Итак, обозначим основные тезисы, касающиеся истории, современного состояния и актуальных методик совершенствования системы хореографического образования в Китае:
- несмотря на то, что история классического европейского танца имеет в Китае не очень давнюю историю, существует устойчивый интерес к этому виду искусства, а подготовкой исполнителей (артистов балета), постановщиков (хореографов) и педагогов (педагогов системы дополнительного и профессионального образования) занимаются высшие учебные заведения;
- современная программа подготовки специалистов в области классического хореографического искусства не предполагает углубленного изучения пластических искусств как важной составляющей искусства балета (сценография, костюмы) и художественного дискурса, который связан с историей балета как синтетического вида искусства;
- специфика традиционной и современной китайской культуры, столетия ориентированной на иные эстетические нормы, не позволяет китайскому обу-
Библиографический список
чающемуся воспринять специфику европейского хореографического искусства только на основе овладения технической составляющей (изучение классического танца) и методами обучения танцевальному искусству;
- отсутствие учебного модуля, ориентированного на комплексное углубленное изучения визуальной составляющей балетного искусства и истории художественного балетного дискурса, существенно понижает уровень компетентности выпускника, его профессионального мастерства, обедняет передачу образов на сцене и в педагогическом процессе;
- разработка модуля и его внедрение в программу подготовки исполнителей (артистов балета), постановщиков (хореографов) и педагогов (педагогов системы дополнительного и профессионального образования) позволит сформировать систему устойчивых представлений о месте и роли пространственных искусств в балете и понимание специфики «кода культуры», оказавшего влияние на специфику эстетики европейского классического балета, его образов и особенностей исполнительского мастерства.
1. Вац А.Б. Религиозно-ритуальные аспекты китайского танцевального искусства. Диссертация ... кандидата философских наук. Санкт-Петербург, 2012.
2. Ван Х., Шиян Я. Обзор историографии развития китайского танца (1919 - 2019). ^S^JM. Музыка и исполнение. Обучение танцам. 2019; № 04: 151 - 159.
3. Чэнь Цзин Становление художественно-педагогической традиции китайского классического танца. Вестник МГУКИ. 2012; № 2 (46): 112.
4. Гу Б. Развитие и перспективы китайского балета. Диссертация ... кандидата искусствоведческих наук. Пекин. 2007.
5. Тянь Х. Об интеграции преподавания танца и традиционной культуры. «М№ЦЩ-». Дом драмы. 2019; № 23: 204.
6. Инь Б. Особенности и проблемы изучения классического танца в китайском вузе. Мир, науки, культура, образования. 2019; № 4 (77): 39 - 41.
7. Лун И., Сюй Эр. Теория танца и значение танцевальных навыков в обучении танцам - рецензия на книгу «Введение в хореографическое искусство». ШШМ KSR® Яй^й. Национальный педагогический институт имени Мери Хуана Цяньнаня. 2019; № 5: 36.
8. Ван С. Исследования по содержанию и методике преподавания курса истории танца в художественных колледжах. SÄS? (WB^S^^^Ä) 2016 2 Я. Новый голос YUE - FU. Академический журнал музыкальной консерватории Шэньяна. 2016; № 2: 184 - 186).
9. Вац А.Б. Особенности осмысления танцевального искусства в китайской теоретической мысли. Мир науки, культуры, образования. 2011; № 6 (31): 461 - 464.
10. Чэнь Цз. Педагогическая специфика обучения классическому национальному танцу в средней школе Китая. Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012; № 1-2: 99 - 105.
11. Ли Я. Исследование танцевальной практики проекта «Высокое участие» Пекинской академии танца. ^S^JM. Музыка и исполнение. Обучение танцам. 2019; № 4: 160.
References
1. Vac A.B. Religiozno-ritual'nye aspekty kitajskogo tanceval'nogo iskusstva. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Sankt-Peterburg, 2012.
2. Van H., Shiyan Ya. Obzor istoriografii razvitiya kitajskogo tanca (1919 - 2019). "fS-^JM. Muzyka i ispolnenie. Obuchenie tancam. 2019; № 04: 151 - 159.
