Научная статья на тему 'Обоснование технологии физической активности студентов высших учебных заведений с болезнями органов дыхания'

Обоснование технологии физической активности студентов высших учебных заведений с болезнями органов дыхания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
130
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лейфа А. В., Перельман Ю. М., Вавилова Н. Н., Сизоненко К. Н.

Описана разработанная авторами технология организации физической активности студентов специального медицинского отделения с болезнями органов дыхания, построенная на использовании нагрузок повышенной интенсивности в комплексе со здоровьесберегающими средствами. Технология не только способствует восстановлению здоровья студентов, но и обеспечивает повышение их физической подготовленности и работоспособности, что имеет важное значение при освоении студентами основной профессиональной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лейфа А. В., Перельман Ю. М., Вавилова Н. Н., Сизоненко К. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantiation of the technology of physical activity on students with respiratory diseases

The technology of organization of physical activity of students with respiratory diseases in special medical branch, constructed on use of high intensive exercises in a complex with healthpreservation means is described. The technology provides not only recovery of student health, but also an increase of their physical readiness and work capacity that has great value at mastering by students of the basic professional program.

Текст научной работы на тему «Обоснование технологии физической активности студентов высших учебных заведений с болезнями органов дыхания»

грудино-ключично-сосцевидной мышцы у 75,5% больных при максимальных инспираторных усилиях.

3. С целью диагностики гиперреактивности дыхательных путей мы рекомендуем дискриминантное уравнение в зависимости от центральной частоты спектра ЭМГ диафрагмы при максимальных инспи-раторных усилий и сократительной способности дыхательных мышц.

ЛИТЕРАТУРА

1. Влияние мануальной терапии аппарата вентиляции на сократительную способность дыхательной мускулатуры [Текст]/А.Р.Гайнутдинов, Г.А.Ивани-чев//2 Национальный конгресс по болезням органов дыхания, Челябинск, 16-19 сентября 1991: сборник резюме.-Челябинск, 1991.-С.295.

2. Электрофизиологическая характеристика дыхательных мышц у больных хроническим бронхитом [Текст]/С.П.Ершов, Ю.М.Перельман//Бюл. физиол. и патол. дыхания.-1999.-Вып.5.-С.28-35.

3. Реакция дыхательных путей на гипоосмоляр-ный стимул [Текст]/А.Г.Приходько //Бюл. физиол. и патол. дыхания.-2005.-Вып.21.-С.47-52.

4. Реактивность дыхательных путей при хронической обструктивной болезнь легких [Текст]/В.П.Колосов, Ю.М.Перельман, Б.И.Гельцер.-Владивосток: Дальнаука, 2005.-180 с.

5. Физиологические и патофизиологические механизмы проходимости бронхов [Текст]/Федосеев Г.Б. [и др.].-Л.: Наука, 1984.-280 с.

6. Дыхательная недостаточность [Текст]/Андроге Горасио Дж., Тобин Мартин Дж.-М.: Медицина, 2003.-528 с.

7. The amplifier role of platelet activating factor (PAF), other chemical mediators and antigen in the induction of airway hyperreactivity to cold [Text]/Chand N. [et al.]//Eur. J. Pharmacol.-1986.-Vol.123, №2.-P.315-317.

8. Discordant allergic manifestations in monozygotic

twins: genetic identity, clinical, physiologic, and biochemical differences [Text]/Falliers C.J. [et

al.]//J.Allergy.-1971.-Vol.47, №4.-P.207-219.

9. Bronchial reactivity to inhaled histamine in asthmatic patients, before and after administration of atropine, phentolamine or disodium cromoglycate [Text]/K.O.Pege-low//Acta Allergol.-1974.-Vol.29, №5.-P.365-384.

10. Nonnallergic bronchial hyperexcitability in

chronic bronchitis [Text]/Bahons J. [et

al]//Amer.Rev.Resp.Dis.-1984.-Vol.129.-P.216-220.

