УДК 796.83
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
ЮНЫХ БОКСЕРОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ
ПОДГОТОВКИ
И. Г. Малазония, кандидат педагогических наук, и. о. доцента,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного д. 161, e-mail: [email protected]
В настоящее время любительский бокс требует от спортсмена повышения уровня его специальной подготовки. Необходимость стремления боксеров к постоянному росту спортивных результатов, а новые спортивные достижения возможны за счет постоянного увеличения тренировочных нагрузок, сопровождающихся высоким риском для здоровья спортсменов, за счет срыва компенсаторно-адаптационных механизмов в организме. При этом длительный многолетний процесс систематического совершенствования техники и тактики формирует важный компонент в ведении боксерского поединка. В целях сохранения здоровья и оптимизации технико-тактической подготовки детей и подростков целесообразно использовать усложнение образовательного компонента, используя игровой бой «пятнашки» со спарринг-партнером и попеременно-ролевой бой (с использованием одним боксером лап). Обследовано 40 юных боксеров в возрасте 12-14 лет на начальном этапе спортивной подготовки (экспериментальная и контрольная группы). О технико-тактических функциях судили по следующим применяемым в боксе известным параметрам: количественному показателю эффективности (КПЭ), показателю комбинационной эффективности (ПКЭ), показателю маневренной защищенности (ПМЗ); показателю контактной защищенности (ПКЗ), показателю дистанционного разнообразия (ПДР), показателю выигрышности по баллам (ПВб). Полученные результаты были подвергнуты статистической обработке с использованием критерия Стьюдента. Внедрение ситуативных технико-тактических заданий с использованием лап при смене ролевых функций обеспечивает формирование эф-
20
фективных индивидуальных технико-тактических комплексов.
Ключевые слова: юные боксеры; попеременные ролевые функции; спарринг-партнеры; показатели технико-тактической подготовленности.
В условиях современного бокса, с его высочайшими требованиями к физической и технико-тактической подготовке боксеров, для достижения высоких спортивных результатов необходимо искать новые пути и методики всестороннего развития спортсменов [1, 4, 5].
Автоматический перенос на детей требований по технико-тактической подготовке, рассчитанных на взрослых, приводит к высокому, официально фиксируемому, телесному травматизму и массовому отсеву детей из секций по боксу. Длительный многолетний процесс систематического совершенствования техники и тактики играет решающую роль в ведении боксерского поединка [2, 3].
В настоящем исследовании использована методика подготовки в боксе [6], в основу которой положены правила соревнований, соответствующие этапам педагогических наблюдений, где установка педагога-тренера была направлена на преимущественное применение той или иной техники, а также методики её усвоения. Наблюдаемые были разделены «слепым» способом на 2 группы: экспериментальную и контрольную (юные боксеры 12-14 лет на начальном этапе спортивной подготовки).
В целях обеспечения чистоты эксперимента было проведено «входное» и «выходное» тестирование физических качеств в соответствии с программными нормативами физической подготовленности для данного этапа подготовки, засвидетельствовавшее отсутствие достоверного различия между ними.
№4 I 2016
Рис. Показатели технико-тактической подготовленности боксеров контрольной и экспериментальной групп после двухлетнего этапа начальной спортивной подготовки
Для экспериментальной группы (п = 19) в течение первого и второго года на начальном этапе спортивной подготовки в боксе были применены следующие учебно-тренировочные бои:
- игровой бой «пятнашки»;
- попеременно-ролевой бой (с использованием одним бойцом лап) только:
* на дальней дистанции;
* на средней дистанции;
* на ближней дистанции.
Одновременно в контрольной группе (п = 21) проводились учебно-тренировочные бои, которые соответствовали текущим правилам соревнований.
О влиянии игровых боев на продуктивность формирования качества владения технико-тактическими функциями судили по следующим применяемым в боксе известным параметрам: количественному показателю эффективности (КПЭ), показателю комбинационной эффективности (ПКЭ); показателю маневренной защищенности (ПМЗ), показателю контактной защищенности (ПКЗ), показателю дистанционного разнообразия (ПДР), показателю выигрышности по баллам (ПВб). Полученные результаты были подвергнуты статистической обработке с использованием критерия Стьюден-та.
По завершении второго года обучения на этапе начальной спортивной подготовки наблюдаемые экспериментальной и контрольной групп участвовали в квалификационных соревнованиях, в которых принимали участие сверстники из других коллективов физической культуры.
Как показали полученные данные (рис.), в ходе проведенных соревнований учащиеся экспериментальной группы по ряду показателей статистически достоверно превосходили результаты, показанные в контрольной группе.
Так, по показателю комбинационной эффективности (ПКЭ) наблюдаемые экспериментальной группы достоверно превосходили результаты, полученные в
контрольной группе, - = 16,60 (р<0,001). Кроме этого показатели контактной защищенности (ПКЗ) у них также были выше чем в контрольной, - = 8,50 (р<0,05), это касалось и показателя дистанционного разнообразия (ПДР) - = 10,08 (р<0,05).
При этом по показателю эффективности атаки (КПЭ) отмечена тенденция к его увеличению у наблюдаемых из экспериментальной группы.
По другим параметрам ПМЗ и ПВб достоверных различий в наблюдаемых группах не зарегистрировано.
Следует отметить, что у учащихся из экспериментальной группы в ходе квалификационных соревнований не было зафиксировано ни одной травмы и ни одного нокдауна.
