Научная статья на тему 'Сохранение массива спарринг-партнеров на учебно-тренировочном этапе подготовки боксеров путем расширения и систематизации образовательного компонента'

Сохранение массива спарринг-партнеров на учебно-тренировочном этапе подготовки боксеров путем расширения и систематизации образовательного компонента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПАРРИНГ-ПАРТНЕРЫ / МОДЕЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КИНЕМАТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / SPARRING-PARTNERS / MODEL OF TECHNICAL ACTIVITY / KINEMATICS SITUATIONS / PHYSIOLOGICAL FUNCTIONS / PEDAGOGICAL FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малазония Ираклий Гивиевич, Макаров Владимир Александрович, Близнюк Алексей Анатольевич

Эксплуатация физиологических функций, доминирующая в процессе подготовки боксеров, приводит к их массовому отсеву и, главное, к снижению числа спарринг-партнеров уже к началу учебно-тренировочного этапа. Базовая техническая подготовка с расчетом на овладение полным составом техники для меняющихся типовых ситуаций обеспечит успех более сенсорным бойцам за счет проявления педагогических функций и, соответственно, сохранение кадров для учебно-тренировочного этапа подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малазония Ираклий Гивиевич, Макаров Владимир Александрович, Близнюк Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation of the selection of sparring-partners during the training preparation stage of boxers by expansion and systematization of the educational component

The exploitation of physiological functions, dominating in the course of preparation of boxers, leads to their mass dropout and, mainly, to sparring-partners number decrease already by the beginning of the training stage. Base technical training counting upon mastering of full techniques composition within the changing typical situations will provide success for more sensitive fighters at the expense of display of pedagogical functions and, accordingly, preservation of personnel for the training preparation stage.

Текст научной работы на тему «Сохранение массива спарринг-партнеров на учебно-тренировочном этапе подготовки боксеров путем расширения и систематизации образовательного компонента»

воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития : дис. ... канд. пед. наук / Решетняк О.В. - Краснодар, 2004. - 23 с.

13. Стеблий, Т.В. Физическое воспитание детей 5-6 лет в условиях функциональной интеграции (на примере интеграции детей с задержкой психического развития) : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Стеблий Татьяна Викторовна ; [Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург]. - СПб., 2008. -21 с. : ил.

Контактная информация: [email protected] УДК 796.83

СОХРАНЕНИЕ МАССИВА СПАРРИНГ-ПАРТНЕРОВ НА УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ БОКСЕРОВ ПУТЕМ РАСШИРЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Ираклий Гивиевич Малазония, старший преподаватель,

Владимир Александрович Макаров, кандидат педагогических наук, доцент, Президент Фонда правоохранительных органов и спецслужб Краснодарского края

«Щит и меч»,

Алексей Анатольевич Близнюк, старший преподаватель,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), г. Краснодар

Аннотация

Эксплуатация физиологических функций, доминирующая в процессе подготовки боксеров, приводит к их массовому отсеву и, главное, к снижению числа спарринг-партнеров уже к началу учебно-тренировочного этапа. Базовая техническая подготовка с расчетом на овладение полным составом техники для меняющихся типовых ситуаций обеспечит успех более сенсорным бойцам за счет проявления педагогических функций и, соответственно, сохранение кадров для учебнотренировочного этапа подготовки.

Ключевые слова: спарринг-партнеры, модель технической деятельности, кинематические ситуации, физиологические функции, педагогические функции.

PRESERVATION OF THE SELECTION OF SPARRING-PARTNERS DURING THE

TRAINING PREPARATION STAGE OF BOXERS BY EXPANSION AND SYSTEMATIZATION OF THE EDUCATIONAL COMPONENT

Irakly Gievich Malazonija, the senior teacher,

Vladimir Aleksandrovich Makarov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, President of Fund of law enforcement bodies and special services of Krasnodar territory

«Board and Sword»,

Alexey Anatolevich Bliznjuk, the senior teacher,

Kuban State University Physical Training, Sports and Tourism,

Krasnodar

Annotation

The exploitation of physiological functions, dominating in the course of preparation of boxers, leads to their mass dropout and, mainly, to sparring-partners number decrease already by the beginning of the training stage. Base technical training counting upon mastering of full techniques composition within the changing typical situations will provide success for more sensitive fighters at the expense of display of pedagogical functions and, accordingly, preservation of personnel for the training preparation stage.

