Научная статья на тему 'Специфика деятельности Батуринского Сретенского женского монастыря в Прибайкалье (конец ХХ - начало XXI В. )'

Специфика деятельности Батуринского Сретенского женского монастыря в Прибайкалье (конец ХХ - начало XXI В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
336
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / БАТУРИНСКИЙ СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ / МОНАШЕСТВО / ПРИБАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГУМЕНЬЯ НИКА (ТОЛМАЧЕВА) / HEGUMENESS NIKA (TOLMACHEVA) / ORTHODOXY / BATURINO SRETENSKY CONVENT / MONKHOOD / BAIKAL REGION / ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корниенко Николай Николаевич

В статье рассматривается возрождение святыни Прибайкалья Батуринского Сретенского монастыря Улан-Удэнской и Бурятской епархии Русской православной церкви. Приведен анализ многогранной деятельности Сретенского монастыря конца XX начала XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific character of activity in Baturino Sretensky convent in the Baikal region (late XX th - early XXI st century)

The article deals with the rebirth of the orthodox shrine in the Baikal region the Baturino Sretensky convent of the Ulan-Ude and Buryat diocese of the Russian Orthodox Church. The analysis is focused on the various economic activity of Sretensky convent in the late XX th early XXI st century.

Текст научной работы на тему «Специфика деятельности Батуринского Сретенского женского монастыря в Прибайкалье (конец ХХ - начало XXI В. )»

Литература

1. Завершинский К.Ф. «Эффект колеи» в методологии политико-культурных исследований институциональной динамики современного российского общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. - 2014. - №1. - С. 71-79.

2. Зазнаев О.И. Политическая институционализация: концептуальный анализ // Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. - 2005. - № 4 (40). - С. 70-73.

3. Ильченко М.С. Инерция в развитии российской политической системы: подходы к анализу // Социум и власть. -2013. №3. С. 20-24.

4. Никитина Т. А. Концепция социально-политических институтов как теоретическая основа политологического исследования общественной эволюции // Вестник Башкирского университета. - 2011. - №1. - С. 208-213.

5. Патрушев С.В. Институционализм в политической науке: этапы, течения, идеи, проблемы // Политическая наука. Зарубежная политология в ХХ столетии. - 2001. - №2. - С. 146-186.

6. Патцельт В. Эволюция институтов, морфология и уроки истории. Можно ли извлекать уроки из истории? // Политическая наука. - 2012. - №3. - С. 50-70.

7. Тоштендаль Р. Возвращение историзма? Нео-институционализм и «исторический поворот» в социальных науках // Диалог со временем. -2010. - № 30. - С. 14-25.

8. Флигстин Н. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений // Экономическая социология. - 2011. Т. 2, № 4. - С. 28-55.

9. Beyond Continuity: Institutional Change in Advanced Political Economies W. Streeck and K.Thelen (eds.). Oxford: Oxford University Press, 2005.

10. Burnham P., Gilland K., Grant W., Layton-Henry Z. Research Methods in Politics. New York: Palgrave, 2004.

11. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge: Polity, 1990.

12. Greif A., Lai tin, David D. A Theory of Endogenous Institutional Change // American Political Science Review. 2004. № 98(4). P. 633-52.

13. Hall P. The Political Power of Economic Ideas. Princeton University Press, 1989.

14. Hall P., Taylor R. Political Science and the Three New Institutionalisms // Political Studies. 1996. №44. P. 936-57.

15. Immergut E.The Theoretical Core of the New Institutionalism // Politics and Society. 1998. №26(1). Р. 5-34.

16. Marcussen M. Ideas and Elites: The Social Construction of Economic and Monetary Union. Aalborg University Press, 2000.

17. Peters B. Institutional Theory in Political Science: The «New Institutionalism». London: Pinter, 1999.

18. Pierson P. When Effect Becomes Cause: Policy Feedback and Political Change // World Politics. 1993. №45. С. 595-628., Increasing Returns, Path Dependence and the Study of Politics // American Political Science Review. 2000. №94(2). С. 251-68, Politics in Time: History, Institutions, and Social Analysis. Princeton University Press, 2004.

