Научная статья на тему 'Специфика артикуляционных возможностей баяниста'

Специфика артикуляционных возможностей баяниста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
732
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТИКУЛЯЦИЯ / ЗВУК МУЗЫКАЛЬНЫЙ / ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ / ЗВУКОВЕДЕНИЕ / ТУШЕ / ARTICULATION / SOUND MUSICAL / SOUND EXTRACTION / SOUND MAINTAINING / TOUCH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Таюкин Алексей Михайлович

Статья является попыткой тезисного изложения наиболее важных аспектов, связанных с артикуляцией происходящей в процессе звукотворчества исполнителя-баяниста. Подчеркивается важная роль взаимодействия таких факторов как звукоизвлечение и последующее звуковедение на баяне. Анализируются основные составляющие процесса звукоизвлечения на баяне. На конкретных примерах показаны качественные характеристики звука.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of Articulation Opportunities of the Bayan Player

In the article, some aspects are connected with articulation processes of sound creativity of the performer and bayan player are considered. As sound extraction and sound maintaining in many respects depends on interaction of such factors quality of a sound on a bayan. Sound extraction on a bayan is perceived as uniform articulation process is pressing the fingers on keys and squeezing the bellows, thus character of a sound is in direct dependence on their combination. The dual nature of sound formation on a bayan (when the bellows of the instrument and its key participate in uniform process) allows three options of receiving sound result: to lead bellows after preliminary pressing the key (opening of the air valve); to press a key (to open the air valve) after preliminary pressing the bellows; to lead bellows and to press a key (to open the air valve) at the same time. Thus, with a known share of the convention, all articulation receptions can be divided into three groups: bellows, keyboard and bellows keyboard. It is confirmed on the example shown in the article which consists in photography from the screen of an oscillograph of the electric process, the sound vibration connected with application of this or that articulation reception. The question connected with application in performing practice of bayan players of reception of incomplete pressing the key (an incomplete touch) is important on which dynamics and a timbre of a bayan sound in many respects depends. It is emphasized that underestimating the dynamic articulation and timbre characteristics of a sound often is the reason when the melody is shaded by a bass accord accompaniment. From stated, it is possible to draw a conclusion. The knowledge of objective regularities of a system of sound extraction will help performers and bayan players reduce ways of achievement of a high-quality sound.

Текст научной работы на тему «Специфика артикуляционных возможностей баяниста»

УДК 7

СПЕЦИФИКА АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БАЯНИСТА

Таюкин Алексей Михайлович, доцент кафедры народных инструментов, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Статья является попыткой тезисного изложения наиболее важных аспектов, связанных с артикуляцией происходящей в процессе звукотворчества исполнителя-баяниста. Подчеркивается важная роль взаимодействия таких факторов как звукоизвлечение и последующее звуковедение на баяне. Анализируются основные составляющие процесса звукоизвлечения на баяне. На конкретных примерах показаны качественные характеристики звука.

Ключевые слова: артикуляция, звук музыкальный, звукоизвлечение, звуковедение, туше.

SPECIFICS OF ARTICULATION OPPORTUNITIES OF THE BAYAN PLAYER

Tayukin Aleksey Mikhailovich, Docent of Chair of Folk Instruments, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

In the article, some aspects are connected with articulation processes of sound creativity of the performer and bayan player are considered. As sound extraction and sound maintaining in many respects depends on interaction of such factors quality of a sound on a bayan. Sound extraction on a bayan is perceived as uniform articulation process is pressing the fingers on keys and squeezing the bellows, thus character of a sound is in direct dependence on their combination.

The dual nature of sound formation on a bayan (when the bellows of the instrument and its key participate in uniform process) allows three options of receiving sound result:

- to lead bellows after preliminary pressing the key (opening of the air valve);

- to press a key (to open the air valve) after preliminary pressing the bellows;

- to lead bellows and to press a key (to open the air valve) at the same time.

Thus, with a known share of the convention, all articulation receptions can be divided into three groups: bellows, keyboard and bellows keyboard. It is confirmed on the example shown in the article which consists in photography from the screen of an oscillograph of the electric process, the sound vibration connected with application of this or that articulation reception.

The question connected with application in performing practice of bayan players of reception of incomplete pressing the key (an incomplete touch) is important on which dynamics and a timbre of a bayan sound in many respects depends. It is emphasized that underestimating the dynamic articulation and timbre characteristics of a sound often is the reason when the melody is shaded by a bass accord accompaniment.

From stated, it is possible to draw a conclusion. The knowledge of objective regularities of a system of sound extraction will help performers and bayan players reduce ways of achievement of a high-quality sound.

