12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34С5
Л.А. АЛЕКСЕЕВА
кандидат юридических наук Орловского юридического института МВД РФ Е-mail: [email protected]
UDC34^5 L.A. ALEXEEVA
candidate of Law, Orel Law Institute of MIA of Russia
Е-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ДЕТЕРМИНАЦИИ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
SPECIFICS OF DETERMINATION OF TRAFFIC VIOLATIONS AND VEHICLE OPERATION
В статье рассматриваются основные причины и условия совершения преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Кроме того, анализируется уровень влияния каждого фактора.
Ключевые слова: преступление, нарушение, детерминанты, причины, условия, транспортные средства.
In article the main reasons and conditions of committing a crime provided for in Art. 264 of the Criminal Code of the Russian Federation «Violation of the rules of traffic and operation of vehicles» are considered. Besides, the level of influence of each factor is analyzed.
Keywords: crime, violation, determinants, reasons, conditions, vehicles.
В последнее время все больший общественный резонанс вызывают не сугубо уголовные преступления, такие как, например, убийства или грабежи, а преступления, имеющие неосторожную форму вины и, на первый взгляд, обладающие невысокой степенью общественной опасности, а именно нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Количество данных преступлений на протяжении последних лет остается стабильно высоким. Так, по данным МВД РФ в 2006 году было совершено 26313 преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, в 2007 году - 25623, 2008 - 24326, 2009 - 27544, 2010 - 26307, 2011 - 27302.1 Как видно из приведенных статистических данных, четкой тенденции к уменьшению или увеличению данных преступлений не наблюдается.
Между тем, это происходит на фоне предпринимаемых со стороны государства усилий, направленных на борьбу с данным явлением. Так в 2006 году был принят Указ Президента РФ № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»2, Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 100 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного
1 Официальный сайт МВД России - режим доступа http:// www.mvd.ru /presscenter /statistics /reports/
2 Указ Президента РФ от 22.09.2006 N 1042 (ред. от 27.10.2011) «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»// СЗ РФ, 25.09.2006, № 39, ст. 4040.
© Л.А. Алексеева © L.A. Alexeeva
движения в 2006 - 2012 годах»3 и т.д.
Как любое явление, данный вид преступления порождается конкретными факторами (обстоятельствами), которые в криминологии принято называть детерминантами4.
Применительно к детерминантам преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», представляется возможным отметить, что они во многом не определяются общими детерминантами преступности. Это связано, прежде всего, с неосторожной формой вины, которую предусматривает данный состав преступления.
Проведенное нами исследование позволило все причины и условия, способствующие совершению данного преступления, разделить на две большие группы. Это причины и условия объективного и причины и условия субъективного характера.
В качестве основных объективных причин возникновения ДТП можно выделить, прежде всего, неудовлетворительное состояние улиц и дорог, которое может быть вызвано неправильным проектированием, строительством или эксплуатацией дороги. Причем в данном случае речь идет не только о качественном состоянии дорожного полотна (ме-
3 Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 100 (ред. от 02.08.2011) «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» // СЗ РФ, 27.02.2006, № 9, ст. 1020.
4 Криминология: Учебник для вузов. А.Ф. Агапов, Л.В.
Баринова, В.Г. Гриб и др.; под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и
доп. М.: Юстицинформ, 2006. С.3.
ханические дефекты покрытия дорожного полотна, низкие сцепные качества покрытия и т.д.), но и об условиях видимости, которые зачастую зависят от качества искусственного освещения. Кроме того, нередки ситуации, когда дороги не отвечают интенсивности движения транспортных средств и пешеходов, отсутствуют средства регулирования движения (светофоры, линии разметки и т.д.). Вместе с тем при оформлении практически каждого 5-го происшествия в стране сотрудниками Госавтоинспекции задокументированы недостатки состояния и содержания улично-дорожной сети.
В 2010 году неудовлетворительные дорожные условия сопутствовали совершению 41863 происшествий, в которых погибли 5889 человек и 52622 получили ранения. Примечательным является то обстоятельство, что в Чеченской республике по этой причине совершено 11 ДТП, в то время, как в областях центральной России эта цифра составляет от 160 ДТП в Костромской области, до 661 ДТП в Воронежской области5.
