Специфика антимонопольного регулирования рынка электроэнергии
Гончаров Валерий Анатольевич,
доктор экономических наук, независимый исследователь E-mail: [email protected]
В работе отражена специфика антимонопольного регулирования рынка электроэнергии. Антимонопольное регулирование направленно на защиту интересов потребителей и создание честных условий конкуренции, в том числе установление и контроль барьеров для входа на рынок. Основной акцент в статье сделан на вопросах антимонопольного регулирования и контроля оптового и розничного рынков электроэнергии. Также в данной работе были проанализированы финансовые риски, политические и экологические проблемы, которые необходимо решить энергетическим сетям, а также особенности оценки надежности поставщиков на рынке электроэнергетики. Ключевым вопросами данной работы является определение условий достижения эффективности в электроэнергетическом секторе, установление рамок государственного вмешательства на рынке электроэнергии, выявление истинных ценовых сигналов рынка электроэнергии и определение препятствий при их выявлении.
Ключевые слова: рынок электроэнергетики, антимонопольное регулирование рынка электроэнергетики, финансовые риски, энергетические сети, распределение мощностей.
LQ S Ое
со см о см
Электроэнергетика является основой создания валового внутреннего продукта (ВВП) во всех отраслях народного хозяйства.
Также электроэнергетический сектор оказывает прямое влияние на развитие других секторов. Причина в том, что сегодня для всех отраслей ни одна цель не может быть достигнута без бесперебойного и качественного электроснабжения. Соответственно, экономический рост отражает технические инновации, которые повышают производительность труда, повышают эффективность производства, снижают издержки производства и повышают заработную плату.
Электрическая сеть отличается от других сетей своими специфическими особенностями. То есть по своим технологическим характеристикам -невозможно хранить электроэнергию в одном месте, по экономическим характеристикам - система производства и продажи электроэнергии не в полной мере соответствует рыночным принципам. В целом процесс производства, передачи и распределения электроэнергии является естественной монополией.
В наше время влияние конкуренции на функционирование различных социальных учреждений и участников рынка имеет двусмысленный характер, влияя на оценку монополии и конкуренции. Серьёзность потенциальной опасности от появления на рынке новых конкурентов зависит от наличия барьеров для выхода на рынок и реакции уже действующих конкурентов.
Далее приведем ключевые предпосылки, которые формируют данные барьеры:
1. экономия, вызванная увеличением масштабов производства;
2. дифференциация товара;
3. потребность в капитальных вложениях;
4. более высокие издержки новых конкурентов;
5. сложности с получением доступа к каналам распределения товаров или услуг;
6. вмешательство государства. Вмешательство государства играет большую
роль. Ограничительные методы и инструменты, направленные на новичков на рынке, включают лицензирование и ограничение доступа к сырьевым ресурсам. Использование инструментов контроля, таких как стандарты по загрязнению воды и воздуха и другие нормы безопасности, позволяет создать дополнительные преграды для проникновения на рынок.
Отдельно различают факторы, которые могут повысить барьеры вхождения в рынок: наличие жесткой вертикальной интеграции, необходимость развитой дистрибьюторской системы, передовая технология, зарекомендовавшие себя фирменные
наименования, технологические и финансовые ресурсы и т.п.
По мере наступления зрелости отрасли, скорость ее развития начинает замедляться., что связано с падением уровня прибыли и вытеснением спекуляционных игроков с рынка, это, в свою очередь, обусловлено снижением цен на продукцию.
Для успешного развития необходимо установление собственного доминирования на более защищенной от конкурентов позиции, включая как уже устоявшихся в данной отрасли игроков, так и новоиспеченных, а также от давления со стороны потребителей, поставщиков и альтернативных товаров.
Укрепление собственной позиции может проявляться через различные стратегии - от усиления связей с выгодными клиентами до дифференциации продукта на реальном и психологическом уровне с помощью маркетинга, прямой или обратной интеграции, и достижения технологического преимущества.
Три главные тактики, которые приводят к появлению трудностей, используемые монопольными и олигопольными корпорациями, представляют собой:
1) Доминирующие в отрасли компании или группа олигопольных предприятий часто применяют тактику предельной цены. Они назначают стоимость товаров или услуг ниже той, которая могла бы привести к наивысшему доходу в их сфере. Этот шаг, хотя и кратковременный, эффективно отсекает возможных конкурентов на продолжительное время. В ситуации олигополии, установление такого предельного ценового барьера обычно происходит в результате договоренности между компаниями или по решению главной компании.
2) Стратегия массированных инвестиций. Компания выполняет инвестиции, основываясь на принципе неделимости, что позволяет ей наращивать основной капитал в большем объеме, чем это обусловлено ростом спроса. Таким образом, инфраструктура никогда не будет использована полностью. Новые компании, пытающиеся войти в отрасль, обнаружат, что им абсолютно не выгодно увеличивать производственные мощности.