Keywords: articulation, sound musical, sound extraction, sound maintaining, touch.

В музыкальном исполнительстве неизбежно разделение творческих функций - сочинение музыкального произведения и его исполнение. Естественно, музыкальное сочинение может быть вначале исполнено самим композитором (такие

случаи нередки), но затем, если произведению суждена долгая концертная жизнь, - только исполнителем.

Если сравнить игру сегодняшних баянистов с исполнительским искусством их предшественни-

ков, артистов прошлых десятилетий, то совершенно очевидна и вполне понятна разница в приемах артикуляции, фразировке, аппликатурном подходе и т. п., то есть в интерпретаторском решении многих произведений. Современный баян обладает широким спектром исполнительских возможностей, в том числе и артикуляционных для передачи образно-смыслового содержания музыки. Изучение этих возможностей является одним из приоритетных направлений в повседневной работе баяниста.

Вопрос о качестве звука все с большей настойчивостью ставится перед педагогами-баянистами и исполнителями. Этим мы обязаны тому огромному значению, которое имеет звукоизвле-чение в художественной интерпретации. От зву-коизвлечения вместе с другими средствами выразительности исполнителя зависит, сможет ли баянист раскрыть содержание музыкального произведения или его исполнение будет однообразным и невыразительным. На баяне звук получается благодаря взаимодействию пальцевых движений и меховедения. Поэтому, звукоизвлечение воспринимается как единый артикуляционный процесс - это нажатие пальцев на клавиши и ведение меха, при этом характер звука находится в прямой зависимости от их сочетания. Рассмотрим некоторые характеристики звука во взаимодействии с процессом звукоизвлечения. Звук баяна, в аспекте слухового восприятия как и звук любого другого музыкального инструмента, характеризуют следующие основные свойства: громкость, высота, продолжительность, то есть психофизические характеристики звука. Наш орган слуха, выступая как измерительное устройство, преобразует физические параметры звука (интенсивность, частоту и длительность) в субъективные характеристики звука (громкость, высоту, продолжительность).

Психологическим эквивалентом интенсивности звука является его громкость. Однако между психофизической характеристикой звука и его физической интенсивностью нет прямого соответствия. Если интенсивность увеличивается на 10 дБ, то громкость увеличивается в два раза. Динамический диапазон баяна невелик и равен в средних величинах от 26 дБ до 32 дБ. Зависимость громкости (в сонах) от интенсивности

(в дБ) представлена на рис. 1 (по оси абцисс - интенсивность звука в дБ; по оси ординат - громкость звуков в сонах).

Психофизическим эквивалентом частоты тона является его высота. Звуковысотные соотношения звукорядов баяна строго темперированы, поэтому исполнитель-баянист не принимает творческого участия в формировании высотных характеристик звука. Однако большая часть звуков различных музыкальных инструментов, в том числе и баяна, находится как раз в том диапазоне частот, в котором их изменения особенно заметно сказываются на громкости. Снижение общего уровня громкости часто приводит к тому, что сила некоторых звуков оказывается ниже порога слышимости. Об этом необходимо помнить в работе над многоголосными музыкальными произведениями, особенно при исполнении полифонических сочинений.

500

20 40 60 80 120

Рисунок 1. Зависимость громкости от интенсивности звука баяна

Одной из особенностей звука баяна является его продолжительность. Исполнитель имеет возможность создать продолжительное звучание в различной фактуре, так как баян уступает в этом лишь органу и электромузыкальным инструментам, превосходя все остальные.

Звук баяна предполагает совокупность всех выразительных средств, которыми исполнитель пользуется для того, чтобы передать свои творческие намерения и раскрыть сущность исполнительских произведений.

Процесс звукоизвлечения на баяне связан:

1. Со звукообразующим устройством (комплекс-язычок, планка, резонатор);

2. Со средством управления процессом звукообразования (мех-клапаны);

3. С двигательно-игровыми действиями исполнителя.

Двойственная природа звукообразования на баяне (когда в едином процессе участвуют мех инструмента и его клавиши) допускает три варианта получения звукового результата:

- повести мех после предварительного нажатия клавиши (открытия воздушного клапана);

- нажать клавишу (открыть воздушный клапан) после предварительного натяжения меха;

- повести мех и нажать клавишу (открыть воздушный клапан) одновременно.

Таким образом, с известной долей условности, все артикуляционные приемы, направленные на формирование штрихов, можно разделить на три группы:

1. Меховые.

2. Клавишные.

