Научная статья на тему 'РЕПЕРТУАР И РОЛИ УЧАСТНИКОВ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ДИСКУРСА'

РЕПЕРТУАР И РОЛИ УЧАСТНИКОВ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ИНСТИТУЦИОНАЛ / УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Барбун Виктория Викторовна

Тесная взаимосвязь участников автомобильной коммуникации связана с массовостью, повсеместной распространенностью автомобильного дискурса. В зависимости от функции и коммуникативной сферы мы выделили шесть групп участников автодорожной интеракции: 1) специалисты в области автомобилестроения и автосервиса; 2) представители автомобильнотранспортных институтов; 3) участники дорожного движения; 4) лица, объединенные интересом к автомобилю; 5) участники автоспорта; 6) участники коммуникации в повседневно-бытовой сфере, которые необязательно владеют каким-либо транспортным средством, но обсуждают различные проблемы, связанные с автомобильной тематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPERTOIRE AND ROLES OF PARTICIPANTS OF MODERN RUSSIAN AUTOMOBILE DISCOURSE

The close relationship between the participants in automobile communication is associated with the mass character, the ubiquity of automobile discourse. Depending on the function and the communicative sphere, we have identified six groups of road interaction participants: 1) specialists in the automotive industry and car service; 2) representatives of automobile transport institutions; 3) road users; 4) persons united by an interest in the car; 5) motorsport participants; 6) participants in everyday life communication, who do not necessarily own any vehicle, but discuss various problems related to automotive topics.

Текст научной работы на тему «РЕПЕРТУАР И РОЛИ УЧАСТНИКОВ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ДИСКУРСА»

академия наук, 2004. - 664 с.

2. Букатюк У. Почему теневая экономика - это не так уж и страшно. URL: https://ru.espreso.tv/article/2017/11/06/40_deyatelnosty_ukrayncev_spryatano_v_sumerkakh_pochemu_ tenevaya_ekonomyka_eto_ne_tak_uzh_y_strashno (дата обращения: 30.06.2022).

3. Копылова Т. Путин рассказал о золотовалютной «подушке безопасности». - URL: https://spbdnevnik.ru/news/2019-02-20/putin-rasskazal-o-zolotovalyutnoy-podushke-bezopasnosti (дата обращения: 30.06.2022).

4. Кузнецов С.А. Новейший большой толковый словарь русского языка. - Санкт-Петербург: Норинт; М.: Рипол классик, 2008. - 1534 с.

5. Мостицкий И. Универсальный дополнительный практический толковый словарь. URL:http://rus-yaz.niv.ru/doc/dictionary/mostitskiy/index.htm (дата обращения: 30.06.2022).

6. Новые слова и значения: словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов XX века. Т.3. - СПб., 2014. - 1360 с.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка:. - М.: Мир и Образование, 2017. - 1375 с.

8. Позднякова Е.Ю. К вопросу о функционировании автограффити в современном автомобильном жаргоне // Человек. Культура. Образование. - 2012. - № 5. - С. 119-125.

9. Шагалова Е.Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века: около 1500 слов. - М.: АСТ, 2011. - 765 с.

10. Шаламова Э.В. Автомобильная лексика в современном русском языке: состав, функционирование, тенденции развития: автореферат дис. канд. филол. наук: 10.02.01. - М., 2018. - 21 с.

© Барбун В.В., 2022

УДК.812.111.

Барбун Виктория Викторовна,

канд. филол. наук, преподаватель кафедры славистики Бельцкий государственный университет имени Алеку Руссо, Молдова

РЕПЕРТУАР И РОЛИ УЧАСТНИКОВ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ДИСКУРСА

Аннотация

Тесная взаимосвязь участников автомобильной коммуникации связана с массовостью, повсеместной распространенностью автомобильного дискурса. В зависимости от функции и коммуникативной сферы мы выделили шесть групп участников автодорожной интеракции: 1) специалисты в области автомобилестроения и автосервиса; 2) представители автомобильно-транспортных институтов; 3) участники дорожного движения; 4) лица, объединенные интересом к автомобилю; 5) участники автоспорта; 6) участники коммуникации в повседневно-бытовой сфере, которые необязательно владеют каким-либо транспортным средством, но обсуждают различные проблемы, связанные с автомобильной тематикой.

Ключевые слова:

автомобильный дискурс, институционал, участники дорожного движения.

