КОНЦЕПТ
Крючкова О. М., Гузенко А. Д. Социально ориентированный бизнес: тенденции и пути развития // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 03. - ART 75068. 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75068.htm.
Гос' Рег- Эл № ФС 77-49965 - ISSN 2304-120Х.
ART 75068 УДК 336.7
Крючкова Ольга Михайловна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и финансового права Армавирского института социального образования (филиала) ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Армавир zinchenkoo@mail.ru
Гузенко Алексей Дмитриевич,
студент I курса магистратуры направления «(государственное и муниципальное управление» Армавирского института социального образования (филиала) ФГБОУ ВПО «(Российский государственный социальный университет», г. Армавир guzenko.90@inbox.ru
Социально ориентированный бизнес: тенденции и пути развития
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются основные направления развития социального бизнеса, дается его понятие как экономической категории. Представлено развитие элементов социального бизнеса, их классификация. Ключевые слова: социальный бизнес, устойчивое инвестирование, социальное предпринимательство, корпоративная социальная ответственность. Раздел: (04) экономика.
Большинство развитых стран Западной Европы и Америки в вопросах социального обеспечения граждан руководствуются принципами теории «государства всеобщего благоденствия». Согласно данным принципам, именно государство должно обеспечивать социальные гарантии населения путем регулирования экономики и финансирования крупных социальных проектов. При этом именно органам государственной власти отводится определяющая роль в выборе конкретных путей осуществления социальной поддержки населения.
Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., положил начало тенденции снижения государственных расходов, в том числе и на социальную сферу. Стал очевидным тот факт, что государственная власть не может справиться с массой социальных проблем только своими силами. Возникла естественная, продиктованная объективными факторами, необходимость пересмотра роли корпоративного сектора в решении задач по социальному обеспечению населения. В данном случае идет речь о социальном бизнесе, как о широком понятии, включающем в себя различные частные структуры. Целями таких структур являются: оказание благоприятного воздействия на общество в целом; решение острых социальных проблем; ведение предпринимательской деятельности с учетом общественных интересов. Социально ориентированный бизнес включает в себя следующие категории, представленные на рис. 1:
1. Социальное предпринимательство - коммерческая деятельность, направленная на решение или смягчение социальных проблем. Такая деятельность отличается от благотворительности условиями самоокупаемости и финансовой устойчивости [1].
2. Устойчивое, или социально ответственное инвестирование. Целями инвестирования здесь выступают увеличение доходности, скорректированное с учетом риска, позитивное воздействие на социальную среду путем распределения капитала и включения своих ценностей в процесс инвестирования [2].
3. Организации, руководствующиеся в ходе своей деятельности принципами корпоративной социальной ответственности. Такие компании возлагают на себя до-
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Крючкова О. М., Гузенко А. Д. Социально ориентированный бизнес: тенденции и пути развития // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 03. - ART 75068. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75068.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 75068 УДК 336.7
полнительную ответственность за влияние своей деятельности на общество и окружающую среду [3].
Рис. 1. Структура социально ориентированного бизнеса
На настоящем этапе развития социального бизнеса сложилась определенная обеспечивающая инфраструктура (рис. 2). К ее элементам можно отнести: законодательное регулирование деятельности социальных предпринимателей; меры государственной поддержки социально ориентированных коммерческих проектов; социальные биржи и объединения социальных инвесторов (к примеру, «Глобальная сеть социальных инвесторов», «Бразильская биржа социальных и экологических инвестиций» и «Южно-Африканская биржа социальных инвестиций»); образовательные программы для будущих социальных предпринимателей [4].
