Научная статья на тему 'Оперативное прекращение и преодоление приступа с утратой сознания ученика на занятиях педагогической гидрореабилитации'

Оперативное прекращение и преодоление приступа с утратой сознания ученика на занятиях педагогической гидрореабилитации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИЯ / ЭПИЛЕПСИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭПИЛЕПТИЧЕСКИХ ПРИСТУПОВ ВОДЕ / ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭПИЛЕПТИЧЕСКИХ ПРИСТУПОВ / PEDAGOGICAL HYDRO REHABILITATION / EPILEPSY / PRODROME OF ICTUS IN WATER / ICTUS OVERCOMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосунова Мария Дмитриевна

Установлено, оперативное прекращение и преодоление приступа с утратой сознания ученика на занятиях педагогической гидрореабилитации является одной из главных жизненно необходимых задач деятельности тренера-педагога в области предупреждения развития особо опасных критических ситуаций взаимоотношений с учеником в условиях водной среды, особенно если ученик имеет в анамнезе эпилептические приступы. Обобщение многолетнего авторского опыта и опыта коллег в области организации и проведения гидрореабилитации и начального обучения плаванию ребенка с эпилепсией позволяет выявить признаки предшествующие развитию приступа, обобщить и разработать средства и методы действий тренера в отношении ученика с состоянием неожиданного проявления сумеречного сознания, в виде: «появление пены изо рта», «закатывание глаз», «помутнение взора», «с нарушением восприятия», а также «приступа конвульсивного сокращения мышц без нарушения сознания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосунова Мария Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prompt termination and overcoming of the pupil`s ictus with absentia during the pedagogical hydro rehabilitation session

It has been established, that prompt termination and overcoming of the pupil's ictus with absentia during the pedagogical hydro rehabilitation session is one of the most important vital pedagogic tasks in the context of critical situation prevention in water environment. Especially if pupil has a cerebral seizures in past medical history. The generalization of many years' experience in the area of organization of sessions of hydro rehabilitation and basic swimming training with the epilepsy children allows us to reveal the prodrome of ictus, summarize and develop the ways and methods of the coach's actions related to the child under clouded state with such symptoms as the scummings from oral cavity, rolling eyes, nobecula, perceptual disorder and tonoclonic spasm without perceptual disorder.

Текст научной работы на тему «Оперативное прекращение и преодоление приступа с утратой сознания ученика на занятиях педагогической гидрореабилитации»

УДК 37.037.2

ОПЕРАТИВНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРИСТУПА С УТРАТОЙ СОЗНАНИЯ УЧЕНИКА НА ЗАНЯТИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ

Мария Дмитриевна Мосунова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Установлено, оперативное прекращение и преодоление приступа с утратой сознания ученика на занятиях педагогической гидрореабилитации является одной из главных жизненно необходимых задач деятельности тренера-педагога в области предупреждения развития особо опасных критических ситуаций взаимоотношений с учеником в условиях водной среды, особенно если ученик имеет в анамнезе эпилептические приступы.

Обобщение многолетнего авторского опыта и опыта коллег в области организации и проведения гидрореабилитации и начального обучения плаванию ребенка с эпилепсией позволяет выявить признаки предшествующие развитию приступа, обобщить и разработать средства и методы действий тренера в отношении ученика с состоянием неожиданного проявления сумеречного сознания, в виде: «появление пены изо рта», «закатывание глаз», «помутнение взора», «с нарушением восприятия», а также «приступа конвульсивного сокращения мышц без нарушения сознания».

Ключевые слова: педагогическая гидрореабилитация, эпилепсия, предупреждение эпилептических приступов воде, преодоление эпилептических приступов.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.07.89.p94-98 PROMPT TERMINATION AND OVERCOMING OF THE PUPIL'S ICTUS WITH ABSENTIA DURING THE PEDAGOGICAL HYDRO REHABILITATION SESSION

Maria Dmitrievna Mosunova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

It has been established, that prompt termination and overcoming of the pupil’s ictus with absentia during the pedagogical hydro rehabilitation session is one of the most important vital pedagogic tasks in the context of critical situation prevention in water environment. Especially if pupil has a cerebral seizures in past medical history.

The generalization of many years' experience in the area of organization of sessions of hydro rehabilitation and basic swimming training with the epilepsy children allows us to reveal the prodrome of ictus, summarize and develop the ways and methods of the coach’s actions related to the child under clouded state with such symptoms as the “scummings from oral cavity”, “rolling eyes”, “nobecula”, “perceptual disorder” and “tonoclonic spasm without perceptual disorder”.

Keywords: pedagogical hydro rehabilitation, epilepsy, prodrome of ictus in water, ictus overcoming.