3. Мехоклавишные.

Систематизация наиболее общих способов ведения меха и видов исполнительского туше, впервые данная П. Гвоздевым и значительно расширенная Б. Егоровым, наиболее полно отразила практический опыт педагогов и исполнителей-баянистов. Выдвинутая П. Гвоздевым концепция различной глубины нажатия клавиши при различных видах туше обрела как своих сторонников, так и противников. Согласно этой концепции зона влияния туше на различные характеристики звука находится в пределах от максимума (полного открытия клапана) до минимума (самого малого уровня открытия клапана). О приеме полного и неполного туше написали и часто применяли его в практической работе известные педагоги-баянисты Н. Ризоль, Ю. Акимов и некоторые другие. Об эффективности этого приема, а следовательно, и целесообразности совершенствования соответствующих артикуляционных навыков в своей статье «О некоторых артикуляционных характеристиках процесса звукоизвлечения на баяне» пишет Б. Егоров: «Акустические методы исследования дают нам научную основу для объективного познания этих сложных и тонких

исполнительских приемов. Главная задача таких исследований доказать эффективность применения приемов неполного открытия клапанов (через различные виды исполнительского туше), их влияние на динамику и тембр звука баяниста» [3]. Недооценивание динамических артикуляционных характеристик звука часто является причиной, когда мелодия затушевывается басоаккордо-вым аккомпанементом, в котором звучит гораздо больше голосовых языков. Об этом же пишет известный педагог и исполнитель Г. Нейгауз: «Одна из очень распространенных ошибок у учеников (даже подвинутых), на которую часто приходится обращать внимание - это динамическое сближение мелодии и аккомпанемента, недостаток «воздушной прослойки» между первым и вторым планом или между разными планами, что одинаково неприятно как для зрения в картине, так и для слуха в музыкальном произведении» [5].

Тем не менее проблема управления звуком баяна и, в частности, умение пользоваться разными уровнями подъема клапанов над деками остается одной из самых сложных и недостаточно изученных.

Артикуляционные приемы в звукооизвлече-нии на баяне (взаимодействие видов ведения меха и видов исполнительского туше) непосредственным образом влияют на процесс материализации музыки. От них в первую очередь зависит качество звука. От того, насколько разнообразнее и тоньше артикуляционные навыки баяниста, настолько его исполнение будет адекватным стилю, характеру, художественному смыслу и образному строю музыкального произведения. Поэтому владение артикуляцией - это по существу искусство художественно-осмысленного произнесения музыкальных тонов и построений с различной степенью связанности или расчлененности. Не случайно Е. и П. Бадура-Скода определяют артикуляцию как «характер произведения необходимый для уточнения смысла самых мелких элементов в музыкальном тексте» [2].

Процесс обучения артикуляционным навыкам достаточно емкий и сложный, требующий от баяниста последовательной и целенаправленной работы в теоретическом и практическом освоении исполнительского туше и меховедения. Рассмотрим наиболее характерные сочетания

видов туше с различными видами ведения меха: а) нажим при плавном ведении меха; б) толчок при ровной или активной атаке меха; в) удар по клавише и рывок мехом.

Нажим, для которого характерно постепенное открытие и закрытие клапанов в сочетании с плавным меховедением обеспечивает связное, мягкое, певучее звучание. Чем более плавно будет осуществляться нажим клавиши при спокойном, ровном ведении меха, тем выразительнее будет исполнение, особенно в музыке кантеленной и лирического характера, а также когда в мелодии нужно достигнуть большой певучести звука.

Сочетание толчка и активного движения меха, благодаря большей по сравнению с нажимом скоростью открытия и закрытия клапанов, а также достаточно энергичному ведению меха лучше применять в музыке волевого энергичного характера.

Сочетание удара по клавише и активного, резкого рывка меха придает звуку четкий, отрывистый характер. Это достигается путем мгновенного открытия и закрытия клапанов, а также очень резкого, короткого рывка мехом.

Разнообразие артикуляционных процессов порождает многообразие процессов, происходящих со звуком. В этом можно убедиться, познакомившись со статьей Ю. Арнаутова «Опыт визуализации артикуляционных приемов на баяне» [1]. Опыт визуализации заключается в фотографировании с экрана осциллографа электрического процесса соответствующего звукового колебания, связанного с применением того или иного артикуляционного приема. Для эксперимента были дифференцированы типовые способы ведения меха, виды туше, составившие следующие пары: нажим - ровное ведение меха, нажим - рывок; толчок - ровное ведение меха, толчок - рывок; удар - ровное ведение меха, удар - рывок. Высота тонов (звуков) была неизменной (см. рис. 2).

