Научная статья на тему 'Российский детский Интернет-журнал: новые возможности и особенности развития на современном этапе'

Российский детский Интернет-журнал: новые возможности и особенности развития на современном этапе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1933
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОНЛАЙН-ЖУРНАЛ / ДЕТСКИЙ СЕТЕВОЙ ЖУРНАЛ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛАТФОРМА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ / ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / ДЕТСКАЯ АУДИТОРИЯ / ВЗРОСЛАЯ АУДИТОРИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Марсавина Елизавета Андреевна

Детские электронные журналы представляют собой отдельную отрасль литературы и журналистики. На сегодняшний день издания данного типа нисколько не уступают учебникам и методическим пособиям, предназначенным для развития и воспитания молодого поколения. В настоящее время издается множество разнообразных детских веб-журналов: «Веселые картинки», «Геоленок», «Классная девчонка», «Классный журнал» и другие. Большинство сетевых журналов начали свою работу в Интернет-среде, так как она предлагает новые технологические и коммуникационные возможности. В данной статье мы представили жанрово-тематическую классификацию детских сетевых журналов, подробно проанализировав две основных группы таких изданий собственно электронные журналы и интернет-версии печатных журналов, а также обозначили особенности развития детских онлайн-журналов на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский детский Интернет-журнал: новые возможности и особенности развития на современном этапе»

Список литературы

1. Киреев, О. Поваренная книга меднаактивиста / О. Киреев // Большая онлайн библиотека e-Reading [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.e-reading.by/bookreader. php/104538/Kireev_-_Povarennaya_kniga_media-aktivista.html.

2. Habermas, J. The Public Sphere: An Encyclopedia Article [Текст] / J. Habermas II Media and cultural studies / Ed. by M.G. Durham, D. Kellner. Maiden, MA, and Oxford, UK: Basil Blackwell,M 1989.-P. 73-78.

Марсавина E. A.

РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Детские электронные журналы представляют собой отдельную отрасль литературы и журналистики. На сегодняшний день издания данного типа нисколько не уступают учебникам и методическим пособиям, предназначенным для развития и воспитания молодого поколения.В настоящее время издается множество разнообразных детских веб-журналов: «Веселые картинки», «Геоленок», «Классная девчонка», «Классный журнал» и другие. Большинство сетевых журналов начали свою работу в Интернет-среде, так как она предлагает новые технологические и коммуникационные возможности. В данной статье мы представили жанрово-тематическую классификацию детских сетевых журналов, подробно проанализировав две основных группы таких изданий - собственно электронные журналы и интернет-версии печатных журналов, а также обозначили особенности развития детских онлайн-журналов на современном этапе.

Ключевые слова: детский онлайн-журнал, детский сетевой журнал, электронная платформа, электронный журнал, жанрово-тематическая классификация, детская аудитория, взрослая аудитория, интерактивное общение.

В начале XXI века исследователями была отмечена тенденция перехода всей прессы на электронную платформу. Следствием данного явления стало возникновение нового вида журналов - электронные журналы, специализирующихся как на взрослой, так и на детской аудиториях [6. С. 1]. Интернет-ресурсы дают детям возможность получить новую информацию одновременно с освоением программных и компьютерных навыков, поучаствовать в онлайн-конкурсах, посетить любую точку земного шара, невыходя из собственной квартиры, слушать аудиокнигу, занимаясь любимым делом.

Электронные детские журналы можно разделить на две группы: оригинальные электронные журналы, издаваемые только в Интернете, и электронные версии печатных журналов [10]. И те и другие имеют общую цель- сделать сайт своего издания привлекательным и полезным местом для детей и их родителей. Дети могли бы играть и обучаться, а их родители - узнавать полезную информацию о воспитании, питании, образовании детей, задавать вопросы специалистам в области медицины, психологии, педагогики. Каждое издание данного типа стремится стать «полноценным образовательным центром» [6. С. 1], а также иметь красивый продуманный и функциональный дизайн, содержать рекламные объявления, обеспечить читателям интерактивное общение в сети Интернет.

По причине большого разнообразия детских сетевых журналов, многие исследователи предпринимали попытки упорядочить их, при помощи распределения журналов по

возрастным группам и жанрово-тематической направленности.В нашей работе мы будем рассматривать вторую классификацию - жанрово-тематическую. На сегодняшний день довольно трудно распределить те или иные детские издания по определённым возрастным границам. Это связано с таким явлением, какрасширение возрастного диапазона-аудитории детских сетевых журналов, стремление их создателей ориентироваться на разновозрастную, в том числе и на взрослую (родители и педагоги), публику.

