Научная статья на тему 'РЕПЕРТУАР ТЕМ И СИТУАЦИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ДИСКУРСА В ЗАВИСИМОСИ ОТ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ'

РЕПЕРТУАР ТЕМ И СИТУАЦИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ДИСКУРСА В ЗАВИСИМОСИ ОТ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
25
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ТЕМА / СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ / СФЕРА ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Барбун Виктория Викторовна

При исследовании автомобильного дискурса выделены те темы и ситуации, которые являются наиболее типичными для функционирования языка в современном русском социуме, с учетом типов ситуаций и сфер общения. В статье также избраны актуальные сферы реализации автодорожной коммуникации, находящиеся за пределами профессионального общения, а именно: социальнокультурная, сфера массовой коммуникации и художественно-эстетическая сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPERTOIRE OF TOPICS AND SITUATIONS OF AUTOMOBILE DISCOURSE DEPENDING ON THE FIELD OF COMMUNICATION

In the study of automobile discourse, those topics and situations that are most typical for the functioning of the language in modern Russian society are identified, taking into account the types of situations and areas of communication. The article also selects the actual areas of road communication implementation, which are outside the aim of professional communication, namely: socio-cultural, the sphere of mass communication and the artistic and aesthetic spheres.

Текст научной работы на тему «РЕПЕРТУАР ТЕМ И СИТУАЦИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ДИСКУРСА В ЗАВИСИМОСИ ОТ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ»

Список использованной литературы:

1. Адмони В.Г. Основы теории грамматики. - М.; Л., 1964. - 106 с.

2. Батталова А.Р. Дискурсивное поле: структура и категории // Вестник Башкирского университета. -2015. - Т. 20. - № 4.- C. 1299-1303.

3. Бондарко А.В. Теория функциональной грамматики: Введение, аспектуальность, временная локализованность, таксис: монография. - М.: ЛЕНАНД, 2017. - 352 с.

4. Васильев Л.М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. - 1971. - № 3. - С. 105-113.

5. Ильин, В. И. Драматургия качественного полевого исследования. - СПб.: ИНТЕРСОЦИС, 2006. - 256 с.

6. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01, 10.02.19. -Волгоград, 2000. - 431 с.

7. Щур Г.С. Теория поля в лингвистике. - М.: «ЛИБРОКОМ», 2009. - 264 с.

8. Ipsen G. Der Alte Orient unt die Indogermanen. Festschrift fur W. Streitberg. - Heidelberg, 1924. - P. 30-45.

9. Lyons J. Semantics. - Cambridge University Press, 1977. - Vol. 1. - 371 p.

10. Trier J. Der deutsche Wortschatz im Sinnbezirk desVerstandes. - Heidelberg: Carl Winter Universitätsverlag, 1973. - 347 s.

© Барбун В.В., 2022

УДК.812.111.

Барбун Виктория Викторовна,

канд. филол. наук, преподаватель кафедры славистики Бельцкий государственный университет имени Алеку Руссо, Молдова

РЕПЕРТУАР ТЕМ И СИТУАЦИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ДИСКУРСА В ЗАВИСИМОСИ ОТ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ

Аннотация

При исследовании автомобильного дискурса выделены те темы и ситуации, которые являются наиболее типичными для функционирования языка в современном русском социуме, с учетом типов ситуаций и сфер общения. В статье также избраны актуальные сферы реализации автодорожной коммуникации, находящиеся за пределами профессионального общения, а именно: социально-культурная, сфера массовой коммуникации и художественно-эстетическая сферы.

Ключевые слова: автомобильный дискурс, тема, ситуация общения, сфера общения.

Victoria Barbun,

Ph.D., lecturer of the Department of Slavic Studies Balti State University A. Russo, Moldova

REPERTOIRE OF TOPICS AND SITUATIONS OF AUTOMOBILE DISCOURSE DEPENDING ON THE FIELD OF COMMUNICATION

Abstract

In the study of automobile discourse, those topics and situations that are most typical for the

functioning of the language in modern Russian society are identified, taking into account the types of situations and areas of communication. The article also selects the actual areas of road communication implementation, which are outside the aim of professional communication, namely: socio-cultural, the sphere of mass communication and the artistic and aesthetic spheres.

Keywords:

automobile discourse, topic, situation of communication, sphere of communication.

Люди общаются на автомобильную тематику в повседневно-бытовой, профессиональной и культурно-развлекательной сферах. Это общение, в которое вовлечены практически все носители языка, объединённые признаками - автомобиля и / или дорожного движения. Тематика автомобильного дискурса (далее АД) достаточно широка, но обозрима. Как отмечает В.Г. Костомаров: «Вершины коммуникационного треугольника (так сказать, «внеязыковые участники» общения: сфера, т.е. тематико-содержательная область, предмет сообщения и среда, т.е. общающиеся люди) всегда присутствуют и взаимодействуют, но с разной степенью активности, в разных формах и пропорциях» [4, с.16].

Тематику АД мы ограничиваем пределами ситуаций общения, применяя трехчастную модель Н.М. Краевской. Так, к первому типу ситуаций (Т1) автор относит «речевые ситуации стереотипных городских диалогов, протекающих на улице, в транспорте, в сфере бытового обслуживания», в которых реализуются такие дискурсивные формулы как «Вы превысили скоростной режим!», «Предъявите права и техпаспорт!», «Проезжайте! Путь свободен!» (при задержании транспортного средства институционалом); «Колеса требуется отбалансировать!» (в автосервисе); «Передайте за проезд», «Какая следующая?» (в транспорте) и др. [5, с.54-55].

Второй тип (Т2) представляет собой «ситуацию общения в социо-культурной сфере» и предполагает публичное, массовое общение. В нашем случае это СМИ.