Keywords: sparring-partners, model of technical activity, kinematics situations, physiological functions, pedagogical functions.

Данные опроса специалистов свидетельствуют о нежелании тренеров работать с детьми, которые на этапе начальной подготовки, не могут противостоять психомоторным нагрузкам ударного противоборства. В связи с этой тенденцией зачастую приходится добирать в группу новых, технико-тактически не подготовленных учащихся. В то же время, специалисты спортивной физиологии отмечают неправомерность переноса требований физиологических нагрузок для взрослых, на не сформировавшиеся функциональные структуры организма детей [8] .

Положение усугубляется образовательным составом в учебной литературе по боксу, согласно которому, далеко неполно и не системно представлена сама техника бокса. Так, в учебных пособиях [4,6] представлена техника ударов левой и правой рукой, вне связи с собственной стойкой, которая, как правило, является асимметричной.

Большая часть работ по боксу посвящена проблемам: скоростно-силовой подготовленности боксеров с учетом оптимизации тренировочных средств [1], роли темперамента в боксе [5], точности движений при зрительном и кинестетическом образе цели [7], чувству дистанции у боксеров [8], манерам ведения боя [4], оценке технической подготовленности по числу атак и пропущенным ударам [6].

В конечном итоге все сводится к роли таких специальных физических качеств, как скорость и энергетическое обеспечении специализированного движения.

В учебниках по боксу [4] имеется масса ценной информации: о формах боя, разведке, подготовительных действиях, программированном обучении, способах перестройки тактики в ходе боя, о тактике: высокого темпа, силы удара, обыгрывания, об атакующих, встречных и ответных ударах. К сожалению, этого материала не было ранее, и нет в последней программе по боксу [8]. Программы изобилуют информацией о контрольных нормативах физической подготовленности, о физиологических нагрузках в микроциклах, мезоциклах и макроциклах, даже для этапа начальной подготовки [3].

Используемые в боксе модельные характеристики [10], касаются энергетических качеств боксеров, в лучшем случае - количественных показателей реализации техники, но без пространственно-смыслового их содержания. В этом направлении велась работа, связанная с моделированием технико-тактических действий в зависимости от смены стойки противником, но это касалось изменений в проекции на сагиттальную плоскость [9], что при современных правилах соревнований не является актуальным.

В боксе используются термины «правша» и «левша» [10], однако ссылка на взаимосвязь этого качества с занятием собственной стойки отсутствует. В противном случае, логически бы вытекала следующая посылка - о различии тактики использования ударов ближней и дальней рукой. В аспекте двигательной асимметрии имеются работы, в которых утверждается нецелесообразность переделывать физиологические механизмы [7].

Таким образом, в практике бокса создалось противоречие, связанное с попытками форсирования физиологических качеств и с попытками дать образовательный компонент, относящийся к проблемам высшего спортивного мастерства, без разработки образовательной части, касающейся базовой техники в вариативных условиях ее выполнения.

Отсюда возникла проблема наполнения этапа начальной подготовки и первых лет учебно-тренировочного этапа, образовательным содержанием, обеспечивающим формирование стабильных технико-тактических комплексов, рассчитанных на адекватность действий при смене взаимных стоек в проекции на горизонтальную плоскость, что само -собой решит проблему двигательной асимметрии за счет педагогического подхода.

Предполагалось, что изучение особенности техники и тактики ее использования в зависимости от изменения модельных кинематических ситуаций, связанных с взаимной стойкой в проекции на горизонтальную плоскость [2] (схема), позволит добиться более качественных технико-тактических показателей без ставки на нагрузку опорнодвигательных и вегетативных функций организма детей.