19. Pierson P., Skocpol T. Historical Institutionalism in Contemporary Political Science in Political Science: The State of the Discipline, Katznelson I., Milner H. (eds). New York: Norton, 2002.

20. Shu-Yun Ma Political Science at the Edge of Chaos? The Paradigmatic Implications of Historical Institutionalism // International Political Science Review / Revue international de science politique. 2007. №28(1). Р. 57-78.

21. Steinmo S. What is Historical Institutionalism? in Approaches and Methodologies in the Social Sciences A Pluralist Perspective, Porta D. (eds). M.Keating. New York: Cambridge University Press, 2008.

22. Steinmo S., Thelen K., Longstreth F. Structuring Politics: Historical Institutionalism in Comparative Perspective. New York: Cambridge University Press, 1992.

23. Thelen K. Historical Institutionalism in Comparative Politics // Annual Review of Political Science. 1999. №2. Р. 369-404.

24. Thelen K., Steinmo S. Historical Institutionalism in Comparative Politics in Structuring Politics: Historical Insti tutionalism in Comparative Analysis, Thelen К., Steinmo S. (eds). Cambridge: Cambridge University Press, 1992.

Белькова Анастасия Анатольевна - аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, e-mail: mikhalew80@mail.ru

Belkova Anastasiya - postgraduate student, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies SB RAS.

УДК 281.9(091) (571.54)

© Н.Н. Корниенко

Специфика деятельности Батуринского Сретенского женского монастыря в Прибайкалье

(конец XX - начало XXI в.)

В статье рассматривается возрождение святыни Прибайкалья - Батуринского Сретенского монастыря Улан-Удэнской и Бурятской епархии Русской православной церкви. Приведен анализ многогранной деятельности Сретенского монастыря конца XX - начала XXI в.

Ключевые слова: православие, Батуринский Сретенский монастырь, монашество, Прибайкальский регион, экономическая деятельность, игуменья Ника (Толмачева).

N.N. Kornienko

Specific character of activity in Baturino Sretensky convent in the Baikal region

(late XXth - early XXIst century)

The article deals with the rebirth of the orthodox shrine in the Baikal region - the Baturino Sretensky convent of the Ulan-Ude and Buryat diocese of the Russian Orthodox Church. The analysis is focused on the various economic activity of Sretensky convent in the late XXth - early XXIst century.

Keywords: the Orthodoxy, Baturino Sretensky convent, monkhood, the Baikal region, economic activity, hegumeness Nika (Tolmacheva).

Распад Советского Союза и образование Российской Федерации, падение атеистического режима и реформирование общества обусловили всплеск религиозного сознания. Как следствие, одной из религиозных составляющих много -конфессиональной страны являются православные монастыри Русской православной церкви (РПЦ). Самобытный характер монашеской жизни представляет Батуринский Сретенский женский монастырь.

Историософский анализ многоотраслевой деятельности Батуринского женского монастыря в с. Батурино Прибайкальского района Республики Бурятия конца XX - начала XXI в., несомненно, актуален. Это позволяет исследовать не только распространение православия, но и процесс возрождения духовности в Бурятии. Многогранный исторический опыт деятельности Ба-туринского Сретенского женского монастыря требует внимательного изучения и систематизации в историческом, культурологическом и религиоведческом аспектах. Способствуя духовному просвещению и нравственному развитию людей, Батуринская обитель выполняет ряд общественных функций - идеологическую, культурную, социальную. Одна из ее ведущих функций - влияние на духовную жизнь и национально-культурную динамику Прибайкалья, что тоже нужно исследовать.

Тема деятельности Батуринского Сретенского женского монастыря исследовалась историками, религиоведами, культурологами и искусствоведами лишь вскользь. Поэтому целью нашей статьи является постановка и попытка освещения наименее исследованных аспектов деятельности Батуринской обители конца XX - начала XXI в. Источниковедческая база исследования состоит из комплекса историографических и исторических источников. Историография деятельности Батуринского монастыря (ранее - церковь во имя Сретения Господня в с. Батурино) представлена рядом работ историков и религиозных деятелей XVIII - начала XXI в. [4].