3. Ch'en' Czin Stanovlenie hudozhestvenno-pedagogicheskoj tradicii kitajskogo klassicheskogo tanca. Vestnik MGUKI. 2012; № 2 (46): 112.
4. Gu B. Razvitie iperspektivy kitajskogo baleta. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedcheskih nauk. Pekin. 2007.
5. Tyan' H. Ob integracii prepodavaniya tanca i tradicionnoj kul'tury. «М№ЦЩ-». Domdramy. 2019; № 23: 204.
6. In' B. Osobennosti i problemy izucheniya klassicheskogo tanca v kitajskom vuze. Mir, nauki, kultura, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 39 - 41.
7. Lun I., Syuj 'Er. Teoriya tanca i znachenie tanceval'nyh navykov v obuchenii tancam - recenziya na knigu «Vvedenie v horeograficheskoe iskusstvo». ШШМ КШйШЯ®^ й. Nacional'nyj pedagogicheskij institut imeni Meri Huana Cyan'nanya. 2019; № 5: 36.
8. Van S. Issledovaniya po soderzhaniyu i metodike prepodavaniya kursa istorii tanca v hudozhestvennyh kolledzhah. SÄS? (ttB^S^S^Ä) 2016 2 Я. Novyj golos YUE - FU. Akademicheskijzhurnal muzykal'noj konservatorii Sh'en'yana. 2016; № 2: 184 - 186).
9. Vac A.B. Osobennosti osmysleniya tanceval'nogo iskusstva v kitajskoj teoreticheskoj mysli. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; № 6 (31): 461 - 464.
10. Ch'en' Cz. Pedagogicheskaya specifika obucheniya klassicheskomu nacional'nomu tancu v srednej shkole Kitaya. Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. 2012; № 1-2: 99 - 105.
11. Li Ya. Issledovanie tanceval'noj praktiki proekta «Vysokoe uchastie» Pekinskoj akademii tanca. ^S^JM. Muzyka i ispolnenie. Obuchenie tancam. 2019; № 4: 160.
Статья поступила в редакцию 31.07.20
УДК 37
Saklakova N.N., Cand. of Sciences (Philology), German Language Department, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University)
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE SPECIFICS OF DISTANCE LEARNING FOR THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION COMPETENCE IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS IN SENIOR COURSES (LEVEL B2+, C1). The article deals with advantages and disadvantages of distant foreign language learning. As an example, practical recommendations on management of distant workflow on development of communication competences for class four of bachelor's degree program (level B2+, C1) are used. The conclusions of the author are based on personal experience of working remotely. As practical recommendation, the author gives examples of assignments for working with up-to-date information on one of the internet platforms. The author proves an opinion that development of foreign language communication competences is impossible in a mere distant learning. Direct communication between students and docents is more preferable, productive and natural in the education process.
Key words: distant learning, foreign language, development of communication competences, advantages and disadvantages of distant learning, forms of attention focusing.
Н.Н. Саклакоеа, канд. филол. наук, доц., ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет)
Министерства иностранных дел Российской Федерации», г. Москва, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СТАРШИХ КУРСАХ (УРОВЕНЬ В2+, С1)
В данной статье рассматриваются преимущества и недостатки преподавания иностранного языка в дистанционном режиме. В качестве примера приводятся практические рекомендации по организации работы для развития коммуникативных компетенций на 4 курсе бакалавриата (уровень В2+, С1) в дистанционном режиме. Выводы автора статьи основываются на личном опыте в условиях работы в дистанционном режиме. В качестве практических рекомендаций автор приводит образцы формулировки заданий для работы с актуальными материалами на одной из Интернет-платформ. Автор обосновывает точку зрения, согласно которой развитие коммуникативных компетенций по иностранному языку невозможно лишь в дистанционном режиме. Прямое общение студента и преподавателя является более предпочтительным, продуктивным и естественным при получении знаний.
Ключевые слова: дистанционное обучение, иностранный язык, развитие коммуникативных компетенций, положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, формы концентрации внимания.
