Научная статья на тему 'Эмпатийный аспект эмпатийнопартиипативной подготовки будущего учителя'

Эмпатийный аспект эмпатийнопартиипативной подготовки будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ПАРТИСИПАЦИЯ / ЭМПАТИЙНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ПАРТИСИПАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ЭМПАТИЙНО-ПАРТИСИПАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ЭМПАТИЙНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭМПАТИЙНАЯ РЕАКЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / EMPATHY / PARTICIPATION / FUTURE TEACHER EMPATHIC TRAINING / FUTURE TEACHER PARTICIPATIVE TRAINING / FUTURE TEACHER EMPATHIC-PARTICIPATIVE TRAINING / EMPATHIC POTENTIAL / EMPATHIC REACTION / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкитина Н. С.

Рассматривается педагогическая эмпатия как составляющая профессиональной подготовки будущего учителя. Развивается представление о педагогической эмпатии как базовой характеристике процесса гуманизации и демократизации. Определяются отличия и сходство педагогической эмпатии и эмпатии в психологической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкитина Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMPATHIC COMPONENT OF THE EMPATIC-PARTICIPATIVE TRAINING OF A FUTURE TEACHER

Pedagogical empathy is considered to be as a component of the professional training of a future teacher. The author of the article treats pedagogical empathy as a basic characteristic of a humane and democratic society. Differentiating and similar features of the phenomena of pedagogical and psychological empathy are investigated.

Текст научной работы на тему «Эмпатийный аспект эмпатийнопартиипативной подготовки будущего учителя»

УДК 378:151.8

Н.С. Шкитина, научный сотрудник ЧГПУ, г. Челябинск

ЗМПАТИЙНЫЙ АСПЕКТ ЭМПАТИЙНО-ПАРТИИПАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Рассматривается педагогическая эмпатия как составляющая профессиональной подготовки будущего учителя. Развивается представление о педагогической эмпатии как базовой характеристике процесса гуманизации и демократизации. Определяются отличия и сходство педагогической эмпатии и эмпатии в психологической науке.

Ключевые слова: эмпатия, партисипация, эмпатийная подготовка будущего учителя, партисипативная подготовка будущего учителя, эмпатийно-партисипативная подготовка будущего учителя, эмпатийный потенциал, эмпатийная реакция, толерантность.

Возникнув в области психологии, эмпатия становится самостоятельной характеристикой профессиональной подготовки будущего учителя, особенно в свете гуманизации образовательного процесса. Партисипация, отделяясь от теории управления, также является составной частью профессионально-педагогической подготовки и дополняет ее управлением сотрудничества.

Обращение современных педагогов к проблемам коммуникации, в которой на первый план начинают выдвигаться эм-патический и партисипативный компоненты, дает возможность сделать заключение о том, что эмпатия и партисипация должны быть более детально рассмотрены в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя; кроме того, необходимо создать модель эмпатийно-партисипативной подготовки, которая будет применяться в массовой практике. Сложность заключается в том, что педагогическая эмпатия имеет глубокие психологические корни, что накладывает определенный отпечаток на подходы к ее исследованию.

В целом проблема согласования представлений об эмпатии и партисипации в их классической и педагогической трактовках в настоящее время чрезвычайно актуальна. Ее суть нам видится в построении таких определений эмпатийно-парти-сипативной подготовки будущего учителя, которые, с одной стороны, сохранили бы ключевые особенности классических определений эмпатии и партисипации, таким образом обеспечив возможность более широкого использования данных терминов в контексте педагогики, а с другой стороны, сгладили бы специфику определений в психологии и теории управления, сделав их пригодными к педагогической области.

Итак, рассмотрим эмпатийную и партисипативную подготовку по отдельности.

Организуя эмпатийную подготовку будущего учителя, мы руководствуемся моделью, предусматривающей вооружение студентов знаниями закономерностей педагогической эмпатии, выработку эмпатических умений и навыков, необходимых для самостоятельного осуществления педагогической деятельности, их актуализацию [1]. Следовательно, в системе эмпатий-ной подготовки будущего учителя можно выделить такие компоненты, как методологическая, теоретическая, методическая и практическая подготовки.

Методологическая подготовка представляет собой вооружение студентов системой различных методов и приемов познания и заключается в освоении основных научных подходов, являющихся научной основой развития теории и практики эмпатийной подготовки.

