УДК 346.26
И.Б. Эйдельман
СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ
В статье проанализированы положения спортивных федераций по агентской деятельности, выявлены общие тенденции и специфические черты локально-корпоративного регулирования, а также предложены пути решения отдельных проблем.
Ключевые слова: спорт, спортивный агент, агентский договор, спортивное право, спортивные федерации.
I.B. Eidelman
SPECIAL LEGAL REGIME OF AGENT ACTIVITY IN SPORT
The regulations of sport federations on agent activity are analyzed in the article, the general trends and specific features of the local-corporate regulation are revealed, and the ways of some problem solving are suggested. Key words: sport, sport agent, agency agreement, sports law, sport federations.
Исходя из фактически сложившегося в Российской Федерации правового регулирования агентской деятельности, можно прийти к заключению, что существуют два правовых режима агентских отношений в спорте: общий и специальный. Общий правовой режим означает, что к порядку осуществления агентской деятельности в спорте применяется только законодательство Российской Федерации о предпринимательской деятельности. Специальный режим дополняет общий нормами локально-корпоративного характера, созданными и обеспеченными ресурсами спортивных федераций.
Поскольку в большинстве видов спорта в России не разработаны специальные положения об агентской деятельности, спортивные агенты имеют статус индивидуального предпринимателя или действуют от имени юридического лица, что одновременно влечёт для них режим предпринимательской деятельности, установленный гражданским и налоговым законодательством.
Специальный правовой режим агентской деятельности в спорте в настоящее время продиктован несколькими основными принципами, которые напрямую вытекают из специфики агентских услуг и системы соответствующего вида спорта. Прежде всего, агентская деятельность подлежит особому учёту, что может проявляться в виде требования о прохождении аттестации, аккредитации или лицензирования и получения по итогам соответствующего документа. Такое императивное правило обеспечивается прямым запретом спортсменам и спортивным клубам со стороны спортивной федерации пользоваться услугами агентов, не прошедших разрешительную процедуру и не имеющих действующего документа, уполномочивающего их на агентскую деятельность в том или ином виде спорта. По аналогии с лицензионным законодательством Российской Федерации нормы специальной процедуры аттестации спортивных агентов содержат требования к личности соискателя. В целом, следует отметить тождественность подобных требований со стороны федераций спорта, однако имеются и существенные отличия.
Как правило, нормы спортивных федераций не различают агентов по национальному признаку, однако в некоторых случаях можно наблюдать предпочтение в пользу граждан Российской Федерации. Например, РФС, делая исключение из общего требования о российском гражданстве, установил, что приобрести статус футбольного агента вправе лишь иностранец, который постоянно проживает на территории России не менее двух лет, что должно быть подтверждено соответствующими документами [3, пп. «а» п. 1]. Тем не менее гражданство в указанном случае не будет иметь юридического значения, поскольку при получении лицензии РФС на осуществление агентской деятельности такой футбольный агент полностью подчиняется директивам РФС. Напротив, отдельный комплекс специальных норм РФС разработал для так называемых
«иностранных агентов», которые уже имеют разрешительную документацию на осуществление своей деятельности и не обязаны получать её повторно в РФС. Такое исключение предоставляется лишь в том случае, если футбольный агент получил лицензию в другой национальной спортивной ассоциации, состоящей в членстве ФИФА [3, ст. 21]. Однако указанное послабление не означает, что РФС лишён возможности воздействовать на такого иностранного агента. При наличии нарушений, перечисленных в п. 5 ст. 21 Регламента РФС по агентской деятельности, ему, по решению Комиссии РФС по деятельности агентов футболистов, может быть запрещено заниматься агентской деятельностью в футболе, причём не только в сфере юрисдикции РФС, но и с отнесением последствий его нарушения на национальный уровень того государства, где агент получил лицензию.