Рис. 2. Инфраструктура социального бизнеса
Социально ориентированный бизнес, как феномен современной экономики, возник под влиянием различных факторов. Во-первых, таким фактором служит тенденция отхода от традиционной благотворительности в пользу социально ответственного инвестирования. Связано это с естественным желанием инвестора получить прибыль от своих вложений, а также с возможным отсутствием прозрачности в отчетах об использовании средств благотворительными фондами [5]. Во-вторых, пониманием бизнес-структурами всех выгод от социальных вложений и ведения социальной предпринимательской деятельности. К положительным моментам относится повышение репутации, признание успехов на социальном поприще от государственных и общественных структур. В-третьих, осознание предпринимателями своих достаточно широких возможностей в деле решения социальных проблем. Предприниматели представляют собой наиболее активную часть гражданского общества, обладают ресурсами и возможностью их привлечения для своих целей. При этом предпосылкой для создания именно социально ориентированного бизнеса могут быть не только альтруистические взгляды предпринимателя, но и возможность получения прибыли на новом сегменте рынка.
КОНЦЕПТ
Крючкова О. М., Гузенко А. Д. Социально ориентированный бизнес: тенденции и пути развития // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 03. - ART 75068. 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75068.htm.
Гос' Рег- Эл № ФС 77-49965 - ISSN 2304-120Х.
ART 75068 УДК 336.7
Важнейшим условием формирования социально ориентированного бизнеса как явления в современной экономике, можно назвать благоприятную внешнюю среду. При этом важно, чтобы дружественной была как среда прямого воздействия, так и макросреда. Отечественные эксперты называют инновационность одним из ключевых параметров социального предпринимательства. Таким образом, потребителю зачастую предлагается уникальный товар или услуга. В данном случае также минимизируется влияние конкурентов. Социальные предприниматели открывают новые рынки труда, привлекают трудовые ресурсы из категорий людей с ограниченной трудоспособностью (данное условие характерно как для отечественного, так и для зарубежного социального предпринимательства). Из факторов косвенного воздействия наиболее важными являются: стабильная экономическая ситуация в стране; развитое инвестиционное законодательство; проработанные механизмы государственной поддержки социально ориентированного бизнеса. При условии благоприятствующего отношения государства и должного внимания общественных структур, социально ориентированный бизнес сможет развиваться и выполнять свои цели и задачи, способствуя, в конечном итоге, повышению благосостояния общества.
Практика европейских стран доказывает важность наличия благоприятной внешней среды для успешной реализации социальных бизнес-идей. Одной из основных тенденций развития социального бизнеса в развитых странах является масштабная поддержки данного сектора исполнительными и законодательными органами власти [6]. Правительства стран Запада осознают всю полноту и важность решения социальных проблем. Но также для них становится очевидной невозможность решения таких проблем за государственный счет. На самом высоком уровне власти в таких странах признается необходимость разработки систем государственно-частного партнерства, целью которых будет являться своеобразное разделение ответственности за достойное социальное обеспечение граждан. При этом можно отметить три основные тенденции: во-первых, законодательное закрепление особого статуса социально ориентированной предпринимательской деятельности и активная государственная поддержка; во-вторых, выбор социально ориентированных предприятий в качестве поставщиков социальных услуг населению; в-третьих, развитие социально ответственного инвестирования в различных формах.
Законодательное закрепление особого статуса социально ориентированной коммерческой деятельности является важным шагом к достижению взаимопонимания между субъектами социального бизнеса и органами власти. Бизнес получает признание своей роли в решении наболевших проблем, а государство, в свою очередь, привлекает потенциальных социальных предпринимателей. В качестве успешного примера реализации таких планов можно привести опыт Великобритании. В январе 2013 г. в этой стране вступил в силу Закон о социальных благах [7]. Он предполагает более широкое включение частного сектора в процесс оказания социальных услуг населению. Аутсорсинг социальных услуг вкупе с повышенным вниманием к продукции социальных предпринимателей при проведении государственных тендеров позволяет создать уникальную на данный момент систему поддержки социально ориентированных инициатив корпоративного сектора. Помимо этого, в Великобритании действует государственная программа обучения, направленная на повышение возможностей участников для успешного старта социально ориентированного предприятия. Активно развивается инфраструктура социального бизнеса. Инвестиционный банк "Big Society Capital" специализируется на финансировании социально ориентированных бизнес-пректов. Миссия банка подразумевает повышение возможно-
м Q м
КОНЦЕПТ
Крючкова О. М., Гузенко А. Д. Социально ориентированный бизнес: тенденции и пути развития // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 03. - ART 75068. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75068.htm. -
Гос' Рег- Эл № ФС 77-49965 - ISSN 2304-120Х.
