УДК 316.347
DOI 10.21685/2072-3016-2018-1-15
С. В. Полутин, Н. В. Шумкова, А. М. Чушкин
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация.
Актуальность и цели. Национальное единство и целостность Российской Федерации в значительной степени определяется отношениями, складывающимися между различными этническими и конфессиональными группами, традиционно проживающими на ее территории. Многовековое сосуществование в рамках одного государства сформировало у полиэтничного и многоконфессионального населения России чувство групповой солидарности. В то же время глобальное воспроизводство в массовом сознании национальных и религиозных ценностей имеет не только положительные, но и негативные последствия (этнический сепаратизм, религиозный фундаментализм и проч.). Цель работы - определение доминирующих тенденций межэтнических и межконфессиональных отношений, а также конкретизация сферы проявления межэтнической и межконфессиональной напряженности в Республике Мордовия.
Материалы и методы. Сбор первичной социологической информации осуществлялся методом очного анкетирования респондентов по месту проживания. Объем выборки - 670 человек. Были опрошены представители всех муниципальных районов республики. Выборка для массового опроса формировалась из респондентов от 18 лет и старше по схеме стратифицированной выборки с организацией ступеней по территориальному принципу. На последней ступени отбора применялась квотная выборка (квотирование по половозрастной структуре взрослого населения). Полученные результаты обрабатывались с помощью пакета прикладных программ SPSS версии 19.0.
Результаты. В целом этноконфессиональную сферу Республики Мордовия можно охарактеризовать как стабильную. Согласно результатам социологического исследования, около 90 % респондентов, оценивая межнациональные и межконфессиональные отношения, считают их доброжелательными. В то же время при неблагоприятном развитии событий есть вероятность обострения межнациональных отношений, поскольку каждый четвертый респондент испытывает неприязнь или недоверие к представителям других национальностей, прежде всего уроженцам среднеазиатских и северокавказских регионов, приверженцам ислама.
Выводы. Для предотвращения возможных конфликтов на почве межэтнических и межконфессиональных отношений необходима реализация следующих направлений: проведение мероприятий, направленных на противодействие формированию замкнутых этнических сообществ мигрантов, в первую очередь путем более активного привлечения национальных общественных объединений, национально-культурных автономий в деятельность по адаптации мигрантов; привлечение институтов гражданского общества и интернет-провайдеров к противодействию пропаганде идей экстремизма в социальных сетях; совершенствование системы мониторинга состояния межэтнической и межнациональной ситуации в Республике Мордовия.
Ключевые слова: этнос, конфессия, межэтнические отношения, межконфессиональные отношения, гражданская идентичность.
S. V. Polutin, N. V. Shumkova, A. M. Chushkin
THE ETHNIC RELIGIOUS SITUATION IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA: A SOCIOLOGICAL ASPECT
Abstract.
Background. The national unity and integrity of the Russian Federation is largely determined by the relations that develop between the various ethnic and confessional groups traditionally residing on its territory. Centuries-old coexistence within the framework of one state has formed a feeling of group solidarity among the multiethnic and multi-confessional population of Russia. At the same time, global reproduction in the mass consciousness of national and religious values has not only positive, but also negative consequences (ethnic separatism, religious fundamentalism, etc.). The purpose of the work is to determine the dominant tendencies of interethnic and inter-confessional relations, as well as to specify the scope of manifestation of inter-ethnic and inter-confessional tension in the Republic of Mordovia.
Materials and methods. The collection of primary sociological information was carried out by the method of full-time questioning of respondents at the place of residence. The sample size is 670 people. Representatives of all municipal districts of the republic were interviewed. The sample for the mass survey was formed from the respondents from 18 years of age and older according to the stratified sampling scheme with organization of the steps according to the territorial principle. At the last stage of selection, a quota sample was used (quotas for the age and sex structure of the adult population). The results were processed using the SPSS software package version 19.0.
