УДК 330.142.211
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
1 9
© Г.И. Хохлова', Д.Р. Окладникова2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Раскрываются основные тенденции и проблемы инновационно-инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, в частности анализируется динамика числа субъектов малого и среднего предпринимательства, объемов инвестиций в инновации Иркутской области и в масштабах страны и др. Ил. 2. Табл. 3. Библиогр. 23 назв.
Ключевые слова: инвестиции; инновации; инновационно-инвестиционная деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в РФ, в том числе в Иркутской области.
SPECIFIC ASPECTS OF INNOVATIVE AND INVESTMENT ACTIVITY OF IRKUTSK REGION SMALL AND MEDIUM BUSINESSES
G.I. Khokhlova, D.R. Okladnikova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article treats the key tendencies and problems of innovation and investment activities of small and medium businesses, in particular it analyzes the dynamics of the number of small and medium enterprises, amounts of investment in innovation of the Irkutsk region and the country as a whole and others. 2 figures. 3 tables. 23 sources.
Key words: investment; innovation; innovation and investment activities of small and medium businesses in the Russian Federation including the Irkutsk region.
Одной из стратегических целей инновационного развития России является создание системы коммерциализации научных разработок, в том числе путём развития инновационной деятельности малых и средних предприятий. В рамках достижения данной задачи началось формирование «инфраструктуры поддержки инновационной деятельности» для этих субъектов, в частности, были образованы Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (1994 г.), венчурные фонды с государственным участием - Российская венчурная компания и ГК «Роснанотех» (2006 и 2007 гг. соответственно).
Созданием Фонда «Сколково» в 2010 г. было завершено формирование основных государственных структур в рамках национальной инновационной си-
стемы (НИС). Идеологической надстройкой НИС стали Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России и Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям (созданы в 2009 и 2008 гг. соответственно), с деятельностью которых связано принятие в 2009 г. Федерального закона от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», разрешающего бюджетным учреждениям образования и науки создавать малые инновационные предприятия. Только за
1Хохлова Галина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89500669207, е-mail: [email protected]
Khokhlova Galina, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89500669207, e-mail: [email protected]
2Окладникова Диляра Рамисовна, аспирант, тел.: 89149576584, е-mail: [email protected], [email protected] Okladnikova Dilyara, Postgraduate, tel.: 89149576584, e-mail: [email protected], [email protected]
ВЕСТНИК ИрГТУ №5 (76) 2013
211
первый год действия закона было создано около 600 малых инновационных предприятий при вузах и научных организациях.
Вместе с тем существует ряд значимых для инновационного развития малых и средних предприятий негативных тенденций: во-первых, за истекший период не удалось кардинально повысить инновационную активность и эффективность работы этих экономических субъектов и создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций; во-вторых, повысить уровень коммерциализации научных разработок в России; в-третьих, по-прежнему сохраняются диспропорции в структуре источников финансирования инновационной деятельности предприятий и др.
Как следствие, возникает необходимость исследования теоретических и практических аспектов деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в области инноваций.
В экономической литературе инновационная деятельность в широком понимании рассматривается как деятельность по созданию новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ или иных научно-технических достижений. В свою очередь инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновацион-
но-инвестиционной деятельностью [8, с. 136].
Инновационно-инвестиционная деятельность предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) имеет свои особенности, для анализа которых следует рассматривать её как систему, как «целостный объект, состоящий из элементов, находящихся во взаимных отношениях» [9, с. 125]. Исходя из определения термина система, мы предлагаем рассматривать понятие инновационно-инвестиционная деятельность субъектов малого и среднего бизнеса с точки зрения субъектно-объектного подхода, выделяя при этом инновационно-инвестиционные отношения и инновационно-инвестиционный механизм. При этом взаимосвязи, возникающие между субъектами (участниками) инновационно-инвестиционной деятельности предприятий МСБ по поводу её реализации, можно охарактеризовать как инновационно-инвестиционные отношения. Совокупность объектов (правовое регулирование, инновации, источники инвестиций) инновационно-инвестиционной деятельности МСБ, с помощью которых осуществляется процесс практического функционирования этих отношений между субъектами (участниками), мы рассматриваем в качестве инновационно-инвестиционного механизма.
