Научная статья на тему 'Специфика антимонопольного регулирования в электроэнергетике РФ'

Специфика антимонопольного регулирования в электроэнергетике РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1611
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ANTITRUST / COMPETITION / POWER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Груничев Александр Станиславович

В статье рассматриваются проблемы антимонопольного регулирования, существующие противоречия между субъектами российского рынка электроэнергии, а также основные направления развития конкуренции в сфере электроэнергетики РФ в последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics antitrust regulation in the Russian power

The article deals with the problem of anti-monopoly regulation, the existing contradictions between the subjects of the Russian electricity market, as well as the main directions of development of competition in the electricity sector of the Russian Federation in recent years.

Текст научной работы на тему «Специфика антимонопольного регулирования в электроэнергетике РФ»

34

/»■ МЕНЕДЖМЕНТ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Груничев А.С.

СПЕЦИФИКА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ РФ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы антимонопольного регулирования, существующие противоречия между субъектами российского рынка электроэнергии, а также основные направления развития конкуренции в сфере электроэнергетики РФ в последние годы.

Ключевые слова. Антимонопольное регулирование, конкуренция, электроэнергетика.

Grunichev A.S.

SPECIFICS ANTITRUST REGULATION IN THE RUSSIAN POWER

Abstract. The article deals with the problem of anti-monopoly regulation, the existing contradictions between the subjects of the Russian electricity market, as well as the main directions of development of competition in the electricity sector of the Russian Federation in recent years.

Keywords. Antitrust, competition, power.

В большинстве стран мира электроэнергетическая отрасль до девяностых годов прошлого столетия относилась к естественным монополиям. Крупные энергетические компании совмещали виды деятельности по производству, сбыту и передаче электроэнергии и тем самым получали узаконенную монополию в национальных и региональных масштабах. Цены на электроэнергию регулировались исключительно государством путем установления тарифов. Подобная структура отрасли полностью удовлетворяла потребности экономики. Необходимость перемен в электроэнергетике назрела в конце прошлого столетия. Страны с неразвитым электроэнергетическим комплексом захлестнула волна энергетических кризисов, спровоцированных критическим износом основных фондов. Таким образом, стало очевидно, что интеграция электроэнергетики в рыночную экономику невозможна без глубокого реформирования отрасли, экономического механизма и системы регулирования. Новая структура отрасли требовала и новых правил игры. Чтобы независимый производитель стал действительно независимым, то есть мог продавать свою электроэнергию, он должен иметь доступ к инфраструктуре транспортировки электроэнергии, а также возможность самостоятельно устанавливать цены. Необходимые для этого нормы были предусмотрены в законодательстве ряда государств. В результате в некоторых из них появился свободный рынок электроэнергии, цены на котором устанавливались на основе спроса и предложения.

Развитию конкуренции и соответствующего правового регулирования в электроэнергетической сфере способствовали различные процессы, в том числе, происходящие в других отраслях: рост требований к энергоэффективности и экологической безопасности производства подталкивали к модернизации энергетических мощностей и развитию сетей; развитие сетей и, прежде всего, межсистемных связей (магистральных линий высокого напряжения между ранее замкну-

ГРНТИ 06.56.31 © Груничев А.С., 2015

Александр Станиславович Груничев — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления человеческими ресурсами Института управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +8 812 339-04-25. Е-mail: finec.etme@gmail.com.

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (23). 2015.

35

тыми энергосистемами), а также информационных технологий, средств учета и контроля способствовало увеличению и усложнению энергопотоков, создавало новые возможности для конкуренции между оптовыми поставщиками энергии; совершенствование газотурбинных технологий наряду с увеличением объема добычи природного газа и снятием в некоторых регионах ограничений на его использование для производства электричества привело к распространению высокоэффективных и относительно недорогих технологий генерации; рост экономической и политической интеграции регионов стимулировал развитие оптовых рынков электроэнергии.

