2) и в том, и в другом определении акцент делается на умении поставить себя на место другого, посмотреть на мир его глазами;
3) объектом эмпатии и в психологии, и в педагогике является человек;
4) и в той, и в другой науке эмпатия может быть представлена в виде самоэмпатии, которая предоставляет человеку возможность войти в собственный мир, познать его и интегрировать опыт в рефлексивной форме;
5) в обеих областях знания эмпатия рассматривается как способ научения ребенка альтруистическому поведению; как нравственное, социально-психическое качество личности;
6) и классическое, и педагогическое определение эмпатии предполагает наличие трех взаимосвязанных сторон восприятия другого человека - рациональной, эмоциональной и интуитивной.
Учет этих положений приводит к выводу, что эмпатия в педагогической области не только возможна, но и в своих основных характеристиках является современной неотъемлемой составляющей профессионально-педагогической подготовки будущего учителя.
Итак, под педагогической эмпатией мы понимаем нравственное, социальное-психологическое качество личности, в основе которого лежит толерантность как базовая характе-
Библиографический список
ристика процесса гуманизации, и которое представляет собой рационально-эмоционально-интуитивное отражение другого человека через процессы аналогии, отождествления, идентификации, конгруэнтности и рефлексии, что помогает учителю организовать воспитательное влияние более эффективно.
Эмпатийная подготовка будущего учителя рассматривается нами как овладение будущими учителями необходимой суммой знаний о педагогической эмпатии, эмпатическими умениями и навыками, ориентированными на социальный заказ общества, характеризующийся гуманизацией процессов обучения и воспитания; целью и результатом эмпатийной подготовки является подготовка квалифицированного профессионала, способного посредством рационально-эмоциональноинтуитивного отражения ученика организовать эффективное воспитательное влияние.
Эмпатийно-партисипативная подготовка - система методологической, теоретической, методической и практической подготовок, направленная на формирование педагогической эмпатии и партисипации.
Каждому компоненту эмпатийно-партисипативной подготовки (методологическая, теоретическая, методическая и практическая) соответствуют свои собственные формы и методы подготовки.
1. Агавелян, Р.О. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности: автореф. дис канд. психол. наук / Р.О. Агавелян. - М., 1995.
2. Ассаджоли, Р Психосинтез: теория и практика / Р Ассаджоли. - М.: REEL-book, 1994.
3. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
4. Рязанова, Е.В. Организация педагогического процесса по формированию эмпатии как нравственного качества личности будущих учителей-сурдопедагогов: дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Рязанова. - М.: ПроСофт, 2005.
5. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания / И.М. Юсупов. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1991.
Статья поступила в редакцию 12.04.09
УДК 378
Н.В. Абрамовских, канд. пед. наук, доц., ШГПИ, г. Шадринск
СПЕЦИФИКА АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ
В рамках профессиональной подготовки социальных педагогов рассматривается проблемы проектирования адаптивной системы реализации данного процесса. Выделяются структурные компоненты данной системы, их содержательные характеристики.
Ключевые слова: адаптивная система, социальный педагог, адаптация.
Сложный и многофакторный характер профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе предполагает использование системного подхода к ее рассмотрению. В качестве одного из путей ее решения рассматривается создание адаптивного образовательного процесса, который строиться с учетом возможностей обучаемых, ориентируется на удовлетворение их разнообразных потребностей и интересов, обеспечивает условия для их жизненного самоопределения и самореализации, создает благоприятный психологический климат педагогического взаимодействия всех субъектов образовательной среды.
Рассмотрение адаптивной системы профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе как управляемой в рамках системного подхода предполагает аспекты: генети-
ческий (происхождение, перспектива развития); морфологический (из каких элементов состоит); структурный (какие связи и отношения между элементами); функциональный (задачи, место каждого элемента, их иерархия).
Термин «адаптивное обучение» был введен английским исследователем Г. Паском в 60-х годах XX века определившим его как обучение, ход которого оперативно, непрерывно подстраивается к индивидуальным особенностям процесса усвоения [1]. Возникновение адаптивного обучения обусловлено необходимостью решения важных педагогических задач: упорядочение содержания образования, глубокая индивидуализация обучения с наиболее полным учетом психологических механизмов учения, повышения общей эффективности обучения с опорой на закономерности управления и использования обучающих программ.
