КОНЦЕПТ
Бондаренко И. А. Специфика экономических отношений между домохозяйствами // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 03. - ART 75069. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75069.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75069 УДК 330.117
Бондаренко Ирина Алексеевна,
кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная
педагогическая академия», г. Армавир
bonir55@mail.ru
Специфика экономических отношений между домохозяйствами
Аннотация. Междомохозяйственные отношения и обмены занимают совершенно отдельную обособленную нишу в отношениях субъектов экономики. Они одновременно товарно-рыночные и планомерно-общественные. Влияние их на положение и благополучие домохозяйств неоднозначно; вместе с тем в условиях неразвитого рыночного хозяйства в России эти отношения являются базовыми. Ключевые слова: домохозяйство, междоимохозяйственные обмены, реципрокс-ность, прямые и косвенные отношения домохозяйств. Раздел: (04) экономика.
Положение домохозяйств в экономической системе, т. е. их деятельность, активность как хозяйствующих субъектов, конкурентные преимущества определяются и системными факторами, и сугубо индивидуальными. К последним относятся сформированные домохозяйственные потребности, которые сами подвергаются изменениям в процессе взаимодействия домохозяйств в рыночной и нерыночной областях.
Потребности домохозяйств, относящихся к разным группам, сильно отличаются друг от друга. Прежде всего, это объясняется тем, что они образуются под воздействием внутренней и внешней среды. Внутренняя среда домохозяйства состоит экономических и социальных связей его членов. Внешняя среда домохозяйства сформирована отношениями с другими домохозяйствами и органами государственной власти, влиянием рыночных условий и политических событий, воздействием социальной среды, традиций и верований и др.
Экономическое положение домохозяйств зависит от условий ведения бизнеса, а также от отношения с учреждениями и фирмами, которые являются не только поставщиками товаров и услуг, потребляемых домохозяйствами, но и местом работы его членов, основным источником дохода. Большое влияние на формирование потребностей оказывают мода и престиж, которые являются наиболее значимыми в условиях, когда происходит расслоение общества по уровню доходов. Домохозяйства, которые принимают участие в операциях на рынке, оценивают не только количество купленных товаров и платных услуг, но также их качество. Стремление к престижу заключается в желании потреблять товары, которые выделяют его обладателя среди других, или указывают его принадлежность к определенной социальной группе.Престижные вещи имеют ряд важных особенностей:
- во-первых, высокая цена, редкость, модность потребительского товара. Чем дороже или «дефицитнее» вещь, тем меньше людей могут её купить. Это позволяет владельцу использовать вещь в качестве некоего отличительного знака;
- во-вторых, истинная потребительная стоимостью вещи, превратившейся в средство престижа. Такая вещь свидетельствует о высоком вкусе, стиле поведения и принадлежности к определённому типу культуры;
- в-третьих, новизна вещи по сравнению с теми, что присутствуют в ассортименте массового потребления. Престижная вещь демонстрирует возросшие возможности её владельца приобретать нечто иное, чем он использовал раньше.
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Бондаренко И. А. Специфика экономических отношений между домохозяйствами // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 03. - ART 75069. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75069.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 75069 УДК 330.117
Потребление средств престижа ограничено только личными доходами, но при их росте, как правило, наблюдается неограниченное возрастание престижного потребления. Установить престижные мотивы покупки может быть трудно иногда даже владельцу вещи. Потребности человека весьма разнообразны, и очень сложно прийти к усредненной оценке их воздействия на поведение домохозяйств. Однако изучение потребностей человека является основой для развития всей экономики. Слово «потребность» происходит от старославянского «потреба, гребши», что означает «действовать, чтобы получить желаемое».
Потребности домохозяйств интегрируются из потребностей его членов в отдельности. Теория мотивации А. Маслоу пытается объяснить, почему одни люди тратят много времени на самосохранение, а иные, чтобы завоевать уважение других. В предлагаемой иерархии потребностей человеческие потребности располагаются в определенном порядке: от наиболее к наименее насущным. Как только потребность удовлетворена, она перестает быть движущим мотивом для индивида, но появляется желание удовлетворить следующую по важности потребность.