Results. In general, the ethno-confessional sphere of the Republic of Mordovia can be characterized as stable. According to the results of a sociological survey, about 90 % of respondents, assessing interethnic and inter-confessional relations, consider them benevolent. At the same time, with unfavorable developments, there is a possibility of exacerbation of interethnic relations, since every fourth respondent experiences dislike or distrust of representatives of other nationalities, especially natives of the Central Asian and North Caucasian regions, adherents of Islam.
Conclusions. To prevent possible conflicts on the basis of interethnic and inter-confessional relations, it is necessary to implement the following activities: carrying out activities aimed at countering the formation of closed ethnic communities of migrants, primarily through more active involvement of national public associations, national cultural autonomies in adaptation activities migrants; involvement of civil society institutions and Internet providers to counter propaganda of extremism in social networks; improvement of the monitoring system of the state of interethnic and interethnic situation in the Republic of Mordovia.
Key words: ethnos, confession, interethnic relations, inter-confessional relations, civil identity.
Национальное единство и целостность Российской Федерации в значительной степени определяется отношениями, складывающимися между различными этническими и конфессиональными группами, традиционно проживающими на ее территории. Многовековое сосуществование в рамках одного государства сформировало у полиэтничного и многоконфессионального населения России чувство групповой солидарности. В то же время глобальное воспроизводство в массовом сознании национальных и религиозных ценно-
стей имеет не только положительные, но и негативные последствия (этнический сепаратизм, религиозный фундаментализм и проч.). Конфликтогенность сферы межэтнических отношений, несомненно, представляет серьезную опасность и требует постоянного отслеживания этноконфессиональной ситуации как на региональном, так и на федеральном уровне в целом.
Регулярный мониторинг состояния межэтнических и межконфессиональных отношений - необходимое условие работы по предотвращению межэтнической и межконфессиональной напряженности в регионе. Начиная с середины 1990-х гг. для оценки состояния отношений в национальной и конфессиональной сферах Республики Мордовия проводятся комплексные социологические исследования [1, 2]. А в 2016 г. при взаимодействии с Федеральным агентством по делам национальностей в республике была внедрена Система мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций на территории Республики Мордовия. Отрадно, что по результатам мониторинга Республика Мордовия по стабильности этноконфессио-нальных отношений занимает лидирующие позиции: седьмое место среди субъектов Российской Федерации и первое место в Приволжском федеральном округе [3].
В статье даны результаты массового опроса населения Республики Мордовия, проведенного НИИ регионологии МГУ им. Н. П. Огарёва в августе 2017 г. Объем выборки составил 670 человек. В рамках исследования были опрошены представители всех муниципальных районов республики. Выборка для массового опроса формировалась из респондентов от 18 лет и старше по схеме стратифицированной выборки с организацией ступеней по территориальному принципу. На последней ступени отбора применяется квотная выборка (распределение осуществляется по половозрастной структуре взрослого населения). Сбор первичной социологической информации проводился методом анкетирования (проведение опроса в письменной форме) по месту жительства, учебы, работы, иного массового скопления респондентов социальных, профессиональных, возрастных групп, отвечающих задачам исследования. Полученные результаты обрабатывались с помощью пакета прикладных программ SPSS версии 19.0. Для построения графиков и диаграмм использовалось приложение Microsoft Office Excel 2010. Анализ данных осуществлялся с помощью одномерных и двумерных распределений признаков.
Характер межэтнических отношений (дружественный, нейтральный, конфликтный) складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в регионе, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, от сложившихся установок и ориентаций на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия. По мнению отечественных экспертов, надежным индикатором позиции по проблемам межнациональных отношений является восприятие населением самого факта полиэт-ничности Российской Федерации [4]. Согласно проведенному опросу, почти каждый второй опрошенный (45 %) полагает, что многонациональность приносит России больше пользы, чем вреда, каждый пятый (17 %) согласен с обратной точкой зрения, еще 38 % затруднились ответить (табл. 1).
