Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЛЬФЕДЖИО» В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ'

СПЕЦИФИКА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЛЬФЕДЖИО» В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
преподавание сольфеджио / педагогический университет / функции сольфеджио / подготовка будущих учителей музыки. / teaching solfeggio / Pedagogical University / solfeggio functions / preparation of future music teachers.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демир М.И., Демир У.Б.

В статье освещены вопросы преподавания сольфеджио в педагогических университетах. Рассматривается специфика содержания обучения и ее направленность на развитие музыкально-перцептивных способностей и музыкального мышления студентов, практического освоения ими музыкально-теоретических понятий и навыков оперирования внутренними слуховыми представлениями, на воспитание музыкального вкуса, навыков самостоятельного освоения музыкального материала и его исполнительской интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE DISCIPLINE "SOLFEGGIO" IN THE PREPARATION OF FUTURE MUSIC TEACHERS

The article highlights the issues of teaching solfeggio in pedagogical universities. The article examines the specifics of the content of education. Its focus on solving the student issues of developing musical-perceptual abilities and musical thinking, their practical mastering of musical-theoretical concepts and skills of operating with internal auditory ideas, fostering musical taste, skills of independent mastering of musical material and its performing interpretation.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЛЬФЕДЖИО» В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ»

wieku. Warszawa, 2005. Vol. 4. S. 458.

34. Stasiak M. K. Refleksje wokol poj^cia podmiotowosci, [w:] Civitas Hominibus. Rocznik filozoficzno-spoleczny. Lodz: Wyd.WSHE, 2006. Cz. 1.

35. Trzopek J. Na tropach podmiotu: Mi^dzy filozoficznymi a empirycznymi uj^ciami podmiotu: [monografia]. Krakow: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellonskiego, 2013. 388 s.

36. Zarzecki L. Teoretyczne podstawy wychowania teoria i praktyka w zarysie. Jelenia Gora: Karkonoska panstwowa szkola wyzsza, 2012. 146 s.

37. Zubrzycka-Maci^g T. Uczen jako podmiot/przedmiot oddzialywan pedagogicznych we wspolczesnej szkole. Edukacja - Technika - In-formatyka. 2018. nr 3/25. S. 159-164. DOI: 10.15584/eti.2018.3.22

СПЕЦИФИКА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЛЬФЕДЖИО» В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

МУЗЫКИ

Демир М.И.

кандидат педагогических наук, Преподаватель Агрыйского педагогического университета имени Ибрагима Чечена, Турция

Демир У.Б. кандидат педагогических наук, Заведующий кафедрой музыки Агрыйского педагогического университета имени Ибрагима Чечена, Турция

THE SPECIFICS OF THE DISCIPLINE "SOLFEGGIO" IN THE PREPARATION OF FUTURE

MUSIC TEACHERS

Demir M.,

Phd of Pedagogical Science. Asst. Prof. Agri Ibrahim Qegen (Pedagogical) University, Turkey

ORCID: 0000-0003-3095-8650 Demir U.

Phd of Pedagogical Science. Asst. Prof. Agri Ibrahim Qegen (Pedagogical) University, Head of the Department of Music Education Turkey ORCID: 0000-0002-9329-1403

Аннотация

В статье освещены вопросы преподавания сольфеджио в педагогических университетах. Рассматривается специфика содержания обучения и ее направленность на развитие музыкально-перцептивных способностей и музыкального мышления студентов, практического освоения ими музыкально-теоретических понятий и навыков оперирования внутренними слуховыми представлениями, на воспитание музыкального вкуса, навыков самостоятельного освоения музыкального материала и его исполнительской интерпретации.

Abstract

The article highlights the issues of teaching solfeggio in pedagogical universities. The article examines the specifics of the content of education. Its focus on solving the student issues of developing musical-perceptual abilities and musical thinking, their practical mastering of musical-theoretical concepts and skills of operating with internal auditory ideas, fostering musical taste, skills of independent mastering of musical material and its performing interpretation.

Ключевые слова: преподавание сольфеджио; педагогический университет; функции сольфеджио; подготовка будущих учителей музыки.

Keywords: teaching solfeggio; Pedagogical University; solfeggio functions; preparation of future music teachers.

Важнейшие задачи в подготовке будущих учителей музыки - развитие слуха и музыкального мышления, формирование музыкально-теоретических знаний, а также - навыков практического, в том числе - творческого музицирования. Их целенаправленное решение осуществляется на занятиях сольфеджио - обязательной дисциплины для музыкантов всех специальностей.