Любой продукт или услуга, купленные на рынке, способны удовлетворять конкретную потребность человека. Член домохозяйства, выступая в качестве потребителя, в отличие от потребителя-одиночки, вряд ли будет приобретать престижные вещи, когда в его доме не будут удовлетворены физиологические потребности других членов домохозяйства.
Подавляющая часть потребностей в соответствии с «пирамидой Маслоу», такие как физиологические, потребность в безопасности, общении, уважении и самоуважении может полноценно удовлетворяться именно в рамках домохозяйства. Кстати, как свидетельствует повседневная практика, отражаемая статистикой социальной и уголовно-правовой, нереализованность этих потребностей внутри домохозяйств приводит к снижению или полному отсутствию мотивации работника на достижение результата в общественном труде, «выпадению» его из профессиональной организации.
Поведение домашних хозяйств может быть рассмотрено с точки зрения самосохраняющего поведения. В этом случае социальный уровень иерархии потребностей может рассматриваться как потребность личности в социальном сохранение, т. е. в соответствии с социальным статусом. Потребность личности в психологическом самосохранения проявляется в необходимости уважать своё «я», сохранении психологической устойчивости и адекватности восприятия окружающего мира. И наконец, третий уровень самосохранения характеризуется необходимостью сохранения жизни и здоровья, целостности организма, длительном сроке жизни каждого члена домохозяйства. Задачей домохозяйства является их оптимальное сочетание и удовлетворение. Однако, удовлетворяя потребности одного из членов семьи, домохозяйство не должно заставлять других отказаться от своих жизненно важных потребностей.
Для удовлетворения потребностей своих членов каждое домашнее хозяйство должно иметь определенные ресурсы: финансовые, материальные и трудовые. К трудовым ресурсам домохозяйства относятся все трудоспособные члены домохозяйства, а также те, кто может заниматься посильно домашним трудом. Материальные ресурсы домохозяйства: недвижимость (дом, квартира, вилла, земля, подсобные помещения, гараж), автомобили, бытовая техника. Финансовые ресурсы: денежные средства, счета в банках, ценные бумаги, страховые полисы. Технологические ресурсы: технология продуктов для дома, для продажи товаров и услуг, технологии ремонтных и наладочных работ, традиционные технологии производства ремесленных изделий.
rsj ги
КОНЦЕПТ
Бондаренко И. А. Специфика экономических отношений между домохозяйствами // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 03. - ART 75069. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75069.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75069 УДК 330.117
Со временем количество и качество этих ресурсов будут изменены: приобретаются новые знания и навыки, увеличиваются трудовые ресурсы, накапливаются материальные и финансовые ресурсы. Домохозяйство всегда сталкивается с проблемой выбора: «что важнее?». Покупая одну вещь, удовлетворяя одну потребность, домохозяйство тратит свои ресурсы, которые могут быть использованы, чтобы купить другие вещи для удовлетворения других потребностей. Упущенная возможность - это альтернативные издержки сделанного выбора. Альтернативная стоимость - это всегда выгода, которую домохозяйство получило бы от самого лучшего из выбранных вариантов.
Важно отметить, что очень большую трудность в принятии решений для домохозяйства представляет внутренняя дифференциация ее членов. Это приводит к несогласованности мнений в процессе принятия решений и иррациональному выбору. Чтобы преодолеть разрыв мнений, большинство домашних хозяйств создают сложную систему правил для своих членов, устанавливающих, как принято и как не принято вести себя в определенных ситуациях. С позиций неклассической теории нерациональным выбором считается несоответствие вмененных затрат и предельной выгоды. С позиций институциональной теории домохозяйство вполне рационально, так как имеет возможность планировать в долгосрочной перспективе инвестиции в общие коллективные цели. Последние представляют собой баланс несовпадающих личных интересов членов домохозяйств.