ВВЕДЕНИЕ

Установлено [1] частота утраты сознания у детей с эпилепсией в возрасте 5-6 лет (n=45) в процессе систематических занятий гидрореабилитацией подчиняется полиномиальной закономерности снижения приступов и их прекращению как в физических (водная среда), так и общественных (дома, в школе, на улице) условиях:

y=-0,0124xx3+0,3372xx2-2,9693xx+8,5013; r=0,9971,

где: х - порядковый номер систематических занятий, у - частота приступа, r - коэффициент корреляции.

Полученная закономерность подтверждается дальнейшими результатами (2005 г. и по настоящее время) гидрореабилитации более 200 детей в процессе их начального обучения плаванию. Накопленный опыт педагогической деятельности в условиях водной среды позволяет выявить предвестники эпилептических приступов и вскрыть возможности их предупреждения.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогические эксперименты по гидрореабилитации и обучению плаванию более 200 детей с эпилепсией. Обобщение авторского опыта, анализ опыта работы коллег кафедры теории и методики гидрореабилитации НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Педагогические наблюдения за поведением детей с эпилепсией в возрасте от 1 года до 15,5 лет, с использованием видеосъемки фиксировали проявление 107 случаев сумеречного состояния сознания, в виде: появление пены изо рта - 15, закатывание глаз - 20, «помутнение взора» - 60, с нарушением восприятия - 12.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

1. Установлены признаки предшествующие приступам утраты сознания ребенка, выявлены реальные возможности предотвращения и преодоления приступа.

Следует помнить, что прекращение приступов с утратой сознания в период гидрореабилитации не означает окончательное избавление о возникновении их в дальнейшем. Тем более, не означает о преодолении заболевания эпилепсией, поскольку решение об этом принимают только специалисты в области эпилепсии, оценивая степень состояния здоровья ребенка.

2. Эпилептический приступ «появление пены изо рта» наблюдали на 1-ом и 2-ом занятии ребенка в воде, начиная с 3 занятия пенообразование отсутствует.

Определено, на первом занятии с учеником неожиданно создается для неподготовленного тренера неприятная ситуация - «шок».

Так, тренер, знакомясь на 1-ом занятии с ребенком, будучи предупрежден родителями об эпилепсии у ребенка, не замечает «на суше» каких либо явных отклонений ученика от нормативного состояния. Находясь совместно с учеником в воде, тренер вдруг испытывает шок от внезапного обильного пеновыделения изо рта ребенка, как правило, сопровождающееся помутнением взора и закатыванием глаз вверх. Опыт свидетельствует, пенообразование не создает видимых помех для дыхания ученика, который этого как бы не замечает, можно полагать, ребенок привык к подобному состоянию. Однако, в условиях водной среды появляется опасность «захлеба» ученика и нарушается кинематика его двигательных действий, что требует от тренера жизненно необходимой поддержки ученика на поверхности. На 2-ом занятии ученика в воде пена изо рта появляется на 80% реже. У двух учениц в возрасте 4 и 5 лет в дальнейшем на протяжении 15-20 занятий в воде отмечалось слюнотечение.

Преодоление эпилептического приступа - «пена изо рта».

С целью преодоления у ребенка приступа - «пена изо рта», тренер, удерживая ребенка одной рукой, другой, - сложенной в ложечку ладонью вытирает от пены рот и подбородок ученика. Затем, немного, зачерпнув в ладонь воды из бассейна, сливает ее содержимое в пенное корытце борта и ополаскивает руку. Занятие в воде продолжается.

3. Эпилептический приступ «закатывание глаз» наблюдали неоднократно с постепенным убыванием количества повторений от 1-го к 5-му занятию.

Продолжительность одного приступа от 10-15 секунд до 1,5-2 минут.

Так, если на первом занятии у ребенка отмечено 10-15 приступов, то на 5-ом - 1-2 приступа. Далее, в продолжение курса занятий у детей в возрасте 1,5-2 года (с сопутствующим заболеванием церебрального паралича и задержка психического развития) отмечали 1-2 раза за 3 месяца.

Преодоление эпилептического приступа - «закатывание глаз».

С целью преодоления у ребенка приступа - «закатывание глаз», тренер прерывает упражнение, удерживает ребенка в воде спиной или боком к себе на руках, разговаривает его, отвлекая от приступа, наблюдает окончание приступа. Далее продолжает упражнение, начиная с малой интенсивности и постепенно доводя ее до исходного (прерванного) уровня.

4. Эпилептический приступ «помутнение взора» наблюдали неоднократно с постепенным убыванием количества повторений от 1-го к 3-му занятию.

Продолжительность одного приступа от 5 до 45-60 секунд.