Вслед за исследователями А. Р. Сафиной, М. М. Лукинойи В. В. Грудинской [9], [3] мы разделили детские и юношеские онлайн-журналы по жанрово-тематической направленности на четыре группы, дополнив содержание каждой из них собственными наблюдениями:

1. Информационно-публицистические журналы.

Целью данных изданий является информирование молодого поколения об окружающем мире, влияние на сознательный выбор средств решения важных проблем, например, касающихся образовательного и профессионального выбора. К изданиям данного типа относятся журналы: «Пять углов» (Санкт-Петербург), «Наша молодёжь» (Москва).

Журнал «Пять углов» - электронная версия первого молодёжного издания страны, которое уже 90 лет создаётся силами школьников и студентов всей России. Главный редактор сетевого журнала Николай Пшеничный активно приглашает к сотрудничеству студентов, учащихся школ: «Работать журналистом и писать школьные сочинения - разные вещи. Люди, которые не привыкли думать над информацией, выкапывать ее, - непригодны для нашей профессии. Важно помнить: все сначала непрофессионалы». На страницах журнала много материалов о профессиональном, о дальнейшем обучении, также публикуются рассказы сверстников о том, как заработать и где познакомиться со своими единомышленниками по интересам. Аудитория данного издания - учащиеся старших классов, студенты вузов, колледжей и техникумов, в общем, прежде всего те, кому от 15 до 18 лет. Самое главное, что кроме новостных и публицистических разделов, в сетевом журнале «Пять углов» есть постоянно обновляющаяся база данных образовательных учреждений: государственные и негосударственные вузы, колледжи.

Журнал «Наша молодёжь» был создан 20 июля 2009 года. Главный редактор - Пётр Фёдорович Алёшкин, член Союза писателей России, главный редактор телеканала «ОРТ Молодёжный», продюсер киностудии «Наша Молодёжь». Аудиторией издания является инициативная и талантливая молодежь, а также сотрудники организаций по работе с молодежью, ректоры вузов, председатели студенческих советов, руководители молодежных организаций и движений. Основная задача -информирование молодежи и специалистов по работе с молодежью о ключевых событиях и курсе молодежной политики,о карьерных перспективах, о существующих возможностях реализации своих идей и талантов, в том числе на примере реальных историй успеха молодых людей,освещение реализуемых молодежных проектов и молодежных акций и многое другое.

2. Издания, популяризирующие науку, технику, искусство и религию (прообразы отраслевой прессы)

Данные сетевые журналы расширяют кругозор своих читателей. Ксетевым журналам о науке и технике относятся: «Квантик», «Юный натуралист», «ОЕОлёнок». К примеру, последний - электронная версия печатного издания, созданная по образцу журнала для взрослых «ОБО». Юный читатель на страницах данного журнала найдёт статьи на самые разнообразные темы из мира животных и растений, истории, географии, искусства, литературы. А также материалы, посвященные актуальным для детей проблемам: школьной жизни, достижениям сверстников, увлечениям и хобби. Кроме того, в журнале много интересных заданий, конкурсов и викторин с призами. Электронная версия журнала, подобно печатной, имеет очень красочное оформление, в том числе за счет фотографий высокого качества, к которым можно почитать комментарии. Создаётся журнал

российскими авторами, поэтому идейная составляющая его контента - отображение отечественного мировосприятия, манера изложения материала в журнальных публикациях адаптирована к восприятию юных читателей.

В данной группе можно выделить две подгруппы сетевых детских журналов. Первые

- политизированные СМИ для детей, вторые - виртуальные православные детские журналы.

Примером политизированных может послужить сайт «Президента России гражданам школьного возраста»: www.uznai-prezidenta.ru. Фактически это раздел президентского сайта, приспособленный специально для детей. Посетителю предоставляется возможность выбрать версию сайта для просмотра - мультимедийную (flash) или облегченную (html). Создатели - Администрация Президента РФ - предлагают своим юным пользователям короткометражные мультики. Сайт представляет собой некоторое подобие сетевого журнала: материалы о правах и обязанностях гражданина, вооружённых силах, выборах и многое другое. Поэтому фактически целью данного сайта является не только обучение, но и политическая пропаганда[5].

