Научная статья на тему 'Специфика читательского адреса детских интернет-журналов'

Специфика читательского адреса детских интернет-журналов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
284
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEDIA / CHILDREN'S ONLINE MAGAZINE / CONTENT / COMMUNICATION STRATEGY / AUDIENCE / МЕДИА / ДЕТСКИЙ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ / КОНТЕНТ / КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / АУДИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Максимова Н. В.

В статье представлены результаты анализа медиаконтента детских сетевых журналов в соотнесении со спецификой читательского адреса. Автор статьи показывает обусловленность концепции интернет-издания для детей и выбора коммуникативной стратегии таким доминирующим типоформирующим фактором, как аудиторный, и определяет специфику этого фактора в детских интернет-журналах. Представленный в работе обзор психофизиологических, личностных, интеллектуальных аспектов возрастных этапов детства и отрочества позволяет увидеть специфику каждого из возрастных периодов, учитывать которую необходимо при формировании концепции издания, выборе коммуникативной стратегии и контента. Проведённый автором анализ особенностей содержания, способов подачи материалов, медиаобразовательных возможностей сетевых журналов для детей и подростков показывает, что характер аудитории детского интернет-журнала во многом определяет не только объём использования технологических приёмов гиперссылок, интерактивности, мультимедийности, но и диктует выбор предметной среды. В заключение автор приходит к выводу о том, что актуализация знаний о специфике каждого из возрастных периодов наряду с другими факторами и инструментами будет способствовать созданию качественного медиапродукта для этого читательского адреса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF READING ADDRESS OF CHILDREN'S INTERNET JOURNALS

The article presents results of an analysis of media contents of children’s online magazines in relation to the specifics of the reader’s address. The author of the article shows the conditionality of the concept of an online publication for children and the choice of a communicative strategy in such a dominant type-forming factor as an audience one, and determines the specificity of this factor in children’s online magazines. The review of the psychophysiological, personal, intellectual aspects of the age stages of childhood and adolescence allows seeing the specifics of each of the age periods, which must be taken into account when forming the concept of publication, choosing a communicative strategy and content. The author’s analysis of the features of content, ways of presenting materials, media education opportunities of online magazines for children and adolescents shows that the nature of the audience of an online children’s magazine largely determines not only the use of technological methods hyperlinks, interactivity, multimedia, but also dictates the choice of the subject environment. The author concludes that the actualization of knowledge about the specifics of each of the age periods, along with other factors and tools, will contribute to the creation of a high-quality media product for this reader’s address.

Текст научной работы на тему «Специфика читательского адреса детских интернет-журналов»

тем самым не воспринимает реальность рекламного сообщения, которое могло бы хоть как-то встроиться в его повседневность.

Иногда рекламное сообщение транслируется в дискурсивном поле, используя омникальность (единовременная многоканальность и доступность) медиа: происходит отсылка на рекламные сообщения бренда, размещенные в ходе одной рекламной кампании в других каналах продвижения. Например, Pegas touristik использует в интернет-рекламе фотографии буклетов, а в наружной рекламе - элементы буклетов и имитирующие кнопки сайта с названиями стран. Рекламные сообщения встроены в повседневную реальность благодаря интеграции разрозненных каналов коммуникации в единую систему. Реклама СМИ, печатная реклама на улицах, стойках информации в магазинах, контекстная реклама, сайты и группы в социальных сетях туристических компаний, приложения для смартфонов, различные поисковые сервисы туров и отелей, наружные носители - всё это позволяет увеличить охват целевой аудитории и улучшить эффективность рекламного воздействия. Отсылка к повседневности в рекламе туризма и отдыха ярка, однако изображения на буклетах и сайтах чаще всего стандартизированы (фотографии пальм, пустынь и моря) и представляют собой стереотипы. Включение в рекламный дискурс культурных кодов из повседневной реальности должно быть более незаметным и в полной мере относиться к теме рекламы, иначе высока вероятность, что потребитель, замечая культурный код, просто пропустит стереотипное изображение, встроенное в рекламное сообщение (включение эффекта т.н. «рекламной слепоты»).

