Научная статья на тему 'Развитие федеральных целевых программ и инфраструктуры поддержки предприятий'

Развитие федеральных целевых программ и инфраструктуры поддержки предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
834
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРОГРАММНЫЙ БЮДЖЕТ / ЦЕЛЕВАЯ ПОДДЕРЖКА / ENTREPRENEURSHIP / FINANCE / BUDGET SOFTWARE / TARGETED SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майоров Александр Алексеевич

В статье рассматривается поддержка малого и среднего бизнеса в рамках «программных бюджетов» на основе целевых программ. Предполагается расширение базового минимума инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и создания региональных систем развития инновационного бизнеса. Автор обращает внимание на необходимость выработать в рамках программных бюджетов механизм финансирования малого и среднего бизнеса научной сферы для проведения поисковых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счёт бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Майоров Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of federal programs and support infrastructure enterprises

The paper considers the support of small and medium sized businesses within the "program budgets" based on the specific programs. Plans to expand the basic minimum infrastructure to support small and medium-sized businesses and the creation of regional systems of innovation business. The author draws attention to the need to develop program budgets within the funding mechanism for small and medium-sized sphere of science to conduct exploratory research and development activities at the expense of budget funds.

Текст научной работы на тему «Развитие федеральных целевых программ и инфраструктуры поддержки предприятий»

УДК 338.366.055.64

Майоров Александр Алексеевич

РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Оренбургский государственный аграрный университет

Преподаватель кафедры «Экономическая теория и управление» e-mail: ale5009@ya. ru

Аннотация. В статье рассматривается поддержка малого и среднего бизнеса в рамках «программных бюджетов» на основе целевых программ. Предполагается расширение базового минимума инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и создания региональных систем развития инновационного бизнеса. Автор обращает внимание на необходимость выработать в рамках программных бюджетов механизм финансирования малого и среднего бизнеса научной сферы для проведения поисковых научноисследовательских и опытно-конструкторских работ за счёт бюджетных средств.

Ключевые слова: предпринимательство, финансирование, программный бюджет, целевая поддержка.

Ресурс федеральных целевых программ (ФЦП) поддержки предпринимательства содержит целевые программы поддержки развития малого и среднего бизнеса и представляет собой федеральные институты развития, которые регламентируют государственную поддержку из федерального бюджета субъектам Российской Федерации для финансирования мероприятий в поддержку предприятий.

Каждая из федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых), муниципальных программ развития финансовой и имущественной поддержки и развития предпринимательства оказывает влияние на уровень его поддержки и развития в регионе.

С 2012 года Российская Федерация переходит к программному бюджету. Все бюджеты федерального, регионального уровня и даже местные бюджеты будут составляться только на основе целевых программ. Бюджет г. Москвы принятый на 2012 г. состоит из одних программ. Согласно новым «программным бюджетам» финансирование предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) будет происходить с учётом региональных стратегий развивающих рынок интеллектуальной собственности.

С помощью целевых программ можно будет получить бюджетную компенсацию на внедрение производственных технологий, обновление основных фондов, участие в выставках и т.д.

Обслуживание целевых программ поддержки предпринимательства осуществляет инфраструктура поддержки включающая различные некоммерческие и коммерческие организации, созданные при участии или без участия государства. К их числу относятся различные фонды, агентства, центры

© Майоров А.А.

развития предпринимательства, финансовые институты, кредитные учреждения, лизинговые компании, торгово-промышленные палаты и другие структуры поддержки, потенциал которых направлен на содействие малому и среднему бизнесу в получении финансовой, имущественной, правовой, информационной, консультативной и иной поддержки. Так, например, значимыми государственными институтами поддержки и развития предпринимательства на текущий момент являются: крупнейшие

государственные банки, Сбербанк, Внешторгбанк, МСП банк с 2004 года реализующий государственную программу финансовой поддержки малого и среднего бизнеса путём распределения средств через сеть коммерческих банков, микрофинансовых организаций, лизинговых компаний [1]; Г осударственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» с 2007 года финансирующая бизнес на ранних стадиях. Государственный фонд венчурных фондов Российской Федерации также служит источником финансирования различных инновационных форм бизнеса на ранней фазе развития. В малый бизнес средства компании инвестируются посредством частных венчурных фондов. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере является государственной некоммерческой организацией Российской Федерации, образованной специально для развития малого и среднего бизнеса и оказания финансовой поддержки в научно-технической сфере. Принципом деятельности фонда является государственно-частное партнёрство. Фонд реализует свыше 20 программ инновационного развития, которые направлены на создание инновационных предприятий; введение Объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, привлечение инвестиций в малый инновационный бизнес и т.д.