11. Airway hyperresponsiveness, inflammation, and subepithelial collagen deposition in recently diagnosed versus long-standing mild asthma: influence of inhaled corticosteroids [Text]/Boulet L.P. [et al.]//Am. J. Respi.r. Crit. Care Med.-2000.-Vol.162.-P.1308-1313.

12. Persistence of airway responsiveness to occupational agents: what does it matter? [Text]/D.Gautrin, C.Lemiere//Curr. Opin Allergy Clin. Immunol.-2002.-Vol.2.-P.123-127.

П □ □

УДК 616.2-003.96:615.825:613.735

А.В.Лейфа, Ю.М.Перельман, Н.Н.Вавилова, К.Н.Сизоненко

ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ С БОЛЕЗНЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Амурский государственный университет,

ГУ Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания СО РАМН

РЕЗЮМЕ

Описана разработанная авторами технология организации физической активности студентов специального медицинского отделения с болезнями органов дыхания, построенная на использовании нагрузок повышенной интенсивности в комплексе со здоровьесберегающими средствами. Технология не только способствует восстановлению здоровья студентов, но и обеспечивает повышение их физической подготовленности и работоспособности, что имеет важное значение при освоении студентами основной профессиональной программы.

SUMMARY A.V.Leifa, J.M.Perelman, N.N.Vavilova, K.N.Sizonenko

SUBSTANTIATION OF THE TECHNOLOGY OF PHYSICAL ACTIVITY ON STUDENTS WITH RESPIRATORY DISEASES

The technology of organization of physical activity of students with respiratory diseases in special medical branch, constructed on use of high intensive exercises in a complex with health-preservation means is described. The technology provides not only recovery of student health, but also an increase of their physical readiness and work capacity that has great value at mastering by students of the basic professional program.

Результаты проведенных нами ранее исследований показали, что в структуре болезней студентов высших учебных заведений первое место занимают болезни органов дыхания [1]. В то же время традиционные методики физической реабилитации студентов специального медицинского отделения не всегда эффективны. В последние годы проведен ряд исследований, рассматривающих использование нагрузок повышенной интенсивности для восстановления утраченных функций организма людей с болезнями органов дыха-

ния [2, 3]. Цель настоящего исследования заключалась в разработке комплексной технологии физической активности студентов специального медицинского отделения с болезнями органов дыхания.

Разработанная технология направлена на восстановление функциональных возможностей дыхательной системы, целенаправленное повышение физической подготовленности и работоспособности студентов средствами физической активности. Основным «элементом» технологии является физическая активность студентов с использованием нагрузок наращиваемой интенсивности, обеспечивающих тренирующий и восстановительный эффект. Для достижения указанного эффекта нами предложено применять нагрузки субмаксимальной мощности (60-85% от максимально переносимой в процессе тестирования).

Реализация разработанной технологий физической активности студентов с болезнями органов дыхания включала в себя три периода.

■ Подготовительный период продолжительностью 1 месяц (сентябрь) проводился с целью адекватной адаптации организма к предстоящей тренировочной нагрузке. На основе результатов тестирования физического развития, физической подготовленности, физической работоспособности, функциональных особенностей дыхательной системы, определения реакции организма на физическую нагрузку разрабатывались индивидуальные задания. Мощность нагрузки составляла 50-60% от максимальной. В этом периоде мы добивались адаптирования организма к нагрузке с частотой сердечных сокращений 130-140 уд/мин, с режимом 20 минут непрерывной работы.

Применяемые физические упражнения были направлены на укрепление мышечного корсета, увели-

чение подвижности позвоночного столба и других суставов, совершенствование системы дыхания, укрепление сердечно-сосудистой системы. Комплексы физических упражнений, направленные на различные группы мышц, суставов, позвоночного столба, представлены в приложении.

К комплексам приступали после общей разминки в основной части занятия. Упражнения проводили в исходном положении сидя, лежа на боку, спине, животе, стоя. Основные принципы подбора упражнения - простота и доступность выполнения. Принцип индивидуальности исключал физические упражнения, противопоказанные данному заболеванию студента. Нормирование физических нагрузок в подготовительном периоде занятий студентов специального отделения с болезнями органов дыхания представлено в таблице 1.