Victoria Barbun,

Ph.D., lecturer of the Department of Slavic Studies Balti State University A. Russo, Moldova

REPERTOIRE AND ROLES OF PARTICIPANTS OF MODERN RUSSIAN AUTOMOBILE DISCOURSE

Abstract

The close relationship between the participants in automobile communication is associated with the mass character, the ubiquity of automobile discourse. Depending on the function and the communicative sphere, we have identified six groups of road interaction participants: 1) specialists in the automotive industry and car service; 2) representatives of automobile transport institutions; 3) road users; 4) persons united by an interest in the car; 5) motorsport participants; 6) participants in everyday life communication, who do not necessarily own any vehicle, but discuss various problems related to automotive topics.

Keywords:

automobile discourse, institutionalist, road users.

Впервые вопрос об автомобильном дискурсе и его участниках был рассмотрен А.В. Оляничем. Лингвист отнес рассматриваемый дискурс к институционально-персональному типу интеракции и интерпретировал его как «дуальный коммуникативный феномен, в котором осуществляются: а) речевое взаимодействие персон-участников дорожного движения, подчиняющихся или намеренно не подчиняющихся институционально одобренным федеральным правительством любой страны Правилам поведения на участках передвижения транспортных средств; взаимодействие, состоящее в обмене языковыми знаками; б) актуализация сугубо семиотического (невербального) подчинения / неподчинения регулятивным правилам передвижения по дорожному полотну, отраженным в знаках дорожного движения» [2, с.153]. Исследователь выделил два типа участников - институционалов и участников дорожного движения. К первому типу относятся лица, регулирующие дорожное движение (сотрудники ГИБДД, аварийные комиссары, дорожный патруль), ко второму типу - лица по отношению к которым институционалы применяют санкции, накладывают штрафы или проверяют соблюдение ими ПДД (водители транспортных средств, пассажиры, пешеходы и др.).

В данной статье мы предлагаем расширить представление о коммуникативных ролях участников автомобильного дискурса, выделив шесть ключевых групп. При структуризации параметров автомобильного дискурса воспользуемся моделью В.И. Карасика, согласно которой базовые признаки дискурса включают участников общения, т.е. людей в их статусно-ролевых и ситуационно-коммуникативных амплуа, сферу общения и коммуникативную среду [1, с.8]. Опишем наиболее релевантные параметры выбранного дискурса. Отнесение участника к той или иной группе осуществляется по параметру его основной роли в автомобильном дискурсе. В роли участников также включен элемент прагматики. Отметим условность подобного вычленения, т.к. каждый из участников тесно взаимодействует с другими субъектами и может попеременно примерять на себя разные роли. Например, сотрудник ГИБДД помимо своей основной роли может выступать в качестве водителя, пешехода, пассажира, нарушителя ПДД, пострадавшего, члена автоклуба или болельщика какого-либо вида автоспорта.

К первой группе мы отнесли тех участников, благодаря которым, собственно и появился автомобиль - специалисты в области автомобилестроения и автосервиса: автоинженеры-конструкторы, автомобильные дизайнеры, автомеханики, испытатели, автослесари, автосварщики, шиномонтажники, автомаляры, работники кузовного цеха, работники АЗС, автожестянщики,

автодилеры, автомотористы и мн. др. С развитием технологий добавляются новые участники, например, программисты, которые создают программное обеспечение для автомобилей беспилотников, гуглмобилей. Основная роль участников первой группы - изготовление, ремонт и техническое обслуживание автомобиля.

Вторую группу участников образуют представители автомобильно-транспортных институтов: министерство транспорта, работники дорожной комиссии, отвечающие за разметку дорог, расстановку знаков дорожного движения; автоэксперты, автоюристы, автостраховщики, автоспасатели, автодиспетчеры, научные сотрудники, студенты автомобильно-дорожных институтов, автотранспортных техникумов, автомобильных колледжей, ученики автошкол, автоинструкторы. Их основная роль - подготовка квалифицированных специалистов автотранспорта.

Следующая группа включает участников дорожного движения: а) водители транспортных средств (таксисты, водители маршруток, водители наземного городского общественного транспорта); б) институционалы - автоинспекторы, аварийные комиссары, регулировщики, сотрудники ГИБДД, подразделения Госавтоинспекции по исполнению административного законодательства, служба дорожной инспекции и организации движения, дорожный патруль, подразделения розыска автомобильного транспорта; в) пешеходы, пассажиры, которые могут выступать в роли пострадавших, очевидцев, свидетелей, понятых ДТП; г) животные, которые препятствуют передвижению транспортных средств.

Основные функции институционалов - контроль за соблюдением ПДД, обеспечение безопасности дорожного движения, регулирование дорожного движения, предупреждение ДТП. Основная функция водителей - управление транспортным средством.