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, тот факт, что в России живут люди многих национальностей, приносит ей в целом больше пользы или больше вреда?» в зависимости от национальной принадлежности и возраста респондентов, % от числа опрошенных
Варианты ответа Национальность Возраст** Вся выборка
Русские Мордва Татары 18-34 года 35-50 лет Старше 50 лет
Больше пользы 40 44 63 44 39 50 45
Больше вреда 19 23 10 20 23 13 17
Затрудняюсь ответить 41 33 27 36 38 37 38
Итого 100 100 100 100 100 100 100
Примечание. *Хи-квадрат Пирсона = 8,25, p = 0,041. **Хи-квадрат Пирсона = = 6,12, p = 0,047.
Выявлена статистически значимая зависимость ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, тот факт, что в России живут люди многих национальностей, приносит ей в целом больше пользы или больше вреда?» с национальностью респондента и его возрастом. В частности, респонденты татарской национальности чаще, чем русские и мордва, склонны указывать вариант ответа «больше пользы», а респонденты старше 50 лет не склонны давать ответ «больше вреда» (см. табл. 1).
Мнения относительно состояния межэтнических отношений в Республике Мордовия традиционно фиксировались вопросом «Оцените характер межнациональных отношений в Мордовии». Как видно из табл. 2, в целом положительно оценивают состояние межнациональных отношений 91 % респондентов, причем в частоте этого выбора вообще нет разницы между респондентами разных национальностей, однако выявлена статистически значимая зависимость ответов респондентов от возраста и места их проживания (табл. 2).
Как известно, проблема этнической толерантности/интолерантности включает в себя два основных индикатора: ощущение негативного отношения, неприязни к себе как представителю той или иной национальности и собственное негативное отношение, наличие предубеждений в отношении представителей других национальностей.
На вопрос «Приходилось ли Вам сталкиваться с какими-либо неудобствами, нарушением Ваших прав или ограничением возможностей из-за Вашей национальности?» подавляющее большинство респондентов (90 %) ответило, что сталкиваться не приходилось, а 7 % - приходилось, но редко. В два раза чаще, чем в среднем по Республике Мордовия, с негативным отношением к себе сталкиваются татары. Реже, чем в среднем по выборке, с негативом по отношению к себе сталкиваются сельские жители, что обусловлено моноэтничностью сельских поселений (табл. 3).
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Оцените характер межнациональных отношений в Мордовии» в зависимости от места проживания и возраста респондентов, % от числа опрошенных
Варианты ответа Место проживания Возраст** Вся выборка
Город Село 18-34 года 35-50 лет Старше 50 лет
Отношения спокойные, добрососедские 80 86 70 79 90 84
Внешне все спокойно, но напряженность ощущается на бытовом уровне 12 6 15 11 6 7
Ощущается сильная напряженность, возможны конфликты 3 2 3 3 1 3
Имеют место конфликты 5 7 12 7 2 6
Итого 100 100 100 100 100 100
Примечание. *Хи-квадрат Пирсона = 10,55, р = 0,032. **Хи-квадрат Пирсона = = 19,49, р = 0,012.
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Приходилось ли Вам сталкиваться с какими-либо неудобствами, нарушением Ваших прав или ограничением возможностей из-за Вашей национальности?» в зависимости от места проживания и национальной принадлежности респондентов, % от числа опрошенных
Варианты ответа Место проживания Национальность Вся выборка
Город Село Русские Мордва Татары
Да, часто 6 0 5 1 12 3
Да, редко 6 6 4 7 12 7
Нет, никогда 88 94 91 92 76 90
Итого 100 100 100 100 100 100
Примечание. *Хи-квадрат Пирсона = 7,67, р = 0,022. **Хи-квадрат Пирсона = = 16,51, р = 0,002.
