Научная статья на тему 'Специфика феномена реинкарнации на примере произведения Мо Яня «Устал рождаться и умирать»'

Специфика феномена реинкарнации на примере произведения Мо Яня «Устал рождаться и умирать» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
794
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Буддизм / реинкарнация / Сансара / «Устал рождаться и умирать» / Мо Янь / Buddhism / reincarnation / Samsara / Life and Death Are Wearing Me Out / Mo Yan.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Габдрашитова Регина Ильгизовна

В данной статье рассматривается специфика буддийского феномена реинкарнации на примере просвещения главного героя романа Мо Яня «Устал рождаться и умирать». Перерождение в буддизме объясняется свойственным всем живым организмам чувством желания. Главный герой – землевладелец Симэнь Нао перерождается поэтапно в шесть различных животных и сталкивается с вопиющей несправедливостью, всячески пытаясь изменить свою судьбу. В итоге Симэнь Нао, устав бороться с превратностями судьбы, осознает свою сущность, прощает и смиряется со своей участью. За счет чего герой прерывает круг сансары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE REINCARNATION PHENOMENON ON THE EXAMPLE OF MO YAN'S WORK ‘LIFE AND DEATH ARE WEARING ME OUT’

In this article we will look into the specifics of the Buddhist phenomenon of reincarnation within the life of a main character from the novel 'Life and Death Are Wearing Me Out' by Mo Yan. A notion of rebirth in Buddhism could be explained through the feeling of desire possessed by every living creature. The main character is a landowner named Ximen Nao. One after another he rebirths into six different animals. Ximen Nao faces an appalling injustice while trying to change his destiny. In the end, the main character, to weak to fight, realizes his essence and comes to terms with his fate. Therefore he is able to break the Samsara circle.

Текст научной работы на тему «Специфика феномена реинкарнации на примере произведения Мо Яня «Устал рождаться и умирать»»

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

СПЕЦИФИКА ФЕНОМЕНА РЕИНКАРНАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МО ЯНЯ «УСТАЛ РОЖДАТЬСЯ И УМИРАТЬ»

SPECIFICS OF THE REINCARNATION PHENOMENON ON THE EXAMPLE OF MO YAN'S WORK LIFE AND DEATH ARE WEARING ME OUT'

Габдрашитова Регина Ильгизовна

Студентка кафедры китайского языка Института иностранных языков Московского городского педагогического университета [email protected]

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается специфика буддийского феномена реинкарнации на примере просвещения главного героя романа Мо Яня «Устал рождаться и умирать». Перерождение в буддизме объясняется свойственным всем живым организмам чувством желания. Главный герой - землевладелец Симэнь Нао перерождается поэтапно в шесть различных животных и сталкивается с вопиющей несправедливостью, всячески пытаясь изменить свою судьбу. В итоге Симэнь Нао, устав бороться с превратностями судьбы, осознает свою сущность,, прощает и смиряется со своей участью. За счет чего герой прерывает круг сансары.

Ключевые слова: Буддизм, реинкарнация, Сансара, «Устал рождаться и умирать», Мо Янь.

Для цитирования: Габдрашитова Р. И., Специфика феномена реинкарнации на примере произведения Мо Яня «Устал рождаться и умирать». Современные востоковедческие исследования. 2020; 2(2): 132-137

ABSTRACT

In this article we will look into the specifics of the Buddhist phenomenon of reincarnation within the life of a main character from the novel 'Life and Death Are Wearing Me Out' by Mo Yan. A notion of rebirth in Buddhism could be explained through the feeling of desire possessed by every living creature. The main character is a landowner named Ximen Nao. One after another he rebirths into six different animals. Ximen Nao faces an appalling injustice while trying to change his destiny. In the end, the main character, to weak to fight, realizes his essence and comes to terms with his fate. Therefore he is able to break the Samsara circle.

Keywords and phrases: Buddhism, reincarnation, Samsara, Life and Death Are Wearing Me Out, Mo Yan.

