Философия
УДК 113:573 DOI 10.21661/r-112754
Г.В. Баранов
Специфика бытия человека
Аннотация
В данной работе обосновывается вариант объяснения специфики человека; характеризуются основные качества человека бытия; утверждается приоритетность общественных качеств бытия человека.
Щ Ключевые слова: человек, качества человека, человеческая деятельность
G.V. Baranov
Specifics of human being
Abstract
In this work a variant of the explanation of human specificity is presented; the basic qualities of human existence are characterized; the priority of social qualities of human existence is affirmed.
| Keywords: human, human qualities, human activity.
Современные исследования качеств бытия человека совершенствуются на основе логических обобщений достижений множества наук в их единичных специализациях и групповых классификациях - естественных, гуманитарных, социальных и иных. Исследователями предложено множество значений понятия «человек». Некоторые основные значения обобщены в публикациях в форме «философского практикума» [1-3] и словарей. Например: человек - «при-родно-общественное живое существо, реализующее свой класс бытия в форме деятельности по материальному, знаковому и идеальному преобразованию хаоса и неопределённости условий среды обитания в организованное состояние полезности своей жизни» [4, с. 360].
Специфика бытия (существования) человека заключатся в трёх всеобщих началах, или основах: природная основа; общественная основа; трансцендентная основа. Трансцендентная основа бытия человека недоступна для человека, является системой абстрактных метафизических суждений, ценностных выводов и бессознательных психических интуиций.
Для реальной жизни человека и научного мировоззрения приоритетны природная и общественная основы человеческого бытия. «Научное мировоззрение - система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям вещественно проверенных и логически доказанных знаний и эффективных вещественных изобретений» [5, с. 56]. Наука как часть
культуры общества обеспечивает научное мировоззрение необходимыми фактами, экспериментальными подтверждениями, изобретениями для их реализации в экономике и промышленном производстве.
Природные качества и закономерности бытия человека исследуются различными науками системы естественно-научного знания, для которых человек выступает непосредственным объектом экспериментальных воздействий и логических обобщений их результатов. Общественные качества и законы бытия человека являются объектом и предметом познания отдельных систем (частей) общественных наук [6, с. 251].
Природную основу жизни человека составляют сущность, свойства и закономерности его бытия, которые не созданы деятельностью человека, являются результатом естественных познанных и непознанных состояний бытия. Естественные объекты бытия природы исследуются системами астрономических, биологических, физических, химических наук.
По критериям достижений физических наук, превосходство которых в системе культуры может быть отвергнуто по невежеству, глупости или по мошенническим прагматическим целям, человек относится к твёрдотельному фазовому состоянию вещества, сквозь которое проходят газовое и жидкое агрегатные состояния вещества, а также реализуются физически-полевые и энергетические изменения («процессы») в пространственных пределах макромира [7, с. 9; 8, с. 13].
Philosophy
По критериям астрономических наук, человеком является живое твердотельное существо на третьей от Солнца планете Солнечной планетарной системы с названием «планета Земля». В составе объектов астрономического познания человек не представляет научного интереса. В астрономическом познании человек имеет значение в качестве субъекта астрономического познания, так как организует и потребляет знания об объектах Космоса - части природы, расположенной за пределами 75-100 км от уровня поверхности планеты Земля [9, с. 5-7; 10, с. 7-10].
Специалисты наук о Земле доказали, что человек способен жить в пределах нескольких земных оболочек, или геосфер планеты Земля. Пространственное проживание человека на планете Земля - поверхностный уровень геосферы («земная кора»), часть внешних земных оболочек (геосфер) в пределах биосферы.
В описательном значении биосфера - это вещественное пространство существования жизни на планете Земля с общим распространением от нижней границы озонового слоя атмосферы в 25-15 от уровня моря до 11 км дна Мирового океана и 2-3 км глубины земной коры. Основные части биосферы: нижняя часть атмосферы - аэробиосфера; полный объём гидросферы - гидробиосфера; часть поверхности суши -террабиосфера; часть верхних слоёв литосферы - ли-тобиосфера; эубиосфера - часть биосферы, где жизнь представлена в естественном разнообразии и полноте высших и низших состояний; иные части [11, с. 11]. Размеры эубиосферы составляют 12-17 км, в том числе 11 км до дна Мирового океана, 5-7 км над поверхностью планеты Земля, или «уровнем моря».
Наибольшая глубина пород земной коры, в которых были обнаружены живые бактерии, составляет 4 км. Основная часть микроорганизмов, передвигающихся в воздухе, - аэропланктона - расположена в слое до 1,5 км над уровнем моря. Концентрация и активность жизни на суше на 99% реализуется у поверхности земли, в слое глубиной 3-10 м почвы и нескольких десятков метров высоты деревьев [12, с. 249].
Так как человеком для естественно-научного познания является живое существо (особь, организм), то основная естественно-научная система познания человека представлена отдельными биологическими и медицинскими науками. В биологии и медицине человек выступает непосредственным объектом наблюдений, экспериментов и логических обобщений.. Человек реализует в своей жизни изученные универсальные качества (признаки) жизни и показатели сущности жизни [13, с. 5-7].
В системе профессионального научного естествознания человек исследуется в его первичных качествах естественного природного объекта живой природы планеты Земля. Множество естественных наук о человеке состоит из нескольких систем наук: анатомические науки о человеке; науки биологической антропологии; генетика человека; физиологические науки о
человеке; медицинские науки. Медицинские науки составляют автономную систему специализированного познания заболеваний человека и методов их лечения.
