Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА АВТОМОБИЛЬНОГО ДИСКУРСА'

СПЕЦИФИКА АВТОМОБИЛЬНОГО ДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
94
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ПОЛИКОДОВОСТЬ / ИНТЕРДИСКУРСИВНОСТЬ / ПОЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОСТЬ-ПЕРСОНАЛЬНОСТЬ / ПРЕЦЕДЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Барбун Виктория Викторовна

Автомобильный дискурс, как и другие виды дискурсов обладает собственной спецификой, которая проявляется, прежде всего, в квалифицирующих его признаках и базовых параметрах: массовость, ситуативно-тематическая обусловленность, институциональность-персональность взаимодействия участников, полевая организация, поликодовость, динамичность ценностей, гендерная маркированность, прецедентность и интердискурсивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF AUTOMOBILE DISCOURSE

Automobile discourse, like other types of discourses, has its own specifics, which is manifested primarily in the characteristics and basic parameters that qualify it: mass character, situational and thematic conditionality, institutionality-personality of interaction between participants, field organization, polycode, dynamic values, gender marking, precedence and interdiscursivity.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА АВТОМОБИЛЬНОГО ДИСКУРСА»

Отношения между участниками группы, по большей части, паритетные, основанные на коллективной солидарности. На интернет-форумах, в блогах автолюбителей преобладают следующие обращения: драйвовчане, братья-водители, родственники-пешеходы. См.: Всем фордонутым привет! [3]. В представленном примере используется словообразовательная модель с отрицательной коннотацией - «тронутый», «обманутый», но при этом номинация имеет положительную оценку. Обращение «фордонутые» выступает в качестве индикатора интимизации общения (водители автомобиля марки «Форд»).

В пятую группу входят участники автоспорта: автогонщики, штурманы, дрифтеры, стритрейсеры, раллисты, стюарды, джентельмен-драйверы или рента-драйверы (непрофессионалы, оплачивающие гонку и участвующие в ней ради удовольствия), маршалы (обслуживающий персонал), болельщики и др. Состязательный и рекреационный моменты являются основными для данного коллектива.

В последнюю группу мы включили коммуникацию в повседневно-бытовой сфере. Участники такого общения необязательно владеют каким-либо транспортным средством, но обсуждают различные проблемы, связанные с автомобильной тематикой. Основные функции представленной группы: фатическая и рекреативная.

Таким образом, в сценарии речевого взаимодействия, роли, предписанные участникам автомобильного дискурса, как правило, парные, и в большинстве случаев носят оппозитивный характер, например, «водитель - институционал», «водитель - пешеход», «водитель городского транспорта - пассажиры», «женщина за рулем - водитель-мужчина», «таксист - бомбила» (водитель-частник), «автомобилист - мотоциклист», «рядовой водитель - «мигалка» (водитель, который имеет преимущество на дороге), «дальнобойщик - водитель-дачник», «сторонники экомобилей -сторонники двигателей внутреннего сгорания».

Список использованной литературы:

1. Карасик, В. И. О типах дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 2000. - С. 5-20.

2. Олянич, А. В. Автомобильный дискурс / А. В. Олянич // ДИСКУРС-ПИ. - 2015. - № 2 (19). - С. 153-155.

3. Ford Sierra. Бортжурнал. URL: https://www.drive2.ru/!/ 480490705580458369/ URL: https://www.drive2.ru/l/480490705580458369/ (дата обращения: 30.06.2022).

© Барбун В.В., 2022

УДК.812.111.

Барбун Виктория Викторовна,

канд. филол. наук, преподаватель кафедры славистики Бельцкий государственный университет имени Алеку Руссо, Молдова

СПЕЦИФИКА АВТОМОБИЛЬНОГО ДИСКУРСА

Аннотация

Автомобильный дискурс, как и другие виды дискурсов обладает собственной спецификой, которая проявляется, прежде всего, в квалифицирующих его признаках и базовых параметрах: массовость, ситуативно-тематическая обусловленность, институциональность-персональность

взаимодействия участников, полевая организация, поликодовость, динамичность ценностей, гендерная маркированность, прецедентность и интердискурсивность.

Ключевые слова:

автомобильный дискурс, поликодовость, интердискурсивность, полевая организация, институциональность-персональность, прецедентность.

Victoria Barbun,

Ph.D., lecturer of the Department of Slavic Studies Balti State University A. Russo, Moldova

THE SPECIFICITY OF AUTOMOBILE DISCOURSE Abstract

Automobile discourse, like other types of discourses, has its own specifics, which is manifested primarily in the characteristics and basic parameters that qualify it: mass character, situational and thematic conditionality, institutionality-personality of interaction between participants, field organization, polycode, dynamic values, gender marking, precedence and interdiscursivity.