Наши наблюдения показывают, что общение участников данной группы является центральным в полевой структуре автомобильного дискурса. В дисплейных текстах СМИ, интернет-коммуникации, в текстах художественной литературы и кино на автомобильную тематику, как правило, фигурируют участники дорожного движения.

Коммуникация институционалов и автомобилистов носит субординативный характер и предполагает некую дистанцию, т.к. первые наделены определенными полномочиями и властью -ношение табельного оружия, применение санкций по отношению к водителям нарушителям (выписка штрафов), задержание подозрительных участников дорожного движения, остановка и осмотр транспортного средства. Тем не менее в таком статусно-ориентированном общении водитель является главным субъектом данной группы, поскольку 1) он несет юридическую и этическую ответственность за соблюдение ПДД и безопасность пассажиров; 2) ПДД, дорожные разметки и знаки преимущественно регламентируют поведение автомобилистов. В русском языке существует масса пейоративных номинаций, которые отражают всю сложность общения рассматриваемых групп участников.

Четвертую группу составляют лица, объединенные интересом к автомобилю. Так, например, члены различных автоклубов (ассамблея «Автоасса», «Клуб любителей ВАЗ»), коллекционеры ретро автомобилей, автореставраторы, автотуристы, автостопщики и лица, формирующие определенные социальные движения («СтопХам», «Убитые дороги») реализуют функцию аффилиации, функцию получения статусного признания, а также функцию накопления социального капитала.

Автомобильные сообщества в равной степени участвуют в культурной и политической жизни граждан. Участники общественных движений типа «DRIVE2», «Общество синих ведерок» ведут издательскую деятельность, организуют автомобильные состязания, выставки и автофлешмобы. Их основной задачей является мобилизация людей для проведения акций направленных против нарушителей ПДД. Волюнтативная функция активно проявляется в данной группе.

Отношения между участниками группы, по большей части, паритетные, основанные на коллективной солидарности. На интернет-форумах, в блогах автолюбителей преобладают следующие обращения: драйвовчане, братья-водители, родственники-пешеходы. См.: Всем фордонутым привет! [3]. В представленном примере используется словообразовательная модель с отрицательной коннотацией - «тронутый», «обманутый», но при этом номинация имеет положительную оценку. Обращение «фордонутые» выступает в качестве индикатора интимизации общения (водители автомобиля марки «Форд»).

В пятую группу входят участники автоспорта: автогонщики, штурманы, дрифтеры, стритрейсеры, раллисты, стюарды, джентельмен-драйверы или рента-драйверы (непрофессионалы, оплачивающие гонку и участвующие в ней ради удовольствия), маршалы (обслуживающий персонал), болельщики и др. Состязательный и рекреационный моменты являются основными для данного коллектива.

В последнюю группу мы включили коммуникацию в повседневно-бытовой сфере. Участники такого общения необязательно владеют каким-либо транспортным средством, но обсуждают различные проблемы, связанные с автомобильной тематикой. Основные функции представленной группы: фатическая и рекреативная.

Таким образом, в сценарии речевого взаимодействия, роли, предписанные участникам автомобильного дискурса, как правило, парные, и в большинстве случаев носят оппозитивный характер, например, «водитель - институционал», «водитель - пешеход», «водитель городского транспорта - пассажиры», «женщина за рулем - водитель-мужчина», «таксист - бомбила» (водитель-частник), «автомобилист - мотоциклист», «рядовой водитель - «мигалка» (водитель, который имеет преимущество на дороге), «дальнобойщик - водитель-дачник», «сторонники экомобилей -сторонники двигателей внутреннего сгорания».

Список использованной литературы:

1. Карасик, В. И. О типах дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 2000. - С. 5-20.

2. Олянич, А. В. Автомобильный дискурс / А. В. Олянич // ДИСКУРС-ПИ. - 2015. - № 2 (19). - С. 153-155.

3. Ford Sierra. Бортжурнал. URL: https://www.drive2.ru/l/ 480490705580458369/ URL: https://www.drive2.ru/l/480490705580458369/ (дата обращения: 30.06.2022).

© Барбун В.В., 2022

УДК.812.111.

Барбун Виктория Викторовна,

канд. филол. наук, преподаватель кафедры славистики Бельцкий государственный университет имени Алеку Руссо, Молдова

СПЕЦИФИКА АВТОМОБИЛЬНОГО ДИСКУРСА

Аннотация

Автомобильный дискурс, как и другие виды дискурсов обладает собственной спецификой, которая проявляется, прежде всего, в квалифицирующих его признаках и базовых параметрах: массовость, ситуативно-тематическая обусловленность, институциональность-персональность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.