Особо выделяются рекламные практики авиакомпаний, предлагающих потребителям уехать в отпуск. S7 Airlines провёл рекламную кампанию, слоганом которой было выражение: «Хочу туда, где...». В рекламе применялся текст, написанный с детскими ошибками («.Каток не кончаеца», «...ВодЯтся мамонты»), и изображения замерзшего Байкала и скалы в виде слона соответственно. Сообщения не в полной мере относятся к рекламированию туристических услуг, однако здесь можно увидеть использование культурных кодов. Отсылка к детским эмоциям прекрасно показывает, что современный мир - место, «полное чудес». И код путешествий, заложенных в российской культуре, показывает, что к туризму можно относиться именно так. Реклама S7 Airlines с использованием культурного кода российского народа «вера в сказку, вера в чудо» призывает целевую аудиторию познать мир, увидеть те места, где потребитель никогда не был, увидеть

Библиографический список

все чудеса света, получить возможность стать лучше. Смыслы, заложенные в рекламном сообщении, можно описать следующим образом: в каждом уголке нашего земного шара есть уникальные явления, и их нужно познавать. Детская восторженность и специфический взгляд на мир, где есть место чуду, заложены в каждом из россиян, сформированы на сказках и удивительных историях, которые в дети слышали от старших, которыми они делились со своими сверстниками, обсуждая самые запоминающиеся моменты. Сказка возвращается к взрослым людям (потенциальным потребителям туристических услуг) в перестроенном виде: компании предлагают увидеть эти чудеса, «достаточно взять билет на самолет» (S7 Airlines).

Ещё один яркий культурный код российской повседневности - городская архитектура советской эпохи. В 2018 г Utair провела успешную рекламную кампанию под слоганом «Туда, где вас ждут...», рекламные сообщения которой включали изображения «хрущевских пятиэтажек» и привычных пейзажей небольших городов России. «Советская действительность», ставшая в некоторой степени реальностью, сочетается с культурным кодом российского человека. Прогулки в спальных районах, старые дома советской эпохи, типовые детские площадки -всё это элемент повседневности, отражённый в знаковых системах каждого россиянина и сочетающийся с его культурным кодом.

В большинстве случаев реклама туристических компаний опирается на стереотипы восприятия. Однако данные рекламные сообщения эффективны до определённой степени: если потребитель мыслит шаблонными образами и в повседневной жизни использует клише, то он обратит внимание на такую рекламу. Так как многие рекламодатели туристической отрасли использует в рекламе паттерны, возможность запоминания самой организации и её услуг при минимальном числе контактов с рекламой будет стремиться к нулю. Потребителю всё равно придётся проводить умственные изыскания: сравнивать одинаковые предложения и делать выбор из однотипных туров, позиционирующихся по одной схеме. При этом использование культурных кодов в рекламе туруслуг позволяет донести всю полноту путешествия в одном-единственном рекламном сообщении. Удачно комбинируя иконографические символы, компании могут показать преимущества их предложений. Например, с S7 Airlines можно отправиться «открывать неизведанные и волшебные уголки планеты», а Utair приглашает улететь «туда, где вас ждут».

1. Эко У Отсутствующая структура. Введение в семиологию. Санкт-Петербург: Симпозиум, 2006.

2. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. Культурный код. Москва: Вече, 2003.

3. Липпман У Общественное мнение. Москва: Институт фонда «Общественное мнение», 2004.

4. Рапай К. Культурный код: как мы живем, что покупаем и почему. Москва: Альпина Паблишер, 2019.

5. Гуревич П.С. Психология рекламы. Москва: Юнити-Дана, 2005.

References

1. 'Eko U. Otsutstvuyuschaya struktura. Vvedenie v semiologiyu. Sankt-Peterburg: Simpozium, 2006.

2. Kononenko B.I. Bol'shojtolkovyjslovar'po kul'turologii. Kul'turnyjkod. Moskva: Veche, 2003.

3. Lippman U. Obschestvennoe mnenie. Moskva: Institut fonda «Obschestvennoe mnenie», 2004.

4. Rapaj K. Kul'turnyj kod: kak my zhivem, chto pokupaem i pochemu. Moskva: Al'pina Pablisher, 2019.

5. Gurevich P.S. Psihologiya reklamy. Moskva: Yuniti-Dana, 2005.

Статья поступила в редакцию 31.07.19

УДК 070

Maksimova N.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: [email protected]

SPECIFICITY OF READING ADDRESS OF CHILDREN'S INTERNET JOURNALS. The article presents results of an analysis of media contents of children's online magazines in relation to the specifics of the reader's address. The author of the article shows the conditionality of the concept of an online publication for children and the choice of a communicative strategy in such a dominant type-forming factor as an audience one, and determines the specificity of this factor in children's online magazines. The review of the psychophysiological, personal, intellectual aspects of the age stages of childhood and adolescence allows seeing the specifics of each of the age periods, which must be taken into account when forming the concept of publication, choosing a communicative strategy and content. The author's analysis of the features of content, ways of presenting materials, media education opportunities of online magazines for children and adolescents shows that the nature of the audience of an online children's magazine largely determines not only the use of technological methods - hyperlinks, interactivity, multimedia, but also dictates the choice of the subject environment. The author concludes that the actualization of knowledge about the specifics of each of the age periods, along with other factors and tools, will contribute to the creation of a high-quality media product for this reader's address.