Виртуальные православные СМИ для детей появились всего несколько лет назад, их инициаторами стали епархии и монастыри. Христианский журнал «Зёрнышко» при помощи сказок, притч, библейских текстов и молитв, а также детских анекдотов, рассказов читателей учит, развлекает, утешает, объясняет, помогает воспитывать детей в христианских традициях и приобщать их к мировому культурному наследию [5]. Специально для детей публикуются красочные иллюстрации с текстами молитв.

3. Литературно-художественные издания

Сетевые журналы, относящиеся к данному типу, преследуют основную цель - привить юным читателям эстетическое воспитание. «Почитай-ка», «Кукумбер», «Костёр»

- данные сетевые журналы представляют своим читателям разнообразные литературные произведения, поэтические страницы, игры на развитие эрудиции и многое другое. В большинстве таких журналов наряду с художественными произведениями публикуются и материалы, популяризирующие литературу, искусство, религию. К последним изданиям относится журнал «Электронные пампасы - литературный журнал для детей и взрослых». Данное издание действительно уникально: истории и стихи читателей, сказки современных авторов, онлайн-чтение детских книг, репортажи с мастер-классов художников, писателей, сценарии спектаклей, а также аудиозаписи самих авторов, читающих собственные произведения, в рубрике «Живая речь».

4. Развлекательные издания

При анализе классификации сетевых детских журналов, нами было отмечено, что развлекательные издания, в количественном плане, доминируют. Их основная функция -рекреативная. К данному типу относятся такие онлайн-журналы, как «Солнышко», «Колобок: Всё, что нужно подростку в жизни!», «Клёпа», «Классный журнал», «Журнал для девочек - Маруся» и многие другие. Истории кумиров, тексты музыкальных композиций, психологические онлайн-тесты, конкурсы, мода, спорт - содержание представленных выше сетевых журналов для детей и подростков.

В данной статье рассмотрены лучшие образцы оригинальных детских онлайн-журна-лов, издающихся только в Интернете. Однако следует отметить, что на данный момент электронных версий печатных изданий для детей и подростков значительно больше, чем оригинальных детских сетевых журналов. Мы можем предположить, что данная ситуация имеет временный характер. Дело в том, что первыми перешли на электронную платформу уже существовавшие издания, они и стали первооткрывателями электронного развития детского онлайн-журнала [4. С. 5].

Одним из таких онлайн-журналов является «Затеево» - всероссийский информаци-онно-развлекательныйонлайн-журнал (http://zateevo.ru/). Данное издание предназначено

для родителей и школьников. Девиз «Затеево»: «Жить - интересно!». Удобный и простой интерфейс сайта, вспомогательные кнопки представлены в образах сказочных персонажей: «Кощей Ёжкович», «Емельян», «Яга Ёжковна», «Два Федота» и другие. Каждый персонаж - советчик и помощник юному читателю. Одни персонажи помогают детям развивать свои интеллектуальные способности (онлайн-тесты на знания окружающего мира), другие раскрывают секреты и правила спортивных игр. Юные читатели смогут узнать истории известных людей, побывать в виртуальном музее и многое другое. Необходимо отметить, что на сайте постоянно действуют электронная почта «ЗАТЕЕВО». Создатели «Затеево» приглашают к сотрудничеству детей. В разделе «Стань автором» представлен перечень тематических рубрик, выбрав любую, ребёнок может написать материал и загрузить его в разделе «Предложить свою работу». Для родителей есть специальные рубрики - «Школа», где располагаются статьи об образовании, «Кинотеатр» - видеоматериалы о проблемах, с которыми сталкиваются молодые родители: «Как выбрать детское питание?»; «Как выбрать автомобильное кресло для ребенка?»; «Первые зубы: к чему готовиться родителям?» и другие вопросы.

Другое оригинальное интернет-издание - детский сказочный журнал «Почитай-ка». Журнал выходит только в Интернете. Дизайн и функциональная сторона сайта «Почитай-ка» уступает предыдущему интернет-изданию. Можно предположить, что это связано с тем, что данный интернет-ресурс обновляется один раз в месяц. Содержание издания включает в себя разнообразие тематических рубрик: «Ожерелье сказок», «Непридуманная история», «Знаешь ли ты?», «Из жизни учёных», «Умные руки» и другие. Всего 11 рубрик. Хочется отметить, что почти все публикации сопровождаются иллюстрациями известных художников. Читатель сетевого журнала «Почитай-ка» может пройти авторизацию и стать постоянным пользователем сайта, но для того, чтобы оставить свой комментарий, регистрации не требуется. Особенностью данного интернет-журнала можно назвать развлекательно-познавательную серию рассказов «Путешествия Чилдрика». Чилдрик - знаменитый путешественник, на своей удивительной машине, похожей на старый гоночный автомобиль, странствует во времени. Ребёнок вместе с любимым героем не только играет, но и узнаёт интересные факты из истории, астрономии, техники и т. д. Также своим читателям журнал «Почитай-ка» предлагает принимать участие в поэтических конкурсах.

