Человек и общество1
Будда о добродетели
В. А. ВАСИЛЬЕВ доктор философских наук, профессор
Злое и вредное делать легко.
Добродетельное и полезное -в высшей степени трудно.
Торопись совершать благое, от зла удерживай свой ум.
Будда
Буддизм возник в У1-У вв. до н. э. в Индии, в одной из древнейших цивилизаций, которая уже в III тысячелетии до н. э. обладала самобытной культурой. Древнеиндийские мастера изготавливали гончарные и ювелирные изделия. Уникальными были системы водоснабжения, строительства кирпичных зданий. Высокий уровень труда оказывал влияние на развитие наук: медицину, математику, геометрию. Астрономы вычисляли движение небесных тел, был составлен годовой календарь. Письменность, насчитывающая сотни пиктографов (рисунки, несущие в себе определенное содержание), позволила сохранить уникальные творения. Среди них важное место принадлежит древнейшим текстам Ведам (знание), создание которых относится к периоду разложения родового строя. В Ведах содержатся мифологические и философские концепции относительно сотворения мира, религиозные тексты брахманов, ритуальные правила молитв и жертвоприношений, нравственные нормы человеческих взаимоотношений.
Большое влияние на становление буддизма оказало главенствовавшее в тот период религиозное учение брахманов, согласно которому первоосновой всего природного и социального бытия признается безличная духовная сущность - Брахман. Все ею созданное постепенно разрушается и возвращается в ее лоно. Душа человека («атман») является частицей этой
мировой души. Существует круговорот перевоплощений («сансара»). Идея сансары, или реинкарнации, характерна для многих национальных культур. С ней связан закон воздаяния («карма»). Он определяет будущее рождение и дальнейшее перевоплощение души в зависимости от того, добрые или дурные поступки совершал человек. Жизненные страдания суть следствие нравственного несовершенства предыдущей жизни. Обращая внимание на свою духовность, идя по пути добродетели или порока, можно в дальнейшем родиться в образе человека, который будет занимать более высокое социальное положение, или воплотиться в животное. Преодоление бесконечной цепи перерождений называется «мокша». При ее достижении человеческая душа достигает «нирваны» и соединяется с мировой душой.
На формирование буддизма также оказали влияние идеи, изложенные в древнем труде «Араньяки» относительно образа жизни отшельников. Отшельничество было распространенным движением в Индии. Люди удалялись от повседневной суеты в поисках познания своего назначения в этом мире. Они подвергали свое тело суровым испытаниям, всецело отдавались идее освобождения души от всего чувственно-земного в надежде очистить ее для более благоприятного перевоплощения в новой жизни.
В данной социокультурной среде формировалось нравственное учение, впоследствии ставшее религиозным - буддизм. Его основатель - Сиддхартха Гаутама, сын правителя народа сакья в северо-восточной Индии (в настоящее время Непал). Гласит предание: мать Сиддхартхи увидела сон, в котором ей предсказали, что ее ребенок будет или великим правителем или отшельником. Отец подготавливал сына к наследованию трона, окружил его заботой, роскошью, старался оградить от тягот жизни за пределами дворца. Но однажды во время прогулки принцу повстречался изможденный, покрытый язвами человек. И на вопрос, что могло приключиться с этим несчастным, ему ответили, что болезни подвержен каждый из живущих, что подобное может случиться и с ним самим. Через некоторое время принцу попадается седой, сгорбленный, опирающийся на палку человек. На вопрос,
что могло произойти с ним, принцу ответили, что это немощный старик. Подобная участь ожидает каждого из нас. В следующий раз, находясь на прогулке, принц видит новое зрелище: несут какое-то бездыханное тело. И на вопрос, что произошло с этим несчастным, куда его несут, ему ответили, что еще вчера этот человек радовался жизни, а сегодня - это мертвец, душа которого покинула нашу землю. Таков удел всех людей.