Key words: media, children's online magazine, content, communication strategy, audience.

Н.В. Максимова, канд. филол. наук, доц., Астраханский государственный университет, г. Астрахань, E-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА ЧИТАТЕЛЬСКОГО АДРЕСА ДЕТСКИХ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛОВ

В статье представлены результаты анализа медиаконтента детских сетевых журналов в соотнесении со спецификой читательского адреса. Автор статьи показывает обусловленность концепции интернет-издания для детей и выбора коммуникативной стратегии таким доминирующим типоформирующим фактором, как аудиторный, и определяет специфику этого фактора в детских интернет-журналах. Представленный в работе обзор психофизиологических, личностных, интеллектуальных аспектов возрастных этапов детства и отрочества позволяет увидеть специфику каждого из возрастных периодов, учитывать которую необходимо при формировании концепции издания, выборе коммуникативной стратегии и контента. Проведённый автором анализ особенно-

стей содержания, способов подачи материалов, медиаобразовательных возможностей сетевых журналов для детей и подростков показывает, что характер аудитории детского интернет-журнала во многом определяет не только объём использования технологических приёмов - гиперссылок, интерактивности, мультимедийности, но и диктует выбор предметной среды. В заключение автор приходит к выводу о том, что актуализация знаний о специфике каждого из возрастных периодов наряду с другими факторами и инструментами будет способствовать созданию качественного медиапродукта для этого читательского адреса.

Ключевые слова: медиа, детский интернет-журнал, контент, коммуникативная стратегия, аудитория.

Детская журналистика является важным и развивающимся сегментом СМИ, поэтому она интересна исследователям. В разной степени специфику детской журналистики рассматривают такие учёные, как М.И. Алексеева, Л.Н. Беленькая, А.В. Шариков, Ю.Н. Богатырева, А.П. Гостомыслов, Н.Л. Кулакова, С.Б. Цымбаленко, РА. Варшамов, Е.В. Вологина, Л.Н. Колесова, В.В. Корнилова, У.Е. Серова и др. Что касается детских интернет-изданий, то вопросами их систематизации и типологизации занимаются такие исследователи, как С.В. Олефир, Е.А. Столярова, Е. Шерман, С. Шляхтина, С. Джунько, С.А. Петрова. Из наиболее основательных работ, посвященных детской интернет-журналистике, следует выделить диссертацию С.А. Петровой «Детский сетевой журнал в Рунете: становление, проблемы, методы организации» [1]. Несмотря на то, что названные исследователи внесли большой вклад в изучение данного медиафе-номена, его предметное поле ещё недостаточно очерчено. Целью настоящей статьи является определение особенностей читательского адреса детских интернет-журналов, обуславливающих особенности концепции, коммуникативной стратегии, содержания и форм организации контента детских онлайн-СМИ.

Типологические характеристики детских интернет-изданий должны строиться в соответствии со спецификой такого типоформирующего фактора, как адресная аудитория. Именно этот критерий является доминирующим в детских веб-изданиях. Поскольку среди типоформирующих факторов именно аудиторный оказывается наиболее устойчивым, то сохраняет свою актуальность всё то, что было сказано в науке о печатной прессе для детей, традиции которой во много сохраняются в интернет-СМИ. В частности, остается справедливым заключение о том, что «специфика этого вида журналистики определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые специфические приёмы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией» [2, с. 188]. В процитированной статье И.А. Руденко «Детская и юношеская пресса» даётся типология изданий для детей именно с точки зрения возрастных особенностей аудитории. Автор статьи предлагает следующее деление: издания для дошкольников, для младших школьников, для подростков, для старшеклассников. В этом есть свой смысл, поскольку именно возрастные особенности определяют специфику издания для детей. Каждый период детства существенно отличается от другого, так что при формировании концепции и коммуникативной стратегии издания нужно ориентироваться на категорию не просто адреса, а «адреса в адресе».

При формировании концепции онлайн-издания для детей и подростков издатели и редакция в первую очередь должны иметь в виду особенности физического, психического, духовного и интеллектуального развития личности на каждом этапе детства и отрочества [3]. Так, например, известно, что в дошкольном возрасте формируются представления о стимулах различных модальностей: слуховой, зрительной, тактильной. И здесь, как нельзя кстати будет общение с интернет-изданиями, в распоряжении которых есть возможности все эти модальности активизировать с помощью мультимедийных средств. Для интернет-журналов, адресованных детям дошкольного и младшего школьного возраста, обязательным условием является наличие креолизованных текстов, где на иллюстративно-визуальный ряд приходится значительная часть смысловой нагрузки. К особенностям развития личностной сферы в этом возрасте учёные относят усвоение нравственных норм и форм поведения; развитие социальных мотивов; возникновение собственных взглядов. В дошкольном возрасте формируется умение проявлять инициативу или выбрать пассивное созерцание, в этом возрасте ребёнок получает представление о морали. Отмеченные особенности личностной сферы обусловливают содержание и функциональную направленность материалов интернет-журналов для дошкольников и младших школьников.