В этой связи инновационно-инвестиционная деятельность субъектов малого и среднего бизнеса включает совокупность субъектов и объектов, классификация которых представлена на рис. 1.
Субъекты
- инвесторы;
- заказчики, исполнители работ, пользователи объектов;
- кредитные организации;
- страховые организации;
- лизинговые, факторинговые компании;
- гарантийные фонды
и прочие организации по поддержке;
- прочие участники
Инновационно-инвестиционные отношения
Правовое регулирование
- Конституция РФ;
- кодексы РФ; -федеральные законы;
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- нормативные акты Банка России;
- нормативно-правовые акты регионального и местного уровня;
- договоры
Источники финансирования
Собственные: уставный капитал; прибыль предприятия; амортизация;
фонды предприятия; взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование и ДР-)
Заемные: кредитование; факторинг, лизинг, венчурное и др.; бюджетное финансирование и др.
I
Технологические инновации -
деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением: технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых или значительно усовершенствованных услуг; новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг.
Организационные инновации (с
2000 г.) - реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест, внешних связей. Маркетинговые инновации (с 2006 г.) предполагают реализацию новых или значительно улучшенных изменений в дизайне и упаковке товаров, работ, услуг; использование новых методов продаж и презентации товаров, работ, услуг, их представления и продвижения на рынки сбыта; формирование новых ценовых стратегий
Рис. 1. Классификация элементов инновационно-инвестиционной деятельности субъектов МСБ
В настоящее время законодательная база функционирования субъектов МСБ включает как общеустановленные нормы для всех субъектов экономической деятельности (Конституция РФ, ГК РФ, НК РФ, федеральные законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления), так и специальные нормы, регулирующие деятельность субъектов МСБ.
Основополагающим документом, регламентирующим деятельность малых и средних предприятий, является Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2]. Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) определены в постановлении Правительства Российской Федерации [3].
Условия предоставления субсидий субъектам МСБ отражены в постановлении Правительства РФ от 27.02.2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». Данный документ направлен на обеспечение благоприятных условий для: развития государственной поддержки предприятий МСБ в субъектах РФ и инфраструктуры поддержки субъектов МСБ (бизнес-инкубаторов); поддержки предприятий, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; развития системы кредитования; создания и развития инфраструктуры поддержки в научно-технической сфере; реализации иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены условия предоставления преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (на возмездной основе), которое принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В части инновационного развития субъектов малого и среднего бизнеса также действует ряд нормативно-правовых актов. Так, в 1994 г. в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» было принято постановление Правительства РФ «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» в целях оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями.
Основными направлениями Фонда является сохранение накопленного научно-технологического потенциала, а также формирование необходимой инфраструктуры и экономических механизмов, стимулирующих инновационные процессы. На базе Фонда в
2011 г. утверждена «Среднесрочная программа деятельности Фонда на 2011-2013 годы». Общий объём финансирования программы составляет 24,2 млрд руб. В рамках Программы определены следующие цели и задачи деятельности Фонда: содействие формированию эффективного инновационного предпринимательства на основе малых форм предприятий; содействие формированию производственно-технологического потенциала страны по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники для реализации конкурентного преимущества инновационной экономики России на основе поддержки малых предприятий; содействие формированию и развитию инфраструктуры поддержки малых форм предприятий.
В свою очередь, на территории Иркутской области для поддержки и регулирования инновационной деятельности приняты такие законодательные и нормативные акты, как Закон Иркутской области «Об областной государственной поддержке инновационной деятельности», положение «О предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат на осуществление инновационной деятельности, а также деятельности, способствующей инновационной деятельности» [6], положения «Об областном конкурсе в сфере науки и техники» [7] и «Об областном конкурсе молодежных инновационных проектов». Кроме того, действуют целевые программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы» и «Развитие научно-технической и инновационной деятельности в Иркутской области». Например, целью программы «Развитие научно-технической и инновационной деятельности в Иркутской области» является создание условий для ускорения развития научно-технической и инновационной деятельности в Иркутской области, коммерциализации технологий, а также удовлетворение потребностей региона в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках. Плановый объём финансирования целевых мероприятий в 2012 г. составил 100265 тыс. руб.