При всем различии моделей отрасли и путей ее реформирования в ряде регионов мира были предприняты схожие шаги по либерализации электроэнергетики: разграничение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (генерация, сбыт) видов деятельности, демонополизация отрасли с параллельным развитием антимонопольного регулирования, введение для независимых поставщиков электроэнергии недискриминационного доступа к инфраструктуре, либерализация рынков электроэнергии.

Россия занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвует в мировой торговле и в международном сотрудничестве в этой сфере. В 1990-е годы, в период общеэкономического кризиса в нашей стране, объем потребления электроэнергии существенно снизился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился. Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики РФ» стратегической задачей реформирования являлся перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

Реформирование электроэнергетической отрасли в России шло весьма тяжело, что связано с огромной территорией, большим разнообразием видов генерации, с устаревшей инфраструктурой. В настоящее время в различных экспертных сообществах идут многочисленные дискуссии по поводу реорганизации оптового рынка электроэнергии и мощности нашей страны. Одной из популярных идей по изменению действующей модели является отказ от долгосрочного рынка мощности и переход к одноставочному ценообразованию.

Очень важной проблемой для России является состояние конкуренции на розничных рынках (рынках сбыта) электроэнергии. В России, несмотря на то, что розничные рынки электроэнергии формально признаны конкурентными, и теоретически потребитель вправе сменить поставщика, по факту конкуренция в данном сегменте практически отсутствует. Это связано с тем, что структура розничных рынков, закрепленная в соответствующих нормативных правовых актах, устанавливает регулируемые цены для населения, потребляющего большую долю электроэнергии на указанных рынках, и привязывает этих потребителей к конкретному поставщику (гарантирующему поставщику), которому в административном порядке присваивается особый статус в границах рынка. В таких условиях другие энергосбытовые компании могут конкурировать только за потребителей, не относящихся к категории населения, и то не всегда.

В части дальнейшего развития конкуренции на рынке поставки электроэнергии (норма абз. 16, 17, п. 81 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, с учетом общего смысла ст. 40 Федерального закона «Об электроэнергетике») должна толковаться как регулирующая деятельность исключительно и только гарантирующих поставщиков. Иное толкование нормы, распространение ее действия на независимых поставщиков электроэнергии, влечет необоснованное ограничение развития конкуренции на этом рынке.

Существенным фактором стало то, что с 1 января 2012 года на территории России, Белоруссии и Казахстана начало функционировать Единое экономическое пространство. На данный момент уже подписано немало договоров, касающихся интеграции рынков, в том числе, и в сфере электроэнергетики. 29 мая 2014 года в г. Астана был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе. В нем содержится раздел «Энергетика», к которому прилагаются специальные протоколы, включающие концепцию и программу построения единого электроэнергетического рынка, а также особенности функционирования электроэнергетики на территории Еди-

36

Менеджмент, государственное и муниципальное управление

ного экономического пространства. Договором о Евразийском экономическом союзе предусматривается, что формирование общего электроэнергетического рынка Союза должно завершиться не позднее 1 июля 2019 года. В связи с этим становится очевидным, что вектор развития правового регулирования электроэнергетических рынков уже взял направление в сторону их интеграции в рамках Евразийского экономического союза [2, с. 29].

Россия находится в процессе реализации программы самой амбициозной реформы в области электроэнергетики, которая когда-либо проводились с потенциалом стимулирования инноваций и модернизации. Данная реформа может сделать этот сектор экономики главной движущей силой долгосрочного экономического роста и процветания. Выделим сферы, которые требуют особого внимания: потребности в капитальных вложениях (2011-2035 гг.): примерно 360 млрд долл. США в генерацию и примерно 250 млрд долл. США в передачу и распределение электроэнергии; свыше 60% общего объема производимой электроэнергии приходится на государственные предприятия, и эта доля повышается; 2/3 генерирующих мощностей находятся в режиме вынужденной генерации и не принимают участия в формировании конкурентного спотового рынка; генераторы, работающие на природном газе, составляют 60% мощностей по выработке тепловой энергии и 40% - по выработке электроэнергии на внутреннем рынке; на долю «Газпрома» приходится 70% рынка природного газа, и группа лиц компании владеет значительными генерирующими мощностями.