Формированию собственных взглядов, точек зрения, представлений о моральных нормах во многом способствуют литературные произведения, которые публикуются в интернет-журналах. И чем выше их эстетическое качество, тем большее воспитательное воздействие они могут оказать. Качественным подбором художественных текстов отличается интернет-журнал «Электронные пампасы», среди авторов которого такие известные современные писатели, как Артур Гиваргизов, Марина Бородицкая, Ксения Драгунская, Юрий Нечипоренко, Андрей Усачев, Михаил Яснов и др. Их произведения воспитывают гуманиста, человека честного и благородного, способного к добру и милосердию. При этом воспитание осуществляется через языковую игру, каламбуры, необычные приёмы, иронию, абсурд и фантазию. Всё это отвечает возрастным особенностям маленького читателя и готовит его к восприятию качественной литературы на другом этапе жизни. В дошкольном возрасте доминирует интерес к сказочным сюжетам, фантастическим ситуациям, игре. В этой связи, формируя жанровые приоритеты в

журнале для дошкольников, предпочтение должно отдаваться малым жанровым формам, преимущественно фольклорным. Обращение к фольклору оправдано ещё и тем, что психологии детей раннего дошкольного возраста свойствен антропоморфизм, так же, как и первобытным людям, чьи антропоморфические и анимистические представления нашли отражение в фольклоре: в пословицах, поговорках, волшебных сказках, быличках. В силу этой особенности детского сознания маленькому пользователю онлайн-издания интересны и фольклорные произведения, и литературные сказки, и произведения, где главными героями являются животные. Кроме того, стилизованное изображение животного может стать анимационной стрелочкой издания, как, например, пучок Андрюшка в развлекательно-познавательном интернет-журнале «Картинки в паутинке», который сопровождает каждый материал, перебегая со страницы на страницу.

Детям дошкольного возраста свойственно предметное и функциональное восприятие действительности, поэтому для них так важна визуальная составляющая информации. Учитывая эту особенность детского сознания, издатели должны сделать акцент на оптимизации пользовательских интерфейсов графических, анимационных, видео- и аудио-цифровых, главным принципом которых должны быть ясность, простота и выразительность.

Период младшего школьного возраста - это время активного развития познавательной деятельности ребёнка, особенно благоприятное для усвоения знаний, умений, навыков. Издатели должны учитывать, что в младшем школьном возрасте познавательные интересы школьников ещё не устойчивы. Их интерес в 1-2 классах направлен преимущественно на изучение мира животных и растений. История, общественные явления, человек начинают интересовать младших школьников только к 10-11 годам. Как правило, в интернет-журналах, адресованных младшим школьникам, большой объём информации посвящён вопросам флоры и фауны, историческим событиям, фактам отечественной истории. Последние формируют чувство любви к Родине, гордость за её доблестное прошлое.

В младшем школьном возрасте ребёнок увлечённо изучает интересующие его вещи, с удовольствием участвует в экспериментировании, учится задавать вопросы и продуцировать гипотезы. Чтобы развивать познавательное мышление младшего школьника, следует сделать процесс обучения интенсивным, увлекательным, эмоционально насыщенным. Этим требованиям возраста должны соответствовать и издания, адресованные младшим школьникам. Многие интернет-журналы, обращённые к этому возрасту, позиционируют себя как познавательные. Для младшего школьника актуальным становится тренировка внимания. И здесь познавательные и рекреативные сетевые журналы, адресованные младшим школьникам, могли бы помочь школе в формировании приёмов запоминания в игровой форме. Этим объясняется обязательное наличие рубрик, связанных с решением разного рода задач и головоломок, загадок, шарад. В журнале «Солнышко» есть рубрики «Загадки», «Кроссворды», «Ребусы», «Смека-лочка». Интернет-журнал «Картинки в паутинке» подобных постоянных рубрик не имеет, но в отдельные номера включены задания на сообразительность, ребусы, шарады.