№ 1

№ 2

нажим - рывок № 3

толчок - ровное ведение № 4

толчок - рывок № 5

удар - ровное ведение № 6

нажим - ровное ведение

удар - рывок

Рисунок 2. Типовые способы ведения меха

Сравнивая результаты на осциллограммах заметны эволюционные изменения, происходящие со звуком. Трансформация сигналов свидетельствует о количественных изменениях, происходящих в звуке. Приведенный эксперимент позволяет проследить объективно существующие изменения в характере звука инструмента в зависимости от применения различных видов артикуляции, а также выявить определенные закономерности в способах звукоизвлечения, наличие которых является одним из важных факторов в механизме воспроизведения звука на баяне.

Из сказанного выше мы видим, какое важное место в раскрытии образно-смыслового содержания музыки отводится артикуляции. Таким образом, вопросы, касающиеся артикуляции не теряют своей актуальности и могут являться

серьезным импульсом для педагогов-баянистов в поиске новых и совершенствовании уже разработанных методов артикуляции на баяне.

Артикуляционное мастерство - это постоянный поиск оптимального варианта выражения сущности сочинения, которое и в момент исполнения представляет собой непрерывный творческий процесс. Он осуществляется во владении характеристикой тона, сочетаниями всевозможных вариантов прерывности и непрерывности их звучания, штриховыми и темброво-динамическими соотношениями, логикой синтаксиса музыкальных ячеек

и крупных разделов, что приводит к возможности создания концепционно-убедительного формирования, целостной структуры художественного произведения.

Подводя итог вышеизложенного, можно сделать вывод, что баян обладает самыми широкими возможностями в использовании и применении артикуляционных приемов, что в свою очередь может придать серьезный импульс для педагогов-баянистов в поиске новых и совершенствованию уже разработанных методов артикуляции на баяне.

Литература

1. Арнаутов Ю. Опыт визуализации артикуляционных приемов на баяне. - Воронеж: АККО-Курьер, 1993. -№ 5. - 60 с.

2. Бадура-Скода Е., Бадура-Скода П. Интерпретация Моцарта. - М.: Музыка, 1972. - 136 с.

3. Егоров Б. О некоторых акустических характеристиках звукоизвлечения на баяне // Баян и баянисты: сб. ст. -М.: Совет. Комп., 1981. - Вып. 5. - 132 с.

4. Крупин А. В., Романов А. Н. Новое в теории и практике звукоизвлечения на баяне. - Новосибирск: Классика, 2002. - 56 с.

5. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. - Москва: Музыка, 1982. - 298 с.

References

1. Amautov Yu. Opyt vizualizacii artikulyacionnyh priemov na bayane [Experience of visualization of articulation techniques on the bayan]. Voronezh, AKKO-Kur'er Publ., 1993, no 5. 60 p. (in Russ.)

2. Badura-Skoda E., Badura-Skoda P. Interpretaciya Mocarta [Interpretation of Mozart]. Moscow, Muzyka Publ., 1972. 136 p. (in Russ.)

3. Egorov B. O nekotoryh akusticheskih harakteristikah zvukoizvlecheniya na bayane [Some acoustic characteristics of sound on the bayan]. Bayan i bayanisty. Sbornik statey [Bayan and accordionists. Collection of articles]. Moscow, Sovetskiy kompozitor Publ., 1981, vol. 5. 132 p. (in Russ.)

4. Krupin A.V., Romanov A.N. Novoe v teorii i praktike zvukoizvlecheniya na bayane [New in the theory and practice of sound on the bayan]. Novosibirsk, Klassika Publ., 2002. 56 p. (in Russ.)

5. Neygauz G.G. Ob iskusstve fortepiannoy igry [On the art of piano playing]. Moscow, Muzyka Publ., 1982. 298 p. (in Russ.)

УДК 378

ПРЕЛЮДИЯ G-DUR OP. 32 C. В. РАХМАНИНОВА В ИСПОЛНЕНИИ АВТОРА И В. В. СОФРОНИЦКОГО. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Комаровских Григорий Владимирович, аспирант, специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство», Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу исполнительского искусства В. В. Софроницкого и С. В. Рахманинова на основе сравнения их интерпретаций Прелюдии G-dur op. 32 № 5 С. В. Рахманинова. Затрагивается вопрос отношения Софроницкого к пианистическому творчеству Рахманинова в целом и его звукозаписям в частности. На основе изучения всех концертных программ Софроницкого подробно рассматри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.