Инструментами государства, активизирующими развитие инфраструктуры на принципах частно-государственного партнёрства являются институты развития, к которым можно отнести гарантийно-залоговые фонды, бизнес-инкубаторы, региональные венчурные фонды, технопарки и другие структуры, которые в инвестиционном плане призваны выступать катализаторами инвестиций в приоритетных секторах предпринимательства.

Проиллюстрируем это на примере Оренбургской области, где в рамках областной целевой программы с общим объемом финансирования 70,92 млн. рублей создан самый большой в России по площади (около 9 тыс. кв.м.) бизнес-инкубатор с самой низкой арендной ставкой. Его площади расширяются, и совместно с Оренбургским государственным университетом создаётся технопарк. Для субъектов малого бизнеса это будет базой решения проблем. В городах Оренбурге и Орске Оренбургской области созданы бизнес-инкубаторы, имеющие значительные производственные площади. Но федеральная поддержка на создание подобных инкубаторов в 48 районах области не используется. Выделяемые средства не осваиваются, в результате этот механизм не адаптирован к каждой конкретной территории. Начинающие предприятия не могут получить на местах весь спектр услуг, начиная от консультаций и заканчивая микрокредитованием бизнеса. Доля инновационной

© Майоров А.А.

продукции в экономике области мала. Или другой пример, во всём мире хорошо работает механизм по субсидированию затрат на выставочноярмарочную деятельность. В Оренбургской области этот механизм малоэффективен. То же самое и с затратами на сертификацию по международным стандартам.

Правительство России, впервые, начиная со второго полугодия 2010 года, поощряет малый бизнес в лице производителей, экспортирующих промышленную (свою) продукцию выделением 2 млрд. руб. в виде государственной помощи. Деньги на эти цели в виде субсидий из федерального бюджета перечисляются в регионы. Прямая поддержка конкретно выражается в субсидировании затрат на участие в выставках за границей, финансировании работ по сертификации, регистрации и другим формам подтверждения соответствия продукции зарубежным стандартам, а также субсидирование затрат на защиту изобретений, разработку товарного знака и стимулирование развития инноваций малого бизнеса.

Применительно к Оренбургской области подтверждающих данных о том, как эта программа работает, мы не нашли. Продукцию, которая будет пользоваться спросом за рубежом, производят лишь единичные субъекты малого и среднего бизнеса, которые, если программа заработает, будут испытывать организационные, формальные трудности в получении субсидий для перемещения своих выставочных стендов за рубеж.

Между тем в Оренбургской области имеются малые предприятия с интересными технологическими разработками, производственные субъекты и малый агробизнес, проявляющие готовность при упрощении процедур субсидирования и выкупе правительством области выставочных площадей на главных зарубежных ярмарках получить доступ к крупным игрокам рынка и показать достижения социально-экономического роста территории.

Эффективность целевой поддержки предпринимательства снижает то обстоятельство, что в Оренбургской области не созданы все виды инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. В условиях текущего дня региональная система организации, планирования и формирования финансовой инфраструктуры имеет базовый минимум.

На данный момент в области заканчивается реализация областной целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009-2011 годы» [2]. В рамках её функционирования в 2009 году по инициативе правительства области для оказания прямой финансовой поддержки в реализации инвестиционных проектов предприятий малого и среднего бизнеса создан Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты предпринимательства так называемый Фонд смешанных инвестиций. Механизм частно-государственного партнёрства, лежащий в основе фонда содействия развитию инвестиций в субъекты предпринимательства (так называемого фонда смешанных инвестиций), имеет 3 источника формирования: 25% - средства федерального бюджета, 25% - регионального и 50% - средства частных инвесторов. Объём активов фонда с момента регистрации свыше 425 млн. рублей Финансирование малых и средних предприятий может

© Майоров А.А.