Также в младшем школьном возрасте начинает складываться система научных понятий, знания становятся более дифференцированными. Уточнение понятий происходит за счёт обогащения словарного запаса и включения в лексикон терминов из разных областей знаний. Учёные-психологии считают, что «если подкреплять стремление ребёнка к мыслительной деятельности, учить его умению видеть проблемы и задавать вопросы, то уже в подростковом возрасте он сможет избежать ряда трудностей в обучении, связанных с оперированием сложными абстрактными понятиями и пониманием сути физических явлений» [4, с. 21]. Безусловно, ориентация детских интернет-изданий, главной концептуальной составляющей которых является реализация познавательной функции на такого рода возрастные особенности целевой аудитории, сделало бы их актуальными и востребованными. В интернет-журнале «Солнышко» есть раздел «Почемучка», в котором содержится доступно изложенная информация из разных областей жизни: «Как произошло слово «каникулы»», «Когда приходит весна», «Откуда берется ветер», «Что такое звук», «ПриборыI ночного видения» и т.п. Примечательно, что такого рода материал журнала подан как проблема, вопрос, которые нужно решить. На сайте журнала «Мурзилка» есть рубрика «Это интересно!», в которой собраны каталоги познавательных статей, напечатанных в разных номерах журнала, например, «Каталог статей о растениях и животных», «Статьи о Москве».

В младшем школьном возрасте активно развивается воображение, наблюдается стремление к творчеству. Школа не всегда в полной мере способствует поддержанию креативных интенций личности. С этой функцией вполне

бы справились интернет-издания, в частности, те, концепция которых предполагает реализацию медиаобразовательных функций [5]. Кроме того, стремление к творчеству в младшем школьном возрасте стимулируется в виде разного рода поделок. В журнале «Солнышко» есть рубрики, которые обращены к словесному творчеству («Проба пера») и к прикладному («Бисероплетение», «Умелые ручки»). Интернет-журнал «Картинки в паутинке» не имеет постоянных рубрик, связанных с творчеством, но в некоторых номерах есть обучающие материалы, посвящённые художественному творчеству.

По мере развития организма младшего школьника возрастает и двигательная активность. Если редакция журнала для младших школьников выбирает конвенциональный тип коммуникации, предполагает максимальное сближение с пользователем/читателем, то должна будет учитывать особенности и физического развития. Так, познавательно-развлекательный интернет-журнал «Санька -бешеный кролик», ориентируясь на двигательную активность младших школьников, активно использует видеоконтент.

В свою очередь, при выборе коммуникативной стратегии интернет-журналов, адресованных подросткам, необходимо учитывать тот факт, что в этом возрасте усиливается тяга к самостоятельности. В связи с этим редакция интернет-издания для подростков должна делать ставку на конвенциональную коммуникативную стратегию. В подростковом возрасте формируется рефлективное мышление, которое характеризуется интеллектуализацией процессов восприятия и установкой на размышление. И здесь вполне уместно обращение интернет-журналов к литературным произведениям для детей и юношества признанных писателей, например, А. Лиханова, А. Алексина, В. Железникова, Ю. Яковлева, А. Бруштейн, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Крапивина, Р. Погодина, в которых ставятся вопросы, занимающие сознание подростков, прежде всего, проблема нравственного выбора. Традицию приобщения подростков к рефлексии над нравственными вопросами поддерживают своим содержанием такие интернет-журналы, как «Электронные пампасы», «Папмамбук», «Белый мамонт», литературный иллюстрированный журнал для детей и взрослых «Желтая гусеница».

В подростковом возрасте человек определяет себя в окружающем мире, пытается найти своё место в социальных группах, которые считает подходящими. В этот период он может частично или полностью слиться с той категорией людей, которую считает примером для подражания, и потерять собственную индивидуальность, либо выделиться из «толпы» и обрести своё «Я». Эти особенности подросткового возраста проявляются в интересе к общению со сверстниками через форумы и чаты, которые включены в контент интернет-изданий для подростков, особенно это касается журналов, которые по своему целевому назначению являются развлекательными, например, «Санька - бешеный кролик». С другой стороны, поиск своего «я» в подростковом возрасте часто приводит к стремлению к творчеству. Подростки пробуют себя в поэзии, прозе, живописи. На эти интенции отвечают интернет-журналы, основное содержание которых составляют материалы, созданные ребятами, а также рубрики в литературно-художественных интернет-изданиях. В первом случае примером может служить интернет-журнал «Недоросль», который презентует себя как «журнал, написанный и нарисованный детьми и для детей». Во втором - рубрики «Подлесок» (в интернет-журнале «Электронные пампасы»), «Венок из лаврушки» (в интернет-журнале «Почитай-ка».)