ART 75068 УДК 336.7
стей социальных предприятий, благотворительных и волонтерских организаций для решения социальных проблем и «увеличение общественных инвестиций» [8]. Интерес крупных инвесторов, как элемент благоприятной внешней среды функционирования социального бизнеса, свидетельствует об успешности мероприятий по развитию государственно-частного партнерства.
Успешные примеры функционирования социально ориентированных коммерческих структур можно найти и в других европейских странах. В Италии получили распространение «социальные кооперативы», организации-поставщики социальных услуг, либо предприятия с преобладающим числом сотрудников из социально незащищенных слоев населения. Практика законодательного утверждения статуса социальных кооперативов нашла применение и в Польше. По «Закону о социальных кооперативах» такую организацию могут создать слабо защищенные в социальном плане категории граждан (безработные, освобождённые из заключения, беженцы, инвалиды). При этом принципами функционирования таких сообществ являются предпринимательская активность, добровольность и открытость членства и сотрудничество между кооперативами. На начальном этапе деятельности, закон предполагает оказание определенной финансовой поддержки, как от местных властей, так и от Европейского социального фонда.
Для стран Европы характерно законодательное закрепление статуса социального бизнеса в той или иной его форме. Позитивные моменты безусловны: бизнес чувствует поддержку власти и действует более смело; законодательные инициативы привлекают внимание общественных структур; потенциальные потребители социальных услуг также имеют возможность получить их в необходимом объеме без возможных бюрократических процедур. Но возможны и негативные факторы: закон ставит социальных предпринимателей в жесткие рамки, несоответствие которым будет означать невозможность получения государственной поддержки; отсутствие четких определений «социального эффекта» или «социальной пользы» ведет к возможной неопределенности целей социального бизнеса; потенциальные потребители социальных услуг могут почувствовать себя «брошенными» со стороны государства. Для того чтобы избежать таких негативных тенденций необходимо широкое привлечение к обсуждению законодательных инициатив общественных структур. Их планомерная работа совместно с органами государственной власти и представителями бизнеса позволит добиться качественного прогресса в обсуждении актуальных вопросов. Примером такого сотрудничества может служить Великобритания, где согласно упомянутому выше закону, власти обязаны проводить соцопросы населения и привлекать экспертов по общественному мнению в ходе своей деятельности [9]. В целом, опыт европейских стран показывает важность государственных инициатив в области развития социально ориентированного бизнеса.
Отдельный интерес представляет взаимосвязь различных аспектов социального бизнеса. Необходимо выделить первичную роль социальных предпринимательских инициатив. Выражаются они в двух формах: в форме социального предпринимательства в чистом виде и в форме корпоративной социальной ответственности. Эти два явления развивались параллельно.
Социальное предпринимательство представляет собой коммерческую деятельность, направленную на решение социальных проблем. При этом достигается оптимальное соотношение экономической выгоды от такой деятельности и социального полезного эффекта. Директор Центра развития социального предпринимательства Университета Дьюка, Грегори Диз, выделяет ряд характерных особенностей, опреде-
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
Крючкова О. М., Гузенко А. Д. Социально ориентированный бизнес: тенденции и пути развития // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 03. - ART 75068. 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75068.htm.
Гос. Рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75068 УДК 336.7
ляющих социальное предпринимательство: принятие на себя миссии создания и поддержания социальной ценности; выявление и использование новых возможностей для реализации выбранной миссии; осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения; решительность действий, не ограничиваемая располагаемыми на данный момент ресурсами; высокая ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности - как перед непосредственными клиентами, так и перед обществом [10]. Социальный эффект может быть достигнут различными путями, например созданием рабочих мест для недостаточно защищенных в социальном плане групп населения или оказанием социальных услуг гражданам. Социальное предпринимательство получило свое развитие в процессе изменения системы ценностей представителей корпоративного сектора. Вследствие роста масштабов явления, все большего внимания со стороны общественных и государственных структур, становится очевидным важный факт: показатели прибыли более не имеют абсолютного приоритета перед показателями социальной и экологической эффективности.