Наиболее ранние письменные сведения о

притацинских поселениях содержатся в материалах Академического отряда II Камчатской экспедиции под руководством Г.Ф. Миллера, проводившего свои исследования в 30-х годах XVIII в. Основная часть этих материалов собрана в 199 фонде Центрального государственного архива древних актов и в 21 фонде Петербургского отделения архива Академии наук. Фрагменты этих материалов опубликованы в работах А.Х. Элерта (в основном переводы с текстов на немецком языке), Д.Я. Резуна, А.И. Андреева и др. Деревня Батурино упоминается в географическом описании Нерчинского уезда, составленном Г.Ф. Миллером (в кн. А.Х. Элерта «Экспедиционные материалы Г.Ф. Миллера как источник по истории Сибири», Новосибирск, 1990), по путевым отчетам студентов А. Горланова, С. Крашенникова, геодезиста А.Иванова, проезжавших по Баргузинскому тракту зимой 1736 г. В ЦГАДА сохранилось несколько списков деревень, относящихся к Итанцискому острогу, составленных, видимо, в первой половине XVIII в. Подобный список, но несколько отличающийся, приводит в своей работе А.Х. Элерт [15].

Анализируя источники и научные труды ХVIII-ХIХ вв., исследователи большое внимание уделяли историческим и экономическим описаниям деятельности Батуринской обители, рассматривали ее в контексте общеисторического развития региона. В фондах местных архивов (Центральный государственный архив Республики Бурятия и Государственный архив Иркутской области) сохранились материалы с конца XVIII века, связанные в основном с деятельностью священников Батуринской Сретенской церкви. Эти материалы составляют 166 фонд (Батуринская Сретенская церковь) ЦГА РБ и д. 1192 50 фонда ГАИО (О построении в Бату-ринской слободе вместо деревянной церкви вновь каменной во имя Сретения Господня) [8]. 1 февраля 1811 г. «приходские люди» решили перестроить деревянный храм на каменный [3]. Закладка состоялась летом 1813 г., а само строительство растянулось на годы. В сентябре 1829 г. освятили нижний придел, а еще через

семь лет, в августе 1836 г., - верхний [6]. 28 мая 1935 г. церковь закрыли и стали использовать под клуб [7]. С 1971 г. церковь не использовалась и была принята на государственную охрану постановлением СМ БурАССР № 379 от 29.09.1971 г. [9].

Кроме уже упоминавшегося научного издания А.Х. Элерта можно отметить опубликованные «Материалы комиссии Куломзина. Вып. 2. Статистические данные» (СПб., 1895), содержащие статистические материалы по с. Батурино и Батуринской волости. Описание Батуринской Сретенской церкви встречается в монографии Л.К. Минерта «Памятники архитектуры Бурятии» (Улан-Удэ, 1983). Село Батурин-ское встречается в исторических исследованиях М.М. Шмулевича «Очерки по истории Западного Забайкалья» (Новосибирск, 1985), Е.М. Зал-кинда «Общественный строй бурят в XVIII -первой половине XIX века» (М., 1985). Вскользь о Батуринской церкви упоминается в статье В.В. Попова «Декабрист И.Ф. Шимков на поселении в селе Батуринском» - в книге «Декабристы в Бурятии» (Верхнеудинск, 1927).

Итак, источниковедческая база по затрагиваемой проблеме в целом хотя и многочисленная и репрезентативная, однако не вполне достаточная. Поэтому целостный характер монастырской культуры Батуринской обители требует комплексного подхода к ее изучению.

В связи с возросшим интересом историков, культурологов, искусствоведов и религиоведов к церковному прошлому Прибайкалья увеличилось количество материалов об истории деятельности Батуринской обители. Отметим работу регионального историка православия А.Д. Жалсараева «Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии XVII-XX столетий. Энциклопедический справочник» (Улан-Удэ, 2001).

В настоящее время существуют различные версии относительно основания храма. Нас интересует деятельность Батуринского Сретенского женского монастыря.