Многообразие задач, которые должны решаться на занятиях сольфеджио, определяют сложную, разноплановую компонентную структуру содержания обучения, которая включает в себя интонационные упражнения, направленные на совершенствование чувства ритма и лада, теоретическое и музыкально-практическое усвоение звуко-

рядов, интервалов, аккордов, формирование навыков одноголосного и многоголосного пения по нотам, транспонирования, пения с аккомпанементом, творческих умений - импровизации, варьирования, аранжировки мелодии и др.

Многокомпонентность дисциплины представляет достаточную сложность для организации учебного процесса: с одной стороны, необходимо, чтобы каждая из разновидностей содержания обучения усваивалась в своей специфической последовательности, с другой стороны - чтобы все направления работы были скоординированы между собой. Сложность координации разнородного учебного материала связана и с тем, что некоторые его виды являются относительно самостоятельными. Так, например, можно усвоить весьма сложные ритмические элементы и обладать слабо развитым ладовым чувством; можно научиться петь по нотам, но не уметь импровизировать и т. д.

Решение этих задач возможно благодаря планированию учебного процесса на основе внутри-предметной связи и междициплинарной координации, воплощенных в разработанных структурно-логических схемах [6]. Центральным звеном планирования является овладение навыками целостного характера, а именно - репродуктивно-ис-полнительского и творческого музицирования на художественно-содержательном уровне.

Основой такого планирования учебного процесса становится логика усложнения интонационных комплексов, а также видов деятельности, направленных на их освоение. К первым относятся, например, звукоряд, интервал, ритмический рисунок, гармонический элемент, фактура и т. д. В основе второго лежит известное положение о том, что каждый интонационный компонент в процессе освоения проходит различные стадии и «прорабатывается» в разнообразных, последовательно усложняющихся видах деятельности.

В наиболее общем виде последовательность процесса овладения субъективно новой информацией состоит из этапов ознакомления, усвоения на уровне элемента, репродуктивно-самостоятельного использования и, наконец, творческого применения. Рассмотрим, как на сольфеджио протекает процесс овладения музыкальным материалом, и каким образом согласованность разных компонентов содержания обучения реализуется в конкретных формах учебной деятельности.

Ознакомление с интонационным материалом, как правило, происходит в процессе восприятия музыкального произведения или его фрагмента, реже - в первых попытках его исполнения. В целом этот процесс представляет собой переход от общего первоначального впечатления к более детализированному восприятию. На этом этапе формируются первые обобщенные звуковые образы, или, по выражению Б. М. Теплова, «первичные слуховые представления» [5]. Возникая под непосредственным влиянием услышанного, эти слуховые образы, как правило, еще недостаточно отчетливы и прочны. Одновременно в первичном восприятии

возникают и общие, преимущественно интуитивные, представления о выразительных возможностях интонационного комплекса, о его роли в создании музыкального образа.

Усвоение учебного материала можно охарактеризовать как процесс формирования навыков самостоятельного музицирования [3]. Известно, что усвоение протекает в противоположном развитию восприятия направлении, т. е. от частного к общему. Исследователи и методисты указывают, что этот процесс содержит в себе три взаимосвязанные задачи: отработку навыка исполнения интонационного комплекса, закрепление его внутреннего слухового образа и теоретическое осознание, обобщение в понятиях и терминах. Кроме того, отмечается и важность последовательного перехода от усвоения интонационного материала на первом, элементарном уровне - уровне относительно самостоятельных элементов, к освоению заданий более высокого, второго уровня, который состоит в объединении осваиваемого элемента с другими интонационными комплексами в единые структуры, в его использовании в разнообразных интонационно-образных ситуациях. Переход от первого ко второму уровню представляет собой процесс формирования навыков самостоятельного музицирования на все более усложняющемся интонационном материале [1; 2].

Рассмотрим более детально задачи, которые возникают на этих уровнях.

На первом уровне - уровне усвоение материала как относительно самостоятельной интонации, процесс осуществляется в виде интонационно-подготовительных упражнений или дидактических игр. Значимость подготовительных упражнений состоит в том, что именно в них формируются прочные исполнительские навыки и слуховые представления, обобщающие их понятия и определения. На базе последних становится возможным гибкое, свободное использование приобретенных слуховых представлений и навыков исполнения в музыкально-художественной деятельности.

Роль вспомогательных упражнений довольно полно и точно определил Э. Назайкинский, который пишет: «Упражнения не дают застояться мышцам и слуху в моменты, не связанные с ответственной, основной деятельностью. Они, нередко за счет художественности, создают особый профессиональный запас прочности, обеспечивающий легкость, уверенность, чувство свободы при сочинении, исполнении, интерпретации музыки. Их эффективность зависит лишь от того, насколько органично они связаны с основной профессиональной деятельностью» [4, с.10].