От увиденного и пережитого принц не мог найти утешения. Он осознал суетность всех забав, преходящий характер земных радостей. Раздумья о зле, которое всегда подстерегает человека, не давали ему покоя. Его поразило, что люди не хотят болеть, но болеют. Не хотят умирать, но умирают. Человек не может влиять на свою судьбу, смиренно принимает страдания как нечто естественное. Как возможно прекратить череду перевоплощений, а вместе с ними и страданий?
Первым шагом на пути получения ответов на волновавшие принца вопросы послужила встреча с монахом, который добровольно отказался от спокойной и беззаботной жизни и в отшельничестве нашел душевное успокоение. Гаутама покидает семью, порывает все связи с прежним светским укладом. Встав на путь отшельника, он присоединяется к странствующим искателям мудрости в надежде найти средства освобождения от болезни, старости, смерти, познать путь прекращения страданий.
Гаутама упорно подвергал свое изнеженное тело большим физическим нагрузкам, до минимума сократил прием пищи. Он усмирял свою плоть, надеясь подобными действиями научиться сдерживать свои чувства, ограничивать желания. В течение шести лет Гаутама шел по пути аскета. Однако голод, истязание плоти подрывали его здоровье. Путь физического насилия над телом не приводил к познанию истины. Пришло осознание того факта, что ни прежняя беззаботная жизнь, связанная с удовлетворением любых желаний, ни чрезмерное самоистязание не в состоянии принести удовлетворения. Это такие крайности, которых человек должен избегать.
Гаутама приступил к использованию техники медитации. Он научился погружаться в свой духовный мир. Однажды, сев под большое дерево джамбу в позу для медитации и погрузившись в свое сознание, он принял решение не сходить с места до тех пор, пока не уяснит сущность жизни, возможность ее изменения. Перед его внутренним взором прошла череда собственных перевоплощений. Согласно легендам он перерождался в общей сложности 550 раз. Из них 83 раза был святым, 58 - царем, 24 - монахом, 18 -обезьяной, 13 - торговцем, 12 - курицей, 8 - гусем, 6 - слоном. Перерождался в образах рыбы, крысы, лягушки, зайца, кузнеца, плотника и т.п. Перевоплощения совершались до тех пор, пока не пришло время ему закончить земную жизнь, достигнув нирваны. Для Сиддхартхи открылись прошлая, настоящая и будущая жизнь и высшая истина бытия. Он разгадал тайну страданий и нашел средства избавления от них. С этой минуты он стал «просветленным», т.е. постигшим правильный жизненный путь, и стал именоваться Буддой1.
После долгих раздумий, испытывая чувство сострадания ко всему живому, Гаутама решил поделиться с людьми своими знаниями и избавить род человеческий от заблуждений. Он стал вести жизнь странствующего проповедника, распространять открывшиеся ему законы бытия. В отличие от учения брахманов, согласно которому представители не всех варн (сословий) могли надеяться на достижение сансары и соединение с мировой душой, буддизм отстаивал положение о равенстве всех людей в «страдании» и в праве на «спасение». В жесткой системе сословно-кастового деления у представителей беднейших слоев появлялась надежда не только возродиться в будущей жизни в более благоприятных социальных условиях, но и путем соблюдения нравственных норм поведения достигнуть нирваны. Беседы Будды, в отличие от эзотерического характера учения брахманов, облекались в доступную для понимания людей низшего звания форму. Это
1 До Гаутамы насчитывалось около сотни будд. К этому званию причисляли людей, которых считали обладателями особой мудрости и добродетели.
способствовало росту популярности буддизма, привлекало все новых и новых сторонников, поверивших Учителю2.
До наших дней дошли основные положения учения Будды, получившие на санскрите название «Дхармапада», на пали - «Дхаммапада» . Здесь изложены открытые им четыре «благородные истины»: о страдании, о причине страдания, о возможности уничтожения причины страдания, о пути, ведущем к полному прекращению страданий. Познав эти истины и следуя по пути добродетели, каждый человек имеет возможность освободиться от страданий и дальнейших перерождений.