Развлекательно-познавательный журнал «Солнышко» тоже существовал только в виртуальном виде. К сожалению, редакция журнала приостановила свою деятельность в 2011 году. Обновлялся журнал ежемесячно. Первый номер данного сетевого издания вышел 15 марта 1999 года. В каждом номере присутствовали: раскраски, частушки, постоянные рубрики - «Умелые ручки», «Детские стихи», «Детские песни», «Почемучка», «Родителям на заметку», «Вопрос-ответ», «Проба пера»,«Юмор в коротких штанишках», а также головоломки, ребусы и кроссворды. На протяжении деятельности редакции рубрики в журнале постоянно пополнялись. Читателям журнала предлагалось принять участие в фотоконкурсе детского обаяния «Мисс Солнышко» и «Мистер Солнышко». Фотоконкурс стал популярен, поэтому он проходил каждый месяц: в начале месяца принимались заявки на участие, вторую часть месяца проходило голосование.

Нельзя не упомянуть детское онлайн-издание «Картинки в паутинке». Это сетевой журнал рассчитан как на малышей, так и на их мам. На электронных страницах журнала можно найти детские стихи и рассказы, песенки и считалки.

Здесь можно, не выходя из дома за новой книжкой, найти для ребенка колыбельную, загадку, шутку и просто добрую сказку. Читатели могут познакомиться с творчеством авторов, известных во «взрослом» мире, которые пишут для детей: Ольга Абайкина, Марина Азимова, Олег Андреев, Светлана Атаманская, Людмила Буратынская и многие другие. Создатели данного издания публикуют литературу, интересную не только для самых маленьких, но и для их родителей, которые будут читать журнал вместе с детьми.

Все проанализированные сетевые журналы, рассчитанные на детскую аудиторию, отвечают основному запросу настоящего времени - совместить полезное обучение с приятным развлечением [7], [8]. Эта цель достигается за счет великолепного интерфейса и информативного наполнения сайтов, что позволяет привлечь внимание не только родителей, но и преподавателей образовательных учреждений.

Исследователи отмечают такой факт: детские сетевые издания сегодня совершенно не уступают взрослым онлайн-журналам [9. С. 7]. Благодаря, технологическим возможностям читатели могут регулярно общаться с руководителями и сотрудниками издания, комментировать авторские работы, слушать аудиозаписи, смотреть видеоматериалы. Важно то, что «онлайн-журналы создаются, развиваются и видоизменяются исключительно по потребности читательской аудитории» [1. С. 7]. Современные сетевые детские издания позволяют юному читателю активно участвовать в производстве информационного продукта и тем самым стирают грань между автором и читателем [1. С. 7].

Интерактивность - одна из главных возможностей детских онлайн-журналов: их содержание находится в прямой зависимости от обратной связи и возможности коллективного творчества между читателем и автором, а также публикации материалов читателей в блогосфере и взаимодействие с социальными сетями. Происходит превращение средств массовой информации в средства массовой коммуникации (http://www.uis.kiev. ua/xyz/index.html). Другая возможность детского сетевого журнала - динамичность ответной реакции, скорость обмена информацией: можно несколько раз обменяться письмами в течение одного дня с автором произведения. Нельзя ни сказать о мультимедийное™ детских интернет-журналов. В текст вписаны различные информационные среды [2. С. 7]: иллюстрации, музыкальные композиции или звуки, динамика движения. И, безусловно, электронные детские журналы дают возможность ретроспективному обращению к предыдущим выпускам, этому способствует система гиперссылок - отсылокк другим текстам в рамках одного контекста [2. С. 7]. Оперативность работы с данными детскими журналами порадует как маленького читателя, так и взрослого.

На сегодняшний день феномен детского сетевого журнала- одно из наиболее перспективных и активно развивающихся направлений в журналистике. В связи с продолжающимся процессом коммерциализации всей отечественной прессы, происходит разделение изданий по жанрово-тематическому признаку. С нашей точки зрения, детские онлайн-журналы, рассмотренныев данном исследовании, способствуют развитию и реализации творческих и интеллектуальных способностей ребёнка. И сегодня уже можно с полной уверенностью заявить, что детский онлайн-журнал занял особое место в мире ребёнка.