Основные направления государственной политики оказывают существенное влияние на рыночные условия, на регулирование рынка и применение законодательства о защите конкуренции. Государство по определению является регулятором в области электроэнергетики, поэтому перед конкурентными ведомствами, регуляторами рынка и предприятиями с государственным участием могут стоять противоречивые задачи. Для выявления и пресечения таких нарушений антимонопольного законодательства, как злоупотребление доминирующим положением на рынке, важны процедуры определения рынка (товарного, географического, в конкретном отрезке времени), установление факта доминирующего положения (для одного участника рынка или для группы участников), учет факторов вертикальной интеграции. Наиболее характерны такие нарушения, как установление монопольно высоких цен, дискриминационное поведение, вытеснение конкурентов с рынка, вывод мощности из эксплуатации.

Среди мер, направленных на противодействие злоупотреблениям, предпочтительнее меры структурного характера. Поэтому контроль слияний и поглощений является одной из важнейших задач, стоящих перед конкурентными ведомствами. Рынки электроэнергии, как правило, высоко технологичны и специализированы, они требуют больших информационных потоков и координации действий. В то же время, рынки с высокой степенью прозрачности и небольшим числом участников подвержены высокому риску образования картелей или действий по сговору сторон, поэтому выявление и пресечение картельных соглашений также относится к числу наиболее важных задач, которые стоят перед конкурентными ведомствами.

Для рынков электроэнергии характерна тенденция к региональной интеграции. Рынки выходят за пределы национальных территорий. Это относится и к проблемам конкуренции. Для эффективной работы, направленной на соблюдение законодательства, необходима кооперация усилий с другими правоприменителями и регуляторами. Такое сотрудничество не имеет альтернативы — рынки взаимозависимы и требуют глобального подхода. При этом желательно применение различных форм регулирования и сотрудничества с другими регуляторами.

Еще одной важной особенностью рынков электроэнергии является участие государства на разных уровнях и в разных сферах, в том числе, в управлении предприятий с государственным участием в производстве, транспортировке, распределении и диспетчировании электроэнергии. Государство по определению является регулятором в области электроэнергетики, поэтому перед конкурентными ведомствами, регуляторами рынка и предприятиями с государственным участием могут стоять противоречивые задачи. Возможность вмешательства и принятия решений по политическим мотивам создает угрозу для независимости регуляторов и конкурентных ведомств. Риски необоснованного государственного вмешательства способны приводить к риску изменения нормативной базы, что, в свою очередь, провоцирует вероятность дестабилизирующего влияния на рынки. Рынки электроэнергии весьма динамичны. Создание условий конку-

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (23). 2015.

37

ренции, приватизация открывают рынок для новых участников, в первую очередь, это относится к оптовому сегменту.

Особого внимания требуют структурные реформы на розничных рынках. Возобновляемые источники энергии активно влияют на рыночные условия, изменяя их. Кардинальное воздействие на рынки оказывают и новые технологии, такие как «интеллектуальные» энергетические системы и «интеллектуальные» счетчики. Стандартизация и вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью, должны также специальным образом учитываться в соответствии с законом о конкуренции. Основные направления государственной политики оказывают существенное влияние на рыночные условия, на регулирование рынка и применение законодательства о защите конкуренции. К числу наиболее важных вопросов относятся: надежность поставок электроэнергии, проблемы охраны окружающей среды (радиоактивные отходы, плотины гидроэлектростанций, парниковый эффект, возобновляемые источники энергии), промышленная политика (конкурентоспособность на мировых рынках, лидеры на внутреннем рынке, субсидии), социальная политика. Органы по защите конкуренции должны включаться в обсуждение и разработку соответствующего законодательства с целью защиты тех решений, которые способствуют развитию конкуренции.