Первая истина говорит о том, что жизнь полна страданий. Они сопровождают нас повсюду: болезни, старость, смерть. Человек подвергается не только физической боли, но и душевным переживаниям о прошлом, настоящем и будущем. Чего бы мы не достигли в жизни, все оказывается недолговечным, в полной мере неосуществимым. Достижение наслаждений, желаний предстает как кратковременное удовольствие, страх превращает радость в скорбь. Мир полон драматизма и трагизма, земных благ и разочарований, скорби и страданий. «Из приятного рождается печаль, из приятного рождается страх; у того, кто освободился от приятного, нет печали ...» (Дхаммапада, с. 103).
Вторая истина гласит: нет беспричинных явлений. Страдания, болезни, смерть имеют причины. Человек - часть мироздания, состоящая из мельчайших и неуничтожимых элементов - «дхамм» («дхарм» на санскрите). Все существующее, включая и человека, рождается, живет и умирает в силу того, что распадается составляющая их система элементов. В результате
Буддизм подразделился на различные школы. Самые известные из них - это хинаяна (Цейлон, Бирма и др.), претендующая на наибольшую ортодоксальность и верность учению Будды, и махаяна (Тибет, Китай, Япония и др.). Обширная литература этих школ написана соответственно на пали и на санскрите.
3 Название этого философско-нравственного, художественного произведения состоит из двух слов: «дхамма» и «пада». «Дхамма» имеет много значений: «добродетель», «закон», «учение», «элемент» и др. «Пада» переводится как «путь», «основа», «слово», «причина» и др. «Дхаммапада» определяется (объясняется) как «Путь добродетели», «Основа добродетели», «Моральный долг», «Стихи о добродетели», «Слово о добродетели», «Основа нравственного закона» и др. (см.: Дхаммапада / Пер. с пали, введение и комментарии В.Н. Топорова. СПб., 1993, с. 34).
разрушения одних существ возникают новые образования. Без рождения нет смерти. Бесконечный цикл перерождений выступает необходимостью бытия. Причинная связь, ведущая к постоянным изменениям, называется «колесом жизни» («колесом бытия», «кругом сансары», «круговоротом перерождений»). Всё живое замкнуто внутри «колеса» и не может вырваться за его пределы.
«Колесо жизни» - это мировоззренческая конструкция, имеющая в буддизме и наглядное изображение. «Колесо» находится в лапах ненасытного чудовища, которое осуществляет постоянный контроль над деятельностью всех, кто подвержен сансаре и символизирует неудовлетворенность желаний и неизбежность расплаты за них. В центральном круге «колеса» изображаются петух, свинья и змея. Они образуют кольцо: хвост одного держит во рту другой. Это главные силы зла (страсть, ненависть, заблуждение), не позволяющие выйти за рамки замкнутого цикла перерождений. В пределах другого круга находятся миры богов, людей, животных, ненасытных духов (преты). Обитатели различных миров заняты своими повседневными заботами: боги невозмутимо сидят на лотосах, грешники мучаются в аду, преты никак не могут насытиться, животные резвятся, грызутся, люди едят, пьют, рожают, болеют и умирают. Одни возвращаются в материнское лоно и снова возрождаются людьми, делающие зло попадают в преисподнюю, добродетельные — на небо, лишенные желаний достигают нирваны (см. там же, с. 85).
Все живое бесконечно перерождается, переходит из одного мира бытия в другой. Даже боги не властны над чувственными желаниями и могут совершать непродуманные поступки, а следовательно, подчинены закону кармы и в последующем перерождении вполне могут явиться в облике животного, человека или бога. Наиболее благоприятную возможность достичь просветления и прекращения сансары имеет человек, если он соблюдает указанный буддизмом нравственный путь.