Приказом Министерства культуры РБ за №110 от 14 мая 1999 г. Сретенская церковь в с. Батурино была передана Русской православной церкви. В том же году начинаются реставрационные работы под попечительством известных в Бурятии лесопромышленников - братьев Пруидзе: Георгия, Геннадия и Евгения. Они смогли привлечь больше десяти предприятий-подрядчиков со всего Прибайкальского района. Было запроектировано строительство иконной лавки, двухэтажного дома священника, трапез-

ной, гостиницы для приезжих и свечного заводика. В 1999 г. были установлены колокола, отлитые на Каменск-Уральском металлургическом заводе и подаренные монастырю Обществом с ограниченной ответственностью «Вектор» [1, с. 12]. 28 ноября 1999 г. благочинный Бурятского округа Читинской и Забайкальской епархии РПЦ протоиерей Олег Матвеев совершил освящение нижнего храма в честь великомученика Георгия Победоносца. На освящении присутствовал президент Республики Бурятия Л.В. Потапов [5, с. 2].

8 марта 2000 г. управляющим Читинской и Забайкальской епархии епископа Евстафия (Евдокимова) было принято решение благословить открытие Сретенского женского монастыря в с. Батурино [14, с.1].

Первой настоятельницей Батуринского Сретенского женского монастыря была назначена монахиня Глафира (Сергеева) - врач-хирург, уроженка Вятской земли. На ее плечи легло нелегкое бремя возрождения монашества в Прибайкалье, материнской опеки сестер, которые, несмотря на все трудности монашеской жизни, наполнили стены обители. Первый монашеский постриг в новосозданном монастыре состоялся 18 декабря 2000 г. Были пострижены в мантию Тамара Загузина с именем Тавифа, Елена Волкова с именем Евникия, в рясофор - Евгения Козлова с именем Емилия. После матушки Глафиры обязанности настоятельницы исполняли монахиня Тавифа (Загузина), монахиня Евникия (Волкова), монахиня Арсения (Шпилевская).

Последующее возрождение Батуринского Сретенского женского монастыря связано с деятельностью игуменьи Ники (Толмачевой), бывшей насельницы Тихвицкого Богородского женского монастыря Чебоксарско-Чувашской епархии, которая прибыла в обитель в ноябре 2009 г. 18 февраля 2011 г. монахиня Ника была возведена в сан игуменьи с вручением посоха по должности.

Деятельность игуменьи Ника характеризуется строительством целой сети административных и хозяйственных зданий. Монастырские дома после передачи храма РПЦ первоначально строились семьей Пруидзе как туристический комплекс. Впоследствии они были переданы монастырю. С годами дома стали требовать капитального ремонта и реконструкции. Кроме того, ни один из них не вмещал всех сестер обители. Летом 2011 г. настоятельница обители игуменья Ника приступила к возведению нового келейного двухэтажного корпуса. Толчком к началу стройки стал более чем двухмиллионный вклад основателя ООО «Вектор» Евгения Вар-

лаамовича и всей семьи Пруидзе. Супруги Чаюн пожертвовали обители столярную мастерскую, архитектор Ольга Зибельман подготовила эскизный проект дома. Генеральным подрядчиком строительства стал А.Г. Ковалев, с техникой помог депутат Прибайкальского района А.Д. Середкин. При активном участии советника президента Бурятии по социальным вопросам Н.Н. Хамагановой прошел благотворительный марафон по сбору средств [11, с. 3].

Пытаясь не только восстановить храм и монастырские постройки, игуменья Ника стремится возродить монашескую жизнь в Прибайкалье, ее усилиями для молитвенной поддержки сестер и прихожан Сретенская обитель в с.Батурино наполнилась святынями. В 2005 г. по благословению епископа Читинского и Забайкальского Евстафия монастырь получил в подарок частицу Животворящего Креста Господня. Она находится в верхнем или нижнем приделе храма в зависимости от времени года, где также хранятся следующие частицы святых - преп. Варлаама Чикойского, вмч. Георгия Победоносца, вмч Ев-стафия Плакиды, вмч. Пантилеимона, святителя Иннокентия Иркутского и других. Сегодня в Прибайкалье обитель становится центром паломничества верующих, туристов и краеведов. Круглый год монастырь принимает на содержание паломников. На его территории есть иконная лавка.

