Научная статья на тему 'История основания и становления Тамбовского Вознесенского женского монастыря в синодальный период'

История основания и становления Тамбовского Вознесенского женского монастыря в синодальный период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
320
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМБОВСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ОБЩЕЖИТЕЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TAMBOV ASCENSION NUNNERY / CENOBITIC NUNNERY / SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергунин Владимир

Показана история основания Тамбовского Вознесенского женского монастыря. Исследованы вопросы духовного роста насельниц монастыря, зарождения и расцвета монашеской жизни, материального укрепления монастыря: строительство храмов, расширение территории, возникновение и развитие монастырских мастерских. Представлены статистические данные о количестве насельниц монастыря, сравнительный анализ по количеству послушниц, монахинь и воспитанниц Свято-Ольгинской школы для девочек-сирот за период с 1785 по 1911 г. Особенное внимание уделено изучению деятельности некоторых игумений, внесших серьезный вклад в укрепление духовной и материальной базы монастыря (Катерины, Евпраксии, Евгении, Антонии). Перечислены виды рукоделий, выполняемых монахинями и послушницами как для отправления богослужений и нужд монастыря, так и на продажу мирянам для пополнения монастырской казны. Значимым элементом является публикация отчета епископа Тамбовского и Шацкого Кирилла после проведения им инспекции по указу Святейшего синода от 12 июля 1910 г. Данный документ был обнаружен в РГИА и публикуется впервые. В отчете дан анализ демографической ситуации в монастыре, социальной и хозяйственной деятельности сестер. Указаны проблемы духовного и материального состояния монашествующих и монастыря. По итогам рассмотрения доклада и прошения епископа Тамбовского и Шацкого Кирилла Тамбовский Вознесенский женский своекоштный монастырь был переведен в статус общежительного. Этот статус был сохранен за монастырем до момента его полного закрытия в 1929 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сергунин Владимир

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF FOUNDATION AND BECOMING OF TAMBOV ASCENSION NUNNERY IN THE SYNODICAL PERIOD

The history of Tambov Ascension nunnery foundation is shown. The issues of spiritual growth of nunnery inhabitants, origin and prosperity of monastic life, material consolidation of nunnery: building of churches, enlargement of the territory, appearance and development of monastery workshops. The statistics about the amount of nunnery inhabitants, comparative analysis on the number of novitiates, nuns and educatees of Saint-Olga school for orphan-girls in the period of 1785 till 1911 are presented. The attention is paid to the study of some hegumenias’ activity, contributing in improvement of spiritual and material basis of the nunnery (Katerina, Eupraxia, Yevgeniya, Antonia). The types of handicrafts, made by nuns and novitiates both for celebration of divine service of the nunnery and for sale to laypeople to fill the coffers are listed. The significant element is publication of the report of the bishop of Tambov and Shatsk Kirill after carrying out the inspection according to the decree of the Holy Synod from 12th July 1910. This document was found in Russian State Historical Archive and is published for the first time. The report gives the analysis of demographic situation in the nunnery, social and economic activity of the nuns. The problems of spiritual and material state of nuns and nunnery are pointed out. According to the results of consideration of the report and petition of the bishop of Tambov and Shatsk Kirill Tambov Ascension paying nunnery was transferred in the status of cenobitic. This status was kept after the nunnery until its full closure in 1929.

Текст научной работы на тему «История основания и становления Тамбовского Вознесенского женского монастыря в синодальный период»

УДК 908+27-9

ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ТАМБОВСКОГО ВОЗНЕСЕНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

© Протоиерей Владимир СЕРГУНИН

первый проректор Тамбовская духовная семинария 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. М. Горького, 3 E-mail: tdsmetod@yandex.ru

Показана история основания Тамбовского Вознесенского женского монастыря. Исследованы вопросы духовного роста насельниц монастыря, зарождения и расцвета монашеской жизни, материального укрепления монастыря: строительство храмов, расширение территории, возникновение и развитие монастырских мастерских. Представлены статистические данные о количестве насельниц монастыря, сравнительный анализ по количеству послушниц, монахинь и воспитанниц Свято-Ольгинской школы для девочек-сирот за период с 1785 по 1911 г. Особенное внимание уделено изучению деятельности некоторых игумений, внесших серьезный вклад в укрепление духовной и материальной базы монастыря (Катерины, Евпраксии, Евгении, Антонии). Перечислены виды рукоделий, выполняемых монахинями и послушницами как для отправления богослужений и нужд монастыря, так и на продажу мирянам для пополнения монастырской казны. Значимым элементом является публикация отчета епископа Тамбовского и Шацкого Кирилла после проведения им инспекции по указу Святейшего синода от 12 июля 1910 г. Данный документ был обнаружен в РГИА и публикуется впервые. В отчете дан анализ демографической ситуации в монастыре, социальной и хозяйственной деятельности сестер. Указаны проблемы духовного и материального состояния монашествующих и монастыря. По итогам рассмотрения доклада и прошения епископа Тамбовского и Шацкого Кирилла Тамбовский Вознесенский женский своекоштный монастырь был переведен в статус общежительного. Этот статус был сохранен за монастырем до момента его полного закрытия в 1929 г.