Происхождение термина «адаптация» (от лат. adapto -приспособляю, adaptane - приспособление, adaptacio - приспособляемость, приспосабливаемость) связывают с биологическими исследованиями, в которых он используется для обозначения процесса приспособления строения и функций организма (особей, популяций, видов) к условиям окружающей среды. Впервые немецкий физиолог Ауберт использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха в ответ на действия адекватных раздражителей. Проблемы адаптации получили развитие в рамках эволюционной теории и общей биологии (Ж. Ламарк, Ж. Сент-Иллер, Г. Спенсер, Ч. Дарвин).
С позиции философии «адаптация - (от лат.) вид взаимодействия личности с социальной средой в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок, и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъектов. Адаптация включает физиологический, биологический и собственно социальный уровень» [2, с. 3].
Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации и ассимиляции. В качестве показателей адаптированности рассматриваются отсутствие или низкий уровень тревожности и высокий уровень самооценки [3, с. 2]. Под социальной адаптацией понимается процесс формирования и развития социальной активности личности, социальных, социально-психологических и биологических механизмов регуляции ее жизнедеятельности [4, с. 3]. Социальная адаптация представляет собой такой вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого осуществляется согласование требований и ожиданий социальных субъектов с их возможностями и реальностью социальной среды.
Таким образом, несмотря на различия между социальной, физиологической, психологической, биосоциальной, социокультурной и прочими видами адаптации, в реальном процессе профессиональной подготовки будущего специалиста, переплетаясь, они оказывается отдельными аспектами единого процесса приспособления личности к профессии. Профессиональная адаптация личности - это двухсторонний процесс взаимодействия, в ходе которого происходят перемены как в личности, в психике человека в целом, так и в системе профессиональной подготовки, в ее нормах, правилах, ценностях. В процессе адаптации происходит гармонизация взаимодействий личности и среды.
Введение данного термина в процесс обучения личности в педагогике был обусловлен необходимостью реализации гуманистической концепции построения образования, основанного на ценности каждой личности, ее оптимального развития и саморазвития, раскрытия способностей, талантов и создание соответствующих условий повышения эффективности деятельности, как адаптирующиеся личности, так и социальной среды, коллектива.
Таким образом, под термином «адаптация» необходимо понимать сложный динамический процесс, приводящий к согласованию управляющей деятельности педагогов с управляемой и самоуправляемой деятельностью студентов в системе профессиональной подготовки. Согласованность данного взаимодействия достигается:
- признанием студента основным субъектом процесса обучения, определением средств его развития путем выявления и структурирования субъектного опыта будущего специалиста;
- психолого-педагогической диагностикой развития личности студента, определением потребностей и мотивов обучающихся;
- управляющими воздействиями преподавателя, приспосабливающего процесс профессиональной подготовки и целостного развития личности к индивидуально-типологическим особенностям студентов;
- высокой степенью саморегуляции студента с опорой на рефлексию собственной деятельности.
Адаптивная система профессиональной подготовки социальных педагогов - это социально-личностно-обусловленная целостность взаимодействующих субъектов образовательного процесса на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и их духовными и материальными ценностями, приспосабливающаяся к индивидуальным особенностям студентов изменением социально-педагогической ситуации формирования профессиональной компетентности будущего специалиста с целью оптимизации вхождения личности в профессию и гармонизации ее взаимодействия с профессиональной средой.
Адаптивная система профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе, помимо своей структуры, обладает рядом существенных характеристик, связанных с особенностями ее создания. Обозначенная система, должна быть направлена на научное обоснование, непрерывное управление, технологическое обеспечение и практическую реализацию процесса формирования профессиональной компетентности будущего социального педагога.
Сущность адаптивной педагогической системы профессиональной подготовки социальных педагогов определяется наличием в ней соответствующих элементов, без которых она функционировать не может (рис.1).