Существенную роль в использовании упражнений играет их отбор из существующего многообразия, умение их последовательно усложнять в соответствии с задачами, которые решаются на занятиях в настоящий момент. Так, если речь идет об освоении звуковысотных комплексов, то акцент в упражнениях должен быть направлен на отработку техники качественного интонирования ладового

оборота, интервального скачка, того или иного аккорда, на формирование соответствующего внутреннего слухового образа, на формирование его «видения» на фортепианной клавиатуре.

Отработка заданий на вокальное и, параллельно, на инструментальное воспроизведение элементов должна способствовать их осознанному, теоретическому освоению. Последнее заключается как в анализе структуры и в обобщении искомого элемента в понятиях и терминах, так и в умении быстро и легко его узнавать в тексте, назвать и интонировать, определять по слуху, записывать. Необходимо также иметь в виду, что возможной (и желательной) уже на этом этапе является отработка интонационного материала не только в репродук-тивно-исполнительских, но и в конструктивно-творческих упражнениях, например, в мелодико-ритмическом варьировании на звуках заданного интервала, аккорда, звукоряда.

На втором уровне усвоения интонационного элемента происходит его осознание как части более крупных структур, обучение использованию данного интонационного комплекса в различных контекстах. На этом этапе ставятся задачи вычленения данного элемента в примерах для слухового анализа, его осознания в различных контекстах, умения выявить в тексте и исполнить. Важно, чтобы в заданиях второго уровня планомерно возрастала самостоятельность учащегося, его способность переходить от действий, требующих участия преподавателя, к использованию осваиваемого элемента самостоятельно. Музицирование, базирующееся на освоенных в подготовительных упражнениях интонационных комплексах, будет в этом случае строиться на уже имеющихся у студента слуховых представлениях и навыках исполнения, что позволит сосредоточить основное внимание на художественных аспектах разучиваемых музыкальных примеров.

Основные формы самостоятельного музицирования - это сольфеджирование музыкальных примеров «с листа», их исполнение и транспозиция по нотам и наизусть в пении и в игре на инструменте, разучивание и исполнение песен с аккомпанементом, подбор по слуху и др. Эти задания требуют от исполнителей умения анализировать ладовые, интервальные, метроритмические, гармонические особенности музыкального текста, осознавать его структуру.

Мы согласны с точкой зрения Н. Кён, которая акцентирует, что сольфеджио, помимо развивающих и обучающе-технических задач должно способствовать воспитанию музыкального вкуса студентов, чувства стиля, способности к самостоятельной исполнительско-выразительной интерпретации музыкальных примеров, используемых в качестве учебного материала. Исходя из этого, исполнение незнакомых примеров предваряется их общим обзором, эскизным анализом интонационных и структурных особенностей, формированием слуховых представлений и в результате исполнением в должном стиле, характере,

следовательно - в соответственных темпе, динамике, артикуляции, с логичной фразировкой [2]. Тем самым у студентов будет закрепляться отношение к сольфеджированию не как к техническому упражнению, а как к процессу создания музыкально-художественного образа. Воспитание такого отношения к воспроизведению музыкального текста - важная задача на пути профессионального становления будущего учителя музыки.

Творческое освоение учебного материала включает в себя два типа задач. Первый из них - это исполнительская интерпретация, которая выражается в самостоятельном выборе средств выразительности: темпа, динамики, агогики, средств артикуляции, в передаче структуры произведения, кульминаций разделов музыкального примера. Этот тип творчества может играть чрезвычайно важную роль в музыкальном развитии студентов, способствуя совершенствованию их художественного мышления. Второй тип творческих задач - это продуктивные формы, которые выражаются в создании новых или в варьировании заданных музыкальных форм. В их числе разнообразные виды обработки и переработки музыкального материала, в том числе его варьирование, комбинирование. Одна из наиболее эффективных форм творчества комбинаторного типа - это так называемая «регламентированная» импровизация, которая представляет собой собственно создание музыкальных структур на интонационном материале определенного элемента. Задания могут заключаться не только в комбинировании и варьировании элементов, но и в апробации их выразительных возможностей (в отличие от художественно-творческих заданий, в которых ведущими, как правило, являются задачи создания образа, настроения, характера).

Вышеупомянутая логика процесса обучения отражается на структуре и формах обучения на сольфеджио. В соответствии с этим основные виды учебной деятельности могут быть сгруппированы следующим образом:

- интонационно-подготовительные упражнения;

- самостоятельно-репродуктивные формы музыкальной деятельности;

- учебно-творческие формы музицирования.