Появление монопольных структур в рыночной экономике является одним из видов провала рынка, что обусловливает необходимость государственного вмешательства посредством антимонопольного законодательства. Однако простое ограничение монополистической деятельности может привести к сокращению общественного благосостояния, поскольку таким образом сдерживается эффективная деятельность хозяйствующих субъектов. Для того чтобы закон о защите конкуренции удовлетворял предъявляемым к нему современным требованиям, был эффективным, необходимо провести оценку воздействия антимонопольного законодательства на поведение хозяйствующих субъектов и выявить оптимальные параметры, а также критерии регулирования конкурентной среды.

Одной из основополагающих категорий современного антимонопольного законодательства выступает доминирование хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке. Доминирующее положение является важным критерием выявления монопольных цен, навязывания условий договора, создания дискриминационных условий, барьеров входа и т.д. С одной стороны, от правильности определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов зависит корректность выявления нарушений антимонопольного законодательства. С другой - верно установленные критерии позволяют самим субъектам рынка оценивать свое положение, снижая асимметрию информации при принятии решений. Следовательно, нормы антимонопольного законодательства, направленные на выявление доминирующего положения, оказывают воздействие, как на хозяйствующих субъектов, так и на общество в целом. В связи с этим необходимо рассмотреть существующие критерии на предмет эффективности с использованием как теоретических аспектов экономического подхода, так и на реальных примерах.

Согласно статье 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких субъектов, если такое положение позволяет им оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Предписаны три критерия определения доминирующего положения:

1. Высокая степень рыночной концентрации. Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта, совокупная доля которых на соответствующем товарном рынке превышает 50% для не более 3 компаний или 70% для не более 5 компаний. В законе не учитывается факт изначально высокой концентрации некоторых рынков (например, вследствие существования значительных нестратегических барьеров входа), на которых компании не оказывают влияния на условия их функционирования. К числу таких рынков относится и рынок электрической энергии. До 2008 года электроэнергетика РФ характеризовалась наличием монополии в лице ОАО РАО «ЕЭС России», которое в обеих ценовых зонах занимало до 70% рынка. В результате реформирования отрасли ОАО РАО «ЕЭС России» в 2008 году было реорганизовано

38

Менеджмент, государственное и муниципальное управление

во множество компаний. При этом на локальном уровне в большинстве регионов энергетические компании занимают 100% рынка. Часть отраслей энергосистемы акционировалась (генерирующая отрасль, услуги населению) и работает по законам конкуренции, но часть (передающая), наоборот, стала государственным монополистом в виде Федеральной сетевой компании [1, с. 30]. Электроэнергетика России характеризуется высокой концентрацией из-за существования значительных нестратегических барьеров входа. Несмотря на высокую концентрацию, созданные конкурентные условия на оптовом рынке электроэнергии не позволяют влиять на условия обращения товара. Это обусловливает необходимость использования критериев выявления доминирующих предприятий, которые оценивали бы возможность воздействовать на рыночные условия (например, анализ динамики рентабельности предприятий, соотношения издержек крупных и мелких компаний, объективных и стратегических показателей барьеров входа). Использование же уровня концентрации приводит к неверному признанию электроэнергетических компаний доминирующими, что повышает, во-первых, издержки антимонопольных органов по наблюдению за ними и, во-вторых, риски для невиновных хозяйствующих субъектов понести наказание. Установленные законодательством критерии не позволяют определить, может ли какая-либо компания оказывать фактическое влияние на формирование цены и на другие условия функционирования рынка.

2. Стабильность долей хозяйствующих субъектов. Предприятия доминируют, если в долгосрочном периоде наблюдается стабильность долей хозяйствующих субъектов. Барьеры входа в электроэнергетике приводят к малозначительным изменениям долей хозяйствующих субъектов в отрасли. Необходимы огромные инвестиции и продолжительный период времени для расширения производственных мощностей и увеличения доли предприятия на рынке. Таким образом, хозяйствующие субъекты не могут существенно их менять, что подтверждается малозначительными изменениями в распределении долей на рынке электроэнергии в России. Можно сказать, что в условии стабильности долей хозяйствующих субъектов не учтены отраслевые особенности рынков, имеющих высокие затраты на создание основных фондов и существенное превышение постоянных затрат над переменными. Это, в свою очередь, также приводит к повышению издержек как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны антимонопольных органов.