Во внешнем круге в виде определенных сюжетов демонстрируется причинная зависимость потока перерождений. Так, слепой, неспособный различить дорогу, означает неведение, затемняющее сознание, делающее неизбежным новые перерождения; если человек лепит глиняный горшок, придавая ему необходимую форму, то это означает совокупность его деяний в прошлой жизни, которые предопределяют ее последующий облик; обезьяна, срывающая плоды, означает, что сознание человека еще находится в зачаточном состоянии; если человек плывет в лодке по безбрежному морю, то это означает, что органы чувств еще не определились; дом с закрытыми окнами и дверями означает, что органы чувств уже оформились, но пока не пробудились; слившиеся в объятиях мужчина и женщина означают соприкосновение и пробуждение сознания и органов чувств; человек, в глаз которого попала стрела, означает приятные и неприятные чувства, которые испытывает ребенок; юноша с чашей вина означает требование удовлетворения проснувшихся в нем желаний; человек, рвущий с дерева плоды, указывает на его устремленность в жизни; беременная женщина означает, что данный отрезок жизни достиг завершения, в нем заложен переход к будущей жизни; рожающая женщина означает появление нового звена в цепи перерождений; старик, бредущий с мешком на спине, означает старость и смерть, итог жизненных деяний.
«Колесо жизни» содержит различные звенья причинной зависимости. Так, страдание, горе, отчаяние обусловлены рождением, возникают из жажды жизни и неумеренности желаний, из-за привязанности к земным ценностям. Привязанность, в свою очередь, есть следствие желания обладать вещами, их чувственным восприятием. Органы познания - результат периода зарождения организма, т.е. при зачатии в организм человека входит сознание. Первоначальное сознание - следствие прошлой жизни. Поэтому оно впитало и несет в себе ранее накопленные впечатления, которые являются результатом неведения истины. Человек вновь рождается, стареет, страдает и
вращается в круге перерождения до тех пор, пока находится в состоянии невежества.
Напоминая ученикам о непостоянстве земной жизни, Будда отмечал, что сложное должно распасться, родившееся -умереть. Явления исчезают одно за другим. Прошедшее, настоящее и будущее уничтожаются, все преходяще, над всем закон разрушения. Быстрая река течет и не возвращается, солнце безостановочно совершает свой путь, человек переходит из предшествовавшей жизни в настоящую, и никакие силы не в состоянии возвратить его прошедшую жизнь. Жизнь то же, что созревший плод, готовый упасть при первом порыве ветра; каждое мгновение мы должны опасаться, что течение ее прекратится, но и смерть не освобождает человека от мира страданий и постепенного изменения. Он вновь возрождается к новой жизни и вновь умирает, и так вечно вращается «колесо бытия» перерождений, и от этого круговорота есть одно только прибежище -достижение нирваны.
Третья истина - о прекращении страданий - связана со второй: несчастья зависят от жизненных условий. Следовательно, есть возможность освобождения от земных оков. Решение этой истины предполагает самосовершенствование человека, достижение им мудрости, т.е. познания четырех истин и добродетели и следования этим истинам. Человека, обладающего мудростью и добродетелью, называют архатом, т.е. достигшим, как и Будда, просветления и нирваны. Что понимается в буддизме под понятием «нирвана» («угасание»)? Нирвана не уничтожение, а угасание эмоциональной активности человека. С точки зрения буддизма, состояние нирваны двойственно. С одной стороны, это гарантия от дальнейшего перерождения, условия которого уничтожены. С другой - нирвана означает, что достигший этого состояния архат наслаждается покоем даже в этой жизни. Он преодолел заблуждения, ненависть, страсти, избавлен от страданий.