Приведем несколько слов о внутренней жизни обители. В Батуринском монастыре введено совместное проживание. Созданы условия настоящего подвижничества, не допускающие монашеской собственности, предусматриваются ежедневные совместные богослужения. В обители общая трапеза, прием пищи согласно монастырскому уставу осуществляется на кухне трижды.

Монастырская жизнь сосредоточивается вокруг церковной молитвы, с которой начинается и завершается день монахини. Церковное богослужение в Батуринском монастыре осуществляет настоятель близлежащего Спасского храма с. Турунтаево протоиерей Александр Барашкин.

Между молитвами ежедневный труд, что является основой монашеской жизнедеятельности в православной обители. У каждой насельницы свое монашеское послушание. Сестры монастыря выполняют различные работы, которые по монастырскому уставу называются послушанием. Некоторые обязанности постоянные: регент, уставщик (послушание клиросе), келарь, эконом (хозяйственная деятельность), ризничная, алтар-ница, свечница (послушание в церкви).

Сегодня в стенах Батуринского монастыря

можно проследить функционирование следующих мелких мастерских: иконописной, пошивочной и других, в которых работают художники, портные и др. Также усилиями настоятельницы Ники при монастыре восстановлена риз-ница[12, с. 3].

Следующим видом монашеского послушания является труд на просфорне, кухне, трапезе и пекарне. Просфорня оснащена современным оборудованием, в частности печами. Здесь выпекают просфоры. Сама монастырская трапеза традиционно готовится на дровах.

Существенным фактором, который корректирует характер деятельности обители, являются источники материального содержания монастыря. Конец XX - начало XXI в. - время тяжелого материального положения для Батуринской обители. Значительную роль сыграли пожертвования верующих. На просьбу настоятельницы откликаются семьи Кармадоновых из Иркутска, Коростелевых из Челябинска, Бредний из Улан-Удэ. В настоящее время монастырь постепенно приобретает все необходимое благодаря пожертвованиям меценатов и постепенно превращается в крепкое хозяйство, где есть все для нормального жизнеобеспечения его насельниц. Введены в действие баня и прачечный комплекс. Это новостройки 2013 г.

Хозяйственная деятельность Батуринской Сретенской женской обители многоотраслевая и структурированная, частично удовлетворяет собственные потребности и является примером рационального ведения сельского хозяйства. Огородничество, животноводство и садоводство - направления монастырского хозяйства, дающие прибыль обители, частично обеспечивают потребности питания. При помощи бактериальных концентратов «УГЛИЧ-БК» сестры изготавливают из молока сметану, ряженку, йогурт, бифидоки. Закваску с «живыми» бактериями выписывают по почте с Ярославской «Экспериментальной биофабрики» Россельхозакадемии. Сестры работают в подсобном хозяйстве, поскольку обитель держит разный скот, о чем свидетельствует наличие специальных зданий для скота - дворов и хлевов. Большое количество сенокосов (8 га) лишь подтверждает этот факт [2].

Формирование земельной и имущественной собственности, многоотраслевая структура монастырского хозяйства превратили монастырь в один из самых развивающихся в Прибайкальском районе. Сейчас в монастыре четыре дойные коровы, телочка и бычок, пять коз, сто куриц, около пятидесяти цыплят, два индюка, два десятка перепелов [13].

Д.Р. Касаточкин. Бурятские национальные части в составе Азиатской конной дивизии (1919-1920 гг.)

Батуринская Сретенская женская обитель сегодня характеризуется как один из важнейших очагов сакральной культуры в Прибайкалье. Стараниями игуменьи Ники и настоятеля Спасского храма с.Турунтаево протоиерея Александра Барашкина в феврале 2011 г. на базе Прибайкальской межпоселенческой библиотеки в с. Турунтаево открыта «кафедра духовной литературы», цель которой - приобщение населения народа к духовности, изучение традиций и культуры народностей, проживающих на территории Прибайкальского района. В читальном зале представлена книжная экспозиция, где отражено распространение православной веры в Прибайкалье, а также история создания Сретенского монастыря. На 1 января 2012 г. фонд духовной литературы библиотеки превысил 500 экземпляров [10, с.76].