Теоретическая подготовка рассматривается нами как научные интересы и широкий кругозор, как овладение фундаментальными знаниями и их практическое применение студентами. Результатом теоретической подготовки будущих

учителей является готовность, включающая в себя знание основ наук, умения и навыки научного и психолого-педаго-гического мышления, педагогическую направленность. В нашем случае теоретическая подготовка предполагает вооружение студентов знаниями педагогической эмпатии. К сущностным характеристикам эмпатийной подготовки относятся, прежде всего, знания об эмпатии, ее функциях, видах, фазах эмпатийного отклика.

Третий компонент эмпатической подготовки - методическая и практическая подготовка - это формы и методы, которые в нашей работе представлены в виде проблемного семинара и эмпатического тренинга.

Проблемный семинар предполагает более активную по сравнению с дискуссией работу со знанием. Он, в отличие от традиционного, основывается не на готовом знании (например, сообщенное ранее на лекции), его задача заключается как раз в том, чтобы выявить и сформировать представление о пока неизвестном.

Тренинг в большей степени направлен на формирование умений. При этом предполагается, что содержательная часть умений уже освоена участниками. Основной задачей тренинга является организация самостоятельной работы, в процессе которой участники осваивают определенный набор умений. Организация тренинга невозможна без четкого представления о том, какого уровня умений предполагается достичь в результате его проведения, и без точного конструирования деятельности его участников [2].

Мы рассматриваем тренинг как практическую область науки, ориентированную на использование активных методов групповой работы с целью развития компетентности в той или иной области. В нашем представлении эмпатический тренинг имеет трехкомпонентную структуру.

Первый компонент тренинга направлен на повышение уровня перцепции, в особенности подструктуры восприятия, переработки и понимания мимических невербальных знаков и экспрессий.

Второй компонент тренинга представляет собою интенсификацию информации о межличностных взаимоотношениях, качествах и свойствах личности.

Третий - формирование эмпатийного отношения через развитие системы интеракции, когда обучаемые направленно взаимодействуют с другими участниками и становятся мнимыми и реальными соучастниками действий. В этом случае происходит коррекция ролевой дисфункции, когда объект эмпатии из отдаленных позиций психологического поля переходит в систему значимого другого, и он начинает соответствовать тем эталонным меркам, которые сформированы в представлениях субъекта.

Групповая форма работы реализуется в так называемой психолого-коррекционной группе, которая представляет собой временное объединение людей, имеющее руководителя, общую цель обучения, роста и самораскрытия.

Опираясь на классификацию педагогических умений

Н.В. Кузьминой [3], которая выделяет гностические, проектировочные, организаторские, конструктивные и коммуникативные умения, и, рассматривая коммуникативные умения как готовность к осознанному успешному осуществлению коммуникативной деятельности в единстве трех ее сторон (коммуникативная, интерактивная и перцептивная), а также исходя из того, что эмпатические умения входят в состав коммуникативных, мы выделяем 5 групп эмпатических умений:

1) эмпатийно-перцептивные умения - умение «распознавать» другого, в частности, его эмоциональные состояния и переживания; умение преодолевать субъективные ошибки восприятия: функциональный, инерционный, проецирующий и инфантильные типы педагогической перцепции; умение распознавать подлинную природу поступков партнера по общению: неискренность, имитацию социально одобряемых качеств и т.д.;

2) эмпатийно-коммуникативные умения: умение мотивировать партнера на предъявление дополнительной информации; умение предусматривать возможные трудности и намечать пути и способы их преодоления; умение осуществлять обратную связь; умение принять точку зрения партнера; умение найти компромиссный вариант решения конфликтной ситуации и др.;

3) эмпатийно-интерактивные умения: умение оценить и прогнозировать адекватные способы поведения в соответствии с эмоциональным состоянием партнера; умение корректировать выбранные способы взаимодействия в сторону комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения; умение закрепить временно возникающие психические состояния, наиболее часто и сильно переживаемые в форме вчув-ствования и сопереживания, которые направлены на благополучие других людей; умение выразить свое сочувствие в конкретных действиях и др.;

4) экспрессивно-эмпатийные умения: умение использовать экспрессивный потенциал устного слова для актуализации душевных переживаний партнера; умение использовать мимические и пантомимические возможности; умение имитировать вербальную и невербальную экспрессию партнера;

5) эмпатийно-рефлексивные умения: умение идентифицировать свои эмоции с эмоциями партнера по общению; умение концентрировать все психические познавательные процессы на партнере; умение обобщать и делать выводы не столько на основании логики, сколько на основе бессознательных сопоставлений с прошлым опытом и на основе интуиции; умение мысленно воссоздавать внутренний мир ребенка в деталях, проникая в его мотивационно-потребностную сферу.