Второй объективной причиной являются технические неисправности транспортных средств. Всего таких ДТП, например в 2010 году, произошло 1127. В результате их совершения в ДТП погибли 227 человек, ранены 1509. Необходимо отметить, что количество ДТП, совершенных по причине неисправности транспортных средств, является незначительным. В общем массиве ДТП удельный вес этих происшествий составил 0,6%6. Интересным является тот факт, что на территории Москвы по этой причине произошло всего 2 ДТП, в то время как во Владимирской области - 20. Данное обстоятельство ставит под вопрос качество проводимого технического осмотра транспортных средств в данном регионе.
Согласно проведенным нами исследованиям, из 99 случаев ДТП, произошедших на территории Орловской области и повлекших тяжкий вред здоровью или гибель людей, только одно из них было связано с эксплуатацией технически неисправного транспортного средства. Во всех остальных 98 случаях водители управляли технически исправными транспортными средствами.
Вместе с тем, специфика детерминант преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, заключается в том, что преобладающую роль при его совершении играют субъективно обусловленные причины и условия. Особую роль в дорожно-транспортных преступлениях приобретает так называемый человеческий фактор. Около 80% дорожно-транспортных преступлений происходит из-за нарушений водителями Правил дорожного движения.
Прежде всего, безопасность движения зависит от стажа и опыта водителя, от его непосредственных действий и их соответствия конкретной дорожной ситуации.
Ежегодно в процесс дорожного движения вклю-
5 По данным официального сайта ГИБДД РФ - www. gibdd. ru
6 Там же
чаются все больше неопытных водителей, неспособных из-за формального подхода к обучению вождению адекватно оценивать складывающуюся ситуацию и не обладающих соответствующими навыками вождения в критической обстановке.
Водителями со стажем управления транспортом до трех лет совершается свыше 15% всех ДТП. Каждое третье ДТП по вине молодых водителей совершено с превышением скорости. Причина каждого седьмого происшествия, совершенного этой категорией, - несоблюдение очередности проезда. Вследствие выезда на полосу встречного движения произошло каждое девятое ДТП, а каждое пятнадцатое совершено молодыми водителями в состоянии опьянения7.
Эта категория водителей представляет опасность не только для участников дорожного движения, но и для самих себя. Свыше трети погибших водителей -это молодые люди в возрасте от 22 до 32 лет.
Анализ статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях за многие годы показывает, что из всех происшествий, вызванных нарушениями водителей, более 75% произошло из-за превышения скорости, нарушения правил обгона, выезда на полосу встречного движения, нарушения правил стоянки, маневрирования, проезда перекрестков, несоблюдения дистанции, неподчинения сигналам регулирования, из-за игнорирования требований дорожных знаков и разметки. Как следствие, в качестве причины аварийности признается, в первую очередь, недисциплинированность участников дорожного движения8.
Таким образом, подавляющее большинство ДТП непосредственно связаны с невыполнением водителями требований действующих норм и правил, неправильным выбором режима движения, низкой дисциплиной или неадекватной оценкой ими складывающейся на дороге ситуации.
По полу среди водителей преобладают мужчины (92 - 93%), женщины составляют около 8%. Вместе с тем, в последние годы все больше женщин-водителей совершают дорожно-транспортные преступления. Рост данного показателя вызван тем, что в целом возрастает количество женщин-автовладельцев.
Судебная, следственная и административная практика свидетельствуют, что женщинам-водителям свойственна большая дисциплинированность, аккуратность.
Они обычно предпочитают остановить автомобиль, нежели участвовать в наращивании риска аварийной обстановки, также отличаются меньшей частотой случаев управления в состоянии опьянения (среди женщин доля лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения в 1,5 раза меньше), более строгим соблюдением Правил дорожного движения9.
7 Интервью Кирьянова В.Н. За рулем - молодые дураки.// Аргументы и факты. 2007. № 17. С.16.