Ключевые слова: Тамбовский Вознесенский женский монастырь; общежительный монастырь; социальная деятельность

Тамбовский Вознесенский женский монастырь был основан у города-крепости Тамбов, при устьях речек Студенца и Гав-рюшки, по благословению преосвященного Питирима, второго епископа Тамбовского и Козловского, во время правления князя Петра Алексеевича. Вероятно, начальное основание монастыря можно отнести к более раннему времени; так как при межевании в период царствования Алексея Михайловича, в 1676 и следующих годах, уже были выделены земли, а также усадебное место и для состоявшей при Рождественской церкви про-сфорницы, схимонахини Мариамны (Иерархия. Ч. 3. С. 600). Схимонахиня занималась выпечкой просфор, со временем к ней присоединилось еще несколько девиц, которые желали проводить жизнь по монашеским правилам.

Первоначальное строение монастыря, как то: храм, ограда и кельи монашествующих - все было деревянное. Храм, в тот момент еще не был отделен от полковой Рождественской, был двухэтажным: нижний - в

честь Рождества, принадлежал Полковой слободе, а верхний Вознесенский - принадлежал монастырю. По отделении монастыря от полкового Христорождественского храма был построен деревянный двухпрестольный храм (отставлено на основании монастырских архивных документов, хранящихся в Тамбовской духовной консистории и записей на древнем монастырском «Синодике», а также на основании записей Монастырского священника Василия Ионина, жившего во второй четверти XIX. Иерархия. Ч. 3. С. 600). В главном храме престол посвящен был Вознесению Господню, а в южном приделе - во имя св. великомученицы Екатерины [1, с. 963]. Но пожар 1724 г. уничтожил и храм, и обитель почти полностью. Понадобилось двадцать лет, чтобы к 1744 г. заново отстроить монастырь. Выстроенный храм существовал до 1794 г. [2-6].

В этот период количество насельниц монастыря постепенно увеличивается. Так, к 1785 г. их уже насчитывалось: 1 игуменья, 16 монахинь, 6 рясофорных послушниц и

12 белиц [7, с. 72]. Что касается сведений об общественной, гражданской или миссионерской жизни обители, то до 1749 г. их фактически не сохранилось. По различным причинам, а в большей степени из-за пожаров до нашего времени не дошли даже самые важные акты, не говоря уже о сохранности всего монастырского архива. Поэтому в настоящее время достаточно сложно определить, какие изменения происходили в устройстве монастыря. Только начиная с 1749 г. сохранился небольшой монастырский архив, который и позволяет нам увидеть характер юридически самостоятельного существования монастыря [8, л. 1-1об., 3-3об.; 9, л. 1-1об., 2-2об., 3].

Фактически до 1749 г. Тамбовский Вознесенский женский монастырь переходил под управление различных митрополитов в связи с переподчинением епархии. Тамбовская епархия в разные периоды времени была причислена к Рязанской (до 1726 г.), Московской (с 1726 по 1747 г.), Воронежской (с 1749 до 1758 г.) епархиям. Только в 1758 г. по воле императрицы Елизаветы Петровны и с благословения Св. Синода на Тамбовскую епископскую кафедру был назначен Преосвященный Пахомий (Симанский).

К организации и благоустройству монастыря имел прямое отношение и гражданский губернатор Г.Р. Державин (в Тамбове с 1786 по 1788 г.). В 1786 г. при составлении плана города губернское начальство хотело перенести монастырь на иное, неудобное для монастыря место. Игуменья Вознесенского монастыря Евпраксия обратилась к Г.Р. Державину с прошением об оставлении монастыря на прежнем месте и о внесении в план города всех построек и территорий, принадлежащих монастырю за речкой Гаврюшкой. Высочайшим повелением прошение было удовлетворено, и монастырские территории были внесены в новый план города. Стараниями игумении Евпраксии по новым чертежам были определены и возведены стены монастыря, построены 2 каменных флигеля для богадельни, благоустроены игуменские кельи, кельи для монахинь. Все эти постройки были окончены к 1789 г.

В дальнейшем стараниями игумений и сестер обители монастырь укреплялся, появилась новая каменная ограда, строились новые церкви. Так, например, к 1910 г. в монастыре были три каменных церкви: во имя

Вознесения Господня с двумя приделами -св. Николая и св. вел. Екатерины (устроена в 1798 г.), во имя Скорбящей Божией Матери, с двумя приделами - пророка Илии и св. Алексея, человека Божия (устроена в 1820 г.), а также домовый храм в общежитии сестер обители во имя преп. Антония Киево-Печерского (устроена в 1894 г.).