Третий тип (Т3) вбирает в себя ситуации «общения знакомых лиц в различной бытовой обстановке» [Там же].

Описывая тематику и ситуации АД, мы учитываем принадлежность речи к сферам общения. На взаимосвязь тематики общения и ситуаций указывали Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин: «Сфера общения -взаимосвязанный комплекс ситуаций и тем общения, видов речевой деятельности <...>» [1, с.299].

В.Л. Скалкин выделяет 8 коммуникативных сфер: «административно-правовая, профессионально-трудовая, социально-бытовая, социально-культурная, сфера общественной деятельности, сфера игр и развлечений, художественно-эстетическая, зрелищно-массовая, семейная [6, с.43-48].

Другой исследователь составитель «Словаря лингвистических терминов» Т.В. Жеребило предлагает различать следующие социально-коммуникативные сферы общения: «1) сфера образования; 2) науки; 3) культуры; 4) массовой коммуникации; 5) книгопечатания; 6) промышленного производства; 7) торговли; 8) религии; 9) транспорта; 10) судопроизводства; 11) сферы межличностного общения: внутрисемейная, дружеская и др.» [3, с.382].

Обратим внимание на то, что темы могут пересекаться между собой и одновременно развиваться в разных сферах. Повседневно-бытовая сфера общения, на наш взгляд, во многом дублирует темы публичной и социально-культурной сфер, поскольку события СМИ становятся поводом для бытовой дискуссии, иными словами, темы повседневно-бытового общения носят отражательный характер. Социально-культурная сфера, в свою очередь, включает в себя художественно-эстетическую сферу по культурному критерию, и публичную сферу по фактору роли СМИ.

Т1. Административно-правовая / регламентируемая дорожно-транспортная сфера может быть представлена следующими темами:

- производство автомобилей;

- ремонт и обслуживание автомобилей;

- грубые нарушения ПДД;

- агрессивное вождение;

- санкции против водителей, штрафы;

- дорожно-транспортные происшествия;

- мошенничество по ОСАГО;

- дорожные заторы.

Так, одним из самых скачиваемых приложений на телефон автомобилистов стала программа Яндекс.Пробки [2, с.284].

Другой не менее представительной сферой АД является социально-культурная сфера коммуникации (Т2), репрезентированная соответствующими темами:

- культура вождения;

- российский автоменталитет;

- травматизм на дорогах;

- истории на дорогах;

- взаимовыручка на дорогах;

- автомобиль и экология (экомобиль, электрокар, «зеленый» автомобиль);

- новинки автопрома (автомобиль Тесла, магнитная подвеска автомобиля);

- женщина за рулем.

Социально-культурная сфера, в свою очередь, включает в себя публичную сферу и сферу игр и развлечений по фактору роли СМИ, и художественно-эстетическую сферу по культурному критерию.

В публичной сфере коммуникации (Т2) могут развиваться такие темы, как скандальные автопроисшествия («мажоры» на дорогах), митинги, забастовки дальнобойщиков, водителей городского транспорта, автофлешмобы (ёлочка из машин как новогоднее поздравление).

В сфере игр и развлечений (Т2) обсуждаются вопросы автоспортивной тематики, автотюнинга, дрифтинга, автомобильных шоу.

В художественно-эстетической сфере (Т2) основные темы связаны с изображением автомобиля в разных жанрах искусства:

- автомобиль в кино (фильм И. Дыховичного «Копейка»);

- автомобиль в изобразительном искусстве (картина П. Вильямса «Автопробег»);

- автомобиль в художественной литературе (роман М. Тарковского «Тойота-Креста»);

- автомобиль в театральных спектаклях (пьеса С. Янаки «Автомобиль в моей спальне»);

- раритетные автомобили на автовыставках (экспозиция Музея Победы «Моторы войны»).

В повседневно-бытовой сфере коммуникации (Т3) наиболее обсуждаемыми являются следующие темы:

- выбор и покупка автомобиля, комфортабельность, безопасность;

- парковка машин, запаркованность дворов, нехватка стоянок;

- взаимопомощь на дорогах;

- ошибочный штраф (частое явление);

- рейтинг детских автокресел;

- беременность и вождение;

- коррумпированность регулирующих дорожных служб;

- плачевное состояние отечественного автопроизводства (номинации с пейоративной окраской типа рашн таз, корыто, ведро с болтами - ВАЗ-2114);

- проблемы русских дорог («Только в русских семьях родители, играя со своими детьми, сажают их на колени, приговаривая: <...> по ровной дорожке, по кочкам, по кочкам! Бух в яму и точка!») [7].

Однако главное заключается в развитии и социальном расширении пространства АД. Так, например, автоновости различной тематики входят как обязательная часть в информационное пространство СМИ.

В итоге, АД функционирует на пересечении следующих сфер общения: массовой, публичной, социально-культурной, повседневно-бытовой, административно-правовой, профессиональной, в сфере игр и развлечений, в художественно-эстетической сферах. Список использованной литературы:

1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Бушуев М.В. Система Глонасс и ее применение сервисом Яндекс.Пробки // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2015. - Т. 2. - № 11. - С. 284-286.

3. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. - Назрань: Пилигрим, 2010. - 486 с.

4. Костомаров В. Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. - М.: Гардарики, 2005. - 287 с.

5. Краевская Н.М. Ситуативно-тематическая обусловленность русского разговорного синтаксиса: на материале типизированных предикативных конструкций: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Москва, 1980. - 224 с.

6. Скалкин В.Л. Сферы устноязычного общения и обучение речи // Русский язык за рубежом. - 1973. -№ 4. - С. 43-48.

7. Эх, дороги. Валдай. URL: http://valday.com/forum/ viewtopic.php?highlight=&p=211171 (дата обращения:30.06.2022).

© Барбун В.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.