Учебно-тренировочные занятия на велотренажере проводились два раза в неделю продолжительностью 18 минут (табл. 2). Каждое занятие состояло из подготовительной, основной и заключительной частей. Дополнительными средствами являлась оздоровительная ходьба со скоростью 90-120 шаг/мин, длиной - 30003500 м; оздоровительный бег - продолжительность 1012 мин. со скоростью 6-7 км/час; поход - 6-8 км; утренняя гимнастика - не менее 15 мин.

■ Тренировочный период продолжительностью 7 месяцев. В этом периоде основными задачами являлись: увеличение функциональных резервов организма и физической работоспособности посредством наращивания интенсивности нагрузок, развитие физических качеств и техники выполнения двигательных действий, коррекция болезни.

В содержание занятий включались сочетания ин-

Таблица1

Нормирование нагрузок на занятиях специального отделения для студентов, имеющих заболевания органов дыхания

Части занятия Планируемый эффект Средства Метод выполнения Пульс, уд/мин Вре- мя, мин.

Подгото- вительная Разминка суставная - развитие гибкости Упражнения основной гимнастики в ходьбе с возрастающей амплитудой Фронтальный, непрерывный 110-120 8

Основная Разминка аэробная - развитие выносливости, скоростно-силовых качеств Бег с ускорениями и сложными прыжками, имитацией бросков по кольцу, метаний Фронтальный, непрерывный 120-130 7

Развитие силовых качеств и гибкости Силовые упражнения на мышцы рук, мышцы ног, брюшной пресс, спину из положения сидя, лежа на боку, спине, стоя, в движении Фронтальный, непрерывный 130-140 20

Развитие скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, обучение приемам игры Спортивные и подвижные игры Игровой 130-140 20

Заключи- тельная Развитие выносливости Медленный бег Фронтальный, непрерывный 120-130 20

Постепенное восстановление после нагрузки Ходьба, упражнения на расслабление и дыхательные Непрерывный 80-90 5

Таблица 2

Дозирование физической нагрузки при занятиях на велотренажере

Критерии дозирования Раздел занятия

вводный основной заключительный

подготовительный период

Время, мин. 4 10 4

Мощность, % от максимальной 30 60 10

тренировочный период

Время, мин. 3 10 3

Мощность, % максимальной 10 85 5

поддерживающий период

Время, мин. 3 10 3

Мощность, % от максимальной 20 70 10

тенсивных упражнений небольшой продолжительности с длительными циклическими нагрузками повышенной интенсивности, направленными на развитие общей выносливости. Для повышения эффективности занятий использовали сочетание различных форм физических упражнений - дозированную ходьбу, дозированный бег, элементы спортивных и подвижных игр, передвижения на лыжах. Занятия начинались с подготовительной части, которая включала в себя разминку. В разминку входили разнообразные по степени воздействия на организм физические упражнения, которые проводились в движении и на месте, с предметами и без них, на открытой площадке и в спортивном зале, под музыку и без музыки. В начале основной части интенсивность нагрузки не превышала 50% от максимальных возможностей организма, затем повышалась до 75-80% и оставалась постоянной в течение 15-20 минут, при ЧСС 150-160 уд/мин.

В основу повышения функциональных возможностей организма нами положен принцип постепенного увеличения объема тренировочных нагрузок и сложности выполняемых физических упражнений. Например, увеличение скорости и продолжительности дозированной ходьбы, переход от ходьбы к равномерному бегу, чередования равномерного бега с ускорением. Количество повторений студентами физических упражнений зависело от индивидуальных особенностей и возрастало постепенно.

Интенсивность нагрузки на занятиях увеличивалась также за счет моторной плотности занятия, а также включения в комплекс физических упражнений сложных элементов и синхронного подключения дополнительных движений. Например, ходьба сочеталась с движениями (махами) прямыми руками вперед-назад, с круговыми движениями в локтевых суставах, с движениями пальцев и вращательными движениями кистей рук, выпрямленных вперед или в стороны или ходьба на носках, на пятках, с опорой на внешний край свода стопы, с высоким подниманием ног.