3. Отсутствие товаров-заменителей. Для признания предприятия доминирующим «реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе, при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц». Одним из первых этапов определения рыночной концентрации является установление границ рынка, в которые включаются не только сам товар, производимый и реализуемый идентичными организациями, но и близкие заменители. При правильной оценке границ рынка товар может не иметь заменителей, а субъекты ошибочно будут признаваться доминирующими. Относительно условия роста цен можно сказать, что в соответствии с данным критерием даже низкая эластичность спроса по цене, будет свидетельствовать об отсутствии доминирующего хозяйствующего субъекта, так как изменение цены приводит к изменению спроса. В законодательстве нет определения того, каким должно быть данное изменение, то есть нет критического значения показателя эластичности, ниже которого можно делать вывод о недостаточной реакции спроса в ответ на изменение цены.

В результате проведенных в российской электроэнергетике преобразований создана система принципиально новых отношений в отрасли - оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности, а также достигнута полная либерализация торговли электрической энергией на оптовом рынке электроэнергии и мощности, повышена прозрачность отрасли. Как отмечалось ранее, конкурентные виды деятельности по производству и сбыту электрической энергии отделены от регулируемой деятельности по передаче электрической энергии. Для обеспечения работы указанных рынков созданы институты саморегулирования в отрасли на базе НП «Совет рынка» с участием потребителей, производителей, организаций коммерческой инфраструктуры

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (23). 2015.

39

и государства. Внедрены современные долгосрочные методы тарифного регулирования электросетевого комплекса - RAB-регулирования.

В результате структурных реформ и рыночных преобразований в отрасль удалось привлечь беспрецедентный объем инвестиций в строительство и модернизацию генерирующих мощностей и электросетевого комплекса. Преобразование оптового рынка электроэнергии и мощности в рамках разработки новой модели должно быть направлено на создание привлекательной инвестиционной среды в электроэнергетике для развития процессов модернизации и реновации генерирующих мощностей. При этом уровень цен на электрическую энергию должен обеспечивать привлечение необходимого объема инвестиционных ресурсов в отрасль, но не превышать уровень, создающий риски для дальнейшего социально-экономического развития и возможной дезинтеграции Единой энергетической системы Российской Федерации.

Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, рыночным и экспертным сообществом проработаны основные альтернативные подходы к развитию модели рынков электрической энергии и мощности: введение новой программы договоров о предоставлении мощности как инструмента регуляторного стимулирования проектов нового строительства и модернизации генерирующего оборудования; переход на систему долгосрочных прямых договоров между субъектами рынка, стимулирующих инвестиционное финансирование проектов по созданию генерирующих мощностей; доработка действующей модели рынков и проведение долгосрочного конкурентного отбора мощности на 4 года вперед.

Каждый из рассмотренных подходов имеет свои риски. Введение новой программы договоров о предоставлении мощности может привести к тому, что государство, принимающее решение о структуре, стоимости и эффективности генерирующих мощностей, будет демпфировать риски инвесторов. При этом возможен неоправданный рост стоимости новых мощностей и снижение эффективности инвестиционных решений. Система свободных двусторонних прямых договоров не может гарантировать привлечение инвестиций при сохраняющемся росте цен. В этом случае могут потребоваться дополнительные меры по обеспечению надежности энергосистемы.