Сложившаяся ситуация, обусловленная условиями пандемии, повлекшей за собой самоизоляцию, поставила перед преподавателями иностранного языка особые задачи - перевести все аспекты освоения иностранного языка в плоскость дистанционного обучения. Безусловно, дистанционное обучение не является чем-то новым в методике преподавания иностранного языка [1; 2; 3]. Однако в практике преподавания МГИМО этот вид обучения не нашёл распространённого применения на практических занятиях. В качестве причин такого положения дел можно привести следующие:
- наличие уникальных авторских методик преподавания иностранного языка, которые не всегда могут быть перенесены в дистанционную плоскость, т.е. они предполагают непосредственный контакт между преподавателем и студентом, а не коммуникацию «через экран»;
- своего рода психологический дискомфорт (например, невозможность сконцентрироваться на предмете занятия, влияние отвлекающих факторов), который возникает при контакте преподаватель - студент на занятиях иностранного языка при дистанционном образовании;
- невозможность продуктивного взаимодействия при работе со студентами, изучающими язык с нуля, например, на этапе вводно-фонетического курса, когда роль преподавателя существенна. В данном пункте автор поддерживает утверждение Виноградовой Е.Н. и Клобуковой Л.П. о том, что данный тип обучения «даёт минимальные результаты при значительных трудозатратах учащегося» [1];
- обезличивание личности преподавателя, сведение его роли к роли модератора. Личность преподавателя является важным мотивирующим фактором для изучения любого предмета, и иностранный язык не является исключением;
- снижение роли социализации студента, что становится препятствием при дальнейшем построении карьеры и попыткам «влиться» в новый коллектив;
- недостаточная эмоциональная вовлечённость участников в процесс обучения (не всегда можно создать тёплые, доверительные отношения в группе обучаемых, если они не были знакомы до этапа дистанционного обучения);
- вероятность академического обмана со стороны недобросовестных студентов (как показала практика, искушение получить положительную оценку, не прилагая достаточных усилий, у недобросовестных студентов велико) и т.д. [4].
Безусловно, дистанционное обучение зарекомендовало себя в практике преподавания отдельных предметов исключительно с положительной стороны. Было бы несправедливо и неразумно опровергать преимущества этого вида обучения. Однако в преподавании непосредственно иностранного языка есть много моментов, которые, скорее, работают против полного перевода преподавания в дистанционный режим. Обратимся к опыту проведения занятий по иностранному языку в МГИМО на старших курсах в условиях самоизоляции. Кафедра немецкого языка под руководством к.ф.н., доц. Чигашевой М.А. и методического совета кафедры разработала методические рекомендации для организации процесса обучения в непростых условиях. Первый этап заключался в выборе платформы для проведения занятий в удалённом режиме (в данном режиме преподаватели МГИМО работали с 18 марта и до окончания семестра). На выбор были предоставлены следующие платформы: Skype, Zoom, Webinar. Автор данной статьи выбрала платформу Zoom, соответственно все положительные и отрицательные моменты, касающиеся обучения, связаны именно с этим программным продуктом. Аргументы в пользу выбора именно этой платформы:
- простота использования;
- возможность подключения с любого устройства;
- возможность обмена сообщениями и передачей контента в режиме реального времени.
Группа преподавателей разработала подробные рекомендации по использованию возможностей данной платформы, были проведены пробные уроки с участием группы преподавателей, а затем и с участием студентов. Проведение занятий было регламентировано специальной формой отчёта, которую преподаватель отправлял методистам кафедры по завершении каждого урока, что необходимо для учета нагрузки преподавателя.
Для студентов были поставлены условия для участия в занятиях на платформе Zoom: наличие стабильного Интернета, подключения к платформе Zoom и наличие видеокамеры. Сложности возникали с «географической разбросанностью» студентов одной группы, что привело к тому, что у студента, например, из Благовещенска уже поздний вечер, а у студента из Москвы - 16.00. В таких условиях приходилось искать компромиссный вариант при поддержке руководства кафедры.