Несмотря на то, что подавляющее большинство опрошенных (90 %) не сталкивалось с нарушением прав или ограничением возможностей из-за своей национальности, при неблагоприятном развитии событий есть вероятность обострения межнациональных отношений, так как каждый четвертый респондент (26 %) сам испытывает неприязнь или недоверие к представителям других национальностей (табл. 4).
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос: «Есть ли национальности, к представителям которых Вы испытываете неприязнь?» в зависимости от места проживания респондентов, % от числа ответов
Вариант ответа Место проживания Вся
Город Село выборка
Да, к представителям северокавказских народов 5 10 6
Да, к представителям среднеазиатских народов 2 4 3
Да, к татарам 3 4 4
Да, к русским 1 0 <1
Да, к мордве 1 0 <1
Да, к украинцам 1 5 2
Да, к евреям 2 5 3
Да, к цыганам 6 11 7
К другим национальностям 2 0 1
Нет таких национальностей 66 51 63
Затрудняюсь ответить 11 10 11
Итого 100 100 100
Примечание. *Хи-квадрат Пирсона = 44,24, p = 0,000.
Зафиксируем статистически значимые различия, выявленные для разных поселенческих групп. Как видно из табл. 4, различия в ответах сельчан и горожан выявлены в отношении представителей северокавказских народов, украинцев, евреев и цыган. Также по-разному отмечается вариант ответа «нет таких национальностей». Поскольку сельское население отличается большей моноэтничностью, можно предположить, что негативное отношение к представителям других национальностей (в первую очередь к украинцам и представителям северокавказских народов) является следствием стереотипов, прочно укрепившихся в сознании сельского населения под влиянием СМИ.
На отрицательное отношение горожан к представителям отдельных этнических групп оказывает влияние опыт непосредственного общения с представителями тех или иных национальностей, в частности противоречивый опыт общения с трудовыми мигрантами, поток которых заметно вырос.
В целом большинство населения (66 %) негативно относится к идее привлечения в Республику Мордовия иностранных трудовых мигрантов. Тем не менее при анализе двумерных распределений на вопрос «Как Вы считаете, следует ли привлекать в Республику Мордовия иностранных трудовых мигрантов?» были выявлены статистически значимые различия между ответами мужчин и женщин, горожан и сельчан, а также людей с разным уровнем образования (табл. 5).
По мнению опрошенных жителей республики (тех, кто дал утвердительный ответ на вопрос о необходимости привлечения иностранных трудовых мигрантов), труд иностранных рабочих целесообразно использовать в строительстве (31 %), сельском хозяйстве (19 %) и сфере коммунальных услуг (16 %). Значительно реже отмечаются торговля и промышленность.
Только 2 % респондентов считают необходимым привлечение трудовых мигрантов в сферу оказания личных услуг (уход за детьми, инвалидами, больными людьми), что также говорит о настороженном отношении населения к трудовой миграции из-за рубежа. В данном случае главной причиной конфликтного потенциала, на наш взгляд, является культурная изоляция мигрантов. Определенную роль в формировании общественного мнения здесь также играют СМИ и Интернет, активно освещающие проблемы миграционной политики и этнопреступности.
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, следует ли привлекать в Республику Мордовия иностранных трудовых мигрантов?» в зависимости от пола, места проживания и уровня образования респондентов, % от числа опрошенных
Вариант ответа * Пол Место проживания Уровень образования*** Вся выборка
Мужской Женский Город Село Среднее и ниже СПО ВПО
Да 21 19 16 18 25 12 18 18
Нет 57 68 70 59 62 73 64 66
Затрудняюсь ответить 12 19 14 23 13 15 18 16
Итого 100 100 100 100 100 100 100 100
Примечание. *Хи-квадрат Пирсона = 10,36, р = 0,006. **Хи-квадрат Пирсона = = 6,95, р = 0,031. ***Хи-квадрат Пирсона = 10,20, р = 0,037.
Среди факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень межэтнической напряженности в республике, не на последнем месте находится религиозный фактор.
