ББК 63.3
М. У. Нурсултан
ЗАПАДНЫЙ КАЗАХСТАН:
ОЦЕНКА УРОВНЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Глобализация мирового хозяйствования, интеграционное взаимодействие национальных экономик сопровождаются региональными неравенствами - различиями в уровне развития, потоках труда и капитала. Региональные неравенства наблюдаются во всех странах мира.
Новые условия хозяйствования в Казахстане вызвали к жизни проблемы, обусловленные территориальными особенностями формирования рыночных отношений. Территориальные различия при переходе к рыночной экономике приобретают характер диспропорций, которые многократно усиливаются из-за разрыва сложившихся хозяйственных связей между регионами и странами ближнего зарубежья и из-за глубоких перекосов в территориальной организации народного хозяйства. При этом нарушается управление экономикой, взаимосвязи в развитии регионов и страны в целом.
Дифференциацию уровней экономического развития регионов Казахстана характеризует табл. 1 (данные приводятся по [1]).
Таблица 1
Распределение ВРП* по группам регионов Казахстана
Группы регионов по отношение к среднеказахстанскому ВРП на душу населения Состав группы Доля в объеме казахстанского ВРП, %
Более 150 % Атырауская, Мангистауская, г. Астана, г. Алматы 33,3-39,8
100-150 % Павлодарская, Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская области
50-100 % Северо-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Акмолинская области 11,5
Менее 50 % Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская области 15,4
*Валовый рациональныцй продукт.
Из табл. 1 видна неравномерность регионального экономического развития. Если ВРП на душу населения в Атырауской и Мангистауской областях, городах Астана и Алматы превышает среднеказахстанский уровень в 1,5 раза, то в Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областях он составляет менее половины среднеказахстанкого уровня.
Дифференциация уровня жизни населения по регионам приведена в табл. 2 (данные приводятся по [1]).
Таблица 2
Региональная дифференциация среднедушевого дохода населения Казахстана
Группы регионов по отношению к среднедушевому доходу населения Казахстана Состав группы
Более 150 % Атырауская, Мангистауская, Павлодарская область, г. Астана, г. Алматы,
100-150 % Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская, Акмолинская области
До 100 % Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская, Северо-Казахстанская области
Из табл. 2 становятся очевидными неравномерность и поляризация уровня жизни населения в регионах. Так, в семи областях (Кызылординская, Южно-Казахстанская, СевероКазахстанская, Костанайская, Акмолинская, Алматинская, Жамбылская) среднедушевой денежный доход населения ниже среднереспубликанского уровня.
С учетом основополагающих для типологизации регионов экономических, геополитических, этнических и экологических проблем они были сгруппированы следующим образом [2].
I. Основополагающие проблемы - экономические
1. Традиционно отсталые.
2. Депрессивные:
а) дореформенные;
б) новые.
3. Традиционно развитые (индустриальные и индустриально-аграрные):
а) адаптировавшиеся;
б) критические (не адаптировавшиеся):
- конверсионные (в том числе закрытые города);
- импорто-ориентированные;
- экспорто-ориентированные.
4. Программно развивающиеся (ресурсные):
а) существующие;
б) потенциальные.
II. Основополагающие проблемы - геополитические
1. Приграничные:
а) стратегические;
б) новые.
III. Основополагающие проблемы - этнические
1. Конфликтные:
а) межнациональных отношений;
б) национальных диаспор.
2. Регионы расселения малочисленных народов.
IV. Основополагающие проблемы - экологические
1. Природоопасные:
а) регионы катастроф;
б) регионы техногенных последствий.
2. Особо охраняемые территории:
а) заповедники.
По основополагающим экономическим проблемам выделяются несколько типов регионов, которые различаются состоянием экономики, степенью адаптации сложившегося хозяйства к новым условиям функционирования, содержанием и остротой доминантной проблемы, способами участия государства в ее решении.
Наряду со «старыми» проблемами выявлена необходимость решения «новых», возникших в связи с изменившейся политической и экономической ситуацией в стране.