Однако недостаточная информированность о существующих механизмах и условиях получения государственной поддержки, излишняя бюрократизация процесса получения финансирования, завышенные требования к эффективности проектов для предприятий малого и среднего бизнеса являются серьёзным препятствием его развития.
В табл. 1 представлены данные о динамике численности малых и средних предприятий в сопоставлении с общим числом предприятий и организаций на территории Российской Федерации, в том числе Сибирском федеральном округе (СФО) (с учётом Иркутской области).
Анализируя изменение количества малых и средних предприятий в РФ за период 2001-2010 гг., необходимо отметить положительную динамику в масштабах страны и Иркутской области, а также увеличение доли данных экономических субъектов в общем количестве предприятий. В частности, за период с 2001 по
Таблица 1
Динамика количества малых и средних предприятий в РФ за период 2002-2012 гг. _(на начало года)*_
Регион Год
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Российская Федерация 3593837 3845278 4149815 4417074 4767260 4506607 4674896 4771904 4907753 4823304 4866620
в т.ч. МП (кол-во) 843000 882300 893000 953100 979300 1032800 1137400 1347667 1602500 1670540 1836400
В т.ч. СФО 410805 433511 460020 482465 519567 510804 533994 544982 554207 545920 540987
в т.ч. МП (кол-во) 100744 92879 98901 105142 103911 111256 130400 185658 207000 235025 245100
В т.ч. Иркутская область 49542 52724 56566 59127 63414 65351 68652 68049 70896 65839 61591
в т.ч. МП (кол-во) 13963 7909 8397 8999 9175 10440 11852 17703 22605 23415 23688
*Составлено по данным Росстата и ТОФС «Иркутскстат» [10-14].
2011 гг. на территории Российской Федерации количественный рост общего числа предприятий составил в среднем значении 3,5%, максимальное значение приходится на 2005 г. (+7,9%), минимальное - на 2006 г. (-5,5%). Если в период с 2001 по 2005 гг. наблюдалась стабильная положительная динамика (средний темп роста составлял 7,3%), то с 2006 по 2011 гг. отмечались небольшие колебания: на 01.01.2007 г. снижение общего числа предприятий произошло на 260 тыс. ед., на 01.01.2011 г. - на 85 тыс. ед. Вместе с тем средний темп роста составил 0,4%. Динамика общего числа предприятий по СФО имеет аналогичную тенденцию: количественный рост числа предприятий составил в среднем значении 3,2%, максимальное значение приходится на 2005 г. (+7,7%), минимальное - на 2006 г. (1,7%).
Согласно статистическим данным, на 1 января
2012 г. в стране зарегистрировано 1836,4 тыс. субъектов МСБ (или 37,7% от общего числа предприятий). В Иркутской области по состоянию на 01 января 2012 г. функционировало 23688 тыс. этих экономических субъектов (35,6% от общего числа). Основную долю в совокупности предприятий - юридических лиц МСБ, занимают малые и микропредприятия. На малые предприятия приходится 53,49% (для сравнения: в 2010 г. - 53,57%; в 2011 г. - 54,24%). Удельный вес микропредприятий в 2012 г. соответственно составил 46,51% (в 2010 г. - 45,48%; в 2011 г. - 45,25%) [16, с. 7]. Несмотря на колебания числа предприятий МСБ, в целом малый бизнес вносит существенный вклад в экономику региона - на его долю приходится 20% рабочих мест, 6,2% объёма инвестиций. Данная тенденция функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в большей степени связана с особенностями становления и развития рыночных отношений в стране, налогообложения, воздействием макроэкономических факторов и др.
Итоги сплошного наблюдения 2010 г. показали, что на территории Иркутской области действуют 35 тыс. малых (включая микропредприятия) и 300 средних предприятий, а также 75 тыс. индивидуальных
предпринимателей. Большее количество этих предприятий приходится на крупные города с высокой численностью населения, развитой инфраструктурой и достаточным платежеспособным спросом (например, в г. Иркутске - 25%, в г. Братске -14,2%, Ангарском МО - 8%). В расчёте на 10000 населения Иркутской области приходится 185 индивидуальных предпринимателей и 98 организаций [12, с. 4-5].
