деятельности с точки зрения формирования смысложизненных ори-

© Резцов А. С., 2013

ентаций студенческой молодежи связано с использованием средств массовой информации (масс-медиа). Термин масс-медиа, образованный от английского massmedia (лат. mass - массовый; media - средство, посредничество), обозначает средства массовой информации (коммуникации), такие как пресса, кино, телевидение, аудио- и видеокассеты, плакаты и т. п. (2, с. 569).

В современном мире масс-медиа являются актуальным инструментом выработки особого стиля взаимоотношений, что позволяет рассматривать их как средство формирования общей культуры личности. Благодаря возможностям виртуального воздействия на сознание аудитории масс-медиа предлагают молодежи готовые ценностносмысловые и поведенческие модели, которые могут либо консолидировать общество, достаточно эффективно снимая социальную напряженность, либо способствовать стагнации негативных эмоций. Высшая и общеобразовательная школа обязана учитывать это влияние и обеспечивать в случае необходимости нейтрализующее воздействие, педагогически целесообразно и квалифицированно сочетая профессиональное и непрофессиональное влияние на сознание растущей личности. Масс-медиа также должны следовать государственным нормативным установкам в сфере образования, готовя циклы теле- и радиопередач с воспитательным потенциалом содержания.

В исследовании Л. А. Шестаковой сущность масс-медиа представлена в качестве органичной, самостоятельной, быстро адаптирующейся социально-педагогической системы, постоянно и активно воспитательно-действующей на общество и имеющей значительный педагогический потенциал. Феноменологическое основание реализации педагогического потенциала масс-медиа включает в себя выявление особенностей интерпретации продукции средств массовой коммуникации как текста с выделением роли языка, речи, знака. Социально-психологическое основание реализации педагогического потенциала масс-медиа связано с рассмотрением этих средств в качестве инструмента педагогического общения или педагогического разобщения и манипулирования сознанием и поведением человека. В информационно-техническом основании реализации педагогического потенциала масс-медиа выявляются особенности технической и информационной составляющей их педагогического функционирования (5, с. 9).

Термин «потенциал» происходит от латинского potentia - сила, возможность и обозначает средства, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть ис-

пользованы для достижения определённых целей, решения каких-либо задач (3, с. 720).

По мнению французских исследователей Э. Бевора и Ж. Гоне, педагогический потенциал масс-медиа - это возможности средств массовой коммуникации, несущие в себе воспитательно-педагогическую функцию (6, с. 15). Реализация педагогического потенциала масс-медиа, как представляется, связана с глубинным воздействием на процессы обучения, воспитания, личностного развития представителей современного студенчества, определяющие возможности адекватного восприятия последними окружающего мира.

Медиаобразование как направление в педагогике, выступающее за изучение средств массовой коммуникации, несет в себе педагогический потенциал, являющийся динамичной функциональной системой ценностных, содержательных и методических средств, оказывающих воспитательное воздействие на личность. Осуществляя мировоззренческую, социально-адаптивную и развивающую функции, педагогический потенциал медиаобразования проявляется как средство переосмысления целей и содержания образования на современном этапе его развития с учетом постоянно обновляющихся требований к интеллектуальному, нравственному и гражданскому развитию личности.

Выделение парадигм педагогического взаимодействия студента и системы средств массовой коммуникации при реализации их педагогического потенциала актуализирует проблему выбора продукции, необходимой для конкретного индивида, а также технологий защиты потребителя от негативного, агрессивного, деформирующего воздействия масс-медиа.

Реструктуризация современного общества глубоко затронула все направления медиа: коренным преобразованиям подвергается не только техническая и технологическая платформа, в первую очередь телевидения, но и экономическая, профессиональная и культурная сферы. Согласно утверждению британского социолога Ф. Уэбстера, по совокупности этих основополагающих векторов оценивается степень вхождения современной цивилизации в информационную эпоху (1, с. 15).

Резкое изменение политического курса нашей страны на исходе первого десятилетия XXI века сделало процессы радикальных изменений в медийной сфере необратимыми. Эти изменения происходят под влиянием информационной революции, призванной сформировать новую парадигму общества, которая основана на знаниях и принципах глобальной экономики. Со-

временное общество характеризуется внедрением информационно-коммуникационных технологий, формирующих новую, неизвестную доселе среду, где в единой системе функционируют массовые контент- и сервис-услуги, активно востребованные системой образования.

В целом, в мире наблюдается все возрастающий интерес к развитию воспитательной деятельности масс-медиа, что нашло отражение, в частности, в таких документах, как «Декларация о свободе самовыражения и информации» (1982 г.), «Декларация о средствах массовой информации в демократическом обществе» (1994 г.), «Резолюция Совета свободы глобального Интернета по вопросу о разжигании ненависти» (1999 г.), Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (2001 г.) и т. д. В них нормативно разработаны социальные и правовые аспекты

функционирования средств массовой коммуникации в современном обществе.

При тотальной распространенности и доступности именно информация становится необходимым условием и средством осуществления воспитательного воздействия на студенческую молодежь в ходе практически любой социальной деятельности: общественной, политической, творческой, познавательной, трудовой и пр. Однако этот процесс эффективен лишь тогда, когда содержание и форма массовой информации изменяется в соответствии с ее информационными интересами и потребностями. В таком случае результатом взаимодействия студенчества и средств масс-медиа, проявлением максимальной реализации их педагогического потенциала будет формирование индивидуально-личностной системы позитивных смысложизненных ценностей и ориентаций личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М. : Аспект-Пресс, 2003.

2. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. М. : Эксмо-пресс, 2000.

3. Словарь военных терминов. М. : Воениздат, 1988.

4. Тугаринов В. П. Избранные философские труды. СПб. : ЛГУ, 1988.

5. Шестакова Л. А. Педагогический потенциал средств массовой информации и научно-методические основания его реализации : автореф. дисс. докт. пед. наук. Нижний Новгород, 2005.

6. Gonnet J. Education aux medias: Les controverses fecondes. Paris, 2001.

Статью рекомендует д-р филос. наук, проф. А. Б. Белинская.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.