Для студентов 4 курса бакалавриата в МГИМО предусмотрено 10 часов занятий иностранным языком (основной язык) в неделю. Из них четыре часа отводятся на язык для специальных целей, занятия по данному аспекту направлены на формирование навыков профессиональной компетенции и навыков двустороннего перевода, согласно направлению обучения студента (международные отношения - политперевод, международное право - юридический перевод, международные экономические отношения - экономический перевод и коммерция и т.д.). Шесть часов предусмотрены для развития универсальных компетенций. В шесть часов включены два часа работы в мультимедийной аудитории, четыре часа отводятся на работу с актуальными материалами СМИ. В данной статье приводятся результаты работы во втором семестре, который является подготовкой к Государственной итоговой аттестации.
В условиях удалённого обучения, как показала практика работы, время подготовки преподавателя иностранного языка на старших курсах к каждому занятию увеличилось. Чем это обусловлено? Преподаватель вынужден варьировать материал в ходе урока для поддержания внимания и активности и мотивации студентов в группе, для этого приходится готовить различные материалы, как видео-, аудиоматериалы, так и материалы печатных СМИ, для того чтобы все студенты в процессе занятия имели возможность реализовать свои коммуникативные умения. В данных условиях обучения это явилось положительным моментом, так как выбранная платформа обучения предоставляла широкие возможности в выборе обучающего материала: возможность мгновенного выхода в Интернет в любой момент реального времени урока (индивидуальное задание для студента для уточнения обсуждаемой информации, например), доступ к актуальным новостным или иным материалам для подтверждения своей точки зрения или опровержения точки зрения оппонента и т.д.
Аспект реферирования газетной статьи для старших курсов важен, так как входит в билет в качестве задания на Государственной итоговой аттестации. В условиях удалённого обучения применялись два вида работы над данным аспектом: 1. Подготовка реферирования статьи в качестве домашнего задания и 2. Реферирование незнакомой статьи непосредственно на уроке. Проверка домашнего задания могла происходить в различной форме: кто-либо из студентов группы представлял свой вариант краткого реферирования статьи (подготовленная речь), следующий вид задания заключался в раскрытии краткого тезиса непосредственно на основе статьи (тезисы формулируются преподавателем и озвучиваются студентам на уроке - квазиподготовленная речь), задание типа «Раскройте смысл следующих понятий, терминов», например, «der Wackelkandidat, Team Ursula, die Juncker-Mannschaft». Для раскрытия смысла данных понятий студент невольно должен обратиться непосредственно к тексту статьи. В ходе урока преподаватель может делить студентов на мини-группы для того, чтобы отправить «персональное» задание по электронной почте (один из видов интерактивных методов обучения для совершенствования коммуникативной компетенции). В качестве персонального задания использовались видеосюжеты (студент работает по предоставленной ссылке, формулировка задания -отделить главную информацию от второстепенной и сформулировать основную мысль сюжета), аудиокомментарии (формулировка задания - прослушать комментарий и прокомментировать точку зрения политика Х по определенному вопросу или оценить точку зрения автора комментария и подтвердить или опровергнуть её, сформулировать ответ на вопрос, приведённый в рабочем листе к комментарию и т.д.), текст статьи на русском языке с целью краткой передачи содержания на изучаемом иностранном языке и другие виды работы. Время работы над индивидуальным заданием строго регламентируется преподавателем, например, устанавливается лимит в 15 минут (выделенное время зависит от сложности задания и предъявляемого материала). Выбор задания зависит от уровня языковой подготовки студента [5].