Что касается крупных и средних (без учёта малых предприятий) инновационно активных предприятий, то есть предприятий, осуществляющих разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иных видов деятельности, то на территории Иркутской области в целом наблюдается положительная тенденция изменения числа этих субъектов рынка (рис. 2).
В период с 2004 по 2010 гг. количество инновационно активных предприятий колеблется незначительно - в пределах 31-41 предприятия. Максимальное значение числа данных предприятий приходится на 2010 г. (41), некоторый подъём имел место в 2005, 2007 гг., когда число инновационно активных предприятий составляло 35 и 38 ед. соответственно. При этом отношение объёма внутренних текущих затрат на исследования и разработки к внутреннему региональному продукту в Иркутской области составило 0,6%, что ниже уровня СФО (0,8%) и общероссийских данных (1,4%) [21].
Данные о количестве субъектов МСБ на территории Иркутской области, имеющих затраты на инновации в 2010 г., и их доля в общем количестве действующих предприятий МСБ, а также их распределение по ОКЭВД отражены в табл. 2.
Анализ данных табл. 2 показал, что доля инновационно активных организаций незначительна и составляет 3% в общем объёме субъектов МСБ, в том числе технологическими инновациями занимаются 24% предприятий, маркетинговыми - 33%. Самыми популярными являются организационные инновации, доля которых составляет 43%.
45 40
35
а 30
ё 25
20 15 10 5 0
1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 2. Динамика числа инновационно активных предприятий на территории Иркутской области, ед. [15, с. 3]
Таблица 2
Количество субъектов МСБ Иркутской области - юридических лиц, имевших затраты на инновации _в 2010 г. (по итогам сплошного наблюдения)*_
Предприятия МСБ (без учета ИП) Общее количество предприятий Оптовая и розничная торговля Операции с недвижимым имуществом Обрабатывающие производства Строительство Прочие
Ед. Уд. вес, % Ед. Уд. вес, % Ед. Уд. вес, % Ед. Уд. вес, % Ед. Уд. вес, % Ед. Уд. вес, %
Всего 23415 100 9760 42 4732 20 1914 8 2639 11 4370 19
Инновационно ативные предприятия МСБ
Всего 618 3 240 2 141 3 94 5 27 1 116 3
в том числе использующие инновации
технологические 146 24 35 15 40 28 34 36 6 22 31 27
маркетинговые 206 33 106 44 31 22 30 32 6 22 33 28
организационные 266 43 99 41 70 50 30 32 15 56 52 45
*Составлено по данным ТОФС «Иркутскстат» [15].
Исследуя инновационную активность субъектов МСБ в разрезе видов деятельности, необходимо отметить, что наибольшая доля инновационно активных субъектов приходится на предприятия обрабатывающих отраслей и предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, их доля составляет 5 и 3% соответственно. При этом на предприятиях обрабатывающих отраслей производства доминируют технологические инновации, а на предприятиях, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, -организационные.
На территории Иркутской области существует следующие субъекты инфраструктуры развития инновационной деятельности: Научно-технологический парк «Технопарк ИрГТУ»; Технологичекий полигон ИНЦ СО РАН, ООО «Агротехнопарк», Инженерный центр ИрГУПС, Областной бизнес-инкубатор, Бизнес-инкубатор города Братска, Бизнес-инкубатор ИрГТУ, Региональный центр развития инновационной деятельности, Региональная школа инновационного ме-
неджмента, Отделение сети трансфера технологий ИНЦ СО РАН, Центр инновационных проектов ИГЛУ, Институт повышения квалификации БГУЭП, НОЦ «Байкал» ИГУ, Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН, Байкальский коучинг-центр по венчурному предпринимательству, ООО Консалтинговый центр трансфера технологий ИрГТУ (с 2011 г. имеет статус венчурного партнёра ОАО «РВК») [22].
