Научная статья на тему 'Детская сетевая пресса в свете Национальной программы поддержки и развития чтения'

Детская сетевая пресса в свете Национальной программы поддержки и развития чтения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
297
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ПРЕССА / ПРОМОСАЙТ / БЛОГ / ФЛЕШ-АНИМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Слепова Александра Валерьевна

Автор размышляет о кризисе современного детского чтения, о Национальной программе поддержки и развития чтения, и о роли детской сетевой прессы в активизации читательской активности у детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детская сетевая пресса в свете Национальной программы поддержки и развития чтения»

УДК 070

Александра Валерьевна Слепова

Челябинский государственный университет

ДЕТСКАЯ СЕТЕВАЯ ПРЕССА В СВЕТЕНАЦИОНАЛЬНОЙПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИИРАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ

Автор размышляет о кризисе современного детского чтения, о Национальной программе поддержки иразвития чтения, и ороли детской сетевой прессы в активизации читательской активностиу детей и подростков.

Ключевые слова: сетевая пресса, промосайт, блог, флеш-анимация.

Что представляет собой детская сетевая пресса и способствует ли она активизации детского чтения? Может ли сетевая пресса играть ощутимую роль в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения? На эти и другие вопросы попытаемся ответить в рамках данной статьи.

В 60-80-х гг. XX века был создан и широко распространился миф о России как о «самой читающей стране мира». Он и по настоящий день обсуждается различными средствами массовой информации, подается как данность в серьезных исследованиях1. У мифа была прочная реальная основа. Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения «серьезной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», создание домашних библиотек в условиях книжного дефицита, самиздат и чтение запрещенных книг как проявление гражданской позиции - все это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о России как читающей стране. В перестроечные и постперестроечные годы вопрос о читательских предпочтениях населения отошел на задний план, но в начале XXI века, в эпоху относительной экономической и политической стабильности, неожиданно оказался одним из самых актуальных. В качестве подтверждения важности заявленной проблемы приведем следующий пример. В 2000 году Россия впервые приняла участие в международном исследовании качества обучения в рамках Programme for International Student Assessment ( PISA). В рамках этого исследования участникам предлагались 85 письменных тестов, касающихся математики, естественных наук, грамотности, чтения, а также умения решать практические задачи. Среди учащихся из 32-х индустриально развитых стран Россия заняла 27 место2. В подобном исследовании 2003 г. принимала участие уже 41 страна, и российские подростки заняли 32 место3. Безусловно, это низкий результат для «сверхдержавы». Анализируя результаты, специалисты пришли к выводу, что российские школьники хуже всего выполняли задания практической направленности, а также плохо отвечали на вопросы по тексту. Необходимо уточнить, что с проблемой детского и подросткового чтения столкнулись многие страны. Неслучайно 2003-2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Успешно действуют Национальные программы по преодолению «вторичной неграмотности» во Франции, США, Нидерландах, Германии. В России в 2007 году начала действовать «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом. Программа имеет поэтапный характер, где первый этап (20072010 гг.) был посвящен детальному исследованию современной ситуации и выявлению направлений работы. Проведенное исследование показало, что проблема чтения реально существует: а) доля систематически читающей молодежи снизилась с 48 % в 1991 до 28 % в 2007 году; б) утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970- е годы регулярно

©А.В. Слепова, 2012.

читали детям в 80 % семей, сегодня - только в 7 %4. Но вопрос не только в том, сколько читает подрастающее поколение, но и в том, что оно читает. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и способы получения информации. Современный юный читатель предпочитает книгам различные журналы, количество которых заметно возросло за последнее десятилетие и пополняется фактически ежедневно. Активное приобщение к периодике начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно усиливается у подростков. Поэтому в «Национальной программе» особая роль уделена периодическим изданиям, задача которых привлекать детей к чтению. Согласно Программе, будет проведен ряд мероприятий, цель которых сделать периодические издания доступными большинству современных детей и подростков. Исследования также показали, что многие подростки, особенно в крупных городах, предпочитают печатным изданиям всевозможные электронные ресурсы, и в этом плане сетевая пресса могла бы стать хорошей альтернативой компьютерным играм и чатам и попытаться вернуть детей к чтению качественного текстового материала. Но готова ли сама детская сетевая пресса к выполнению подобной задачи? Для ответа на эти вопросы изучим содержание детских интернет журналов. Чтобы сузить рамки исследования, мы рассмотрим лишь журналы, адресованные детям младшего и среднего школьного возраста, для которых особенно важно разнообразие форм подачи информации. Как справедливо замечает исследователь С. А. Петрова, «в зависимости от целей и задач... детской прессы в сетевом пространстве можно выделить несколько моделей её функционирования: 1) промосайты издательств; 2) сетевая пресса для детей и подростков, организованная взрослыми; 3) собственно «детская пресса»; 4) блоги»5 . Хотя современные исследования сетевой детской прессы говорят об отсутствии блога, посвященного детским интернет-журналам6, нам удалось найти блог «Школьного всезнайки», который также может быть примером собственно «детской прессы», так как его создатель - школьник из Великого Новгорода Сергей Абрамов7. Мечтая о собственном интернет-проекте, он стачала задумал журнал, но создание блога оказалось дешевле и проще. Сейчас на блоге четыре раздела: «Лента предметов», где собрана интересная информация из разных областей знания, «Школа выживания» о проблемах подростков, «Развлечения» с головоломками и конкурсами, и уникальный проект «Вебинары», представляющий собой ON-LINE лекции с вопросами и обсуждением.