3) Контроль за доступом к производственным факторам. Еще один инструмент, которым пользуются действующие компании, - это ограничения на доступ к производственным ресурсам. Они стремятся сделать доступ к материалам, оборудованию, финансированию, т.е. использование существующей системы распределения непрактичным или слишком дорогим для новых участников отрасли.
Сфера вмешательства государства в деятельность естественных монополий охватывает разнообразные аспекты [1]: от регулирования через установленные инстанции и публичное владение до соревновательного доступа и контрактных взаимоотношений. В основном, наиболее целенаправ-
ленное государственное регулирование используется в секторах общего пользования, включая, но не ограничиваясь, телекоммуникационными, газовыми, электрическими и водными отраслями.
Такое регулирование обычно ориентировано на компании, которые имеют следующие характеристики:
• основа деятельности - это предоставление услуг, которые критически важны для большого числа конечных пользователей;
• масштабное инвестирование в деятельность, в том числе от значительного числа общественных лиц, является ключевым для функционирования предприятия;
• успех и развитие деятельности предприятия напрямую связаны с повышением социального благополучия, стимулируют деловую активность и промышленное развитие на определенной территории.
Монополистическое регулирование рынка включает в себя [6]:
• принятие стратегии формирования цен;
• координацию и контроль за объемами производства у ключевых производителей однородной продукции;
• лидирующие промышленные игроки делят между собой производственные программы;
• учет и регулирование рыночного спроса, исходя из поведения конкурирующих монополистов;
• формирование новых потребностей у конечных потребителей на конкретном рынке;
• проведение согласованной стратегии капиталовложений, чтобы предотвратить свободный поток капиталов и контролировать материальные и финансовые ресурсы конкурирующих компаний.
Вышеописанный механизм регулирования служит инструментом, который помогает поддерживать преимущества в производстве и сбыте у главных производителей.
Следующие вопросы обычно возникают при попытке регулирования деятельности упомянутых выше предприятий считаются:
• накладные расходы на содержание регулирующих структур, учитывая, что этот процесс требует много ресурсов, могут стать значительной нагрузкой для общества;
• субъективность регулирующих органов может возрастать в связи с их тесной связью с предприятиями, что ведет к потере объективности и проникновению интересов компаний в их деятельность;
• чрезмерное участие и детализированное контролирующее воздействие со стороны регулирующих органов может стать подавляющим для управляющего звена компании, которое регулирующие структуры не должны заменить;
• органы регулирования могут стать препятствием на пути к развитию конкурентоспособности в сферах, перестающих отвечать критериям естественного монополизма.
сз о
со £
т Р сг
СТ1 А ш
о. в
Действуя исключительно исходя из соображений максимизации прибыли, монополисты неизбежно пользуются своей рыночной властью и повышают цены до уровня, значительно превышающего предельные издержки.
Последствия такого решения особенно серьезны в энергетическом секторе, учитывая очень низкую ценовую эластичность спроса на энергию и большие побочные эффекты, которые затраты на энергию оказывают на другие сектора экономики и общество в целом.
Следовательно, государственное вмешательство оправдано и может принимать форму изменений в виде государственной собственности или регулировании. Хотя концептуально эти две модели очень различны, влияние этих двух моделей очень похоже. В обоих случаях государственные органы гарантируют, что монополист больше не будет максимизировать прибыль, а будет устанавливать цены и принимать ключевые решения, принимая во внимание более широкие последствия для благосостояния.
Вариантом государственной собственности является кооперативная собственность, при которой владельцы сетей являются полностью или частично частными субъектами, но их интересом не является максимизация прибыли от деятельности естественной монополии.
С точки зрения антимонопольных органов, система регулирования естественных монополий требует внимательного наблюдения, чтобы не превратиться в препятствие для экономического роста.
Особенности антимонопольного контроля на рынке электроэнергии обусловлены уникальностью продукта и его распространения. Так, производство и потребление электроэнергии идут рука об руку, как по объему, так и по времени. Более того, взаимодействие сторон определяется структурой электросетей и физическими ограничениями передачи энергии.
Малые производители электроэнергии, согласно представленным ранее аргументам, имеют возможность влиять на ее ценообразование, благодаря своей значительной роли в поддержании электробаланса. Это, в свою очередь, способствует созданию олигополистической структуры рынка электроэнергии, формирование которой определено расположением источников генерации и потребителей. Исходя из этого, основной целью антимонопольного регулирования в рассматриваемой отрасли должно стать устранение препятствий для формирования реальных цен на рынке электроэнергии.