Отвлечение ученика от эпилептического приступа «помутнение взора» на занятиях в воде наблюдалось нами после накопленного опыта «отвлечения» детей от приступа «закатывание глаз», а потому накопленный опыт был использован и для ликвидации этого приступа. Результаты 60 наблюдений за развитием в воде эпилептического приступа « помутнение взора» обсуждение его протекания и преодоления с коллегами позволяет выделить его фазовый характер и последовательность длительности этих фаз:

• «потускнение блеска глаз» - 5%;

• «застывание взора» - 10%;

• «помутнение взора» - 40%:

• «иллюзорная потеря педагогического контакта» - 40%;

• «возвращение» -5%.

Характерные признаки эпилептических приступов наблюдаемых нами в условиях водной среды - потускнение блеска глаз, застывание взора, помутнение взора, совпадают по своему содержанию с описанием особенностей их содержания в специальной медицинской литературе.

Отметим выделенную фазу «иллюзорной потери педагогического контакта». Представляется, что развитие этой фазы совпадает по времени с предшествующими фазами. Опыт практического преодоления (60 раз) приступа «помутнение взора», путем использования отвлечения ребенка вербальным и тактильным контактом, заключался в том, что при вербальном контакте использовалось прямое обращение к ребенку в соответствующем возрастном лексиконе (от гуления и звучания, до непрерывных со стороны тренера словесных уговоров и переговоров). При тактильном контакте применялось удержание ребенка у поверхности воды лицом к тренеру или его помощнику, легкие поглаживания по голове и рукам ребенка. Выявлено, чем раньше начинается «отвлечение» ребенка от приступа «помутнение взора», тем раньше происходит «возвращение» ребенка в исходное нормативное состояние.

5. Эпилептический приступ с нарушением восприятия, наблюдали 12 случаев, с нарушением восприятия - галлюцинаторный приступ.

Так, один произошел с мальчиком 13 лет с диагнозом эпилепсия. Плавать вольным стилем и, по своему, плавать на спине, - его научила мама. Однако, сомневаясь в дальнейшем о возможностях занятий с ребенком плаванием, мама решила обратиться к специалистам гидрореабилитации. При этом эпилептических приступов в условиях водной среды мама не замечала, однако, предупредила тренера о ежедневных приступах эпилепсии с нарушением сознания, которые происходят у ребенка не предсказуемо без видимых причин в условиях домашней обстановки. Несмотря на заболевание эпилепсией, мама, приучая ребенка к социальной самостоятельности, разрешает ребенку самостоятельно ходить в общеобразовательную школу и разрешила самостоятельно посещать наши занятия в плавательном бассейне.

В этой связи, с большой вероятностью, тренер ожидает проявление приступа в условиях водной среды плавательного бассейна. С ребенком были проведены первые 2 занятия, когда тренер находился с ним в воде, и следующие 2 занятия - тренер находился на борту бассейна. В начале проведения четвертого во время выхода ребенка из душевой

установки в чашу бассейна тренер услышал монолог ученика: «Я, кажется, сейчас завалюсь; нет, я точно сейчас упаду». Тренер: «тебе плохо, что ты чувствуешь?» Ребенок, через паузу, - «шутка». И далее, через паузу: «Нет, точно завалюсь и утону, да утону». Тренер, испытывая неприятные ощущения: «Во-первых, так не шутят. Это надеюсь, была твоя первая и последняя очень плохая шутка». Тренер: «Почему ты это сказал»? Молчание. Тренер, предположил, возможно, ему «кто-то и сказал? Галлюцинации»? Спрашивает далее: «Что значит утону? Это значит, ты умрешь, больше не увидишь своей мамы, а она тебя. Мама будет сильно плакать, ведь ты ее любишь и не хочешь ее обижать»? Ученик: «Нет, не хочу»! Тренер: «Правильно. Потом, тебе никто не разрешает тонуть. Ты утонешь, тебя не будет! А меня посадят в тюрьму». Ребенок: «Почему»? Тренер: «Потому что ты утонул». Ученик: «Но я не хочу тонуть, я не хочу расстраивать маму». Тренер: «Правильно. Нужно плавать! Снимай тапочки, спускайся в воду по лестнице и выполняй первое задание. Я за тобой смотрю с борта бассейна». Ученик все задания выполнял по мере своей подготовленности, приступов за время занятия и после занятий не наблюдалось. Ученик сам ушел домой.