Главная особенность отрочества заключается в том, что по уровню психического развития это период детства, а по усложненному характеру деятельности - это новый этап в отношениях с социумом. Подросток вступает в новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознать их характер, самоопределиться. Авторитет родителей уступает место ориентации на мнение друзей. Подростки становятся мнительными, ранимыми, зависимыми от мнения своего

Библиографический список

окружения. Задача интернет-изданий для подростков заключается в том, чтобы разработать концепцию, которая предполагала бы соответствие контента психологическим и социокультурным потребностям адресной аудитории. Кроме того, необходимо создание качественного ценностно-смыслового медийного пространства, адресованного подросткам, которое транслировало бы традиционные ценности. Содержание интернет-изданий для подростков должно быть сформировано в соответствии с традиционной аксиосферой, куда входят представления об общественно-полезной деятельности, коллективности, сочувствии, милосердии, интерес к культуре, дисциплинированность, работоспособность и другие социокультурные установки.

Адресат как типоформирующий фактор детских веб-журналов именно в условиях реализации журналистского материала в новой коммуникативной среде - всемирной сети - приобретает ещё одно специфическое качество, которое можно было бы назвать двухадресностью. Речь идёт о том, что почти все современные интернет-журналы предполагают обращённость своего контента не только к детской аудитории, но и к взрослой. Такая адресованность заявлена в подзаголовках изданий: «Электронные пампасы» - литературный журнал для детей и взрослых; «Пирамидка» - развивающий электронный журнал для детей, родителей и педагогов; «Папмамбук» - интернет-журнал для тех, кто читает детям; «Картинки в паутинке» - сетевой журнал для малышей и их мам; «Введенская сторона» - журнал об искусстве для школьников, учителей и родителей; «Желтая гусеница» - литературный иллюстрированный журнал для детей и взрослых; «Чехарда» - интернет-журнал для детей, подростков, а также их родителей. В одних случаях такая адресация связана с тем, что журналы видят своими читателями малышей, которые ещё не знают букв, и приучать их к хорошей литературе должны родители. В других случаях двойная адресация предполагает выбор редакцией таких литературных текстов, которые интересны не только детям, но и взрослым. Например, целый ряд материалов в каждом номере журнала «Введенская сторона» рассчитан на то, что их читателями одновременно будут подростки, молодёжь, учителя и родители. Разного рода творческие конкурсы, инициируемые этими изданиями, тоже проходят без возрастного ограничения. И, наконец, двухадресность присутствует в тех изданиях, контент которых составляют материалы не только для детей, но и разного рода советы и методические рекомендации для родителей. Можно сказать, что спецификой такого типоформирующего элемента СМИ, как адресная аудитория в детских интернет-журналах, с одной стороны, становится характерная и для прессы ориентация на особенности каждой возрастной группы детей, а с другой стороны, двухадресная направленность, актуальная в большей степени для интернет-журналов.

Таким образом, характер аудитории детского интернет-журнала во много определяет не только объём использования технологических приёмов - гиперссылок, интерактивности, мультимедийности, но и диктует выбор предметной среды. Последнее, в свою очередь, в немалой степени зависит также и от концепции издания, которую определили для себя авторы того или иного сетевого продукта.

В заключение отметим, что сегодня создание и развитие медиаконтента для детей и юношества является важной актуальной задачей и более того «национальной идеей», поэтому актуализация знаний о специфике каждого из возрастных периодов наряду с другими факторами и инструментами будет способствовать созданию качественного медиапродукта для этого читательского адреса. Кроме того, подчеркнем, - чем привлекательнее будут интернет-журналы своим интересным наполнением, разнообразием рубрик, продуманностью интерфейса, наличием возможности для общения (форумы, чаты, гостевые книги, конференции), частым обновлением ресурса, тем менее действенны будут угрозы безопасности детей в интернете.

1. Петрова С.А. Детский сетевой журнал в Рунете: становление, проблемы, методы организации. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Москва, 2013.

2. Руденко И.А. Детская и юношеская пресса. Типология периодической печати. Москва, 2007: 188 - 204.

3. Эльконин Д.Б. Детская психология. Москва: Академия, 2007.

4. Мякишева Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников, или Как современному школьнику сохранить познавательную потребность. Начальная школа плюс до и после. 2014; 2: 18 - 23.

5. Максимова Н.В., Белолипская Г.С. Медиаобразовательная функция сетевых журналов для детей и подростков. Гуманитарные исследования. 2018; 2 (66): 29 - 35.

References

1. Petrova S.A. Detskij setevoj zhurnal v Runete: stanovlenie, problemy, metody organizacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2013.

2. Rudenko I.A. Detskaya i yunosheskaya pressa. Tipologiya periodicheskojpechati. Moskva, 2007: 188 - 204.

3. 'E'konin D.B. Detskaya psihologiya. Moskva: Akademiya, 2007.