For citation: Gabdrashitova R.I., Specifics of the reincarnation phenomenon on the example of Mo Yan's work 'Life And Death Are Wearing Me Out'. Modern oriental studies. 2020; 2(2): 132-137

СПЕЦИФИКА ФЕНОМЕНА РЕИНКАРНАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ У012 №2 2020

МО ЯНЯ «УСТАЛ РОЖДАТЬСЯ И УМИРАТЬ)) ~я™ч

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ / ГАБДРАШИТОВА Р.И.,/ [email protected] / УДК 82-313.2

ВВЕДЕНИЕ

Буддизм как одно из ведущих религиозных течений впитал в себя множество практик и учении. Одним из важнеиших учении Будды является положение о «Четырех благородных истинах». Данное положение объясняет страдания через своиственное всем живым организмам чувство желания, которое определяет гипотезу перерождения, или реинкарнацию. Реинкарнация как буддистская практика не раз освещалась во множестве литературных источниках.

В качестве подобного литературного источника выступает произведение Мо Яня «Устал рождаться и умирать». Бывшии землевладелец Симэнь Нао, застреленныи односельчанами в ходе аграрнои реформы Китая середины прошлого столетия, перерождается в тела шести животных до тех пор, пока не освободится из круговорота рождении и смертеи, а также всех страдании материального бытия.

МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Другими словами, идея о шести перерождениях в буддизме является главенствующеи в романе «Устал рождаться и умирать». Замысел написания романа зародился у Мо Яня на экскурсии в одном из буддистскии храмов в городе Чэндэ. Где писатель обратил внимание на буддистскии текст, из которого он узнал о Колесе Бытия, являющимся символом буддистского учения о пути к просветлению через непрерывную цепь рождении и переходов из одного существования в другое [9]. Такое колесо в индииских религиозных учениях называется также «Сансара».

Помимо индииских религии, понятие о судьбе, жизни человека представляются во многих культурах. Многие ученые отмечают, что восточное понятие о карме прочно вошло

и в европеискую культуру, «представление о судьбе, как о вращающемся колесе вошло в европеискую культуру в средние века благодаря прецедентному тексту «Утешение философии» Боэция, хотя такое понимание судьбы существовало задолго до появления этого труда римского философа» [Чупрына, 2018, С.122 ].

Известно, что в буддииском учении корень страдания - желание, влечение, привязанность к жизни. Страдания в Сансаре повсеместны. Страдания сопровождают человека в течение всеи его жизни. Человек должен оставить Санса-ру, порождающую страдания, дающую почву для несчастии и прибежищу злу, обрести подлинное счастье [Пахомов, 2016, С. 255]. Карма неразрывно связана с реинкарнацией Несмотря на буддистскую концепцию романа, Мо Янь не очень строго придерживается буддистскои доктрины. Вместо этого концепция Сансары играет роль основы для дальнеишего развития событии и сюжетнои линии в произведении.

События романа происходят на фоне различных культурных и политических изменении, в которые входят такие важные политические и социальные события, как: земельная реформа, политика большого скачка, культурная революция и политика реформ и открытости, все перечисленные политические и социальные потрясения китаиского народа, безусловно, также являются главными темами произведения. Протагонист и главныи герои романа Симэнь Нао проживает свою жизнь в качестве богатого земледельца в деревне Симэньтун, расстрелянного из-за межличностных противоречии между соседями в ходе аграрнои реформы 1947-1952 г.г., Далее герои продолжает свою земную жизнь через поэтапные реинкарнации в осла, вола, свиньи, собаки, обезьяны и, в конечном счете, перерождается

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

в большеголового ребенка. Все шесть реинкарнаций охватывают период с 1950 по 2000 годы, где каждое перерождение длится приблизительно по десять лет. Читатель посредством и через призму глаз животных, прослеживает, как менялся социальныи устрои китаискои деревни, как трансформировались отношения между односельчанами, и как на все вокруг повлияли вышесказанные политические, социальные и культурные преобразования.