Поэтому инвестиции домохозяйств в мгновенном и краткосрочном периодах могут представляться как неоптимальные или даже бессмысленные. Стратегии домохозяйств могут быть направлены на более длительный срок, по сравнению с плановым периодом фирм. В конце концов, бывают случаи, когда домохозяйства строят свое поведение с учетом необходимости обеспечить достойные условия жизни для детей и даже внуков. Домохозяйства используют конкретные пути перспективного планирования. Они включают решения о сбережениях и накоплениях собственности, получении потребительских кредитов, открытии собственного дела и др. Домохозяйства, как правило, ведут себя рационально, хотя их рациональность отличается от того, что характерно для деятельности фирмы. Следует также отметить, что в рамках домохозяйства отношения между его членами являются неофициальными. Эти отношения складываются с учетом родства, дружбы, добрососедства, этнических отношений, а также симпатии и антипатии. Отношения между членами домохозяйства обычно характеризуются взаимной помощью и поддержкой. С другой стороны, имеют место и неформальные отношения, так как происходит обмен услуг под видом «квази-рынка». Часто неформальный обмен не принимает денежного характера или деньги играют второстепенную роль, и отсутствие эквивалентности считается нормой. Такие отношения, по определению К. Поланьи, строятся по принципу взаимности (реципрокности), согласно которому издержки возмещения затрат могут быть отложены во времени, или будет переложены на другого агента, а не на непосредственного получателя средств. Значительная часть ресурсов вообще распределяется в виде безвозмездной материальной помощи. Мотивы домашних хозяйств могут быть «защитными» и «подлинными». Наибольший интерес представляет защитный мотив, который, согласно точке зрения польского исследователя К. Обухов-ского, содержит в себе противоречие между декларируемой целью и используемыми для её достижения инструментами, так что конкретные действия выявляют различные, часто скрытые от человека (или домохозяйства) цели [1].
ru Q м
КОНЦЕПТ
Бондаренко И. А. Специфика экономических отношений между домохозяйствами // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 03. - ART 75069. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75069.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 75069 УДК 330.117
Большое влияние на формирование потребностей домашних хозяйств оказывает система ценностей семьи, родительские ценности и значение других членов семьи, которые влияют на развитие системы жизненной ориентации детей. Текущие условия жизни формируют общие основы функционирования семьи, и ситуация внутри домохозяйства является и причиной, и следствием поведения его членов, характера деятельности домохозяйства. В настоящее время резко возросло влияние на домохозяйство институтов образования, здравоохранения и др., причём исходная концентрация внешних для домохозяйства институтов на главе семьи постепенно размывается, заменяется взаимодействием по-отдельности с членами домохозяйства.
Замена индивидуальных домохозяйств в научном исследовании и в экономической политике индивидами искажает информацию о домохозяйстве, поскольку невозможно судить о его положении по мнениям отдельных категорий населения, на которых отражаются особенности семейно-бытовых условий. По этому случаю, основатель социометрии Якоб Морено писал, что социальный атом - наименьший социальный элемент, но это не отдельный индивид [2].
Для принятия решений в домохозяйстве большое значение имеют и иные хозяйствующие субъекты, которые вступают в отношения с домохозяйствами, а также и отношения домохозяйств друг с другом. Прямые отношения между домохозяйствами различных видов проявляется в нескольких формах:
- неродственное обслуживание богатых домохозяйств членами менее обеспеченных. Экономические условия, не относящихся к неродственному обслуживанию, могут включать в себя выполнение услуг за деньги (оплата по договоренности), взаимовыгодный обмен услугами и бескорыстную (добрососедских, дружественных) помощь;
- материальная помощь богатых домохозяйств бедным. Наиболее часто эта помощь проявляется в виде пожертвований, предоставления различных финансовых услуг;
- междомохозяйственные отношения на основе социальной помощи и поддержки (использование тесных и дружеских отношений для устройства детей в престижные вузы, или чтобы получить хорошую работу);
- отношения в виде выплат различных видов финансовой помощи, установленной законодательством. Они включают алименты, связывая те домохозяйства, где были дети, с новым домохозяйством, в которые находятся оставившие их родители. Подобные отношения складываются между взрослыми детьми и родителями, которым первые выплачивают деньги;
- взаимодействие с помощью товарно-денежных отношений между домохозяйствами на земельном рынке, рынках продукции сельского хозяйства, жилья, автотранспорта.