Интонационно-подготовительные упражнения

планируются педагогом в зависимости от темы занятий и этапа усвоения элемента. По характеру и содержанию подготовительные упражнения делятся на ритмические, ладовые, интервальные, аккордовые, полифонические и фактурные. По уровню усвоения, по характеру действий целью подготовительных упражнений могут быть: отработка техники озвучивания; формирование навыка произвольного оперирования интонационным материалом в его различных комбинациях; умение использовать осваиваемые интонационные элементы в различных комбинациях. Таким образом, в зависимости от задач и этапа усвоения учебного материала, упражнения могут быть направлены на формирование исполнительского навыка, на запоминание интонационного элемента, на оперирование

внутренними слуховыми представлениями, на его теоретическое осознание, наконец - на его творческую переработку.

Самостоятельно -репродуктивное музицирование на сольфеджио осуществляется в таких формах, как: пение по нотам (в том числе - с листа) и наизусть одноголосия и многоголосия, а также их исполнения на инструменте; интонирование примеров гармонического и полифонического склада; вокально-инструментальное исполнение мелодий с аккомпанементом в сольфеджировании или с текстом; вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное транспонирование; подбор по слуху одноголосия и мелодий с сопровождением.

Творческое музицирование реализуется в исполнительской и продуктивной формах в следующих заданиях: исполнительская интерпретация фрагмента произведения, мелодии; метроритмическое, ладовое, мелодическое, гармоническое варьирование; регламентированная импровизация; аранжировка (ритмическая, многоголосная, вокально-инструментальная); создание аккомпанемента; подбор по слуху аккомпанемента и варьирование фактуры и др.

Выбор комплекса задач по усвоению определенной темы и определение их последовательности диктуются своеобразием конкретного учебного материала, однако общая логика их усложнения отвечает охарактеризованным выше этапам: ознакомление, освоение, самостоятельное применение, творческое использование. При этом подготовительные упражнения обеспечивают ознакомление и первоначальное усвоение интонационного материала, а дальнейшие задания - его осознанное использование в репродуктивно-самостоятельных и творческих формах.

Построенный таким образом учебный процесс обеспечивает постоянный переход от формирования технических навыков к художественной форме

их воплощения, от репродуктивного к творческому музицированию. Связь технологической и содержательной сторон в процессе занятий способствует осознанию студентами практической целесообразности приобретаемых умений и навыков и оказывает положительное воздействие на всестороннее музыкальное развитие, овладение практическими формами музицирования, совершенствование художественно-музыкальной деятельности будущих учителей музыки.

Список литературы

1. Карасева М. Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха. Москва: Композитор. 2002, 376 с.

2. Кён Н. Г. Стилистическое сольфеджио. Методическое пособие для студентов музыкально-педагогических заведений. Одесса. 2006, 136 с.

3. Кьон Н. Г., Мажара Т. В. Функцп соль-феджю у формуванш навичок самоспйного му-зикування студенлв музично-педагопчного нав-чального закладу. Науковий вюник ПДПУ iм. К. Д. Ушинського. Спецвипуск. Мистецька освгга: су-часний стан i перспективи розвитку. Одеса, 2007. Ч. 2, с. 45-51

4. Назайкинский Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. Восприятие музыки. Москва: Музыка. 1980, 256 с.

5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. Москва-Ленинград, 1947, 334 с.

6. Шип С. В. Музична форма ввд звуку до стилю: Навчальний поабник. Ки!в: Заловт 1998, 368 с.

7. Nikolai, H., Lynenko, A., Koehn, N., & Boichenko, M. (2020). Interdisciplinary Coordination in Historical-Theoretical and Music-Performing Training of Future Musical Art Teachers. Journal of History Culture and Art Research, 9(1), 225-235. DOI: http://dx.doi.org/10.7596/taksad.v9i1.2434

СВОБОДА ЯК ТРЕНД СУЧАСНО1 1Т-ОСВ1ТИ

€ршов М.-О.

AcnipaHm

Житомирського державного yHieepcumemy iMeHi 1.Я. Франка, Украша

https://orcid.org/0000-0002-6839-622X

FREEDOM AS A TREND OF MODERN IT-EDUCATION

Yershov M.

Pedagogic department PhD student, Zhytomyr Ivan Franko State University, Ukraine

Анотащя

Актуальнють дослвдження зумовлена юнуванням проблеми дефщиту ка^в для украшсько! 1Т-галуз^ необхщшстю аналiзу причин и виникнення та подолання. Аналiз статистичних, аналiтичних та наукових джерел засвiдчуe значну увагу науково! спiльноти Украши до особливостей тдготовки фахiвцiв для 1Т-сфери та актуалiзуe доцiльнiсть докорiнноi змши парадигми пiдготовки IТ-кадрiв, в основу яко! мае бути покладено щею виховання в№но!', креативно!, вiдповiдальноi, автономно! i мобiльноi особистостi. Це може бути досягнуто через: переосмислення сутносл IТ-освiти як соцiально-педагогiчного феномена, змшу пiдходiв до професiйноi орiентацii населення, оновлення освiтнiх програм, удосконалення системи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.