Так, на базе Иркутского государственного технического университета в 2000 г. был создан Технопарк, который сегодня включает учебно-научно-производственные центры, сервисные службы университета, ИТ-структуры, региональные инновационные структуры, бизнес-инкубатор и 16 предприятий наукоёмкого бизнеса.
В здании Технопарка НИ ИрГТУ на площади более 5 тыс. м2 размещены инновационные структуры, а именно: Байкальский центр нанотехнологий, Физико-технический институт, корпоративный учебный центр
Таблица 3
Инвестиции в основной капитал по регионам Сибирского федерального округа в 2011 г.*
Средние Малые Микро-
Регион предприятия предприятия предприятия
млн руб. в процентах к итогу млн руб. в процентах к итогу млн руб. в процентах к итогу
Сибирский федеральный округ 42384,2 100 71019,9 100 21402,1 100
Республика Алтай 39,7 0,1 1939,2 2,7 1486,5 6,9
Республика Бурятия 418,5 1,0 492,1 0,7 112,6 0,5
Республика Тыва 19,3 0,0 494,5 0,7 85,1 0,4
Республика Хакасия 1295,4 3,1 400,2 0,6 109,5 0,5
Алтайский край 6182,0 14,6 8628,6 12,2 2698,8 12,6
Забайкальский край 2319,9 5,5 435,0 0,6 59,7 0,3
Красноярский край 7593,6 17,9 8746,9 12,3 3495,9 16,3
Иркутская область, всего 5530,1 13,0 978,1 1,4 271,8 1,3
в расчете на одно предприятие 25,023 - 0,041 - 0,013 -
Кемеровская область 6421,9 15,2 16653,1 23,4 5859,8 27,4
Новосибирская область 8492,0 20,0 19988,0 28,1 6435,9 30,1
Омская область 2424,9 5,7 9023,5 12,7 486,4 2,3
Томская область 1647,0 3,9 3240,6 4,6 300,1 1,4
*Составлено по данным ТОФС «Иркутскстат» [13].
«Иркутскэнерго», учебно-научно-производственные центры Технопарка и бизнес-инкубатор.
Технопарк НИ ИрГТУ включает 19 предприятий наукоёмкого бизнеса, 9 региональных инновационных структур, инкубатор малого бизнеса, 12 1Т-структур, 8 проблемных, исследовательских и испытательных лабораторий, 21 учебно-научно-производственный центр, 2 проектных бюро, центр коллективного пользования и другие подразделения.
Технопарк НИ ИрГТУ сотрудничает с крупнейшими компаниями Иркутской области, такими как ОАО «Иркутскэнерго», НПК «Иркут», ОАО «АНХК», ООО «Усо-льеХимпром», ОАО «ИркАЗ-СУАЛ», а также с предприятиями и компаниями Монголии, Китая, Гонконга, Франции, Канады.
Объём научно-исследовательских работ и инновационных разработок, выполненных научными подразделениями университета и предприятиями наукоёмкого бизнеса в структуре Технопарка НИ ИрГТУ, на сегодняшний день составил более 1 млрд руб. Многие разработки Технопарка не имеют аналогов в мире и находятся в стадии опытных образцов или уже запущены в производство.
Одним из основных факторов повышения эффективности инновационного развития предприятий является обеспеченность финансовыми ресурсами. В этой связи рассмотрим объёмы инвестиций, направляемых в основной капитал субъектами МСБ, по регионам Сибирского федерального округа (табл. 3).
Что касается инвестиций в основной капитал средних предприятий МСБ, то Иркутская область уступает четырём регионам (Новосибирской и Кемеровской областям, Красноярскому и Алтайскому краям). В расчёте на одно малое и микропредприятие
аналогичные показатели области также невысоки (Иркутская область занимает лишь 7-е место). Так, в Иркутской области общий объём инвестиций, направленных в основной капитал, составил 6780 млн руб., при этом в расчёте на одно малое и микропредприятие - 41 и 13 тыс. руб. соответственно, на одно среднее предприятие приходится 25023 тыс. руб.