Такие усложнения движений повышали концентрацию внимания на их выполнение, активизировали регуляторные функции центральной и периферической нервной системы, исключали монотонность, создавали благоприятный эмоциональный фон. Включение дополнительных мышц и мышечных групп существенно повышало активность энергети-

ческих механизмов.

При планировании физических упражнений на занятиях большое внимание уделялось циклическим упражнениям, улучшающим деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, а также повышающим общую выносливость организма (дозированная ходьба, бег, работа на велотренажере). Использовали на занятиях бег в умеренном темпе, но при появлении признаков одышки и утомления снижали темп бега, а затем переходили на ходьбу. Продолжительность бега с умеренной одышкой и утомлением постепенно от занятия к занятию увеличивалась. Дозирование физической нагрузки на велотренажере представлено в табл. 2.

■ Поддерживающий период продолжительностью 1 месяц. Основные задачи: стабилизация функции кардиореспираторной системы, физической работоспособности, двигательной активности, что позволило сохранить на возможно более длительный срок уровень состояния здоровья, высокую умственную и физическую работоспособность, повысить профессиональную готовность к будущей трудовой деятельности.

В занятие включались физические упражнения оздоровительного характера, например, оздоровительный бег - от 14 до 16 мин., оздоровительная ходьба со скоростью 90-120 шагов в минуту и протяженностью дистанции до 4000 м. Дозирование физической нагрузки на велотренажере представлено в табл. 2.

Важное значение во всех периодах отводилось элементам обучения студентов специального отделения самоконтролю - важным дополнением к врачебному контролю. Студент, выполняющий все требования по самоконтролю, приобретает необходимые умения и навыки контроля за состоянием своего здоровья, физического развития, физической подготовленности, двигательной активности. Правильное использование самоконтроля является стимулированием мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физическими упражнениями, спортом и достижению физического совершенства.

Важное звено системы - организация внеурочных занятий со студентами специального отделения. Это связано с тем, что положительного эффекта по восстановлению состояния здоровья в процессе практических занятий по дисциплине «Физическая культу-

ра» достичь трудно, так как объем двигательной активности недостаточен.

Индивидуальные задания составлялись с учетом характера заболевания и данных, полученных при анализе степени функциональных нарушений по изучаемым физиологическим параметрам. Комплекс индивидуальных заданий на самостоятельные занятия предусматривал решение следующих задач:

■ Нормализацию сдвигов в организме, вызванных заболеванием, с помощью специфических упражнений, применяемых при данном заболевании, что создает оптимальные условия для достижения профессиональной готовности.

■ Адаптацию организма к физическим нагрузкам.

■ Повышение физической подготовленности и физической работоспособности.

■ Увеличение двигательной активности.

■ Повышение мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью, к занятиям физическими упражнениями.

Самостоятельные занятия предусматривали ежедневное выполнение утренней гигиенической гимнастики (8-10 упражнений), комплексы лечебной гимнастики (10-12 упражнений), а также индивидуально определенный для студентов объем дополнительной двигательной активности (в дни, когда нет занятий по физическому воспитанию) - дозированный бег, ходьба (30-35 минут), закаливание (водные процедуры по разработанной схеме), применение специальных дыхательных упражнений (бег, ходьба с регламентированным дыханием). Адекватность нагрузки по интенсивно -сти и продолжительности определялась показателями

ЧСС (после нагрузки и через интервал отдыха).

Эффективность учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» во всех периодах обеспечивалась с помощью комплексного использования внеурочных форм занятий физическими упражнениями (утренней гимнастики, дополнительных оздоровительных занятий на базе Центра здоровья студентов, прогулок, походов, занятий на велотренажере, оздоровительной ходьбы, оздоровительного бега, закаливания).

Результаты исследования

В педагогическом эксперименте приняло участие 2 группы, по 20 студентов с болезнями органов дыхания, отнесенных к специальному медицинскому отделению. Контрольная группа занималась по программе по дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений [4], экспериментальная по разработанной нами технологии физической активности.