Секторы по высоте Левый сектор Правый сектор Левый сектор Правый сектор

Удары в голову ^5 ЧМ ^5 ЧМ

Защита от аналогичных ударов Защита от аналогичных ударов Защита от аналогичных ударов Защита от аналогичных ударов

Удары в корпус

V,

Защита от аналогичных ударов Защита от аналогичных ударов Защита от аналогичных ударов Защита от аналогичных ударов

Символы ударов: ^ прямой сбоку снизу

Схема. Модель пространственно-смысловой, технико-тактической деятельности в боксе (данная модель предполагает наличие зеркального содержания техники при правосторонней стойке атакующего)

Изучение техники ударов и защиты, в соответствии в перечнем данной модели, и ее дальнейшая реализация в условиях смены взаимных стоек (при сохранении собственной стойки) позволит сократить учебный материал, время и энергию на его освоение при сохранении технико-тактической вооруженности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Обучение контрольной группы проходило в соответствии с существующей программой [3], а экспериментальной группы - по программе, содержащей инновационный перечень действий, в соответствии с моделью деятельности [4] (схема 1) поэтапная последовательность его усвоения. После окончания 1-го года учебно-тренировочного этапа подготовки, в ходе которого в экспериментальной группе отработка атаки и защиты, учебные и учебно-тренировочные бои привязывалась к составу данной модели деятельности, без смены собственной стойки, участники обеих групп приняли участие в контрольных соревнованиях с приглашением учащихся других спортивных коллективов. Участники одной группы друг с другом не встречались.

РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРИМЕНТА

В результате соревнований оказалось, что учащиеся контрольной группы (К) суммарно достигли по количественному показателю эффективности (КОПЭУ) значения -

0,513, а учащиеся экспериментальной группы (Э) достигли значения - 0,577, что по Стьюденту статистически достоверно превосходит результаты контрольной группы со значением 1=2,705 (р < 0,05), (рис., табл.).

0,8-

копэу псэ

Рис. Результаты естественного педагогического эксперимента по количественному показателю эффективности ударов (КОПЭУ) и показателю секторной эффективности (ПСЭ)

Таблица

Результаты естественного педагогического эксперимента по показателям техникотактической подготовленности после окончания 1-го года учебно-тренировочного _______________________________этапа подготовки________________________________

№ КОПЭУ ПСЭ ПТРС ПМЗ

п/п К Э К Э К Э К Э

М 0,513 0,577 0,546 0,622 0,5 0,673 0,463 0,577

а 0,097 0,072 0,115 0,079 0,012 0,08 0,057 0,051

т 0,019 0,015 0,024 0,017 0,009 0,017 0,012 0,011

1 2,705 2,650 9,141 7,289

Р <0,05 <0,05 <0,001 <0,001

Кроме этого, учащиеся контрольной группы (К) суммарно достигли по показателю секторной эффективности (ПСЭ) значения - 0,546, а учащиеся экспериментальной группы (Э) значения - 0,622, что статистически достоверно превосходит результаты со значением 1=2,65 (р<0,05), (рис., табл.).

Таким образом, обучение технико-тактическим действиям по алгоритму, основанному на содержании модели технико-тактической деятельности, обеспечивает статистически достоверное повышение качества технико-тактической подготовленности.

По показателю сохранения контингента учащихся, в экспериментальной группе отсев составил 16%, а в контрольной группе - 47%, что обеспечило сохранение числа будущих обученных спарринг-партнеров.

По показателям физической подготовленности учащихся до и после эксперимента достоверность различия отсутствует, что свидетельствует об отсутствии их влияния на технико-тактические показатели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, А. А. К проблеме скоростно-силовой подготовленности боксеров с учетом оптимизации тренировочных средств / А. А. Алексеев, И.П. Дегтярев // Вопросы современного бокса. - М., 1994. - С. 1-2.