Выявили после проведения занятий в воде 8-х учеников с галлюцинаторным приступом эпилепсии и сопутствующим диагнозом аутизм. Проявление отмечали на рисунках учеников, в которых они по просьбе тренера рисовали дома свои занятия в плавательном бассейне. Дети изображали кроме обычных, своеобразно, отраженных на бумаге деталей бассейна, самого себя и тренера, и еще какие-то формы над водой или под водой. На вопрос, что это? отвечали: «Не знаю, но вижу! Одни с нами плавают, а другие с нами летают»? Находясь с этими детьми в воде, тренер, порой замечал, что ребенок всматривается во что-то, что тренер не видит. Продолжая занятия и контролируя интеллектуальное развитие ребенка через рисунок, отмечалось, через 2-3 месяца увеличивалось количество изображенных деталей, они становились более реалистичными, исчезали с бумаги необъяснимые формы.

Преодоление галлюцинаторного приступа с нарушением восприятия.

С целью преодоления у ребенка галлюцинаторного эпилептического приступа, тренер прерывает упражнение и вступает с ребенком в диалог, направленный на выяснение причины галлюцинаторного состояния, и методом убеждения и отвлечения задает новое выполнимое задание ученику. Усиливает визуальный контроль за учеником на этом и всех последующих занятиях в воде, повышает внимание и собственную готовность к незамедлительному оказанию помощи ребенку. Снижает нагрузку упражнений, продолжает занятия в воде, контролирует ученика весь период нахождения в помещениях бассейна (душ, туалет, раздевалка, выход на улицу).

По мере прохождения курса занятий в водной среде прекращается (через 2-3 месяца) отражение на рисунках форм галлюцинаторного восприятия и отражения реального мира.

6. Приступ конвульсивного сокращения мышц без нарушения сознания, наблюдали 5 случаев внезапного конвульсивного напряжения мышц туловища, шеи и конечностей. Продолжительность приступа до 1 минуты.

Ребенок разгибается в позвоночнике, принимает позу с закинутой назад головой, отведенными в стороны-назад руками, вытянутыми напряженными ногами. В 2 случаях ребенок замирал в этой позе, в 3 случаях в подобной позе проявлялись подергивания отдельных частей туловища и конечностей. В начале приступа отмечалось закатывания глаз вверх.

Преодоление приступа конвульсивного сокращения мышц без нарушения сознания.

С целью преодоления у ребенка приступа внезапного конвульсивного напряжения мышц туловища, шеи и конечностей тренер удерживает ребенка лицом к себе на руках. Выполняет легкое поглаживание и похлопывание ребенка по спине, проговаривает лас-

ковые слова, ждет выхода ребенка из приступа. Заканчивает текущее занятие, до следующего.

Наблюдали 17 случаев конвульсивного сокращения мышц двух рук у 12 летнего мальчика в статическом плавании, не говорит, звучит - мычит и кричит.

Ребенок самостоятельно не держится на воде и не передвигается в ней даже путем ходьбы на мелком месте с помощью тренера. Передвигался, исключительно удерживаясь за тренера, и или с использованием пенопластовой палки для плавания. Воду очень любит. Не говорит. Вербальный контакт с тренером отсутствует. Выполняя попытку продвижения вперед или назад в вертикальном положении в воде ученик поднимал одновременно две руки над водой в сторону-вверх, выполняя частые спонтанные движения -сгибая и разгибая руки в локтевых суставах, одновременно разгибая в лучезапястном, как бы отталкиваясь от воздуха? Принудительное опускание рук ребенка в воду было крайне затруднительным. Используя это спонтанное движение рук ребенка, опытным путем было разработано специальное для него упражнение: тренер укладывал ребенка в положении на спине себе на грудь, поднимал его руки себе за голову, и, удерживая их одной рукой, другой - поддерживал тело.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Установлено, оперативное прекращение и преодоление приступа с утратой сознания ученика на занятиях педагогической гидрореабилитации является одной из главных жизненно необходимых задач деятельности тренера-педагога в области предупреждения развития особо опасных критических ситуаций взаимоотношений с учеником в условиях водной среды, особенно если ученик имеет в анамнезе эпилептические приступы.

Обобщение многолетнего авторского опыта и опыта коллег в области организации и проведения гидрореабилитации и начального обучения плаванию ребенка с эпилепсией позволяет выявить признаки предшествующие развитию приступа, обобщить и разработать средства и методы действий тренера в отношении ученика с состоянием неожиданного проявления сумеречного сознания, в виде: «появление пены изо рта», «закатывание глаз», «помутнение взора», «с нарушением восприятия», а также «приступа конвульсивного сокращения мышц без нарушения сознания».

ЛИТЕРАТУРА

1. Мосунова, М. Д. Обучение плаванию в условиях совместного пребывания в воде тренера и ребенка-инвалида (на примере эпилепсии): автореф. дисс. ... канд. пед. наук / М. Д. Мосунова. - СПб., 2005. - 24 с.

REFERENCES

1. Mosunova, M.D. (2005), The swimming-teaching under the conditions of the joint stay of coach with disabled child (epilepsy case study): dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.07.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.