Научная статья на тему 'Специфические средства и условия подготовки студентов в области педагогической гидрореабилитации ученика'

Специфические средства и условия подготовки студентов в области педагогической гидрореабилитации ученика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИЯ / УЧЕНИК С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ / SPECIFIC MEANS / PREPARATION OF STUDENTS / PEDAGOGICAL HYDROREHABILITATIONS / PUPIL WITH DEVIATIONS IN STATE OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосунова Мария Дмитриевна, Григорьева Дарья Викторовна

Разработаны специфические средства с учетом условий подготовки студентов в области педагогической гидрореабилитации ученика с отклонениями в состоянии здоровья в условиях плавательного бассейна, представлены последовательно дидактическими системами: «преподаватель-студент»; «преподаватель-студент-студент»; «преподаватель-студент-ученик»; «студент-ученик-преподаватель».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосунова Мария Дмитриевна, Григорьева Дарья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific means and conditions of students` preparation in the field of pedagogical hydrorehabilitation of the pupil

Specific means and conditions of preparation of students in the field of pedagogical hydrorehabilitation of the pupil with deviations in health state in the conditions of swimming pool have been developed and presented by the consistently didactic systems: "teacher-student"; "teacher-student-student"; "teacher-student-pupil"; "student-pupil-teacher".

Текст научной работы на тему «Специфические средства и условия подготовки студентов в области педагогической гидрореабилитации ученика»

Адыгейский гос. ун-т. - М., Майкоп : [б.и.], 1995. - 199 с.

9. Никифоров, Ю.Б. Модельные характеристики боксеров высокой квалификации I Ю.Б. Никифоров, А.И Родионов, М. А. Овакян II Бокс : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - С. 22-24.

10. Никольская, С.В. Методика технико-тактической подготовки юных рапири-стов-левшей с учётом функциональной асимметрии : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 I Никольская Светлана Васильевна ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта.

- СПб., 1993. - 23 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 797.212.4

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В

ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ УЧЕНИКА

Мария Дмитриевна Мосунова, кандидат педагогических наук, доцент,

Дарья Викторовна Григорьева, соискатель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Разработаны специфические средства с учетом условий подготовки студентов в области педагогической гидрореабилитации ученика с отклонениями в состоянии здоровья в условиях плавательного бассейна, представлены последовательно дидактическими системами: «преподаватель-студент»; «преподаватель-студент-студент»; «преподаватель-студент-ученик»; «студент-ученик-преподаватель».

Ключевые слова: специфические средства, подготовка студентов, педагогическая гидрореабилитация, ученик с отклонениями в состоянии здоровья.

SPECIFIC MEANS AND CONDITIONS OF STUDENTS' PREPARATION IN THE

FIELD OF PEDAGOGICAL HYDROREHABILITATION OF THE PUPIL

Maria Dmitrievna Mosunova, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Darya Viktorovna Grigorieva, the competitor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

Specific means and conditions of preparation of students in the field of pedagogical hydrorehabilitation of the pupil with deviations in health state in the conditions of swimming pool have been developed and presented by the consistently didactic systems: "teacher-student"; "teacher-student-student"; "teacher-student-pupil"; "student-pupil-teacher".

Keywords: specific means, preparation of students, pedagogical hydrorehabilitations, pupil with deviations in state of health.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (квалификация (степень) "бакалавр"), приказ Минобрнауки от 29 марта 2010 N 220. На основании стандарта в тематику учебно-методических комплексов включаются дисциплины профилей (специализации) «Гидрореабилитация», «Педагогическая гидрореабилитация», «Технологии физкультурно-спортивной деятельности». Однако, имеющийся практический опыт преподавания этих дисциплин остается уделом знаний и практических умений отдельных преподавателей, изложен крайне фрагментарно, не сис-

тематизирован и не обобщен [1]. В том числе, отсутствуют результаты разработки и внедрения специфических средств и создания условий подготовки студентов, которые, как показывает многолетний авторский опыт работы, представляют значительную трудность, как для преподавателя, так и для студента.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках обобщения авторской методики [2] был проведен естественный педагогический эксперимент. Эксперимент проводился в период 2002-2010 учебные года, в нем приняло участие: 11 групп студентов очного обучения Института (ранее «Факультета») адаптивной физической культуры и кафедры «теории и методики гидрореабилитации» (ранее «Технологий физкультурно-спортивной деятельности, гидрореабилитации»), а также, 3 группы заочного обучения - 34 студента, всего 402 студента, из них 117 мужчин, 285 женщин. В педагогических экспериментах приняло участие 350 учеников в возрасте от 1 года до 25 лет с различными отклонениями в состоянии здоровья.