Рассматривая изменения физического развития в экспериментальной и контрольных группах по основным показателям, можно констатировать, что достоверные изменения произошли только в экспериментальной группе по уровню ЖЕЛ у девушек - с 2,7±0,16 до 2,9±0,18 л, у юношей - с 3,5±0,36 до 3,9±0,48 л, соответственно, а также в окружности грудной клетки и силы кисти (табл. 3). В результате применения обоснованных средств физической активности с использованием физических нагрузок повышенной интенсивности в экспериментальной группе установлены выраженные положительные сдвиги. Выявлено достоверное увеличение мощности выполненной работы на велоэргометре на 18% от исходного уровня у девушек и на 20% - юношей

Таблица 3

Изменение физического развития студентов специального отделения

Показатели Пол Уровень Экспериментальная группа, п=125 р Контрольная группа, п=125 р рі

Длина тела, см Д Исходный Конечный 163,1±1,31 164,5±1,42 >0,05 162,9±1,43 163,5±1,33 >0,05 >0,05 >0,05

Ю Исходный Конечный 175,1±1,81 177,5±1,92 >0,05 175,4±1,86 177,9±1,90 >0,05 >0,05 >0,05

Масса тела, кг Д Исходный Конечный 59,1±1,65 58,1±1,45 >0,05 58,9±1,45 59,1±1,45 >0,05 >0,05 >0,05

Ю Исходный Конечный 68,1±1,95 69,4±1,90 >0,05 68,4±1,85 70,6±1,95 >0,05 >0,05 >0,05

Окружность грудной клетки, см Д Исходный Конечный 83,1±0,65 85,5±0,45 <0,05 83,1±0,55 83,6±0,48 >0,05 >0,05 <0,05

Ю Исходный Конечный 90,9±1,85 95,1±1,95 <0,05 90,2±1,55 92,1±1,48 >0,05 >0,05 <0,05

ЖЕЛ, л Д Исходный Конечный 2,7±0,16 2,9±0,18 <0,05 2,7±0,17 2,7±0,12 >0,05 >0,05 <0,05

Ю Исходный Конечный 3,5±0,36 3,9±0,48 <0,05 3,5±0,37 3,6±0,42 >0,05 >0,05 <0,05

Сила кисти, кг Д Исходный Конечный 26,1±0,63 29,4±0,60 <0,05 26,1±0,61 27,0±0,63 >0,05 >0,05 <0,05

Ю Исходный Конечный 43,1±0,73 48,4±0,80 <0,05 42,1±0,81 43,0±0,69 >0,05 >0,05 <0,05

Примечание: здесь и далее р - уровень значимости различий между исходным и конечным результатами в каждой группе; р1 - между контрольной и экспериментальной группами; Д - девушки; Ю - юноши.

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменения физической работоспособности студентов специального отделения за время эксперимента (на примере болезней органов дыхания)

Показатели Пол Уровень Экспериментальная группа, п=125 р Контрольная группа, п=125 р Р1

Время работы со ступенчато задаваемой мощностью и скоростью, мин. Д Исходный Конечный 9,1±0,54 10,9±0,46 <0,05 9,0±0,57 9,1±0,41 >0,05 >0,05 <0,05

Ю Исходный Конечный 10,1±0,66 13,1±0,72 <0,05 10,3±0,71 11,1±0,90 <0,05 >0,05 <0,05

Достигнутая максимальная мощность нагрузки, Вт Д Исходный Конечный 129,1±8,01 166,6±7,34 <0,05 127,0±7,53 127,2±7,25 >0,05 >0,05 <0,05

Ю Исходный Конечный 138,6±9,51 173,2±10,22 <0,05 137,5±8,25 141,4±9,34 >0,05 >0,05 <0,05

Достигнутая ЧСС за время работы, уд/мин Д Исходный Конечный 161,8±3,19 172,2±2,19 <0,05 158,7±2,94 159,2±3,33 >0,05 >0,05 <0,05

