Научная статья на тему 'Специфика этноконфессиональных взаимодействий в приграничном городе'

Специфика этноконфессиональных взаимодействий в приграничном городе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полиэтничность / поликонфессиональность / культурные взаимодействия / этнические взаимодействия / конфессиональные отношения / толерантность / polyethnicity / polyconfessionality / cultural interactions / ethnic interactions / confessional relations / tolerance

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трофимова Г.П.

В статье представлены некоторые результаты исследований состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в городе Орске, находящемся в приграничной зоне. Исследования проводились регулярно с 2018 года. В статье отражены основные проблемы, на которых было построено исследование и их динамика за 2019-2021 годы. Выборочная совокупность респондентов составляла 250-300 человек. Особое внимание уделялось состоянию межэтнических и межконфессиональных настроений молодежи, наиболее подверженной националистическим и экстремистским влияниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Трофимова Г.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specificity of ethno-confessional interactions in the border city

The article presents some results of research on the state of interethnic and interfaith relations in the city of Orsk, located in the border zone. Research has been carried out regularly since 2018. The article reflects the main problems on which the study was built and their dynamics for 2019-2021. The sample of respondents was 250-300 people. Particular attention was paid to the state of inter-ethnic and inter-confessional moods of young people, the most susceptible to nationalist and extremist influences.

Текст научной работы на тему «Специфика этноконфессиональных взаимодействий в приграничном городе»

Этнография, этнология и антропология

Ethnography, ethnology and anthropology

Трофимова Г.П.

Кандидат культурологии, доцент, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ.

Специфика этноконфессиональных взаимодействий в приграничном городе*

Культурные взаимодействия, без сомнения, выступают основной формой существования и развития любой культуры. Однако формы взаимодействия могут быть различными и могут выражаться как передача определенной информации одной культуры к другой, а могут быть межкультурным диалогом, совместным действием, в котором безусловно признание самобытности и индивидуальности каждой. Представляется, что именно диалог - наиболее оптимальная форма межкультурной коммуникации, позволяющая и раскрыть внутренний потенциал каждой культуры, и достигнуть их взаимопонимания. «Культура способна жить и развиваться (как культура) только на грани культур, в одновременности, в диалоге с другими целостными, замкнутыми на себя - на выход за свои пределы - культурами. Каждая культура есть некий «двуликий Янус». Ее лицо столь же напряженно обращено к иной культуре, к своему бытию в иных мирах, сколь и внутрь, в глубь себя, в стремление изменить и дополнить свое бытие» [1, 283-310]. Понятие «межкультурная коммуникация», введенное в научный оборот в конце ХХ века, становится еще более актуальным в реалиях сегодняшнего мира, а проблема межкультурной коммуникации выходит на уровень прикладного значения и, как общественный феномен вызвана практическими потребностями. Неизбежность коммуникации уже давно стала очевидной в различных сферах социальных отношений, особенно в межнациональных и межконфессиональных, и это

© Трофимова Г.П., 2022.

особенно актуализирует проблему культурных различий и сохранения культурной самобытности. Этноконфессиональные коммуникации, во многом, обуславливают специфику социокультурных взаимодействий и национальной политики государства.

В процессе многообразных контактов представители разных сообществ оказываются перед фактом множественных существенных культурных отличий (нормы, образцы поведения, язык, быт, восприятие мира в целом), и, зачастую оценивают эти отличия через призму своей культуры, через устойчивые стереотипы. Следствием этого может быть неправильное представление о типических чертах характера представителей иной культуры. Формирование этнокультурных стереотипов - явление объективно неизбежное, в них концентрируется социально-исторический опыт, повседневная жизнь и традиции, вероисповедание и религиозные ценности. Стереотипы становятся своеобразной моделью привычных знаний, оценочных суждений и привычных действий. В массовом сознании это может выражаться в нарастании интолерантности, неприязненном отношении представителей одних культур к другим.

Представляется уместным сослаться на результаты социологического мониторинга «Этноконфессиональные отношения и угрозы экстремизма и терроризма в приграничном городе Орске» [3, 24], проводимого на протяжении нескольких лет. В рамках выборочной совокупности были получены следующие повторяющиеся данные:

Национальности, вызывающие недоброжелательное отношение. 2019 год.

Национальность Массив

Азербайджанцы 10%

Цыгане 31 %

Чеченцы 17%

Национальности, вызывающие недоброжелательное отношение. 2020 год.