Вполне достаточно было и принадлежностей для богослужения: покровов напрестольных, воздухов, одежд для жертвенника, богослужебных сосудов и т. д. Сестры монастыря всегда славились своими умениями в рукоделиях, поэтому практически полностью убранство для церквей монастыря создавалось их трудами. Кроме того, изделия сестер служили источником дохода для содержания монастыря и прокормления их самих. В рукописной книге по истории Вознесенского монастыря перечислены все виды женских работ, которые выполняли тамбовские монахини в первой половине XIX века. Клирик монастыря в 1830-е гг., священник Василий Ионин, писал: «Главный и существенный источник его содержания проистекает от его рукоделий. В нем производятся следующие работы: 1) ткутся и чернятся монашеские для мантий и рясок сукна, которые отпускает он разным обителям на значительные суммы; 2) работаются архиерейские и архимандричьи шапки; 3) вышиваются серебром и золотом разные вещи, как то: святые иконы, церковные облачения, эполеты, воротники на мундиры служащих и прочее; 4) обкладываются святые иконы фольгою; 5) плетутся кружева; 6) бисером нижутся ридикюли, шнурки, кошельки и прочее; 7) шьют белье разного рода; 8) прядут и ткут холст, впрочем, сим рукоделием занимается низший класс послушниц, и то лучшего холста не вырабатывают; 9) стегаются одеяла. Таким образом, монастырь трудами своими служит и отечеству, которым охраняется и которому он должен самым бытием своим, и себя самого содержит» [10, л. 22]. Исключительно популярна была вышивка, мастерством в которой сестры были известны даже за пределами губернии. Сестры и послушницы вышивали серебром и золотом, шелками. Монахини по традиции занимались шитьем и вышивкой церковных облачений, пелен и воздухов [11; 12, л. 1-2; 13, л. 1-125об.].

Помимо рукоделия, сестры зарабатывали на благосостояние монастыря непрерывным чтением Псалтири для поминовения усопших. Эта традиция была учреждена игуменьей Евгенией в 1853 г. В основу этой традиции был положен капитал жертвователя Анисимова, который, желая устроить себе вечное поминовение, передал в монастырь 2000 руб. Впоследствии к этому капиталу присоединялись средства других жертвователей, поступающие ежегодно. Так, за поминовение одного лица, или за одно имя, при чтении Псалтири в течение 40 дней, монастырь взимает 3 руб., за годичное поминовение одного имени - от 8 до 10 руб., за вечное поминовение - от 30 до 70 руб. и более, смотря по усердию и состоянию жертвователя.

Кроме того, игуменья Евгения открыла так называемую общественную просфорную, которая поставляла просфоры практически для всех приходских и домовых церквей г. Тамбов. Эта просфорная приносила монастырю чистого годового дохода более 1000 руб. Эта сумма шла на содержание училища-приюта для девочек, учрежденного при том же монастыре.

К концу XIX века монастырь представлял собой сложный организм, который, кроме душеспасительных задач, исполнял роль социального центра [14, л. 3-3об.; 15, л. 1-2об., 8-8об.; 16, л. 1-2]. К 1882 г. в монастыре содержались две монастырские церкви, 6 деревянных корпусов для монахинь, в одном из которых (двухэтажном) размещалось училище для девочек-сирот духовного звания. В указанном году содержалось 20 воспитанниц на полном монастырском содержании. Из насельниц в монастыре состояли: игуменья, казначея, 64 монахини, 170 послушниц (за исключением белиц, которые проживали за собственный счет). Вплоть до начала XX века Вознесенский Тамбовский женский монастырь был «своекоштным».

Основание для перевода Тамбовского Вознесенского женского монастыря в статус общежительного было заложено в конце XIX века [17; 18]. Честь эта принадлежала игуменье Антонии (Аносовой). Она в 1891 г. на месте двух каменных флигелей у Святых врат (служивших ранее богадельней) заложила трехэтажный каменный корпус для общежития бедных сестер. Строительство его было закончено к 1894 г. Внутри корпуса

был устроенный храм во имя святого преподобного Антония Печерского.

Необходимость расширения территории монастыря, возведения каменных храмов, увеличения числа и площади келий связаны с ростом числа монахинь и послушниц, проживающих в монастыре. Количественные показатели учета монашествующих и насельниц содержатся в нескольких источниках (свящ. В. Ионин, Н. Молчанов, А.Е. Андриевский, епископ Кирилл (Смирнов)) [18-21; 22, л. 1-2, 3, 4-4об., 5-5об.; 23-28; 29, л. 1-5; 30].

Терминология, обозначающая группы насельниц, у данных исследователей несколько отличается. В рукописной книге свящ. Василия Ионина, клирика Вознесенского женского монастыря, мы встречаем такое перечисление: игуменьи, монахини, рясофорные послушницы, белицы. В «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии» под редакцией Андриевского (1910 г.) это: настоятельница, казначея монастыря, монахини мантейные (есть оговорка, что это по штату), а также рясофорные послушницы; послушницы-белицы, живущие на испытании, престарелые девицы, вдовые и ученицы Свято-Ольгинской школы, квартирующие в кельях [31, с. 135]. Дата сбора цифровых данных отсутствует, указан только год издания. В отчете епископа Тамбовского и Шацкого Кирилла (Смирнова) за 1911 г. названы: игуменья, штатные и сверхштатные монахини, указные послушницы, неуказные послушницы [29, л. 1-5].

Разный набор категорий учета может быть связан с изменением формы статистического учета. Самый поздний вариант датирован ноябрем 1911 г. Соотнести приводимые количественные показатели и проанализировать изменения численности насельниц Тамбовского Вознесенского женского монастыря вполне возможно, данные представлены в табл. 1.