В рамках проведенного исследования были получены данные об отношении к религии жителей республики: 83 % респондентов считают себя верующими, 6 % не веруют, 8 % опрошенных выбрали вариант «колеблюсь между верой и неверием». В социально-демографическом разрезе среди верующих преобладают женщины и пожилые люди, что особенно заметно по группе ответивших «я верующий человек и стараюсь соблюдать религиозные обряды, обычаи» (табл. 6).
Как показал опрос, подавляющее большинство неверующих (81 %) не сталкивалось в последний год с нарушением прав или ограничением возможностей из-за своего отношения к религии. Вариант «да, часто» не был отмечен ни разу.
Среди верующих с неудобствами, нарушением прав или ограничением возможностей из-за принадлежности к определенному вероисповеданию сталкивались 8 %. Заметно чаще об этом говорят татары: 36 % из них сообщили, что сталкивались с неудобствами, в том числе 24 % сталкиваются постоянно или часто (табл. 7).
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы себя верующим человеком?» в зависимости от пола и возраста респондентов, % от числа опрошенных
Вариант ответа _ _ * Пол Возраст** Вся выборка
Мужской Женский 18-34 года 35-50 лет Старше 50 лет
Я верующий человек и стараюсь соблюдать религиозные обряды, обычаи 27 47 35 36 50 42
Я верующий человек, но не соблюдаю религиозных обрядов и обычаев 44 41 40 49 35 41
Колеблюсь между верой и неверием 13 6 10 9 5 8
Я неверующий человек, атеист 12 4 11 3 8 6
Затрудняюсь ответить 4 2 4 3 2 3
Итого 100 100 100 100 100 100
Примечание. *Хи-квадрат Пирсона = 36,15, р = 0,000. **Хи-квадрат Пирсона = = 25,29, р = 0,001.
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос: «Приходилось ли Вам лично сталкиваться с какими-либо неудобствами, нарушением Ваших прав или ограничением возможностей из-за Вашей принадлежности к этому вероисповеданию?» в зависимости от национальной принадлежности респондентов, % от числа опрошенных
Варианты ответа Национальность Вся выборка
Русские Мордва Татары
Да, часто 3 4 24 3
Да, редко 6 6 12 8
Нет, никогда 91 90 64 89
Итого 100 100 100 100
Примечание. *Хи-квадрат Пирсона = 38,9, p = 0,000.
Ислам - вторая по распространенности религия. Как видно из табл. 8, отношение к исламу у жителей Республики Мордовия достаточно осторожное. Однако большинство ответов на вопрос «Как Вы относитесь к представителям ислама?» распределилось между «хорошо» (22 %) и «безразлично» (46 %).
В связи с тем, что к православным себя отнесли 88 % респондентов, а суммарный процент представителей других конфессий не превышает 7 %, можно предположить, что религиозная ситуация в Республике Мордовия формируется в основном за счет процессов, происходящих в Русской православной церкви. Поэтому ответы на вопрос «Как Вы относитесь к представи-
телям православия?» ожидаемо заняли промежуточную позицию между ответами «очень хорошо» (46 %) и «хорошо» (41 %).
Таблица 8
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к представителям следующих религиозных организаций/конфессий?», % от числа опрошенных
Религия (конфессия) Очень хорошо Хорошо Безразлично Плохо Очень плохо Затрудняюсь ответить
Православие 46 41 11 1 0 1
Католицизм 6 28 47 3 0 16
Протестантизм 6 20 51 2 2 19
Ислам 9 22 46 6 3 14
Буддизм 6 19 55 3 1 16
Иудаизм 4 17 57 4 1 17
Кришнаизм 4 14 54 5 3 20
Свидетели Иеговы 2 10 45 14 11 18
Язычество 6 20 51 2 2 19
Отношение респондентов к нетрадиционным для Республики Мордовия конфессиям оказалось довольно сдержанным. В среднем по выборке около 10 % опрошенных отметили свое негативное отношение по отношению к представителям другой или других религий. Большинство оценок предложенных конфессий было безразличным. Наиболее негативное отношение у респондентов вызывает религиозная организация «Свидетели Иеговы», которая набрала максимальное количество негативных ответов («очень плохо» -11 %, «плохо» - 14 %) (см. табл. 8).