При исследовании удовлетворенности учебным процессом было отмечено следующее: к концу второго года обучения в контрольной группе осталось 57 % обучающихся, а в экспериментальной - 84 %, что свидетельствует в пользу большей заинтересованности учащихся экспериментальной группы.
Таким образом, в результате проведенных исследований было установлено, что применение на этапе начальной спортивной подготовки методики попеременно-ролевых тренировочных спаррингов с применением боксерских лап и игровых условно-контактных боев обеспечивает формирование эффективных индивидуальных технико-тактических комплексов, удовлетворенность учебным процессом и сохранение здоровья детей и подростов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бокс: Теория и методика: учебник / С. М. Ахметов [ и др.]; под. общ. ред. Ю. А. Шулики, А. А. Лаврова. - М.: Советский спорт, 2009.- 776 с.: ил.
2. Калмыков Е. В. Типовые особенности соревновательной деятельности боксеров / Е. В. Калмыков // Бокс: ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 39-40.
3. Котешев В. Е. Оценка технической подготовленности боксеров по данным коэффициента эффективности боевых действий / В. Е. Котешев, А. А. Близнюк // Те-
№4 I 2016
21
зисы докладов XXXV науч. конф. студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа (январь - март 2008 года). - Краснодар, 2008 - С. 70-71.
4. Макаров В. А. Ролевые номинации в педагогическом контроле как щадящее средство в повышении уровня спортивного мастерства боксеров / В. А. Макаров, И. Г. Малазония // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (52). - С. 35-38.
5. Макаров В. А. Сохранение массива спарринг-партнеров на учебно-тренировочном этапе подготовки боксеров путем расширения и систематизации обра-
зовательного компонента / И. Г. Малазония, В. А. Макаров, А. А. Близнюк // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 105-109.
6. Малазония И. Г. Гуманизация спортивной подготовки боксеров на первом году учебно-тренировочного этапа подготовки в целях сохранения спортивных кадров / И. Г. Малазония, В. А. Макаров // Физическая культура, спорт - наука и практика: научно-методический журнал КГУФКСТ. - Краснодар, 2010. -С. 29-32.
TECHNICAL-TACTICAL TRAINING OF YOUNG BOXERS ON THE ASCENDING STAGE OF SPORTS ACTIVITY
I. Malazoniya, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kuban State University Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161; e-mail: [email protected]
Currently amateur boxing requires the raising of athlete's special training. The need for boxers' aspiration to continued growth of sports results, and new sports achievements are possible due to the continuous increase of training loads, accompanied by a high risk to the athletes' health, based on the failure of compensatory-adaptive mechanisms in the organism. Thus, many-year process of systematic improvement of techniques and tactics forms an important component in the conduct of a boxing match. In order to maintain health and optimize the technical and tactical training of children and adolescents, complexity of the educational component should be applied using gaming battle "tag" with a sparring partner and alternate-role combat (using paws by one boxer). 40 young boxers aged 12-14 years at the training stage of preparation (experimental and control groups) were observed. Technical and tactical functions were determined by the following known parameters used in boxing: quantitative performance indicator (QPI), combinative efficiency indicator (CEI); agile security index (ASI); contact protection index (CPI); remote diversity index (RDI); point winning indicator (PWI). The results were subjected to statistical analysis using Student's t-test. Implementation of situational technical and tactical tasks with paws when changing roles and functions provides the formation of effective individual technical and tactical complexes.
Keywords: young boxers; alternate role functions; sparring partners; indicators of technical and tactical training.
References:
1. Akhmetov S. M. under general edition Shulika, Iu. A., Lav-rov, A. A. Boks: Teoriia i metodika: uchebnik [Boxing: Theory and methodology: the textbook.] (ISBN 978-5-97180414-7). Moscow, Soviet Sport, 2009, 776 p (in Russian).
2. Kalmykov E. V. Typical features of competitive activity of boxers. Boks: ezhegodnik [Boxing: Yearbook]. - Moscow, Physical Education and Sports, 1983, pp. 39-40 (in Russian).
3. Koteshev V. E., Blizniuk A. A. Assessment of technical readiness of boxers according to data the coefficient of fighting efficiency. Tezisy dokladov XXXV nauch. konf. studentov i molodykh uchenykh vuzov Iuzhnogo federal'nogo okruga [Abstracts of Papers scientific XXXV conf. students and young scientists of universities of the South Federal District (January-March 2008). Krasnodar, 2008, pp. 70-71 (in Russian).
4. Makarov V. A., Malazoniia I. G. Role nominations in pedagogical monitoring as a means of sparing in raising the level of boxer's sports skills. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific notes University. PF Lesgaft]. Saint-Petersburg, 2009, no 6 (52), pp. 35-38 (in Russian).
5. Makarov V. A., Blizniuk A. A. Preserving array sparring partners at the training stage of preparation of boxers by extending and systematization of the educational component. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific notes University. PF Lesgaft]. Saint-Petersburg, 2009, no 6 (76), pp. 105-109 (in Russian).
6. Malazoniia I. G., Makarov V. A. Humanization of athletic training boxers in the first year of the training stage of preparation in order to preserve the sports staff. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka i praktika: Nauchno-metodicheskii zhurnal KGUFKST [Physical Culture, Sport - Science and Practice: Scientific and Methodological KGUFKST magazine]. Krasnodar,2010, pp. 29-32 (in Russian).
22
№4 l 2016