Расхождения в количественных показателях между 1910 и 1911 гг. объяснимы. Движение происходило в количестве не монахинь, а послушниц. В 1893 г. по представлению обер-прокурора было получено разрешение на увеличение сверх штата числа монахов в тех монастырях, где было много желающих в них поступить. В результате по всей стране наблюдался рост числа монахинь и особенно послушниц в женских монастырях.

Таблица 1

Количественные показатели учета насельниц Тамбовского Вознесенского женского монастыря

Годы издания статистических источников Игумений Монахинь Рясофорных послушниц Белиц

1785 1 16 6 12

1801 1 11 9 32

1804 1 17 13 33

1814 1 16 23 27

1826 1 16 28 45

1830 16 29 53

1876 Самоцветов 1 35 136 83

1883 1 65 170 Не указано

1910 Андриевский 1 16 шт. + 73 вн. шт. 137 391 (+ 45 девы, вдовы, ученицы Свято-Ольгинской школы) Всего 663

1911 епископ Кирилл (Смирнов) 1 16 + 69 Указные 136 Неуказные 320 Всего 541

Такая же картина была характерна и для Тамбовской епархии. Вознесенский женский монастырь, расположенный в губернском городе, привлекал девиц и женщин, искавших себе кров во время городских праздников. Поэтому число послушниц быстро росло и заметно колебалось.

В 1910 г. Кирилл, епископ Тамбовский и Шацкий, после проведения инспекции по указу Святейшего синода от 12 июля 1910 г. № 18 подал представление Святейшему Правительствующему синоду, в котором писал: «При обследовании Тамбовского Вознесенского монастыря комиссией под председательством архимандрита Иринарха оказалось, что этот монастырь основан в 1690 г., находится на окраине г. Тамбов. По своему внутреннему строю он принадлежит к числу своекоштных монастырей и только малою частью к общежительным. Он управляется игуменьей настоятельницей, под ведением которой находится 541 монахиня и послушница, из коих штатных монахинь 16, сверхштатных 69, указных послушниц 136 и неуказных 320. Большинство сестер живут в собственных кельях, на своем отоплении, освещении, содержании и одежде и только 50 сестер живут в общежительном корпусе и пользуются от монастыря просторными, светлыми кельями, пищей, чаем, сахаром и одеждой. Всех собственных домов-келий в монастыре 87. При своих кельях сестры имеют надворные помещения. Все содержа-

ние сестры добывают себе личным трудом, ища работы вне монастыря. Это поставляет их в необходимость ежедневно отлучаться за стены монастыря, что ими делается без ведома игуменьи, но с дозволения старшей монахини. Приискивая себе работу, сестры иногда бывают в нежелательных местах и сталкиваются с непорядочными людьми, а иногда даже становятся на базарах в ряды торговок для продажи молока и других предметов. Все это сильно влияет на внутреннее настроение насельниц монастыря, понижает их нравственность и делает их менее способными к исполнению монастырских послушаний» [29, л. 1-5].

Преосвященный епископ Кирилл (Смирнов) указывал, что эти обстоятельства не соответствуют духу монастыря и направлению монашеской жизни, просил разрешения Святейшего синода согласно представленному им плану перевести Тамбовский Вознесенский женский монастырь в статус общежительного. 14 декабря 1911 г. согласно Указу императора Николая II, постановлением Святейшего Правительствующего синода Тамбовского Вознесенского женского монастыря был «обращен» в общежительный [32, л. 6].

Когда в 1912 г. указом епископа Тамбовского Кирилла весь монастырь перешел на начало общежития [31], не все сестры были довольны этим распоряжением, не все хотели покидать свои кельи и переходить в общий корпус. Хотя открытого недовольства не

выражали, но, тем не менее, протестовали довольно своеобразным образом. Если ранее свои кельи ремонтировали они за свой счет, а так как денег не хватало, брали в долг у торговцев и всегда исправно выплачивали, то после того, как узнали об указе, «платежная способность сестер неизбежно понизилась» [34, л. 943]. Монастырское начальство встало перед дилеммой: или выплатить долг из общих монастырских средств, или оставить не желающих переселяться в общий корпус на их прежнем месте, с тем чтобы они обязательно погасили все долги. Остановились на последнем варианте, на что и было получено согласие духовной консистории [34, л. 978].

В полной мере общежитие в монастыре так и не было введено: помешала вскоре начавшаяся война и затем революция. Тем не менее, монастырь продолжал действовать в статусе общежительного до окончательного закрытия в 1929 г. [35, л. 76-79об., 81, 84-85, 87-87об., 89-89об.; 36; 37].

Таким образом, 14 декабря (1 декабря по старому стилю) 2016 г. отмечается знаменательная дата: 105 лет с момента перевода Тамбовского Вознесенского женского монастыря в статус общежительного. Это стало возможным благодаря стараниям игумений Антонии и Емилии [38]. Главная же роль в описываемом событии принадлежит Преос-вященнейшему епископу Тамбовскому и Шацкому Кириллу, ходатайство которого было удовлетворено Указом императора Николая II. Оба впоследствии были прославлены в чине новомучеников Церкви Русской.