Еще одним примером блога является «Трамвай Народ», созданный любителями детского журнала «Трамвай», который издавался в 90-х годах, но до сих пор его читатели собирают старые номера, обмениваются впечатлениями8. Здесь содержится информация о новостях из жизни детских журналов, рассказывается об интересных авторах, сообщается о ближайших планах. Блог составлен из текстовых сообщений с иллюстрациями. Исключение составляет включенный рекламный ролик, где редактор «Трамвая» Тим Со-бакин рассказывает о том, что журналы будут переизданы, и предлагает их приобрести.

Подавляющее большинство журналов для детей имеет свои промосайты. При этом большая часть журналов использует интернет-пространство исключительно для рекламы печатной продукции. Например, сайт «Детская школьная академия» рассказывает о трех журналах для детей, которые выпускает один редактор Л. Г. Крохалев: «Детская школьная академия», «Первоклашка», «Отличник». Статья сайта подробно рассказывает

о журналах, перечисляя рубрики, определяя стратегию журналов, доказывая их полезность и занимательность. Этот текст, безусловно, адресован родителям и своим объемом и стилем повествования: «Журнал «Детская школьная академия» предназначен для детей и подростков 8-16 лет. Принципы, по которым формируется его содержание - полез-

ность, увлекательность, доброта»9. Также многие сайты (например, журналов «Веселые картинки», «Веселый колобок», «Мишутка», «Коллекция идей» и другие) не предоставляют возможности ознакомиться с содержанием не только последнего, но и предыдущих номеров. Можно лишь полюбоваться обложками в разделе «галерея». На сайте журнала «Веселые картинки»10 юных читателей встретит хорошо всем знакомый Карандаш, который двигается, машет рукой, радостно улыбается, приглашает познакомиться с содержанием сайта. Также на сайте есть истории остальных веселых человечков, игры и конкурсы. Все это делает сайт более привлекательным для детей.

Журналом, который на своем сайте позволяет познакомиться с содержанием печатных номеров, является «Апельсинка», редакция которого расположена в Челябинской области, в селе Долгодеревенское Сосновского района. На сайте детей встречает сам герой Апельсинка, который предлагает почитать истории о своем появлении, об увлечениях и сказочных друзьях. Эти тексты написаны именно для детей с использованием обращений, местоимения «ты», междометий. Тексты написаны короткими предложениями, много риторических вопросов и восклицаний. Сайт производит очень приятное впечатление и сделан интереснее самого журнала11.

Сайт журнала «Костер» не имеет главной страницы. Здесь можно ознакомиться с содержанием предпоследнего номера журнала, текст снабжен крупными иллюстрациями. Также у сайта есть рубрики «Детские анекдоты», «Школьные сочинения», «Творчество детей», «Копилка заблуждений» и множество других, составленные на материале «старых» номеров12. Аналогично построен сайт журнала «Почитай-ка», где материалы разведены по рубрикам, как и в печатном варианте. Изюминкой является сериал «Приключения Чилдри-ка», который отправился в древний мир. Здесь видеоряд заменен красочными иллюстрациями13. Любопытно, что раскрученные журналы типа «Винкс» и «Шрек и его друзья» имеют весьма бедные с технической точки зрения сайты, содержание которых - отрывки из мультфильмов, анонс ближайшего номера, реклама продукции с изображением героев.

Наиболее интересными из промосайтов и с точки зрения содержания, и с точки зрения технического решения являются сайты журналов «Клепа» и «Мурзилка». Например, на сайте журнала «Клепа» можно поиграть, поучаствовать в конкурсах, послушать песни, посмотреть мультфильмы. Редакторы журнала поощряют наиболее активных «клепама-нов», размещая информацию о них на сайте. Здесь также можно посмотреть видеоинформацию об акциях журнала, например, об игровом уроке, посвященном российской государственной символике. Фильм смонтирован и дополнен закадровым голосом и музыкальным сопровождением. Изюминкой сайта является использование флеш анимации: предыдущие номера превращены в электронные журналы, которые можно перелистывать как справа налево, так и в обратном порядке14. На сайте журнала «Мурзилка» нет видеоряда, но зато сам сайт сделан в форме игры, например, чтобы попасть на главную страничку, нужно войти в дупло. Мурзилка не разговаривает с посетителями сайта, но он двигается: бежит, машет рукой, указывает на очередную рубрику. Содержание сайта очень разнообразно, не ограничивается электронной версией печатного издания, предлагает игры, конкурсы, мультфильмы, приглашает в чат и многое другое15.