4. Myakisheva N.M. Osobennosti poznavatel'noj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov, ili Kak sovremennomu shkol'niku sohranit' poznavatel'nuyu potrebnost'. Nachal'naya shkola plyus do i posle. 2014; 2: 18 - 23.

5. Maksimova N.V., Belolipskaya G.S. Mediaobrazovatel'naya funkciya setevyh zhurnalov dlya detej i podrostkov. Gumanitarnye issledovaniya. 2018; 2 (66): 29 - 35.

Статья поступила в редакцию 22.07.19

УДК 811.112.2'28

Permjakov O.D., postgraduate, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

INTER-SUBSYSTEM LACUNARY UNITS IN RUSSIAN GERMANS DIALECTS. The article deals with the lacunarity phenomenon presented in German literature written in Russian Germans dialects and, in particular, intersubsystem lacunary units, i.e. detected against the background of comparison with the German literary language. The objective of the investigation is to detect and try to classify the inter-subsystem lacunary units by existing classifications of intralingual and interlingual lacunary units. Schwanks - short satirical stories written in dialects of Russian Germans, are chosen as the research material. The research showed that none of classifications is fully suitable to classify inter-subsystem lacunary units of Russian Germans dialects. The author proposes to rethink the place of inter-subsystem lacunarity in the typology of language lacunae by consideration of literary German language and German island dialects to solve the problem. The work shows that it is better to create a classification of inter-subsystem lacunary units of Russian Germans dialects. The author offers his own version of this classification.

Key words: lacunarity, inter-subsystem lacunary units, Russian Germans dialects.

ОД. Пермяков, аспирант, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

МЕЖПОДСИСТЕМНЫЕ ЛАКУНАРНЫЕ ЕДИНИЦЫ В ДИАЛЕКТАХ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ

В статье рассматривается феномен лакунарности, представленный в немецкой литературе, написанной на диалектах российских немцев, а именно межподсистемные лакунарные единицы, т. е. выявляемые на фоне сравнения с немецким литературным языком. Целью исследования было обнаружить и попытаться классифицировать межподсистемные лакунарные единицы, используя существующие классификации внутри- и межъязыковых лакун. В качестве материала исследования были выбраны шванки - короткие сатирические рассказы, написанные на диалектах российских немцев. Автор исследования столкнулся с проблемой, которая заключалась в том, что ни одна классификация не подходит в полной мере для классификации межподсистемных лакунарных единиц диалектов российских немцев. Для решения возникшей проблемы необходимо переосмыслить место межподсистемной лакунарности в типологии языковых лакун при рассмотрении литературного немецкого языка и островных немецких диалектов. Автор указывает на актуальность проблемы создания классификации межподсистемных лакунарных единиц диалектов российских немцев и предлагает свой вариант такой классификации.

Ключевые слова: лакунарность, межподсистемные лакунарные единицы, диалекты российских немцев.

На сегодняшний день одной из наименее изученных проблем лингвистики остаётся проблема лексико-семантической лакунарности. Как отечественные, так и зарубежные лингвисты выделяют два основных вида лексической лакунарности: межъязыковую, т.е. «отсутствие в одном из сопоставляемых языков наименования того или иного понятия, имеющегося в другом языке» [1, с. 71] и внутриязыковую, т.е. «отсутствие слова в языке, выявляемое на фоне наличия близких по семантике слов внутри той или иной лексической парадигмы» [2].

При этом внутри каждого вида лексической лакунарности различают подвиды. В классификации межъязыковых лакун В.Л. Муравьева, к примеру, в качестве основного критерия для деления лакун на группы избран критерий отсутствия/наличия соотнесенности лакуны с экстралингвистической реальностью, т. е. важно, отсутствует ли только наименование предмета (явления) или и наименование, и сам предмет (само явление). В соответствии с этим критерием В.Л. Муравьев делит все межъязыковые лакуны на две большие группы: лингвистические (отсутствует наименование) и этнографические (отсутствует и наименование, и предмет) [3].

Быкова Г.В. выделяет 16 типов внутриязыковых лакун: системные, коммуникативные, личностные, стилистические, межподсистемные и т. д. [4, с. 148 -193].

Не совсем верно, на наш взгляд, межподсистемные лакуны (т.е. лакуны, выявляемые при сравнении лексики двух языковых подсистем) были отнесены Г В. Быковой в группу внутриязыковых лакун. Как нам видится, они занимают промежуточное положение между лакунами внутриязыковыми и межъязыковыми и должны быть вынесены в отдельный вид.