осуществляться путём приобретения за счёт активов фонда инвестиций акций российских акционерных обществ (ОАО, ЗАО) зарегистрированных и действующих на территории области. Срок существования фонда инвестиций 6 лет. Предоставления средств - 6 лет, по истечении которых приобретённые ценные бумаги (участвуют бездокументарные инвестиционные паи) превращаются в деньги и возвращаются пайщикам, при этом у предпринимателей на основании подписанного соглашения есть приоритет выкупа пая. Фонд имеет доход от доли в капитале компании. Средствами фонда распоряжается управляющая компания.

Эффективность данного финансового инструмента в том, что он долгосрочен, выдаётся на 6 лет, не требует в течение инвестиционного процесса возврата средств на погашение процентов по кредиту и скорости возврата вложенного капитала. За время работы фонда им рассмотрено более 50 предварительных заявок, из которых положительное решение имели всего около десяти ОАО получившие займы инвестиционного характера. Существование фонда в 2015 году прекращается.

Также в субъекте федерации работают некоммерческие организации «Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области» и «Оренбургский областной фонд поддержки малого предпринимательства», развивается система микрофинансирования. Благодаря поручительствам двух последних фондов в пределах выделенных бюджетных средств субъекты малого и среднего бизнеса получают в коммерческих банках ссуды, частично до 50% решая проблему залогового обеспечения.

Основные клиенты Гарантийного фонда - микропредприятия им фонд выдаёт микрозаймы преимущественно в сто тысяч рублей (при наличии обеспечения отвечающего требованиям фонда), не прибегая к помощи банков. Размер обеспечения должен превышать не менее чем в 1,5 раза сумму долга и процентов за пользование займом. При принятии в залог имущества, фонд может потребовать его страхования. Также Фонд поручается перед банками за те субъекты малого и среднего бизнеса у которых есть необходимость в кредите, но нет полновесного обеспечения. Г арантия фонда составляет не более 50% от обеспечения по кредиту (до 10 млн. рублей) и максимум на 3 года. Стоимость поручительства 3% от размера кредита.

Под поручительство «Оренбургского областного фонда поддержки малого предпринимательства» можно также получить не более 50% суммы кредита, остальную часть обеспечения должен составлять ликвидный залог имущества (недвижимость, транспорт, оборудование).

В итоге в рамках программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009-2011 годы», по состоянию на 1.01.2011 года малому бизнесу выдано 600 микрозаймов на сумму 180 млн. рублей. Представлено 99 поручительств на общую сумму 237,5 млн. рублей. Одобрено около 220 заявок на получение грантов на создание и развитие бизнеса на общую сумму в 39 млн. рублей [3].

Названные фонды, созданные с участием федерального и областного бюджета, в уставной капитал которых направлено около 300 млн. рублей и

© Майоров А.А.

привлечено около 200 млн. рублей из внебюджетных источников не оказывают значимого влияния на уровень развития малого бизнеса в регионе.

В частности, «неэффективной стороной» фонда содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего является то, что общества с ограниченной ответственностью (ООО) лишены возможности получать финансовую помощь фонда. По правилам фонда предприятия-претенденты на поддержку должны работать в форме открытых или закрытых акционерных обществ, в то время как практически все предприятия малого бизнеса существуют в форме ООО.

Переоформление ООО в ОАО и ЗАО занимает до 6 месяцев. При этом субъекты МБ не имеют к этому готовности. Малый бизнес, имеющий в активе интеллектуальный капитал и не имеющий производственного цикла, не получает средств фонда на дальнейшее создание интеллектуальной собственности. Стандарты оценки нематериальных активов в форме интеллектуальной собственности региональными фондами не выработаны. В активе фондов отсутствует статистика, позволяющая судить о поддержке малого бизнеса, создающего наряду с традиционными товарами, работами, услугами, прогрессивную интеллектуальную собственность. Объём вливаемых бюджетных средств в создание интеллектуальной собственности не прослеживается и не сказывается на уровне развития инновационного малого бизнеса в регионе.