В целом, оценивая характер межконфессиональных отношений в Республике Мордовия, большинство опрошенных (76 %) традиционно отметили вариант «спокойные, дружелюбные», еще 14 % - «напряженность на бытовом уровне». В то же время «сильную напряженность» и «наличие межконфессиональных конфликтов» отметили по 5 % респондентов (табл. 9). Особо следует подчеркнуть, что отметивших вариант «напряженность на бытовом уровне» было в два раза больше (14 против 7 %) по сравнению с распределением ответов на вопрос о характере межнациональных отношений.
Статистически значимые различия ожидаемо были выявлены между ответами городских и сельских жителей. Кроме того, распределение ответов по возрасту указывает на наличие латентной межконфессиональной напряженности среди молодежи (см. табл. 9).
Результаты исследования показали, что респонденты оценивают состояние межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия как стабильное и толерантное, случаи ущемления прав граждан республики по этническому и конфессиональному признаку не сильно распространены. Признаки религиозной нетерпимости демонстрируют 11
1 Процент тех, кто ответил «плохо» и «очень плохо» на вопрос «Как Вы относитесь к представителям следующих религиозных организаций/конфессий?».
населения, чуть больше населения (26 %У испытывают неприязнь к представителям других национальностей.
Таблица 9
Распределение ответов на вопрос: «Оцените характер межконфессиональных отношений в Мордовии» в зависимости от места проживания и возраста респондентов, % от числа опрошенных
Варианты ответа Место * проживания Возраст** Вся
Город Село 18-34 года 35-50 лет Старше 50 лет выборка
Отношения спокойные, 69 84 64 73 81 76
добрососедские
Внешне все спокойно,
но напряженность ощущается на бытовом уровне 21 8 26 16 12 14
Ощущается сильная напряженность, возможны конфликты 5 5 4 7 3 5
Имеют место конфликты 5 3 6 4 4 5
Итого 100 100 100 100 100 100
Примечание. *Хи-квадрат Пирсона = 18,60, р = 0,000. * Хи-квадрат Пирсона = = 21,32, р = 0,006.
Еще одним подтверждением высокой степени толерантности жителей республики являются ответы на вопрос «Возможны ли в течение ближайшего года в вашем городе/селе насильственные столкновения на национальной или религиозной почве?». Большинство опрошенных (67 %) ответили отрицательно, и лишь 6 % указали на возможность таких конфликтов.
Следует заметить, что латентная этноконфессиональная напряженность в Республике Мордовия фиксируется в течение десятилетий. Основным источником межэтнических противоречий на бытовом уровне, согласно полученным данным, являются случаи словесных оскорблений в общественных местах (15 %), а также в Интернете (10 %). Тем не менее следует подчеркнуть, что наибольшее количество ответов (50 %) набрал вариант «Ни с чем из перечисленного не сталкивался(лась)» (табл. 10).
Причиной многих этноконфессиональных конфликтов является доминирование в коллективном сознании этнических групп установок, связанных с конфликтом идентичностей. Поэтому отдельный блок вопросов был посвящен соотношению различных форм социальной идентичности, включая общегражданскую (российскую) и локально-территориальную (региональную) идентичность в сознании респондентов.
1 Процент тех, кто дал положительный ответ на вопрос «Есть ли национальности, к представителям которых Вы испытываете неприязнь?».