2. Бакулев, С.Е. Дифференцированный подход к определению спортивно-важных координационных способностей боксера / С.Е. Бакулев, О. А. Двейрина, А. С. Саввина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2006. - № 22. - С. 3-9.

3. Бокс : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А.О. Акопян, Е.В. Калмыков, Г.В. Кургузов, В.А. Панков, А.В. Родионов, А.С.Черкесов. - М. : Советский спорт, 2005. - 71 с.

4. Бокс. Теория и методика : учебник / С. М. Ахметов [и др.] ; под. общ. ред. Ю. А. Шулики, А. А. Лаврова. - М. : Советский спорт, 2009. - 766 с. : ил. - ШБМ 978-5-97180414-7.

5. Котешев, В.Е. Оценка технической подготовленности боксеров по данным коэффициента эффективности боевых действий / В.Е. Котешев, А.А. Близнюк // Тезисы докладов XXXV науч. конф. студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа (январь - март 2008года). - Краснодар, 2008. - С. 70-71.

6. Макаров, В.А. Ролевые номинации в педагогическом контроле как щадящее средство повышения уровня спортивного мастерства боксера / В. А. Макаров, И.Г. Мала-зония // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (52). - С. 35-38.

7. Немцев, О.Б. Исследование особенностей проявления точности движений при зрительном и кинестезическом образе цели / О.Б. Немцев, С.П. Мирошниченко // Проблемы физического воспитания и спорта : научные труды кафедры легкой атлетики ин-та физ. культуры и дзюдо Адыгейского гос. ун-та. - Майкоп, 2004. - С. 117-122.

8. Никитюк, Б.А. Очерки теории интегративной антропологии / Б.А. Никитюк ;

Адыгейский гос. ун-т. - М., Майкоп : [б.и.], 1995. - 199 с.

9. Никифоров, Ю.Б. Модельные характеристики боксеров высокой квалификации / Ю.Б. Никифоров, А.И Родионов, М. А. Овакян // Бокс : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - С. 22-24.

10. Никольская, С.В. Методика технико-тактической подготовки юных рапири-стов-левшей с учётом функциональной асимметрии : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Никольская Светлана Васильевна ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1993. - 23 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 797.212.4

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В

ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ УЧЕНИКА

Мария Дмитриевна Мосунова, кандидат педагогических наук, доцент,

Дарья Викторовна Григорьева, соискатель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Разработаны специфические средства с учетом условий подготовки студентов в области педагогической гидрореабилитации ученика с отклонениями в состоянии здоровья в условиях плавательного бассейна, представлены последовательно дидактическими системами: «преподаватель-студент»; «преподаватель-студент-студент»; «преподаватель-студент-ученик»; «студент-ученик-преподаватель».

Ключевые слова: специфические средства, подготовка студентов, педагогическая гидрореабилитация, ученик с отклонениями в состоянии здоровья.

SPECIFIC MEANS AND CONDITIONS OF STUDENTS' PREPARATION IN THE

FIELD OF PEDAGOGICAL HYDROREHABILITATION OF THE PUPIL

Maria Dmitrievna Mosunova, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Darya Viktorovna Grigorieva, the competitor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

Specific means and conditions of preparation of students in the field of pedagogical hydrorehabilitation of the pupil with deviations in health state in the conditions of swimming pool have been developed and presented by the consistently didactic systems: "teacher-student"; "teacher-student-student"; "teacher-student-pupil"; "student-pupil-teacher".

Keywords: specific means, preparation of students, pedagogical hydrorehabilitations, pupil with deviations in state of health.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (квалификация (степень) "бакалавр"), приказ Минобрнауки от 29 марта 2010 N 220. На основании стандарта в тематику учебно-методических комплексов включаются дисциплины профилей (специализации) «Гидрореабилитация», «Педагогическая гидрореабилитация», «Технологии физкультурно-спортивной деятельности». Однако, имеющийся практический опыт преподавания этих дисциплин остается уделом знаний и практических умений отдельных преподавателей, изложен крайне фрагментарно, не сис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.