В центре адаптивной системы профессиональной подготовки социальных педагогов находятся личность студента и преподавателя вуза, выступающие как совокупный субъект данной системы, определяющий ее цели, содержание используемых методов, приемов, технологий, средств и форм организации и другие компонентов данного процесса.
Личностный
(совокупный субъект адаптивной педагогической системы)
Личность студента
Целевой
Личность преподавателя
(цели адаптивной профессиональной подготовки^
Содержательный
(содержание адаптюягой профессиональной подготсвки)
Операционально-деятельностный ^
(формы, методы, технологии адаптивной профессиональной подготовки)
!
Педагогические условия
(организационные, материальЕие, психологические)
Результативно-рефлексивный (результаты профессиональной подготовки социальных педагогов, критерии оценки эффективности адаптивной педагогической системы)
Рис. 1. Адаптивная педагогическая система профессиональной подготовки социальных педагогов (структурные компоненты).
Основной целью профессионального образования является целостное развитие личности будущего специалиста, поэтому личность студента, являясь своеобразным «объект -субъектом» педагогической системы, одновременно выступает и в качестве ее цели. Эффективность адаптивной системы профессиональной подготовки обеспечивается субъектностью будущего специалиста, понимаемой как активность, направленная на самопознание, самоопределение, саморазвитие.
Важнейшей характеристикой субъектности является ее процессуальность, бесконечность и открытость, что подчеркивает динамичный характер профессиональной компетентности социального педагога. Категория субъектности находиться в диалектическом единстве с категорией личности, поскольку активность субъекта побуждается целевыми, мотивационными и ценностно-смысловыми личностными образованиями и может быть объективно оценена в виде продукта и результата деятельности. Субъектность студента, таким образом, составляет активный план профессионального проявления, самовыражения, самореализации личности.
Субъектность как высший уровень развития личности способствует осуществлению естественного состояния человеческого потенциала - реализуемости. Самореализация одна из основных ценностей человека, отражает его возможности оптимально проявлять свои способности и претворять их в жизнь в процессе продуктивной профессиональной деятельности.
Определение целей педагогической деятельности в адаптивной системе профессиональной подготовки преподавателем вуза осуществляется с учетом социального заказа, определенного в требованиях к личности социального педагога в Государственном стандарте ВПО, вместе с тем необходимо соотнесение данного заказа с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями обучающихся на основе изучение их образовательного и личностного потенциала и проектирования перспектив профессионально-личностного развития.
К основным характеристикам адаптивной образовательной системы можно отнести наличие технологии, обеспечивающей процесс проектирования и реализации подобных систем. Любой педагогический проект - это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей, которые, в свою очередь, зависят от приоритетных педагогических ценностей. Вместе с тем, результаты профессиональной подготовки будущего специалиста зависят не только от используемых педагогических технологий, но и от системы осуществления оценки педагогической деятельности, мотивации педагогов на продуктивную и творческую работу, формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, своевременное оказание помощи и поддержки в сложных педагогических ситуациях. Изучение зависимости результатов управления в адаптивной системе - это задачи, которые призвано решить адаптивное управление педагогической системой в вузе.
Под адаптивным управлением понимается целенаправленный, психосберегающий, ресурсообеспеченный процесс взаимодействия управляющей и управляемых подсистем по достижению планируемого результата, с учетом их индивидуальных особенностей и среды [5, с. 16].
Проектирование адаптивной системы профессиональной подготовки будущего социального педагога обусловлено внешними (социально-ориентированными) и внутренними (личностно-ориентированными факторами). Внешние осуществляются в следующих основных предметных областях его профессионального взаимодействия со средой [6, с. 430]:
- профессионально-деятельностной: адаптация к профессиональной деятельности: ее содержанию, целям, средствам, технологии осуществления, режиму и интенсивности деятельности;
- организационно-нормативной: адаптация к требованиям производственной, трудовой дисциплины, организационным нормам, правилам и т.п.;
- социально-профессиональной: адаптация к профессионально-ролевым социальным функциям, социально-профессиональному статусу социального педагога;
- социальной в широком смысле этого слова: адаптация к тем социальным обстоятельствам, в которых происходит профессиональная деятельность специалиста - социально-политической, этнической, правовой, религиозной, региональной и другой среде.
