Среднее профессиональное образование: опыт, проблемы
к К
I
и механизмах рыночной экономики, [ента. Нередко из сельского хозяйства на развитие образо-:дственно в сель-глнруя тем самым ис-ала подчиненных иными высшими I. Последние зани-¡енных аграрных >уя их преподавать атя средств на его материально-техни-учебного процесса, образовательный - г ных сельхозвузов. ым утверждением, , на низкую опера-"рофориентацион-
^.тьская школа не дает г-рного образования, :ьную программу . _.:тускники считают, -е помогает в выборе тыпннство учащихся ¿--::-груют поступать в ^ колледжи, вузы. !_: г информацией о ~ лз. У них искажена престиже про-знания о своей елейному типу дея-в условиях форми-педует помочь уча-;п себя тот вид дея-~о может реализовать • гировать дальнейшее И ранняя профориен-'тжтся одним из пер-т.
СПЕЦИФИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ССУЗ
И.Е. Коновалов, ст. преподаватель;
И.Ш. Мутаева, доцент, кандидат биологических наук
(Камский государственный институт физкультуры)
В числе главных задач физического воспитания - поиск новых средств и методов повышения физической подготовленности и физической работоспособности учащейся молодежи. Одним из путей ее реализации является разработка и совершенствование учебных программ по физической культуре, определение наиболее эффективных средств физического воспитания студентов с учетом их специальности, физического развития и физической подготовленности. Актуальность разработки этих вопросов обусловлена следующими факторами:
- постоянным снижением уровня физической подготовленности молодежи;
- отсутствием научного подхода к формированию программ по физической культуре с учетом будущей профессиональной деятельности обучающихся;
- недостаточностью времени, отводимого на применение средств повышения физической подготовленности в рамках учебного процесса.
Цель нашего исследования - разработка и экспериментальное обоснование программы, в которой приоритетным является технология применения легкоатлетических упражнений и учет физического развития и функциональной подготовленности обучающихся.
Подготовительный этап исследования, предусматривал изучение и анализ специальной литературы. Изучался также опыт и методология преподавания физической культуры в условиях средних специальных учебных заведений, проводились педагогические наблюдения. На следующих этапах (2000-2003г.г.) проводилась оценка уровня физического развития
и физической подготовленности студентов училища искусств города Набережные Челны. В этой статье мы приводим некоторые результаты физического развития студентов, полученные в ходе исследования.
В училище искусств по специальности «инструментальное исполнительство» обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет, по возрастным особенностям их можно отнести к двум группам: подростковый возраст - юноши 13-16 лет, девушки - 12-15 лет и юношеский возраст - юноши 17-21 год и девушки -16-20 лет. Специфика этого этапа развития в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором - окончанием стадии полового развития, когда происходит формирование индивидуального морфотипа человека. Завершаются процессы становления типологических особенностей поведенческих реакций, характеристик личности подростка. В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики.
Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. При правильном использовании преимуществ данного возраста появляется возможность изменения мотивации к занятиям физической культурой как к средству повышения качества основной профессиональной деятельности.
Физическое воспитание с музыканта-ми-инструменталистами имеет ряд существенных особенностей, поэтому к занятиям по физической культуре необходим
определенный специфический подход. В процессе обучения занятия с музыкальными инструментами являются профессиональной деятельностью студентов, занимают основное учебное время. Учебных часов, выделяемых на занятия физической культурой, явно недостаточно, что отражается на качестве и полноте учебного материала. Появляется необходимость разработки программы и адаптации ее к конкретным условиям учебного процесса, а также более рационального использования урочного и внеурочного времени, отводимого на предмет, для эффективного использования средств и методов обучения.
Занятия музыкой требуют повседневного, многочасового, кропотливого труда. Заниматься музыкой обычно начинают с раннего возраста. Постоянная нехватка времени, а часто и невозможность заниматься физической культурой по тем или иным причинам, приводит к ухудшению физического состояния и, как следствие, к непосещению занятий физического воспитания уже в школе, а затем и в училище. В училище изначально поступают абитуриенты с достаточно низким уровнем физической подготовки (в особенности девушки).