Межподсистемные лакуны, с которыми мы работали, а именно, лакуны, выявляемые при сравнении лексики немецкого литературного языка и диалектов российских немцев, обнаруживают признаки как внутриязыковой, так и межъязыковой лакунарности. Островные говоры длительное время находились в отрыве от языковой родины и развивались, испытывая сильное интерферирующее влияние русского языка. Лексический состав диалектов российских немцев, таким образом, значительно отличается от лексического состава немецкого литературного языка, в первую очередь, из-за большого количества русскоязычных заимствований, попавших в диалекты российских немцев, как через калькирование, так и через транслитерацию [5]. Эти заимствования являются лакунарными единицами для немецкого литературного языка. Кроме того, существует целый ряд лексем, которые являются результатом словотворчества диалектоносителей. Эти слова, как правило, состоящие из двух и более корневых морфем, были созданы средствами диалекта уже после переселения с языковой родины. В немецком литературном языке эти слова также отсутствуют, т.е. являются лакунами.

Если попытаться объединить обнаруженные межподсистемные лакуны в группы по принципу их структурной и (или) семантической общности, т. е. составить классификацию межподсистемных лакун диалектов российских немцев, то в большей степени эта классификация будет состоять из наименований подвидов межъязыковой лакунарности.

Для наглядной демонстрации обратимся к островным диалектам российских немцев - языковой подсистеме немецкого литературного языка. Источником лексического материала послужил шванк. «Шванк российских немцев представ-

ляет собой короткий рассказ в прозе, написанный на диалекте, как правило, комического содержания» [6, с. 168].

При сравнении лексики двух языковых подсистем - немецкого литературного языка и диалектов российских немцев - большая часть сравниваемых пар слов обнаруживает совпадение рассматриваемых значений. Однако в ряде случаев обнаруживаются некоторые, иногда довольно существенные, расхождения в объёме значений, которые способны передавать эти слова. Несовпадение понятийных объёмов двух сравниваемых слов - признак векторной лакунарности (векторные лакуны в классификации В.Л. Муравьева - подвид межъязыковых лакун).

В группу векторных лакунарных единиц, к примеру, был отнесён глагол schnitzen. В литературном немецком языке он имеет значение 'резать, вырезать (по дереву, кости)' либо 'окорять (снимать кору)'. В тексте шванков он употребляется в сочетании с существительным Pläne в значении 'строить планы на будущее': «Am Karfreitog sitztr sorecht gemütlich vor Ofe, lest die Zeitung un scnitzt Pläne» [7, с. 75].

Другой пример векторной лакунарной единицы - глагол einweichen (нем.: einweihen). Его особенность в том, что помимо значений '(торжественно) открывать, освящать' и '(in A) посвящать (в тайну и т. п.)', в шванках он употребляется ещё и в значении 'обмыть (покупку)'. В тексте шванка как бы завуалированно сформулировано 'освятить покупку (пивом)', т. е. 'обмыть': «Die Wohrheit zu sage, Schnaps trink, ich jo kaanr, awr vun Bier sag ich mich net ab. Bis ich mei Dorscht gstillt un des Waschbrett tichtig eigweiht hatt, war unser Awtobus fort» [8, с. 15].

Векторных лакунарных единиц в диалектах российских немцев достаточно много. Это, к примеру, заимствованный через калькирование из русского языка глагол zammeschriwen [8, с. 8] (нем. zusammenchreiben) в значении 'расписаться' (в ЗАГСе), глагол schwitzen [9, с.28], употребляемый в значении 'прогулять, промотать, потратить (деньги)', глагол aufheben [10], который наряду с общими для обеих языковых подсистем значениями 'поднимать', 'охранять' и 'заканчивать', в тексте шванков может иметь значение 'стерпеть что-либо' (обиду, оскорбление), глагол losdonnern [11, с. 4] с дополнительным значением 'убежать прочь', существительное die Taufe [12, с. 33], которое помимо общих для диалекта и литературного языка значений, таких как 'освящение', 'крещение', передаёт значение 'купель' и т. д.

Другой пример, подтверждающий мысль о том, что не стоит рассматривать межподсистемные лакунарные единицы как подвид внутриязыковых - наличие межподсистемных абсолютных этнографических лакунарных единиц в диалектах российских немцев, также выявляемых на фоне сравнения с немецким литературным языком. Абсолютные этнографические лакуны В.Л. Муравьев относит к межъязыковым. Эти лакуны связаны с отсутствием у той или иной национальности соответствующих предметов и явлений [3]. Как следствие, в одной языковой подсистеме нет лексического наименования этих денотатов. Наличие этих слов в диалектах российских немцев и их отсутствие в немецком литературном языке объясняется различной внеязыковой действительностью. В быту российских немцев с момента переселения появились новые предметы, требующие новых наименований: предметы одежды, обуви, продукты питания, различные общественные организации, деньги, должности, профессии и т. д. Эти наименования давались либо средствами диалектов, либо русскоязычными заимствованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.