После своего возрождения в новейшей истории с 2003 г. Тамбовский Вознесенский женский монастырь сохраняет статус общежительного.

Список литературы

1. Введенский С.Н. Очерки из истории Тамбовской епархии. Открытие Тамбовской епархии и первый Тамбовский епископ Леонтий (1682-1684 гг.) // Тамбовские епархиальные ведомости. 1896. № 39.

2. Описание Тамбовского Вознесенского женского монастыря до издания духовных штатов в 1764 г. // Изв. Тамб. ученой архив. комиссии: избранное: в 5 т. Тамбов, 2009. Т. 2. С. 194-200.

3. Дубасов И.И. Историческая записка о Тамбовском Вознесенском женском монастыре, составленная по поводу его 200-летия // Изв.

Тамб. ученой архив. комиссии: избранное: в 5 т. Тамбов, 2009. Т. 2. С. 179-185.

4. Дубасов И.И. Тамбовский край в конце XVIII и в начале XIX столетия // Исторический вестник. 1884. Т. 18. № 10.

5. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1897. Вып. 4. С. 25-28.

6. Левин О.Ю. Тамбовские монастыри в Синодальный период (1700-1917) // Тамбовская старина. Вып. 1. Тамбов, 2007. С. 103-116.

7. Молчанов Н. Историко-статистическое описание Тамбовского Вознесенского третьеклассного женского монастыря. Тамбов, 1883.

8. Прошение дьячка Тамбовской Христорожде-ственской церкви Степана Матвеева Святейшему Правительствующему Синоду от мая 1776 г. // РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 796. Оп. 57. Д. 215.

9. Рапорт епископа Тамбовского Феодосия в Св. Пр. Синод от 19 апреля 1785 г. // РГИА. Ф. 796. Оп. 66. Д. 222.

10. ГАТО (Государственный архив Тамбовской области). Библиотечный фонд. Историческое описание Тамбовского Вознесенского девичьего третьеклассного монастыря, собранное трудами монастыря того иерея Василия Ионина из архива, хранящегося при оном из документов, из свидетельства многолетних стариц и других лиц, заслуживающих доверия. 1837 года июня. Рукопись.

11. Историческое описание Тамбовского Вознесенского девичьего третьеклассного монастыря 1840 г. // АТЕ (Архив Тамбовской епархии). Ф. 3. Оп. 2. Д. 1.

12. Предложение синодального обер-прокурора Св. Пр. Синоду от 28 февраля 1846 г. о Тамбовском женском монастыре // РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д. 405.

13. Главная и дополнительная монастырская опись 1857 г. // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3069.

14. Предложение синодального обер-прокурора Св. Пр. Синоду от 6 октября 1864 г. о высочайшем соизволении на укрепление за Тамбовским Вознесенским женским монастырем земли // РГИА. Ф. 797. Оп. 136. III отделение. Д. 34.

15. Представление епископа Тамбовского и Шацкого Феодосия в Св. Пр. Синод от 5 мая 1873 г. // РГИА. Ф. 796. Оп. 154. Д. 55.

16. Прошение уволенной из Тамбовского Вознесенского монастыря Александры Тихомировой Св. Пр. Синоду от 9 ноября 1875 г. // РГИА. Ф. 796. Оп. 154. Д. 1605.

17. Ведомость о монашествующих Тамбовского Вознесенского женского монастыря Тамбовской епархии за 1890 г. // ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2199.

18. Статистические сведения о монастырях Тамбовской епархии за 1895 г. // ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2278.

19. Нечаев А. Очерки из истории Тамбовской церкви. СПб.: Надежда, 1908. 400 с.

20. О числе монашествующих в Тамбовского Вознесенского женского монастыря Тамбовской епархии за 1896 г. // ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2304.

21. Ведомость Тамбовской епархии за 1897-1907 гг. // ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2317.

22. Представление епископа Тамбовского и Шацкого Георгия в Св. Пр. Синод от 7 апреля 1899 г. // РГИА. Ф. 796. Оп. 180. Д. 3762.

23. Статистические сведения о монастырях Тамбовской епархии за 1904 г. // ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2425.

24. О настоятельнице и монашествующих Тамбовского Вознесенского женского монастыря Тамбовской епархии за 1909 г. // ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2556.

25. О настоятельнице и монашествующих Тамбовского Вознесенского женского монастыря Тамбовской епархии за 1910 г. // ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2574.

26. Исторические статистические описания монастырей Тамбовской епархии за 1909-1910 гг. // ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2552.

27. Отчеты настоятелей монастырей Тамбовской епархии за 1911 г. // ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2595.

28. Краткие статистические сведения о монастырях Тамбовской епархии за 1911 г. // ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2594.

29. Представление епископа Тамбовского и Шацкого Кирилла в Св. Пр. Синод от 7 ноября 1911 г. // РГИА. Ф. 796. Оп. 192. Д. 2488.

30. Краткие исторические и статистические сведения о Вознесенском женском монастыре за 1904, 1909, 1911 гг. // АТЕ. Ф. 3. Оп. 2. Д. 4.

