Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ И ЕЕ КРИТЕРИИ'

СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ И ЕЕ КРИТЕРИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНДИКАТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ / economic security of regions / food security / financial security / economic security indicators / the regional integrated programme

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Абдикаримова К.А.

В статье рассмотрены индикаторы и проблемы обеспечения экономической безопасности регионов на примере г. Астана Республики Казахстан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Абдикаримова К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF ECONOMIC SECURITY OF REGIONS AND ITS CRITERIA

The article considers the indicators and problems of economic security of regions on the example of Astana city of the Republic of Kazakhstan

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ И ЕЕ КРИТЕРИИ»

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

УДК 332

Абдикаримова К.А. аспирант 3 года обучения, Национальный исследовательски й ядерный университет «МИФИ»

Россия, Москва

Abdikarimova K.A.

PhD student 3 years of study, National research nuclear University «MIFI»

Russia Moscow

СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ И

ЕЕ КРИТЕРИИ

THE SPECIFICITY OF ECONOMIC SECURITY OF REGIONS AND ITS

CRITERIA

Аннотация: в статье рассмотрены индикаторы и проблемы обеспечения экономической безопасности регионов на примере г. Астана Республики Казахстан

Ключевые слова: экономическая безопасность, безопасность регионов, продовольственная безопасность, финансовая безопасность, индикаторы экономической безопасности, региональные комплексные программы

Abstract: The article considers the indicators and problems of economic security of regions on the example of Astana city of the Republic of Kazakhstan

Keywords: economic security of regions, food security, financial security, economic security indicators, the regional integrated programme

В современном мире в условиях развития технологий все большее значение имеет создание условий экономической безопасности государства. Этой теме посвящено множество работ, но проблемы формирования экономической безопасности регионов до конца не исследованы что определяет актуальность данной статьи.

Специфика экономической безопасности регионов зависит от обеспеченности природными ресурсами, инфраструктуры, географического положения уровнем регионального рынка труда специализации региона и т.д., которые должны быть учтены при формировании региональной политики.

Для объективной оценки уровня экономической безопасности региона необходимо выделить основные угрозы и разработать в соответствии с перечнем угроз систему показателей.

Структура формирования региональной политики по обеспечению экономической безопасности регионов РК должна представлять собой

комплекс экономических, экологических, правовых, геополитических и иных условий, которые призваны обеспечить: защиту интересов страны и ее регионов; предпосылки для сохранения и выживания региональных структур в условиях глобализации экономики; обеспечение конкурентоспособности регионов на внутренних и мировых рынках; создание условий для устойчивого финансового положения страны; развитие региональной инфраструктуры; формирование регионально-промышленной политики; создание внутренней и внешней защищенности от возможных негативных воздействий [1].

Существуют угрозы экономической и национальной безопасности, связанные с диспропорцией в уровнях развития регионов. Они должны предотвращаться путем проведения рациональной государственной региональной политики. Уровень жизни населения и качество его жизни формируется на региональном уровне. Важным показателем экономического развития регионов также является производительность труда. Девять регионов Казахстана из 16 не дотягивают до республиканского показателя, в то время как остальные семь значительно превышают этот показатель [2].

Большая часть регионов испытывает нехватку внутренних финансовых средств, чтобы самостоятельно решать проблемы социально-экономического развития. С каждым годом увеличивается зависимость местных бюджетов от субвенций из республиканского. По уровню развития

сельскохозяйственного производства лидируют Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская области, самый низкий уровень развития аграрного сектора экономики имеют Мангистауская область и г. Алматы.

Угрозы экономической безопасности регионов носят в основном внутренний характер. Обеспечение экономической безопасности подразумевает недопущение угрожающего дисбаланса в социально экономическом развитии регионов. Поэтому, экономическая политика государственных органов на региональном уровне, направленная на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности, должна включать следующий комплекс мероприятий:

1. Постоянный мониторинг факторов, с целью определения угроз экономической безопасности регионов.

2. Разработка системы критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Казахстана.

3. Анализ причин отклонения фактических параметров социально-экономического развития от пороговых значений экономической безопасности.

4. Разработать на основе комплекс мер, направленных на преодоление угроз экономической безопасности страны.

Особое внимание уделено региональным диспропорциям к которым относятся: региональная диспропорция по уровню экономического развития, закрепление Южного Казахстана в качестве дотационного региона с наибольшим уровнем роста населения и возрастающим аграрным

перенаселением, укрепление областей-доноров, прежде всего Западного Казахстана, в качестве основного производящего региона, высокая степень износа основных фондов в экономике страны, необходимость разработки научно обоснованной промышленной политики регионов с учетом их специфики.

В Программе развития регионов до 2020 года предусматривается приоритетное развитие городов двух уровней: города-лидеры и опорные города. В качестве будущих городов-лидеров называются Астана и Алматы. Кроме того, в отдаленной перспективе в качестве потенциальных полюсов роста указываются Атырау, Актау или Актобе. Опорными городами национального уровня - областные центры и город Семей. Также уделяется особое внимание сельским, неблагополучным и приграничным территориям. В частности, говорится о необходимости предупреждения доминирования в приграничных территориях экономики приграничных регионов сопредельных стран и демографического давления [3].

В качестве базового принципа государственной политики утверждается внедрение единых стандартов, гарантированных государством социальных услуг жителям, вне зависимости от возможностей региона проживания.

На основании их классификации по социально-экономическому потенциалу, удельному весу региона в ВВП страны выделяют:

1) регионы с низкой динамикой развития: Жамбылская, СевероКазахстанская, Акмолинская и Кызылординская области;

2) регионы с динамикой развития ниже среднего: Костанайская, Алматинская, Западно-Казахстанская области;

3) регионы со средней динамикой развития: Актюбинская, Павлодарская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Мангистауская области;

4) регионы с высокой динамикой развития: город Астана, Карагандинская область;

5) регионы-лидеры: Атырауская область, город Алматы [3].

В соответствии с данной программой предусмотрена поддержка регионов с низким экономическим потенциалом и обеспечение более высокого уровня жизни населения.

Таким образом, формирование экономической безопасности региона является необходимым условием развития региональной экономики, его защиты от внутренних и внешних угроз.

Использованные источники:

1. Криворотов В.В., Калина А.В., Эриашвили Н.Д. Экономическая безопасность государства и регионов. М.: Юнити-Дана, 2011. — 352 с.

2. Елецкий Н.Д. «Экономическая безопасность региона в системе социальной безопасности страны» Южнороссийское обозрение. 2008. № 50. С. 34-58.

3. Глазьев С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны: альтернативный реформационный курс // Российский журнал. 1997. № 1.

4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2012 года № 683 «Об утверждении Программы развития моногородов на 2012-2020 годы».

5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года № 728 «Об утверждении Программы развития регионов до 2020 года».

6. «Казахстан 2011-2015» Комитет по статистике. - Астана: Изд. "Интеллсервис", 2015. - с. 500.

7. Арыстанбеков К.Т. Казахстан и ВТО: шансы и упущения. Аль Пари. 2013. - №4-5.- с.-15-18.

8. Кайгородцев А.А. Стратегическое управление системой экономической безопасности. 2015 год 12 мая //group-global.org/

9. Сенчагов В.С. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранения и развитие. - М.: Наука, 2013. - с. 58-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.