Постоянное музицирование предъявляет определенные требования к физическому состоянию учащихся. Сохранение достаточно продолжительное время неудобного положения головы, рук и туловища приводит к постоянному перенапряжению организма. Например, скрипач и флейтист держат голову повернутой в сторону, арфист - руки в поднятом состоянии без всякой опоры, аккордеонист и трубач держат в руках тяжелый инструмент, а пианисты находятся в положении сидя при постоянном напряжении туловища и плечевого пояса. У них часто возникает общее мышечное перенапряжение, мышечные спазмы и судороги, артрит, головные боли, боли в мышцах лица, напряжение глазных мышц, боли в груди и плечевых мышцах. Постоянное занятие своей специальностью, сидя подчас, неправиль-
но с нарушением осанки, может привести к различным заболеваниям позвоночника. Наиболее часто встречающимися заболеваниями являются остеохондроз различных частей позвоночника и синдром канала запястья - воспаление предплечья, запястья и кисти руки, вызывающие боль, жжение и онемение этих участков тела.
Все эти болезни не возникают внезапно, а связаны с длительной работой руками и постоянным напряжением туловища. Такие заболевания возникают из-за чрезмерной перегрузки мышц рук и туловища, так как они длительное время находятся в напряженном состоянии, что вызывает определенную дискоординацию движений, искажение техники исполнения и приводят к преждевременному утомлению. Конечно, некоторое напряжение остается неизбежным оно связано с тем, что нужно держать инструмент и играть на нем. Однако большей части напряжения можно избежать.
В связи с этим в подготовке музыкантов появляется необходимость оценки функционального состояния важнейших систем организма. При этом особое внимание обращается на их физическое и функциональное состояние. Существует несколько основных составляющих улучшения общего физического состояния студентов: расслабление и укрепление мышц, координация действий. Расслабленные мышцы становятся гибкими и подвижными, что позволяет играть точно, быстро, с желаемой интонацией и выражением. Крепкие мышцы медленнее устают, позволяют играть дольше, не испытывая усталости. Однако самым важным из всех этих элементов является скоорди-нированность действий. Это проявляется в простом понимании своего тела: умении преодолевать нерациональное мышечное напряжение (напряжены или расслаблены необходимые для деятельности мышцы в конкретном действии), правильно держаться и двигаться (положение тела, осанка, походка и т.д.), общее самочувствие тела во время игры и т.д. Многие музыканты лишены такого понимания и умения
т
!ожет привести позвоночника, щимися забо-осгеохондроз раз-сеояника и синдром • »х-.гление предплечья, : зывающие боль,
частков тела. . возникают вне-льной работой ...пряжением туло-_ возникают из-за мышц рук и туло-тельное время нахо-состоянии, что вы-1»ю дискоординацию : техники исполнения еменному утомле-напряжение ос-I оео связано с тем, что ттумент и играть на сей части напряжения
i -одготовке музыкан-в?:«5ходимость оценки ^стояния важнейших ГЬн этом особое вни-:-ia их физическое и :стояние. Существует составляющих улуч-Пизнческого состояния • и укрепление лствий. Расслаб-гтзловятся гибкими и I асэволяет играть точно, интонацией и выра-мышцы медленнее ус-нтгтъ дольше, не испы-jzaaKO самым важным тов является скоорди-ш. Это проявляется в своего тела: умении аональное мышечное ены или расслаблены [ деятельности мышцы в и), правильно дер-шоложение тела, осан-.-.. общее самочувствие ■т.д. Многие музы-внимания и умения
контролировать тело. Большинство болезней, поражающих их, происходят оттого, что во время игры музыкант забывает, что сам является подлинным инструментом и должен быть отлично настроен.
На занятиях физической культуры основное внимание уделяется видам легкой атлетики с тренировочной направленностью, что является базовым элементом предложенной нами программы. Легкоатлетические упражнения способствуют разностороннему развитию физических качеств, а также кондиционных (силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости) и координационных (быстрота перестроения и согласования двигательных действий, произвольное расслабление мышц, вестибулярная устойчивость) способностей. Вмести с тем закрепляются и совершенствуются основные двигательные навыки. Остальные виды спорта, предусмотренные предложенной нами программой: разновидности гимнастики (спортивная гимнастика, корригирующая гимнастика, атлетическая гимнастика); аэробика; настольный теннис; футбол; бодибилдинг, подвижные игры и эстафеты являются вспомогательными средствами для всестороннего и гармоничного развития студентов. Занятия некоторыми видами спорта, такими как волейбол, баскетбол и др. могут быть травмоопасными для музыкантов (кисти рук и связки пальцев).