Корпоративная социальная ответственность представляет собой систему учета интересов общества в ходе ведения предпринимательской деятельности. Она подразумевает расширение обязательств хозяйствующего субъекта за рамки, предусмотренные законодательством. Принципы корпоративной социальной ответственности подразумевают учет интересов местных сообществ и прочую деятельность, направленную на благо общества, например благотворительность или волонтерские программы. В настоящее время все большее число компаний, в том числе и отечественных, руководствуется такими принципами. Такая деятельность идет на пользу и самой компании, как минимум, оказывая благотворное влияние на ее репутацию. Но существуют и спорные моменты. Некоторые компании могут попытаться скрыть негативный эффект от своей деятельности, прикрываясь принципами корпоративной социальной ответственности. В качестве примера можно привести скандал вокруг табачной компании "British American Tobacco Plc", которая осуществляла программы по профилактике ВИЧ/СПИД в Африке, одновременно умалчивая о последних исследованиях Всемирной организации здравоохранения в области никотиновой зависимости. Тем не менее, необходимо признать, что соответствие деятельности компании принципам корпоративной социальной ответственности несет благоприятный эффект как для нее самой, так и для общества и служит особым «сигналом» для инвесторов, желающих осуществить вложения средств в «ответственный» бизнес.
Объективные различия между двумя вышеописанными категориями состоят в путях достижения социальной эффективности. Социальное предпринимательство пытается решить проблемы, стоящие перед обществом, напрямую, посредством активной коммерческой деятельности, соответствующей определенным критериям. Компании, осуществляющие деятельность в соответствии с принципами корпоративной социальной ответственности, действуют с меньшим риском, вкладывая в социальные программы свободные средства. Но при этом и эффект от вложения таких средств будет менее значительным. Доказательством такого деления служит тот факт, что в сфере социального предпринимательства функционируют в основном малые предприятия, в тоже время практически каждая крупная корпорация считает своим долгом реализовать одну или несколько благотворительных программ. Тем не менее, рамки данных понятий могут быть весьма широкими. В случае с крупным бизнесом масштабы социальных программ будут зависеть от различных факторов (желаний и возможностей по осуществлению, возможной коммерческой выгоды, вероятного социального эффекта).
PU г M
КОНЦЕПТ
Крючкова О. М., Гузенко А. Д. Социально ориентированный бизнес: тенденции и пути развития // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 03. - ART 75068. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75068.htm. -
Гос' Рег- Эл № ФС 77-49965 - ISSN 2304-120Х.
ART 75068 УДК 336.7
Динамично развивающейся категорией социального бизнеса является социально ответственное, или устойчивое инвестирование. Задача устойчивого инвестирования - обеспечивать учет социальных и экологических факторов, а также оценивать и рассчитывать, насколько конкретная деятельность не только обеспечивает прибыльность, но и способствует поддержанию социальной справедливости и баланса в окружающей среде [11]. Очевидным становится превалирование факторов устойчивого развития над факторами прибыли. Фондовые биржи наряду с инвесторами также реагируют на новые тенденции. В настоящее время используются более ста индексов устойчивого развития, которые помогают инвесторам принимать решения о вложении своих средств [12]. Наиболее известными являются индексы Dow Jones Sustainability Index, Johannesburg Stock Exchange Socially Responsible Index, семейство индексов FTSE4Good. Благодаря их применению, инвестор может исключить неподходящие компании (изготовители оружия, табачные компании и т. д.) и выявить соответствующие критериям деятельности по защите окружающей среды, социальной политики, соблюдению прав человека [13].