Будда не поддерживал учение брахманов о бессмертной душе, поскольку это противоречило закону всеобщей изменчивости. Все в мироздании состоит из «дхамм», и все в итоге распадается. Но буддизм придерживался положения брахманов о карме. Круговорот бытия определяет карму и последующее перерождение, символизирует взаимосвязь прошлой, настоящей и будущей жизни. Буддизм усиливает эти положения, обращая особое внимание на нравственную сторону причин перерождения. Наше настоящее несет в себе характерные черты прошлой жизни и, в свою очередь, закладывает основы будущего перерождения. То, что мы представляем собой сегодня, происходит из наших вчерашних мыслей и деяний, поэтому причина страданий может быть найдена в предыдущей жизни и в ее плохой карме. В свою очередь, наша сегодняшняя жизнь влияет на то, какой она будет впоследствии. Мы творим нашу жизнь сами, сообразно следованию добродетели или пороку. Закон воздаяния невозможно обойти. Строгая постоянная справедливость царствует в мире повсюду, отмечал Будда. Каждое дело приносит свой плод, и ничто не может спасти человека от последствий его поступков. Ни в отдалении неизмеримого пространства, ни в пучине моря, ни в глубине горных пропастей не найдешь ты места, где бы мог избегнуть последствий своих поступков.
Будда отказывался отвечать на вопрос: куда девается просветленное сознание после достижения нирваны и прекращения перерождения? Это, с его точки зрения, такая же неразрешимая метафизическая проблема, как, например, конечен или бесконечен мир, есть у него начало или нет, и т.п. Будда образно сравнивал сознание с пламенем свечи, которое угасает, поскольку прекращается процесс горения. А куда девается пламя свечи, когда горение заканчивается, т.е. прекращается процесс сансары, никто не знает.
Четвертая истина - о пути к освобождению от страданий и достижения нирваны. Этот путь состоит из восьми ступеней, или нравственных норм, и носит название «восьмеричного благородного пути», на котором
приобретаются восемь добродетелей. Вот эти восемь ступеней достижения добродетели.
Правильные взгляды или правильные суждения относительно жизни, понимание ее как удела страданий, скорби. Заблуждение о мире является главной причиной зла. Следовательно, для нравственного совершенствования необходимы в первую очередь истинные знания, т.е. знания четырех благородных истин. Они помогут найти правильный путь к нирване.
Правильная решимость состоит в том, чтобы преобразовать жизнь в соответствии с названными истинами. Стремящийся к самосовершенствованию должен освобождаться от пагубных страстей, проявлять сочувствие ко всем живым существам.
Правильная речь - это наш контроль над тем, что и как мы высказываем. Правильная речь удерживает нас от лжи и клеветы. Она должна быть бесхитростной, сеять не вражду и раздор, а дружественные отношения между людьми. Правильная речь отдает предпочтение благородному молчанию, а не праздным и ненужным разговорам.
Правильное поведение выступает синтезом утвердившихся у нас взглядов, решимости. Требует соблюдения предписанных нравственных норм. Правильные поступки обеспечивают миролюбивое и гармоничное поведение, не причиняющее зло другим людям.
Правильный образ жизни предписывает человеку зарабатывать на жизнь честным путем, не наносить материальный ущерб другим людям, не воровать. Не жить за счет ущемления интересов близких, а трудиться в соответствии с добродетелью.
Правильное усилие состоит в постоянном нравственном самосовершенствовании. Это активное противостояние вредным привычкам, дурным мыслям, низменным страстям, от которых нам трудно бывает избавиться. Поистине, смирение самого себя - самое трудное дело. В нас происходит постоянная борьба между чувственными влечениями, желаниями
и разумом, который стремится руководствоваться благородными идеями, чтобы не ошибиться идя по пути спасения. Правильное усилие помогает предупредить возникновение зла, совершенствовать правильное состояние ума.
Правильное направление мысли напоминает, что вещи по своей природе преходящи. Наши ложные идеи о теле, чувственном наслаждении пустили слишком глубокие корни, а поведение основывается на этих ложных понятиях. Поэтому трудно бывает преодолеть чувство привязанности к вещам, и мы сожалеем по поводу их утраты. Необходимо освободить нашу зависимость от всего того, что непостоянно. Правильная мысль направлена на познание того предмета, который воспринимается в данный момент. Поэтому любое действие, имеющее нравственную направленность, всегда конкретно. Невежды, глупые не понимают этого положения, учил Будда своих учеников. Они привержены легкомыслию. Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждения, поскольку лишь серьёзный и вдумчивый достигает великого счастья, ибо его мысль сосредоточена на поиске истины.