Каждая из этих сфер профессиональной адаптации специалиста предполагает наличие определенного уровня его подготовленности, адаптационного потенциала.
Внутренние факторы профессиональной адаптации специалиста включают в себя внутренний адаптационный потенциал будущего социального педагога, основанный на адекватности мотивации профессионального выбора социально-педагогической деятельности, уровне сформированности профессиональной компетентности в соответствии с требованиями данной деятельности.
Опираясь на исследование П.И. Третьякова [7] и, учитывая задачи данного исследования, нами были выделены следующие характерные особенности адаптивного управления системой профессиональной подготовки будущих социальных педагогов:
- в процессе адаптивного управления создаются условия для каждого участника педагогического процесса с их различными склонностями и способностями. Под условиями необходимо понимать то, что будет соответствовать потребностной, мотивационной сферам субъектов педагогической системы;
- адаптивное управление, через свойства ее субъектов и создаваемые им условия, выстраивается из физической природы, социальной и духовной - нравственной сути человека, опирается на систему ценностей социально-педагогической деятельности;
- адаптивное управление с одной стороны, стремится максимально учитывать индивидуальные особенности личности (потребностная сфера, уровень восприятия, способность к сопереживанию и соучастию в процессе деятельности), а с другой - гибко реагировать на социокультурные изменения общественной среды. Подобная двусторонняя стратегия позволяет личности занять свое собственное пространство в профессионально-образовательной среде и адаптирует ее к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности;
- цель адаптивного управления - сохранение и развитие личности, воспитание компетентного специалиста. Цели должны быть представлены в такой системе (иерархии), в которой были бы реализованы объективные взаимосвязи, существующие между компонентами содержания образования (знания, способы деятельности, отношения). Также необходимо создание условий для самостоятельного, осознанного выбора каждым студентом своей стратегии поведения, маршрута профессионального развития, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры;
- в содержании профессиональной подготовки студентов при реализации адаптивного управления важны такие компоненты, как аксиологические основы социально-педагогической деятельности, определяющие приоритетные ценности социума, а также ценности, убеждения, мотивы деятельности
отдельной личности, при этом содержание образования имеет вариативный характер, так как усваивается то содержание, которое значимо для конкретного человека;
- в основе адаптивного управления процессом профессиональной подготовки социальных педагогов лежит принципиально новая модель организации обучения, обеспечивающая эффективную реализацию на практике основных положений теории деятельности. Учение, как один из видов деятельности личности, в условиях адаптивной системы становится преимущественно активной, самостоятельной, управляемой деятельностью;
- адаптивное управление требует от каждого субъекта самоуправления и соуправления, рефлексии своей деятельности, в результате чего происходит самосознание собственных действий и позиций других участников педагогического процесса.
Основой адаптивной системы управления образовательным процессом вуза является ее гибкость за счет индивидуализации и дифференциации, учет психофизических особенностей участников педагогического процесса, их склонностей, способностей, с обязательной компенсирующей диагностикой и коррекцией на основе мониторинга особенностей развития профессиональной компетентности каждого студента.
Одной из существенных характеристик адаптивной системы образования является ее технологичность. Анализ научных исследований и практики профессиональной подготовки педагогов показывает, что в адаптивной системе могут использоваться различные педагогические технологии: цикло-поточ-ная, уровневой дифференциации, адаптивных способов обучения, модульная. Общим для всех этих технологий является структуризация не только содержания образования, но и деятельности студентов с упором на самостоятельную работу, на саморазвитие личности, ее активность и творческое начало, оказание помощи и полифункциональной поддержки, повышение ответственности будущего специалиста за результат собственной деятельности, создание условий для апробации и проявления своих возможностей.
В соответствии с основным принципом фундаментальности образования его содержание должно быть строго научным, объективно отражающим современное состояние социальнопедагогической отрасли научного знания и учитывать тенденции и перспективы его развития. Знания, умения и навыки, компетенции должны формироваться в определенном порядке: каждый элемент учебного материала должен быть логически связан с другими, последующее опирается на предыдущее и готовит к усвоению нового. С точки зрения деятельностного подхода содержание социально-педагогического образования имеет следующие структурные элементы: опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме ее результатов - знаний; опыт осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоциональных отношений - в форме личностных ориентаций. Эти элементы связаны между собой таким образом, что каждый предшествующий элемент служит предпосылкой для перехода к следующему.