Национальность Массив

Азербайджанцы 12%

Цыгане 28 %

Чеченцы 10%

Национальности, вызывающие недоброжелательное отношение. 2021 год.

национальность Массив

Азербайджанцы 32%

Казахи 15%

Русские 16,3%

Необходимо отметить, что те национальности, которые вызывали неприязнь в предыдущие годы, по результатам последнего опроса почти не фигурируют (на цыган указали лишь 8% опрошенных, на чеченцев 0%). При этом, можно заметить появившуюся некоторую неприязнь в отношениях между русскими и казахами. Но, как выяснилось, основными причинами напряженности явились неуважительное отношение со стороны приезжих (в г. Орск переехало довольно много людей казахской национальности из районов Восточного Оренбуржья), несоблюдение норм поведения и санитарных норм, ухудшение ситуации в социальной сфере. Причиной же сохраняющейся и даже усилившейся неприязни к азербайджанцам по результатам опроса 2021 года стала трагедия с отравлением орчан и жителей соседних районов суррогатным алкоголем (по результатам следственных действий стало известно, что изготовлением и торговлей занимались именно азербайджанцы).

Впрочем, на наш взгляд, в целом, факт этнокультурной симпатии/антипатии вряд ли говорит о склонности респондентов к дружбе или враждебности по отношению к людям других национальностей. Скорее, это эмоциональное восприятие, которое может свидетельствовать о склонности к оценочным суждениям о представителях тех или иных национальностей и культур, и о распространённости определённых стереотипов об отдельных этносах. Стереотипы, как известно, являются неотъемлемым элементом любой культуры и определяют психологию и поведение людей, влияют на их сознание и социокультурные коммуникации. В основе стереотипов могут быть упрощенные образы, составленные из каких-то особенностей внешности, обобщенных черт характера и поведения. Многие стереотипы усваиваются генетически в процессе вхождения индивида в пространство своей культуры, в процессе общения с другими. Если часто слышать о том, что все цыгане владеют гипнозом и всегда обманывают, поэтому нельзя смотреть им в глаза; или о том, что все чеченцы и азербайджанцы-экстремисты и террористы, то в сознании человека непременно сформируется стереотип, который может стать препятствием в этнокультурном общении. Способствовать формированию стереотипов могут и средства массовой информации, и, даже, иногда научные и фило-

софские изыскания и идеи, задающие культуре и ее носителям определенные роли (например, идея мессианской роли русского народа, или идея избранности еврейского народа). Стереотипы могут зачастую стать препятствием в межкультурном общении, поэтому необходимо формировать представление об особенностях чужой культуры и, по возможности, избегать оценочных суждений.

Проблема этноконфессиональных отношений в силу изначальной по-лиэтничности социокультурного пространства России была актуальной всегда. Совершенно очевидно, что в настоящее время эта проблема приобретает особую остроту. В современных условиях кризиса, когда увеличивается конкуренция на рынке труда, усиливается приток мигрантов - представителей разных этносов и религиозных верований, когда террористические организации ведут работу по вербовке и учащаются террористические акты, становится особенно необходимой выработка концептуальных подходов, способствующих поддержанию межнационального согласия в обществе. Город Орск, как и все Оренбуржье, является полиэт-ничным и поликонфессиональным городом, на территории Оренбургского края проживают представители более 120 этносов, поэтому процессы взаимодействия и общения в его пространстве имеют специфический характер. Одним из приоритетных направлений деятельность местных органов власти, общественных организаций, социальных институтов (семья, образовательные учреждения) является формирование культуры этнического и религиозного согласия, которое является важнейшим показателем уровня толерантности и готовности к взаимодействиям в деловой и повседневной сферах общения. Этническое и религиозное согласие, в первую очередь, дает возможность предотвращать проявления экстремизма, террористические действия и регулировать противоречивые ситуации в диалоговой форме. Решению этой задачи способствуют также и регулярные социологические исследования, дающие актуальные сведения о состоянии указанных отношений, тенденциях и перспективах их развития. Такие исследования проводились и проводятся в городе регулярно. Целью их было и есть выявление явных и неявных национальных и религиозных противоречий, которые могли бы перерасти в открытые и опасные конфликты. Индикаторами измерения этноконфессионального согласия являются: оценка межнациональных отношений горожан; наличие или отсутствие чувства враждебности к людям других национальностей; наличие или отсутствие враждебного отношения к представителям других религиозных конфессий.