По критериям общей зоологической классификации, созданной специалистами биосистематики [14, с. 151], современный человек принадлежит к иерархическим таксономическим единицам живого вещества Земли: царство Животные; тип Хордовые; подтип III. Позвоночные, или Черепные; группа Наземные позвоночные, или позвоночные с зародышевыми оболочками, или Амниота; надкласс III. Наземные, или Четвероногие позвоночные; инфракласс Плацентарные звери, или Высшие звери; класс Млекопитающие; отряд Приматы; подотряд Человекообразные, или Высшие приматы; надсемейство Гоминоиды, или Высшие узконосые обезьяны; семейство Гоминиды; род Человек, или Хомо; биовид Человек разумный, или Хомо сапиенс; подбиовид Современный разумный человек - Хомо сапиенс регенс (ricens), или Человек разумный современного вида - Homo sapiens sapiens [15, с. 4].
Анатомия человека, физиология человека, генетика человека, медицина человека - системы научного познания, создавшие максимально возможные истинные знания, проверенные экспериментально и в жизненном опыте людей.
Общественная основа жизни человека представлена его актуальной деятельностью в системе общества, а также потреблением результатов деятельности человечества, или поколений людей. Все типы, виды и разновидности человеческой деятельности организованы средствами материальной, социальной и идеационной классов культуры [16]. По мнению автора, сущностью бытия человека является антихаосное изменение объектов бытия в содержание оптимальных условий жизни [17], или деятельность как «антихаосное осуществление бытия» [18, с. 54].
Общественные (социальные) качества человека создаются при его жизни, не наследуются по природным генетическим закономерностям. Исследование общественных качеств человека производится группами общественных наук, в которых человек выступает как непосредственный объект (материал) для познания, а также группами наук, которые исследуют иные состояния общества и комплексы деятельности поколений людей, с целями удовлетворения потребностей человека.
Группу наук, в системе которых общественные свойства человека представлены как непосредственный объект познавательного воздействия, составляют: психологические науки; культурная антропология; педагогические науки. Группу общественных наук о качествах поведения человека составляют: культурологические науки, политические науки, социальные науки, юридические науки, экономические науки, а также иные группы общественных наук.
Основные общественные качества бытия человека: сознание - способность перерабатывать в головном мозге информацию об объектах бытия в форме идеаль-
Interactive science | 6 • 2016
97
Философия
ного образа с последующим вещественным его выражением звуками речи, текстами письма, предметными действиями и иными знаковыми системами; разумность, разум - познавательная способность человека, высший уровень мышления, ориентированный на полное и глубокое познание истины; речевое общение -выражение информации и содержания сознания в форме упорядоченных системно организованных звуковых сигналов, имеющих смысл, согласованный в процессе жизни в определённом коллективе людей, в том числе, в семье, в составе этноса, государства; труд - способность обеспечивать жизнь методами преобразования вещества, энергии и информации среды обитания в состояния результатов удовлетворения витальных и общественных потребности своего организма.
Культурно программированный способ жизни составляет системообразующее общественное качество жизни человеческой особи, так как содержит правовые, моральные, конфессиональные, образовательные, воспитательные, административные, позитивно общественные и антиобщественные состояния пребывания особи человека в реальном бытии. Для человека первична универсальность моральных норм, среди которых главные - это нормы совести и справедливости [19].
По критериям единства природной и общественной и сущности, человек - природно-общественное живое существо, реализующее свой вариант бытия в культурно опосредованной форме индивидуальной жизни в формах многомерной творческой, предметной, идеальной и коммуникативной и иных видов деятельности [22].
Литература
1. Баранов Г.В. Бытие и человек: философский практикум: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Омск: Изд-во ОмГТУ 2002. - 252 с.
2. Баранов Г.В. Общество и человек: философский практикум: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Омск, 2002. - 220 с.
3. Баранов Г.В. Философский практикум: Бытие и человек. Общество и человек: Учебное пособие. - Омск: Агентство Курьер 2003. - 384 с.
4. Баранов Г.В. Понятия философской культуры. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. - 392 с.
5. Баранов Г.В. Факторы философии и мировоззрения в бытии человека // Успехи современной науки. - 2016. - №6. -Т. 4. - С. 55-58.
6. Баранов Г.В. Философия в культуре. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. 280 с.
7. Баранов Г.В. Концепции современного естествознания: физические науки: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. - 304 с.
8. Баранов Г.В. Современное естествознание: концепции физики: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. -140 с.
9. Баранов Г.В. Концепции современного естествознания: астрономические науки. Химические науки: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. - 344 с.
10. Баранов Г.В. Современное естествознание: концепции астрономии: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. - 180 с.
11. Баранов Г.В. Концепции современного естествознания: науки о Земле. Науки о человеке: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. - 376 с.
12. Баранов Г.В. Концепции современного естествознания: биологические науки: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. - 308 с.
13. Баранов Г.В. Концепции современного естествознания: биологические науки: Учебное пособие. - 2-е изд. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. - 308 с.
14. Баранов Г.В. Современное естествознание: концепции биологии: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. -224 с.
15. Баранов Г. В. Современное естествознание: концепции наук о человеке: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. - 224 с.
16. Гуманитарность и социальность: актуальные проблемы: Колл. монография / Г.В. Баранов [и др.]; гл. ред. Г.В. Баранов. - Мюнхен: А^, 2013. - 196 с.
17. Баранов Г.В. Деятельность в бытии. - Мюнхен: А\М, 2013. - 198 с.
18. Баранов Г.В. Онто-метафизическая концепция деятельности // Омский научный вестник. - 2014. - №3. - С. 54-57.
19. Баранов Г.В. Философия культуры и морали: практикум: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. - 260 с.
20. Баранов Г.В. Проблема человека в философии: практикум: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. - 108 с.
21. Баранов Г.В. Проблема человека в философии: практикум: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. - 108 с.