Вопросы, связанные с антимонопольным регулированием и контролем за оптовыми и розничными рынками электроэнергии, требуют особого внимания [2, 4]. Характерной чертой первого является присутствие в обращении этой продукции крупных производителей и покупателей, статус которых определяется на уровне правительства.
Оптовый рынок электроэнергии делится на ключевые сегменты:
1) рынок долгосрочных договоров;
2) рынок на сутки вперед - спот-рынок;
3) балансирующий рынок;
4) рынок финансовых контрактов.
Предполагается, что со временем будет введен
рынок резервов мощности. Распределение мощностей может быть явным или неявным.
Явное распределение - это наиболее интуитивный процесс, при котором сетевой оператор сначала распределяет мощность, а затем просит держателя резервирования мощности сообщить количество энергии, которое он намерен передать через эту мощность. Такое общение называется номинацией или планированием. Явное распределение используется почти повсеместно на рынках газа и распространено на рынках электроэнергии на срок от одного месяца и более.
С другой стороны, при наличии механизма неявного распределения пропускная способность сети автоматически распределяется между пользователями сети, передающими энергию между двумя точками сети [5].
Первая часть оптового рынка должна составить базу целевой модели рынка электроэнергии и предполагает прямое взаимодействие потенциальных контрагентов с ориентацией на цену спот-рынка, причем значительные объемы производимой электроэнергии в стране будут законтрактованы на переходный период (три-пять лет вперед), т.е. цены в этом случае детерминируются.
Вторая его часть (спотовый рынок) предполагает проведение торгов на поставку продукции на сутки вперед, цена на которую представляет собой функцию от ограничений по перетокам, сетевых потерь и других параметров.
Третья его часть - онлайновый рынок, на котором на торги выставляются заявки на текущее производство или потребление за час вперед. На нем возможны злоупотребления со стороны производителей электроэнергии исключительным положением, основная цель которого - манипуляция ценой.
Четвертая его часть (рынок финансовых инструментов) преследует своей целью создание инструмента для хеджирования рисков изменения цен на спотовом и балансирующих рынках.
Финансовое состояние предприятия выражается в соотношении структур его активов и пассивов, т.е. средств предприятия и их источников. Его анализ проводится на основе исследования динамики абсолютных и относительных финансовых показателей.
Финансовый риск является объективным явлением в функционировании любого предприятия, хотя ряд параметров финансового риска зависят от субъективных управленческих решений.
При этом необходимо отметить, что основной оценочный показатель- уровень риска- носит субъективный характер.
Можно выделить следующие виды финансовых рисков:
• инфляционный риск;
• валютный риск
• риск ликвидности;
• кредитный риск;
• процентный риск.
Учитывая общемировые экономические тренды и российские политико-экономические обстоятельства, нельзя с уверенностью прогнозировать стабильность российской экономики и гарантировать отсутствие инфляционных процессов.
Валютный риск - риск убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов (валютных металлов).
Риск ликвидности заключается в невозможности погашения компанией своих обязательств, а также с возможностью потерь при реализации активов из-за изменения оценки их качества и потребительской стоимости (снижения их ликвидности).
Кредитный риск заключается в том, что покупатели и другие контрагенты компании не исполняют свои обязательства в полной мере на требуемую дату.
Процентный риск состоит в непредвиденном изменении процентных ставок на финансовом рынке.
Когда речь заходит о закупках товаров и услуг для нужд естественных монополий, важным аспектом становится оценка возможностей будущих поставщиков.
Для формального оценивания надежности поставщиков рассматриваются такие показатели, как технические способности, производственный или дистрибьюторский потенциал, финансы, а также размер и местоположение предполагаемого поставщика.
В России, из-за распространенного финансового дефицита на многих предприятиях, особое внимание уделяется анализу финансового положения возможных поставщиков. Существует теория дефицита, которая предполагает три ключевых метода мгновенной адаптации в условиях преобладающих ресурсных ограничений на предприятии, данная теория, в свою очередь, помогает предсказать возможное поведение поставщика, учитывая указанные обстоятельства.
Первая и основная форма моментального приспособления к дефициту обусловлена зависимостью объема производства от «узких мест», т.е. от количества имеющихся на данный момент финансовых ресурсов.
Вследствие этого, отсутствие должных ресурсов объективно инициирует падение объемов производства, что, безусловно, становится источником риска невыполнения поставщиком своих обязательств по договору поставки.
Второй основной формой моментального приспособления к дефициту является вынужденная замена одних материальных ресурсов на другие. Такая форма часто представляет собой маневрирование финансовыми ресурсами и повышает вероятность снижения качества товара.
Вынужденная замена связана, в том числе, с перераспределением поставщиком производственных и других процессов во времени, а значит
и с возможными изменениями в приоритетах обслуживания его потребителей.