Материалы для перечисленных видов работ могут быть объединены одной тематикой. Такой подход обеспечивает отработку лексического наполнения по определенной тематике, а также глубокое проникновение в суть обсуждаемой проблемы. Преподаватель может подготовить для отдельных материалов рабочие листы, которые также можно отправить студентам по электронной почте. В качество примера приведу рабочий лист к аудиокомментарию по теме „Deutschlandtag der Jungen Union". (Tagesschau, 11.10.2019, Franka Welz)
Arbeitsblatt zum Kommentar
„Deutschlandtag der Jungen Union"
Merken Sie sich:
1. Die Junge Union Deutschlands (JU) ist die gemeinsame Jugendorganisation der beiden deutschen Parteien CDU und CSU. Sie ist die mitgliederstärkste Jugendorganisation einer politischen Partei in der Bundesrepublik Deutschland und in Europa. Vorsitzender: Tilman Kuban
2. die Urwahl - первичные выборы; избрание выборщиков;
3. die Gretchenfrage - вопрос Маргариты, принципиальный, прямой вопрос, который ставит собеседника в щекотливое, неловкое положение. В трагедии Гёте «Фауст» Маргарита обращается к главному герою с вопросом о его отношении к религии: «Nun sag, wie hast du's mit der Religion?», на который трудно было найти ответ человеку, заключившему пакт с дьяволом.
Aufgabe 1. Erklären Sie den Inhalt von folgenden Begriffen, stützen Sie sich dabei auf den Inhalt des Kommentars:
- frischgebackene CDU-Chefin;
- außerordentlicher Deutschlandtag;
- das Zugriffsrecht;
- angeschlagene Kramp-Karrenbauer;
- der im Wettbewerb um den CDU-Vorsitz knapp unterlegene Friedrich Merz;
- ambitionierte Unionspolitiker.
Aufgabe 2. Hören Sie sich den Text an, formulieren Sie die Antworten auf folgende Fragen:
1. Warum könnte die Debatte über eine Urwahl zur Kanzlerkandidatur brisant werden?
2. Welche Meinung vertritt in dieser Frage Tilman Kuban?
3. Wie verstehen Sie die Meinung von solchen Befürwortern einer Urwahl wie Christian Doleschal?
Второй вид работы, а именно «Реферирование незнакомой статьи непосредственно на уроке» представляется более затратным как при онлайн, так и при офлайн-обучении, так как требует время на прочтение и осмысление содержания. Однако и при таком виде работы преподаватель может существенно сужать задание для студентов, например, представить содержание статьи в форме аннотации (для студентов-международников данный вид работы имеет существенное значение), сформулировать основные важные содержательные пункты, составить план передачи содержания и т.д. Для отдельных студентов результатом работы над статьёй может послужить задание - сдать письменное реферирование статьи в качестве домашнего задания. Тип задания зависит от уровня подготовки студента и времени на уроке.
Таким образом, работа в удалённом режиме имеет свои преимущества и недостатки. Задача преподавателя - найти «золотую» середину в использовании данного вида обучения с учетом уровня языковой подготовки группы, материалов для обучения. Как показал опыт работы, студенты старших курсов (4 курс бакалавриата) достаточно быстро и «безболезненно» перешли в предложенный режим. Однако работа в офлайн-режиме при изучении иностранного языка, по мнению самих студентов, является более предпочтительной, так как это:
Библиографический список
- делает эмоциональную составляющую при общении студента и преподавателя мотивирующим фактором для изучения иностранного языка;
- способствует высокому уровню социализации, что важно для дальнейшего карьерного роста выпускника вуза (работу в команде при непосредственном «живом» общении невозможно заменить онлайн-общением, и это касается не только изучения иностранного языка, никакие социальные сети не заменят личного общения на перемене между парами - такова природа человека) [6];
- повышает вовлечённость каждого отдельного студента в процесс урока, при профессиональной поддержке преподавателя, который должен постоянно держать всех студентов в центре внимания.
В качестве завершающего аргумента к рациональному использованию дистанционного обучения хотелось бы привести цитату из выступления Президента Российской Федерации Путина В.В.: «... не может естественный, обычный способ получения знаний, естественный процесс в этой сфере быть полностью подменён дистанционным обучением. Здесь чрезвычайно важно прямое общение, личное общение преподавателя и ученика, студента или школьника. И у нас нет таких планов - полностью подменить дистанционным обучением всё, что происходит в сфере образования» [7].
1. Виноградова Е.Н., Клобукова Л.П. В поисках золотой середины: дистанционное обучение онлайн и офлайн. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2018; № 15 (2): 195 - 209.
2. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обеспечения). Вестник науки и образования. 2020; № 9 (87), Ч. 1: 53 - 56.
3. Чванова М.С., Киселёва И.А. Проблемы дистанционного обучения в сети Интернет. Вестник российских университетов. Математика. 2017; Т. 2, Выпуск 421. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-distantsionnogo-obucheniya-v-seti-internet.
4. Шмелева Е., Семенова Т. Академический обман: что заставляет студентов списывать. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/education/5f05d1909a7947c50eb4f593.
5. Колесникова Е.А. Интегрированное обучение аудированию и письменной фиксации существенной информации. Иностранные языки в школе. 2017; № 1: 38 - 42.
6. Лекух Р Между парами: как наладить процесс социализации при онлайн-обучении. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/education/5edfd5639a79474695830ed4
7. Встреча с рабочей группой по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63599
References
1. Vinogradova E.N., Klobukova L.P. V poiskah zolotoj serediny: distancionnoe obuchenie onlajn i oflajn. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Voprosy obrazovaniya: yazyki i special'nost'. 2018; № 15 (2): 195 - 209.
2. Shatunovskij V.L., Shatunovskaya E.A. Esche raz o distancionnom obuchenii (organizaciya i obespechenie distancionnogo obespecheniya). Vestniknaukiiobrazovaniya. 2020; № 9 (87), Ch. 1: 53 - 56.
3. Chvanova M.S., Kiseleva I.A. Problemy distancionnogo obucheniya v seti Internet. Vestnik rossijskih universitetov. Matematika. 2017; T. 2, Vypusk 421. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-distantsionnogo-obucheniya-v-seti-internet.
4. Shmeleva E., Semenova T. Akademicheskij obman: chto zastavlyaet studentov spisyvat'. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/education/5f05d1909a7947c50eb4f593.
5. Kolesnikova E.A. Integrirovannoe obuchenie audirovaniyu i pis'mennoj fiksacii suschestvennoj informacii. Inostrannye yazyki v shkole. 2017; № 1: 38 - 42.
6. Lekuh R. Mezhdu parami: kak naladit'process socializaciipri onlajn-obuchenii. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/education/5edfd5639a79474695830ed4
7. Vstrecha s rabochej gruppoj po podgotovke predlozhenij o vnesenii popravok v Konstituciyu. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63599
Статья поступила в редакцию 29.07.20
УДК 373.29 + 37.042
Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Cherepanova I.B., student, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A KINDERGARTEN: EXPERIENCE OF ADAPTATION TO INDIVIDUAL FEATURES OF CHILDREN. The article discusses possibilities of pedagogical diagnostics in the educational process of kindergarten to improve the quality of differentiation of teaching children, taking into account their individual characteristics. Diagnostics in the empirical research of the authors is focused on the emotional-volitional sphere of children, the resources of which are least emphasized in teaching children. The authors use combination of pedagogical observation of a child using both criteria and standard methods, for which adaptation to the capabilities of each child is realized (the second and third levels of the use of the stimulus material are the authors' results of work, based on the standard methodology). The results make it possible to organize the educational process in accordance with the individual parameters of the development trend.
Key words: pedagogical diagnostics, educational process of kindergarten, individual characteristics of children.
О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
И.В. Черепанова, студентка, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА: ОПЫТ АДАПТАЦИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ ДЕТЕЙ
В статье рассмотрены возможности педагогической диагностики в образовательном процессе детского сада для повышения качества дифференциации обучения детей с учетом их индивидуальных особенностей. Диагностирование в эмпирическом исследовании авторов ориентировано на эмоционально-волевую сферу детей, ресурсы которой в наименьшей степени акцентируются при обучении детей. Авторами используется сочетание педагогического наблюдения за ребенком с использованием и критериев, и стандартных методик, для которых реализована адаптация к возможностям каждого ребенка (второй и третий уровни реализации стимульного материала представляют собой авторские разработки на основе стандартной методики). Получены результаты, которые дают возможность организовать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными параметрами тренда развития.
Ключевые слова: педагогическая диагностика, образовательный процесс детского сада, индивидуальные особенности детей.