Список литературы

1. Акопов, А. И. Электронные сети как новый вид СМИ [Текст] / А. И. Акопов II Филологический вестник РГУ - 1998. -№3.-С. 43-51.

2. Ворошилов, В. В. Журналистика. Базовый курс [Текст] / В. В. Ворошилов. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2006. - 526 с.

3. Грудинская, В. В. Современные СМИ для детей и юношества. Тенденции развития и типологические черты [Электронный ресурс]. - URL: http://rggu-bulletin.rggu.ru/article. html?id=357871.

4. Козлова, О. А. Сетевые СМИ: вчера и сегодня [Текст] / О. А. Козлова II Вестник ВолГУ. Серия 8.-2011.-Вып. 10.-С. 151 - 156.

5. Лукина, М. М. СМИ Рунета: штрихи к типологическому портрету (по результатам мониторинга интернет-СМИ) [Электронный ресурс]. - URL: http: II www.mediascope.ru.

6. Лукина, М. М., Фомичева, И. Д. СМИ в пространстве Интернета [Текст] / М. М. Лукина, М. М. Фомичева. - М. : МГУ им. Ломоносова. -168 с.

7. Овсепян, Р. П. История новейшей отечественной журналистики [Текст] / Р. П. Овсе-пян. - М. : Журналистика, 1999. - 229 с.

8. Руденко, И. Детская пресса России на современном этапе [Текст] / И. Руденко. -М. : Детскаяжурналистика, 1996. -411 с.

9. Типология интернет-СМИ [Текст] : сб. научных трудов // Альманах кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов. «Журналистика и общество». - 2012. - № 10. - С. 172-181.

10. Щинникова, В. И., Чупринова, Е. А. Журналы для детей и формы работы с периодическими изданиями в библиотеке. Почитай, полистай, посмотри [Электронный ресурс]. - URL :http://oubomsk.ru/Posobiya/konsultacii/zhurnaly_dlja_detej_2015.pdf.

Надыршина А. А.

СПЕЦИФИКА «ВЕАиТУ»-МАТЕРИАЛА КАК FASHION-ЖАИРА (НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСТВА ЭВЕЛИНЫ ХРОМЧЕНКО)

В данной статье рассматриваются особенности «beauty»-Mamepuana как fashion-жанра и модной журналистики как медиафеномена. В качестве материала исследования послужило творчество российского журналиста и эксперта в области моды Эвелины Хромченко, а именно ее публикации в российской версии журнала «L'Officiel» (24 номера издания за 2008 и 2009 года), редактором которого Эвелина Хромченко была с 1998 по 2010 год. А также публикации на официальном сайте Эвелины Хромченко за 2015-2016год.

Ключевые слова: журналистика, fashion-журналистика, fashion-жанр, «beauty»-материал, блогинг, fashion-блогер.

На рубеже XIX и XX веков на первый план медиа-рынка вышла газетная индустрия, что несколько затормозило развитие журнальной прессы. Толстый журнал как самый качественный и востребованный формат журнальных периодических изданий неожиданно стал критиковаться за некоторую медлительность и громоздкость. Вскоре «толстушка» перестала удовлетворять широкому массовому запросу. Поэтому в журналистике возникает деление изданий по направлениям, отраслям.

В настоящее время нередко можно встретить понятия «модная журналистика» или «журналистика моды», которые являются синонимичными. Особенно эти словосочетания близки женской половине, читающей глянцевые издания, в которых журналисты пишут о моде, модных тенденциях, творчестве известных дизайнеров и историях Домов Высокой моды. Безусловно, история отечественной журналистики помнит толстые журналы, в которых были «модные» рубрики, и издания для дам. Но если тогда инфоповодов для этих колонок было немного, то сейчас модная индустрия изобилует событиями, требующими немедленного освещения в СМИ.

В связи с активным развитием модной индустрии, индустрии красоты и стилистики, а также с ростом потребности людей в новостях из мира моды и их значимостью, последнюю стали выделять в отдельное направление журналистики - fashion-журналистику.

Несмотря на столь широкий интерес к fashion-журналистике как к специфическому виду деятельности, модная журналистика не имеет статуса научной дисциплины. В этой ситуации вполне понятным является то, что если существует fashion-журналистика как деятельность, то должна существовать и наука, отражающая ее сущностные характери-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.