31. Андриевский А.Е. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911.

32. Определение Синода от 1 декабря 1911 г. по Вознесенскому женскому монастырю // РГИА. Ф. 796. Оп. 192. Д. 2488.

33. РГИА. Ф. 796. Оп. 192. Д. 2488.

34. ГАТО. Ф. 181. Д. 2155.

35. Страховая оценка всех зданий, принадлежавших монастырю за 1910-13 гг. // РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2018.

36. Кученкова В.А. Святыни Тамбовской епархии. М.: Изд. отдел Московской патриархии, 1993. 111 с.

37. Лисюнин В.Ф., священник. Покровский собор города Тамбова и православные традиции: монография. Тамбов: Изд-во «Бизнес-Наука-Общество», 2013. 430 с.

38. Цветаев А. Настоятельница Тамбовского Вознесенского монастыря игумения Антония

(Аносова). Тамбов, 1911. Тамбовский патерик. Тамбов, 1999. Кн. 2.

References

1. Vvedenskiy S.N. Ocherki iz istorii Tambovskoy eparkhii. Otkrytie Tambovskoy eparkhii i pervyy Tambovskiy episkop Leontiy (1682-1684 gg.) [Notes from history of Tambov eparchy. Opening of Tambov eparchy and first Tambov bishop Leontiy (1682-1684)]. Tambovskie eparkhial'nye vedomosti [Tambov eparchial bulletin], 1896, no. 39. (In Russian).

2. Opisanie Tambovskogo Voznesenskogo zhen-skogo monastyrya do izdaniya dukhovnykh shta-tov v 1764 g. [Description of Tambov Ascension convent before enactment of manning table in 1764]. Izvestiya Tambovskoy uchenoy arkhivnoy komissii: izbrannoe: v 5 t. [News of Tambov sciential archival committee: selected works: in 5 vols.], 2009, vol. 2, pp. 194-200. (In Russian).

3. Dubasov I.I. Istoricheskaya zapiska o Tam-bovskom Voznesenskom zhenskom monastyre, sostavlennaya po povodu ego 200-letiya [Historical note about Tambov Ascension convent, made in recognition of its 200th anniversary]. Izvestiya Tambovskoy uchenoy arkhivnoy komissii: izbrannoe: v 5 t. [News of Tambov sciential archival committee: selected works: in 5 vols.], 2009, vol. 2, pp. 179-185. (In Russian).

4. Dubasov I.I. Tambovskiy kray v kontse XVIII i v nachale XIX stoletiya [Tambov territory in the end of XVIII and in the beginning of XIX century]. Istoricheskiy vestnik [Historical bulletin], 1884, vol. 18, no. 10. (In Russian).

5. Dubasov I.I. Ocherki iz istorii Tambovskogo kraya [Notes from history of Tambov territory], 1897, no. 4, pp. 25-28. (In Russian).

6. Levin O.Yu. Tambovskie monastyri v Si-nodal'nyy period (1700-1917) [Tambov abbeys in the Synodical period]. Tambovskaya starina [Tambov olden time], 2007, no. 1, pp. 103-116. (In Russian).

7. Molchanov N. Istoriko-statisticheskoe opisanie Tambovskogo Voznesenskogo tret'eklassnogo zhenskogo monastyrya [Historical and statistical description of Tambov Ascension convent of third level]. Tambov, 1883. (In Russian).

8. Proshenie d'yachka Tambovskoy Khris-torozhdestvenskoy tserkvi Stepana Matveeva Svyateyshemu Pravitel'stvuyushchemu Sinodu ot maya 1776 g. [Request made by lay vicar of Tambov church of Nativity of Christ Stepan Matveev to Most Holy Governing Synod from May, 1776]. Rossiyskiy gosudarstvennyy is-toricheskiy arkhiv [The Russian State Historical Archives], fund 796, list 57, file 215. (In Russian).

9. Raport episkopa Tambovskogo Feodosiya v Sv. Pr. Sinod ot 19 aprelya 1785 g. [Report made by bishop of Tambov Theodosius to Most Holy Governing Synod from 19 April, 1785]. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [The Russian State Historical Archives], fund 796, list 66, file 222. (In Russian).

10. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti. Bibliotechnyy fond. Istoricheskoe opisanie Tam-bovskogo Voznesenskogo devich'ego tret'eklass-nogo monastyrya, sobrannoe trudami monastyrya togo iereya Vasiliya Ionina iz arkhiva, khranyashchegosya pri onom, iz do-kumentov, iz svidetel'stva mnogoletnikh starits i drugikh lits, zasluzhivayushchikh doveriya. 1837 goda iyunya. Rukopis' [The State Archive of Tambov Region. Library stock. Historical description of Tambov Ascension convent of third level, collected by the priest Vasiliy Ionin in that convent from archive kept by him, from documents, from evidences of long-lived old men and other trustworthy people. June, 1837. Manuscript]. (In Russian).

11. Istoricheskoe opisanie Tambovskogo Voznesen-skogo devich'ego tret'eklassnogo monastyrya 1840 g. [Historical description of Tambov Ascension convent of third level in 1840]. Arkhiv Tambovskoy eparkhii [Archive of Tambov eparchy], fund 3, list 2, file 1. (In Russian).