Немалую роль в культурно-просветительской деятельности Прибайкалья играет собственно библиотека Батуринской Сретенской женской

обители, которая обеспечена литургической, богословской, библейской, вероучительной, полемической, историко-церковной, церковно-правовой и агиографической литературой.

Проведенный анализ современного состояния Батуринского монастыря как религиозно-культурного центра Прибайкалья позволяет сделать вывод, что эта проблема решена не полностью. По результатам исследования выявлено, что монастырская культура края является самобытной составляющей отечественного духовного наследия, а исследования духовной динамики Сретенского женского монастыря вызывают интерес. Поэтому, упорядочивая богатый и разносторонний материал по истории Батуринской Сретенской женской обители, можно по-новому посмотреть на особенности ее развития, выявить и осветить ряд новых аспектов и тенденций, а широкий спектр направлений деятельности духовного центра требует дальнейшего исследования.

Литература

1. Алисова М. Божьи люди // Правда Бурятии. - 2001. - 13 апр. - (№103). - С. 12.

2. Встреча: информационный миссионерский листок Сретенского женского монастыря. - Батурино, 2013.

3. Государственный архив Иркутской области. Ф. 50. Оп. 1. Д. 1192.

4. Иркутские Епархиальные Ведомости: официальная газета иркутского духовенства. - Иркутск, 1863-1917.

5. Казьмин П. В Батурине открылся православный храм // Бурятия. - 1999. - 2 дек. (№228). - С. 2.

6. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии / предисл. А.П. Окладникова. - Новосибирск: Наука, 1983. - С. 121.

7. НАРБ. Ф. Р-248. Оп. 3. Д. 207. Л. 37.

8. НАРБ. Ф. 166. Оп. 1. Д. 6.

9. Памятники архитектуры и истории. Т.1. Свод объектов культурного наследия Республики Бурятия / науч. ред. В.К. Гурьянов. - Улан-Удэ, 2010.

10. Патрушева Т.К. «И не погаснет то, что раз в душе зажглось...»: опыт работы кафедры духовной литературы «Лампада» в Прибайкальской межпоселенческой библиотеке // Кирилло-Мефодиевские чтения-2012: материалы респ. науч.-практ. конф. (24 мая 2012 г.) / отв. ред. Ж.Б. Ильина; отв. за вып. Р.И. Хамаганова. - Улан-Удэ, 2012. - С. 75 79.

11. Сутырина О. Монастырская стройка, или Обыкновенное чудо // Прибайкалец. - 2012. - 6 авг. (№15). - С. 3.

12. Сутырина О. Сретенской церкви 180 лет: возродим души, возродится все // Прибайкалец. - 2009.- 13 февр. (№6). -

С.3.

13. Сутырина О. Там, где небо приближается к земле // Земля. - 2005. - 2 апр.

14. Фадеева А. Оставить надежду людям // Бурятия. - 2000. - 11 мая (№86). - С. 1.

15. Элерт А.Х. Экспедиционные материалы Г.Ф. Миллера как источник по истории Сибири. - Новосибирск: Наука, 1990. - 247 с.

Корниенко Николай Николаевич, кандидат богословия, магистрант БГУ, e-mail: niknik-84@mail.ru

Kornienko Nikolay Nikolaevich, candidate oftheology,gradsuate student, Buryat State University, e-mail: niknik-84@mail.ru

УДК 94(571.54)

© Д.Р. Касаточкин

Бурятские национальные части в составе Азиатской конной дивизии

(1919-1920 гг.)

Статья посвящена бурятским национальным частям, входившим в состав Азиатской конной дивизии в 1919-1920 годах. На основе архивных материалов и воспоминаний современников показаны военно-политическая ситуация в Забайкалье, причины и предпосылки возникновения бурятских национальных частей в составе белых войск атамана Г.М. Семенова. Ключевые слова: гражданская война, Забайкалье, Г.М. Семенов, Р.Ф. Унгерн, Азиатская конная дивизия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.