Образовательную программу профессиональной подготовки студентов следует строить исходя из спектра возможных направлений социально-педагогической деятельности будущего специалиста. Например, реализация дополнительной специализации «Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними с девиантным поведением» предполагает реализацию в учебном процессе спецкурсов «Основы социально-педагогической работы с несовершеннолетними
с аддиктивным поведением», «Психолого-педагогическая диагностика девиаций», «Психолого-педагогические основы профилактики негативных зависимостей», «Основы социальной работы с несовершеннолетними с противоправным поведением» и др. Содержание данных спецкурсов включает интегрированные знания дисциплин общепрофессиональной подготовки «Педагогика», «Психология», предметной подготовки «Социальная педагогика», «Девиантология», «Основы социальной работы» и их углубленное изучение в области социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними с девиантным поведением. Это позволяет сформировать у студентов специальные социально-педагогические компетенции: способности к анализу социально-педагогической ситуации развития несовершеннолетнего с девиантным поведением; умения планировать социально-педагогическую деятельность с данной категорией детей и подростков; способности оптимальной реализации направлений социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними с девиантным поведением; владение методами оценки полученных результатов и др.
Как и традиционная, адаптивная система образования также имеет фиксированное содержание, однако это содержание является уровневым. Базовое содержание в адаптивной системе должно быть общедоступным, ориентироваться не на наиболее способных студентов, а на наименее способных. Только в таком случае возможно реальное освоение стандарта без физических и психологических перегрузок для большинства студентов. На основе базового содержания происходит дальнейшее углубленное освоение профессии в соответствии с выбранным профилем, областью профессиональных знаний наиболее интересной будущему социальному педагогу. Адаптивная система обучения предполагает возможность вариати-зации профессиональной подготовки студентов, наличие в структуре образовательных программ дифференцированных звеньев, предоставляющих выбор той или иной формы обучения, уровня сложности выполняемого задания, вариативности его содержания и т.п. Соответственно у каждого студента есть возможность сформировать индивидуальный образовательный маршрут, включающий выбор наряду с обязательными базовыми дисциплинами образовательной программы индивидуальный набор дисциплин и график их изучения, формирование индивидуального плана научно-исследовательской работы, индивидуальных программ научно-исследовательской и научно-педагогической практики, индивидуального графика работы над курсовыми и выпускной квалификационной работами.
Содержание образования вызывает личностную активность студента в том случае, если вводится в учебную ситуацию в виде задачи, обладающей для него смысловой значимостью. Опираясь на работы ученых в области личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.П. Беспалько, Д.А. Белухин, С.В. Кульневич и др.) можно выделить следующие компоненты содержания адаптивной системы образования:
- аксиологический, обеспечивает введение будущего специалиста в мир общечеловеческих и профессиональных ценностей, направлен на развитие ценностных ориентаций будущих социальных педагогов, гуманистических мотивов профессиональной деятельности, социально-личностных компетенций;
- общеразвивающий, содержит техники развития мыслительных способностей студентов, общенаучных компетенций;
- обучающий, предусматривающий углубленное усвоение педагогических знаний, умений и навыков, вызывающих интерес у студентов к социально-педагогической деятельности, развитие общепедагогических компетенций;
- когнитивный, позволяет сформировать систему знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития будущего профессионала, раскрывает основные категории и понятия социальной педагогики как базовой основы реализации социально-педагогической деятельности;
- деятельностно-творческий, направлен на развитие разнообразных способов деятельности студента, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в профессиональной деятельности, охватывающий опыт освоения предметного содержания социально-педагогической деятельности будущими специалистами, развитие специальных компетенций, необходимых для эффективной деятельности социального педагога;
- рефлексивно-личностный, обеспечивает самопознание личности, развитие ее рефлексивных способностей, направлен на овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного самоопределения, формирует жизненную позицию будущего социального педагога, направлен на самооценку достигнутых результатов формирования профессиональной компетентности студента, осмысление проблем в ее развитии, путей и механизмов их разрешения на основе самосовершенствования и саморазвития.