Keywords:

automobile discourse, polycode, interdiscursivity, field organization, institutionality-personality, precedence.

Под автомобильным дискурсом (далее АД) понимается коммуникативная деятельность субъектов в сферах дорожно-транспортной и социокультурной коммуникации, обусловленная социально-ролевой иерархией и объективированная в виде совокупности актуализированных текстов ситуативно-тематической автомобильной направленности. Наши наблюдения позволяют выделить следующие особенности рассматриваемого дискурса:

1. Массовая распространенность. В условиях глобальной коммуникации АД охватывает многие сферы жизнедеятельности общества, становится массовым дискурсом широкого социального взаимодействия, поэтому занимает особое место в реальной коммуникации. АД представлен в профессиональной и повседневно-бытовой речи, медиа- и интернет коммуникации. Однако главное заключается в развитии и социальном расширении пространства АД. Так, например, автоновости различной тематики входят как обязательная часть в информационное пространство средств массовой коммуникации. Иначе говоря, АД это дискурс массового общения.

2. Ситуативно-тематическая обусловленность с основой на ключевом концепте (в нашем случае «автомобиль»). Фактор темы, фактор ситуации и концептуальный фактор, на наш взгляд, являются ключевыми при выделении данного типа дискурса.

3. Институциональность-персональность. Двойственность автомобильной интеракции проявляется в том, что общение в АД осуществляется по линиям статусно-ориентированного и личностно-ориентированного общения. С одной стороны, реализуется взаимодействие участников дорожного движения и сотрудников дорожной инспекции, регулируемое правовыми нормами. С другой стороны, происходит индивидуально-направленное взаимодействие между участниками дорожного движения, во многом регулируемое конвенциональными нормами культуры (пассажир и водитель городского транспорта, прохожий и паркующийся водитель, водитель и автомеханик).

4. Полевая организация. В основе работы лежит полевая система организации всех параметров АД. Такие параметры коммуникации как типы общения, типы текста, сферы, ситуации, тематика,

функции, канал, топос, участники, стилистическое качество и нормативность иерархически репрезентируются в пределах ядра, ближней и дальней зон периферии.

Ядро АД включает институционально-персональное общение в административно-правовой регламентируемой сфере дорожного движения. На ближней периферии формируется институционально-персональное общение в социокультурной сфере коммуникации. Крайняя зона поля (дальняя периферия) представлена межличностным общением в повседневно-бытовой сфере коммуникации.

5. Поликодовость. Тексты АД характеризуются такой спецификой как наличие сложной полизнаковой природы. Иначе говоря, тексты АД являются симбиозом разных семиотических систем: вербальные знаки, комплексные знаки с вербальным компонентом (автограффити), визуальные знаки (знаки дорожного движения), аудиальные знаки (сигнал клаксона, автосигнализация, сирена экстренных служб), световые знаки (мигание фар, поворотников, стоп-сигналов). Кодировка сообщения семиотически разнородными средствами обусловлена функционированием АД в разных типах коммуникации: повседневная речь, телекоммуникация, радиокоммуникация, интернет-коммуникация (заголовок + видео + комментарии блогеров). При дистантном общении (автомобилисты отделены друг от друга немалыми расстояниями) повышается доля невербальных средств.

6. Динамичность ценностей. АД может менять оценочный знак с отрицательного на положительный и наоборот. Так, в советское время иметь дачу, автомобиль и гараж было «вызывающе» и «неприлично», такого человека считали вором и спекулянтом, живущим на нетрудовые доходы, если опираться на кинотексты («Гараж», «Берегись автомобиля» Э. Рязанова). Для современности такая негативная оценка нивелируется.

7. Прецедентность. Автомобильный дискурс одновременно вбирает в себя признаки материальной и духовной культур, включается в контекст многочисленных символов и смыслов. Например, надпись у арок на тротуаре - Берегись автомобиля!; о богатых людях с иронией - Наши люди в булочную на такси не ездят!; оценка человека по его автомобилю - Какой водитель, такая и машина; оправдание больших расходов на приобретение необходимых вещей - Автомобиль не роскошь, а средство передвижения; попытка обратить на себя внимание (сниж.) - Але, гараж!; призыв к переменам и борьбе с чем-либо - Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству [1;2;5;4;].