Принятые ограничения:

1. Студенты и ученики с отклонением в состоянии здоровья допускались до занятий в области гидрореабилитации на основании медицинской справки-допуска: практически здоров, плавательный бассейн посещать может.

2. Студенты прошли учебный курс дисциплины «Плавание», получили зачет по практике и сдали теоретический экзамен.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

1. В результате многолетних педагогических экспериментов разработана дидактическая система специфических средств и условий подготовки студентов в области педагогической гидрореабилитации ученика с отклонениями в состоянии здоровья. Система на основе передачи опыта от одного поколения другому - от преподавателя студенту и от студента ученику, формирует и объясняет содержание педагогического процесса, раскрывает специфические средства подготовки и условия объект - субъективных взаимоотношений в соответствии целевой направленности на системном уровне (таблица 1).

Таблица 1

Дидактическая система специфических средств и условий подготовки

студентов в области педагогической гидрореабилитации ученика

Название уровня Цель Направленность Исполни- тель Объект, субъект воздействия Средства и условия взаимоотношений в воде

Преподаватель - студент усвоение техники перемещений в воде передача опыта преподавателем студент двигательное действие с неподвижной и подвижной опорой, без опоры

Преподаватель - студент - студент усвоение техник поддержек, страховок, перемещений передача опыта преподавателем студент студент -студент с подвижной опорой и без опоры

Преподаватель - студент - ученик усвоение методик по ознакомлению с водой передача опыта преподавателем студент студент - ученик с подвижной опорой и без опоры

Студент - ученик -преподаватель усвоение методик по начальному обучению плаванию передача опыта студентом ученик ученик под контролем студента по выбору студента

1. Системный уровень «преподаватель-студент» отражает овладение студентом индивидуальной техникой фронтальных перемещений в воде.

Цель 1-го уровня «преподаватель-студент»: формирование у студентов комплекса специальных теоретических и практических знаний умений и владений по усвоению техник фронтального (в вертикальном положении туловища) перемещения в водной среде с помощью подвижной опоры (плавательной палки - «нудлс», доски) и без опоры.

Специальные упражнения направлены на овладение студентом техникой самостоятельного, вертикального перемещения в водной среде без использования подвижной и не подвижной опоры.

2. Системный уровень «преподаватель-студент-студент» отражает овладение студентом техникой перемещения/ страховки, поддержки совместно со студентом-дублером, в условиях: «на суше» и «на воде».

Цель 2-го уровня «преподаватель-студент-студент»: формирование у студента специальных практических знаний умений и владений по освоению техник спуска ученика в воду и подъема ученика из воды, поддержек, транспортировок, страховок ученика в воде, техник оздоровительных, общеразвивающих, укрепляющих упражнений в водной среде, а также методики по начальному обучению плаванию ученика - инвалида в условиях глубокого бассейна.

Средства 2-го уровня «преподаватель-студент-студент»: специальные упражнения, которые, в процессе педагогического эксперимента поделились по критерию последовательного усвоения теоретического и практического материала на 4 группы.

Первая группа: упражнения, направленные на, удержание, поддержку и транспортировку, студентом, самого себя, либо же другого студента «дублера» (который выступает в роли ученика в данной подгруппе упражнений), у неподвижной опоры (бортик, дно бассейна, дорожка) и с помощью подвижной опорой (плавательная доска, нудлс и т.д.) на поверхности воды.

Вторая группа: упражнения направленные на овладение студентом методики начального обучения общеразвивающим, оздоровительным, укрепляющим упражнениям в воде, упражнениям по освоению с водой и упражнения на дыхание.