Ю Исходный Конечный 166,2±3,43 176,3±4,44 <0,05 165,8±4,73 168,1±4,32 >0,05 >0,05 <0,05

ЧСС на 1 мин. восстановления, уд/мин Д Исходный Конечный 139,8±2,74 131,4±2,52 <0,05 140,0±2,4 138,8±2,7 >0,05 >0,05 <0,05

Ю Исходный Конечный 129,8±2,61 119,2±2,54 <0,05 130,3±2,81 128,8±2,75 >0,05 >0,05 <0,05

Длительность восстановительного периода, мин. Д Исходный Конечный 9,2±0,61 5,5±0,42 <0,05 9,3±0,62 9,2±0,63 >0,05 >0,05 <0,05

Ю Исходный Конечный 7,1±1,21 3,7±1,24 <0,05 7,1±1,26 6,4±1,28 >0,05 >0,05 <0,05

(табл. 4).

Заметно возросла у юношей и девушек экспериментальной группы при выполнении максимальной физической нагрузки ЧСС, соответственно, на 12 и 10%.

Поддержание максимального потребления кислорода при возросшем уровне выполненной работы у студентов экспериментальной группы свидетельствовало о снижении кислородной стоимости работы и более оптимальном расходовании энергетических запасов организма.

В экспериментальной группе, в отличие от контрольной, существенно укоротился восстановительный период после физической нагрузки у девушек -на 40%, у юношей - на 45%.

Анализ результатов проведенного исследования свидетельствует, что в конце эксперимента у студентов контрольной и экспериментальной групп специального отделения наблюдались изменения физической подготовленности (табл. 5).

Наибольший прирост физической подготовленности в экспериментальной группе был достигнут в беге 2000 и 3000 метров, в беге на 100 метров, метании набивного мяча, т.е. по тем показателям, которые в наибольшей степени характеризуют физические качества, необходимые студенту в будущей профессиональной

деятельности специалиста по социальной работе.

По данным спирометрии, у студентов экспериментальной группы в результате использования обоснованных средств физической активности с применением нагрузок повышенной интенсивности выявлено достоверное увеличение показателей вентиляции легких по сравнению с исходными данными и с результатами контрольной группы. Так прирост показателей ЖЕЛ составил 8,4%; ФЖЕЛ - 8,6%, ОФВ! - 10,1%, ОФВ!/ЖЕЛ - 3,4%, МОС25 - 14,5%, МОС50 - 15,1%, МОС75 - 28,6% (табл. 6). Сдвиги показателей в контрольной группе оказались не достоверными.

Таким образом, специально организованная физическая активность, построенная на использовании нагрузок повышенной интенсивности в комплексе со здоровьесберегающими средствами, направлена не только на восстановление здоровья студентов, но и на повышение их физической подготовленности и работоспособности, что имеет важное значение при освоении студентами основной профессиональной программы (табл. 6). Знания и методические умения по использованию средств физической активности для восстановления утраченного здоровья, повышения физической подготовленности и работоспособности позволят студентам влиять на свое здоровье как в процессе профессиональной подготовки, так и в будущей профессиональной деятельности.

Таблица 5

Изменение физической подготовленности студентов специального отделения за время эксперимента (на примере болезней органов дыхания)

Двигательные тесты Пол Уровень Экспериментальная группа, п=125 р Контрольная группа, п=125 р р1

Бег 2000 м, с Д Исходный Конечный 732,0±15,63 627,2±17,64 <0,05 730,1±15,65 718,7±15,14 >0,05 >0,05 <0,05

Ю Исходный Конечный 840,4±23,65 748,1±25,23 <0,05 840,3±22,26 801,4±23,24 >0,05 >0,05 <0,05

Бег 100 м, с Д Исходный Конечный 18,7±0,23 16,2±0,42 <0,05 18,6±0,43 17,6±046 >0,05 >0,05 <0,05

Ю Исходный Конечный 14,4±0,34 13,5±0,46 <0,05 14,5±0,45 14,1±0,47 >0,05 >0,05 <0,05