Третьей формой моментальной адаптации к дефициту является адаптация структуры выпускаемой продукции к структуре имеющихся в распоряжении ресурсов. Эта форма действует наряду с приспособлением объема производства к наличию «узких мест» и вынужденной заменой одних ресурсов на другие.
Она ведет к недопоставке товара в требуемом ассортименте, т.е. к нарушению условий поставки.
В заключение, следует отметить, что достижение эффективности в электроэнергетическом секторе будет зависеть от: обеспечения возврата инвестиций; максимально дешевого и качественного выбора места размещения новых объектов и подбора топлива; возмещения затрат на производство по рыночным ценам; установления наиболее приемлемых цен с точки зрения потребления энергии потребителями и возмещения затрат потребителей на электроэнергию.
Устоявшиеся знания в области экономики энергетических сетей пересматриваются учеными и практиками в попытке разработать соответствующие решения и организационные модели для решения беспрецедентных политических и экологических проблем, которые необходимо решить энергетическим сетям.
Таким образом, энергетические сети, скорее всего, будут переживать быструю, но постепенную эволюцию своей роли и функционирования, а не полноценную революцию.
Литература
1. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 Ш47-ФЗ
2. Ананьев А.А. Антимонопольный контроль в электроэнергетике (проблемы правовой регламентации предмета) // Российское конкурентное право и экономика. 2022. № 4 (32). С. 72-79, https://doi.org/10.47361/2542-0259-2022-4-32-72-79
3. Гончаров, Валерий Анатольевич. Формирование механизма реализации антимонопольной политики: диссертация доктора экономических наук: 08.00.05. - Санкт-Петербург, 2006. -298 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-8/482
4. Самолысов П.В. Государственный антимонопольный контроль перед вызовами цифровой экономики // Systems and Management. 2020. Т. 2. № 1. С. 144-160.
5. Bonzanni, A. (2022). The Economics of Energy Networks. In: Hafner, M., Luciani, G. (eds) The Palgrave Handbook of International Energy Economics. Palgrave Macmillan, Cham. https://doi. org/10.1007/978-3-030-86884-0_13
6. Lisitsin-Svetlanov, A.G. Natural Monopolies in the Energy Sector of the Economy: Legal Issues of Reformation / A.G. Lisitsin-Svetlanov // Energy Law Forum. - 2020. - No. 4. - P. 71-75. - DOI 10.18572/2410-4396-2020-4-71-75. - EDN GKXTEB.
C3
o
со £
m Р СГ
CT1 А ш
SPECIFICS OF ANTIMONOPOLY REGULATION OF THE ELECTRICITY MARKET
Goncharov V.A.
This paper reflects the specifics of antimonopoly regulation of the electricity market. Antimonopoly regulation is aimed at protecting the interests of consumers and creating fair competition conditions, including the establishment and control of barriers to entry to the market. The main focus of the article is on the issues of antimonopoly regulation and control of the wholesale and retail electricity markets. Also in this work, financial risks, political and environmental problems that need to be solved by energy networks, as well as features of assessing the reliability of suppliers in the electricity market were analyzed. The key issues of this work are to determine the conditions for achieving efficiency in the electric power sector, to establish the framework of state intervention in the electricity market, to identify the true price signals of the electricity market and to identify obstacles in their identification.
Keywords: electricity market, antimonopoly regulation of the electricity market, financial risks, energy networks, capacity distribution.
References
1. Federal Law "On Natural Monopolies" dated 17.08.1995 N147-FZ
2. Ananyev A.A. Antimonopoly control in the electric power industry (problems of legal regulation of the subject) // Russian competition law and economics. 2022. No. 4 (32). pp. 72-79, https:// doi.org/10.47361/2542-0259-2022-4-32-72-79
3. Goncharov, Valery Anatolyevich. Formation of the mechanism for the implementation of antimonopoly policy: dissertation of the Doctor of Economics: 08.00.05. - St. Petersburg, 2006. -298 p.: ill. RGB OD, 71 07-8/482
4. Samolysov P.V. State antitrust control in the face of the challenges of the digital economy // Systems and Management. 2020;2(1):144-160
5. Bonzanni, A. (2022). The Economics of Energy Networks. In: Hafner, M., Luciani, G. (eds) The Palgrave Handbook of International Energy Economics. Palgrave Macmillan, Cham. https:// doi.org/10.1007/978-3-030-86884-0_13
6. Lisitsin-Svetlanov, A.G. Natural Monopolies in the Energy Sector of the Economy: Legal Issues of Reformation / A.G. Lisitsin-Svetlanov // Energy Law Forum. - 2020. - No. 4. - P. 71-75. -DOI 10.18572/2410-4396-2020-4-71-75. - EDN GKXTEB.
Q.
e