Правильное сосредоточение связано с отрешением от всего материального и чувственного. Наступает освобождение от ощущения телесности, радость внутреннего покоя, невозмутимого размышления. Достигается желанная цель - прекращение всякого страдания. На этой стадии идущий по пути нравственного обновления достигает состояния нирваны. Наступает совершенная мудрость и совершенная праведность. Мудрость и добродетель неотделимы друг от друга. Нравственные поступки основаны на размышлении разума, а совершенствование познания предполагает следование по пути добродетели.
В результате продвижения по пути просветления, восхождения по восьми нравственным ступеням человек укореняет в своей духовности нравственные основы и следует таким добродетелям, как благородство, почтительность, искренность, самоуглубленность, хладнокровие, способность к состраданию. Достижение добродетели требует освободиться
от «цепей», которые приковывают нас к земной жизни, к колесу новых рождений. Ими являются: заблуждения или самообман относительно своей неповторимой индивидуальности и бессмертия души; сомнения в том, что есть путь прекращения сансары; вера в ложные обряды и церемонии, которые якобы могут привести к спасению; чувственные страсти и желания; ненависть и недоброжелательство по отношению ко всему живому; привязанность к миру форм (к земному существованию); привязанность к миру, лишенному форм (желание небесной жизни); гордыня; высокомерие; невежество, страх, гнев (см. там же, с. 154).
Проповедуя нравственный путь достижения окончания перерождения, Будда утверждал, что легко жить тому, кто нахален, как ворона, дерзок, навязчив, безрассуден, испорчен. Намного труднее жить тому, кто скромен, беспристрастен, хладнокровен, чья жизнь чиста. Но именно исполненного добродетели и проницательности, говорящего правду, исполняющего свой долг считает народ приятным и мудрым. Если кто из вас увидит мудреца, указывающего ваши недостатки и упрекающего за них, следуйте за ним, как за сокровищем. Пусть он советует, поучает и удерживает от зла. Он привержен добродетели и не допустит не только злого поступка, но и умысла. Пусть никто не соединяется с плохими друзьями, пусть никто не соединяется с низкими людьми. Привяжитесь к хорошим друзьям, к благородным людям. Если даже человек сделал добро, пусть он делает его снова и снова, пусть строит на нём свои намерения. Накопление добра — радостно (см. там же, с. 75, 83).
Будда изложил возможность постижения «благородных истин» опираясь не только на достигнутое им понимание бытия, но и на свой жизненный опыт. Этот «срединный путь» пролегает между двумя часто подстерегающими нас крайностями, которых следует избегать. Один путь -это привязанность к чувственным удовольствиям, не позволяющая вести целомудренный образ жизни, покончить со страданиями, достичь нирваны. Другой путь - приверженность аскетизму, что бессмысленно и доставляет
страдания. Следует находиться на равном удалении от обеих крайностей, что означает придерживаться «срединного пути». Только он ведет к спокойствию, презрению к миру, уклонению от страстей, прекращению страданий, достижению просвещения и нирваны.
Итак, с точки зрения буддизма, жизнь есть зло. Любое перерождение влечет за собой новые страдания, которые можно преодолеть познав «благородные истины» и следуя по пути добродетели. Буддизм внушает возможность осознать заложенную в каждом человеке духовность и достигнуть нравственного самосовершенствования. Характерной особенностью буддизма является его нравственно-практическая направленность. Провозглашенные Буддой нравственные принципы связаны с повседневными нормами человеческих отношений, стали образом жизни народов, принявших его учение. Превратившись в одну из мировых религий (наряду с христианством и исламом), буддизм оказывает значительное влияние не только на восточную, но и на западную культуру.