8. Гендернаямаркированность. Разнообразная дифференциация наименований автомобилей, лиц женского пола в АД, отражает дихотомию конкурирующих типов «мужского» и «женского»: розовое такси (для женщин и детей), автоледи и автоджентельмен, «туфелька», блондинка за рулем. Так, например, классификация автомобилей может осуществляться не только по техническим, но и по гендерным параметрам: «женский автомобиль», «женская автомодель», «мужской автомобиль». См.: Эксперты узнали предпочтения россиян при выборе автомобиля и составили рейтинг самых «мужских» и «женских» машин [6]. Широкая дифференциация номинаций женского рода вызвана активным участием женщин в автомобильной сфере, где мужское доминирование изначально было традиционным.

9. Интердискурсивность. АД не является изолированным типом дискурса. Рассматриваемый дискурс находится на пересечении с рядом других дискурсивных разновидностей, имея при этом признаки самостоятельности и целостности. Так, АД взаимодействует с туристическим дискурсом в жанре «путеводитель» и «автопутешествие», граничит с уголовным дискурсом в ситуации ДТП и нарушения ПДД, тематически переплетается с экологическим дискурсом в вопросах загрязнения окружающей среды и создания «зеленых» экомобилей, соединяется со спортивным дискурсом в

освещении автосоревнований, пересекается с рекламным дискурсом в жанре автомобильной рекламы, контактирует с дискурсом моды в жанре «презентация модных автомобильных тенденций сезона» (тюнинг, стикербомбинг, лифтинг, биодизайн), сближается с художественным дискурсом в жанрах кино, художественной литературы, городского фольклора (частушки, анекдоты).

Рассмотрим специфику синкретизма АД на конкретном примере. Так, в 2010 году Владимир Путин провел тест-драйв «Лады Калины» на трассе Хабаровск-Чита. В силу статуса власти - премьер-министра (на данный момент действующий Президент РФ), сопровождала охрана с машинами, по линии маршрута были выдвинуты отряды полиции, а у местного населения изъято оружие. Во время автопробега В. Путин останавливался и общался с водителями дальнобойщиками, журналистами:

- Может, в «Белом доме» плохо коробка передач работает или рычаги переключения скоростей, что вы, как простой шофер, вынуждены ехать и проверять дороги?

- Мне захотелось своими глазами посмотреть, как распорядились деньгами из казны...

И вот вчера Путин воспользовался той самой «коробкой передач» - с помощью видеоконференции он решил взглянуть на ключевые дорожные стройки России. Сначала связался с Читой, куда уже добрались участники автопробега, которые устроили движение «Убитые дороги» [3].

В приведенном фрагменте одновременно пересекаются несколько типов дискурса: автомобильный, политический, рекламный и PR-дискурс. В этом ряду, по степени актуализации дискурсивных параметров, доминантным является АД. Признаки автомобильной коммуникации: хронотоп - дорога, ситуация - автопробег, тематика - испытание нового автомобиля, жанр - тест-драйв, участники - водитель, дальнобойщики, - превалируют над признаками смежных дискурсов. Так, к элементам политического дискурса можно отнести участников (политическая фигура -премьер-министр и его охрана) и подчеркнутую дистанцированность представителей власти и народа (оцепление трассы).

В отношении рекламного и PR-дискурса, можно утверждать, что они объединены общей целью - формирование определенного общественного мнения, однако наполнены разным содержанием. Для PR-дискурса в приведенном примере - это создание положительного имиджа, в данном случае политика, а для рекламного дискурса - это стремление возбудить потребительский интерес, внушить доверие к товару. В конце поездки В. Путин добавил: «А вы попробуйте приобрести такую машину. Уверяю вас, не пожалеете! (Там же).

Сказанное позволяет заключить, что автомобильный дискурс - это самостоятельный, представительный, социально и культурно значимый тип дискурса, имеющий репертуар квалифицирующих его специфических признаков и параметров. Список использованной литературы:

1. Берегись автомобиля / реж. Э. Рязанов ; киностудия «Мосфильм». - СССР, 1966.

2. Бриллиантовая рука / реж. Л. Гайдай ; киностудия «Мосфильм». - СССР, 1968.

3. Гамов А. Премьер провел видеоконференцию по дорожному строительству. URL:https://www.kp.ru/daily/25745/2733148/ (дата обращения: 30.06.2022).

4. Ильф, И. Двенадцать стульев. Золотой теленок : романы / И. Ильф, Е. Петров. - М. : Эксмо, 2014. - 720 с.

5. Королева бензоколонки / реж. Н. Литус, А. Мишурин ; киностудия «Киевская киностудия им. А. П. Довженко». - СССР, 1962.

6. Российская газета. Названы самые «мужские» и самые «женские» автомобили России. URL:https://rg.ru/2018/11/16/nazvany-samye-muzhskie-i-samye-zhenskie-avtomobili-rossii.html (дата обращения: 30.06.2022).

© Барбун В.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.