Эти исследования показали интересные результаты, свидетельствующие о том, что город Орск с точки зрения межнациональных отношений является относительно спокойным и открытых проявлений национализма не наблюдается.

Таблица 1. Оценка состояния межнациональных отношений в городе Орске в 2020 году (%).

ел

Массив Пол Возраст Образование

Муж Жен 18-29 30-49 50-59 60 и > Нач. Ср./ср.спец Высш.

Отношения доброжелательные, спокойные 54 34 39 38 48 68 59 38 46 41

Внешне спокойные, но внутреннее напряжение существует 32 52 44 51 40 27 34 35 31 54

Отношения напряженные, на грани открытых столкновений 5 8 5 9 1 0 1 8 9 2

Затрудняюсь ответить 9 6 11 2 11 5 6 19 14 3

Таблица 2. Оценка состояния межнациональных отношений в городе Орске в 2021 году (%).

Мас- Пол Возраст Образование

сив Муж Жен 18-29 30-49 50-59 60 и > Нач. Ср./ ср.спец Высш.

Отношения доброжелательные, спокойные 42 31 36 37 46 58 43 36 38 39

Внешне спокойные, но внутреннее напряжение существует 44 55 46 58 41 37 44 45 41 44

Отношения напряженные, на грани открытых столкновений 6 7 4 3 3 1 11 9 11 5

Затрудняюсь ответить 8 7 14 2 10 4 2 10 10 12

Центральным вопросом, показывающим картину межнациональных взаимодействий, был вопрос «Как Вы оцениваете отношения между людьми разных национальностей в Орске?» В таблицах представлены результаты:

Оценка межнациональных отношений как остро напряженных практически отсутствует, ситуация выглядит достаточно стабильной. Однако, следует отметить, что ситуация в 2021 году, как уже отмечалось, несколько изменилась в сторону увеличения некоторой напряженности при внешнем благополучии, причем возрастная группа респондентов 18-29 лет оценивает напряженность в межнациональных отношениях несколько выше чем представители старших поколений, поэтому особое внимание общественных организаций и образовательных учреждений должно быть направлено на этноконфессиональные настроения молодежи, которая в большей степени подвержена различным способам манипулирования, националистическим и экстремистским влияниям. Молодые люди не всегда способны критически осмыслить получаемую из разных источников информацию о представителях иных национальностей и религиозных конфессий, в результате чего формируются негативные стереотипы, создающие поле социальных рисков и угрозу терроризма и экстремизма.

В ходе опроса часто приходилось слышать мнение горожан о том, что в город переехали жители сельских районов, которые не всегда следуют принятым нормам поведения и общежития в многоквартирных домах, а также являются конкурентами на рынке рабочих вакансий.

Основными же причинами, вызывающими этническую напряженность, являются ухудшение ситуации на рынке труда и социальной сфере и неконтролируемая миграция. Мигранты неизбежно сталкиваются с такими трудностями, как незнание русского языка, низкий уровень оплаты труда, незащищенность от действий работодателей, конкуренция с местным населением на рынке труда, различия в культуре и обычаях. В качестве главной причины неприязни этническое большинство - русские называют игнорирование мигрантами общепринятых норм поведения и неуважение традиций русской культуры.

Таблица 3. Основные причины напряженности в сфере межнациональных отношений, в % от числа ответивших 2018, 2019, 2020, 2021 годы.

Основные причины напряженности в сфере межнациональных отношений 2018 г. % 2019 г. % 2020 г. % 2021 г. %

Неуважительное, порой вызывающее поведение приезжих (мигрантов) 22 45 33 41

Ухудшение ситуации на рынке трудаи в социальной сфере 44 55 59 62

Затрудняюсь ответить 10 5 18 8

Стало тяжело жить, и многие пытаются найти виновных в приезжих 36 34 37 44

Власти области и города недостаточно занимаются решением межнациональных проблем 29 10 15 16

Рост националистических настроенийв городе 28 17 12 15

Конфликты сознательно подогреваются определенными силами 25 13 10 11

Отсутствие равенства людей разныхнаци-ональностей перед законом 22 16 15 11

Все более значимое место в системе общественных отношений сегодня занимает религия. Спокойные и доброжелательные отношения между представителями разных конфессий оказывают существенное влияние на процессы снижения этноконфессиональной напряженности.

Конфессиональная картина и специфика города Орска обусловлена также его географическим положением и полиэтничностью.