Становится очевидным важный факт: корпоративный сектор экономики способен оказывать позитивное влияние на развитие общества. Именно бизнес, обладая необходимыми финансовыми ресурсами, мобильностью в их использовании, возможностью привлечения данных ресурсов и инновационностью предпринимательских подходов [14], может решать острые социальные проблемы в обществе. Пример стран Западной Европы наглядно показывает, чего может добиться частный сектор. Несомненно, речь идет не о подмене функций государства в вопросах социального обеспечения граждан. Но современная ситуация характеризуется тем, что государство самостоятельно не может обеспечить социальными благами всех нуждающихся. Корпоративный сектор, при должной поддержке со стороны государственной власти, способен выполнять ряд социальных задач. По сути, социальный бизнес представляет собой новую ступень развития государственно-частного партнерства. Основополагающим критерием сотрудничества в данном случае будет являться достижение показателей социальной эффективности в той или иной области. Выгоду от такой кооперации получат все заинтересованные стороны. Государство сможет разделить часть ответственности за социальное обеспечение с бизнесом. Бизнес, в свою очередь, получит доступ к новым сегментам рынка, существенную поддержку государства, возможность реализовать свою социальную миссию. Для общества плюсы будут заключаться в расширении спектра оказываемых социальных услуг и в конечном итоге к росту благосостояния и социальной устойчивости.
Ссылки на источники
1. Глоссарий портала фонда «Наше Будущее». - URL: http://www.nb-forum.ru/glossary?liter=%d1(дата обращения: 15.10.2014).
2. Крючкова О. М. Устойчивые инвестиции - новое направление в развитии финансовых рынков // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 5-2. - С. 155.
3. Grayson D. and Hodges A. (2004) Corporate Social Opportunity! Seven Steps to Make Corporate Social Responsibility. Work for your Business. С. 10-11. - URL: https://clck.ru/9LWV4 (дата обращения:15.10.2014).
4. Зверева Н. Социальное предпринимательство: новые веяния и пути развития. - С. 38, 40.
5. Шматкова Е. М. Социальное предпринимательство как часть бизнеса и гражданского общества. -С.144.
6. Зверева Н. Указ. соч.
7. Public Services (Social Value) Act 2012. - URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2012/3/enacted (дата обращения: 15.10.2014).
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 75068 УДК 336.7
Крючкова О. М., Гузенко А. Д. Социально ориентированный бизнес: тенденции и пути развития // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 03. - ART 75068. 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75068.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
- 2011. -
8. Big Society Capital An overview Ludlow 13 October 2011. http://www.bigsocietycapital.com (дата обращения: 15.10.2014).
9. Public Services (Social Value) Act 2012.
10. Big Society Capital An overview Ludlow 13 October 2011.
11. Крючкова О. М. Указ. соч.
12. Бобылев С. Н. Индикаторы устойчивого развития для России. - 2012. - С. 9. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/indikatory-ustoychivogo-razvitiya-dlya-rossii (дата обращения: 15.10.2014).
13. Чарахчян К. К. Влияние изменений структуры экономики на темпы экономического роста страны // Теория и практика общественного развития. - 2014. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21405013 (дата обращения 21.11.2014).
14. Бережная Е. В. Проблема саморегулирования предпринимательства в условиях инновационной экономики России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. -URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21691700 (дата обращения 21.11.2014).
Olga Kryuchkova,
Candidate оf Economics Sciences, Associate Professor of Department of Economics, Management and Finance Law, Armavir Institute for Social Education (branch) Russian state social University, Armavir zinchenkoo@mail.ru Alexei Guzenko,
master's student 1 course direction "State and municipal management" Armavir Institute for Social Education (branch) Russian state social University, Armavir guzenko.90@inbox.ru
Socially oriented business: trends and ways of development.
Abstract. In this article the basic directions of development of social business, given its concept as an economic category. Presented by the development of elements of social business, their classification. Key words: social business, sustainable investment, social entrepreneurship, corporate social responsibility.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
(Vi "7 «j
977230412015915