Таблица 10
Распределение ответов на вопрос: «Сталкивались ли Вы или Ваши знакомые, родственники в течение последнего года в Мордовии со следующими проявлениями неприязни к людям тех или иных национальностей/ конфессий?», % от числа опрошенных
Вариант ответа %
Со словесными оскорблениями из-за национальной, конфессиональной принадлежности в общественных местах 15
С лозунгами, надписями, листовками, публичными выступлениями в общественных местах, провоцирующими враждебное отношение к людям других национальностей и конфессий, призывами к насильственным действиям <1
С публикациями, оскорбляющими национальные чувства, пропагандирующими враждебное отношение к людям других национальностей или конфессий в печатных изданиях 5
С теле- и радиопередачами, пропагандирующими враждебное отношение к людям других национальностей и конфессий 4
С высказываниями на сайтах, блогах, форумах Мордовии, оскорбляющими национальные чувства, пропагандирующими враждебное отношение к людям других национальностей и конфессий 10
С драками, хулиганскими действиями, насильственными столкновениями на национальной или религиозной почве 7
Ни с чем из перечисленного не сталкивался(лась) 50
Затрудняюсь ответить 9
Итого 100
Для этого в рамках проведенного опроса респондентам задавался вопрос «Кем Вы себя считаете в первую очередь?». Согласно полученным данным, большинство опрошенных демонстрируют гражданско-политическую идентичность: респонденты считают себя «в равной степени гражданами России и Республики Мордовия» (45 %) и «в первую очередь гражданами России» (35 %). Приоритетная идентификация с республикой, свидетельствующая об отношении к данному субъекту Федерации как к «своей» этнической государственности, в ходе нашего опроса была выявлена лишь у 11 % респондентов.
Как видно из двумерного распределения (см. табл. 11), представители старших возрастных групп респондентов чаще других ощущают себя «в равной степени гражданами России и Республики Мордовия» и не склонны отмечать вариант «гражданин мира». Напротив, для представителей младших возрастных групп значимость варианта «гражданин мира» растет, а варианта «в равной степени гражданами России и Республики Мордовия» - снижается.
Социологическое исследование показало, что этноконфессиональную сферу в Республике Мордовия можно охарактеризовать как устойчиво стабильную. В то же время был выявлен определенный этноконфликтный потенциал населения республики. При неблагоприятном развитии событий есть вероятность обострения межнациональных отношений, поскольку каждый
четвертый респондент испытывает неприязнь или недоверие к представителям других национальностей, прежде всего уроженцам среднеазиатских и северокавказских регионов, приверженцам ислама.
Таблица 11
Распределение ответов на вопрос: «Кем Вы себя считаете в первую очередь?» в зависимости от возраста и национальной принадлежности, % от количества опрошенных
Варианты ответа Национальность* Возраст** Вся выборка
Русские Мордва Татары 18-34 года 35-50 лет Старше 50 лет
Гражданином РФ 38 32 34 35 41 32 35
Жителем РМ 8 16 12 10 9 11 11
Гражданином РФ и РМ 41 45 39 33 39 54 45
Гражданином мира 11 5 12 18 8 3 7
Другие ответы 1 1 0 2 1 0 1
Затруднились ответить 1 1 3 2 2 0 1
Итого 100 100 100 100 100 100 100
Примечание. *Хи-квадрат Пирсона = 13,90, р = 0,031. **Хи-квадрат Пирсона = = 41,78, р = 0,000.
В данном случае главной причиной конфликтного потенциала, на наш взгляд, является культурная изоляция мигрантов. Определенную роль в формировании общественного мнения здесь также играют СМИ и Интернет.
Для предотвращения возможных конфликтов на почве межэтнических и межконфессиональных отношений необходима реализация следующих направлений:
- проведение мероприятий, направленных на противодействие формированию замкнутых этнических сообществ мигрантов, в первую очередь путем более активного привлечения национальных общественных объединений, национально-культурных автономий в деятельность по адаптации мигрантов;
- привлечение институтов гражданского общества и интернет-провайдеров к противодействию пропаганде идей экстремизма в социальных сетях;
- совершенствование системы мониторинга состояния межэтнической и межнациональной ситуации в Республике Мордовия.