Эмпатический тренинг представляет собою методику диагностики уровня эмпатических умений и собственно тренировочные упражнения, которые, в свою очередь состоят из подготовительных упражнений («Слепой и поводырь», «Прогулка с компасом», «Корабли и скалы», «Слепое доверие» и др.) и основных упражнений («Активное слушание», «Контекстное прочтение диалога», «Расскажи мне обо мне» и др.).

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что эмпатия традиционно понимается как умение поставить себя на место другого и посмотреть на мир его глазами. Тем не менее, ни в зарубежной, ни в отечественной литературе нет общепризнанного понимания данного термина. Так, эмпатия трактуется как эмоциональ-

ное знание о чувствах другого, предсознательный феномен,

помогающий понять другого, разделить его чувства, не будучи при этом вовлеченным, то есть, играя роль стороннего наблюдателя; способность переживать и страдать вместе с другим человеком, то есть, внутри объекта, и в этом случае процесс идентификации осуществляется на основании качеств субъекта, вложенных внутрь объекта; принятие роли другого, понимание его чувств, мыслей и установок; средство познания мира, который представляется как мир без преследования личных интересов и предвзятых мнений, мир, трудно познаваемый, так как, если человек не переживает, не распознает и не понимает всей широты возможного человеческого опыта в самом себе, то ему будет трудно распознавать эти состояния в других людях; как универсальная потребность развития.

Эмпатия рассматривается, кроме того, как уникальный инструмент, используемый для аналитического процесса, объединяющий субъект и объект эмпатии, аналитика и анализирующего; трактуется как самоэмпатия, которая дает возможность человеку войти в собственный жизненный мир и сделать это на таком уровне, который включает обостренное восприятие эмоций, непрерывное формирование смыслов и способность интерпретировать опыт в рефлексивной форме.

Таким образом, как нам представляется, в эмпатии следует выделить три стороны восприятия другого человека - рациональную, эмоциональную и интуитивную.

Рациональное в эмпатии проявляется в сопричастности: во внимании к другому, в наблюдении другого человека, в цепкости восприятия его реакций, состояний и свойств, то есть все психические познавательные реакции должны быть направлены на объект эмпатии. Таким образом, рациональная сторона эмпатии — не формальная логика, а интенсивная аналитическая переработка информации о партнере по общению, поступающей по разным сенсорным каналам.

Эмоциональное в эмпатии связано с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта посредством эмоциональных ассоциаций и переносов.

Интуитивное при эмпатическом восприятии другого сводится к подсознательной обработке информации о партнере по общению.

Следовательно, эмпатийная подготовка с этой точки зрения представляет собою рационально-эмоционально-интуитивное отражение другого человека, что позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений - свойств, состояний, реакций в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение.

Е.В. Рязанова рассматривает эмпатию как нравственное качество личности и выделяет так называемый личностный компонент эмпатии, который она представляет в виде идентификации, отождествлении одного объекта с другим (готовность чувствовать, переживать, действовать в отношении другого человека, как если бы этим другим вы являлись сами), аналогии (сходство между явлениями или предметами), конгруэнтности (восприятие явления или процесса как переходящего от одного индивида к другому) и рефлексии [ 4 ].

И.М. Юсупов, рассматривая эмпатию в рамках способов понимания (рациональные, эмоциональные и поведенческие), подчеркивает, что эмпатия занимает узловое место в понимании человеком объектов социальной природы; в приобретении личностью коммуникативной компетентности; при оказании психотерапевтической помощи; в эффективном взаимодействии обучающего и обучаемого. Автор представляет эмпатию как понимание объектов социальной природы через интегрирование образно-чувственного и логического аспек-

тов познания путем перехода от эгоцентрического приема и переработки информации к резонансному взаимодействию через вчувствование в объект познания. При этом эмоционально-когнитивные компоненты понимания находятся между собой в отношениях дополнительности, включение одного в другое происходит при дефиците информации о познавательном объекте. Функциональным механизмом понимания объектов социальной природы выступает идентификация и эмоционально-когнитивная децентрация субъекта [ 5 ].

Для нашего исследования немаловажно, что И.М. Юсупов делает вывод, что эмоциональный потенциал личности подвержен произвольной регуляции, следовательно, необходима разработка программы тренинга эмпатийного понимания и инструментария для количественного измерения эмпа-тийного потенциала личности. Мы также приходим к выводу, что с позиций системного анализа эмпатийное понимание — это интегральный процесс взаимодействия осознанной и подсознательной инстанций психики; эмпатия, как системообразующий фактор, лежит в основе педагогической направленности личности и несет ведущую функцию в успехе межличностного взаимодействия.