Качество собственно интернет журналов для детей также не является всегда высоким. Например, содержание электронного журнала «Обо всем» буквально соответствует своему названию16. Здесь юные читатели могут найти и скачать номера ранее издававшегося журнала «Горизонты техники для детей». Но на этом же сайте выложены фотографии полуобнаженных девушек и присутствует реклама шампуня от выпадения волос. Сомнительно, что подобный журнал может способствовать активизации детского чтения.

Интернет-журнал «Кораблик» предлагает материалы для подготовки детей к школе17. Задания не отличаются ни особой оригинальностью содержания, ни яркостью подачи. Единственный плюс сайта заключается в том, что задания можно скачать совершенно

бесплатно, не покупая книгу с аналогичным содержанием, цена которой может колебаться в пределах 50-300 рублей.

Литературный журнал «Электронные пампасы» предлагает читателям разнообразную художественную литературу: веселую и грустную, короткую и не очень18. Можно читать в зависимости от выбранной рубрики («Истории», «В рифму», «Лягушатник», «Редкий зверь и многие другие), от фамилии автора, от времени размещения на сайте. Есть информация о литературных гостиных и мастер-классах, можно поделиться впечатлениями от прочитанного. Сайт размещен на бесплатной площадке «Narod.ru», что ограничивает технические возможности создателей журнала. Но если умный взрослый покажет ребенку младшего и среднего школьного возраста этот сайт и «погуляет» с ним по рубрикам, то содержание журнала юному читателю должно понравиться.

Портал «БрайлЛенд» представляет международное творческое объединение детских авторов19. На портале расположено три электронных детских литературных журнала: для самых маленьких «Кваня и компания», для детей постарше «Брайлинка» и «Книго-вар». Использованная флеш-анимация превращает знакомство с последним номером в увлекательное путешествие по страницам журналов. На портале присутствует рекламный ролик, построенный из детских рисунков, которые демонстрируют тематическое разнообразие материалов, составляющих содержание журналов.

Интересным порталом является развлекательно-познавательный клуб для детей и взрослых «Уроки тетушки Совы»20. Здесь можно посмотреть занимательные короткие мультфильмы на самые разные темы с веселыми героями: тетушкой Совой и домовенком Непослухой. На портале также есть игры для детей, конкурсы и фото галерея. Родителям предлагается обсудить проблемные вопросы, получить консультации специалистов. Но непосредственно текстового материала на портале мало, что является скорее особенностью подачи материала, рассчитанного на дошкольников.

В поле данного исследования попало 38 промосайтов и десять сетевых журналов. Конечно, это далеко не полный список. Но достоинства и недостатки современной сетевой детской прессы очевидны. Большинство детских изданий воспринимают интернет как способ рекламы своего печатного издания, адресуют информацию родителям, не заботятся о формах подачи и разнообразием содержания. Большинство интернет журналов видит в качестве своего потенциального читателя школьника младших классов. Это тоже удивительно, так как согласно статистике интернет пространство лучше освоено подростками. В интернет-пространстве преобладают сайты детских журналов, расположенные на бесплатных площадках, что снижает технические возможности подачи информации. Конечно, улучшение качества детской сетевой прессы не решит проблему детского чтения в стране, но оно может увеличить количество юных читателей, которые в будущем превратятся в читающих взрослых!

Примечания

1 Еремин А. Объективные источники экономического процесса при социализме. URL: http://www.pravdar.com/eremin.html.

2 Официальный сайт Центра оценки качества образования. URL: http://www.centeroko.ru/ pisa/pisa_res.htm.

3 Образование в России по результатам PISA. URL: http://www.abitura.com/man/pisa.htm.

4 URL: http://library.stu.ru/files/prch.pdf.

5 Петрова С. А. Франция: сегмент детской прессы в интернете. URL: http://www.media-scope.ru/taxonomy/term/123.

6 URL: www.blogdir.ru.

7 URL: http://www.e-parta.ru/polls.html.

8 URL: http://tramwaj-narod.livejournal.com/.

9 URL: http://mozg-deepblue.narod.ru/gost.html.

10 URL: http://www.merrypictures.ru/last_filya/.

11 URL: www.apelsinkaУ4.narod.ru.

12 URL: http://www.kostyor.ru/.

13 URL: http://www.cofe.ru/read-ka/.

14 URL: http://www.klepa.ru/index.php.

15 URL: http://www.murzilka.org/.

16 URL: http://prezzentations.ru/load/4.

1У URL: http://vscolu.ru/korablik_archive/korablik_archiv.html.

18 URL: http://www.epampa.narod.ru/.

19 URL: http://www.braylland.com/index.php?option=com_content&view=article&id=14658 &Itemid=312.

20 URL: http://usovi.ru/portals/index.php?page=home&pid=3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.