Модель долгосрочных отборов мощности при вмешательстве государства переходит в полностью регулируемый сектор торговли электрической энергией и мощностью, при этом решения об экономической и технической обоснованности инвестиционных программ генерации будут приниматься государством, а риски от их реализации будут нести потребители. В условиях утвержденного Правительством Российской Федерации плана мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности на 2013-2014 годы особую актуальность приобретает оценка ценовых последствий для потребителей при принятии того или иного решения о дальнейшем пути развития модели рынка электрической энергии и мощности.

Выделим основные направления развития конкуренции в сфере электроэнергетики: совершенствование процедуры конкурентного отбора мощности; снижение барьеров входа на оптовый рынок; совершенствование подходов к формированию зон свободного перетока; обеспечение коллегиальности принятия решений об установлении ценовых параметров в нерегулируемом сегменте рынка; разработка концепции формирования конкурентной модели розничных рынков электроэнергии, в том числе единая группа точек поставки в рамках субъекта или зоны гарантирующего поставщика, расширение сферы применения современных инструментов биржевой торговли на розничных рынках, облегчение процедуры смены сбытовой компании, повышение прозрачности розничного ценообразования, введение требований к сбытовым компаниям, в части применения ими систем учета, а также налагаемых на них финансовых обязательств, включая механизм финансовых гарантий; повышение прозрачности деятельности субъектов топливно-энергетического комплекса.

Также в деятельности по развитию конкуренции в сфере электроэнергетики не менее важен вопрос повышения доступности энергетической инфраструктуры. Россия заинтересована в развитии конкуренции на рынках электроэнергии, а значит, и в развитии соответствующей правовой базы, что подтверждается наличием уже принятых и постоянно совершенствующихся нормативных правовых актов. Кроме того, стратегия развития электроэнергетики в России направлена на

40

Менеджмент, государственное и муниципальное управление

взаимное сотрудничество. Обеспечение применения рыночных механизмов ценообразования и развития конкуренции являются одними из важнейших принципов регулирования деятельности субъектов естественных монополий в конкретных сферах, а также при формировании общих рынков, в частности рынков энергетических ресурсов и общего рынка транспортных услуг.

Целями создания общих рынков энергетических ресурсов является эффективное использование потенциала топливно-энергетических комплексов стран-членов ЕАЭС, а также обеспечение национальных экономик основными видами энергетических ресурсов. При этом страны-члены ЕАЭС проводят скоординированную энергетическую политику. Формирование общих рынков энергетических ресурсов представляет собой поэтапный процесс и предполагает создание общего электроэнергетического рынка Союза на основе параллельно работающих электроэнергетических систем, общего рынка газа Союза, общих рынков нефти и нефтепродуктов.

Постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении правил осуществления антимонопольного контроля в электроэнергетике» от 17.12.2013 № 1164 повышает прозрачность деятельности антимонопольного органа при осуществлении контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Положения данных Правил в части осуществления контроля проведения конкурентных отборов мощности носят предупредительный характер, при котором доминирующим субъектом на рынке определяются условия участия, что позволяет избежать негативных последствий как для рынка, так и для субъектов, чьи действия могли быть квалифицированы как манипулирование ценами. Постановление Правительства РФ от 21.10.2013 № 938 «О проведении аукциона по продаже прав на имущество, подлежащее принудительной продаже, и определении уполномоченного федерального органа исполнительной власти по проведению указанного аукциона» направлено на обеспечение реализации требований о запрете юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии, а также на обеспечение гласности и прозрачности при проведении аукциона по продаже прав на имущество, подлежащее принудительной продаже.

Таким образом, можно констатировать, что развитие рынка электроэнергии сопровождается активными мерами по институционализации взаимодействий хозяйствующих субъектов и дальнейшему совершенствованию антимонопольного регулирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голомолзин А.Н. Зарубежный опыт защиты и развития конкуренции на рынках электроэнергии // Российское конкурентное право и экономика. 2014. № 1 (10). Часть 2. С. 25-35.

2. Чирков Ф.О. Правовое регулирование конкуренции. Электроэнергетические рынки ЕС и России // Российское конкурентное право и экономика. 2014. № 4 (13). Часть 2. С. 25-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.