Предложенная нами программа в полном объеме отражает требования, предъявляемые к занятиям профессионально-прикладной физической подготовкой (ППФП). Такая подготовка осуществляется применительно к профилю подготавливаемых специалистов. Профессионально-прикладная направленность физического воспитания вытекает из принципа связи обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью и практикой. В соответствии с этим принципом физическое воспитание призвано обеспечить, наряду с решением общеоздоровительных, образовательных и воспитательных задач, также профессионально-
прикладную физическую подготовку студентов применительно к профилю их будущей профессиональной деятельности.
Применение средств физической культуры в профессиональной деятельности основывается на явлении переноса тренированности. И хотя упражнения, используемые в ППФП, не копируют профессиональных движений, они создают необходимую почву для успешного овладения профессиональными навыками.
Каждый вид профессиональной деятельности оказывает на организм человека свое особое влияние. Это выражается в преимущественном воздействии на определенные функциональные системы. Профессионально-прикладное значение легкой атлетики заключается в том, что в ее основе лежат естественные движения человека - ходьба, бег, прыжки и метание, способствующие совершенствованию жизненно важных умений и навыков. Кроме того, легкоатлетические упражнения повышают функциональные возможности всех органов и систем организма, в особенности нервно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, которые в наибольшей степени обеспечивают успех в любом виде физической и профессиональной деятельности. Различные упражнения легкой атлетики воспитывают у человека важные физические и морально-волевые качества.
Чтобы видеть эффективность использования новых программных технологий, необходимо владеть методикой оценки физического развития учащихся. В исследовании мы не могли обойти молчанием вопрос влияния предложенной программы на динамику изменения некоторых показателей физического развития студентов. В данный возрастной период происходит относительная стабилизация развития основных антропометрических показателей. В программу измерений параметров физического развития были включены измерение длины и массы тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), окружность грудной клетки (ОГК) в покое, на вдохе и выдохе, при этом высчитывалась разница или экс-
курсия грудной клетки (ЭКГ), динамометрии кистей рук. Во всех исследуемых группах отмечена положительная динамика изменения изучаемых показателей.
Одним из основных показателей физического развития является длина тела, которая изменяется в процессе прохождения определенных этапов развития. Средние показатели длины тела у юношей и девушек соответствуют среднему уровню физического развития, который сохраняется на протяжении всего эксперимента. Длина тела у юношей экспериментальной группы немного выше, чем у юношей контрольной группы. Эти показатели составили в экспериментальной группе от 172,00 ± 1,67 см до 180,00 ± 0,85 см, у юношей контрольной группы от 173,00 + 1,47 см до 179,90 ± 0,99 см. Прирост в первой группе составил за период исследования 8 см., а во второй - 6 см. Следовательно, систематические занятия с преимущественным использованием легкоатлетических упражнений послужили более активному росту у юношей экспериментальной группы.
Данный показатель у девушек изменился незначительно в обеих исследуемых группах, всего за период исследований изменение составило 2 см.
Изучение показателей массы тела и ОГК позволило выявить неравномерность процесса физического развития юношей и девушек независимо от уровня их двигательной активности. Если в экспериментальной группе вес тела юношей на первом этапе исследований изменился незначительно, то на следующих этапах исследования в процессе систематических, целенаправленных тренировок произошло достоверное увеличение (р<0,05) показателей по сравнению с первым этапом исследования. В экспериментальной группе девушек наблюдалось различие в абсолютных средних значениях массы тела по сравнению с девушками контрольной группы. В основном на протяжении всего эксперимента наблюдалось увеличение изучаемых показателей в динамике одного
года, но эти изменения не достоверны (р>0,05).
Показатели ОГК изменяются с возрастом, и в возрасте 15-18 лет они достигают максимальных величин соответственно росту и массе тела. По нашим данным, на показатели ОГК оказывают влияние систематические занятия физическими упражнениями. В процессе тренировок происходит улучшение подвижности грудной клетки, лучшее развитие дыхательных мышц и увеличивается возможность внешнего дыхания. Доказательством положительных изменений в аппарате внешнего дыхания служит динамика показателей ЭКГ и ЖЕЛ - из года в год они увеличивались. Но эти изменения зависят также и от уровня двигательной активности юношей и девушек обеих исследуемых групп.