Как показали результаты конфессиональной идентификации, в городе по численности и влиянию религий доминируют две основные - православие и ислам суннитского направления. Некоторая часть населения исповедует католицизм, протестантизм, иудаизм, есть и нетрадиционные религиозные общины, так называемые секты, появившиеся в Оренбуржье еще в дореволюционный период, таких зарегистрировано порядка двадцати: пятидесятники, неопятидесятники, евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня и др. На фоне этого многообразия естественным образом возникает проблема толерантности. Как показывают опросы, в массовом сознании отношение к толерантности довольно неоднозначное: одни понимают ее как абсолютную терпимость даже к крайним проявлениям религиозного фанатизма, а другие как составную часть процессов глобализации. Думается, что религиозная толерантность должна проявляться не как индифферентность и безразличие, а как уважение и признание ценностей других религий.

Особо следует отметить, что в Орске идея толерантности исходит, в пер-

вую очередь, от православных храмов, и, благодаря этому в городе никогда не возникало открытых конфликтов на этнической и религиозной почве.

Таким образом, если говорить о динамике этноконфессиональных отношений в городе, то большинство респондентов считают, что данные отношения улучшились, либо остались без изменений. Позитивные изменения респонденты связывают с ростом уровня толерантности у населения и продуктивной работой СМИ. Негативные тенденции связаны с недостаточным уровнем общей культуры и воспитания людей, безработицей, повлекшей за собой усиление потоков мигрантов в город. Таким образом, в первую очередь, необходимо активизировать работу с молодежью и мигрантами, увеличить число мероприятий и лекций в образовательных учреждениях для повышения уровня толерантности горожан.

Библиографический список:

[1] Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два филос. введ. в двадцать первый век. - М.: Поли-

тиздат, 1991. 412 с.

[2] Голубев А.В. Этническая идентичность: сущность, формирование, мифологемы / А.В.Голубев. - Самара:

ООО «Офорт», 2012. 444 с.

[3] Этноконфессиональные отношения и угрозы экстремизма и терроризма в приграничном городе Орске.

Аналитический отчет. Орск, 2020, 2021.

[4] Трофимова Г.П. Конфессиональная панорама Орска // Научные чтения, посвященные 280-летию города

Орска: Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. Орск: Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2015. С. 221-228.

Reference

[1] Bibler V.S. From science to the logic of culture: Two philosophies. input. into the twenty-first century. - M.:

Politizdat, 1991. 412 p.

[2] Golubev A.V. Ethnic identity: essence, formation, mythologemes / A.V. Golubev. - Samara: OOO "Ofort", 2012.

444 p.

[3] Ethno-confessional relations and threats of extremism and terrorism in the border town of Orsk. Analytical

report. Orsk, 2020, 2021.

[4] Trofimova G.P. Confessional panorama of Orsk // Scientific readings dedicated to the 280th anniversary of the

city of Orsk: Proceedings of the All-Russian Interuniversity Scientific and Practical Conference. Orsk: Publishing House of the Orsk Humanitarian-Technological Institute (branch) OSU, 2015. P. 221-228.

Трофимова Г.П.

Кандидат культурологии, доцент, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ.

Специфика этноконфессиональных взаимодействий в приграничном городе Аннотация. В статье представлены некоторые результаты исследований состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в городе Орске, находящемся в приграничной зоне. Исследования проводились регулярно с 2018 года. В статье отражены основные проблемы, на которых было построено исследование и их динамика за 2019-2021 годы. Выборочная совокупность респондентов составляла 250-300 человек. Особое внимание уделялось состоянию межэтнических и межконфессиональных настроений молодежи, наиболее подверженной националистическим и экстремистским влияниям.

Ключевые слова: полиэтничность, поликонфессиональность, культурные взаимодействия, этнические взаимодействия, конфессиональные отношения, толерантность.

Trofimova G.P.

Candidate of Cultural Studies, Associate Professor, Orsk Institute of Humanities and Technology (branch) OSU.

The specificity of ethno-confessional interactions in the border city Abstract. The article presents some results of research on the state of inter-ethnic and interfaith relations in the city of Orsk, located in the border zone. Research has been carried out regularly since 2018. The article reflects the main problems on which the study was built and their dynamics for 2019-2021. The sample of respondents was 250-300 people. Particular attention was paid to the state of inter-ethnic and inter-confessional moods of young people, the most susceptible to nationalist and extremist influences.

Key words: polyethnicity, polyconfessionality, cultural interactions, ethnic interactions, confessional relations, tolerance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.