Попав в загробное царство к владыке ада Ло-вану, Симэнь Нао не раскаивается в своих грехах: «Нет моей вины, оговор это всё!» [Янь, 2014, С. 9]. Герои отчаянно требует справедливости, подвергаясь множественным пыткам в подземном мире. Жестокость судьбы рождает травму главного героя, которыи в последствии становится одержимым желанием. Уверенныи в своеи правоте Симэнь Нао требует у Ло-вана шанса вернуться обратно в прежнее человеческое тело для восстановления справедливости. Он одержим идееи узнать ответы на свои вопросы. Другими словами, Симэнь Нао желает не простого воскрешения, а отмены события повлекшего изменения в его судьбе и восстановления прошлого порядка. Как утверждает Иц-зюи Хуан [2016], в этом призыве есть что-то глубоко парадоксальное. Поскольку для главного героя, возвращение в прошлое - это есть то самое желанное будущее, на которое он уповает.

Перелистывая страницы романа, у читателя непременно возникает вопрос о справедливости. Как это могло случиться? Как хоро-шии человек в одночасье смог стать преступником? Почему с ним так поступили? Еще более захватывающая проблематика состоит в том, что мертвец Симэнь Нао желает невозможное, он хочет, чтобы было удовлетворено его желание - изменить прошлое. Требование вернуть

мертвеца в прежнее тело противоречит принципам сансары.

Может показаться, что реинкарнации Симэнь Нао не соответствуют его карме. Карма является законом причины и следствия, согласно которому деиствия при жизни человека определяют его дальнеишую судьбу. Сюжет романа сразу начинается с деиствии в загробном царстве. Сведения о деяниях главного героя в роли землевладельца предоставляются самим Симэнь Нао, в достоверность которых читателю остается только поверить.

Изучив концепцию сансары и реинкарнации, становится очевидно, что главныи герои и протагонист романа находится в круговороте сансары, и все, что остается сделать Ло-вану -это отправить его в мир живых в виде домашнего скота в ту же самую родную герою деревню с убившими его односельчанами, чтобы в последствии помочь Симэнь Нао преодолеть его одержимость и желание. Преодоление указанных пороков, освобождение от круговорота перерождении и смертеи в буддизме называется «мокшеи». Мокша (санскр.) - освобождение от круговорота рождении и смертеи, синоним нирваны [1].

Перерождаясь, бывшии землевладелец помнит и свою человеческую жизнь, и жизни животных, в телах которых он пребывает. Однако человеческое «Я» героя и животное «Я» смешиваются, где человеческии разум преобладает на животным, но сущность животного проявляется в мыслях и поступках.

Кажется, что особое, символическое значение реинкарнации героя состоит в том, что независимо от того, в какую форму он перерождается, Симэнь Нао сталкивается с жестокостью судьбы и мучительнои смертью.

СПЕЦИФИКА ФЕНОМЕНА РЕИНКАРНАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ У01..2 №2 2020

МО ЯНЯ «УСТАЛ РОЖДАТЬСЯ И УМИРАТЬ)) ~я™ч

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ / ГАБДРАШИТОВА Р.И.,/ [email protected] / УДК 82-313.2

Переродившись в осла, главный герой, снова столкнувшись с жестокостью односельчан, был растерзан на мясо во время жестокого голода. Как было сказано выше, разум Симэнь Нао уже с первого перерождения был затуманен животным инстинктом осла. Он проявляет желание к самке осла, однако, герои все же слышит и реагирует на окружающии его мир как Симэнь Нао - человек [Leung, 2016, C. 202]. Реинкарнация Симэнь Нао в вола, в свою очередь, представляется однои из самых ключевых. Траектория жизни вола Симэня постепенно отходит от желания мести и справедливости, на их место приходит некоторое большее нравственное духовное понимание. Смиренное принятие своеи смерти быть сожженным заживо на глазах у деревни говорит отчасти о принятии и преодолении страдании. Вол выдерживает истязание в решительном спокоиствии духа, лишь с тихими признаками страдания: «Ты лежал, уткнувшись в землю, глаза плотно зажмурены, земля вокруг в крови: от ударов бичеи открылись раны на щеках. Уткнувшись в землю, ты дышал громко, с одышкои» [Янь, 2014, C. 249]. Сдерживая боль и страдания, в глазах людеи он казался не домашним скотом, а человеком. Наблюдавшим за зрелищем односельчанам стало неловко и даже стыдно: «...и это порождало в душах сомнение, в головах всплывали этические установления древности, сказания о духах и демонах. Может, это человек, обернувшиися волом? Или дух какои-нибудь? Или Будда, терпящии страдания, чтобы наставить заблудших людеи на путь истинныи, чтобы они обрели просветление?» [Янь, 2014, С. 249]. Таким образом, своим поступком вол Симэнь не только изменил представление этих людеи о животных, но и указывает на их жестокость и черствость.