Итак, отечественные и зарубежные психологи и педагоги рассматривают эмпатию:

- как психологический процесс, в основе которого лежит рационально-эмоционально-интуитивное отражение другого; процесс, направленный на моделирование внутреннего мира переживаний воспринимаемого человека, характеризующийся динамичностью, процессуальностью и фазовым характером;

- способ обучения ребенка альтруистическому поведению, когда удовольствие педагога от поведения ребенка выступает как подкрепление для ребенка, так как ребенок разделяет это удовольствие; подкреплением оказывается результат поступка, а эмпатия - средством для усвоения одобряемого поведения;

- поведенческая способность, которая проявляется в помогающем, содействующем, альтруистическом поведении в ответ на переживания другого человека;

- психическая, эмпатическая реакция на стимул, представленная в виде эмпатической реакции в ответ на поведение группы или эмпатической реакции в адрес конкретной личности;

- социально-психологическое свойство личности, представляющее совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В ряд таких способностей входят способность эмоционально реагировать на переживания другого и мысленно переносить себя в чувства и действия другого; способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.

Нам представляется, что понятие «эмпатия» тесным образом связано с актуальным на современном этапе развития образовательного процесса понятием «толерантность». Толерантность выступает и как объективный результат взаимодействия многополюсного человеческого мира, его предпосылка, и как фактор его продвижения к целостности и сотрудничеству. Кроме того, она является одной из ключевых характеристик демократической политической культуры, предполагая сознательную установку на необходимость многих точек зрения и на недостаточность любой отдельной точки зрения.

Таким образом, мы будем рассматривать понятие «эмпатия» с позиций гуманистического подхода, который опирается на базовую концепцию толерантности как культурной нормы и необходимости и концепцию диалога культур.

В нашем исследовании гуманизм предполагает также отрицание узкой прагматичности научного знания, которое, в нашем представлении, должно выходить за рамки педагогической науки и использовать концептуальные поля различных областей духовной жизни (в частности, психологии), становясь полилогичным, что также является его гуманизирующей основой.

Анализ существующих определений эмпатии со всей очевидностью демонстрирует значительные расхождения в толковании понятия как психолого-педагогического феномена и, кроме того, расхождения в классических определениях данного термина, что до сих пор приводит к спорам о правомерности его использования в контексте педагогики. Очевидно, что поскольку используется один и тот же термин, то эмпатия педагога не может и не должна быть чем-то принципиально иным по сравнению с классической трактовкой в психологической науке. Безусловно, между ними существует ряд существенных отличий.

Во-первых, с точки зрения классического представления, эмпатия - это уникальный инструмент, используемый в основном психоаналитиками, который объединяет аналитика и анализируемого и способствует преодолению болезни. Эмпатия же в профессиональной деятельности педагога будет не столько инструментом, используемым при решении частных задач, сколько основной стратегией деятельности педагога, который должен быть эмпатичен не только по отношению к отдельным «трудным» ученикам, эмпатия должна стать его главенствующей стратегией в общении со всеми учениками.

Во-вторых, эмпатия - это не только способность сопереживать, сострадать вместе с другим, погрузиться в его мир, при этом оставаясь сторонним наблюдателем. Для педагога эмпатия - это более сложное качество личности, которое подразумевает наряду с эмоциональной реакцией способность к идентификации, а также организацию определенного воспитательного влияния, которое следует построить таким образом, что педагог должен являться организатором такого психологического климата, при котором ученик смог бы развить качества личности, ориентированные на общечеловеческие ценности.

В-третьих, результатом педагогической эмпатии не всегда будет продуктивное общение между педагогом и учеником, так как воспитательный процесс может пойти по своему пути, выйти из-под контроля в силу серьезных влияний со стороны различных случайных факторов, или же результаты воспитательного воздействия могут быть просто отложены во времени.

В-четвертых, педагогическая эмпатия - понятие полина-учное, так как она требует синтеза не только педагогических и психологических знаний, но и философских, медицинских, информационных и др.

В-пятых, педагогическая эмпатия является более гибким, с одной стороны, и более объемным понятием, с другой, так как педагогический процесс представлен более сложными компонентами, чем процесс применения эмпатии в психологической или педагогической отраслях.