Третья группа: упражнения направленные на овладение студентом методики начального обучения плаванию ученика в условиях малого и глубокого бассейнов.

Четвертая группа: упражнения направленные на овладение студентом методики спуска в воду и подъема ученика-инвалида из воды на учебно-практических занятиях по гидрореабилитации в условиях глубокого бассейнов.

3. Системный уровень «преподаватель-студент-ученик» отражает овладение студентом техникой перемещения/ страховки, поддержки совместно с учеником/ в условиях: «на суше» и «на воде».

Цель 3-го уровня «преподаватель-студент-ученик»: формирование у студента комплекса практических умений и владений в области проведения учебно-практических занятий по гидрореабилитации с учениками в условиях водной среды.

Средства 3-го уровня «преподаватель-студент-ученик»:

- фотосъемка учебно-практических занятий студентов с детьми;

- надводная и подводная видеосъемка учебно-практических занятий студентов с детьми;

- применение на практических занятиях с учеником ранее изученных, на первом и втором уровне усвоения, подводящих и специальных упражнении под контролем преподавателя;

- главными средствами для выполнения поставленных задач на 3-м уровне системы «преподаватель-студент-ученик» является не только индивидуальный накопленный практический опыт студента по совместной работе с учеником в условиях водной среды, но сам ученик, который выступает в роли универсального средства проявления студентом знаний, практических умений и овладений системой гидрореабилитации.

4. Четвертый системный уровень «студент-ученик-преподаватель» отражает зна-

ния, умения и владения в области самостоятельной организации и проведения студентом занятия по гидрореабилитации с учеником в условиях плавательного бассейна под наблюдением преподавателя.

Цель: формирование у студентов системы практических умений и овладений в области самостоятельной организации и проведению учебно-практических занятий по гидрореабилитации с детьми-инвалидами в условиях водной среды.

Средства 4-го уровня «преподаватель-студент-ученик»:

- фотосъемка первого учебно-практического занятия студентов с детьми.

- надводная и подводная видеосъемка первого учебно-практического занятия конкретного студента с учеником.

- анализ, обобщение и практическое применение студентом полученных знаний и умений при прохождении самостоятельной гидрореабилитации ученика - инвалида.

- самостоятельный выбор и применение на практических занятиях с учеником ранее изученных, на первом, втором и третьем уровне усвоения, подводящих и специальных упражнений.

ВЫВОДЫ

Разработанная и экспериментально апробированная дидактическая система специфических средств и условий подготовки студентов в области педагогической гидрореабилитации ученика позволяет обеспечить преподнесение занимающимся материала практического содержания, его последовательность и контроль в процессе овладения знаниями и умениями на системных уровнях усвоения: «преподаватель-студент»; «пре-подаватель-студент-студент»; «преподаватель-студент-ученик»; «студент-ученик-

преподаватель», и обусловлено успешностью педагогической гидрореабилитации и обучения плаванию ученика.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлова, Д.В. Опыт проведения учебных занятий по курсу «Гидрореабилитация» в вузе / Д.В. Козлова // Материалы одиннадцатого национального конгресса «Человек и его здоровье», 27-30 ноября 2006 г., Санкт-Петербург. - СПб., 2006. - С. 209-210.

2. Мосунова, М. Д. Обучение плаванию в условиях совместного пребывания в воде тренера и ребенка-инвалида (на примере эпилепсии) : дис. ... канд. пед. наук / Мосунова М. Д. - СПб., 2005. - 186 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 378

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Гульсина Хафизовна Муртазина, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье освещаются вопросы организации учебного процесса специалистов по связям с общественностью. Представлена классификация уровней усвоения информации. Определена качественная оценка усвоения учебной информации. Данная диагностика может быть применима в новом направлении подготовки «Реклама и связи с общественностью» и определять пороговый и повышенный уровни формирования профессиональных профильных компетенций.

Ключевые слова: качество усвоения информации, коммуникативные практики, связи с общественностью, реклама, приемы, средства, физическая культура, спорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.