Как упоминалось ранее, Мо Янь представляет буддизм через призму собственного, авторского понимания. Писатель подстраивает концепции реинкарнации и Сансары под себя, ровно также как и сюжетную линию романа. В его понимании, шесть перевоплощении главного героя должны сломать «настоичивость», иными словами, герои должен постигнуть мокшу. Можно сказать, что «Устал рождаться и умирать» - это ода личнои трагедии автора и его собственного желания справедливости. Причина, по которои страдает Симэнь Нао, заключается в нежелании «отпустить». Последовательное перерождение главного героя, переживание прошлои травмы может выступать в качестве попытки справиться с травмои, забыть о прошлых событиях, и тем самым постигнуть вышеупомянутую мокшу, переродившись в большеголового ребенка. Однако вместо того, чтобы справиться с травмои, последовательные реинкарнации полностью уничтожают привязанность героя к изначальному «Я». Симэнь Нао, озабоченныи своеи воображаемои личностью, по началу не в состоянии принять издевательства судьбы, но впоследствии представления о прошлом «Я» исчезают, а понятия индивидуальности главного героя полностью подрываются. С точки зрения первоначального казненного землевладельца, большеголовыи ребенок Симэнь Нао уже не самодостаточная личность.

Очевидно, что самым значительным примером того, как главныи герои проходит личностную трансформацию через реинкарнации является его героическии поступок в обличие свиньи. По сравнению с его прошлыми жизнями, хряк Симэнь (Шестнадцатыи) проявляет исключительную щедрость и нежность. В сцене, где он жертвует собои, ныряя в ледяную воды для спасения детеи, вместе со своим

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

телом, Шестнадцатый жертвует и своими интересами, и надеждои переродиться в Симэнь Нао. Сцена смерти Шестнадцатого значительно отличается от жестоких смертеи Симэнь Нао в других реинкарнациях - будучи расчлененным, съеденным, сожженным, похороненным заживо, и застреленным в предыдущих случаях, здесь главныи герои тонет подо льдом [Huang, 2016, C. 306]. Жертвуя собои ради детеи роднои деревни, Шестнадцать^ подобно принимает свою учесть, свою судьбу. Он становится символом подлинного одобрения, настоящеи образом гармонии и полноценности. Его роднои город, будучи раньше рассадником его травм, практически преобразовался в доброжелательное место, где живут добрые и умные люди. Симэнь Нао прощает их. Он преодолел свое собственное желание и травму, в последующем разорвав круг жестокости. В конечном итоге, круг Санса-ры будет прерван. Проживая жизни собаки, обезьяны, главныи герои перерождается в большеголового ребенка, память которого сохранила все предыдущие жизни и воспоминания человека, когда-то называвшего себя Симэнь Нао.

ВЫВОДЫ

Расселение Исходя из вышесказанного становится понятно, что благодаря реинкарнации человек осуществляет трансформацию личности. На его карму влияют собственные деи-ствие. То есть вырисовывается причинно-следственная связь, заключающаяся в постулате: любые деиствия порождают определенные последствия. Феномен кармы в буддизме чрез-вычаино важен, поскольку именно благодаря карме осуществляется самопознание, осознание своего бытия. Философия показывает, как с помощью самоуничтожения, происходящего по кругу, рано или поздно доходит осознание

своих ошибок, происходит самоусмирение и душа обретает покои. Индииское учение явно отражает влияние происходящих событии, окружающего мира на жизнь человека, его привязанность к бытию. И в то же время выставляет его одержимость и желание пороком, избавившись от которого, можно разорвать круг Сансары, мучении и испытании.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВикиЧтение - Словарь терминов [Электронныи ресурс]. URL: // https:// religion.wikireading.ru/121782 (Дата обращения: 11. 03. 2020).