8 Майоров А.В., О дорожно-транспортной аварийности и ее причинах. А.В. Майоров, А.В. Томилова// Законы России: опыт, анализ, практика, № 11, 2007 г
9 Гросзова С.Н. За рулем женщина. // Транспорт. 1993. № 3. С. 57.
По возрасту наибольшую долю в контингенте водителей, совершивших автотранспортные преступления, составляют лица в возрасте 18 - 24 лет. Это обусловлено небольшим опытом вождения машины в сочетании с завышенной уверенностью в своих психофизиологических возможностях, склонностью к лихачеству как средству демонстрации своих возможностей, большим потреблением спиртных напитков.
Определенную роль в оценке дорожной ситуации играют психологические свойства и состояния личности. Своевременная и правильная оценка сложившейся на дороге обстановки затруднительна для человека неуравновешенного или, наоборот, слишком медлительного, не обладающего быстрой реакцией и умением быстро принимать решения. На возможность адекватно оценить и принять правильное решение влияют также различные отрицательные эмоции, болезненное или утомленное состояние10.
В целом, в качестве основных субъективных причин в криминологической науке выделяются дефекты правосознания лиц, управляющих транспортными средствами. А именно:
1. Проявление повышенной самоуверенности в оценке своего мастерства, опыта.
2. Лихачество, сознательное рискованное поведение, негативный пример других правонарушителей.
3. Пренебрежение правилами ради выгоды в скорости, чтобы быстрее доехать до цели, выполнить задание и т.д.
4. Неудовлетворительное знание правил дорожного движения по разным причинам.
5. Непридание значения нарушениям, т. к. не видят опасности в их совершении.
6. Снисходительное отношение к алкогольному опьянению11.
Управление автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения является одной из значимых причин дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно
10 Дошин П.А. Актуальные проблемы уведомления в производстве по делам об административных правонарушениях. // Юридический мир, 2006, № 10
11 Терехова Ю.К. Дисциплинарные взыскания. Отстранение
от работы - Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006.
около 20% происшествий происходят из-за нарушений правил дорожного движения водителями в состоянии опьянения. За последние годы в 3 - 4 раза возросло количество водителей, управляющих автотранспортными средствами в состоянии наркотического опьянения и под действием иных психоактивных веществ.
До 2010 года количество происшествий с участием водителей, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения и число погибших в них снижалось, а в 2011 году эти показатели выросли на 3,4% и 7,6% соответственно. Лишение права управления, как вид наказания за управление транспортным средством в состоянии опьянения, вряд ли можно признать эффективной мерой воздействия, поскольку только за 2011 год в 1,5 раза увеличилось количество ДТП с участием водителей, находившихся в состоянии опьянения и лишенных права управления транспортным средством, а число погибших в этих ДТП граждан увеличилось в 2 раза!
При этом, в соответствии с проведенными нами исследованиями 9% водителей, привлеченных к уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств на территории Орловской области, находились в момент нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства в состоянии опьянения.
Своевременное выявление у водителей автотранспортных средств физиологических и функциональных отклонений, возникающих при потреблении различных алкогольных и психоактивных веществ, является одной из важнейших задач в обеспечении безопасности дорожного движения12.
Подводя итоги, можно отметить, что в настоящее время основной детерминантой нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является правовой нигилизм, который на практике имеет самые разнообразные проявления. В этой связи особое внимание должно уделяться воспитанию чувства ответственности и дисциплинированности у лиц, садящихся за руль транспортного средства.
12 Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. Алматы. 2008. 429 с.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 22.09.2006 № 1042 (ред. от 27.10.2011) «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»// СЗ РФ, 25.09.2006, № 39, ст. 4040.
2. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 100 (ред. от 02.08.2011) «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» // СЗ РФ, 27.02.2006, № 9, ст. 1020.
3. Гросзова С.Н. За рулем женщина // Транспорт. 1993. № 3. С. 57.
4. Дошин П.А. Актуальные проблемы уведомления в производстве по делам об административных правонарушениях // Юридический мир, 2006, № 10.
5. Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. Алматы. 2008. 429 с.
6. Интервью Кирьянова В.Н. За рулем - молодые дураки // Аргументы и факты. 2007. № 17. С.16.