Продолжительность и интенсивность процесса развала ведущих отраслей (одной ведущей отрасли), приведшего к состоянию депрессии или стагнации хозяйства отдельных регионов, различны. В этой связи среди депрессивных регионов выделены две основные группы:
а) «дореформенные» депрессивные регионы, спад развития которых начался еще до 1992 г. и положение которых в процессе реформы ухудшилось;
б) «новые» депрессивные регионы, которые прежде имели стабильный уровень развития, но в последние годы (в основном в связи с изменением рынка сбыта своей продукции и условий выхода на рынок) оказались в состоянии стагнации и не могут самостоятельно выйти из него. К их числу отнесены регионы, оказавшиеся в бедственном положении из-за распада Советского Союза, когда сразу «оборвались», наряду с экономическими, технологические связи по поставкам сырья и сбыту готовой продукции.
В соответствии с исследованиями Института экономики Министерства образования и науки Республики Казахстан выделяются четыре группы регионов [3].
Первая группа - регионы, обладающие уникальными запасами минеральных ресурсов стратегического характера (в основном углеводородными) и достаточно высоким импульсом в интенсивном развитии научно-производственного потенциала, способные ускоренными темпами интегрировать экономику республики в мировое хозяйство, но имеющие нерациональную
отраслевую структуру хозяйства (абсолютно преобладают отрасли по добыче и частичной переработке минерального сырья), характеризующиеся исключительной экономической и социальной отсталостью аулов и сел и серьезной экологической обстановкой, в отдельных районах -критическим разрушением среды обитания (Атырауская, Актюбинская, Мангистауская, ЗападноКазахстанская, частично Кызылординская, Жамбылская области).
Вторая группа - регионы с высоким научно-производственным потенциалом, ярко выраженной специализацией на отраслях тяжелой индустрии, с достаточно благоприятными экономическими условиями для создания высокотехнологичных наукоемких производств, в основном самообеспеченные финансовыми ресурсами. Этим регионам (Восточно-Казахстанская, Павлодарская, Карагандинская, Костанайская, Северо-Казахстанская области) можно отвести роль опорных в стабилизации и технико-технологическом прорыве.
Третья группа - области, агропромышленные комплексы которых признаны ведущими в формировании продовольственного фонда республики (Северо-Казахстанская, Акмолинская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Алматинская).
Четвертая группа - депрессивные регионы с экстремальными почвенно-климатическими условиями, жестко лимитирующими возможность экономического маневра. В этих регионах (Кызылординская, бывшая Семипалатинская, сельские районы Атырауской, Мангистауской, Карагандинской, Южно-Казахстанской областей) из-за нарушения сложившихся хозяйственных связей экономический и социальный кризис достиг критического уровня, преодолеть который они не могут собственными усилиями, в связи с чем необходимы серьезные меры со стороны государства.
В книге «Социально-экономический аспект развития проблемных регионов в СССР» приводятся следующие типы проблемных регионов [4]:
- монофункциональные;
- трудоизбыточные;
- трудодефицитные;
- социально отсталые;
- экологически бедствующие регионы;
- дисперсные регионы;
- районы нового освоения;
- смешанный тип проблемных регионов.
К проблемным регионам правомерно относить территории с острой кризисностью проблем, угрожающей национальной безопасности страны. С учетом кризисности проблем нами установлены следующие критерии проблемных регионов: необратимые социальные, экономические деформации, природные, техногенные, гуманитарные катастрофы.
Социальные деформации проявляются прежде всего в низком уровне жизни, бедности и нищете, высокой безработице. К ним относится и неразвитость сферы социального обслуживания населения, в том числе образования, здравоохранения и других «социальных» отраслей.
К экономическим деформациям относятся моноотраслевая структура, проявляющаяся как диспропорции между отраслями добывающей и обрабатывающей промышленности и отсталость развития регионов. Они ограничивают возможности эффективного функционирования территориальной системы.
Природные и техногенные катастрофы приводят к деформации лесных, земельных, водных ресурсов, загрязнению воздушного бассейна, повышенной радиоактивности окружающей среды. Они являются причиной значительных потерь природных ресурсов, обостряют проблему охраны здоровья и жизни местного населения. Чаще всего природные и техногенные катастрофы сопровождаются гуманитарными.
В чистом виде, отдельно, деформации не проявляются. Очевидно, проблемный регион характеризуется наличием многих диспропорций территориальной социально-экономической системы, требует системного подхода к обеспечению воспроизводственного развития территорий.