12. Predlozhenie sinodal'nogo ober-prokurora Sv. Pr. Sinodu ot 28 fevralya 1846 g. o Tam-bovskom zhenskom monastyre [Offer made by synodal attorney-general to Most Holy Governing Synod from February 28, 1864 about Tambov convent]. Rossiyskiy gosudarstvennyy is-toricheskiy arkhiv [The Russian State Historical Archives], fund 796, list 127, file 405. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Glavnaya i dopolnitel'naya monastyrskaya opis' 1857 g. [Main and additional monasterial list]. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [The Russian State Historical Archives], fund 834, list 3, file 3069. (In Russian).

14. Predlozhenie sinodal'nogo ober-prokurora Sv. Pr. Sinodu ot 6 oktyabrya 1864 g. o vy-sochayshem soizvolenii na ukreplenie za Tam-bovskim Voznesenskim zhenskim monastyrem zemli [Offer made by synodal attorney-general to Most Holy Governing Synod from October 6, 1864 about permission of land attaching to Tambov Ascension convent]. Rossiyskiy gosu-darstvennyy istoricheskiy arkhiv [The Russian State Historical Archives], fund 797, list 136, 3rd department, file 34. (In Russian).

15. Predstavlenie episkopa Tambovskogo i Shatskogo Feodosiya v Sv. Pr. Sinod ot 5 maya 1873 g. [Submission of Tambov and Shatsk bishop Theodosius to Most Holy Governing Synod from May 5, 1873] Rossiyskiy gosudarstvennyy is-

toricheskiy arkhiv [The Russian State Historical Archives], fund 796, list 154, file 55. (In Russian).

16. Proshenie uvolennoy iz Tambovskogo Vozne-senskogo monastyrya Aleksandry Tikhomirovoy Sv. Pr. Sinodu ot 9 noyabrya 1875 g. [Request made by fired from Tambov Ascension convent Alexandra Tikhomirova to Most Holy Governing Synod from November 9, 1875]. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [The Russian State Historical Archives], fund 796, list 154, file 1605. (In Russian).

17. Vedomost' o monashestvuyushchikh Tam-bovskogo Voznesenskogo zhenskogo monastyrya Tambovskoy eparkhii za 1890 g. [Bulletin about monks of Tambov Ascension convent of Tambov eparchy in 1890]. Gosu-darstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund 181, list 1, file 2199. (In Russian).

18. Statisticheskie svedeniya o monastyryakh Tam-bovskoy eparkhii za 1895 g. [Statistic information about monasteries of Tambov eparchy in 1895]. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund 181, list 1, file 2278. (In Russian).

19. Nechaev A. Ocherki iz istorii Tambovskoy tserkvi [Notes from history of Tambov church]. St. Petersburg, Nadezhda Publ., 1908. 400 p. (In Russian).

20. O chisle monashestvuyushchikh v Tambovskogo Voznesenskogo zhenskogo monastyrya Tambovskoy eparkhii za 1896 g. [About the number of monks who cloister to Tambov Ascension convent of Tambov eparchy in 1896]. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund 181, list 1, file 2304. (In Russian).

21. Vedomost' Tambovskoy eparkhii za 1897-1907 gg. [Bulletin of Tambov eparchy for 1897-1907]. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund 181, list 1, file 2317. (In Russian).

22. Predstavlenie episkopa Tambovskogo i Shatskogo Georgiya v Sv. Pr. Sinod ot 7 aprelya 1899 g. [Submission of Tambov and Shatsk bishop George to Most Holy Governing Synod from April 7, 1899]. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [The Russian State Historical Archives], fund 796, list 180, file 3762. (In Russian).

23. Statisticheskie svedeniya o monastyryakh Tambovskoy eparkhii za 1904 g. [Statistic information about monasteries of Tambov eparchy in 1904]. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund 181, list 1, file 2425. (In Russian).

24. O nastoyatel'nitse i monashestvuyushchikh Tambovskogo Voznesenskogo zhenskogo

monastyrya Tambovskoy eparkhii za 1909 g. [About superior and monks of Tambov Ascension convent of Tambov eparchy in 1909]. Go-sudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund 181, list 1, file 2556. (In Russian).

25. O nastoyatel'nitse i monashestvuyushchikh Tambovskogo Voznesenskogo zhenskogo monastyrya Tambovskoy eparkhii za 1910 g. [About superior and monks if Tambov Ascension convent of Tambov eparchy in 1910]. Go-sudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund 181, list 1, file 2574. (In Russian).

26. Istoricheskie statisticheskie opisaniya monastyrey Tambovskoy eparkhii za 1909-1910 gg. [Historical and statistical description of monasteries of Tambov eparchy for 1909-1910]. Gosu-darstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund 181, list 1, file 2552. (In Russian).

27. Otchety nastoyateley monastyrey Tambovskoy eparkhii za 1911 g. [Reports of monasteries superiors of Tambov eparchy in 1911]. Gosu-darstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund 181, list 1, file 2595. (In Russian).