Оценивая источники инвестирования инновационной деятельности, следует отметить, что инновационно активные предприятия МСБ Иркутской области в качестве основного источника финансирования затрат на технологические инновации используют преимущественно собственные средства (=60%) и средства кредитных организаций (=25%), доля других средств в общем объёме незначительна [15, с. 6].
Специфика инновационной деятельности субъектов МСБ заключается в том, что наиболее значимым собственным источником инвестиций для этих предприятий является целевое финансирование учредителей компании и других физических и юридических лиц в виде взносов/займов. Как показывает практика, данная схема финансирования позволяет не только привлечь ресурсы, но и оптимизировать налогообложение в части снижения налоговой базы при исчислении налога на прибыль с учётом вычета начисленных процентов, рассчитанных по ставке рефинансирования ЦБ РФ.
Привлекая ресурсы от кредитных организаций, субъекты малого и среднего бизнеса (особенно малые и микропредприятия), как правило, сталкиваются с проблемами оценки кредитоспособности для внедрения инновационного продукта (идеи, технологии и т.п.); достаточно высокие риски влекут повышение процентных ставок по банковским кредитам и сложно-
сти в обслуживании долга. Между тем для обеспечения доступа субъектов МСБ к кредитным и иным финансовым ресурсам и развития системы гарантий и поручительств по их обязательствам на территории Иркутской области с 2009 г. действует некоммерческая организация - Фонд поддержки субъектов МСБ «Иркутский областной гарантийный фонд». Согласно действующим требованиям Фонд берёт на себя обязательство по заключенным кредитным договорам или договорам финансовой аренды (лизинга), договорам о предоставлении банковской гарантии перед кредитором за исполнение заемщиком своих обязательств. По итогам 2011 г. Фондом были подписаны договоры поручительства перед банками и лизинговыми компаниями за 199 субъектов малого и среднего предпринимательства на сумму более 521 млн руб., тем самым эти организации и предприятия привлекли в свой бизнес финансовые ресурсы в общем объёме более 1167 млн руб., уже за первый квартал 2012 г. объём финансирования был увеличен до 1463 млн руб. кредитных ресурсов [18]. Это обстоятельство свидетельствует о положительной динамике в развитии банковского кредитования деятельности МСБ.
Что касается бюджетного финансирования инновационной деятельности МСБ в Иркутской области, то объём этих инвестиций для средних предприятий равен 23,7 млн руб. и для малых предприятий - 4,7 млн руб., что составляет соответственно 0,4 и 0,5% к общему объёму инвестиций. Характеризуя расходы федерального бюджета на инновационное развитие в стране, следует констатировать, что в 2009 г. они составили 1,5% ВВП, на 2013 г. эти расходы запланированы в размере менее 1% ВВП. На период с 2014 по 2020 гг. величина инновационных расходов останется практически на этом же уровне - около 1,3% ВВП [23]. Другими словами, признание в программных документах инноваций важным инструментом государственной политики пока не отражается в должной мере в структуре бюджетных расходов. Финансовыми приоритетами являются социальные, а также «силовые» статьи расходов (например, в 2009 г. 12,4 и 5,6% соответственно).
Полученные субъектами МСБ Иркутской области инвестиции преимущественно были направлены ими
на пополнение и обновление основных фондов (малые и средние предприятия приобретали в основном недвижимое имущество, а индивидуальные предприниматели - транспортные средства, оборудование и прочие основные средства); общая сумма вложений составила 15,7 млрд руб. Средние предприятия финансировали на свое развитие 45,8% от общей суммы всех инвестиций этих субъектов, малые предприятия (без микропредприятий) - 32,8%, и микропредприятия - 21,4% [12, с. 20].
Инвестиции в модернизацию производства в 2010-2011 гг. осуществляли 2/3 предприятий МСБ в Иркутской области, тем не менее, для половины субъектов малого и среднего бизнеса модернизация основных фондов по-прежнему остается актуальной проблемой. При этом более половины предприятий (около 56%), осуществлявших инновационную деятельность, инвестировали в технологические инновации (включая технологическую подготовку производства, приобретение патентов и лицензий) от 1 до 5% выручки.