Назревающую проблему по предотвращению роста ксенофобии можно разрешить только совместными усилиями органов государственной и муниципальной власти, образовательных учреждений, СМИ и общественных организаций.
Библиографический список
1. Богатова, О. А. Мониторинг межэтнических отношений в регионе / О. А. Бо-гатова, А. И. Карьгин // Регионология. - 2011. - № 4 (77). - С. 266-277.
2. Полутин, С. В. Этнорелигиозные угрозы в Поволжском регионе / С. В. Полу-тин, А. М. Чушкин // Регионология. - 2014. - № 1 (86). - С. 114-122.
3. Интервью Министра культуры и национальной политики А. М. Чушкина газете «Известия Мордовии». - иКЬ: http://www.e-mordovia.ru/gosudarstvennaya-vlast-rm/
ministerstva-i-vedomstva/ministerstvo-ktrm/ofitsialnye-vystupleniya/intervyu-ministra-kultury-i-natsionalnoy-politiki-a-m-chushkina-gazete-izvestiya-mordovii/
4. Хайкин, С. Р. Социологический мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений федерального агентства по делам национальностей / С. Р. Хайкин, С. Б. Бережкова // Мониторинг. - 2016. - № 5 (135). - С. 97-110.
References
1. Bogatova O. A., Kar'gin A. I. Regionologiya [Region studies]. 2011, no. 4 (77), pp. 266-277.
2. Polutin S. V., Chushkin A. M. Regionologiya [Region studies]. 2014, no. 1 (86), pp. 114-122.
3. Interv'yu Ministra kul'tury i natsional'noy politiki A. M. Chushkina gazete «Izvestiya Mordovii» [An interview with the Minister of Culture and National Policy A. M. Chus-kin for "Mordovia News" newspaper]. Available at: http://www.e-mordovia.ru/gosudar stvennaya-vlast-rm/ministerstva-i-vedomstva/ministerstvo-ktrm/ofitsialnye-vystupleniya/ intervyu-ministra-kultury-i-natsionalnoy-politiki-a-m-chushkina-gazete-izvestiya-mor dovii/
4. Khaykin S. R., Berezhkova S. B. Monitoring. 2016, no. 5 (135), pp. 97-110.
Полутин Сергей Викторович
доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии, директор Научно-исследовательского института регионологии, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68)
E-mail: [email protected]
Polutin Sergey Vktorovich
Doctor of sociological sciences, professor,
head of sub-department of sociology,
director of the Research Institute
of Regional Studies, Ogarev Mordovia
State University (68 Bolshevistskaya street,
Saransk, Russia)
Шумкова Наталья Викторовна
кандидат социологических наук, старший преподаватель, кафедра социологии, заместитель директора по науке Научно-исследовательского института регионологии, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68)
E-mail: [email protected]
Shumkova Natal'ya Vktorovna Candidate of sociological sciences, senior lecturer, sub-department of sociology, deputy director for research of the Research Institute of Regional Studies, Ogarev Mordovia State University (68 Bolshevistskaya street, Saransk, Russia)
Чушкин Анатолий Михайлович
министр по делам культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия, Министерство культуры и национальной политики Республики Мордовия (Россия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33)
E-mail: [email protected]
Chushkin Anatoliy Mikhaylovich Minister of culture, national policy, tourism and archives of the Republic of Mordovia, the Ministry of Culture and National Policy of the Republic of Mordovia (33 Kommunisticheskaya street, Saransk, Russia)
УДК 316.347 Полутин, С. В.
Этноконфессиональная ситуация в Республике Мордовия: социологический аспект / С. В. Полутин, Н. В. Шумкова, А. М. Чушкин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2018. - № 1 (45). - С. 134-147. - БОТ 10.21685/2072-3016-2018-1-15.