Косвенные отношения проявляются без каких-либо прямых контактов между домохозяйствами. Партнеры могут даже не подозревать о существовании друг друга, тем не менее, связь между ними есть. Наиболее ярко эта зависимость проявляется в ситуациях, где распределяются те или иные общественные блага [3]. Ограниченность ресурсов приводит к тому, что группы домохозяйств с разными полученными долями общественного богатства оказываются взаимосвязаны: чем больше человек получает, тем меньше остаётся у других.
Междомохозяйственные отношения развиваются при условии родственной или территориальной близости домохозяйств. За исключением родственной помощи, экономические отношения по взаимному обслуживанию развиваться только в отно-
r\J ^ r\J
КОНЦЕПТ
Бондаренко И. А. Специфика экономических отношений между домохозяйствами // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 03. - ART 75069. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75069.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75069 УДК 330.117
сительно небольших территориальных сообществах, которыми являются сёла, поселки и др. В таких сообществах взаимодействия между домохозяйствами может быть регулярным, но в более крупные территориальные единицы такого рода взаимодействие обычно слабее.
Внутридомохозяйственные отношения, как правило, не экономического характера. Условием, определяющим потребление современного домохозяйства, служат сами потребностей его членов [4]. В этом случае потребности отдельных членов домохозяйства рассматриваются как одно целое. Удовлетворение потребностей отдельных членов домохозяйства происходит на основе традиций, вкусов, привычек, в то время как удовлетворение потребностей детей может быть на одном из первых мест. Но каждый из членов домохозяйства в определённой степени учитывает потребностей других его членов как свои собственные. Поэтому рыночные отношения не могут быть основой отношений внутри домохозяйства. В то же время многие аспекты поведения в домашней экономике регулируются такими же законами, как и экономика в целом. Главной задачей домохозяйства является повышение потенциала членов домохозяйств для рационального использования ресурсов в условиях роста потребностей и ограниченных возможностей их удовлетворения [5]. Она призывает людей к разумной организации домашнего труда, эффективности использования ресурсов в хозяйстве, формированию оптимальной потребности. Таким образом, перед домохозяйством возникают следующие две задачи: 1. Наиболее полное удовлетворение потребностей и желаний всех членов домохозяйства. Каждый член домохозяйства имеет свои интересы и потребности, они меняются в зависимости от возраста, образования, размера дохода, моды и др. 2. Рациональное использование ресурсов, имеющихся в распоряжении домохозяйств. Сформулируем некоторые основные требования, вытекающие из теории рационального выбора, которые касаются рыночного поведения домохозяйств:
1. Домохозяйства и их члены являются агентами, которые делают рациональный выбор, проявляющийся в стремлении к оптимизации. Обладая различными видами ресурсов, они ставят своей целью получить максимально возможные шансы в жизни.
2. Агенты стремятся минимизировать риски, распределяя ресурсы между несколькими сферами. Поведение домохозяйств напоминает предусмотрительного инвестора, пытающегося обеспечить устойчивую прибыль и минимизировать риск формирования инвестиционного портфеля. Аналогичным образом, домохозяйства создают «портфельные инвестиции» [6] или сосредоточиваются на многоканальной модели воспроизводства, которая особенно полезна в среде, характеризующейся волатильностью и непредсказуемостью. В домохозяйстве ответственности неизбежно является общей, если решения принимаются совместно. Недостаточный самоконтроль в домашних хозяйствах может привести к индивидуальной или групповой безответственности. Если домохозяйство принимает иное решение, а не коллегиально, то появляется возможность расхождения решений и ответственности. Некоторые люди принимают решения, а придется отвечать другим.
3. Людей изменяют свое поведение при изменении издержек и выгод. Другими словами, они реагируют на изменение экономической ситуации. Это вполне естественно и даже может показаться очевидным, что рациональное при одних условиях, учитываемых при принятии экономических решений, перестает быть таковым, когда условия меняются и требуются новые решения [7]. Это касается не только таких состояний, как цель или доход, а также и всех других.