Подводя итог, можно констатировать, что для активного развития инновационных субъектов МСБ необходимо решить следующие важнейшие задачи: во-первых, обеспечить правовую стабильность, обоснованность принимаемых законодательных и нормативных документов и безусловное их выполнение; во-вторых, создать оптимальные условия для развития бизнеса, в частности, подготовить квалифицированных работников, увеличить объемы финансирования (прежде всего за счет бюджетных средств). Для решения этих проблем необходимо улучшить статистическую работу и проводить анализ инноваций по всем видам деятельности МСБ, также ввести ежеквартальный мониторинг этих предприятий (в настоящее время Территориальное отделение Росстат в г. Иркутске -«Иркусткстат», сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводит один раз в пять лет). В целом данные мероприятия позволят улучшить инновационный климат как в масштабах страны, так и на региональном уровне, повысить эффективность инновационно-инвестиционной деятельности субъектов МСБ.
1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: фе-дер. закон от 25.02.1999 г. № 39-03 (с измен. и доп. от: 2.01.2000 г., 22.08. 2004 г., 2.02.2006 г., 18.12.2006 г., 24.07.2007 г., 17.06.2010 г., 23.07.2010 г., 18.07.2011 г., 19.07.2011 г., 6.12.2011 г., 12.12.2011 г.).
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ.
3. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 г. № 556.
4. О создании фонда поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства «Иркутский областной гарантийный фонд»: распоряжение Правительства Иркутской области от 26.10.2009 г. № 295/103-рп.
Библиографический список
5. Приказ министерства информационных технологий, инновационного развития и связи Иркутской области от 04.12.2012 г. № 22-мпр.
6. О предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат на осуществление инновационной деятельности, а также деятельности, способствующей инновационной деятельности: положение Правительства Иркутской области от 09.10.2009 г. № 285/64-пп.
7. Об областном конкурсе в сфере науки и техники: положение Администрации Иркутской области от 20 мая 2008 г. № 121-па.
8. Орлова Е. Р. Инвестиции: учеб. пособие. 5-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2008. 237 с.
9. Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. М.; Лондон; Франкфурт-на-Майне: Панпринт, 1998. 1064 с.
10. Регионы России. Социально-экономические показатели.
2010: стат. сб. Р32. М.: Росстат, 2010. 996 с.
11. Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. Р76. М.: Росстат, 2012. 786 с.
12. Малый и средний бизнес в Иркутской области: стат. сб. Иркутск: Иркутскстат, 2012. 31 с.
13. Иркутск в цифрах: стат. сб. Иркутск: Иркутскстат, 2005. 82 с.
14. Иркутская область. 70 лет. Юбилейное издание: стат. сб. К14. Иркутск: Иркутскстат, 2007. 272 с.
15. Инновационная и инвестиционная деятельность, масштабы, проблемы и перспективы развития: стат. сб. Иркутск: Иркутскстат, 2012. 12 с.
16. Малое и среднее предпринимательство в Иркутской области в 2011 г.: стат. сб. Иркутск: Иркутскстат, 2012. 54 с.
17. Инвестиции и строительство в Иркутской области. 19952011 гг.: стат. сб. Иркутск: Иркутскстат, 2012. 76 с.
18. Иркутский областной гарантийный фонд. Официальный сайт некоммерческой организации «Фонд поддержки субъектов МСБ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fondirk.ru/index.php/newss/374-2012-04-09-07-26-08
19. Список победителей второго конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский
университет». Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/niu/7168
20. Иркутскстат. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://irkutskstat.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_ts/irkutskstat/r esources/280c8a804edbbedb9ff19f3467c8ff84/%D0%A2%D0% В0%00%В1%00%ВВ%00%Б8%01 %86<^0%В0+%Е2%84% 96+%D0%9C%D0%9F-19.zip
21. Росстат. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/mon-sub/1.2.12.xls
22. Министерство информационных технологий, инновационного развития и связи Иркутской области. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.irkobl.ru/sites/it/innovatsionnaya_deyatelnost/nauchn yy-nauchno-obrazovatelnyy-i-innovatsionnyy-potentsial-irkutskoy-oblasti/
23. Отчет Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, 2011. Официальный сайт Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fasie.ru/o-fonde/otchety-fonda