Почти все области Западного Казахстана являются проблемными. Площадь четырех областей западноказахстанского региона равняется 628,5 тыс. км2 (Актюбинская - 298,7 тыс. км2, Атырауская - 112,0 тыс. км2, Мангыстауская - 166,6 тыс. км2, Уральская - 151,2 тыс. км2). Это почти одна четвертая часть территории Казахстана, численность населения на которой никогда
не превышала 2 млн человек. Больше всего населения проживало в Актюбинской области, меньше - в Мангыстауской. В любом случае в регионе сейчас, как и раньше, проживает всего 12-13 % населения Казахстана [5]. Большинство жителей даже в более благоприятные в плане социальных гарантий советские времена было сконцентрировано в районе бассейна р. Урал с ее притоками и на побережье Каспийского моря. Так, тогда от трети (в Актюбинской и Западно-Казахстанской областях) до половины жителей (в Мангыстауской области) региона было сосредоточено в областных центрах. И все же в те времена вся остальная территория Западного Казахстана была хоть и скудно, но достаточно равномерно населена. Сейчас тенденция к концентрации народонаселения в крупнейших населенных пунктах и их окрестностях многократно усилилась.
Западный Казахстан был и остается самым сложным в природно-климатическом отношении регионом республики. Эти трудности особенно обострились за последние десятилетия интенсивного освоения региона нефтегазодобывающими предприятиями и военными организациями. Из всех приречных зон пригодным для более или менее сносного существования остается, по сути дела, лишь бассейн крупнейшей в здешних краях р. Урал. Такие же, прежде живительно полноводные и экологически безопасные реки, как Эмба (Жем), Уил и Темир, сходят на нет. Как следствие, 90-95 % территории Западного Казахстана - это территория мучительной борьбы за выживание: люди стремяться продержаться любой ценой до тех пор, пока не появится возможность переселиться в один из крупных административных или индустриальных центров. Раньше все эти земли были заняты под нужды аграрного хозяйства региона.
Казахстанский аграрный сектор, сформировавшийся и довольно сносно существовавший в советское время в условиях замкнутой экономической системы и постоянной всесторонней помощи государства, с переходом на рыночные отношения сразу же оказался, образно говоря, у разбитого корыта. Но если зерновая отрасль несколько оправилась позже при содействии крупного торгового бизнеса, заинтересованного в экспорте ее продукции, то товарное животноводство, очевидно, загублено бесповоротно. Традиционный казахский аул постголощекинского периода, для которого товарное животноводствоо было в недавнем прошлом основным занятием, рухнул. Его обитатели появляются в городах в качестве экономических беженцев. Эта реальность наиболее ярко проявилась в Западном Казахстане, поскольку на тех самых 90-95 % территории Западного Казахстана, откуда, как уже говорилось, сейчас уходит жизнь, в советское время интенсивно развивалось именно животноводство.
Подобная картина характерна в настоящее время для тех районов Казахстана, где раньше преимущественно занимались животноводством. Но в Западном Казахстане, в силу его специфики, она производит наиболее удручающее впечатление.
Однако возникает вопрос: если аграрный сектор страны не в состоянии обеспечить работой то количество людей, которое до сих проживало в сельских районах, то, возможно, концентрацию подавляющего большинства населения страны в городах в целом следует оценивать как положительную перспективу?
Едва ли. Урбанизация хороша, когда она совпадает с промышленным бумом. Царская Россия была преимущественно аграрной страной, большинство населения которой составляли крестьяне. Индустриализация, которая началась в конце 20-х - начале 30-х гг. XX в., превратила ее в урбанизированную страну. Происходящее в настоящее время в Китае перетекание огромных масс сельского населения в города связано с затяжным индустриальным рывком, который эта страна переживает с конца 70-х гг. XX в.
Индустриализации в Казахстане проходит в том же русле - параллельно с продолжающимся процессом перетекания населения в крупные центры. Но в Западном Казахстане в реальности лишь промышленное производство имеет тенденцию к расширению благодаря исключительно развитию нефтегазового сектора.