Указанные отличия могут поставить под сомнение правомерность использования термина «эмпатия» в контексте педагогики. Однако, на наш взгляд, в главных позициях педагогическая эмпатия и классическая (психологическая) имеют сходство:

1) они обе являются характеристиками процесса гуманизации образования и базовыми составляющими личностно ориентированного подхода;

2) и в том, и в другом определении акцент делается на умении поставить себя на место другого, посмотреть на мир его глазами;

3) объектом эмпатии и в психологии, и в педагогике является человек;

4) и в той, и в другой науке эмпатия может быть представлена в виде самоэмпатии, которая предоставляет человеку возможность войти в собственный мир, познать его и интегрировать опыт в рефлексивной форме;

5) в обеих областях знания эмпатия рассматривается как способ научения ребенка альтруистическому поведению; как нравственное, социально-психическое качество личности;

6) и классическое, и педагогическое определение эмпатии предполагает наличие трех взаимосвязанных сторон восприятия другого человека - рациональной, эмоциональной и интуитивной.

Учет этих положений приводит к выводу, что эмпатия в педагогической области не только возможна, но и в своих основных характеристиках является современной неотъемлемой составляющей профессионально-педагогической подготовки будущего учителя.

Итак, под педагогической эмпатией мы понимаем нравственное, социальное-психологическое качество личности, в основе которого лежит толерантность как базовая характе-

Библиографический список

ристика процесса гуманизации, и которое представляет собой рационально-эмоционально-интуитивное отражение другого человека через процессы аналогии, отождествления, идентификации, конгруэнтности и рефлексии, что помогает учителю организовать воспитательное влияние более эффективно.

Эмпатийная подготовка будущего учителя рассматривается нами как овладение будущими учителями необходимой суммой знаний о педагогической эмпатии, эмпатическими умениями и навыками, ориентированными на социальный заказ общества, характеризующийся гуманизацией процессов обучения и воспитания; целью и результатом эмпатийной подготовки является подготовка квалифицированного профессионала, способного посредством рационально-эмоциональноинтуитивного отражения ученика организовать эффективное воспитательное влияние.

Эмпатийно-партисипативная подготовка - система методологической, теоретической, методической и практической подготовок, направленная на формирование педагогической эмпатии и партисипации.

Каждому компоненту эмпатийно-партисипативной подготовки (методологическая, теоретическая, методическая и практическая) соответствуют свои собственные формы и методы подготовки.

1. Агавелян, Р.О. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности: автореф. дис канд. психол. наук / Р.О. Агавелян. - М., 1995.

2. Ассаджоли, Р Психосинтез: теория и практика / Р Ассаджоли. - М.: REEL-book, 1994.

3. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

4. Рязанова, Е.В. Организация педагогического процесса по формированию эмпатии как нравственного качества личности будущих учителей-сурдопедагогов: дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Рязанова. - М.: ПроСофт, 2005.

5. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания / И.М. Юсупов. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1991.

Статья поступила в редакцию 12.04.09

УДК 378

Н.В. Абрамовских, канд. пед. наук, доц., ШГПИ, г. Шадринск

СПЕЦИФИКА АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ООДТОТООКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАТОТОВ В ВУЗЕ

В рамках профессиональной подготовки социальных педагогов рассматривается проблемы проектирования адаптивной системы реализации данного процесса. Выделяются структурные компоненты данной системы, их содержательные характеристики.

Ключевые слова: адаптивная система, социальный педагог, адаптация.

Сложный и многофакторный характер профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе предполагает использование системного подхода к ее рассмотрению. В качестве одного из путей ее решения рассматривается создание адаптивного образовательного процесса, который строиться с учетом возможностей обучаемых, ориентируется на удовлетворение их разнообразных потребностей и интересов, обеспечивает условия для их жизненного самоопределения и самореализации, создает благоприятный психологический климат педагогического взаимодействия всех субъектов образовательной среды.

Рассмотрение адаптивной системы профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе как управляемой в рамках системного подхода предполагает аспекты: генети-

ческий (происхождение, перспектива развития); морфологический (из каких элементов состоит); структурный (какие связи и отношения между элементами); функциональный (задачи, место каждого элемента, их иерархия).

Термин «адаптивное обучение» был введен английским исследователем Г. Паском в 60-х годах XX века определившим его как обучение, ход которого оперативно, непрерывно подстраивается к индивидуальным особенностям процесса усвоения [1]. Возникновение адаптивного обучения обусловлено необходимостью решения важных педагогических задач: упорядочение содержания образования, глубокая индивидуализация обучения с наиболее полным учетом психологических механизмов учения, повышения общей эффективности обучения с опорой на закономерности управления и использования обучающих программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.