Фондов содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере в регионе нет. Региональная системная поддержка развития инновационного малого бизнеса не прослеживается. Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия отсутствует. Понятно, что это не даёт оснований говорить о влиянии данных институтов государственной поддержки на развитие предпринимательства в регионе. И в тоже время обозначает проблему, при которой отсутствует механизм финансирования малого и среднего бизнеса научной сферы для проведения поисковых научноисследовательских и опытно-конструкторских работ за счёт средств местных фондов. Для сравнения приведём пример Ростовской области, где в помощь малому и среднему бизнесу действуют: 10 фондов поддержки малого бизнеса и фондов местного развития; 150 потребительских кооперативов, в том числе 86 кредитных; 21 агентство поддержки и развития МСБ; 20 информационноконсалтинговых центров по обслуживанию предприятий агробизнеса; 8 бизнес - инкубаторов; 2 технопарка; 3 инновационно-технологических центра с освоенными производственными площадями. Приведённые сравнительные данные свидетельствуют не в пользу Оренбургской области и позволяют делать вывод о том, что для эффективной политики развития предпринимательства в Оренбуржье необходимо расширять инфраструктуру поддержки малого бизнеса.

В частности, учитывая, что поддержка Оренбургского областного фонда содействия развитию инвестиций осуществляется исключительно в отношении капитализированных ОАО, остальной малый и средний бизнес, включая инновационный, остаётся без фондовой поддержки, на наш взгляд требуется

© Майоров А.А.

создание государственного учреждения на основе смешанных инвестиций, условно назовём его региональный «Центр поддержки операций с нематериальными активами для предприятий малого бизнеса» (далее Центр).

Функционально Центр будет обеспечить поддержку создания, коммерциализации и оборот интеллектуальной собственности малых предприятий. Нематериальные активы (НМА) малого бизнеса будут являться объектами торговых, кредитных, оценочных, меновых, залоговых, страховых, трансфертных, экспертных, регистрационных (патенты) и иных операций. Предполагается, что специализированный Центр должен будет за счёт собственных функций или с участием привлечённых государственных экспертов и специалистов обеспечивать страхование и оценку НМА малых предприятий первоначальную, восстановительную, рыночную, инвестиционную, страховую, которая бы повышала стоимость капитала инновационного бизнеса, его кредитоспособность. Оценка должна происходить одновременно с экспертизой на возможность региона использовать оцениваемый продукт интеллектуальной собственности.

Здесь имеем в виду дальнейшую за счёт Центра целенаправленную регуляцию инвестиционных процессов, за счёт частных инвестиций, венчурного капитала, государственного, муниципального заказа, субсидирования, грантов, обычного кредитования, франчайзинга, лизинга в развитие, создание и воспроизводство значимых для субъекта федерации НМА бизнеса с интеллектуальной составляющей.

Мы убеждены, что такой механизм поддержки малых и средних предприятий позволит запустить и активизировать инвестиционные ресурсы, направить их в социум. Тем более что НМА в форме результатов интеллектуальной деятельности могут оборачиваться (передаваться, продаваться) неограниченное число раз.

Список литературы:

1. О государственных банках России // Gos-banki.ru: все о госбанках России [сайт]. ЦКЬ: http://www.gos-banki.ru/ (дата обращения: 05.11.2011).

2. Закон Оренбургской области ««Об областной целевой программе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009 - 2011 годы»» от 29.09.2008 № 2403/513-1У-О3 // Южный Урал. - 2008 г. -№ 162. с изм. и допол. в ред. от 15.08.2011 № 726-пп.

3. Малый и средний бизнес Оренбургской области // Оренбуржье - портал

органов государственной власти [сайт]. ЦКЬ: http://www.orenburg-

gov.ru/magnoliaPublic/regportal/Info/Economics/Business.html (дата обращения: 04.11.2011).

© Майоров А.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.