Это единственная отрасль в Казахстане, в увеличении объема продукции которой из года в год мировая экономика действительно нуждается. Нефтегазовый сектор в Западном Казахстане развивается прогрессирующими темпами. Уже в 1997 г. по нефти был практически пдостигнут уровень добычи советских времен, а 1999 г. был отмечен наивысшим достижением за 100 лет нефтедобычи в Казахстане. За последующие 2 года (2000-2001 гг.) производство нефти увеличивалось в среднем на 5 млн т за каждые 12 месяцев. В 2002 г. оно возросло уже сразу на 7 млн т
и достигло 47 млн т. Это в 2 с лишним раза больше добытого в благополучном і985 г. (22,839 млн. т) и в 2,3 раза больше добытого в неблагополучном і994 г. (20,2 млн т). Казахстан превратился в одну из крупнейших стран - экспортеров нефти, не входящих в ОПЕК. Нефтегазовый бум, выражающийся в притоке иностранных инвестиций и неуклонном росте производственных показателей, наблюдается во всех четырех областях Западного Казахстана. К концу 2005 г. добыча достигла более 60 млн т, т. е. увеличилась в 3 раза по сравнению с показателем і994 г. [2]. И это практически исключительно за счет роста объемов производства на месторождениях в Западном Казахстане. При этой радужнейшей, казалось бы, картине перспектив роста производственных показателей нельзя не обратить внимания на следующее удручающее обстоятельство. Еще лет і0-і5 назад в регионе насчитывалось около 30 десятков больших и малых городов со своими большими и малыми промышленными предприятиями. Сейчас их осталось всего 8 - по два на каждую область. В Актюбинской области - это Актобе и Хромтау, ЗападноКазахстанской - Уральск и Аксай, в Атырауской - Атырау и Кульсары, в Mангыстауской -Актау и Жана-Узень. Их вернее было бы называть просто такими нормальными населенными пунктами, где не меньшинство, а большинство трудоспособных людей имеют хоть какую-то постоянную работу, поскольку все остальные населенные пункты представляют собой зону повальной депрессии. Оттуда население, разумеется, стремится перебраться в названные выше 8 городов. В бассейне р. Урал расположены 6 из них, еще 2 - на побережье Каспия, т. е. в отдаленных от прилегающих регионов республики (Южный, Центральный или Северный Казахстан) и приближенных к России частях Западного Казахстана.
Другими словами, внутренняя миграция в Западном Казахстане направлена с юга и востока на север и запад. Люди перебираются поближе к областным центрам региона, районам разработок нефтегазовых месторождений (Тенгиз, Карачаганак и т. п.) и казахстанско-российскому приграничью, где более благоприятные природно-климатические условия. Но то, что пустеют южные и восточные районы Западного Казахстана - это с точки зрения интересов целостности страны всего лишь полбеды. Подобная же депопуляция происходит и в прилегающих к ним районах Южного, Центрального и Северного Казахстана. Оттуда люди уезжают подальше к югу, центру или северу. Таким образом, на стыке Западного Казахстана с остальной частью страны образовывается нечто вроде полосы отчуждения шириной в 500-800 км. Продолжающееся опустынивание Приаралья вследствие экологической катастрофы, похоже, довершит этот процесс. Результатом может явиться превращение Южного Казахстана и Средней Азии для Западного Казахстана в подобие того, чем для Северной Африки является суб-Сахара.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Социально-экономическое развитие регионов Казахстана в 2000 году: Ст. сб. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 200і. - 200 с.
2. Социально-экономическое развитие областей РК: Ст. сб. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2006. - 200 с.
3. Региональная политика Республики Казахстан: экономический механизм реализации // Отв. ред. M. Б. Кенжегузин. - Алматы: Ин-т экономики MG АН РК, і998. - і89 с.
4. Арынов Е. М. Социально-экономический аспект развития проблемных регионов в СССР. - Алматы: Ин-т экономики АН КазССР, і989. - 38 с.
5. Экономический механизм реализации региональной политики Республики Казахстан (методы, стимулы и степень дифференциации по типам регионов) // M. П. Исаева, Н. К. Нурланова, Н. Ж. Бримбетова и др. - Алматы, 2000. - 40 с.
Статья поступила в редакцию 7.02.2008
WEST KAZAKHSTAN:
EVALUATION OF THE LEVEL OF THE REGIONAL DEVELOPMENT
M. U. Nursultan
Taking into account the existent classifications, the following criteria of the problem regions such as irreversible social and economic deformations, natural, man-caused and humanitarian disasters are offered. The information about the level of economic development of West Kazakhstan is given. It is stated that almost all regions of West Kazakhstan, the most complicated part of the Republic in terms of local climate conditions, are problematic.
Key words: the history of West Kazakhstan development, in-migration of population, agrarian sector of economy, territorial differences of regions.