28. Kratkie statisticheskie svedeniya o monastyryakh Tambovskoy eparkhii za 1911 g. [Short description of statistical information about monasteries of Tambov eparchy in 1911]. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund 181, list 1, file 2594. (In Russian).

29. Predstavlenie episkopa Tambovskogo i Shat-skogo Kirilla v Sv. Pr. Sinod ot 7 noyabrya 1911 g. [Submission of Tambov and Shatsk bishop Cyril to Most Holy Governing Synod from April 7, 1899]. Rossiyskiy gosudarstvennyy is-toricheskiy arkhiv [The Russian State Historical Archives], fund 796, list 192, file 2488. (In Russian).

30. Kratkie istoricheskie i statisticheskie svedeniya o Voznesenskom zhenskom monastyre za 1904, 1909, 1911 gg. [Short historical and statistical information about Ascension convent in 1904, 1909, 1911]. Arkhiv Tambovskoy eparkhii [Ar-

chive of Tambov eparchy], fund 3, list 2, file 4. (In Russian).

31. Andrievskiy A.E. Istoriko-statisticheskoe opisanie Tambovskoy eparkhii [Historical and statistical description of Tambov eparchy]. Tambov, 1911. (In Russian).

32. Opredelenie Sinoda ot 1 dekabrya 1911 g. po Voznesenskomu zhenskomu monastyryu [Decree of Synod from December 1, 1911 about Ascension convent]. Rossiyskiy gosudarstvennyy is-toricheskiy arkhiv [The Russian State Historical Archives], fund 796, list 192, file 2488. (In Russian).

33. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [The Russian State Historical Archives], fund 796, list 192, file 2488. (In Russian).

34. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund 181, file 2155. (In Russian).

35. Strakhovaya otsenka vsekh zdaniy, prinadlez-havshikh monastyryu za 1910-13 gg. [Insurance valuation of all buildings that belonged to monastery for 1910-1913]. Rossiyskiy gosudarstven-nyy istoricheskiy arkhiv [The Russian State Historical Archives], fund 799, list 33, file 2018. (In Russian).

36. Kuchenkova V.A. Svyatyni Tambovskoy eparkhii [Relic of Tambov eparchy]. Moscow, Publishing department of Moscow Patriarchate, 1993. 111 p. (In Russian).

37. Lisyunin V.F., priest. Pokrovskiy sobor goroda Tambova i pravoslavnye traditsii [Pokrovsky Cathedral of Tambov and orthodox traditions]. Tambov, "Business-Science-Society" Publ., 2013. 430 p. (In Russian).

38. Tsvetaev A. Nastoyatel'nitsa Tambovskogo Voznesenskogo monastyrya igumeniya Antoniya (Anosova) [Superior hegumeness of Tambov Ascension convent Antonia (Anosova)]. Tambov, 1911. Tambovskiy paterik. Tambov, 1999. Book 2. (In Russian).

Поступила в редакцию 08.09.2016 г. Received 8 September 2016

UDC 908+27-9

THE HISTORY OF FOUNDATION AND BECOMING OF TAMBOV ASCENSION NUNNERY IN THE SYN-ODICAL PERIOD

Archpriest Vladimir SERGUNIN First Provost Tambov Seminary

3 M. Gorky St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: tdsmetod@yandex.ru

The history of Tambov Ascension nunnery foundation is shown. The issues of spiritual growth of nunnery inhabitants, origin and prosperity of monastic life, material consolidation of nunnery: building of churches, enlargement of the territory, appearance and development of monastery workshops. The statistics about the amount of nunnery inhabitants, comparative analysis on the number of novitiates, nuns and educatees of Saint-Olga school for orphan-girls in the period of 1785 till 1911 are presented. The attention is paid to the study of some hegumenias' activity, contributing in improvement of spiritual and material basis of the nunnery (Katerina, Eupraxia, Yevgeniya, Antonia). The types of handicrafts, made by nuns and novitiates both for celebration of divine service of the nunnery and for sale to laypeople to fill the coffers are listed. The significant element is publication of the report of the bishop of Tambov and Shatsk Kirill after carrying out the inspection according to the decree of the Holy Synod from 12th July 1910. This document was found in Russian State Historical Archive and is published for the first time. The report gives the analysis of demographic situation in the nunnery, social and economic activity of the nuns. The problems of spiritual and material state of nuns and nunnery are pointed out. According to the results of consideration of the report and petition of the bishop of Tambov and Shatsk Kirill Tambov Ascension paying nunnery was transferred in the status of cenobitic. This status was kept after the nunnery until its full closure in 1929. Key words: Tambov Ascension nunnery; cenobitic nunnery; social activity

Информация для цитирования:

Сергунин В., протоиерей. История основания и становления Тамбовского Вознесенского женского монастыря в синодальный период // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2016. Т. 2. Вып. 4 (8). С. 68-76.

Sergunin V., archpriest. Istoriya osnovaniya i stanovleniya Tambovskogo Voznesenskogo zhenskogo monastyrya v si-nodal'nyy period [The history of foundation and becoming of Tambov Ascension nunnery in the Synodical period]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2016, vol. 2, no. 4 (8), pp. 68-76. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.