Следует иметь в виду, что подобные нормы закреплены практически во всех локально-корпоративных актах национальных футбольных федераций зарубежных стран, имеющих членство в ФИФА. Соответственно, это даёт возможность российским футбольным агентам, лицензированным РФС, осуществлять свою деятельность и на территории иностранных государств.
Несколько своеобразно решается вопрос с иностранными агентами в рамках РФБ. В этом случае требуется оформление удостоверения РФБ, подтверждающее статус баскетбольного агента, без проведения аккредитационных испытаний [2, п. 2.6]. Однако, в отличие от РФС, такое исключение возможно лишь в отношении тех агентов, которые получили лицензию ФИБА до вступления в силу локальных норм РФБ об агентской деятельности. Вместе с тем, учитывая, что ФИБА включает в себя членство довольно многих национальных баскетбольных федераций, агенты из зарубежных стран, оформляя свой профессиональный статус, одновременно оформляют лицензию международного класса, что позволяет им свободно заниматься агентской деятельностью в Российской Федерации, составляя существенную конкуренцию отечественным агентам. В силу данного обстоятельства РФБ ограничил календарно возможность агентов ФИБА легализовать свой статус в российском баскетболе до 2012 г. Это означает, что в настоящее время лицо, имеющее сертификат ФИБА о разрешении на осуществление агентской деятельности, на российском уровне обязано пройти процедуру аккредитации в РФБ в общем порядке [2, п. 2.6]. В то же время факт получения аккредитации на национальном уровне автоматически влечёт выдачу лицензии ФИБА для российских баскетбольных агентов, что выглядит несколько странным в свете тех обстоятельств, что в других зарубежных странах установлены собственные требования к личности баскетбольного агента. Поэтому оформление лицензии ФИ-БА даже на российском уровне не влечёт для агента практически никаких дополнительных прав и гарантий. Напротив, такое положение дополняет его профессиональные обязанности по соблюдению норм международного баскетбольного сообщества.
К сожалению, в рамках КХЛ говорить о таких возможностях спортивных агентов не приходится, поэтому в каждом конкретном случае необходимо обращать внимание на содержание актов спортивных федераций зарубежных стран. Своеобразной привязкой к юрисдикции Российской Федерации соискателя на получение аккредитации хоккейного агента служит норма о наличии факта государственной регистрации его предпринимательского статуса в России, при этом индивидуальный предприниматель должен также обладать одновременно статусом гражданина Российской Федерации [1, п. 4.1.3]. Отсюда можно сделать вывод, что КХЛ требует от будущих спортивных агентов исключительной правовой подчинённости национальным стандартам и правилам. Для сравнения - в рамках РФБ отсутствует как таковое требование о регистрации соискателя в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Соискатели на получение лицензии футбольного агента также могут не иметь предпринимательского статуса, однако обязаны его оформить после успешного прохождения аттестации и до момента фактического получения лицензии.
К принципу специального правового режима агентской деятельности в спорте также следует отнести обязательность страхования профессиональной ответственности агента. Подобное требование закреплено во всех спортивных федерациях, разработавших специальные нормы об агентской деятельности. Так, баскетбольные агенты обязаны иметь страховой полис на сумму в два миллиона рублей, однако срок его действия РФБ нормативно не закрепила, установив при этом, что второй и последующие страховые полисы должны быть оформлены на сумму в один миллион рублей. При этом нормы РФБ сформулированы таким императивным образом, что не позволяют спортивному агенту застраховать свою ответственность на большие суммы, чтобы повысить собственную профессиональную привлекательность перед потенциальными клиентами. КХЛ в части страховых обязательств хоккейных агентов установила, что на весь срок аккредитации агент должен иметь страховое покрытие в размере не менее пятисот тысяч рублей. Полную свободу футбольным агентам в части определения страховых условий предоставляет РФС. В отличие от КХЛ и РФБ, страхование ответственности футбольных агентов не ограничено никакими суммами, однако РФС установил, что страховой полис должен содержать такие условия, которые будут позволять обеспечивать все потенци-
альные риски профессиональной деятельности агента. Футбольный агент, вступая в профессиональные отношения с каждым конкретным клиентом, обязан обеспечить соблюдение данного страхового требования. Это означает, что при превышении имущественных рисков агент обязан изменить условия страхования своей ответственности пропорционально изменившимся условиям его деятельности.