Прыжок в длину с места, см Д Исходный Конечный 181,0±12,75 189,3±13,14 <0,05 180,0±12,76 183,2±12,93 >0,05 >0,05 <0,05

Ю Исходный Конечный 224,2±15,43 246,3±14,42 <0,05 224,8±13,72 228,1±12,34 >0,05 >0,05 <0,05

Поднимание туловища из положения лежа, раз Д Исходный Конечный 38,0±4,22 50,2±3,63 <0,05 38,2±2,95 40,2±3,16 >0,05 >0,05 <0,05

Подтягивание на перекладине, раз Ю Исходный Конечный 5,3±1,13 12,3±1,54 <0,05 5,6±1,45 6,2±1,34 >0,05 >0,05 <0,05

Метание набивного мяча из-за головы (Д- 1 кг, Ю - 2 кг) Д Исходный Конечный 9,1±1,12 11,5±1,35 <0,05 9,4±1,35 10,3±1,54 >0,05 >0,05 <0,05

Ю Исходный Конечный 11,2±1,43 13,2±1,54 <0,05 11,0±1,23 12,2±1,42 >0,05 >0,05 <0,05

Наклон вперед, см Д Исходный Конечный 8,2±1,22 9,0±1,09 <0,05 8,1±0,89 8,3±1,12 >0,05 >0,05 <0,05

Ю Исходный Конечный 3,4±1,11 5,6±1,24 <0,05 3,4±1,24 3,6±1,18 >0,05 >0,05 <0,05

Таблица 6

Изменения показателей вентиляции функции легких у студентов специального отделения за время эксперимента

Показатели Уровень Экспериментальная группа, п=125 р Контрольная группа, п=125 р р1

ЖЕЛ, л Исходный Конечный 3,9±0,13 4,3±0,14 <0,05 3,8±0,11 3,8±0,12 >0,05 >0,05 <0,05

ФЖЕЛ, л Исходный Конечный 6,9±0,23 7,5±0,25 <0,05 7,0±0,28 6,9±0,19 >0,05 >0,05 <0,05

ПОС, л/с Исходный Конечный 4,2±0,28 4,4±0,27 >0,05 4,2±0,26 4,3±0,22 >0,05 >0,05 >0,05

ОФВ!, л Исходный Конечный 3,4±0,17 3,7±0,13 <0,05 3,3±0,17 3,3±0,15 >0,05 >0,05 <0,05

ОФВ^ЕЛ, % Исходный Конечный 80,3±0,78 83,1±0,93 <0,05 79,2±0,66 79,4±0,68 >0,05 >0,05 <0,05

МОС25, л/с Исходный Конечный 5,9±0,27 6,8±0,33 <0,05 6,0±0,28 5,7±0,37 >0,05 >0,05 <0,05

МОС50, л/с Исходный Конечный 3,9±0,13 4,5±0,24 <0,05 3,7±0,14 3,8±0,16 >0,05 >0,05 <0,05

МОС75, л/с Исходный Конечный 2,1±0,21 2,6±0,19 <0,05 1,9±0,21 1,8±0,18 >0,05 >0,05 <0,05

ЛИТЕРАТУРА

1. Система физической активности и здоровьесбе-режение студентов высших учебных заведений [Текст]/А.В.Лейфа.-Благовещенск: АмГУ, 2004.-260 с.

2. Механизмы компенсации и восстановления функционального состояния дыхательной системы больных хроническими обструктивными болезнями легких в процессе физической реабилитации [Текст]/Н.Н.Вавилова: автореф. дис. ... д-ра мед. на-ук.-Благовещенск, 2002.-32 с.

3. Физическая реабилитация студентов вузов,

имеющих болезни органов дыхания [Текст]/К.Н.Сизоненко, А.В.Лейфа//Современные

технологии реабилитации и спортивной медици-ны:материалы рос. науч. форума РЕАСРОМЕД-2005.-М., 2005.-С.99-101.

4. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» МО РФ: ГНИИ ИТТ «Информатика» [Электронный ресурс].-М., 2000: http://ede.pu.ru/new-gost/progr/fizk.htm

П □ □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.