PU г М
КОНЦЕПТ
Бондаренко И. А. Специфика экономических отношений между домохозяйствами // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 03. - ART 75069. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75069.htm. - Гос. рег. Эл № научно-методический электронный журнал фс 77~49965- ~ISSN 2304-120Х.
ART 75069 УДК 330.117
4. Обмен благами помогает всем улучшить свое благосостояние. До сих пор считалось, как люди принимают самостоятельно экономические решения. В реальности, многие решения принимаются совместно. Во-первых, они включают в себя решения, принятые в рамках домохозяйства. При совместном использовании внутри домохозяйства происходит не только расширение рамок задач управления, но и зона свободных средств. К альтернативам, зависящим непосредственно от каждого индивида или домохозяйства, добавляются варианты, связанные с возможностью получения конечных благ или ресурсов. Понятно, что даром никто не дает, но возможен взаимовыгодный обмен. Каждый отдает благо, менее полезное для достижения своих целей (меньшую потребительную стоимость, которая, напомним, всегда индивидуальна), в обмен на более полезные блага по субъективной оценке [8]. В период социальной трансформации новые отношения создаются как результат коллективной индивидуальной стратегии для использования имеющихся ресурсов. Инсти-туционализируясь, новые отношения становятся социальной структурой.
Таким образом, осуществить анализ домохозяйства с точки зрения рациональности довольно сложно, так как это зависит от соблюдения двух основных принципов: рыночного и непосредственно общественного. Первый принцип заключается в том, что домохозяйствам присущи индивидуализм, некоторая обособленность от других домохозяйств. Каждый, кто принадлежит к другим людям и другому домохозяйству, рассматривается как чужой. Экономической основой такой обособленности является частная собственность на факторы производства: средства производства, землю, труд и др. Так люди и семьи, которые находятся не внутри сообщества, семей рассматриваются в качестве частных собственников в отношении к другим частным собственникам.
Ссылки на источники
1. Обуховский К. Психология влечений человека. - М.: 1977. - С. 123.
2. Цит по: Лейти Г. Психодрама, теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. - М.: 1994. - С. 38-39.
3. Социальное ответственное инвестирование как инструмент трансформации ценностных ориентиров бизнеса // Человеческий капитал. - 2011. - № 11. - С. 89.
4. Крючкова О. М. Устойчивые инвестиции - новое направление в развитии финансовых рынков // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 5-2. - С. 157.
5. Чарахчян К. К. Влияние изменений структуры экономики на темпы экономического роста страны // Теория и практика общественного развития. - 2014. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21405013 (дата обращения 21.11.2014).
6. Бережная Е. В. Проблема саморегулирования предпринимательства в условиях инновационной экономики России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. -URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21691700 Дата обращения 21.11.2014].
7. Асланова О. А. Социальное самочувствие пожилых людей в современном информационном обществе // Общество и право. - 2011. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17305795 (дата обращения 21.11.2014).
8. Форзун Е. А. Методологические подходы к исследованию управления качеством жизни населения региона // Управление инновационным развитием современного общества: тенденции, приоритеты: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные закономерности. - 2014. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22421646 (дата обращения 21.11.2014).
Irina Bondarenko,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Armavir State Pedagogical Academy, Armavir bonir55@mail.ru
Specifics of economic relations between households Abstract. Mezhdomohozyaystvennye relations and exchanges occupy com-
977230412015915
КОНЦЕПТ
Бондаренко И. А. Специфика экономических отношений между домохозяйствами // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 03. - ART 75069. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75069.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75069 УДК 330.117
pletely separate the isolated "niche" in the relations of economic agents. They both commodity-market and public-planned. Their influence on the position and household well-being the same ambiguous, but in an underdeveloped market economy in Russia, these relations are basic.
Key words: household midamoronline exchanges, reciprocity, direct and KOs-governmental relations of the household.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
(Vi "7 «j