7. Криминология: Учебник для вузов / А.Ф. Агапов, Л.В. Баринова, В.Г. Гриб и др.; под ред. В. Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006.
8. Майоров А.В., Томилова А.В., О дорожно-транспортной аварийности и ее причинах // Законы России: опыт, анализ, практика, № 11, 2007 г
9. Терехова Ю.К. Дисциплинарные взыскания. Отстранение от работы. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006.
10. Официальный сайт МВД России - режим доступа http:// www.mvd.ru /pressce№ter /statistics /reports/
11. Официальный сайт ГИБДД РФ - режим доступа http:// www. gibdd. ru/
References
1. Presidential Decree of 22.09.2006 № 1042 (amended on 27.10.2011) "On urgent measures to ensure the safety of the road" // CL, 25.09.2006, № 39, Art. 4040.
2. Government Decree of 20.02.2006 № 100 (amended on 02.08.2011) "On the federal target program" Improving road safety in 2006 - 2012 // CL, 27.02.2006, № 9, Art.1020.
3. Groszova S.N. Woman driving a car // Transport. 1993. Number 3. - P. 57.
4. Doshin P.A. Urgent problems of issues notice in proceedings in administrative cases // Legal World, 2006, № 10.
5. Esbergen Alauhanov. Criminology. Textbook. - Almaty. 2008. - 429 p.
6. Interview of Kiryanova V. Driving - young fools // Arguments and Facts. 2007. Number 17. - P. 16.
7. Criminology: a textbook for higher educational institutions / A.F. Agapov, L.V Barinov, V.G. Grib and others; ed. VD. Malkov. 2nd, revised. and supplemented issue. M.: Yustitsinform, 2006.
8. MayorovA.V., TomilovaA.V. Traffic accident and its causes // Laws of Russia: experience, analysis, practice, № 11, 2007.
9. Terekhov Yu.K. Disciplinary action. Suspension - Prepared for System 'ConsultantPlus', 2006.
10. Official site of the Russian Interior Ministry - access mode http:// www.mvd.ru / pressce № ter / statistics / reports /
11. Official site of the Russian traffic police - access mode http:// www. gibdd. ru /
УДК Х410.20(2РОС) A.C. АРХИПОВ
адъюнкт кафедры Уголовного процесса Московского университета МВД России Е-mail: [email protected]
UDC Х410.20(2РОQ A.S. ARKHIPOV
graduate of the Department of Criminal Process, Moscow
University of IAM of Russia Е-mail: [email protected]
ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ ОЦЕНОЧНЫХ НОРМ, СОДЕРЖАЩИХ КРИТЕРИЙ РАЗУМНОСТИ
PREREQUISITES FOR USING VALUATION STANDARDS, CONTAINING THE CRITERION OF REASONABLENESS THE CRIMINAL PROCEDURAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением места разумности в праве. Особое внимание уделяется использованию в уголовно-процессуальном законодательстве оценочных норм, содержащих одноименный критерий. С учетом практики Европейского Суда по правам человека и степени ее влияния на российское законодательство выдвигается гипотеза, предусматривающая рост числа таких правовых предписаний в системе регулирования уголовного судопроизводства в России.
Ключевые слова: разумность, разумный срок, оценочное понятие, уголовное судопроизводство, Европейский Суд по правам человека.
The article considers the issues connected with determination of the place of reasonableness in the law. Special attention is paid to the use of evaluation rules, containing the same criterion in criminal procedure legislation. With the practice of the European Court of human rights and the degree of its influence on the Russian legislation, the increase in the number of such legal regulations in the system of regulation of the criminal proceedings in Russia is hypothesized.
Keywords: reasonableness, a reasonable period, the evaluative concept, criminal proceedings, the European Court of Human Rights.
Включение в УПК РФ принципа разумного сро- ется значение не столько критерия длительности
ка уголовного судопроизводства предопределило производства по делу, сколько обладающей автоном-
всплеск интереса ученых-процессуалистов к поня- ным и универсальным содержанием категории. Так,
тию «разумность». В ряде публикаций ему прида- например, Кругликов А.П. ставит вопрос о соотно-
© А.С. Архипов © A.S. Arkhipov