Если на первом этапе исследования в показателях ЖЕЛ во всех исследуемых группах изменений не наблюдалось, то картина на втором и третьем этапах изменилась в сторону достоверных различий. У юношей экспериментальной группы с момента начала занятий по предложенной нами программе показатели ЖЕЛ достоверно увеличились уже в конце первого этапа: с 2,99 + 0,13 мл до 3,12 + 0,15 мл, а в контрольной группе остались неизменными. На втором этапе исследования (в 2001/02 учебном году) эти показатели в экспериментальной группе доходили до 3,29 мл, а в контрольной группе юношей изменялись незначительно. К концу исследования данный показатель у юношей экспериментальной группы достиг 3,53 + 0,12 мл. При этом в контрольной группе в процессе перехода на разработанную нами программу также происходило изменение динамики показателей в положительную сторону.
В обеих исследуемых группах девушек также наблюдалась положительная динамика. Если во второй год исследования были незначительные изменения, то в последующие годы данный показатель достоверно выше (р<0,05) в экспериментальной группе. В начале исследования у
I
:чия не достоверны
изменяются с воз-рь . "18 лет они дости-.личин соответст-л. По нашим дан-оказывают влия-занятия физически-.В процессе тренировок !е подвижности развитие дыха-швается возмож-I. Доказательством гний в аппарате ■оужит динамика пока-- из года в год они зга изменения зависят питательной активно-гакк обеих исследуе-
[ этапе исследования в го всех исследуемых зе наблюдалось, то [ третьем этапах изме-г достоверных различий. _ ьной группы с инн по предложенной ч\:и ЖЕЛ досто--; в конце первого [до 3,12 ±0,15 мл, а остались неизмен-) этапе исследования (в Ьсзу'' эти показатели в те доходили до группе юношей л. К концу ис-затель у юношей гтуппы достиг 3,53 + I ■ контрольной группе в I та газработанную нами сходило изменение в положительную
е\шх группах деву--зсь положительная :тюй год исследова-: изменения, то в ный показатель 51 в эксперимен-исследования у
девушек экспериментальной группы эти показатели равнялись 1,96 + 0,11 мл, в контрольной - 1,96 + 0,12 мл соответственно. На следующих этапах исследования показатели ЖЕЛ изменились в соответствии с двигательной активностью. На последнем этапе исследования в экспериментальной группе этот показатель составил 2,77 + 0,06 мл, в контрольной - 2,44 + 0,11 мл, что достоверно выше (р<0,05).
Следовательно, систематические, целенаправленные занятия с применением упражнений на выносливость влияют на показатели ЖЕЛ. Общеизвестно, что именно развитие выносливости способствует улучшению функционального аппарата внешнего дыхания.
Немаловажным считается изменение силовых возможностей человека. Данное качество именно в этом возрасте более подвержено изменению. Мы определяли его по одному из распространенных показателей - динамометрия обеих кистей рук. Этот показатель определяется простым и доступным способом, кистевым динамометром. Известно, что сила сгибателей кистей рук в раннем возрасте имеет индивидуальный разброс, а в процессе систематических тренировок происходит увеличение данных значений, и в 15-18 лет достигает величин взрослого человека. Показатели силы кистей рук студентов на первом этапе исследования не имели достоверных различий. На последующих этапах наблюдалось увеличение данных показателей во всех исследуемых группах. Если в начале исследования в экспериментальной группе у юношей сила правой и
левой кистей рук составила 37,95 + 1,99 кг и 37,55 + 0,99 кг, то к концу эксперимента эти показатели приблизились к уровню взрослого человека и равнялись 47,35 + 1,00 кг и 44,20 + 1,20 кг. В контрольной группе в начале первого года исследования, показатели составили 38,35 + 1,14 кг и 38,00 + 1,69 кг соответственно и в дальнейшем не изменились. И лишь с применением в ней предложенной нами программы произошел значительный прирост данных показателей до 45,80 + 1,42 кг и 43,70 + 1,18 соответственно. Такая же картина наблюдалась и в группах девушек. Но при этом достоверных различий не наблюдалось.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Анализ содержания учебных программ по физической культуре показал отсутствие индивидуального и дифференцированного подходов к студентам ССУЗ некоторых специальностей с учетом их особенностей.
2. Выявлена необходимость увеличения количества часов на физическую культуру и пересмотра структуры построения учебного процесса по этому предмету с учетом особенностей специальности студентов и их физической подготовленности.
3. Результаты педагогического эксперимента подтверждают эффективность программы по физической культуре с преимущественным использованием легкоатлетических упражнений как базового учебного материала (50-65% учебного времени).