В части обязательного страхования ответственности спортивных агентов следует также иметь в виду, что гражданское законодательство устанавливает обязанность заключения договора страхования лишь в тех случаях, которые прямо предусмотрены в законодательном порядке, что в очередной раз демонстрирует несогласованность локально-корпоративных требований спортивных федераций с действующим законодательством Российской Федерации.
Локальное регулирование агентской деятельности в спорте в настоящее время далеко от совершенства и требует существенного изменения подхода к созданию и реализации специальных спортивных норм. В этой связи требования об аккредитации и лицензировании спортивных агентов, их подчинения в порядке надзора спортивным организациям, несение ими регламентированной в локально-корпоративном порядке ответственности в виде денежных штрафов и дисквалификации становятся нелегитимными и не подлежат применению. Научной базой, способствующей такой модернизации нормотворчества в агентской деятельности, мы считаем целесообразным считать выводы и предложения, сформулированные в рамках настоящего исследования.
Проблема межотраслевой принадлежности национального спортивного права привела к ситуации, когда ни на законодательном, ни на подзаконном уровне не сформулированы базовые положения об организации спортивной агентской деятельности в стране. Вследствие этого её правовой основой сегодня выступают противоречивые и не согласованные между собой локальные нормы спортивных федераций. Несинхронный подход спортивных федераций к личности спортивных агентов ничем не оправдан, поскольку даже с учётом специфики соответствующего вида спорта агентская деятельность остаётся достаточно статичной и не предполагает подобных ограничений и запретов. При этом в большинстве существующих сегодня видов спорта, где фактически осуществляется или может осуществляться агентская деятельность, таких норм вообще не наблюдается. В данных видах спорта агентские отношения поставлены в зависимость от тех условий и правил, которые сформулированы непосредственно в агентском соглашении с каждым конкретным клиентом, что на национальном уровне является ущербным в силу того обстоятельства, что частичное регулирование агентских отношений ставит многих спортивных агентов в неравное экономическое положение. Исходя из этого, мы предлагаем восполнить данный пробел в праве общими критериями регулирования агентской деятельности в спорте путём принятия нормативно-правового документа, посвящённого основополагающим вопросам организации и осуществления агентской деятельности в спорте на подзаконном уровне.
К принципам специального правового режима агентской деятельности в спорте следует отнести обязательный особый учёт субъектов агентской деятельности в виде прохождения специальной регистрации в соответствующей спортивной федерации, а также обязательность страхования профессиональной ответственности агента. В части обязательного страхования ответственности спортивных агентов следует также иметь в виду, что ГК РФ устанавливает обязанность заключения договора страхования лишь в тех случаях, которые прямо предусмотрены в законодательном порядке, что в очередной раз демонстрирует несогласованность локально-корпоративных требований спортивных федераций с действующим законодательством Российской Федерации.
Литература
1. Временное положение об аккредитации хоккейных агентов. - Принято Континентальной хоккейной лигой в 2010 г.
2. Положение РФБ о регулировании деятельности агентов игроков в РФБ // Официальный сайт РФБ. -URL: http://www.basket.ru/ (дата обращения: 27.12.2012).
3. Регламент РФС по агентской деятельности. - Утверждён Постановлением Исполкома РФС № 131 от 16 декабря 2008 года с изменениями, утвержденными Постановлением Бюро Исполкома РФС №65/39 от 23 декабря 2010 года // Официальный сайт РФС. - URL: http://www.rfs.ru/rfs/documents/strategies/ (дата обращения: 25.08.2012).