2. Пахомов С. В. Категория сансары в философии индуистского тантризма // Вестник Русскои христианскои гуманитарнои академии, 2016. С. 253-262.

3. Чупрына О.Г., Баранова К.М., Меркулова М.Г. Судьба как концепт в языке и культуре // Вопросы когнитивнои лингвистики, 2018. №3. С. 120-125.

4. Янь М. Устал рождаться и умирать. СПб. Амфора, 2014. 703 с.

5. Akhavan O. Samsara, Karma, and Self-Enlightenment: A Buddhist Perspective on Mo Yan's Life and Death Are Wearing Me Out // Studies in Literature and Language. Rafsanjan: CSCanada, 2015. № 2. P. 11-18.

6. Huang Y. A Buddhist Perspective: Trauma and Reincarnation in Mo Yan's "Life and Death Are Wearing Me Out" // Modern Chinese Literature and Culture, 2016. №2. P. 285-312.

7. Leung L. Contemporary Chinese Fiction Writers: Biography, Bibliography, and Critical Assessment. New York: Routledge, 2016. 410 с.

8. Wang J. Chapter Title: Religious Elements in

СПЕЦИФИКА ФЕНОМЕНА РЕИНКАРНАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ V0L.2 №2 2020

МО ЯНЯ «УСТАЛ РОЖДАТЬСЯ И УМИРАТЬ)) ~я™ч

молодые ученые / гАБдрдшитовА р.и.,/ [email protected] / удк 82-313.2

Mo Yan's and Yan Lianke's Works. / Wang J. // Mo Yan in Context: Nobel Laureate and Global Storyteller - West Lafayette: Purdue University Press, 2014. P. 139-152.

9. WUYS - If:

[Электронныи ресурс] URL: // http:// www.wuys.com/news/article_show.asp? articleid=35929 (Дата обращения: 10. 03. 2020).

BIBLIIOGRAPHIC REFERENCES

1. Wikireading - Slovar' terminov [Vocabulary of terms] Available at: https:// religion.wikireading.ru/121782 (Accessed: 11th March 2020).

2. Pahomov, S.V. (2016) Kategoria sansary v filisofii induistckogo tantarizma [Samsara Category in Hindu Tantrism Philosophy]. Vestnik russkoi hristianskoi gumanitarnoi akademii. pp.253-262

3. Chupryna, O.G., Baranova, K.M., Merkulova, M.G. (2018) Sud'ba kak contsept v yazyke b kul'ture [Fate as a Concept in Language and Culture]. Voprosy kognitivnoi lingvistiki. Ser. 3. pp.120-125

4. Yan, M. (2014) Ustal rozhdat'sya i umirat' [Life And Death Are Wearing Me Out]. St.Petersburg, Russia: Amphora publishers. 703p.

5. Akhavan O. (2015) 'Samsara, Karma, and Self -Enlightenment: A Buddhist Perspective on Mo Yan's Life and Death Are Wearing Me Out ', Studies in Literature and Language, 10(2), pp. 11-18.

6. Huang Y. (2016) 'A Buddhist Perspective: Trauma and Reincarnation in Mo Yan's 'Life and Death Are Wearing Me Out' ', Modern Chinese Literature and Culture, 28(2), pp. 285-312 .

7. Leung L. (2016) Contemporary Chinese Fiction

Writers: Biography, Bibliography, and Critical Assessment, New York: Routledge. 410 p.

8. Wang J (2014) 'Religious Elements in Mo Yan's and Yan Lianke's Works', in Duran A., Huang Y. (ed.) Mo Yan in Context: Nobel Laureate and Global Storyteller. West Lafayette: Purdue University Press , pp. 139-152.

9. (2012)

Available at: http://www.wuys.com/ news/article_show.asp? articleid=35929 (Accessed: 10th March).

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Gabdrashitova Regina Ilgizovna, student Department of Chinese language of the Institute of foreign languages Moscow City University [email protected] Scientific leader:

Malykh Oksana Andreevna, PhD, senior lecturer Department of Chinese language of the Institute of foreign languages Moscow City University [email protected]

Принята к публикации: 10.04.2020 Submission Date: 2020.04.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.