Важно, чтобы содержание профессионального образования будущих специалистов не задавалось заранее, а рождалось в процессе субъект-субъектного взаимодействия. Используемые технологии адаптивного образования должны отражать естественное сотрудничество субъектов, диалог, решение личностно-значимых задач, свободную апробацию опыта. Основой реализации технологий адаптивного образования является переход от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению на основе рефлексии собственной деятельности будущим специалистом.
Истоки развития технологий адаптивного образования содержатся в положениях диалоговой концепции культуры М.М. Бахтина, В.С. Библера, где обоснована идея всеобщности диалога, как основы человеческого сознания. «Диалогические отношения - почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение. Где начинается сознание, там начинается и диалог» [8, с. 34]. Понимание и взаимопонимание, характерные для адаптивного обучения предполагают общение, сотрудничество, равенство всех субъектов процесса профессиональной подготовки будущего социального педагога. При этом в характеристике технологий личностно-значимого адаптивного обучения ключевыми словами являются помощь и поддержка, среди которых можно выделить средства общей педагогической поддер-
Библиографический список
жки (внимание, приветливое отношение, создание ситуаций взаимного обучения, диалога, творческие работы и др.), а также средства индивидуально-личностной поддержки (диагностика развития, обученности, воспитанности, выявление личностных проблем, отслеживание процесса развития будущего социального педагога и др.).
Используемый методический арсенал преподавателем вуза и в традиционной системе образования является достаточно разнообразным. Вместе с тем принципиальное различие его применения в адаптивной системе профессиональной подготовки состоит в том, что применение различных методов ставится на прочную рефлексивную основу. Методы выбираются не случайно, а в тесной связи как с разноуровневым содержанием образовательных программ, так и с избранной педагогической технологией. Поэтому необходима разработка системы оперативного (в режиме постоянно действующего мониторинга) контроля результативности образовательной программы и (в случае необходимости) - оперативной корректировки целей, задач, методов и средств стратегической деятельности, ее согласования с изменениями, происходящими в развитии профессиональной компетентности будущего специалиста, а также с общественно-государственной политикой в сфере социально-педагогического образования, изменениями социальных запросов населения, с результатами инновационной и опытно-экспериментальной социально-педагогической деятельности в стране и за рубежом и т.п.
Таким образом, реализация системы адаптивного социально-педагогического образования имеет следующие особенности:
- ценностно-смысловое понимание и восприятие личности студента на уровне его индивидуальности, развивающейся в ходе педагогического взаимодействия;
- вариативно-поисковый характер построения учебно-воспитательного процесса, активно формируемый всеми субъектами, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории обучения, актуализирующей возможности применения необходимых профессиональных и личностных компетенций будущим специалистом;
- проектирование содержания адаптивной системы профессионального образования на основе прогностических тенденций развития общества, социальной сферы и социальнопедагогической деятельности, а также уровня развития профессиональной компетентности будущего специалиста;
- соотнесение технологий адаптивной системы профессиональной подготовки с закономерностями профессионального развития личности, с профессиографическим мониторингом организации данного процесса.
1. Паск, Г. Обучение как процесс создания системы управления // Кибернетика и проблемы обучения / Берг А.И. - М., 1970.
2. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. С.С. Аверенцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев [и др.]. - М., 1989.
3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М., 2005.
4. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. - М., 2001.
5. Савина, Е.И. Проектирование адаптивной модели образовательной системы «ссуз - вуз» / Е.И. Савина: дис... кан. пед. наук: 13.00.08. - Майкоп, 2007.
6. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд. // В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003
7. Третьяков, П.И. Адаптивное управление педагогическими системами / П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцева; под ред. П.И. Третьякова. - М.: Изд. центр «Академия», 2003.
8. Библер, В.С. Культура: диалог культур / В.С. Библер // Вопросы философии. - 1989. - №6.
Статья поступила в редакцию 20.04.09